Хноще нщумй, гйфбфщ п нхдтпуфй, йуфйое,ъобойй,змхрпуфй,упноеойй. Созерцание спокойного ума Философский смысл понятия «созерцание»

Человек, пока не совершит всякий труд в деятельных добродетелях, не может достигнуть свободы истинного созерцания (прп. авва Исаия, 59, 34).

* * *

Блажен, кто приобрел созерцание будущих благ и вечного мучения мысленными очами и прилежно потрудился улучить вечные блага (прп. Ефрем Сирин, 30, 386–387).

* * *

Намеревающемуся приступить к созерцанию всего сущего должно очистить себя во всем, быть чистым и нескверным по душе и по телу, омывшим с себя нечистоту соответственно душе и телу, – чтобы могли мы оказаться чистыми перед Тем, Кто видит сокровенное, и чтобы благоприличие в видимом сообразно было внутреннему расположению души (свт. Григорий Нисский, 18, 312).

* * *

Созерцание... Бога совершается не по видимому и не по слышимому, и никаким из обыкновенных понятий не объемлется; ибо сего око не виде, и ухо не слыша, и это не есть что-либо из входящего обыкновенно на сердце человеку (ср.: ). Напротив того, намеревающемуся приступить к уразумению высокого надлежит предочистить нрав свой от всякого чувственного и бессловесного движения, омыв ум от всякого мнения, составляемого по какому-либо предположению, и отлучив себя от привычного собеседования с своею сожительницею, т. е. с чувственностью (она есть как бы супруга и сожительница нашей природы); и когда станет кто чист от всего этого, тогда уже осмеливаться ему приступить к горе́ (ср.: ) (свт. Григорий Нисский, 18, 313).

* * *

Созерцание не совершает душу само по себе, если нет дел, показывающих преспеяние в нравственной жизни... (свт. Григорий Нисский, 20, 341).

* * *

Душа трепещет и ужасается, долго занимаясь вышними созерцаниями (свт. Иоанн Златоуст, 44, 520).

* * *

Созерцание и ведение обыкновенно бывают путеводителями и виновниками строгой жизни через то, что сердце, ими восхищенное горе, приходит в презрение земных удовольствий и всякой чувственной сласти житейской, как вещей ничтожных.

И обратно, жизнь внимательная, во Христе Иисусе совершаемая, бывает отцом созерцания и ведения и родителем Божественных восхождений и мудрейших помышлений, сочетавшись с супругою – смирением... (прп. Исихий Иерусалимский, 90, 198–199).

* * *

Заслуги всех... добродетелей, хотя сами по себе хороши и ценны, однако же в сравнении со славным созерцанием они затмеваются. Ибо многих святых, занятых упражнением хотя в добрых делах, однако же земных, отвлекают от созерцания высочайшего блага (Бога) и замедляют в стремлении к Богу (прп. авва Феона, 56, 587).

* * *

Созерцание есть ощущение Божественных тайн, сокровенных в вещах и в их причинах (прп. Исаак Сирин, 58, 21).

* * *

Мысленное созерцание есть естественное ведение, присоединенное к естественному состоянию; и оно называется естественным светом (прп. Исаак Сирин, 58, 186).

* * *

Духовное созерцание действует в нас в области чистоты (прп. Исаак Сирин, 58, 263).

* * *

Созерцание же есть духовное воззрение ума для того, чтобы постигать, что было и будет, и от всего приходить в изумление (прп. Исаак Сирин, 58, 263–264).

* * *

Сперва должно приобрести любовь, которая есть первоначальное созерцание Святой Троицы; а после того и без даяния, естественно, будет... созерцание духовного (прп. Исаак Сирин, 58, 267).

* * *

Если же созерцание истинно, то обретается свет, и созерцаемое усматривается близким к действительности (прп. Исаак Сирин, 58, 268).

* * *

Созерцание нового мира духом откровения, которым ум услаждается духовно, есть действие благодати, а не тень ведения... (прп. Исаак Сирин, 58, 270).

* * *

иногда дается по благодати за горячность веры, а иногда за делание заповедей и за чистоту (прп. Исаак Сирин, 58, 270).

* * *

Все созерцания, какие язык в состоянии обнаружить в телесной области, суть мечтания душевных помыслов, а не действие благодати (прп. Исаак Сирин, 58, 272–273).

* * *

Бывает следствием истинного безмолвия (прп. Исаак Сирин, 58, 408).

* * *

Ум, устремляясь к созерцанию духовных предметов, имеет от того неотступную сладость (авва Фалассий, 91, 299).

* * *

Если, отсекши на время причины страстей, займемся мы духовными созерцаниями, но не всегда в них будем проводить время, имея это одно себе дело, то легко опять обращаемся на плотские страсти, не получив от того другого плода, кроме простого знания с самомнением, коего конец есть самого познания мало-помалу помрачение и всеконечное ума к предметам вещественным уклонение (прп. Максим Исповедник, 91, 207).

* * *

Как без солнечного света глаз не может воспринимать чувственное, так без духовного света ум человеческий никогда не может воспринять духовного созерцания. Ибо чувственный свет естественно освещает чувство к восприятию видения вещей чувственных; а свет духовный осиявает ум к созерцательному постижению сверхчувственного (прп. Максим Исповедник, 91, 284).

* * *

Кто хочет узреть оный Свет, тот должен следующее в сердце хранить: (блюстись от) телесных страстей и непотребных скверн, божбы и всякого гнева и возмущения, и рассеяния и памятозлобия – и совершенно людей не судить, а быть в самом помысле и сердце чистейшим от плотских скверн, кротким, смиренным, спокойным, откровенным и чадом мира, воздержным в пище и питии и неослабно заниматься молитвой; началом же и концом во всем этом иметь главу добродетелей – любовь (прп. Симеон Новый Богослов, 78, 279–280).

