Георгий бореев пифагор жизнь как учение. Пифагор — биография, теоремы. Научные достижения и труды Пифагора

Имя: Пифагор Самосский

Годы жизни: 569 г. до н.э. - 495 г. до н.э.

Государство: Древняя Греция

Сфера деятельности: Математик, Философ

Величайшее достижение: Один из величайших математиков, доказавший множество теорем. Создатель школы пифагорейцев.

Он родился на острове Самос (Греция), в 569 году до нашей эры. Согласно различным источникам, смерть Пифагора зафиксирована между 500 г. до н.э. и 475 г. до н.э. в Метапонте (Италия).

Личная жизнь Пифагора

Его отец, Мнесарх, был торговцем драгоценными камнями. Имя его матери было Пифаида. У Пифагора было два или три брата.

Некоторые историки говорят, что Пифагор был женат на женщине по имени Феано и имел дочь Мийя, а также сына по имени Телавг, который преуспел в качестве учителя математики и, возможно, учил Эмпедокла.

Другие говорят, что Феано была одной из учеников Пифагора, а не его женой, и не исключено, что Пифагор никогда не женился и не имел детей.

Пифагор был хорошо образован, он играл на лире на протяжении всей своей жизни, знал поэзию и читал Гомера. Он интересовался математикой, философией, астрономией и музыкой, и на нее сильно повлияли Ферекид (философия), (математика и астрономия) и Анаксимандр (философия, геометрия).

Пифагор оставил Самос примерно в 535 г. до н.э. и отправился в Египет за обучением у жрецов в храмах. Многие из убеждений, которые Пифагор преследовал позже в Италии, были позаимствованы им от египетских жрецов, таких как секретные знаки, стремление к чистоте, отказ от употребления в пищу бобовых или ношения шкуры животных в качестве одежды.

Десять лет спустя, когда Персия вторглась в , Пифагор был взят в плен и отправлен в Вавилон (ныне – территория Ирака), где он встретил жрецов, которые научили его священным обрядам. Ямвлих (250-330 гг. н. э.), сирийский философ, писал о Пифагоре: «Он также достиг совершенства в арифметике, музыке и других математических науках, которые преподавали вавилоняне …».

В 520 г. до н.э. Пифагор, ныне свободный человек, покинул Вавилон и вернулся в Самос, а через некоторое время открыл школу под названием «Полукруг». Однако его учения не пользовались популярностью у правителей острова Самос, и их стремление к участию Пифагора в политике обернулось неудачей, поэтому Пифагор уехал и поселился в Кротоне, греческой колонии на юге Италии, около 518 г. до н.э.

Там он основал философскую и религиозную школу, где жили и работали его многочисленные последователи.

Школа Пифагора

Пифагорейцы жили по особенным правилам поведения, в том числе, в правилах было прописано, когда следует говорить, что носить и что есть. Пифагор был главой общества, и его последователи, как мужчины, так и женщины, которые также жили там, были известны как математики. У них не было личных вещей, и они были вегетарианцами.

  • Другая группа последователей, которые жили отдельно от школы, имели право обладать личным имуществом и не быть вегетарианцами. Все они работали сообща. Пифагор считал:
    Все вещи — цифры. Математика — основа всего, а геометрия — высшая форма математических исследований. Физический мир может быть понят через математику.
  • Душа пребывает в мозгу и бессмертна. Он переходит от одного существа к другому, иногда от человека к животному, через серию реинкарнаций, называемых переселениями, до тех пор, пока душа не станет чистой. Пифагор считал, что математика и музыка могут очистить.
  • Числа имеют индивидуальность, характеристики, сильные и слабые стороны.
  • Мир зависит от взаимодействия противоположностей, таких как мужчина и женщина, свет и тьма, тепло и холод, сухость и влага, легкость и тяжесть, быстрота и медлительность.
  • Определенные символы имеют мистическое значение.

Теоремы Пифагора

Все члены общества должны были соблюдать строгую лояльность и секретность. Из-за строгой секретности среди членов общества Пифагора и того факта, что они разделяли идеи и интеллектуальные открытия внутри группы и были закрыты для социума, трудно быть уверенным, принадлежали ли все теоремы, приписываемые Пифагору, изначально ему, или они были достоянием всей пифагорейской общины.

Некоторые из учеников Пифагора в конце концов написали свои теории, учения и открытия, но пифагорейцы всегда отдавали честь Пифагору как Учителю:

  • Сумма углов треугольника равна двум прямым углам.
  • Теорема Пифагора — для прямоугольного треугольника квадрат гипотенузы равен сумме квадратов двух других сторон. Вавилоняне поняли это еще за 1000 лет до открытия, но Пифагор доказал это.
  • Построение фигур геометрическая алгебра. Например, они решали различные уравнения геометрическими средствами.
  • Открытие иррациональных чисел приписывается пифагорейцам, но вряд ли это была идея Пифагора, потому что она не согласуется с его философией, все вещи — это числа, поскольку число для него означало отношение двух целых чисел.
  • Пять регулярных твердых тел (тетраэдр, куб, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр). Считается, что Пифагор знал только, как построить первые три, но не последние два.
  • Пифагор учил, что Земля была сферой в центре Космоса (Вселенной); что планеты, звезды и вселенная были сферическими, потому что сфера была самой совершенной фигурой. Он также учил, что пути планет были круговыми. Пифагор открыл, что утренняя звезда была той же, что и вечерняя звезда Венера.

Пифагор изучал нечетные и четные числа, треугольные числа и совершенные числа. Пифагорейцы способствовали пониманию углов, треугольников, областей, пропорций, многоугольников и многогранников.
Пифагор также относил музыку к математике. Он долго играл на семиструнной лире и открыл, насколько гармоничны вибрационные струны, когда длины струн пропорциональны целым числам, таким как 2:1, 3:2, 4:3.

Пифагорейцы также поняли, что это знание может быть применено к другим музыкальным инструментам.

Смерть Пифагора

Говорят, что он был убит рассерженной толпой, сиракузянами, во время . Также говорят, что школа Пифагора в Кротоне была сожжена, вследствие чего он отправился в Метапонт, где умер от голодной смерти.

По крайней мере, обе истории включают сцену, в которой Пифагор отказывается растоптать урожай бобовых растений на поле, с целью бегства и спасения, из-за чего его наравне с другими пифагорейцами поймали, и в ходе неравного боя ученики и сам Пифагор погибли.

Теорема Пифагора является краеугольным камнем математики и по-прежнему настолько интересна математикам, что существует более 400 различных доказательств ее решения, в том числе оригинальное доказательство 20-го американского президента Гарфилда.

ЖИЗНЬ - КАК УЧЕНИЕ

Светить будут звезды-гиганты,

Моря не затопят Памир,

Пока существуют атланты

И держат ладонями мир!

Человеческая история Земли порой похожа на цветное лоскутное одеяло, где среди серой ветхой мешковины людской дикости, материализма и безбожия вдруг сияют яркие «заплаты» из дорогого бархата или шелка - неведомо как расцветающие божественно мудрые цивилизации. Завораживающий узор этого земного «одеяла» терпеливо вышивают наши космические «няньки» - Кумары Венеры, Духи Высших планет и Учителя Шамбалы.

