Богиня диана в древнегреческой мифологии. Богиня Диана в римской мифологии. Кто она? Мифы и легенды

Ы, жен. Заимств.Производные: Дианка; Дина; Дия, Ана (Аня).Происхождение: (От лат. deus бог. В античной мифологии: Диана богиня, покровительница охоты.)Именины: 9 июня Словарь личных имён. ДИАНА В античной мифологии: богиня охоты, богиня Луны … Словарь личных имен

Из римской мифологии. Диана богиня женского целомудрия, охоты, покровительница животных, а также богиня луны. Часто сам образ Дианы отождествлялся с Луною, оба слова стали в поэтической речи синонимами. Употребляется: обычно только в поэтической… … Словарь крылатых слов и выражений

Диана: Диана (богиня) римская богиня охоты, луны, красоты и природы. Диана (имя) женское имя. Известные носители: Диана (принцесса Уэльская) Диана псевдоним певицы Ирины Нельсон, экс участницы группы «Reflex». Диана Арбенина, солистка … Википедия

Возвращение Дианы с охоты. П.П. Рубенс, 1615 Диана (лат. Diana, возможно, тот же индоевропейский корень, что дэв, Див, Зевс, лат. deus бог) в римской мифологии Диана богиня растительного и животного мира, женственности и плодородия,… … Википедия

Диана - Диа/на, ы, жен., заимств. От лат. deus бог. В античной мифологии: Диана богиня, покровительница охоты Производные: Диа/нка, Ди/на, Ди/я, А/на (А/ня) Именины: 09.06 … Словарь личных имён и отчеств

- (Diana). Римская богиня, соответствовавшая греческой Артемиде, богиня охоты, родов и луны. Она считалась преимущественно покровительницей плебеев и рабов. В Ариции находились роща и святилище Дианы, где жрецом был беглый раб, убивший в поединке… … Энциклопедия мифологии

- (Артемида) дочь Юпитера и сестра Аполлона, богиня луны, охоты и лесов, вместе с тем покровительствующая женским родам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ДИАНА (лат.). 1) у древних греков богини охоты… … Словарь иностранных слов русского языка

См … Словарь синонимов

Древнеиталийская богиня света и луны (первоначально женскаяполовина бога света и солнца, Януса), почитаемая различными итальянскиминародами, Знаменитейшими святилищами ее были: священная роща у озераНеми, где рядом с ней поклонялись демону… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

См … Словарь синонимов

Книги

  • Пояс Афродиты. Магия женственности: открой в себе богиню. Роскошная женщина (количество томов: 3) , Мередит Джейн. "Пояс Афродиты. Исцеление женственности" . В древние времена Афродита, богиня любви и сексуальности, славилась своей красотой, чувственностью и сексуальной свободой. У нее был магический…
  • Деви. Мать-Богиня , Паттанаик Девдатт. Эта книга - попытка понять значение поклонения Богиням в наше время. Написанная в форме простого рассказа, она ведет нас сквозь воображение, философию, веры, обычаи, историю, фольклор и мифы…

Диана - богиня Луны в римской мифологии. Одна из двенадцати богинь и богов Олимпа. Известная у греков дева - богиня охоты, суровая и атлетическая, персонификация Целомудрия - это лишь одна сторона этого многогранного божества. По своему догреческому происхождению она была богиней плодородия, одной из функций которой было покровительствовать­ дикой природе (но не разрушать ее). Впоследствии ее стали отождествлять богиней луны - Селеной, которая не пользовалась репутацией целомудренной. Римляне поклонялись ей как тройственному божеству: Луне (небу), Диане (земле) и Гекате (подземному миру). Согласно мифу, она была дочерью Юпитера и Латоны (Лето), и с Аполлоном они были близнецами. Когда она изображается в качестве богини охоты, она стройная и изящная, на ней короткая туника и ее волосы сзади завязаны. Её атрибуты - лук и колчан или дротик (копье), ее сопровождают собаки и олень. Ее колесницу (со времени античности) везут олени. Ее атрибутом, как богини луны, является месяц нарождающейся Луны, который висит у нее над бровью. В этой роли она мчится на колеснице, которую везут лошади или нимфы. Как персонификация Целомудрия она владеет щитом, который защищает ее от стрел любви Целомудрие против Распутства - аллегорический поединок, изображаемый в витражах готических церквей, он олицетворяется фигурами Дианы и Венеры. Диану можно видеть наказывающей Купидона. Целомудрию может содействовать Минерва, богиня мудрости. Диана де Пуатье, возлюбленная французского короля Генриха II, иногда изображается в облике богини Дианы (с ее атрибутами).