* * *

Представь в уме своем, что весь этот мир есть мрачная, бессветная темница и что свет нашего солнца есть то же, что свет малого светильника, который слабо освещает всех находящихся в этой темнице, а вне его – Триипостасный Свет, высший всякого света, всякого слова и разума, неизреченный, недомыслимый и неприступный, освещающий все такое, что невидимо, неведомо и неизъяснимо для находящихся в темнице мира сего. (Хотя есть некоторые, которые думают, что понимают то и созерцают, при помощи Божественных Писаний; но есть и такие, и не большая ли часть таких, которые совсем не знают, что кроме этих видимых вещей есть невидимые и непостижимые.) Итак, когда мы со всем рвением, со всею верою и любовию взыщем не того, чтобы увидеть тот Свет, что вне сей темницы мира, и те вещи, что находятся в том Свете и о том мире (ибо никто еще из взыскавших таковое не сподобился и никогда не сподобится узреть то), но взыщем наперед сохранить заповеди Божии, покаяться, сокрушиться и смириться, тогда откроется и для нас как бы малое некое отверстие в этом видимом крове небесном, а через него покажется несколько и невещественный оный и мысленный Свет, сущий превыше небес, который как только увидит душа, вся приходит в восхищение и стоит пораженная видением сего нового и преславного чуда, никогда не виданного ею дотоле; будучи же восхищена на небо, нудится пребыть там, углубляясь мыслью в недомыслимый оный Свет, яко невечерний и непрестающий, и погружаться в созерцание его день и ночь, и желания уже не имеет опять возвратиться в темницу мира и смотреть на вещи, которые в нем. И вот это-то созерцание, как я сказал, есть созерцание новоначальных, которые недавно вышли на подвиг добродетелей. Но когда человек пребудет долгое время в таком созерцании оного Света, не возвращаясь вспять в мир, тогда отверзается ему небо ли, или око сердца его, то есть ум, – не может он того сказать определенно, – отверзается, говорю, ум ли паче, или небо, – и Свет оный входит входит внутрь души его, Свет пресветлый и предивный, и просвещает его соразмерно с тем, сколько может вмещать его человеческое естество или сколько он того достоин. Если он пребудет в сем Свете, то и Свет сей пребудет в нем, который, будучи просвещаем, он будет узревать и домышлять таинство за таинством и чудо за чудом, восходя от созерцания к созерцанию, что все если бы кто из таковых восхотел описать, недостало бы ни бумаги, ни чернил и времени, думаю, недостало бы изложить все подробно. Истиннее же сказать, как можно описать или пересказать то, чего нельзя выразить словом, как неизреченное и неизглаголанное? Находясь же в сем Свете или, лучше сказать, с сим Светом, он не как в исступлении бывает, но видит, в каком состоянии сам находится и в каком состоянии находятся другие; также он предузнает и предсказывает, что, когда выйдет из этой темницы мира и тела – и особенно по воскресении, – тогда всеконечно увидит и невечерний оный Свет, сколько возможно будет ему увидеть его, и блага, сущие в нем, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (). Но поелику он узрит их так, как они суть уготованы от Бога любящим Его и ими восприняты, то очевидно, что со вступлением во Свет оный мы не лишимся способности познавать и видеть друг друга, но, вкусив осияния оного и созерцания Света оного чистейшего, как Бога будем знать и видеть, так и друг друга, в чистейшем и неизреченном веселии и радовании во веки веков (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 416–418).

* * *

Не знаю, что больше радует меня, созерцание или услаждение, то есть красота ли и радостотворное блистание чистых лучей солнца, или питие и вкушение вина, которое имею в устах моих. Хочу смотреть на то, то есть на лучи солнца, а меня влечет это, т. е. вино сокрушения, кажущееся сладчайшим; и когда опять обращусь к тому, то есть к Свету Божественной благодати, опять большее ощущаю услаждение от сладости вкушения вина; не насыщаюсь ни зрением тех лучей солнца, не питием сего вина. Когда кажется мне, что насытился питием, тогда красота ниспосылаемых лучей заставляет меня еще больше жаждать, и я оказываюсь опять алчущим и жаждущим; и чем больше усиливаюсь наполнить утробу мою, тем в десять раз больше палим бываю жаждою и вожделением блестящего пития того.

Таким образом, всякий, судимый этим добрым судом покаяния, не будет уже бояться никакого другого суда или мучения, не будет страшиться и искушений, находящих на него, ибо жаждание его (духовная) не престанет вовек, и питие оное сладкое, светлое и блестящее не пресечется никогда; а эта сладость, подаемая питанием, и это радостотворное блистание, исходящее от солнца, отгоняет от души всякую печаль и делает человека всегда радующимся; и никто не может повредить ему, никто не может воспрепятствовать ему напояться вдоволь от источника спасения. Миродержитель, господствующий над миром злобою своею, властитель земного, начальник тьмы, лукавый диавол, царствующий над всеми водами морскими и играющий миром, как иной играет малою птичкою, держимою в руках, не посмеет и со всем воинством своим, и со всею силою своею приблизиться к нему и прикоснуться даже к пяте ноги его, а не только смело взглянуть на него. Ибо блистание вина и лучи солнца сильно сияют в лице того, кто пьет его, проходят во внутренности его и передаются рукам, ногам и всем членам его, и делают его всего огнем сильным во всех частях его, чтобы опалять врагов, приближающихся к нему. И бывает он любимцем Света, другом Солнца и возлюбленным Ему сыном, в силу чистого и светлого вина того, изливающегося в него подобно лучам солнца и света. Питие сего вина бывает для него питанием и очищением скверны загнивших плотей его, а очищение сие – совершенным здравием; здравие же такое не позволяет ему вкусить другой какой-либо вредной снеди, но производит в нем некое безмерное и теплейшее вожделение пить одно то вино, чтобы питием таким очищать себя паче и паче и тем созидать свое здравие: ибо красота здравия и благодать благообразия, приносимого здравием, не знает насыщения (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 177–178).

* * *

Пока многими трудами и слезами не обретешь места бесстрастия для изможденной души твоей, и не внидешь в святилище ведения Божия, и через ипостасную Премудрость Его не прозришь разумно в последние концы человеческих дел, и, презрев дольняя, жаждательнейше, подобно еленю, не востечешь на высшие горы созерцания (прп. Никита Стифат, 93, 88).

* * *

Когда кто познает себя, а это требует многого совне охранения, упразднения от дел мирских и строгого испытания совести, тогда тотчас внезапно приходит в душу и Божественное некое паче слова смирение, приносящее сердцу сокрушение и слезы теплого умиления, – так что тогда испытывающий его в себе действие почитает себя землею и пеплом, червем, а не человеком, недостойным даже и животной сей жизни, за превосходство сего дара Божия, в коем пребыть сподобившийся исполняется неизреченным некиим опьянением умиления, входит в глубину смирения и, из себя исшедши, ни во что вменяет все внешнее: яства, пития, одеяния тела, – как изменившийся добрым изменением десницы Вышняго (ср.: ) (прп. Никита Стифат, 93, 122).

* * *

Чем выше восходит он на высоту созерцания, тем большую против себя возбуждает зависть губительных бесов, ибо они не могут равнодушно видеть, как человек прелагается в ангельское естество; почему не ленятся тайно пускать на него стрелу самомнения. Если он, уразумев кознь вражию, укроется в крепость смирения, зазрев себя (или в чувстве презрения к себе), то избегает бедственности гордыни и вводится в пристань спасения. Если же нет, то, оставлен будучи помощию свыше, предается в руки духов злобы, требующих его, как своего по духу, на невольное обучение наказательное за то, что произвольно не явил себя обученным и искусным. Эти обучительно-наказательные духи суть духи сластолюбия и плотолюбия, злобы и гнева, кои и смиряют его лютыми нападениями, пока познает свою немощь и, оплакав свое падение, побудит отменить обучительное наказание (прп. Никита Стифат, 93, 136).

* * *

Воздержись от высших созерцаний, если ты не достиг еще крайнего бесстрастия, не гонись за тем, чего догнать нельзя, и не ищи того, что выше сил твоих (прп. Феогност, 91, 378).