Так благодаря бессмертному царю Атлантиды Арлиху Вомалитесу, на плоскогорьях зеленой Африки возникло уникальное государство - Древний Египет. Эта великая страна на многие тысячи лет стала всемирной школой для неофитов и посвященных, цитаделью Знания и штаб-квартирой Белого Братства в Средиземноморье. Великий Арлих Вомалитес, известный в Египте под именем Тот, выпестовал эту славную цивилизацию и помог окрылиться и навсегда улететь с нашей бренной планеты тысячам подвижников. Но когда пришло время Египту умирать, то именно Тот стал основателем следующей величайшей культуры, имя которой - Древняя Греция.

Мудрецы называют Тота отцом Египта, а европейские книги по истории величают отцом Греции Пифагора и утверждают, что на основе пифагорейской школы в Кротоне и благодаря титаническим усилиям Учителя из Самоса возникла Древняя Эллада, а от нее произошла вся наша современная наука, культура и, собственно, Западная цивилизация. Однако сам Пифагор в своих трудах неоднократно замечал, что именно Тот «взял его за руку, спустился с ним под Великую Пирамиду». Великий царь Атлантиды Арлих Вомалитес раскрыл ему под Пирамидой, в тайном подземном городе под Сфинксом, знания геометрии и музыки, чисел и форм, знания природы Реальности и последовательность Творения. Когда благодаря Пифагору и его учению возникла Древняя Греция, то бессмертный царь Атлантиды вошел в эту культуру в том же теле и с теми же знаниями, что и в Атлантиде, что и в Древнем Египте. Здесь уместно заметить, что в те седые времена Грецией называли города и территории многих стран Средиземноморья и Малой Азии, которые впоследствии вошли в Римскую империю. Так вот, когда Тот пришел просвещать народы Европы, то он назвался Гермесом. После ухода Гермеса из Эллады Пифагор стал таким же Пастырем для мирян, каким был Тот для жрецов Египта. И сегодня Школа Пифагора продолжает религиозную мысль своего Учителя, применяя ее к новым временам и новым воплощенным душам. Так замыкается круг времен.

Из книги Пришельцы из Шамбалы автора Бязырев Георгий

ПИФАГОР Временная неудача лучше, чем временная удача.История Земли порой похожа на цветное лоскутное одеяло, где среди серой ветхой мешковины людской дикости, материализма и безбожия вдруг сияют яркие «заплаты» из дорогого бархата или шелка - неведомо как расцветающие

Из книги Пифагор. Том I [Жизнь как Учение] автора Бязырев Георгий

ФИЛОСОФ ПИФАГОР Голова всегда должна воспитывать сердце.Пифагор всегда был олицетворением величия и силы, в его присутствии даже цари чувствовали себя маленькими, смиренными и робкими. Учение Пифагора столь велико и глубоко, что земляне не могут не то что воспринять, но

Из книги Пифагор. Том II [Мудрецы Востока] автора Бязырев Георгий

ПИФАГОР ЖИЗНЬ - КАК УЧЕНИЕ ТОМ ПЕРВЫЙ АННОТАЦИЯВ книге автор интересно и познавательно раскрывает неизвестные страницы биографии Пифагора и параллельно сюжету повествует о засекреченной жизни эзотерических школ Египта, Иудеи, Персии, Вавилонии, Индии, Китая и Шамбалы.

Из книги Жизнь Пифагора автора Халкидский Ямвлих

ПИФАГОР В РОЛИ ТВОРЦА За миг до нашего прощанья, Лечу к Тебе, Творец мечты,Я разогреть хочу дыханьем Вселенную, где всюду - Ты…ТЕМНАЯ КОМНАТАНачинал он творенье, Мысль направив, как свет,По шести направленьям - Икса, игрека, зет.Для понимания процесса Творения Мира на

Из книги Звезда Смерти Гизы автора Фаррелл Джозеф

Г. А. Бореев ПИФАГОР ВТОРОЙ том Мудрецы востока

Из книги Эзотерический мир. Семантика сакрального текста автора Розин Вадим Маркович

ЗАРАТУШТРА И ПИФАГОР А в городе Вары Волшебные чары: Два бога на пару Гуляют бульваром… После того, как Каспар передал карту Пифагору и объяснил ему, как добираться до города Вара, греческий философ направился к руководителям Вавилонского храма Мардука. Там он

Из книги Величайшие загадки и тайны магии автора Смирнова Инна Михайловна

Из книги Учение древних ариев автора Глоба Павел Павлович

VII Палеография палеофизики, часть 2: Пифагор, Платон, Планк и Пирамида Для человека, выполняющего свои изыскания надлежащим образом, все геометрические формы и системы счисления, все музыкальные последовательности и упорядоченные схемы обращения небесных тел должны

Из книги Математика для мистиков. Тайны сакральной геометрии автора Шессо Ренна

Из книги Нумерология автора Гопаченко Александр Михайлович

ПИФАГОР И СОЮЗ ПИФАГОРЕЙЦЕВ Человеком, который изучил восточные учения, перенес их на греческую почву и создал свою школу, стал Пифагор (около 570 - около 500 гг. до н. э.).Он родился на острове Самос в семье торговца. Легенда гласит: когда Мнесарх, отец Пифагора, был в Дельфах

Из книги Доказательства существования богов [Более 200 сенсационных фотографий артефактов] автора Дэникен Эрих фон

Часть 3 Зерванизм - учение о времени, сакральное учение

Из книги 50 великих книг о пути к истине автора Вяткин Аркадий Дмитриевич

Глава № 8 Пифагор Существуют сотни математиков, работы которых повлияли на выводы других математиков, но если задаться вопросом, кто из них оказал столь же глубокое влияние на метафизическую мысль, то мысль неизбежно обращается к Пифагору.Рожденный на Самосе, греческом

Из книги Дзэн-буддизм.Уроки мудрости учителей дзэн автора Ходж Стивен

Нумерология – первая среди равных Сегодня нумерология переживает очередной пик популярности. При этом люди, открывшие ее для себя, даже не подозревают о том, что несколько тысячелетий назад эти знания были доступны только посвященным, ибо считались великой силой,

Из книги автора

Из книги автора

5. Пифагор и пифагорейцы Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушным и к порицанию, и к похвале. Не считай себя великим человеком по величине твоей тени при заходящем солнце. Статую красит вид, а человека – его деяния. Шутки,

Из книги автора

Учение: Жизнь дзэнского учителя Рёкан никогда не учил пониманию дзэн-буддизма в традиционном смысле, но сам он был воплощением всего наилучшего в дзэнском учителе: простоты, доброты и глубокой любви к уединению и красоте природы. Очевидно, он оказывал глубокое влияние на

Родился на о. Самос (ок. 570 до н. э., 576), в юности ездил учиться в Милет, где слушал Анаксимандра. Также был учеником Ферекида из Сироса. Совершил путешествие на Восток, в т.ч. в Египет и Вавилон, познакомившись с др.-восточной математикой и астрономией и изучая негреческие религиозно-культовые традиции. Ок. 532 г. под давлением тирании Поликрата переселился в Кротон (Юж. Италия), где основал религиозно-философское братство с ритуализированным уставом и общностью имущества, взявшее власть в Кротоне и распространившее политическое влияние по всей Южной Италии. В результате антипифагорейского восстания бежал в Метапонт, где умер, вероятно, ок. 497/496 до н. э. Секретность, отсутствие письменной фиксации и абсолютный авторитет Пифагора (ср. пословица «Сам сказал») в сочетании с требованием приписывать учителю все открытия учеников.