Диана также богиня охоты. Эта тема трактовалась очень разнообразно. Диана изображается со своими охотничьими собаками, преследующей какое-нибудь животное, обычно оленя, в обществе нимф и иногда сатиров, вооруженных дротиками. Или она возвращается с охоты, неся свою добычу - птиц и животных и даже корзины, наполненные фруктами. После охоты Диана отдыхает; иногда она спит, также поступает и ее нимфа. Рядом с нею лежит ее оружие и множество убитой дичи.

Предполагалось, что нимфы Дианы столь же целомудренны, как и сама богиня. Одну из них, Каллисто, соблазнил Юпитер, желая постоянно находиться при ней. Ее беременность была в конце концов замечена Дианой, которая наказала Каллисто, превратив ее в медведицу и натравив на нее свору собак. Но Юпитер вознес нимфу на небо (превратив ее в созвездие, названное Большой Медведицей).

Вергилий в "Героиках" (3:391-393) рассказывает о том, как Пан завоевал любовь богини луны, преподнеся ей в дар белоснежное руно. Он изображается передающим Диане моток шерсти; богиня проплывает над ним в небе. Он держит пастушеский посох, на дереве висит его сиринкс. Поблизости стоит козел, символ распутства.

Диана также Богиня лесов, соотносимая с природой в целом, плодородием и дикими животными. Она носит также греческое имя Геката, означающее "та, которая достигает цели на расстоянии", и поэтому связана с "Проклятым охотником" (таким, как Вотан). В сопровождении собак она становится ночной охотницей, в свою очередь, связанной с духами хтонических культов. Её характеристики меняются с фазами луны: Диана, Яна, Янус. Вот почему на некоторых мифологических и эмблематических рисунках она изображена как Геката с тремя головами - известный "трехвидный" символ, который как трезубец или трехглавый Цербер является инфернальной противоположностью триипостасной формы верхнего мира. Согласно Дилю, эти состоящие из трех частей символические формы преисподней подразумевают также извращение трех основных "побуждений" человека: сохранения, размножения и духовной эволюции. Если это так, тогда Диана подчеркивает внушающий страх характер женской природы. Тем не менее, благодаря ее обету девственности, Диану наделяли положительным с точки зрения морали характером в противоположность характеру Венеры, что можно видеть в "Ипполите" Эврипида.

Диана носила эпитет "Тривия" - "богиня трех дорог" (изображения помещали на перекрестках дорог) и "богиня тройной власти" (на небе, на земле и под землей). Считалась богиней-покровитель­ницей Латинского союза.

Первый храм был воздвигнут на Авентинском холме, заселенном людьми среднего достатка и бедняками, в связи с чем богиня стала покровительницей людей низших классов (плебеев и рабов). Годовщина основания храма считалась праздником рабов - servorum dies.

Первоначально человеческих жертв требовал культ Дианы Неморензис, что отразилось и на обрядах, посвященных Диане Арицийской. Святилище богини располагалось невдалеке от Рима в Ариции на берегу вулканического озера Неми, известного как озеро Дианы. Жрец храма носил имя Рекс (царь) и по обычаю должен был быть беглым рабом. В священной роще при храме мог укрыться любой беглый раб или преступник, но для получения убежища он должен был стать жрецом богини, убив своего предшественника.

Тринадцатое августа – день рождения Богини Дианы

В этот день римляне праздновали рождение одной из своих древнейших богинь –

Лунной Богини, покровительницы жизни и смерти, лесов, животных и плодородия, родовспомогательницы и покровительницы женщин.

Богини охоты и Судьбы, верховной власти

и объединения народов –

Великой Богини Дианы



Диана была отождествлена сразу с двумя богинями греческого пантеона – с Артемидой и Гекатой, и получила эпитет

«Тривия» - «Богиня Трех Дорог»

и ее изображение помещалось на перекрестках
Этот эпитет чаще соотносится с греческой Гекатой, однако, тот факт, что римляне называли им Диану – говорит о том значении, которое Диана играла в жизни населения Рима и многообразии функций, исполняемых Богиней.
Римляне, называя Диану - «Тривия», тем самым подчеркивали тройную власть Богини - на небе, на земле и под землей.
Отсюда и многообразие функций Богини, и ведение как вопросами как жизни, так и смерти. Более того, римляне почитали ее как «Могущественную Богиню Природы» - понимая под Природой весь окружающий мир, включающий и социум, с его законами, правилами, иерархией власти.