* * *

Утверждаем, что есть восемь главных предметов созерцания: первый – Бог, невидимый безначальный и несозданный, причина всего сущего, Троичное Единое и пресущественное Божество; второй – чин и стояние Умных Сил; третий – составление видимых вещей; четвертый – домостроительное снизшествие Слова; пятый – всеобщее Воскресение; шестой – страшное Второе Христово Пришествие; седьмой – вечная мука; восьмой – Царствие Небесное. Четыре первые – прошедшие и совершившиеся, а четыре последние – будущие и еще не проявившиеся, ясно, однако же, созерцаемые и признаваемые стяжавшими благодатию полную чистоту ума. Приступающий же к сему без света благодати да ведает, что он строит фантазии, а не созерцания имеет, мечтательным духом будучи опутываем фантазиями и мечтающий (прп. Григорий Синаит, 93, 213).

* * *

Восход к созерцанию есть деятельная жизнь (прп. Никифор Уединенник, 93, 240).

* * *

Ум, очищенный Чашею Христовою, соделывается зрителем духовных видений; он начинает видеть всеобъемлющий, невидимый для плотских умов Промысл Божий... видеть Бога в великих делах Его – в создании и воссоздании мира (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 550).

* * *

Должно... видеть и созерцать судьбы Божии оком веры, оком духовного разума и, не дозволяя себе бесплодных суждений по началам человеческим, погружаться благоговейно в священное недоумение, в священный духовный мрак, который вместе и чудный свет, которым закрыт Бог от умственных взоров и человеческих, и ангельских (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 81–82).

* * *

Авва Диокл начал свое образование грамматикою, потом посвятил себя философии, и, наконец, благодать привлекла его к любомудрию небесному. На двадцать восьмом году жизни, оставив мирские науки, он восприял учение Христово и вот уже тридцать пятый год живет в пещерах. Он говорил нам: «Ум, переставши созерцать Бога мыслию, становится или демоном, или скотом». Когда мы стали расспрашивать, как это бывает, он сказал: «Ум человека, как скоро удаляется от созерцания Бога, по необходимости впадает во власть или демона похоти, который увлекает его к распутству, или злого духа раздражительности, от которого рождаются безумные порывы». Сладострастное вожделение называл он свойством скотским, а порыв раздражительности – демонским. Я возразил ему: «Как возможно, чтобы ум человека непрестанно был с Богом?» «В каждой мысли и в каждом деле, – отвечал он, – участвует душа, но с Богом бывает она только тогда, когда благочестиво и благоговейно размышляет о Нем» (101, 239–240).

* * *

Некоторые старцы, достойные духа созерцаний, неоднократно видели покойного отца Филарета Глинского на клиросе с братией. Однажды его ученик, схиархимандрит Илиодор, горя любовью к братиям Глинской обители, которые с ним полагали начало или вместе жили, молился Господу, чтобы открылось ему число спасшихся и спасающихся. Господь, вняв молитве Своего угодника, утешил его видением. Старец Илиодор, стоя в храме, видел, что не только храм, но и алтарь уставлен большими и малыми светильниками: иные из них горели, другие предназначались к горению. Но отцу Илиодору хотелось, естественно, знать участь своего достойного учителя, батюшки игумена Филарета. И Господу угодно было не оставить его в недоумении. Во сне отец Илиодор увидел себя в монастырском соборе, который наполнился монахами, блиставшими небесным светом. Между ними, как солнце среди звезд, стоял отец игумен Филарет. Лицо его было так светло, что от блистания небесной славы на него невозможно было смотреть (96, 71).

* * *

Один монах жил в далекой пустыне и много лет подвизался в добродетелях. Наконец, уже в старости, подвергся он искушению демонов. Подвижник любил безмолвие и, проводя дни в молитвах, песнопениях и созерцании, имел несколько Божественных видений и в бодрственном состоянии, и во сне. Он почти уже достиг бестелесной жизни: нисколько не думал о том, как напитать свое тело. Забыв обо всем добровольно, он все желание свое устремлял к Богу в ожидании часа, когда воззван будет из этого мира, питался же более всего сладостью видений и надежд. Между тем и тело у него не слабело от напряжения, и душа не теряла бодрости, – такой твердый навык приобрел он в благочестии. Впрочем, Бог, милуя его, в определенное время посылал ему на трапезу хлеб на два-три дня, которым он и питался. Всякий раз, ощутив потребность в пище, он входил в пещеру и находил там ее. По принесении Богу молитвы подкреплял себя ею и потом услаждался песнопениями. Молитва и созерцание были постоянными его занятиями. Так он с каждым днем совершенствовался и, подвизаясь в настоящем, ближе становился к ожидаемому будущему и почти был уверен в своем лучшем жребии, как бы уже имея его в руках, что и было причиной того, что он едва не пал от постигшего его затем искушения. Когда он дошел до такой уверенности, в сердце его неприметно вкралась мысль, что он выше других и что он знает и имеет больше прочих людей. С такими мыслями он стал уже полагаться на себя. Отсюда вскоре возникла в нем беспечность, сначала небольшая, потом она росла все больше и стала заметной. Он уже не с такой бодростью вставал для песнопений, ленивее стал в молитве, и пение его не так было продолжительно. Душа захотела покоиться, ум пал долу, и помыслы стали блуждать. Беспечность втайне была уже любима, и только прежний навык, как оплот, несколько останавливал подвижника в этом стремлении и охранял его до времени. Еще, входя по вечерам после обычных молитв в пещеру, он иногда находил на трапезе хлеб, посылаемый ему от Бога, и питался им, но не изгонял из ума негодных мыслей, не думал, что невнимательность губит труды, и не старался об уврачевании зла. Небольшое уклонение от обязанностей ему казалось маловажным. И вот страстная похоть, овладев его мыслями, повлекла его в мир. Но он пока еще удерживался. Еще один день провел он в обычных подвигах и после молитвы и песнопений, войдя в пещеру, по-прежнему нашел приготовленный ему хлеб, впрочем, не так тщательно приготовленный и чистый, как прежде, а с сором. Он удивился и несколько опечалился, однако съел его и укрепил себя. Настала третья ночь, и зло утроилось. Ум его еще скорее предался любострастным помыслам, и воображение представляло ему нечистые мечты так живо, как бы они сбывались на самом деле. Несмотря на то, еще и на третий день он продолжал свои подвиги, молился и пел псалмы, но уже не с чистым расположением. Он часто оборачивался и смотрел по сторонам. Его доброе дело прерывали разные мысли. Вечером, почувствовав потребность в пище, вошел он в пещеру и, хотя нашел хлеб на трапезе, но как бы изъеденный мышами или собаками. Тогда начал он стонать и плакать, но не столько, сколько нужно было для укрощения нечистой похоти. Однако же, вкусив, хоть и не столько, сколько ему хотелось, он расположился на покой. Тут помыслы во множестве напали на него, победили его ум и, как пленника, тотчас повлекли в мир. Он оставил свою пустыню и ночью пошел в селение. Настал день, а до селения было еще далеко. Инок, палимый зноем, изнемог и начал смотреть вокруг, нет ли где монастыря, в котором можно было бы отдохнуть. Вблизи, действительно, был монастырь. Благочестивые и верные братия приняли его как родного отца, омыли ему лицо и ноги и после молитвы предложили трапезу, прося принять с любовью, что у них было. После трапезы братия молили его преподать им слово спасения, как избегать сетей диавола и побеждать нечистые помыслы. Беседуя с ними, как отец с детьми, он поучал их быть мужественными в трудах, уверяя, что они скоро обратятся для них в великое наслаждение. Много еще говорил им старец весьма назидательного о подвижничестве. По окончании наставления он невольно подумал о себе самом и стал рассуждать, как он, вразумляя других, сам оставался невразумленным. Тогда увидел он свое положение и немедленно возвратился в пустыню оплакивать свое падение. С того времени он всю жизнь плакал. Не получая больше пищи от Бога, своими трудами доставал себе пропитание. Заключившись в пещере и постлав на полу вретище, он до тех пор не вставал с земли и не прекращал своего плача, пока не услышал голос Ангела, сказавшего ему во сне: «Бог принял твое покаяние и помиловал тебя, только смотри не обольщайся. Придут посетить тебя братия, которых наставлял ты, и принесут тебе на благословение хлебы, раздели их вместе с ними и всегда благодари Бога» (101, 141–145).