Надежно засвидетельствованы: учение о бессмертии души (псюхе), о метемпсихозе (переселение душ), в сочетании с «памятью предков» (помнил свои прежние четыре прежние инкарнации, сын Гермеса); требование «очищения» (катарсис) как высшей этической цели, достигаемой – для тела – через вегетарианство, для души – через познание музыкально-числовой структуры космоса, символически выражаемой в «тетрактиде» («четверице»), т.е. сумме первых четырех чисел 1+2+3+4=10, содержащей основные музыкальные интервалы: октаву, квинту и кварту.

Пифагореизм, совокупность учений, притязавших на происхождение от Пифагора, одно из самых влиятельных течений в античной философии. Различают: 1) ранний, или доплатоновский: последняя четверть 6 в. – сер. 4 в. до н. э.; 2) платонизирующий Древней Академии 4 в до н. э.; 3) эллинистический (средний), представленный псевдопифагорейскими трактатами, датируемыми в основном конец 4 в. – 1 в. до н. э.; 4) неопифагореизм – с 1 в. до н. э.

Под П. в узком смысле понимается ранний П., совпадающий с историей основанного Пифагором в Кротоне пифагорейского союза, свободной религиозной общины, сосредоточенной прежде всего на проблеме спасения; легенда о Пифагоре в этом смысле сопоставима с Евангелием: ср. ранние свидетельства о нисхождении Пифагора в Аид и его воскресении. Но в отличие от аналогичных общин орфиков, пифагорейский союз был также научно-философской школой (во всяком случае, начиная с 5 в.) и политической партией, распространявшей свое влияние на греческие полисы Южной Италии и (частично) Сицилии. Лозунг пифагорейцев «У друзей все общее» сочетался с жесткой иерархической тенденцией, тормозившей демократическое развитие полиса.

После антипифагорейских восстаний (первое произошло еще при жизни Пифагора на рубеже 6-5 вв.) и разгрома союза италийский центр П. переместился в Тарент: еще в середине 4 в. до н. э. там существовала сильная община, руководимая Архитом, другом Пифагора. Одновременно бежавшие от расправы пифагорейцы впервые появляются в балканской Греции: в Фивах и Флиунте. Члены флиунтской общины были «последними из пифагорейцев». Однако есть указания на то, что традиция П. не угасла вполне и в эллинистическую эпоху.

Внутренняя организация пифагорейского союза выражается прежде всего в делении на «акусматиков и математиков» (иначе «эксотериков и эсотериков»). Первоначально оно, возможно, соответствовало различным ступеням посвящения, но со временем «акусматики» и «математики» превратились во враждующие группировки, причем первая воплощала фольклорно-религиозную, а вторая – научно-философскую традицию в П. «Акусматики» закучивали наизусть «акусмы» (иначе «символы») – бездоказательные максимы космологического, эсхатологического и этического характера («Что самое мудрое? – Число», «Что есть острова блаженных? – Солнце и Луна», «Землетрясение – сходка мертвецов», «Что самое прекрасное? – Гармония», «Что самое сильное? – Мысль», «Что самое лучшее? – Счастье», «Что самое истинное? – Что люди дурны» и т.д.), включавшее также множество ритуальных запретов и табу. «Математики» занимались науками («математа») – арифметикой, геометрией, астрономией, гармоникой и философской космологией. И те и другие претендовали на верность изначальному учению Пифагора, образ которого поэтому раздваивается в античных источниках на религиозного учителя и создателя математической науки.

Реконструкция доплатоновского П. опирается на два основных источника: Филолая и свидетельства Аристотеля о т. н. пифагорейцах, в учении которых большинство современных исследователей видит целостную систему, в основном совпадающую с системой Филолая. К ней не относится таблица противоположностей – 10 пар онтологический принципов: предел – беспредельное, нечет – чет, одно – множество, право – лево, мужское – женское, покоящееся – движущееся, прямое – кривое, свет – тьма, добро – зло, квадрат – прямоугольник. Последний крупный представитель доплатоновского П. – Архит Тарентский: в его лице пифагорейский «науки» окончательно обособились от спекулятивной философии и выделились в специальные дисциплины.

Новым в платонизирующем П. было чисто онтологическое понимание числа, тогда как древнепифагорейская аритмология была непосредственно связана с космогонией; идеализация и субстанционализация чисел, образующих у Платона промежуточную сферу бытия между идеями и чувственными вещами (в раннем П. числа «неотделимы от вещей»); замена «предела и беспредельного» как высших принципов одним (монадой) и неопределенной двоицей (диадой); порождение чувственных тел через последовательность «точка – линия – плоскость – тело», где точка определяется как единица, обладающая протяженной величиной; пять правильных многогранников и их корреляция с пятью элементами.

Эллинистический П. представлен трактатами, приписывавшимися Пифагору и древним пифагорейцам и ставшими предметами интенсивного исследования после пересмотра их датировки (раньше они считались «неопифагорейскими»). Трактаты «Архит. О категориях», «Оккел. О природе Вселенной», «Тимей из Локр. О природе души и космоса» (считался в древности оригиналом платоновского «Тимея»). Эллинистический П. носит пропедевтический характер («учебники философии») и использует понятийный аппарат Платона и Аристотеля.

Пифагор Самосский вошел в историю, как один из самых выдающихся интеллектуалов человечества. В его много необычных вещей, и кажется, что сама судьба уготовала ему особый жизненный путь.

Пифагор создал собственную религиозно-философскую школу и прославился, как один из самых великих математиков. Его ум и сообразительность на сотни лет опережали время, в котором он жил.

Пифагор Самосский

Краткая биография Пифагора

Конечно, краткая биография Пифагора не даст нам возможности в полной мере раскрыть эту уникальную личность, но все же главные моменты его жизни мы осветим.

Детство и юность

Дата рождения Пифагора точно неизвестна. Историки предполагают, что он родился между 586-569 гг. до н.э., на греческом острове Самос (отсюда и его прозвище – «Самосский»). Согласно одной легенде, родителям Пифагора предсказали, что их сын станет великим мудрецом и просветителем.

Отца Пифагора звали Мнесарх, а мать – Партения. Глава семейства занимался обработкой драгоценных камней, поэтому семья была достаточно обеспеченной.

Воспитание и образование

Уже в раннем возрасте Пифагор проявлял интерес к разным наукам и искусству. Его первого учителя звали Гермодамант. Он заложил в будущего ученого основы музыки, живописи и грамматики, а также заставлял его наизусть учить отрывки из «Одиссеи» и «Илиады» Гомера.

Когда Пифагору исполнилось 18 лет, он решил отправиться в , чтобы получить еще больше знаний и набраться опыта. Это был серьезный шаг в его биографии, но ему не суждено было осуществиться. Пифагор не смог попасть в Египет, потому что он был закрыт для греков.

