Биография мухаммада с а в. Что стало причиной смерти пророка мухаммада

Всем известно, что в Исламе есть только два праздника: Ид аль-Адха и Ид аль-Фитр. Но день рождения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), хотя и не именуют его как праздничный, – ценнее и значимее. Потому что тот, кто пришёл со всеми праздниками, милостью и всеми благами к человечеству, является любимцем Аллаха – это Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). Если бы не рождение благородного Пророка (мир ему и благословение), то не было бы ни ночи Предопределения, ни исламских праздников, ни ночного Путешествия и Вознесения на небеса, ни завоевания Мекки, ни битвы при Бадре, ни даже мусульманской общины вообще. Всё самое лучшее, что мы только имеем, связано с этой величайшей личностью. Пророк (мир ему и благословение) является источником всех великих благ.

Шейх Мухаммад бин Алявий аль-Малики

Рабиуль-авваль – это месяц, в котором появился на этой Земле ﷺ , последний из Божьих посланцев, печать всех пророков .

Это произошло в понедельник, двенадцатого числа месяца рабиуль-авваль по лунному календарю, что соответствует 24 апреля 571 года по григорианскому календарю.

Абдул Фарадж ибн Джавзи тоже даёт большую оценку проявляющим любовь к Пророку (мир ему и благословение) и говорит: «Из особенностей проведения мавлида является и то, что мероприятие это является защитой и причиной к скорейшему достижению цели».

Кто впервые возвеличил день рождения Пророка (мир ему и благословение)?

Благодарность Аллаху выражается разными способами: совершением земного поклона, соблюдением поста, раздачей милостыни, чтением

В Шариате не вменяется в обязанность дважды совершать обряд акика – жертвоприношения по случаю рождения ребёнка . Это действие, совершённое Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение), исламские учёные приводят как пример проявления им благодарности Господу за себя и милость, оказанную ему.

Одним из достоинств пятничного дня, которое дошло до нас от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), является сказание: «…и в пятницу был создан Адам (мир ему)…». Из этого тоже следует, что Пророк (мир ему и благословение) почтил, возвеличил время, о котором достоверно известно, что в нём родился кто-то из пророков Аллаха , мир им всем. В таком случае как же необходимо почитать день, в котором родился наилучший из всех пророков, венец рода человеческого и достойнейший из всех посланников!

Таких примеров и доводов, которые переданы нам от самого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), его сподвижников и великих учёных последующих поколений, бесчисленное множество.

В завершение приведём аят из Священного Корана , который обязывает нас выражать радость и благодарность за Посланника Аллаха (мир ему и благословение) : «Ты скажи, о Мухаммад: " Вы радуйтесь тому благу и той милости, которыми вас одарил Аллах " ».

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Пророк Мухаммед родился в 570 году в Мекке. Его семья была небогатой, но довольно знатной, принадлежала клану Хашим племени Курайш. Отец Мухаммеда Абдаллах умер во время торговой поездки незадолго до его рождения, и мальчик оказался под опекой деда Шейба ибн Хашим аль-Кураши (известного также как Абд аль-Муталлиб), главы клана Хашим. Климат Мекки считался неблагоприятным для маленьких детей, и в шестимесячном возрасте Мухаммеда передали на воспитание кормилице в семью кочевников. Мать Мухаммеда Амина умерла, когда мальчику было шесть лет, а через два года Пророк Мухаммед пережил еще одно крупное горе - смерть деда и опекуна Абд аль-Муталлиба. Опекуном мальчика стал Абу Талиб — сын Абд аль-Муталлиба, дядя Мухаммеда и новый глава клана Хашим. Абу Талиб был довольно крупным торговцем того времени, он водил караваны и нередко брал с собой в деловые поездки Мухаммеда.

Примерно к двадцати годам Пророк Мухаммед начал вести самостоятельную жизнь, без формальной опеки со стороны дяди. К тому времени он уже был довольно сведущ в торговле, умел водить караваны, но не имел достаточно средств, чтобы вести дела самостоятельно. Поэтому юноша был вынужден наниматься к более зажиточным торговцам. В 595 году Мухаммед стал вести дела богатой мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлид, которая была настолько покорена его характером, умом и честностью, что предложила жениться на ней. Хадидже было в то время 40 лет, Мухаммеду - 25. Хадиджа родила Мухаммеду несколько сыновей, скончавшихся в младенчестве, и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатиму. Пока Хадиджа была жива (она скончалась в 619 году), Мухаммед не имел других жен.

Пророк Мухаммед был склонен к уединенным благочестивым размышлениям и часто проводил в одиночестве по несколько дней, а раз в году - и целый месяц, в пещере на склоне горы Хира, у подножия которой лежит Мекка. По преданию, в 610 году, когда Мухаммеду исполнилось около 40 лет, ему во сне было видение, и он услышал обращенный к нему призыв: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил - сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал» (96:1-5). Это послужило началом целой серии откровений, продолжавшихся до самой смерти Мухаммеда в 632 году. Примерно в 650 году эти откровения были записаны и собраны воедино в священную книгу мусульман - Коран.

Первоначально Пророк Мухаммед испугался начавшихся откровений и сомневался в их происхождении, думая, что им овладели джинны (злобные духи), однако жена Мухаммеда Хадиджа помогла мужу справиться с сомнениями и убедила его, что безымянный призрак был ангелом Джибраилом (Гавриил), а его видения исходили от Бога. Мухаммед уверился, что избран Богом в качестве посланника (расул Аллах) и пророка (наби), чтобы нести людям его слово. Первые откровения провозглашали величие единственного и единого бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие, убеждали в неотвратимости Судного дня, предупреждали о грядущем воскресении мертвых и наказании в аду всех, кто не верует в Аллаха.

Поначалу соплеменники воспринимали проповедь Пророка Мухаммеда с насмешкой, но постепенно вокруг него образовалась постоянная группа сторонников, призпавав-ших в нем пророка и внимательно слушавших его откровения. Мекканская верхушка почувствовала опасность этих проповедей, грозивших уничтожить одну из основ мекканской торговли - культ аравийских божеств, и начала притеснять последователей Пророка Мухаммеда — мусульман. Сам Мухаммед находился под защитой своего клана и его главы - дяди Абу Талиба, который, хотя и не принял ислам, считал своей обязанностью защищать члена своего рода. Примерно в 619 году умерли жена Мухаммеда Хадиджа и Абу Талиб, главой клана Хашимов стал Абу Лахаб, который отказал Мухаммеду в покровительстве.

Пророк Мухаммед стал искать сторонников вне Мекки. Он обращался с проповедью к торговцам, приезжавшим в город по делам, пытался проповедовать в других городах и становился все более известным. Примерно в 621 году группа жителей крупного оазиса Йасриб, расположенного примерно в 400 км к северу от Мекки, пригласила Мухаммеда выступить в качестве третейского судьи в их затянувшемся и запутанном межклановом конфликте. Они согласились призвать Мухаммеда пророком Аллаха и передать ему в руки управление своим городом. Сначала в Йасриб переселились большинство мекканских мусульман, а сам Мухаммед прибыл туда в 622 года. С первого месяца (мухаррам) этого года по лунному календарю мусульмане стали отсчитывать годы новой эры по хиджре (переселение), то есть по году переселения Пророка Мухаммеда из Мекки в Йасриб, который стал называться Мадинат ан-наби (Город пророка), или просто аль-Мадина (Медина) - Город.

Пророк Мухаммед постепенно превращался из простого проповедника в политического лидера общины (уммы). Главной его опорой были пришедшие с ним из Мекки мусульмане - мухаджиры и мединские мусульмане - ансары. В Медине был построен дом Мухаммеда, около него воздвигнута первая мечеть, установлены основы мусульманского ритуала - правила молитвы, омовения, поста и т. д. В откровениях, которые посещали Пророка Мухаммеда, подробно разъяснялись правила жизни общины: принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания, провозглашались запреты на ростовщичество, азартные игры, вино, употребление в пищу свинины.