-~-~-~-~-~ *~ *~ *~-~-~-~-~-

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

пУФБЧБКУС Ч УЕТЕДЙОЕ ЛТХЗБ, Й РХУФШ ЧУЕ ЧЕЭЙ УМЕДХАФ УЧПЙН РХФЕН.
-мБП-гЪЩ-
~~~~~~~~~

с РПУФБЧЙМ УЧПЕК ГЕМША РТБЧДХ, УДЕМБМ УЧПЙН РПНПЭОЙЛПН ДПВТПДЕФЕМШ, ОБЫЕМ УЕВЕ ПРПТХ Ч ЮЕМПЧЕЮОПУФЙ Й ПВТЕМ УЧПЕ ПФДПИОПЧЕОЙЕ Ч ЙУЛХУУФЧБИ.
-лПОЖХГЙК-
~~~~~~~~~~

оЕЛФП УРТПУЙМ: “рТБЧЙМШОП МЙ ЗПЧПТСФ, ЮФП ЪБ ЪМП ОХЦОП РМБФЙФШ ДПВТПН?” хЮЙФЕМШ УЛБЪБМ: “б ЮЕН ЦЕ ФПЗДБ РМБФЙФШ ЪБ ДПВТП? ъБ ЪМП ОБДП РМБФЙФШ РП УРТБЧЕДМЙЧПУФЙ, Б ЪБ ДПВТП - ДПВТПН”.
-лПОЖХГЙК-
~~~~~~~~~~

цБМПЧБФШУС ОБ ОЕРТЙСФОХА ЧЕЭШ - ЬФП ХДЧБЙЧБФШ ЪМП; УНЕСФШУС ОБД ОЕК - ЬФП ХОЙЮФПЦБФШ ЕЗП.
-лПОЖХГЙК-
~~~~~~~~~

вМБЗПТПДОЩК НХЦ ДХНБЕФ П ДПМЦОПН. оЙЪЛЙК ЮЕМПЧЕЛ ДХНБЕФ П ФПН, ЮФП ЧЩЗПДОП.
-лПОЖХГЙК-
~~~~~~~~~~

оЕ РТПЙУИПДЙФ ЙЪНЕОЕОЙК МЙЫШ У ЧЩУЫЕК НХДТПУФША Й ОЙЪЫЕК ЗМХРПУФША.
-лПОЖХГЙК-
~~~~~~~~~~

йОФЕММЕЛФ - ЬФП УРПУПВОПУФШ Л ПВТБЪПЧБОЙА РПОСФЙК.
- й. лБОФ -
~~~~~~~~~~

нБЗЙС - ЙУЛХУУФЧП РТЕЧТБЭБФШ УХЕЧЕТЙС Ч ЪЧПОЛХА НПОЕФХ.
- бНВТПЪ вЙТУ -
~~~~~~~~~~

нХДТПУФШ МЙЫШ Ч ЙУФЙОЕ.
-й. ч. зЈФЕ-
~~~~~~~~~~

уБНПЕ ЧБЦОПЕ - ЬФП ФП, ЮФП ОЕЧЙДЙНП.
-б. уЕОФ-ьЛЪАРЕТЙ-
~~~~~~~~~~

ч ОБЫЕК ЧМБУФЙ ОЕ УФПМШЛП РТЕДПИТБОЙФШ УЕВС ПФ ПЫЙВПЛ, УЛПМШЛП ОЕ ХРПТУФЧПЧБФШ Ч ЪБВМХЦДЕОЙЙ.
-р. зБУУЕОДЙ-
~~~~~~~~~~

хВЕЦДЕОЙЕ - ЬФП ОЕ ОБЮБМП, Б ЧЕОЕГ ЧУСЛПЗП РПЪОБОЙС.
-й.ч. зЈФЕ-
~~~~~~~~~~

юЕМПЧЕЛ ДПМЦЕО ЧЕТЙФШ, ЮФП ОЕРПОСФОПЕ НПЦОП РПОСФШ; ЙОБЮЕ ПО ОЕ УФБМ ВЩ ТБЪНЩЫМСФШ П ОЈН.
-й.ч. зЈФЕ -
~~~~~~~~~~

уПЪЕТГБОЙЕ ЛТЙУФБММПЧ ПВПУФТСЕФ ХН Й ЧПЪЧЩЫБЕФ ДХЫХ.
-й.ч. зЈФЕ-
~~~~~~~~~

лБЦДЩК ИПЮЕФ ВЩФШ ЧЩЫЕ ПЛТХЦБАЭЕЗП НЙТБ Й УЮЙФБЕФ УЕВС МХЮЫЕ ЕЗП. фПФ, ЛФП ОБ УБНПН ДЕМЕ МХЮЫЕ, МЙЫШ ЧЩТБЦБЕФ ЬФПФ НЙТ МХЮЫЕ ДТХЗЙИ.
-й.ч. зЈФЕ -
~~~~~~~~~

рПЪОБОЙЕ ЙУФЙОЩ СЧМСЕФУС ОБЗТБДПК ЪБ НХДТПЕ ОЕДПЧЕТЙЕ УБНПНХ УЕВЕ.
- л. зЕМШЧЕГЙК -
~~~~~~~~~