Остановившись на острове Лесбос, Пифагор начал изучать физику, медицину, диалектику и другие науки от Ферекида Сиросского. Прожив на острове несколько лет, он захотел посетить Милет, где еще жил известный философ Фалес, образовавший первую в Греции философскую школу.

Очень скоро, Пифагор становится одним из самых образованных и известных людей своего времени. Однако спустя какое-то время в биографии мудреца происходят резкие перемены, так как началась персидская война.

Пифагор попадает в вавилонский плен, и долгое время живет в неволе.

Мистика и возвращение домой

Из-за того, что в Вавилоне была популярна астрология и мистика, Пифагор пристрастился к изучению различных мистических таинств, обычаев и сверхъестественных явлений. Вся биография Пифагора полна поиска и решений всевозможных , которые так привлекали его внимание.

Пробыв в плену более 10 лет, он неожиданно получает освобождение лично от персидского царя, который не понаслышке знал о мудрости ученого грека.

Оказавшись на свободе, Пифагор тут же возвращается к себе на родину, чтобы рассказать о приобретенных знаниях соотечественникам.

Школа Пифагора

Благодаря обширным познаниям, постоянному и ораторскому искусству, ему удается быстро получить известность и признание среди жителей Греции.

На выступлениях Пифагора всегда присутствует множество людей, которые поражаются мудрости философа и видят в нем чуть ли не божество.

Одним из главных пунктов биографии Пифагора есть тот факт, что он создал школу, основанную на его собственных принципах миропонимания. Она так и называлась: школа пифагорейцев, то есть последователей Пифагора.

У него была и своя методика обучения. Например, слушателям запрещалось разговаривать во время занятий, и не позволялось задавать какие-либо вопросы.

Благодаря этому ученики могли воспитывать в себе скромность, кротость и терпение.

Современному человеку эти вещи могут показаться странными, но не стоит забывать, что во времена Пифагора самого понятия школьного обучения в нашем понимании попросту не существовало.

Математика

Помимо медицины, политики и искусства, Пифагор самым серьезным образом занимался математикой. Ему удалось внести весомый вклад в развитие геометрии.

До сих пор в школах всего мира, самой популярной теоремой считается теорема Пифагора: a 2 +b 2 =c 2 . Каждый школьник помнит, что «пифагоровы штаны, во все стороны равны».

Кроме этого существует «таблица Пифагора», с помощью которой можно было перемножать цифры. По сути, это современная таблица умножения, просто немного в другом виде.

Нумерология Пифагора

В биографии Пифагора имеется примечательная вещь: его всю жизнь чрезвычайно сильно интересовали числа. С их помощью он старался познать природу вещей и явлений, жизни и смерти, страданий, счастья и прочих важных вопросов бытия.

Цифру 9 он связывал с постоянством, 8 – со смертью, а еще уделял огромное внимание квадрату чисел. В этом смысле совершенным числом была 10. Десятку Пифагор называл символом Космоса.

Пифагорейцы первыми разделили числа на четные и нечетные. У четных чисел, по мнению математика, было женское начало, а у нечетных – мужское.

В те времена, когда не существовало науки как таковой, люди познавали жизнь и мироустройство, как могли. Пифагор, как великий сын своего времени, старался искать ответы на эти и другие вопросы с помощью цифр и чисел.

Философское учение

Учение Пифагора следует разделить на две категории:

  • Научный подход
  • Религиозность и мистика

К сожалению, далеко не все труды Пифагора удалось сохранить. А все из-за того, что ученый практически не делал никаких записей, передавая знания ученикам в устной форме.

Кроме того, что Пифагор был ученым и философом, его можно по праву назвать и религиозным новатором. В этом на него немного был похож Лев Толстой ( мы публиковали в отдельной статье).

Пифагор был вегетарианцем и побуждал к этому своих последователей. Он не разрешал ученикам употреблять пищу животного происхождения, запрещал им пить спиртные напитки, сквернословить и вести себя непристойно.

Интересен и тот факт, что Пифагор не обучал простых людей, которые стремились получить лишь поверхностные знания. Он принимал в ученики только тех, в ком видел избранных и просвещенных индивидов.

Личная жизнь

Изучая биографию Пифагора, может сложиться ошибочное впечатление, что времени на личную жизнь у него не было. Однако это не совсем так.

Когда Пифагору было около 60 лет, на одном из своих выступлений он повстречал красивую девушку по имени Феана.

Они поженились, и от этого брака у них родились мальчик и девочка. Так что выдающийся грек был семейным человеком.

Смерть

Как это ни удивительно, но ни один из биографов не может однозначно сказать, каким образом умер великий философ и математик. Существует три версии его смерти.

Согласно первой, Пифагора убил один из учеников, которого он отказался обучать. В порыве гнева, убийца поджег Академию ученого, где тот и погиб.

Вторая версия рассказывает о том, что во время пожара, приверженцы ученого, желая спасти его от смерти, создали мост из собственных тел.

Но самой распространенной версией кончины Пифагора считается его гибель во время вооруженного конфликта в городе Метапонт.

Великий ученый прожил более 80 лет, умерев в 490 г. до н. э. За свою долгую жизнь он успел сделать очень многое, и его вполне справедливо считают одним из самых выдающихся умов в истории.

Если вам понравилась биография Пифагора – поделитесь ею в социальных сетях. Пусть об этом гении узнают и ваши друзья.

Если же вам вообще нравятся краткие биографии, и просто – обязательно подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Восточной мудрости прекрасным языком,
Посредством чудного явления искусства
И красоты, нашедшей греческое русло,
Нас приглашает Пифагор в духовный дом…

Пифагор — великий посвященный, философ, гениальный ученый, мудрец, основатель знаменитой Школы Пифагорейцев, духовный Учитель плеяды выдающихся философов мира. Пифагор впервые развил учение о Космосе, заложив основу монадологии, современной квантовой теории строения материи.

Важнейшие открытия сделаны им в областях математики, музыки, оптики, геометрии, астрономии, теории чисел, теории суперструн (Земного монохорда), психологии, педагогики, этики. Философия Пифагора основывается на знании законов взаимосвязи видимого и невидимого миров, единства материи и духа, на утверждении бессмертия душ и их постепенном очищении посредством переселения (теория инкарнации).

С именем Пифагора связано множество легенд, а его ученики стали выдающимися людьми. Именно благодаря их трудам до наших дней дошли основы Учения Пифагора, высказывания, этические и практические советы, духовные сказки и теоретические постулаты Пифагора.