Пророк Мухаммед поначалу надеялся найти поддержку у иудеев Медины и даже подчеркнуто избрал киблой (направлением, которое надо соблюдать при молитве) Иерусалим, однако они отказались признать в Мухаммеде пророка и даже вступили в контакт с мекканцами - врагами Мухаммеда. Ответом на это был постепенный разрыв. Пророк Мухаммед все отчетливее стал говорить об особой роли ислама и его самостоятельности как отдельной религии. Иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам объявляется исправлением допущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес субботе устанавливается особый мусульманский день для общей молитвы - пятница, главной святыней ислама провозглашается мекканская Кааба, которая становится киблой. Кааба представляет собой каменное здание высотой 15 м. В восточный угол здания вделан «черный камень» (оплавленный метеорит) - главный предмет поклонения в аль-Каабе. Согласно мусульманским легендам, «черный камень» - это белый яхонт из рая, дарованный Аллахом Адаму, когда тот, сброшенный на , добрался до Мекки. Черным камень стал позже из-за грехов и порочности людей, чтобы они не увидели рай, который можно было рассмотреть в глубине камня (увидевший рай должен попасть туда после смерти).

Одной из главных религиозных и политических задач Мухаммеда стало освобождение Мекки от господства многобожников и очищение Каабы от языческих идолов и ритуалов. К борьбе с неверующими мекканцами Пророк Мухаммед стал готовиться с самого начала жизни в Медине. В 623 году начинаются нападения мусульман на мекканские торговые караваны (газават - ми. ч. от газва - набег). В 624 году при Бадре небольшой мусульманский отряд, возглавляемый Мухаммедом, одерживает победу над мекканским ополчением, несмотря па численное превосходство мекканцев. Эта победа была воспринята как доказательство того, что Аллах на стороне мусульман. В ответ мекканцы в 625 году подошли к Медине, и около горы Ухуд состоялось сражение, в котором мусульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. Военное поражение было связано и с внутренними сложностями в лагере мусульман. Часть мединцев, первоначально охотно принявшая ислам, была недовольна единовластием Пророка Мухаммеда и поддерживала тесные связи с мекканцами. Эта внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем «лицемеры» (мунафикун).

В течение нескольких лет Пророк Мухаммед собирал силы для решительной борьбы с Меккой, укрепляя свое положение в Медине и обеспечивая себе поддержку многих кочевых племен. В 628 году большое войско двинулось в сторону Мекки и остановилось неподалеку - в месте, называемом Худайбийа. Переговоры между мекканцамн и мусульманами завершились заключением соглашения о перемирии, согласно которому Мухаммед обязался прекратить наступление и отказаться от боевых действий против Мекки. За это мекканцы давали мусульманам возможность совершить паломничество к Каабе. Ровно через год Мухаммед и его сподвижники совершили в соответствии с договором малое паломничество (умра).

Тем временем сила мединской общины крепла. Были завоеваны богатые оазисы, лежавшие к северу от Медины, все новые и новые кочевые племена становились союзниками Пророка Мухаммеда. В этих условиях продолжались тайные переговоры Мухаммеда с мекканцами, многие из которых открыто или тайно принимали ислам. В начале 630 года мусульманское войско беспрепятственно вошло в Мекку. Мухаммед даровал прощение многим бывшим врагам, совершил поклонение Каабе и очистил ее от языческих идолов.

Однако Пророк Мухаммед не вернулся жить в Мекку и лишь однажды, в 632 году, совершил одно паломничество в Мекку. Победа над Меккой еще более укрепила уверенность Мухаммеда в себе и подняла его религиозный и политический авторитет в Аравии. В Мекку приехали вожди разных кланов и мелкие правители, чтобы договориться о союзе; многие из них выразили готовность принять ислам. В 631-632 гг. значительная часть Аравийского полуострова в большей или меньшей степени оказывается включенной в политическое образование, возглавляемое Мухаммедом.

В последние годы жизни Пророк Мухаммед готовил военную экспедицию против Сирии с целью распространения власти ислама на север. В 632 года Мухаммед после непродолжительной болезни неожиданно скончался (существует предание, что он был отравлен). Похоронен он в главной мечети Медины (Мечети пророка).

Скачать статью в формате:

На самом ли деле Пророк Мухаммад (с) был похоронен в комнате Аиши?

Краткий ответ:

  1. Относительно того, кому принадлежала комната, в которой похоронен Пророк (с), существуют разногласия.
  2. Сунниты считают, что эта комната принадлежала Аише.
  3. Некоторые шиитские исследователи, ссылаясь на достоверные книги суннитов, утверждают другое. Ниже мы приведем их разъяснения по этому поводу.
  4. В дискуссии между учеником имама Садыка (мир ему!) Фаддалом и Абу Ханифой указывается на то, что место захоронения Умара и Абу Бакра было насильственно ими присвоено.

Полный ответ:

Относительно того, кому принадлежала комната, в которой похоронен Пророк (с), существуют разногласия

Версия суннитов

Сунниты убеждены, что Пророк (с) был захоронен в комнате, принадлежащей Аише, аргументируя это хадисом из Бухари от Аиши:

قَالَتْ عَائِشَةُ لَمَّا ثَقُلَ النَّبِىُّ - صلى الله عليه وسلم - وَاشْتَدَّ وَجَعُهُ اسْتَأْذَنَ أَزْوَاجَهُ أَنْ يُمَرَّضَ فِى بَيْتِى فَأَذِنَّ لَهُ ، فَخَرَجَ بَيْنَ رَجُلَيْنِ تَخُطُّ رِجْلاَهُ الأَرْضَ ، وَكَانَ بَيْنَ الْعَبَّاسِ وَرَجُلٍ آخَرَ . قَالَ عُبَيْدُ اللَّهِ فَذَكَرْتُ ذَلِكَ لاِبْنِ عَبَّاسٍ مَا قَالَتْ عَائِشَةُ فَقَالَ لِى وَهَلْ تَدْرِى مَنِ الرَّجُلُ الَّذِى لَمْ تُسَمِّ عَائِشَةُ قُلْتُ لاَ. قَالَ هُوَ عَلِىُّ بْنُ أَبِى طَالِبٍ .

«Когда состояние Пророк (с)а ухудшилось, то он с разрешения своих жен, поселился у меня, чтобы здесь провести свои последние дни. Он направился (ко мне), опираясь на плечи Аббаса и другого мужчины , а его ноги (от слабости) волочились по земле». Убайдулла сказал: «я сказал об этом Ибн Аббасу». Он спросил: «Знаешь ли ты, кто был тот мужчина, чье имя Аиша не упоминает в хадисе?» Я сказал: «Нет». Он сказал: «Это был Али ибн Абу Талиб ».

«Сахих аль Бухари», том 1, стр. 162, хадис 665 -

Следует отметить, Бухари упоминает данный хадис в нескольких местах своей книги. Однако, в книге много противоречий, на которые мы не будем указывать здесь. Только обратим ваше внимание на то пренебрежение и нежелание Аиши указывать имя Имама Али (мир ему!). Ахмад ибн Ханбал пишет:

هُوَ عَلِيٌّ وَلَكِنَّ عَائِشَةَ لَا تَطِيبُ لَهُ نَفْسًا.

Ибн Аббас сказал:

«Это был Али, но Аиша не любит произносить его имени».

«Муснад ибн Ханбал», том 6, стр. 228. -

Ибн Са’д также пишет:

هو علي ، إن عائشة لا تطيب له نفسا بخير .

Ибн Аббас сказал: «Это был Али, но Аиша не любит упоминать о нем хорошо ».

«Ат-табакат аль кубра», том 2, стр 232 -

Ибх Хаджар передает также от Аз Захри, который сказал:

ولكنها لا تقدر على أن تذكره بخير

"Но она не может упоминать о нем хорошо".