рПЪОБОЙЕ ОБЮЙОБЕФУС У ХДЙЧМЕОЙС
- бТЙУФПФЕМШ -
~~~~~~~~~

хНОЩЕ ОЕ УФПМШЛП ЙЭХФ ПДЙОПЮЕУФЧБ, УЛПМШЛП ЙЪВЕЗБАФ УПЪДБЧБЕНПК ДХТБЛБНЙ УХЕФЩ.
- бТФХТ ыПРЕОЗБХЬТ -
~~~~~~~~~



~~~~~~~~~

фПМШЛП ПДОП ВПЦЕУФЧП НПЦЕФ ПВМБДБФШ ЧУЕПВЯЕНМАЭЕК НХДТПУФША, Б ЮЕМПЧЕЛХ УЧПКУФЧЕООП МЙЫШ УФТЕНЙФШУС Л ОЕК.
-рЙЖБЗПТ-
~~~~~~~~~

ъБЗМСОЙФЕ Ч УЧПЙ УПВУФЧЕООЩЕ ДХЫЙ Й ОБКДЙФЕ Ч ОЙИ ЙУЛТХ РТБЧДЩ, ЛПФПТХА ВПЗЙ РПНЕУФЙМЙ Ч ЛБЦДПЕ УЕТДГЕ Й ЙЪ ЛПФПТПК ФПМШЛП ЧЩ УБНЙ УНПЦЕФЕ ТБЪДХФШ РМБНС.
-уПЛТБФ-
~~~~~~~~~

чЩУЫБС НХДТПУФШ - ТБЪМЙЮБФШ ДПВТП Й ЪМП
-уПЛТБФ-
~~~~~~~~~

оХЦОП ЕУФШ, ЮФПВЩ ЦЙФШ, Б ОЕ ЦЙФШ, ЮФПВЩ ЕУФШ
-уПЛТБФ-
~~~~~~~~~

лФП ИПЮЕФ - ЙЭЕФ УРПУПВ, ЛФП ОЕ ИПЮЕФ - ЙЭЕФ РТЙЮЙОХ
-уПЛТБФ-
~~~~~~~~~

ч ЛБЦДПН ЮЕМПЧЕЛЕ УПМОГЕ. фПМШЛП ДБКФЕ ЕНХ УЧЕФЙФШ.
-уПЛТБФ-
~~~~~~~~~

мХЮЫЕ ФЕТРЕФШ ОЕУРТБЧЕДМЙЧПУФШ, ЮЕН ЕЈ УПЧЕТЫБФШ. б УПЧЕТЫЙЧ ЕЈ МХЮЫЕ РПОЕУФЙ ОБЛБЪБОЙЕ, ЮЕН ЕЗП ЙЪВЕЦБФШ
-уПЛТБФ-
~~~~~~~~~

рТЙТПДБ ОБДЕМЙМБ ОБУ ДЧХНС ХЫБНЙ, ДЧХНС ЗМБЪБНЙ, ОП МЙЫШ ПДОЙН СЪЩЛПН, ДБВЩ НЩ УНПФТЕМЙ Й УМХЫБМЙ ВПМШЫЕ, ЮЕН ЗПЧПТЙМЙ.
-уПЛТБФ-
~~~~~~~~~

чУЕ ДПВТЩЕ МАДЙ ДПВТЩ ПДЙОБЛПЧП, ЛБЦДЩК НХДБЛ НХДБЛПЧБФ РП-УЧПЕНХ.
- фЕФЛПТБЛУ -
~~~~~~~~~

нХЦЮЙОБ ЧУЕЗДБ РПНПЦЕФ ЦЕОЭЙОЕ РТЙЛПУОХФШУС Л РТЕЛТБУОПНХ, ПУПВЕООП ЕУМЙ ПОБ ЬФП УДЕМБЕФ СЪЩЛПН... .
- чПМШФЕТ -
~~~~~~~~~

оЕ ЗПОСКУС ЪБ УЮБУФШЕН: ПОП ЧУЕЗДБ ОБИПДЙФУС Ч ФЕВЕ УБНПН.
-рЙЖБЗПТ-
~~~~~~~~~~

оЙЮФП ФБЛ ОЕ ПВНБОЩЧБЕФ ОБУ, ЛБЛ ОБЫЕ НОЕОЙЕ.
- мЕПОБТДП ДБ чЙОЮЙ -
~~~~~~~~~~

ч РТЙТПДЕ ЧУЕ НХДТП РТПДХНБОП Й ХУФТПЕОП, ЧУСЛ ДПМЦЕО ЪБОЙНБФШУС УЧПЙН ДЕМПН, Й Ч ЬФПК НХДТПУФЙ - ЧЩУЫБС УРТБЧЕДМЙЧПУФШ ЦЙЪОЙ.
-мЕПОБТДП ДБ чЙОЮЙ-
~~~~~~~~~~

ъОБОЙС, ОЕ ТПЦДЕООЩЕ ПРЩФПН, НБФЕТША ЧУСЛПК ДПУФПЧЕТОПУФЙ, ВЕУРМПДОЩ Й РПМОЩ ПЫЙВПЛ.
-мЕПОБТДП ДБ чЙОЮЙ-
~~~~~~~~~~

лБЛ ИПТПЫП РТПЦЙФЩК ДЕОШ ДБЕФ УРПЛПКОЩК УПО, ФБЛ У РПМШЪПК РТПЦЙФБС ЦЙЪОШ ДБЕФ УРПЛПКОХА УНЕТФШ.
-мЕПОБТДП ДБ чЙОЮЙ-
~~~~~~~~~~

лБЦДЩК, ЛФП ОЕ ЦЕМБЕФ УНСЗЮЙФШ УЧПЕ УЕТДГЕ, ЛПОЮЙФ ТБЪНСЗЮЕОЙЕН НПЪЗБ.
- зЙМВЕТФ юЕУФЕТФПО -
~~~~~~~~~~

лФП УЧЕФЙФ, ФПФ Й ЧЙДЕФШ МХЮЫЕ ВХДЕФ.
-хЙМШСН ыЕЛУРЙТ-
~~~~~~~~~~

тЕМЙЗЙПЪОЩК ПРЩФ ЙНЕЕФ БВУПМАФОЩК ИБТБЛФЕТ. пО ОЕ РПДМЕЦЙФ УРПТХ Й ДЙУЛХФЙТПЧБОЙА. пВМБДБАЭЙК ЬФЙН ПРЩФПН ПВТЕФБЕФ УПЛТПЧЙЭЕ, ЛПФПТПЕ РТЙОПУЙФ ХЧЕТЕООПУФШ Й НЙТ.
- л.з. аОЗ -
~~~~~~~~~~

чУЕ НЩ ОЕЧЕЦДЩ, ФПМШЛП Ч ТБЪОЩИ ПВМБУФСИ.
-х. тПДЦЕТУ-
~~~~~~~~~~