Но, в отличие от Артемиды, Диана почиталась римлянами, в первую очередь, как Богиня – Мать. Это объясняется тем, что римляне видели и уважали в женщине, в первую очередь, материнство.
Для них женщина – это Мать семейства, оберегающая дом и детей, хранящая мир и порядок. Поэтому, одна из древнейших и наиболее почитаемых богинь несла в себе в первую очередь функцию Матери.
Когда божественным партнером Дианы стал восприниматься Янус – бог Солнца, «Привратник Неба и Небесного Света, открывающий Небесные Врата утром и запирающий их вечером», то заДианой, как богиней Луны, закрепилось ночное время – она стала пособницей во всех делах, происходящих ночью или во мраке лесов. Так к ней пришла функция Богини Охоты.

Как богиня Лесов, Диана сочеталась священным браком с Лесным Царем – духом растительности и деревьев, который погибает и вновь возрождается из года в год (ипостась Бога как Зеленого Человека в современном ведовстве).
Развитие этого культа привело к тому, что Диану – Богиню лесов - соотнесли с греческим культом Богини ячменя и плодородия, что распространило власть Богини с дикой природы и на земледелие, и золотой серп, которым срезали колосья, стал одним из ритуальных орудий культа Богини.
Диану почитали, так же, как Богиню Священных рощ – в которых часто находились святилища Дианы, и как богиню рек и источников – омовение в священных водах реки – одно из обязательных ритуальных действий в ее культе.
В более поздние эпохи Богиня начала отождествляться с Немезидой, поэтому стала богиней – мстительницей. И в первую очередь, она мстит за обиду и оскорбление женщин.

Современный культ Дианы
Сегодня Богиня Диана почитается как «Королева ведьм», Лунная Богиня, независимая охотница, покровительница дикой природы и абсолютной свободы. Она защищает женщин и покровительствует различным ремеслам

13 августа – день рождения Дианы – считается главным прездником Богини в годовом круге
Некоторые направления современного ведовства именно устам Дианы приписывают текст «Наказа Богини» - ее обращение к своим последователям. Этот текст – один из прекраснейших в современной Викке. Часть виккан его авторство приписывают Гарднеру и Дорин Вариенте. ОДнако, его переписывали и адаптировали такие влиятельные ведьмы как Звездный Сокол Стархок, Джанет и Стюарт Фаррар. В тоже время, ранний отголосок этого текста можно найти в великолепной работе Чарльза Лиланда «Арадия: Евангелие ведьм», в тексте обращения Дианы к своей дочери Арадии. Он начинается такими словами (по изданию: М: Ганга, 2012)

Воистину, ты - дух,

Но в мир мир пришла ты снова смертной стать:

На землю снизойти

И наставлять мужей и жен, готовых

Там в радости учится ведовству.

Ниже приводится текст « Наказа Богини » составленный Дорин Валиенте (в переводе Annelle).

Наказ Богини

Послушайте слова Великой Матери,

Которую когда-то называли

Астартой, Артемидой и Афиной,

Дианой, Мелюсиной, Афродитой,

Исидой, Брайд, Арианрод,

Керридвен и другими именами.


Когда нуждаетесь вы в чем-то,

Раз в месяц, лучше – в полную луну,

Вы соберитесь в тайном месте

И почитайте мой священный дух,

Меня, Королеву всех ведьм.


Тем, кто желает колдовство постичь,

Но не открывших всех его секретов,

О том, о чем не знали, расскажу.


И будете свободны вы от рабства,

И в знак той истинной свободы

На ритуале будете вы обнажены

И будете вы петь и танцевать,

И праздновать, и сотворять Любовь.

Все в мою честь.


Ведь духа торжество

И радость на земле,

Все это я.

И мой закон – любовь – для всех.


Пусть в чистоте пребудут ваши идеалы,

Стремитесь к ним всегда,

И пусть ничто не остановит вас

И не свернет с пути.


Ведь я смогу открыть вам дверь,

Ведущую на Землю вечной юности

И чаша с вином жизни – в моих руках.