Ибн Хаджар, Фатхуль бари, Книга: главы об общественной молитве, хадис 634, том 2, стр. 156, изд-во Дарул марифа, Бейрут, 1379 г.х., в 13-ти томах -

Также, Абдур Раззак в своем Мусаннафе пишет:

قال الزهري وأخبرني عبيد الله بن عبد الله بن عتبة أن عائشة أخبرته قالت أول ما اشتكى رسول الله صلى الله عليه و سلم في بيت ميمونة فاستأذن أزواجه أن يمرض في بيتي فأذن له قالت فخرج ويد له على الفضل بن عباس ويد أخرى على يد رجل آخر وهو يخط برجليه في الأرض فقال عبيد الله فحدثت به بن عباس فقال أتدري [ ص 430 ] من الرجل الذي لم تسم عائشة هو علي بن أبي طالب ولكن عائشة لا تطيب لها نفسا بخير

Передают от Аиши: «Когда состояние Пророка (с) ухудшилось, то он с разрешения своих жен, поселился у меня, чтобы здесь провести свои последние дни. Он направился (ко мне), опираясь на плечи Аббаса и другого мужчины, а его ноги (от слабости) волочились по земле». Убайдулла сказал, что он спросил Абдуллу ибн Аббаса: «Знаешь ли ты, кто был тот мужчина, чье имя Аиша не упоминает в хадисе?» Сказал: «Это был Али, но Аиша не любит упоминать о нем хорошо».

Мусаннаф, Абдур Раззак, том 5, стр. 429-430, изд-во Мактабул ислами, Бейрут, 1403, в 11-ти томах -

Версия шиитов

Некоторые шиитские исследователи считают, что комната, в которой захоронен Пророк (с), не принадлежала Аише, потому что:

Во-первых, когда в хадисе употребляется выражение «дар ан-наби» (жилье Пророка), или другие обороты, то имеется ввиду, непосредственно его личное пространство, т.е. комната, принадлежащая ему. В противном случае, в хадисе употреблялось бы «дом Аиши», или «дом Умм Саламы», и т.д.

В доказательство приведем пример:

أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ يُصَلِّي ذَاتَ لَيْلَةٍ فِي حُجْرَتِهِ فَجَاءَ أُنَاسٌ فَصَلَّوْا بِصَلَاتِهِ فَخَفَّفَ فَدَخَلَ الْبَيْتَ

«Однажды ночью Пророк (да благословит Аллах его и приветствует!) молился в своей комнате (худжра – комната, по-арабски). Тут к нему пришли люди и присоединились к нему и стали молится за ним. Тогда он стал молится быстрее, и закончив вошел в дом (байт – дом, по-арабски)».

«Муснад ибн Ахмад», том 3, стр. 103, хадис 11567 - http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?bk_no=6&ID=41&idfrom=11503&idto=13597&bookid=6&startno=64 http://islamport.com/w/mtn/Web/3010/12103.htm

عن ربيعة بن كعب الأسلمي : كنت أبيت عند حجرة النبي فكنت أسمعه إذا قام من الليل يقول : سبحان الله رب العالمين.

От Рабиа ибн Ка’ба аль Аслами: «Я ночевал у комнаты Пророка и слышал, как, проснувшись ночью, Пророк (с) говорил: «Пречист Аллах, Господь миров!».

«Сунан ан-нисаи», том 3, стр. 209, изд-во Дару кутубил илмиййа, Бейрут, 1991, издание первое, в 6-ти томах - http://islamport.com/w/mtn/Web/3000/2103.htm

Во-вторых, самым близким из домов к дому Пророка (с), был дом Али (мир ему!).

جاء رجل إلى ابن عمر فسأله عن عثمان ... ثُمَّ سَأَلَهُ عَنْ عَلِىٍّ ، فَذَكَرَ مَحَاسِنَ عَمَلِهِ قَالَ هُوَ ذَاكَ ، بَيْتُهُ أَوْسَطُ بُيُوتِ النَّبِىِّ - صلى الله عليه وسلم - . ثُمَّ قَالَ لَعَلَّ ذَاكَ يَسُوؤُكَ . قَالَ أَجَلْ . قَالَ فَأَرْغَمَ اللَّهُ بِأَنْفِكَ ، انْطَلِقْ فَاجْهَدْ عَلَىَّ جَهْدَكَ.

«Некто пришел к Ибн Умару и поинтересовался об Усмане, затем спросил про Али. Он стал рассказывать о его достоинствах и добродетелях, добавив: «Его дом, был самым близкорасположенным к дому Пророка, но, может быть, это не так устраивает тебя». «Да, это так», - сказал он. Сказал: «Назло тебе это именно так».

Сахих Бухари, Книга: достоинства сподвижников, глава: "достоинства Али (мир ему!) Ибн Абу Талиба (ра)", хадис 3501, том 3, стр. 1358, изд-во Дару Ибн Касир, 1993, в семи томах. -

Ибн Хаджар пишет:

رواية العلاء بن عيزار قال : سالت ابن عمر عن علي . فقال : انظر الي منزله من نبي الله ليس في المسجد غير بيته .

Предание Ула ибн Изара передает, что он сказал: «Я спросил у Ибн Умара про Али, и он сказал: «Посмотри на расположение его дома и дома Пророка, в мечети нет больше домов, кроме дома Али».

Фатх аль бари», том 7, стр. 91 -

«Затем сказал: «Вот дом Посланника Аллаха в мечети, а вот дом Али».

«Мустадрак», том 3, стр. 51

Из приведенных выше хадисов становится очевидно, что дом Али (мир ему!) и Фатимы (мир ей!) был в непосредственной близости от дома Пророка (с). Следует отметить, что в доме Пророка (саас) для Фатимы также была отведена комната, которая сохранилась до наших дней в мечети Пророка (с) и носит имя «комната Фатимы».

В-третьих, опираясь на суннитские источники, смерть Пророка (с) произошла в комнате, принадлежащей самому Пророку (с) и находящейся в его доме. В хадисе от Умара приводится:

فبينما نحن في منزل رسول الله إذا رجل ينادي من وراء الجدار أن أخرج إليّ يا ابن الخطاب . . . فإن الأنصار اجتمعوا في سقيفة بني ساعدة ، فأدركوهم قبل أن يحدثوا أمرا ....

«В то время, когда мы были в доме Пророка (с), кто-то крикнул из-за стены: «Ибн Хаттаб выходи ко мне… Ансары собрались в Сакифе бани сааде, поскорее иди к ним, чтобы не произошло чего-нибудь!».

«Фатх аль бари», том 7, стр. 30, изд-во Дарул марифа, Бейрут, 1379 г.х., в 13-ти томах - http://islamport.com/w/srh/Web/2747/3778.htm , «Тарих дамашк», том 30, стр. 282, также предание от Ибн Хаббана, том 2, стр. 155

В-четвертых, признание Аиши того факта, что Пророк (с) был захоронен в своей комнате.

« لقد نزلت آية الرجم ورضاعة الكبير عشرا ولقد كانت في صحيفة تحت سريري ، فلما مات رسول الله وتشاغلنا بموته دخل داجن فأكلها

«Аяты о наказании путем закидывания камнями и о взрослом вскормленнике были записаны и хранились у меня под кроватью, но в день, когда Пророк (с) умирал, мы были заняты так, что в комнату пробрался баран и съел свитки с аятами ».

«Сунан Ибн Маджа», том 1, стр. 625 - http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?bk_no=5&ID=638&idfrom=1933&idto=1934&bookid=5&startno=1 , «Аусат Ат-табарани», том 8, стр. 12, «Маснад Аби Я’ли», том 8, стр. 64, «Мухалла», том 11, стр. 236, также сказал: «Этот хадис достоверный». «Лисан аль араб», том 7, стр. 33, «Нихаят Ибн Асир», том 2, стр. 87

Рассмотрев внимательно хадис, становится ясно, что если смерть Пророка (с) произошла бы в комнате Аиши, то как барану удалось зайти в комнату, полную людей, и съесть свитки?