ИСПЫТАНИE

Эта маленькая община избранных как бы освещала собой раскинувшийся внизу многолюдный город. Её светлая ясность привлекала благородные инстинкты юности, но не легко было проникнуть в её внутреннюю жизнь, и все знали, как труден доступ в среду немногочисленных избранных. Простая живая изгородь служила защитой для садов, прилегавших к пифагорейским зданиям, и входная дверь оставалась весь день открытой. Но у двери возвышалась статуя Гермеса, и на цоколе её виднелась надпись: прочь непосвященные! Все подчинялись этому приказанию.
Пифагор с большим трудом допускал новичков, говоря «что не из каждого дерева можно вырезать Меркурия». Молодые люди, желавшие вступить в общину, должны были пройти через период испытания. Рекомендованные или родителями, или одним из учителей, они получали вначале доступ лишь в пифагорейский гимнастический зал, где новички упражнялись в различных играх.
С первого же взгляда молодой человек замечал, что этот зал совсем не походил на такое же гимнастическое учреждение в городе: ни громких криков, ни буйных проявлений, никакого признака бахвальства или тщеславного выставления своей силы, своих мускулов атлета; здесь царствовали вежливость, изящные манеры и взаимное доброжелательство среди молодых людей, которые или прогуливались парами под сенью портиков, или предавались играм на арене. С ласковой простотой приглашали они новичка принять участие в их беседах, никогда не позволяя себе любопытных взглядов или насмешливой улыбки.
На арене упражнялись в бегах и в метании дротиков. Там же происходили воинственные упражнения в виде дорических танцев, но Пифагор строго запрещал в своей школе единоборство, говоря, что рядом с развитием ловкости это вводит в гимнастические упражнения элемент гордости и озлобления; что люди, стремящиеся к осуществлению истинной дружбы, не должны позволять себе сваливать друг друга с ног и кататься по песку подобно диким зверям; что истинный герой должен биться с мужеством, но без ярости, и что озлобленный человек предоставляет все преимущества над собой своему противнику.

Новичок узнавал эти правила из уст юношей пифагорейцев, которые спешили сообщить ему эти крупицы усвоенной мудрости. Одновременно с этим, они приглашали его свободно высказаться и не стесняясь оспаривать их мнения. Поощренный их предупредительностью, новичок не замедливал раскрыть свою истинную природу. В восторге, что его так любезно слушают, он начинал разглагольствовать.
В это время начальники зорко наблюдали за ним, не останавливая его никаким замечанием. Неожиданно появлялся и сам Пифагор, чтобы незаметным образом следить за его жестами и словами. Он придавал особенное значение смеху и походке молодых людей. Смех, говорил он, самое несомненное указание на характер человека и никакое притворство не может украсить смех злого. Он был такой глубокий знаток человеческой наружности, что умел читать по ней до глубины души.
Благодаря подобным наблюдениям, учитель составлял точное представление о своих будущих учениках. Через несколько месяцев приходила очередь решающим испытаниям. Испытания эти были взяты из египетского посвящения, но смягчены и применены к натуре Греков, впечатлительность которых не вынесла бы смертельных ужасов Мемфисских и Фивийских склепов.
Стремящегося к посвящению заставляли провести ночь в пещере, находившейся в окрестностях города, в которой – по слухам – появлялись чудовища и привидения. Не имевших силы выдержать зловещие впечатления одиночества и ночного мрака, отказывавшихся войти или обращавшихся в бегство, признавали слишком слабыми для посвящения и их отправляли назад.

Нравственное испытание носило более серьезный характер. Внезапно, без всяких предупреждений, ученика заключали в келью, печальную и обнаженную. Ему давали доску и короткий приказ: найти внутренний смысл одного из пифагорейских символов, например: «что означает треугольник, вписанный в круг»? или: «почему додекаэдр, заключенный в сферу, является основной цифрой вселенной?»

Он проводил 12 часов в пустой келье наедине с своей задачей, имея лишь кружку воды и кусок хлеба вместо обычной пищи. Затем его вводили в залу собраний, где все ученики были в сборе. Они должны были беспощадно поднимать на смех испытуемого, который, голодный и в дурном настроении, появлялся перед ними подобно осужденному.

«Вот», кричали они, «явился новый философ! Какой у него вдохновенный вид! Он сейчас поведает нам о своих открытиях! Не скрывай же от нас свои мысли! Еще немного – и ты станешь великим мудрецом!» В это время учитель наблюдал за всеми проявлениями молодого человека с глубоким вниманием. Удрученный постом и одиночеством, раздраженный сарказмами, униженный своим бессилием разгадать непонятную задачу, он должен был сделать огромное усилие, чтобы овладеть собою. Некоторые плакали слезами ярости; другие отвечали грубыми словами, третьи бросали доску вне себя от гнева, осыпая бранью и школу, и учителя, и его учеников.

После этого появлялся Пифагор и спокойно заявлял, что юноша, выдержавший так плохо испытание в самообладании, не мог оставаться в школе, о которой он такого нелестного мнения. Изгнанный уходил пристыженный и иногда делался опасным врагом для ордена, как тот знаменитый Килон, который позднее вызвал мятеж против Пифагорейцев и привел их к роковой катастрофе.

Те же юноши, которые выдерживали нападение с твердостью, которые на дерзкие вызовы отвечали разумно и с присутствием духа, заявляя, что они готовы сто раз подвергнуться испытаниям, если это даст им хотя бы малую частицу мудрости, – такие юноши торжественно объявлялись вступившими в школу и принимали полные энтузиазма поздравления от остальным сотоварищей.
Счастливый день, «золотой день», как говорили древние, был тот, когда Пифагор принимал нового ученика в своем жилище и торжественно присоединял его к рядам своих учеников. Последствием этого были непосредственные сношения с Учителем; принятый ученик проникал во внутренний двор, куда допускались лишь одни верные последователи. Отсюда название эзотерические (те, которые внутри), противополагавшиеся экзотерическим (те, которые вне). С этого и начиналось настоящее посвящение.


Пифагор имел обыкновение давать свои наставления в храме Муз. Сенаторы Кротона построили его по плану и по личным указаниям Пифагора рядом с его собственным жилищем, среди деревьев окружающего сада. Только ученики второй степени проникали туда вместе с Учителем.

Внутри этого круглого храма виднелись девять мраморных Муз; по середине стояла Гестия, закутанная в покрывало, торжественная и таинственная. Левой рукой она защищала пламя очага, правой рукой указывала на небо.

У Греков, точно так же как и у Римлян, Гестия или Веста была хранительницей божественного начала, которое скрыто во всех вещах. Представительница божественного огня имела свой алтарь в храме Дельфов, в Пританеи Афин и при каждом домашнем очаге.
В святилище Пифагора она олицетворяла собою божественную науку илиТеософию. Окружавшие ее эзотерические Музы носили – кроме обычных своих мифологических имен – еще имена тех оккультных наук и священных искусств, которые находились под непосредственной охраной каждой из них.
Урания наблюдала за астрономией и астрологией; Полимния владела наукой потусторонней жизни души и искусством прорицания; Мельпомена с своей трагической маской представляла науку жизни и смерти, трансформаций и перевоплощений. Эти три верховные Музы, вместе взятые, олицетворяли собой всю космогонию или небесную физику, Каллиопа, Клио и Эвтерпа являлись представительницами человеческой или психологической науки с соответствующими ей искусствами: медициной, магией и моралью.

Последняя группа – Терпсихора, Эрата и Талия заведовали земной физикой, наукой элементов, камней, растений и животных.

Живая душа

Но сколько предстоит еще странствований, воплощений, сколько надо пройти циклов для того, чтобы душа сделалась тем человеком, каким мы знаем его!