бОФЙЮОЩК НЙТ, ОЕ ХДПЧМЕФЧПТЈООЩК ЙДЕБМБНЙ ЙУЛХУУФЧБ Й ЙДЕСНЙ ЖЙМПУПЖЙЙ, ПВПЗПФЧПТЙМ лЕУБТС.
-чМ. уПМПЧШЈЧ-
~~~~~~~~~~

пВЯЕЛФ ТЕМЙЗЙЙ, РБДБС У ОЕВБ ДХИПЧОПЗП РЕТЕЦЙЧБОЙС Ч РМПУЛПУФШ ТБУУХДЛБ, ОЕНЙОХЕНП ТБУЛБМЩЧБЕФУС ФХФ ОБ БУРЕЛФЩ, ЙУЛМАЮБАЭЙЕ ДТХЗ ДТХЗБ.
-р. жМПТЕОУЛЙК-
~~~~~~~~~~

юЕМПЧЕЛ - ЬФП НБФЕТЙБМЙЪПЧБООБС НЩУМШ; ПО ЕУФШ ФП, ЮФП ПО ДХНБЕФ. юФПВЩ ЙЪНЕОЙФШ УЧПА РТЙТПДХ ПФ УНЕТФОПЗП ДП ВЕУУНЕТФОПЗП УПУФПСОЙС, ПО ДПМЦЕО ЙЪНЕОЙФШ УРПУПВ НЩЫМЕОЙС; ПО ДПМЦЕО РЕТЕУФБФШ ГЕРМСФШУС Ч УЧПЙИ НЩУМСИ ЪБ ФП, ЮФП ЙММАЪПТОП Й РПДЧЕТЦЕОП ЙУЮЕЪОПЧЕОЙА, Й ДЕТЦБФШУС ЪБ ФП, ЮФП ЧЕЮОП.
-рБТБГЕМШУ-
~~~~~~~~~

…ОБУФПСЭБС РТБЧДБ ЧУЕЗДБ ОЕРТБЧДПРПДПВОБ… юФПВЩ УДЕМБФШ РТБЧДХ РТБЧДПРПДПВОЕЕ, ОХЦОП ОЕРТЕНЕООП РПДНЕЫБФШ Л ОЕК МЦЙ. мАДЙ ЧУЕЗДБ ФБЛ Й РПУФХРБМЙ.
-ж.н. дПУФПЕЧУЛЙК-
~~~~~~~~~

оБХЮЙФШУС НХДТПУФЙ ФБЛ ЦЕ ОЕЧПЪНПЦОП, ЛБЛ ОБХЮЙФШУС ВЩФШ ЛТБУЙЧЩН.
-зЕОТЙ хЙМЕТ ыПХ-
~~~~~~~~~

фЩУСЮЙ РХФЕК ЧЕДХФ Л ЪБВМХЦДЕОЙА, ФПМШЛП ПДЙО Л ЙУФЙОЕ.
-цБО-цБЛ тХУУП-
~~~~~~~~~

нХДТПУФШ, РПДПВОП ЮЕТЕРБИПЧПНХ УХРХ, ОЕ ЧУСЛПНХ ДПУФХРОБ.
-лПЪШНБ рТХФЛПЧ-
~~~~~~~~~

нХДТПУФШ УПУФПЙФ Ч ФПН, ЮФПВЩ ЪОБФШ, ЛБЛ РПУФХРБФШ Ч УМЕДХАЭЙК НПНЕОФ, ДПВТПДЕФЕМШ УПУФПЙФ Ч УБНПН РПУФХРЛЕ.
-д.дЦПТДБО-
~~~~~~~~~~

уХЭЕУФЧХЕФ ДПУФБФПЮОП УЧЕФБ ДМС ФЕИ, ЛФП ИПЮЕФ ЧЙДЕФШ, Й ДПУФБФПЮОП НТБЛБ ДМС ФЕИ, ЛФП ОЕ ИПЮЕФ.
-оЕЙЪЧЕУФОЩК БЧФПТ-
~~~~~~~~~~

уЧЕФПЮ ЙУФЙОЩ ЮБУФП ПВЦЙЗБЕФ ТХЛХ ФПНХ, ЛФП ЕЗП ОЕУЕФ.
- р. вХБУФ -
~~~~~~~~~

уЙМШОЩК ОЕ ФПФ, ЛФП НПЦЕФ РПМПЦЙФШ ОБ МПРБФЛЙ ПДОЙН ЧЪЗМСДПН, Б ФПФ, ЛФП ПДОПК ХМЩВЛПК УРПУПВЕО РПДОСФШ У ЛПМЕО.
- цАМШЕФ вЙОПЫ -
~~~~~~~~~

нХДТПУФШ УХЭЕУФЧХЕФ Ч ЕДЙОУФЧЕООПН ЮЙУМЕ Й ЙНЕЕФ ФПЮОЩЕ ЗТБОЙГЩ, Б ЗМХРПУФЕК ФЩУСЮЙ Й ЧУЕ ПОЙ ВЕЪЗТБОЙЮОЩ.
-зЕОТЙИ зЕКОЕ-
~~~~~~~~~

оБУФПСЭЙК РТЙЪОБЛ, РП ЛПФПТПНХ НПЦОП ХЪОБФШ ЙУФЙООПЗП НХДТЕГБ - ФЕТРЕОЙЕ.
- з. йВУЕО -
~~~~~~~~

вЕЪ РТПФЙЧПРПМПЦОПУФЙ ОЙЮФП ОЕ ПВОБТХЦЙЧБЕФУС.
- с. вЈНЕ -
~~~~~~~~~

юЕМПЧЕЛ ОЕ НПЦЕФ РПМХЮЙФШ УЧПВПДХ ЙЪЧОЕ ВПМШЫЕ ФПК, ЛПФПТПК ПО ПВМБДБЕФ ЙЪОХФТЙ.
- ф. ч. нХТБОПЧУЛЙК -
~~~~~~~~~

нХДТПУФШ - ЬФП ХН, ОБУФПСООЩК ОБ УПЧЕУФЙ.
-жБЪЙМШ йУЛБОДЕТ-
~~~~~~~~~

фПФ, ЛФП ХЮЙФУС ОЕ ТБЪНЩЫМСС, ЧРБДЕФ Ч ЪБВМХЦДЕОЙЕ. фПФ, ЛФП ТБЪНЩЫМСЕФ, ОЕ ЦЕМБС ХЮЙФШУС, ПЛБЦЕФУС Ч ЪБФТХДОЕОЙЙ.
-лПОЖХГЙК-
~~~~~~~~~~

фПЗП, ЛФП ОЕ ЪБДХНЩЧБЕФУС П ДБМЈЛЙИ ФТХДОПУФСИ, ОЕРТЕНЕООП РПДЦЙДБАФ ВМЙЪЛЙЕ ОЕРТЙСФОПУФЙ.
-лПОЖХГЙК-
~~~~~~~~~