В-пятых, во многих источниках указывается на то, что комната Пророка (с) имела две двери. Когда мусульмане, которые совершали поминальную молитву над его телом, группами заходили в одну дверь, то выходили из другой. Также в некоторых источниках мы видим, что в комнате Аиши была всего одна дверь, и находилась она в ином направлении, чем комната Пророка (с).

قَالُوا كَيْفَ نُصَلِّي عَلَيْهِ قَالَ ادْخُلُوا أَرْسَالًا أَرْسَالًا قَالَ فَكَانُوا يَدْخُلُونَ مِنْ هَذَا الْبَابِ فَيُصَلُّونَ عَلَيْهِ ثُمَّ يَخْرُجُونَ مِنْ الْبَابِ الْآخَر.

«Когда Пророк (с) покинул этот мир, группа людей сказала: «Как же мы будем совершать поминальную молитву над его телом?» Им отвечали: «Группами». Так, они заходили группами в одну дверь и (прочитав молитву) выходили в другую дверь».

«Муснад ибн Ахмад», том 5, стр. 81, хадис 19838 - http://library.islamweb.net/hadith/display_hbook.php?bk_no=121&pid=61939&hid=20268 , «Тарих дамашк», том 4, стр. 296 - http://library.islamweb.net/hadith/display_hbook.php?bk_no=798&pid=376163&hid=2888 , «Усд аль габа», том 5, стр. 254, Маджмауз заваид, Хейсами, том 9, стр. 37, Хейсами сказал: хадис передал Ахмад, передатчики являются передатчиками сахих Бухари - http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?bk_no=87&ID=2856&idfrom=14393&idto=14422&bookid=87&startno=20

Хейсами, повествуя этот хадис, говорит:

رواه أحمد ، ورجاله رجال الصحيح

«Хадис передал Ахмад, передатчики являются передатчиками сахих Бухари».

«Маджма’ аз-заваид», том 9, стр. 37 - http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?bk_no=87&ID=2856&idfrom=14393&idto=14422&bookid=87&startno=20

В-шестых, комната Аиши, в отличии от комнаты Пророка (с), располагалась в направлении Шама (т.е. в южном углу мечети, в направлении киблы. Следовательно, дверь выходила в мечеть).

فسألته عن بيت عائشة فقال : كان بابه من وجهة الشام فقلت : مصراعا كان أو مصراعين ؟ قال : كان بابا واحدا . قلت : من أي شئ كان ؟ قال : من عرعر أو ساج.

«Я спросил его о комнате Аиши, на что он ответил: «Дверь ее комнаты выходила в сторону Сирии».

Я спросил: «Сколько выходов там было?» «Один», - последовал ответ.

http://islamport.com/w/mtn/Web/2985/1128.htm , «Имта аль асма», том 10, стр. 92, «Субуль аль худа», том 3, стр. 349, «Самт ан-нуджум аль аввали», стр. 218

Албани исследуя данный хадис пишет:

«Достоверный».

«Аль адаб аль муфрад лил Бухари», стр. 272, изд-во Дару башаирил ислами, Бейрут, 1989, водном томе, с комментариями Насируддина Албани - http://islamport.com/w/mtn/Web/2985/1128.htm , Сахих аль Адаб аль муфрад, Насируддин Албани, том 1, стр. 287, изд-во Дару Сиддик, издание первое, 1421 - http://islamport.com/w/alb/Web/2383/289.htm

Итак, из вышеприведенного хадиса следует, что:

А) Относительно той части хадиса, где говорится: «Я спросил его о комнате Аиши», то она означает, что человек, задающий такой вопрос был уверен – комната Аиши, которая известна сегодня как место захоронения Пророка (с), не является таковой. Поэтому он и спросил о ее комнате.

Б) Из предания можно установить, что комната находилась в северной части мечети, т.е. в направлении Сирии.

В-седьмых, Бухари, Ахмад, и автор «Табаката» передают от слуги Пророка (с) Анаса ибн Малика, что между комнатами Пророка (с) и Аиши было значительное расстояние. Так он описывает церемонию женитьбы Пророка (с) на Зейнаб бинт Джахш. И то, что комната Пророка (с) в которой праздновали гости была отдалена от комнаты Аиши. Более того ее комната находилась вне мечети. После пира, Пророк (с) направляется в комнату Аиши, но видя, что гости не ушли, а отдыхают в его комнате, направился к комнате Аиши. Тогда был ниспослан аят: «Если же вас пригласят, то входите, а когда поедите, то расходитесь».

«Ахзаб», аят 52

В хадисе приводится:

فَمَشَى رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - وَمَشَيْتُ مَعَهُ حَتَّى جَاءَ عَتَبَةَ حُجْرَةِ عَائِشَةَ ، ثُمَّ ظَنَّ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - أَنَّهُمْ خَرَجُوا فَرَجَعَ وَرَجَعْتُ مَعَهُ ، حَتَّى دَخَلَ عَلَى زَيْنَبَ فَإِذَا هُمْ جُلُوسٌ لَمْ يَتَفَرَّقُوا ، فَرَجَعَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - وَرَجَعْتُ مَعَهُ ، حَتَّى بَلَغَ عَتَبَةَ حُجْرَةِ عَائِشَةَ ، فَظَنَّ أَنْ قَدْ خَرَجُوا ، فَرَجَعَ وَرَجَعْتُ مَعَهُ ، فَإِذَا هُمْ قَدْ خَرَجُوا ، فَأُنْزِلَ آيَةُ الْحِجَابِ ، فَضَرَبَ بَيْنِى وَبَيْنَهُ سِتْرًا

«Пророк (с) пошел, и я последовал за ним, пока мы не дошли до комнаты Аиши. Он подумал, что гости ушли и вернулся. И я вернулся вместе с ним. Потом он зашел к Зейнаб, и увидел, что никто из гостей не ушел. Пророк (с) вернулся и я шел вместе с ним, пока мы не дошли до комнаты Аиши. Он подумал, что они ушли, вернулся, и я вернулся вместе с ним. Тут, гости ушли, и был ниспослан аят о «хиджабе». После этого он установил между нами перегородку».

«Сахих аль Бухари», том 5, стр. 2303, хадис 5884, изд-во Дару Ибн Касир, 1993, - http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?idfrom=5984&idto=5986&bk_no=0&ID=3477 , «Муснад ибн Ахмад», том 3, стр.168, «Ат-табакат аль кубра», том 8, стр. 104

Аиша после смерти Пророка (с) продала свою комнату Муавие. Разве возможно, чтобы была продана комната, в которой был похоронен Пророк (с)?

واشترى (معاوية ) من عائشة منزلها ، يقولون بمائة وثمانين ألف درهم ويقال بمائتي ألف درهم وشرط لها سكناها حياتها

«Муавия купил у Аиши комнату, принадлежащую ей. Говорят, он купил ее за 180 тысяч дирхемов, а также говорят, что за 200 тысяч, но с условием, что Аиша будет жить там до самой смерти».

«Ат-табакат аль кубра», Ибн Саад, том 8, стр. 165 - http://library.islamweb.net/hadith/display_hbook.php?bk_no=82&pid=44553&hid=10159

Вывод

Итак, подведя итог, можно утверждать, что «дом Пророка» (саас), о котором идет речь в выше приведенных хадисах и есть та комната, которая принадлежала исключительно ему. Это значит, что впоследствии правители, подобно тому как прибрали к рукам мечеть Пророка (с), захватили и его комнату, чтобы Бани Хашим не смогли с помощью этого достичь своих целей. Аиша, дочь правителя стала претендовать на комнату Пророка (с), халифы поддержали ее. Они лишили Фатиму Захру и Али (мир им!) всего. И это при том, что комната Аиши была на другой стороне мечети, а именно на стороне киблы.

Смуте Али (мир ему!) предпочел молчание, подобно тому, как в отношении своего руководства он смирился, следуя наставлениям Пророка (с). Пока не придет долгожданный Худжат ибн Хасан и не раскроет тайное.