По эзотерическим преданиям Индии и Египта, индивиды, составляющую нынешнее человечество, начали свое человеческое существование на других планетах, где материя гораздо менее плотная, чем на нашей. Тело человека было в то время почти прозрачное, а воплощения его были легкие. Его способности духовного восприятия были по видимому очень сильные и энергичные в этот первый человеческий фазис; зато разум и интеллект были в зачаточном состоянии. В этом полутелесном и полудуховном состоянии человек видел духов; все сияло в его глазах красотой и очарованием, все было музыкой для его слуха. Он слышал гармонию сфер. Он не думал и не размышлял, он едва умел хотеть. Он отдавался жизни, вбирая в себя звуки, формы и свет, витая подобно сновидению от жизни к смерти и от смерти к жизни. Такое состояние Орфики называли небом Сатурна. По учению Гермеса человек материализовался, воплощаясь на планетах все более и более плотных.
Воплощаясь в более плотной материи, человечество утеряло свое духовное сознание, но усиливающейся борьбой с внешним миром оно сильно развило свой разум, свой интеллект, свою волю. Земля есть последняя ступень этого спускания в матерью, которое Моисей называет «изгнанием из рая», а Орфей «падением в подлунный круг».

Отсюда человек, путем многих новых воплощений, может медленно подняться и свободным проявлением ума и воли снова обрести свои духовные чувства. Только тогда, говорят ученики Гермеса и Орфея, человек обретает собственной деятельностью сознание божественного; лишь тогда он становится Сыном Божьим. И те, которые назывались на земле этим именем, должны были, – раньше чем появиться среди нас – спуститься и снова подняться по этой трудной спирали.

Таково прошлое человеческой души. Оно объясняет нам его настоящее состояние и позволяет провидеть его будущее.

Каково же место, которое божественная Психея занимает в земной жизни? Если вдуматься, то нельзя вообразить себе более трагической судьбы. С тех пор, как она страдальчески пробудилась в тяжелой атмосфере земли, она стала пленницей плоти, она сдавлена в изгибах её. Она живет, дышит и думает только через нее; а между тем сама она не от плоти.

По мере того, как она развивается, она чувствует, как в ней загорается мерцающий свет, нечто невидимое и нематериальное, что она называет своим духом, своим сознанием.

Да, у человека есть врожденное чувство своей тройственной природы, ибо даже в речи своей он инстинктивно различает свое тело от души, и душу от духа.

Но плененная и терзаемая душа бьется между своими двумя спутниками, из которых один – змей, сжимающий ее в бесчисленных кольцах, а другой – невидимый гений, призывающий ее, присутствие которого она ощущает лишь по трепету его крыльев и по молниеносным зарницам, вспыхивающим в её глубине.

То отдается она плоти и живет одними её ощущениями и страстями, переходя от кровавых оргий гнева к тяжелому угару сладострастия, пока ее самою не ужаснет глубокое безмолвие невидимого спутника. То, привлеченная к нему, она теряется в такой высоте мысли, что забывает о существовали тела до того момента, когда оно властным призывом напомнит о себе. И все же внутренний голос говорит ей, что между нею и невидимым спутником связь – ненарушима, тогда как связь её с телом временна и кончается со смертью.

Но, разрываясь между ними, душа, в своей вечной борьбе тщетно ищет счастья и истины, тщетно ищет она себя в своих преходящих ощущениях, в своих сменяющихся мыслях, в том мире, который меняется, как мираж. Не находя ничего постоянного гонимая, как ветром оторванный лист, мятежная душа сомневается в себе самой и в божественном мире, который раскрывается для неё только в минуты неодолимого влечения к нему и в минуты скорби.

И знания раскрываются для неё тщетно, потому что, как бы обширны они ни были, рождение и смерть заключают человека между двумя роковыми границами. Это – две двери, ведущие во мрак, за которым он не видит ничего. Пламя его жизни загорается при вступлении в одну из них и потухает при выхода его через другую. Не то же ли самое и с душой? А если нет, то какова же её истинная судьба?

Ответ, даваемый философами на этот мучительный вопрос, весьма различен. Лишь ответ посвященных теософов всех времен один и тот же по существу. Он согласуется с интимным чувством каждой души и с сокровенным духом религии.

Но религии выражали истину лишь под покровом символов, которые в темном сознании толпы переходили в суеверия, тогда как эзотерическая доктрина, открывая гораздо более обширные перспективы, согласуется с законами мировой эволюции.

Вот что говорят человеку посвященные, знакомые с эзотерическим преданием, просветленные глубоким опытом души: то, что волнуется в тебе, что ты называешь своей душой, есть эфирный двойник тела, который заключает в себе бессмертный дух. Дух строить и ткет для себя силою своей собственной деятельности свое духовное тело. Пифагор называет это тело «тонкой колесницей души», потому что после смерти ему суждено удалить дух от праха земного. Это духовное тело есть орган духа, его чувствительная оболочка, его волевое орудие, через которое тело оживотворяется и без которого оно было бы безжизненно. Этот двойник делается видимым при появлении умирающих или умерших. Тонкость, могущество, совершенство духовного тела разнятся, смотря по качеству заключающегося в нем духа; а между субстанцией душ, сотканных из астральных лучей, но проникнутых невесомыми флюидами земли и неба, существует бoльшее различие, чем между всеми земными телами из весовой материи.

Хотя это тело гораздо тоньше и совершеннее земного тела, оно не бессмертно, как заключенная в нем монада. Оно изменяется и очищается соответственно той среде, через которую проходит.

Дух формует и неустанно преобразует его по образу своему, а затем, постепенно освобождаясь от него, облекается в еще более эфирные покровы.

Вот чему учил Пифагор, не признававший отвлеченной духовной сущности, бесформенной монады. Деятельный дух на небесах и на земле должен иметь орган; этот орган есть живая душа, животная или божественная, темная или лучезарная, но облеченная в человеческий образ, который есть подобие Божие.

Эта истина, которую мы считаем новой, была известна в античных мистериях. «Животные родственны человеку, а человек сродни Богам», говорил Пифагор. Он развивал философски то, что скрывалось под символами Элевсиса: прогресс восходящих царств природы, стремление растительного мира к животному, животного мира к человеческому и последовательную смену в человечестве все более и более совершенных рас.

Этот прогресс совершается правильными и все более увеличивающимися циклами, которые заключены один в другом. Каждый народ имеет свою молодость, зрелый возраст и старость. Это относится также и к целым расам: к красной, черной и белой расам, последовательно царствовавшим на земном шаре.

Белая раса находится все еще в расцвете молодости. Достигнув своей высшей точки, она выдвинет из своих недр ядро новой расы, усовершенствованной посредством восстановленного посвящения и благодаря духовному подбору вступающих в брак.

Так чередуются расы, так прогрессирует человечество. Древние «Посвященные» шли гораздо далее в своих предвидениях, чем современные мудрецы. Они допускали, что наступит момент, когда человечество перейдет на другую планету, чтобы начать там новый цикл эволюции. В сердце циклов, составляющих планетную цепь, человек разовьет начала интеллектуальные, духовные и потусторонние, которыми великие Посвященные овладели ранее остального человечества, и начала эти станут достоянием всех.

Само собою разумеется, что такое развитие будет длиться не только тысячи, но миллионы лет и произведет такие перемены в условиях человеческой жизни, какие мы себе и вообразить не можем. Чтобы охарактеризовать их, Платон говорил, что в те времена Боги на самом деле будут жить в человеческих храмах.