Передо мной – котел Керридвен,

Бессмертия сосуд священный.


Я милосердная Богиня,

Дарующая радость сердцу человека.

И на земле даю я знание

О том, что дух бессмертен.

А после я даю покой, свободу

И встречи с теми, кто ушел до вас.


И жертвоприношений я не требую от вас

Ведь я, узрите, Мать всей жизни на земле!

И я дарю свою любовь всем своим детям.


Я – красота земли зеленой,

Мифы о богах до сих пор не внесли ясность в то, что же происходило в действительности на Олимпе. Кто управлял Древней Грецией и Древним Римом? Какие у народа того времени были правители, и кто отвечал за красоту, плодородие, охоту, войну и т. д.?

Точно также до сих пор не известно, кем была богиня Диана. Она имеет огромное символическое значение для культуры Рима. В других культурах получила другое имя, но все же осталась узнаваема, благодаря определенным чертам как во внешности, так и в характере.

Кто такая?

Известно, что греческая богиня Диана имела другое имя, часто в этой культуре её именовали как Артемида или Селена. Так же иногда отождествляли этого персонажа с Гекатой. В Риме же эта богиня отвечала за растения и животных, имела отношение к охоте, также была олицетворением женственности, плодородия. По некоторым данным имела отношение к Луне.

Отождествления

В Греции Диану называли Артемидой или Селеной. Было также сравнение её с Гекатой. Последняя была замечена в связи с Дикой охотой. Чуть позже стали называть Диану и Тривией. Последняя была богиней трех дорог. Именно поэтому часто её изображали на распутье. Тривия была символом тройной власти: под землей, на земле и небе.

Часто Диану сравнивали и с итальянским фольклором. Предполагали, что существующий культ ведьм почитал эту богиню и взывал к ней.

Рабское почитание

Богиня Диана была известна и рабам. Изначально в Риме Диану не признавали и считали её появление «иностранным веянием». Поэтому среди элиты она не была известна. За то рабы её боготворили, так как знали, что в храме Дианы они обладают неприкосновенностью.

Этот храм появился после того, как Сервий Туллий стал царем, благодаря богине. Он был рожден в рабстве, а став правителем, посвятил её храм на холме Авентин. Каждый день рождения этого святого места считался праздником рабов.

Сервий Туллий почитал Диану потому, что как то раз услышал предание, что тот, кто словит необыкновенную корову и принесет её в жертву богини, получит власть в Италии. Будущий царь узнал об этом и хитростью совершил обряд. Позже прикрепил рога коровы к стене храма.

Внешний вид

Богиня Диана в мифологии, независимо от культуры, имела практически одинаковый внешний вид. Её изображали статной и грациозной. На ней была надета короткая туника, а волосы были подобраны сзади.

Атрибутами всегда были одни и те же предметы. Обычно они были связаны с охотой: лук, колчан, дротики. Кроме того, часто рядом с ней замечали собак. Так как её часто называли богиней Луны, то ее иногда отображали с полумесяцем на голове.

Также часто её называли богиней целомудрия, а поэтому не редко можно встретить у неё щит, который защищал её от стрел Амура. Тем самым Диана доказывала свою персонификацию целомудрия. Позже в культуре отображали богиню, наказывающую Купидона.

Охотница

То, что Диана богиня охоты, является самым распространенным мнением. Это связано со многими фактами. Часто её отображали с охотничьими собаками, которые преследуют животное. Чаще всего жертвой служил олень. Хотя это животное не случайно. В легенде есть объяснение его появления.

Как-то раз, молодой охотник Актеон гулял по лесу и наткнулся на грот. Он увидел, как Диана купается со своими спутницами. Из-за того, что он без зазора совести смотрел на божественную наготу, поэтому был превращен в оленя, которого съели свои же собаки.

Кроме того, богиня Диана была примечена в группе с нимфами и сатирами. Иногда художники изображали, как она возвращается с охоты, неся добычу. После этого она отдыхает, а вокруг неё много оружия и убитой дичи.

Диану связывали и с мифами о Дикой охоте. Это явление впервые было описано у скандинавов. Дикой охотой они называли группу призрачных всадников, которые неслись по небу со сворой собак. В Средние века люди считали, что в эту группу входят ведьмы, над которыми правит Геката, которую часто отождествляли именно с Дианой.