Диспут Фаддала и Абу Ханифы

Итак, в качестве дополнения к нашему исследованию приведем диспут Фаддала, одного из учеников Имама Садика (мир ему!) и Абу Ханифы, который наилучшим образом служит аргументом того, что Абу Бакр и Умар захоронены в насильно присвоенном месте.

وروي : أنه مر فضال بن الحسن بن فضال الكوفي بأبي حنيفة وهو في جمع كثير ، يملي عليهم شيئا من فقهه وحديثه.

فقال - لصاحب كان معه - : والله لا أبرح حتى أخجل أبا حنيفة . فقال صاحبه الذي كان معه : إن أبا حنيفة ممن قد علت حاله ، وظهرت حجته.

قال : صه ! هل رأيت حجة ضال علت علي حجة مؤمن ؟ ! ثم دنا منه فسلم عليه ، فرد ورد القوم السلام بأجمعهم.

فقال : يا أبا حنيفة أن أخا لي يقول : أن خير الناس بعد رسول الله علي بن أبي طالب عليه السلام ، وأنا أقول أبو بكر خير الناس وبعده عمر فما تقول أنت رحمك الله؟

فأطرق مليا ثم رفع رأسه فقال : كفى بمكانهما من رسول الله صلى الله عليه وآله كرما وفخرا ، أما علمت أنهما ضجيعاه في قبره ، فأي حجة تريد أوضح من هذا؟

فقال له فضال : إني قد قلت ذلك لأخي فقال : والله لئن كان الموضع لرسول الله صلى الله عليه وآله دونهما فقد ظلما بدفنهما في موضع ليس لهما حق فيه ، وإن كان الموضع لهما فوهباه لرسول الله صلى الله عليه وآله لقد أساءا وما أحسنا ، إذ رجعا في هبتهما ، ونسيا عهدهما.

فأطرق أبو حنيفة ساعة ثم قال له : لم يكن له ولا لهما خاصة ، ولكنهما نظرا في حق عايشة وحفصة فاستحقا الدفن في ذلك الموضع بحقوق ابنتيهما.

فقال له فضال : قد قلت له ذلك فقال : أنت تعلم أن النبي مات عن تسع نساء ، ونظرنا فإذا لكل واحدة منهن تسع الثمن ، ثم نظرنا في تسع الثمن فإذا هو شبر في شبر ، فكيف يستحق الرجلان أكثر من ذلك ، وبعد فما بال عائشة وحفصة ترثان رسول الله صلى الله عليه وآله وفاطمة بنته تمنع الميراث ؟ !

فقال أبو حنيفة : يا قوم نحوه عني فإنه رافضي خبيث.

Повествуется, что Фаддал ибн Хасан аль Куфи встретил как-то Абу Ханифу, которого окружало много людей - он рассказывал им хадисы.

Фаддал сказал своему другу, сопровождающему его: «Клянусь Аллахом, я не успокоюсь, пока не опозорю его!». На что его друг ответил: «Но Абу Ханифа силен в доводах».

«Помолчи, разве доводы заблудшего могут быть сильнее доводов ведомого истинным путем?» - сказал Фаддал. Он подошел к Абу Ханифе и поздоровался с ним и со всеми присутствующими.

О, Абу Ханифа, мой брат говорит, что наилучший из людей после Посланника Аллаха – Али, я же утверждаю, что это – Абу Бакр, а после него – Умар. Как же думаешь ты, да ниспошлет тебе Аллах милость свою!

Достаточно того, что они обладают высоким положением перед Пророком, разве ты не знаешь, что они похоронены рядом с ним (в то время как Али похоронен в Ираке), тебе нужен еще более бесспорный довод? – спросил Абу Ханифа, немного поразмыслив.

Да, я уже говорил ему об этом. Но он ответил мне, что: «Клянусь Аллахом, если место захоронения было в собственности у Пророка, то они были захоронены в месте, не принадлежащем им. А если оно принадлежало им, то значит они подарили его Пророку. А подарив, забыли о своем подарке (т.е. неправильно поступили с Пророком, ведь были захоронены на уже подаренном месте).

Эта комната не принадлежала никому из них. Она была в собственности у Аиши и Хафсы, поэтому Абу Бакр и Умар удостоились быть захороненными здесь, - ответил Абу Ханифа после долгого раздумья.

Я говорил ему об этом, но он возразил: «Ты знаешь, когда Пророк умер у него было девять жен, и если разделить на всех комнату, то Аише причитается одна девятая от общей площади комнаты. В результате каждой досталось бы по чуть-чуть. Значит, те двое занимают не принадлежащую им землю. И почему жены Пророка Аиша и Хафса унаследовали от Пророка, а его дочь Фатима - нет?»

Прочь от меня, несчастный рафидит (шиит)! - сказал Абу Ханифа».

«Аль фусул аль мухтара», Сейид Муртада, стр. 74, «Канз аль фаваид», Абул футух Каракджи, стр. 135, «Ихтиджадж», Табарси, том 2, стр. 149, и др.

Рейтинг: 0 Просмотров: 2756

Мухаммед (ок. 570-632) - арабский религиозный и государственный деятель, которого западные буржуазные востоковеды считают основателем ислама и автором Корана, а мусульмане- величайшим пророком, посланником Божьим. Достоверных биографических данных о Мухаммеде очень мало.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 243.

Основатель ислама

Мухаммед (ок. 570 – 632), основатель ислама . Родился в Мекке . Отец его умер еще до рождения Мухаммеда, а мать – вскоре после его появления на свет, поэтому воспитывали его дед и дядя. В 25-летнем возрасте он женился на Хадидже, богатой и знатной вдове; этот брак дал Мухаммеду ощущение домашнего уюта и счастья.

На пороге 40-летия Мухаммеда постигло озарение. Выступив против идолопоклонства своих соплеменников курейшитов и главенствующей аристократии – хранительницы Каабы, Мухаммед полностью порвал с язычеством.

Уже в первом публичном выступлении Мухаммед явил себя пророком божьего гнева, обличителем неверия и проповедником божественной справедливости. Мекканцы встретили идеи Мухаммеда насмешками и презрением. Преследуемый в своем родном городе, Мухаммед переселился в 622 (год хиджры) в Медину (Ятрибу), город его дяди с материнской стороны. Там он стал почитаемым правителем, величественным и грозным, и разрешал споры между мусульманами, евреями и язычниками. Война пророка Мухаммеда и его сородичей завершилось полной победой исламских сил. Мухаммед вернулся в родной город, уничтожил идолов в Каабе и искоренил язычество. Вскоре после хиджры Мухаммед женился на юной Айше.

Религиозная миссия Мухаммеда . Центральная идея Мухаммеда – вера в жизнь после смерти. Первый этап его служения в Мекке начался с предупреждения о Судном дне и о воздаянии: «Поистине – день разделения есть некий срок, тот день когда подуют в трубу, и придете вы толпами. И небо откроется и станет вратами… Поистине, геенна – засада, для преступивших – место возврата, в котором они пробудут века, не вкушая там ни прохлады ни питья… Ведь для богобоязненных есть место спасения, сады и виноградники, и полногрудые сверстницы, и кубок полный. …воздаяние от твоего Господа – дар…» (Коран 78:17-36 ).

Так Мухаммед провозгласил новую религию – ислам (что означает покорность воле и установлениям единственного Бога). Само послание содержится в Коране, в котором видят чудо веры, а не труд Мухаммеда.

В водовороте конфликтов многочисленных течений, сект и ересей, на протяжении социальных, культурных и политических трансформаций, которыми отмечена история ислама, образ Мухаммеда остается фактором, объединяющим мусульман. В народной религии возник культ Мухаммеда, но строгое правоверие рассматривает его исключительно как человека, хотя и признает божественным тот замысел, исполнению которого Мухаммед посвятил свою жизнь.

Использованы материалы энциклопедии «Мир вокруг нас».