Какова же конечная цель человека и человечества по эзотерическому учению? После стольких жизней, смертей, рождений, затишья и мучительных пробуждений, настанет ли конец усилием Психеи?

Да, говорят посвященные, когда душа окончательно победит матерью, когда, развив все свои духовные способности, она найдет в себе самой начало и конец всего, тогда, достигнув совершенства и не нуждаясь более в воплощении, она окончательно сольется с божественным Разумом. Так как мы с трудом можем себе представить духовную жизнь души даже и после земного её воплощения, то как вообразить себе ту совершенную жизнь, которая ожидает нас в конце всех ступеней духовного существования?

Это небо небес стоит в таком же отношении ко всем предшествующим небесам, в каком океан стоит к ручьям и рекам. Для Пифагора апофеоз человека являлся не в виде погружения в состояние бессознательности, но в виде творческой деятельности в божественном сознании.

Душа, став чистым духом, не теряет своей индивидуальности, но заканчивает ее, соединяясь с своим первообразом в Боге. Она припоминает все свои предшествующие существования, которые ей кажутся ступенями для достижения той вершины, откуда она охватывает и постигает Вселенную. В этом состоянии человек уже перестает быть человеком, говорит Пифагор, он становится полубогом. Ибо он отражает во всем своем существе неизреченный свет, которым Бог наполняет бесконечность. Для него равносильно знать и мочь, любить и творить, существовать и излучать истину и красоту.
Окончательный ли это предел? Духовная вечность имеет другие измерения, чем солнечное время, но она имеет также свои этапы, свои нормы и свои циклы, превосходящие всякое человеческое представление. Но закон прогрессивных аналогий в восходящих царствах природы позволяет нам утверждать, что дух, достигнув этого высшего состояния, не может уже возвратиться назад; что если видимые миры изменяются и проходят, то невидимый мир, который служит их началом и их концом, – бессмертен.

Такими светлыми перспективами заканчивал Пифагор историю божественной Психеи.

Последнее слово замерло на устах мудреца, но присутствие невыразимой истины чувствовалось в неподвижном воздухе подземного храма. Каждому казалось, что окончились сновидения и настало пробуждение, исполненное мира, в беспредельном океане единой жизни.
Мерцающие лампы освещали статую Персефоны, придавая жизнь её символической истории, художественно переданной в священных фресках святилища. Иногда одна из жриц, приведенная в экстаз гармоническим голосом Пифагора, преображалась, и всем существом своим говорила о невыразимой красоте видения. И охваченные священным трепетом ученики смотрели на неё в молчании. Но учитель медленным и уверенным жестом возвращал на землю преображенную жрицу. Понемногу черты её изменяли выражение, она опускалась на руки своих подруг и впадала в глубокую летаргию, из которой пробуждалась смущенная, печальная и как бы истощенная своим порывом.

Кончалась ночь и Пифагор с учениками выходил из склепа в сады Цереры на свежесть предутренней зари, которая уже начинала трепетать над морем по краям звездного неба.


Пифагор прожил 30 лет в Кротоне. За это время он достиг такого влияния, что все, которые считали его полубогом, имели на это право. Власть его над людьми была безгранична. Ни один философ не достигал ничего подобного. Влияние его распространялось не только на кротонскую школу и её разветвления в других городах итальянского побережья, но и на политику всех ближайших государств. Пифагор был реформатором в полном смысле слова.

В Кротоне, которая была Ахейской колонией, существовала аристократическая конституция. Совет тысячи, состоявшей из родовитых семей, пользовался законодательной властью и наблюдал над властью исполнительной. Народные собрания существовали, но полномочия их были ограниченные.

Пифагор, государственный идеал которого состоял в порядке и гармонии, был одинаково чужд и гнету олигархии, и хаосу демагогии. Принимая дорическую конституцию как таковую, он стремился внести в нее новое устройство. Мысль его была очень смелая: создать поверх политической власти – власть науки с совещательным и решающим голосом во всех коренных вопросах, власть, которая представляла бы высший регулятор государственной жизни. Над Советом Тысячи он поставил Совет Трехсот, избиравшийся первым советом, но пополнявшийся исключительно из числа посвященных.

Порфирий рассказывает, что две тысячи кротонских граждан отреклись от обыкновенной жизни, от права собственности и соединились в одну общину.

Таким образом Пифагор поставил во главе государства правителей, опирающихся на высшее знание и поставленных так же высоко, как древнеегипетское жречество. То, что ему удалось осуществить на короткое время, осталось мечтой всех посвященных, имевших соприкосновение с политикой: внести начало посвящения и соответствующих экзаменов для правителей государства, соединив в этом высшем синтезе и выборное демократическое начало, и управление общественными делами, предоставленное наиболее умным и добродетельным. Совет Трехсот образовал, таким образом, нечто вроде научного, политического и религиозного ордена, главой которого признан был сам Пифагор. Вступление в этот орден сопровождалось клятвой сохранять абсолютную тайну, как это было в Мистериях.
Один из жителей Кротона, некто Килон, искал доступа в школу. Пифагор, весьма строгий при выборы своих учеников, изгнал Килона вследствие его дурного и властного характера. Результатом была мстительная ненависть последнего. Когда общественное мнение начало поворачиваться против Пифагора, Килон организовал клуб, враждебный пифагорейцам, с широким доступом для всех. Ему удалось привлечь к себе главных вожаков народа и подготовить революцию, которая должна была начаться с изгнания пифагорейцев.

Перед раздраженной толпой, с общественной трибуны, Килон читает выкраденные отрывки из тайной книги Пифагора, озаглавленной Священное Слово (Hиeros Logos). Их искажают, им придают совершенно иной смысл.

Несколько ораторов пробуют защитить «молчаливых братьев», которые не делают вреда даже самому последнему животному. Эта защита встречается взрывами хохота. Килон сходит с трибуны и снова подымается на нее. Он доказывает, что религиозный катехизис пифагорейцев посягает на народную свободу и «этого мало», прибавляет трибун: «кто этот учитель, этот воображаемый полубог, которому все до того слепо подчиняются, что стоит ему отдать приказание, как все братья уже кричат: учитель сказал! Кто он, как не тиран Кротона, да к тому еще «сокровенный», следовательно, самый худший из тиранов? Откуда происходит эта неразрывная дружба между членами пифагорейских гетерий, как не из глубокого презрения к народу? У них вечно на языке изречение Гомера: властитель должен быть пастырем своего народа. Не выходит ли из этого, что для них народ не более, как презренное стадо животных? И даже самое существование ордена есть непрестанный заговор против народных прав! Пока он не будет уничтожен, невозможна свобода в Кротоне».

Один из членов народного собрания под влиянием честного чувства, воскликнул: «но пусть будет дозволено Пифагору и пифагорейцам придти сюда и оправдаться, прежде чем мы приговорим их». Но Килон закричал с надменностью: «разве эти пифагорейцы не отняли у нас права судить и решать общественные дела? По какому же праву могут они требовать, чтобы вы выслушивали их? Они не призывали вас к совету, когда лишали народ законодательного права и вы точно также должны поразить их, не справляясь с их мнением». Гром рукоплесканий раздался в ответ. на эти речи и умы воспламенялись все сильнее и сильнее.