Лунный характер

Изначально многие считали, что богиня Луны - Диана. Лишь со временем на неё были перенесены черты Артемиды, которые и обозначили её как охотницу. Кроме того, считается, что её характер меняется в зависимости от фаз луны: Диана, Яна, Янус.

Кстати, существовала теория, предложенная Публием Фигулом, что Апполон - это олицетворения Януса, а его сестра Диана - Яна, получила букву «д» в имени для благозвучия. Поэтому Янус часто уподобляется небу, солнцу и луне.

Отсюда можно провести и параллель, которая ведет со «старой религии» Италии Страгерии. Поверья гласили о богине Диане, как Королеве ведьм. Но ведьмы в этом случае имели лишь положительный контекст. Они были мудрыми женщинами и целительницами. В то же время, речь шла о том, что Диана создала мир из себя. Ей пришлось разделиться на свет и тьму. Для себя она оставила тьму, а вот создав своего брата Аполлона, подарила ему свет. Поэтому Диану часто считают луной, так как это темный символ, а Аполлон остается светлым богом Солнца.

Кстати, богиня Диана встречается и в виртуальном мире - в игре League of Legends. Там она является богиней Луны. Что еще раз доказывает её причастность к этому «титулу».

Искусство

Богиня Диана была очень известна всему миру, а поэтому не раз упоминалась в произведениях искусства. Так в 1-2 веке до нашей эры появилась необычная мраморная статуя, посвященная этому персонажу мифологии. Она называется Диана Версальская. Также иногда её именуют как Диана-охотница. Эта скульптура является воспроизводящей творение одного из раннеэллинистических скульпторов.

Вообще скульптура отображает Артемиду, которая пытается из колчана достать стрелу, а левой рукой удерживает, либо гладит олененка. Сейчас эту статую можно найти в Лувре. Туда она попала в 1798 году.

Так же в культуре сохранились две картины Тициана: «Диана и Актеон», а также «Диана и Каллисто». Первая отображает знаменитую мифологическую историю, которая рассказывает о купаниях Дианы и об охотнике Актеоне, который застал обнаженную богиню, и был наказан.

Вторая картина рассказывает о Каллисто, которая является очень многогранным персонажем. Она была спутницей Дианы и обещала сохранить девственность, но обманом была оплодотворена, чем вызвала гнев Артемиды (Дианы).

Имел одну уникальную особенность. Жрецом богини мог стать только беглый раб. Когда он приходил в священную рощу, то там его встречал другой бывший беглый раб, ставший жрецом Дианы. С ним он и вступал в бой, который должен был закончиться смертью одного из них. В случае победы пришельца у Арицинской Дианы появлялся новый жрец, который служил ей до смерти от очередного претендента .

Почитание

Культ Дианы среди италиков существовал ещё до основания Рима. По преданию его туда принесли сабины и их легендарный царь Тит Таций , вскоре послесоздания города Ромулом и ещё при его жизни . Более того города Латинском союза объединялись вокруг культа Дианы, так как считали её покровительницей всего союза . Когда Рим начал занимать среди его городов центральное место, то в нём построили посвящённый ей храм .

Отождествление италийской богини Дианы с греческой Артемидой произошло не ранее 433 г. до н. э. В этот год в Риме официально учредили культ Аполлона . Диану стали почитать в качестве его сестры .

В древнеримском обществе разные слои населения объединялись вокруг отдельных божеств. Культ Дианы был особо почитаем среди рабов .

Храм Дианы

По преданию храм Дианы в Риме был построен при шестом римском царе Сервии Туллии на Авентинском холме . Согласно современным представлениям его сооружение связано с тем, что Рим начал занимать центральное место в Латинского союза , города которого объединялись вокруг культа данной богини. Храм построили на взносы всех городов союза .

С этим храмом связан один из первых элементов, вошедших впоследствии в «римский миф» - политическую мифологию, которая создала образ вечного и великого города Рима, которому боги уготовали всемирную цивилизаторскую миссию . Так, у одного сабинянина в стаде была поразительно большая и красивая корова. Он получил предсказание, что город, чей гражданин принесёт в жертву Диане эту тёлку получит превосходство над всеми остальными. Желая восстановить превосходство сабинян он отправился в Рим. По пути его встретил римский жрец, который узнав особое жертвенное животное сумел отправить сабинянина совершать омовение в Тибре. В то время, как хозяин коровы совершал ненужные ритуалы, римлянин и принёс животное в жертву .