Услышал божественный призыв

История не располагает письменными свидетельствами современников о Мухаммеде. Предания о его жизни и деяниях (хадисы), долгое время распространявшиеся устно, были записаны позднее. Основанная на хадисах первая биография Мухаммеда была составлена Ибн Исхаком (ум. в 767 г.), а до нас она дошла в переработке Ибн Хишама (ум. в 834 г.) и отчасти в обширных выдержках из трудов историка ат-Табари (ум. в 923 г.).

Согласно традиции, принято считать, что Мухаммед ибн Абдаллах, курейшит из рода Хашим, родился в "год слона" - год неудачного похода Абрахи против Мекки, то есть около 570 года. Он принадлежал к одной из благородных мекканских семей, ведущей свое происхождение от Кусая. Мухаммед рано осиротел - он совсем не знал своего отца Абдаллаха, который умер до его рождения, а в шесть лет лишился и матери. Когда ему было лет девять-десять, умер его дед Абд Мутталиб. Отец Мухаммеда был небогатым купцом и, умирая, оставил своей жене Амине пять верблюдов, несколько овец и одну рабыню. Мухаммеда взял к себе дядя Абу Талиб, глава рода Хашимидов, человек великодушный и добрый, но чрезвычайно бедный. Мухаммед вел трудовую жизнь: будучи ребенком, пас овец и коз - презренное занятие с точки зрения мекканцев, а когда подрос, стал наниматься сопровождать караваны. С ними он побывал в Сирии, где познакомился с христианским вероучением, ритуалы которого остались для него непонятными. В детстве Мухаммед был очень одинок и много времени проводил на горе Хира, у подножия которой расположена Мекка.

В двадцать пять лет Мухаммед женился на Хадидже, вдове богатого купца, которая и сама возглавляла большое торговое дело. У него родились дети, в том числе дочь Фатима, ставшая прародительницей многочисленных потомков Пророка - Хасанидов и Хусейнидов. Фатима ненадолго пережила отца, скончавшись в 633 году. Мухаммед при жизни Хадиджи не брал себе других жен, а после ее смерти в память о ней часто устраивал угощения для бедняков. О таком заповедании говорится в суре Корана "Утро": Клянусь утром и темнотой наступающей ночи! Не покинул тебя твой Господь и не возненавидел. Ведь последнее для тебя - лучше, чем первое. Ведь даст тебе твой Господь, и ты будешь доволен. Разве не нашел Он тебя сиротой – и приютил? Разве не нашел Он тебя заблудшим - и направил на путь? Разве не нашел Он тебя бедным - и обогатил? И вот сироту ты не притесняй, а просящего не отгоняй, но возвещай о милости твоего Господа (Коран, 93:1-11).

В 610 году Мухаммед впервые услышал обращенный к нему божественный призыв.

Архангел Джабраил повелел Мухаммеду говорить, вернее, читать (из Небесной Книги), но Мухаммед еще не знал что и поэтому молчал. На второй призыв Мухаммед осмелился спросить и лишь на третий произнес стихи, ставшие сурой Корана "Сгусток", которая начинается так: Читай, во имя Господа твоего, который сотворил - сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил Каламом, научил человека тому, чего тот не знал (Коран, 96:1-5).

Слово икра" (читай) имеет корень кр" с двумя близкими значениями: "декламировать наизусть" и "читать по книге вслух". Именно от него происходит слово Кур"ан (Коран). Таким образом, первое же слово божественного воззвания неопровержимо свидетельствует об откровении: Мухаммед был избран посредником между Словом (Каламом), исходящим от Аллаха, и людьми, которые сами не могли ни услышать его, ни прочесть. Тем же, кто начал распускать слухи, что Мухаммед на самом деле беседует с неким сирийцем, был Дан следующий ответ:

Мы знаем, что они говорят: "Ведь его учит только человек". - Язык того, на которого они указывают, иноземный, а это - язык арабский, ясный (Коран, 16:105).

Мухаммед не создавал учения, а творил формы существования - в соответствии с обретенным пониманием Бога, как реальное исполнение Его наказов и запретов. Мухаммед назван в Коране предостерегателем (мунзир) и посланником (расуль).

Первыми уверовали в проповедь Мухаммеда его жена Хадиджа, дочери Рукайя, Умм Кульсум и Фатима, а также Али , двоюродный брат Мухаммеда, сын Абу Талиба. В то время Али было двенадцать или тринадцать лет. Впоследствии, женившись на Фатиме, он стал зятем Пророка и четвертым халифом. Уверовали в Мухаммеда его вольноотпущенник и приемный сын Зайд ибн Харис, богатый купец Абу Бекр (впоследствии первый халиф), родственники Мухаммеда - аз-Зубайр и Саад ибн Абу Ваккас (впоследствии знаменитый полководец,

победитель персов в битве при Кадисии в 637 году). Тогда же примкнули к Мухаммеду купцы Тальха, Абдаррахман ибн Ауф и Абдаллах ибн Саад, а также Усман ибн Аффан из рода Омейядов (впоследствии третий халиф и зять Пророка - его женой стала Рукайя) и, кроме того, бывший раб, пастух Абдаллах ибн Масуд - один из виднейших сподвижников Мухаммеда.

Мекканская знать отнеслась к проповеди Мухаммеда с неприкрытой враждебностью. Его врагами стали богатый купец Абу Суфьян, глава рода Омейядов, его жена Хинда и их зять, а также Амр ибн Хишам, прозванный сторонниками Мухаммеда Абу Джахль ("Отец невежества"), и родной дядя Мухаммеда - Абд Узза ибн Абд Мутталиб, прозванный им Абу Лахаб ("Отец адского огня").

Через пять лет последователей Мухаммеда в Мекке насчитывалось не более ста пятидесяти человек. К этому времени, то есть около 615 года, в ислам обратились Хамза ибн Абд Мутталиб - второй дядя Мухаммеда, прозванный потом "Лев Аллаха и Его посланника", и Умар ибн ал-Хаттаб, молодой человек двадцати шести лет, не богатый и не знатный, богатырского сложения, решительный, пылкий и чрезвычайно добрый. Умар настоял на том, чтобы мусульмане молились не в частном доме, а открыто, у Каабы. Мекканцы насмехались над ними, спрашивая: "Когда же наступит наконец ваш Судный день?"

Немаловажным представляется следующее: если бы проповедь Мухаммеда оказалась недоступной пониманию его современников, он не обрел бы последователей, и вскоре и сам он, и его миссия были бы преданы забвению, подобно тому, как это происходило и происходит с большинством новых учений о Боге. Мухаммед явился своему народу как арабский Пророк, возвещающий неизменную с начала времен истину:

Скажи: "Поистине, молитва моя и благочестие мое, жизнь моя и смерть – у Аллаха, Владыки миров, у Которого нет подобных Ему. Это мне повелено, и я - первый из предавшихся" (Коран, 6:163).

Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты. Челябинск, 2000, с. 35-41.