оЕ РПЗПЧПТЙФШ У ЮЕМПЧЕЛПН, ЛПФПТЩК ДПУФПЙО ТБЪЗПЧПТБ, ЪОБЮЙФ РПФЕТСФШ ЮЕМПЧЕЛБ. б ЗПЧПТЙФШ У ЮЕМПЧЕЛПН, ЛПФПТЩК ТБЪЗПЧПТБ ОЕ ДПУФПЙО, - ЪОБЮЙФ ФЕТСФШ УМПЧБ. нХДТЩК ОЕ ФЕТСЕФ ОЙ МАДЕК, ОЙ УМПЧ.
-лПОЖХГЙК-
~~~~~~~~~

нХДТПУФШ РТЙИПДЙФ УП ЧТЕНЕОЕН. йОПЗДБ ЧТЕНС РТЙИПДЙФ ПДОП...
-оЕЙЪЧЕУФОЩК БЧФПТ-
~~~~~~~~~

оЕТБЪХНОЩЕ УРПТСФ У ДТХЗЙНЙ МАДШНЙ, НХДТЩЕ - У УБНЙНЙ УПВПК.
- п. хБКМШД -
~~~~~~~~~

чЕЛ ЦЙЧЙ - ЧЕЛ ХЮЙУШ! й ФЩ ОБЛПОЕГ ДПУФЙЗОЕЫШ ФПЗП, ЮФП, РПДПВОП НХДТЕГХ, ВХДЕЫШ ЙНЕФШ РТБЧП УЛБЪБФШ, ЮФП ОЙЮЕЗП ОЕ ЪОБЕЫШ.
-лПЪШНБ рТХФЛПЧ-
~~~~~~~~~

зПУРПДЙ, ДБК НОЕ ДХЫЕЧОЩК РПЛПК, ЮФПВЩ РТЙОСФШ ФП, ЮФП С ОЕ НПЗХ ЙЪНЕОЙФШ, ДБК УЙМЩ ЙЪНЕОЙФШ ФП, ЮФП НПЗХ, Й НХДТПУФШ, ЮФПВЩ ПФМЙЮЙФШ ПДОП ПФ ДТХЗПЗП.
-лБФПМЙЮЕУЛБС НПМЙФЧБ-
~~~~~~~~~

лБЦДЩК РПМХЮЙФ МЙЫШ ФП, Л ЮЕНХ УФТЕНЙФУС УБН.
-"лПТБО"-
~~~~~~~~~

дЕМП ОЕ Ч ДПТПЗЕ, ЛПФПТХА НЩ ЧЩВЙТБЕН; ФП, ЮФП ЧОХФТЙ ОБУ, ЪБУФБЧМСЕФ ОБУ ЧЩВЙТБФШ ДПТПЗХ.
- п. зЕОТЙ -
~~~~~~~~~

нХДТЕОП РЙЫХФ ФПМШЛП П ФПН, ЮЕЗП ОЕ РПОЙНБАФ.
-ч.п. лМАЮЕЧУЛЙК-
~~~~~~~~~

уФТБДБОЙСНЙ Й ЗПТЕН ПРТЕДЕМЕОП ОБН ДПВЩЧБФШ ЛТХРЙГЩ НХДТПУФЙ, ОЕ РТЙПВТЕФБЕНПК Ч ЛОЙЗБИ.
-о.ч. зПЗПМШ-
~~~~~~~~~

еУФШ ЛОЙЗЙ, ЛПФПТЩЕ ОБДП ФПМШЛП ПФЧЕДБФШ, ЕУФШ ФБЛЙЕ, ЛПФПТЩЕ МХЮЫЕ ЧУЕЗП РТПЗМПФЙФШ, Й МЙЫШ ОЕНОПЗЙЕ УФПЙФ ТБЪЦЕЧБФШ Й РЕТЕЧБТЙФШ.
-ж.вЬЛПО-
~~~~~~~~~

юФПВЩ РЕТЕЧБТЙФШ ЪОБОЙС, ОБДП РПЗМПЭБФШ ЙИ У БРРЕФЙФПН.
-б.жТБОУ-
~~~~~~~~~

юЕМПЧЕЛ ПФЧЕФУФЧЕОЕО ЪБ ЛБЮЕУФЧП УЧПЕЗП НЩЫМЕОЙС, ЙВП ПОП ЙМЙ ФЧПТЙФ ЙМЙ ТБЪТХЫБЕФ.
-тЕТЙИ-
~~~~~~~~

уПНОЕОЙЕ - РПМРХФЙ Л НХДТПУФЙ.
-рХВМЙМЙК уЙТ -
~~~~~~~~~

нХДТЩК ЮЕМПЧЕЛ ФТЕВХЕФ ЧУЕЗП ФПМШЛП ПФ УЕВС, ОЙЮФПЦОЩК ЦЕ ЮЕМПЧЕЛ - ЧУЕЗП ПФ ДТХЗЙИ.
-лЙФБКУЛБС РПУМПЧЙГБ-
~~~~~~~~~

юФПВ НХДТП ЦЙЪОШ РТПЦЙФШ, ЪОБФШ ОБДПВОП ОЕНБМП.
дЧБ ЧБЦОЩИ РТБЧЙМБ ЪБРПНОЙ ДМС ОБЮБМБ:
фЩ МХЮЫЕ ЗПМПДБК, ЮЕН ЮФП РПРБМП ЕУФШ,
й МХЮЫЕ ВХДШ ПДЙО, ЮЕН ЧНЕУФЕ У ЛЕН РПРБМП.

-пНБТ иБКСН-
~~~~~~~~~

йУЛХУУФЧП ВЩФШ НХДТЩН УПУФПЙФ Ч ХНЕОЙЙ ЪОБФШ, ОБ ЮФП ОЕ УМЕДХЕФ ПВТБЭБФШ ЧОЙНБОЙС.
-х. дЦЕКНУ-
~~~~~~~~~

лФП ЙНЕЕФ ЪОБОЙС Й ДЕМБЕФ ЧЙД ОЕЪОБАЭЕЗП, ФПФ ОБ ЧЩУПФЕ. лФП ВЕЪ ЪОБОЙК Й ДЕМБЕФ ЧЙД ЪОБАЭЕЗП, ФПФ ВПМЧБО.
- мБП-гЪЩ -
~~~~~~~~~

юФПВЩ ДЕМБФШ ДПВТП, ОБДП РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ЙН ПВМБДБФШ.
-бТЙУФПФЕМШ-
~~~~~~~~~

зМХРПУФШ Й НХДТПУФШ У ФБЛПК ЦЕ МЕЗЛПУФША РЕТЕДБАФУС, ЛБЛ Й ЪБТБЪОЩЕ ВПМЕЪОЙ. рПЬФПНХ ЧЩВЙТБК УЕВЕ ФПЧБТЙЭЕК.
-хЙМШСН ыЕЛУРЙТ-
~~~~~~~~~

юФП УДЕМБМПУШ УНЕЫОЩН, ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ ПРБУОЩН.
-чПМШФЕТ-
~~~~~~~~~