Однажды вечером, когда сорок четыре главных члена ордена. собрались у Милона, Килон спешно созвал своих сторонников. Дом Милона был окружен. Пифагорейцы, среди которых был сам учитель, заперли двери. Рассвирепевшая толпа подложила огонь и подожгла здание. Тридцать восемь пифагорейцев, ближайшие ученики учителя, весь цвет ордена и сам Пифагор погибли, одни – в пламени пожара, другие – пораженные насмерть народом.27 Архипп и Лизис одни лишь избежали гибели.

Так умер этот великий мудрец, пытавшийся внести свою мудрость в государственное правление людей. Убийство пифагорейцев сделалось сигналом демократической революции в Кротоне и по всему Тарентскому заливу. Итальянские города изгнали преследуемых учеников Пифагора. Весь орден рассеялся и лишь остатки его сохранились в Сицилии и Греции, продолжая распространять идеи учителя.


Нравственные принципы и заповеди Пифагора.

Нравственные принципы, проповедуемые Пифагором и сегодня достойны подражания. Каждый человек должен следовать правилу: беги от всякой хитрости, отсекай от тела болезнь, от души невежество, от утробы — роскошество, от города – смуту, от семьи — ссору. Вещей, к которым стоит стремиться и которых следует добиваться, есть на свете три: во-первых, прекрасное и славное, во-вторых, полезное для жизни, в-третьих, доставляющие наслаждение. Но наслаждение имеется ввиду не пошлое и обманчивое, не утоляющее роскошествами наше чревоугодие и сладострастие, а другое, направленное на прекрасное, праведное и необходимое для жизни.
Система морально-этических правил, завещанная своим ученикам Пифагором, была собрана в моральный кодекс пифагорейцев — “Золотые стихи”. Они переписывались и дополнялись на протяжении всей тысячелетней истории. В 1808 г. в Санкт-Петербурге были опубликованы правила, начинавшиеся словами:

Зороастр был законодателем персов.
Ликург был законодателем спартанцев.
Солон был законодателем афинян.
Нума был законодателем римлян.
Пифагор есть законодатель всего человеческого рода.

Вот десять Заповедей верных в наследство будущим умам,
В стихах простых и откровенных…
Их Пифагор оставил нам:

Не увлекайся Лжегорою, дорогой с тысячью следов.
Иди нехоженой тропою, в очаровании лесов…
Кто ищет мудрости высокой — во глубине ее найдет.
В тиши и близкой и далекой… В уединенье Путь зовет.

Будь верен Слову в разговоре, не доверяй все языку.
Держи штурвал, когда ты в море, и отдыхай на берегу.

Поразмышляй над третьей фразой:
Пусть дует ветер — шум цени.
Природный ритм — чудесный Разум.
Взаимодействуй с ним и ты…

Не говори без размышленья пифагорейских слов и дел.
Без света тщетно обученье. Всему есть срок и свой предел.

Не возвращайся, дом покинув, иначе фурии влетят,
Пока стоишь ты, рот разинув, забыв, зачем, тебя пленят…

А петуха корми прилежно, но не для жертвы, а для дел.
Луне и Солнцу песню нежно пусть он поет — таков удел…

Теперь иной совет послушай. Не торопись тому помочь,
Кто, скинув тяжести, баклуши задумал бить или толочь.
Но помоги поднять тяжелый, полезный груз тому, кто смел…
И не бросает напряженный духовный труд, как Бог велел..

Еще немного, три совета… Пусть ум воспримет не спеша,
Ведь от избыточного света теряет меру и душа…
Не позволяй селиться в доме залетным ласточкам, мой друг.

И, если спишь не на соломе, сгладь отпечатки тела, рук.

А руку правую охотно ты никому не доверяй.
И тех, кто дышит беззаботно — не торопи и проверяй.

Итак, от Кротона, где Школа Пифагорейская цвела,
Да с продолжением Платона, та мудрость к нам теперь дошла…
И улыбающийся профиль Пифагорейский, с бородой,
Оценит будущие вздохи, что совершим и мы с тобой…

Образ жизни пифагорейцев.

Пифагорейцы вели особый образ жизни, у них имелся свой
особый распорядок дня. День пифагорейцам надлежало начинать со стихов:

Прежде, чем встать от сладостных снов, навеваемых ночью,
Думай, раскинь, какие дела тебе день приготовил.


Проснувшись, они проделывали мнемонические упражнения, помогающие запоминать нужные сведения, а затем шли на берег моря встречать восход солнца, обдумывали дела предстоящего дня, после чего делали гимнастику и завтракали. Вечером совершалось совместное купание, прогулка, ужин, после чего возлияние богам и чтение. Перед сном каждый давал себе отчет о прошедшем дне, заканчивая его стихами:

Не допускай ленивого сна на усталые очи,
Прежде, чем на три вопроса о деле дневном не ответишь:
Что я сделал? Чего не сделал? Что мне осталось сделать
?

Большое внимание пифагорейцы уделяли медицине, психотерапии. Они разрабатывали приемы улучшения умственных способностей, умение слушать и наблюдать. Они развивали память, как механическую, так и смысловую. Последняя возможна лишь в том случае, если в системе зна-ний найдены начала.

Как видим, пифагорейцы с равным усердием заботились и о физическом, и о духовном развитии. Именно у них родился термин “калокагатия”,обозначавший греческий идеал человека, сочетающего в себе эстетическое (прекрасное) и этическое (добро) начала, гармонию физических и духовных качеств.

Уже более 2500 лет назад великий Пифагор, которого мы знаем в основном как математика, создал систему упражнений, которые позволяли любому человеку развить в себе феноменальные способности. Ведь во всем мире Пифагор известен еще и как великий мистик древности. В Древнем Риме Цицерон и Юлий Цезарь использовали приемы его психотехники, чтобы добиться успеха и возвыситься над людьми

Многое из того, чему учил Пифагор, утеряно за века, многое до сих пор непонятно и поэтому не используется на практике, но два упражнения вы можете легко освоить.

Воспитание памяти

Если вы хотите обрести абсолютную память, проникнуть в тайны своих предшествующих жизней, стать ясновидящим, совсем не обязательно идти к экстрасенсам. От вас требуется только упорство, а что делать - расскажем вам мы.

Ежедневно утром и вечером нужно «прокручивать» в уме все события минувшего дня, вспоминая их до самых мельчайших деталей. Кроме того, следует дать оценку собственным поступкам, совершенным за день, задавая себе следующие вопросы: «Что я сделал сегодня? Чего не сделал из должного? Какие поступки заслуживают осуждения и требуют раскаяния? Каким следует радоваться?»

Освоив однодневную технику экзамена сознания, начните постепенно погружаться в прошлое, вспоминая то, что было вчера, позавчера и т. д. Если у вас достанет характера делать это каждый день, успех гарантирован (это проверено) - вашей памяти позавидует самый мощный компьютер с огромной базой данных. Тренируя ее долгое время, вы сможете мгновенно восстанавливать события любого периода своей жизни вплоть до рождения. Будете легко запоминать наизусть огромные куски текста и длинные поэмы, ряды цифр, наборы предметов, гаммы цветов, мелодии и т. д. А что тут такого невероятного, ведь в древности, когда не было письменности, люди помнили наизусть бесконечные тома мифов и легенд, и никто не считал это чудом.