Пророк и посланник Аллаха

МУХАММЕД, Мухаммад, Магомет (ок. 570-632) - пророк и посланник Аллаха, через него людям было передано божественное откровение, оформившееся позже в текст священной книги - Корана. М. происходил из рода хашим племени курайш (курайшиты), жил в Мекке, рано осиротел, воспитывался в доме деда. С молодых лет участвовал в караванной торговле, вел дела богатой мекканской вдовы Хадиджи, на которой потом женился. М. был склонен к уединенным благочестивым размышлениям, был знаком с монотеистическими учениями различных религий и сект. Около 610 г. М. стали являться сначала видения, а потом речения извне, представлявшиеся ему прямой речью Аллаха. Позднее они были записаны и составили текст Корана. После некоторых колебаний М. уверился в том, что он избран Богом в качестве посланника и пророка, чтобы нести людям истинное слово веры, бороться с многобожниками, провозглашать единственность и величие Аллаха, предупреждать о грядущем воскрешении мертвых, Судном дне и наказании в аду всех, кто не уверовал в Аллаха. Вокруг М. собралась небольшая группа последователей, но большинство мекканцев встретило его проповедь сначала насмешками, а затем открытой враждебностью. Преследования со стороны мекканской верхушки вынудили сторонников учения бежать в Эфиопию. М. же был под защитой своего рода и продолжал проповедовать о всемогуществе Аллаха, доказывал справедливость своих претензий на пророчество. После смерти дяди М. Абу Талиба, его главного покровителя, новый глава рода отказал М. в поддержке. М. был вынужден искать помощь вне Мекки. Около 620 г. М. вступил в тайное соглашение с группой жителей Ясриба, крупного земледельческого оазиса к северу от Мекки. Жившие там языческие племена и племена, принявшие иудаизм, устали от затянувшихся междоусобиц и были готовы признать пророческую миссию М. и сделать его третейским судьей, чтобы наладить мирную жизнь. Сначала в Ясриб из Мекки переселилось большинство сподвижников М., а затем в июле (по другой версии - в сентябре) 622 г. и сам пророк. Город стал позднее называться Мединой (Мадинат ан-Наби - Город пророка), а от первого дня года переселения пророка М. (хиджра) мусульмане ведут свое летосчисление. М. получил значительную политическую власть в городе. Его опорой стали мусульмане, пришедшие из Мекки (мухаджиры), и мединские новообращенные в ислам (ансары). М. рассчитывал также на поддержку местных иудеев, но они отказались признать в нем пророка. Скрытыми и открытыми союзниками иудеев стали и некоторые ясрибцы, принявшие ислам, но недовольные правлением М. (В Коране они названы мунафикун, т.е. лицемерами.) В Медине пророк М. сам осознал, что ислам не просто восстановление единобожия, но особая религия, отличная от других. Он стал говорить о себе как о последнем пророке, осуждал иудеев и христиан за забвение ими истинных заветов Бога и их пророков. Первостепенное значение приобрела мекканская святыня Кааба, к которой верующие стали обращаться во время молитвы (кибла). В Медине была построена первая мечеть, установлены правила молитвы и поведения в быту, ритуалы бракосочетания и погребения, порядок сбора средств на нужды общины, порядок наследования, дележа имущества и предоставления кредита. Были сформулированы основные принципы религиозного учения и организации общины. Они были выражены в «откровениях», вошедших в Коран. Укрепившись в Медине, М. начал вести борьбу с мекканцами, не признавшими его пророчеств. В 624 г. в сражении при Бадре мусульмане, возглавляемые М., одержали победу над мекканским отрядом, значительно превосходившим их по численности. В 625 г. вооруженные отряды мекканцев подошли к Медине. В неудачном для мусульман бою М. был ранен. На следующий год мединцы, вырыв ров на подходах к городу, остановили новое наступление мекканцев. Связь Мекки с внутренней мединской оппозицией вызвала решительные меры. Многие из противников пророка были уничтожены, иудейские племена изгнаны из Медины. В 628 г. большое мусульманское войско во главе с самим пророком М. двинулось в сторону Мекки, но до военных действий дело не дошло. В местечке Худайбийа состоялись переговоры с мекканцами, завершившиеся перемирием. Через год пророку М. и его сподвижникам было разрешено совершить малое паломничество в Мекку. Власть пророка М. крепла, многие мекканцы открыто или тайно переходили на его сторону. В 630 г. Мекка без боя сдалась мусульманам. Вступив в родной город, пророк М. совершил ритуал поклонения Каабе и разрушил находившиеся там идолы и символы за исключением «черного камня». Однако после этого пророк М. продолжал жить в Медине, лишь однажды совершив «прощальный» хадж в Мекку. Победа над мекканцами укрепила его авторитет во всей Аравии. Многие аравийские племена заключили с пророком М. договор о союзе и приняли ислам. Значительная часть Аравии оказалась в составе религиозно-политического союза, возглавляемого пророком М., который готовился распространить власть этого союза на север, в Палестину и Сирию, однако в 632 г. он, не оставив мужского потомства, умер. Похоронен пророк М. в Мединской мечети. Дочь М. Фатима вышла замуж за его ученика и двоюродного брата Али ибн Абу Талиба. От их сыновей Хасана и Хусейна происходят все потомки пророка, которых в мусульманском мире называют сейидами и шарифами. Ислам, в принципе, не наделяет пророка М. сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все. Для ислама М. - эталон «совершенного человека», его жизнь считается образцом поведения для всех мусульман. Большинство современных исламских движений претендуют на возвращение исламу чистоты времен пророка М. М. был исключительной личностью, вдохновенным и преданным своему делу проповедником, умным и гибким политиком. Личные качества пророка М. стали важным фактором того, что ислам, бывший поначалу одним из многих богословских течений, превратился в одну из самых влиятельных мировых религий.

Пророк Мухаммед родился в Мекке (Саудовская Аравия) приблизительно в 570 году н. э., в клане Хашим племени Курайш. Отец Мухамеда - Абдаллах, умер до рождения Сына, а мать Мухамеда - Амина умерла, когда Ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив Сына сиротой. Мухаммед воспитывался сначала Своим дедушкой Абд аль-Мутталибом, человеком исключительной набожности, а затем - Своим дядей, торговцем Абу Талибом.

В то время арабы были закоренелыми язычниками, среди которых, впрочем, выделялись немногие приверженцы Единобожия, такие, например, как Абд аль-Мутталиб. Большинство арабов жили кочевой жизнью на исконно принадлежащих им территориях. Городов было мало. Главными среди них можно назвать Мекку, Йасриб и Таиф.

Смолоду Пророк отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя, как и Его дедушка, в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди Абу Талиба. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (Заслуживающий доверия).

Позднее Он вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухамеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью, имея шестерых детей. И хотя в те времена полигамия среди арабов была обычным явлением. Пророк не брал Себе других жен, пока жива была Хадиджа.

Новообретенное положение высвободило гораздо больше времени для молитв и размышлений. По обыкновению своему Мухамед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Иной раз затворничества Его длились несколько дней. Особенно Ему полюбилась пещера горы Хира (Джабал Hyp - Горы Света), величаво возвышающаяся над Меккой. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 год, с Мухамедом, которому было в то время около сорока лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю Его жизнь.

В нахлынувшем внезапно видении перед Ним предстал ангел ангел Джабраил (Гавриил) и, указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухамед воспротивился, заявив, что неграмотен, а посему не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать, и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему велено было выучить их и в точности передать остальным людям. Таким вот образом и ознаменовалось первое откровение о речениях Книги, ныне известной как Коран (от араб. "чтение").

Эта полная событий ночь пришлась на 27 число месяца Рамадан, и получила название Лейлят аль-Кадр. Отныне жизнь Пророка уже не принадлежала ему, но была отдана на попечение Того, Кто призвал его к пророческой миссии, и остаток дней Своих он провел в услужении Богу, повсеместно провозглашая Его послания.

Получая откровения, Пророк не всегда видел ангела Джабраила, а когда видел, то ангел не всегда появлялся в том же обличье. Иногда ангел представал перед Ним в человеческом обличии, затмевающим горизонт, а иногда Пророку удавалось всего лишь уловить на Себе его пристальный взгляд. По временам Он слышал только голос, говорящий Ему. Иногда Он получал откровения, глубоко погрузившись в молитву, но в других случаях они появлялись совершенно "произвольно", когда Мухамед, например, пребывал в заботах о делах повседневной жизни, либо отправлялся на прогулку или же просто увлеченно внимал содержательной беседе.

В первое время Пророк избегал публичных проповедей, предпочитая личную беседу с заинтересованными людьми и с теми, кто заприметил в Нем необычайные перемены. Ему открылся особый путь мусульманской молитвы, и Он немедленно приступил к ежедневным благочестивым упражнениям, что неизменно вызывало волну нареканий со стороны тех, кто видел его. Получив высочайшее распоряжение начать публичную проповедь, Мухамед был высмеян и обруган народом, вдоволь поглумившимся над Его высказываниями и поступками. Между тем многие курайшиты серьезно встревожились, осознав, что настойчивость Мухамеда в утверждении веры в Единого Истинного Бога может не только подорвать престиж многобожия, но и привести к полному упадку идолопоклонничества, если люди вдруг начнут обращаться в веру Пророка. Некоторые родственники Мухамеда превратились в главных Его противников: унижая и высмеивая самого Пророка, не забывали они творить зло и против новообращенных. Существует множество примеров издевательства и надругательства над принявшими новую веру. Две большие группы первых мусульман в поисках убежища переселились в Абиссинию, где христианский негус (царь), весьма впечатленный их учением и образом жизни, согласился оказать им покровительство. Курайшиты решили наложить запрет на все торговые, деловые, военные и личные связи с кланом Хашим. Представителям этого клана строжайше воспрещалось появляться в Мекке. Настали очень трудные времена, и многие мусульмане были обречены на жесточайшую нищету.

В 619 году умерла жена Пророка Хадиджа. Она была Его самым преданным сторонником и помощником. В этом же году скончался и дядя Мухамеда, Абу Талиб, защищавший Его от самых яростных нападок со стороны соплеменников. Пораженный горем Пророк покинул Мекку и отправился в Таиф, где попытался обрести убежище, но и там был отвергнут.

Друзья Пророка сосватали Ему в жены благочестивую вдову по имени Сауда, оказавшуюся весьма достойной женщиной, да к тому же еще и мусульманкой. Аиша, малолетняя дочь его друга Абу Бакра, знала и любила Пророка всю свою жизнь. И хотя была она слишком юной для брачных уз, однако, согласно тогдашним обычаям, все же вошла в семью Мухамеда на правах свойственницы. Следует, однако, развеять заблуждение, бытующее среди людей, которые, совершенно не понимают причин мусульманского многобрачия. В те времена мусульманин, берущий себе в жены несколько женщин, делал это из чувства сострадания, милостиво предоставляя им свою защиту и кров. Мужчин-мусульман призывали оказывать помощь женам своих друзей, погибших в бою, предоставлять им в собственность отдельные дома и обращаться с ними, словно с ближайшими родственницами (разумеется, все может быть иначе в случае взаимной любви).

В 619 году Мухаммеду довелось пережить вторую наиважнейшую ночь в своей жизни - Ночь Вознесения (Лейлят аль-Мирадж). Известно, что Пророк был разбужен и перенесен на волшебном животном в Иерусалим. Над местоположением древнего иудейского Храма на горе Сион разверзлись небеса и открылся путь, приведший Мухаммеда к трону Господа, однако ни ему, ни сопровождавшему его ангелу Джабраилу не было дозволено вступить в запредельные области. Этой ночью Пророку открылись правила мусульманской молитвы. Они стали средоточием веры и незыблемой основой жизни мусульман. Также Мухаммед встречался и беседовал с другими пророками, включая Иисуса (Ису), Моисея (Мусу) и Авраама (Ибрахима). Это чудесное событие весьма утешило и укрепило Пророка, добавив уверенности в том, что Аллах не покинул Его и не оставил наедине с печалями.

Отныне судьба Пророка изменилась самым решительным образом. Его все еще преследовали и высмеивали в Мекке, однако послание Пророка уже было услышано людьми далеко за пределами этого города. Некоторые из старейшин Йасриба уговаривали Его покинуть Мекку и переселиться в их город, где Он с почетом будет принят как вождь и судья. В этом городе совместно проживали арабы и евреи, постоянно враждовавшие друг с другом. Они надеялись, что Мухаммед принесет им мир. Пророк незамедлительно посоветовал многим из Своих мусульман-последователей переселиться в Йасриб, пока Он оставался в Мекке, чтобы не вызвать излишних подозрений. После смерти Абу Талиба осмелевшие курайшиты могли спокойно напасть на Мухаммеда, даже убить его, и он отлично понимал, что это рано или поздно должно произойти.

Отъезд Пророка сопровождался некоторыми драматическими событиями. Сам Мухаммед чудом избежал плена благодаря своему исключительному знанию местных пустынь. Несколько раз курайшиты чуть было не пленили Его, однако Пророку все же удалось достичь предместий Йасриба. В городе его с нетерпением ждали, и когда Мухаммед прибыл в Йасриб люди устремились ему навстречу с предложениями о пристанище. Смутившись их гостеприимством, Мухаммед предоставил право выбора своему верблюду. Верблюд остановился у места, где сушились финики, и оно мгновенно было подарено Пророку для построения дома. Город получил новое имя - Мадинат ан-Наби (Город Пророка) ныне в сокращении известный как Медина.

Пророк без промедления приступил к подготовке указа, согласно которому Он провозглашался верховным главой всех враждовавших между собой племен и кланов Медины, вынужденных отныне подчиняться Его распоряжениям. Он установил, что все граждане вольны исповедовать свою религию в мирном сосуществовании, не опасаясь преследований или высочайшей немилости. Он просил их только об одном - сплотиться и дать отпор любому врагу, осмелившемуся напасть на город. Прежние племенные законы арабов и евреев были заменены основным принципом "правосудия для всех", независимо от социального положения, цвета кожи и вероисповедания.

Став правителем города-государства и овладев несметным богатством и влиянием. Пророк тем не менее никогда не жил, как царь. Его жилище состояло из простых глиняных домиков, выстроенных для Его жен; у Него никогда не было даже собственной комнаты. Неподалеку от домиков располагался двор с колодцем - место, которое отныне стало мечетью, где собираются правоверные мусульмане.

Почти вся жизнь пророка Мухамеда прошла в постоянной молитве и в наставлении верующих. Кроме пяти обязательных молитв, которые Он проводил в мечети, Пророк много времени уделял уединенной молитве, а иной раз и большую часть ночи посвящал благочестивым размышлениям. Его жены совершали вместе с Ним ночную молитву, после которой они удалялись в свои покои, а Он многие часы продолжал молиться, ненадолго засыпая к концу ночи, чтобы вскоре проснуться к предрассветной молитве.

В марте 628 года Пророк, мечтавший о возвращении в Мекку, решил воплотить Свою мечту в реальность. Он отправился в путь с 1400 последователями, совершенно безоружными, в паломнических одеяниях, состоявших из двух простых белых покрывал. Однако последователям Пророка было отказано во въезде в город, несмотря на то, что многими гражданами Мекки исповедовался ислам. Во избежание столкновений паломники принесли свои жертвы вблизи Мекки, в местности, называемой Худайбийа.

В 629 году пророк Мухамед приступил к планам мирного овладения Меккой. Перемирие, заключенное в местечке Худайбийа, оказалось недолговечным, и в ноябре 629 года мекканцы напали на одно из племен, состоявшее в дружественном союзе с мусульманами. Пророк двинулся на Мекку во главе 10 000 человек, самой огромной армии, которая когда-либо покидала Медину. Они расположились вблизи Мекки, после чего город сдался без боя. Пророк Мухамед с триумфом вошел в город, сразу же направился к Каабе и семижды совершил ритуальное обхождение вокруг нее. Затем Он вошел в святыню и разрушил всех идолов.

Лишь в марте марте 632 года пророк Мухамед совершил Свое единственное полноценное паломничество к святыне Каабы, известное как Хаджат аль-Вида (Последнее паломничество). Во время этого паломничества Ему были посланы откровения о правилах хаджа, которым и по сей день следуют все мусульмане. Когда Пророк достиг горы Арафат для "предстояния перед Аллахом", Он провозгласил Свою последнюю проповедь. Уже тогда Мухамед был тяжело болен. Он продолжал по мере сил руководить молитвами в мечети. Улучшения в болезни не было, и Он слег окончательно. Ему было 63 года. Известно, что последними Его словами были: "Мне уготовано в Раю пребывание среди самых достойнейших". Его последователи с трудом верили, что Пророк мог умереть, как простой человек, но Абу Бакр напомнил им слова откровения, произнесенные после битвы при горе Ухуд:
"Мухамед только посланник. Нет уже теперь посланников, которые были некогда прежде него;
если и он умрет или будет убит, то ужели вы обратитесь вспять?" (Коран, 3:138).