нХДТПУФШ - ЬФП ЛПЗДБ ХЦЕ ОЕ УЮЙФБЕЫШ УЕВС ХНОЕЕ ЧУЕИ, Б УФБТБЕЫШУС ВЩФШ ОЕ ЗМХРЕЕ ДТХЗЙИ.
-вПТЙУ лТХФЙЕТ-
~~~~~~~~~

йУФПЮОЙЛ ОБЫЕК НХДТПУФЙ - ОБЫ ПРЩФ. йУФПЮОЙЛ ОБЫЕЗП ПРЩФБ - ОБЫБ ЗМХРПУФШ.
-уБЫБ зЙФТЙ-
~~~~~~~~~

нХДТПУФШ ЪБЛМАЮБЕФУС ОЕ Ч ФПН, ЮФПВЩ ВЩФШ ХНОЕЕ ДТХЗЙИ, Б Ч ФПН, ЮФПВ ДТХЗЙЕ ПВ ЬФПН ОЕ ДПЗБДБМЙУШ.
-чЕУЕМЙО зЕПЗЙЕЧ-
~~~~~~~~~

юЕМПЧЕЛХ УЧПКУФЧЕООП ТБУУХЦДБФШ НХДТП, Б РПУФХРБФШ ЗМХРП.
-бОБФПМШ жТБОУ-
~~~~~~~~~

оБУФПСЭЙК ФТБЗЙЪН ЦЙЪОЙ ЪБЛМАЮБЕФУС Ч ФПН, ЮФП УФБТЩНЙ УФБОПЧСФУС УМЙЫЛПН ТБОП, Б НХДТЩНЙ - УМЙЫЛПН РПЪДОП.
-вЕОДЦБНЙО жТБОЛМЙО-
~~~~~~~~~

оЕ ЙДЙ РП ФЕЮЕОЙА, ОЕ ЙДЙ РТПФЙЧ ФЕЮЕОЙС, ЙДЙ РПРЕТЈЛ ЕЗП - ЕУМЙ ИПЮЕЫШ ДПУФЙЮШ ВЕТЕЗБ.
-дБОШ ыБОШ-
~~~~~~~~~

уЧПВПДЕО МЙЫШ ФПФ, ЛФП РПФЕТСМ ЧУЕ, ТБДЙ ЮЕЗП УФПЙФ ЦЙФШ.
-ь. тЕНБТЛ-
~~~~~~~~~

уЧПВПДБ - ЬФП ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ. чПФ РПЮЕНХ ЧУЕ ЕЈ ФБЛ ВПСФУС.
-дЦ.вЕТОБТД ыПХ-
~~~~~~~~~

рТЙЪОБЧЫЙУШ Ч УЧПЕК УМБВПУФЙ, ЮЕМПЧЕЛ УФБОПЧЙФУС УЙМШОЩН.
-пОПТЕ ДЕ вБМШЪБЛ-
~~~~~~~~~

оЕ ЪБВМХЦДБЕФУС ФПМШЛП ФПФ, ЛФП ОЙЮЕЗП ОЕ РТЕДРТЙОЙНБЕФ.
-пОПТЕ ДЕ вБМШЪБЛ-
~~~~~~~~~

лБЛ Ч ЦЙЪОЙ, ФБЛ Й Ч ТЕЮЙ ОЕФ ОЙЮЕЗП ФТХДОЕЕ, ЛБЛ ЧЙДЕФШ, ЮФП ХНЕУФОП.
-гЙГЕТПО-
~~~~~~~~~

рПМОЕЕФ ФПФ, ЛФП РПЪЧПМЙМ УЕВЕ ТБУРХУФЙФШУС. нОПЗЙЕ ФПМШЛП ДМС ФПЗП Й УФТЕНСФУС ОБЧЕТИ, ЮФПВЩ ЬФП УЕВЕ РПЪЧПМЙФШ. пЦЙТЕОЙЕ - БРПЖЕПЪ ЛБТШЕТОПЗП ТПУФБ.
- еМЕОБ еТНПМПЧБ -
~~~~~~~~~

мХЮЫЕ РПНБМЛЙЧБФШ Й ЛБЪБФШУС ДХТБЛПН, ЮЕН ПФЛТЩФШ ТПФ Й ПЛПОЮБФЕМШОП ТБЪЧЕСФШ УПНОЕОЙС.
-нБТЛ фЧЕО-
~~~~~~~~~

чЩ ОЕ НПЦЕФЕ ОЙЮЕЗП РПДЕМБФШ У ДМЙОПК ЧБЫЕК ЦЙЪОЙ, ОП ЧЩ НПЦЕФЕ УДЕМБФШ ЮФП-ОЙВХДШ У ЕЈ ЫЙТЙОПК Й ЗМХВЙОПК.
-ыЙТБ фЕТБОЙ-
~~~~~~~~~

чПУРЙФБФШ ЮЕМПЧЕЛБ ЙОФЕММЕЛФХБМШОП, ОЕ ЧПУРЙФБЧ ЕЗП ОТБЧУФЧЕООП, - ЪОБЮЙФ ЧЩТБУФЙФШ ХЗТПЪХ ДМС ПВЭЕУФЧБ.
-ф. тХЪЧЕМШФ-
~~~~~~~~~

рЙУБФШ ДпМЦОП МЙВП П ФПН, ЮФП ФЩ ЪОБЕЫШ ПЮЕОШ ИПТПЫП, МЙВП П ФПН, ЮЕЗП ОЕ ЪОБЕФ ОЙЛФП.
-вТБФШС уФТХЗБГЛЙЕ-
~~~~~~~~~

оЙЛПЗДБ ОЕ РПЪДОП РПУБДЙФШ ДЕТЕЧП: РХУФШ РМПДЩ ОЕ ФЕВЕ ДПУФБОХФУС, ОП ТБДПУФШ ЦЙЪОЙ ОБЮЙОБЕФУС У ТБУЛТЩФЙС РЕТЧПК РПЮЛЙ РПУБЦЕООПЗП ТБУФЕОЙС.
-лПОУФБОФЙО рБХУФПЧУЛЙК-
~~~~~~~~~

зДЕ ЗМХРПУФШ - ПВТБЪЕГ, ФБН ТБЪХН - ВЕЪХНЙЕ.
-й.ч. зЈФЕ-
~~~~~~~~~

дБКФЕ ЮЕМПЧЕЛХ ГЕМШ, ТБДЙ ЛПФПТПК УФПЙФ ЦЙФШ, Й ПО УНПЦЕФ ЧЩЦЙФШ Ч МАВПК УЙФХБГЙЙ.
-й.ч. зЈФЕ-
~~~~~~~~~

пОБОЙЪН - ТБЪОПЧЙДОПУФШ ЦЕУФЙЛХМСГЙЙ, ЧЕДХЭaС Л ЬСЛХМСГЙЙ.
- ч.мЕОЙО, ЙЪ РЕТЕРЙУЛЙ У о.лТХРУЛПК -
~~~~~~~~~

фЧЈТДПУФШ ЕУФШ РТЙНЕОЕОЙЕ НХЦЕУФЧБ ХНБ; ПОБ РТЕДРПМБЗБЕФ РТПУЧЕЭЕООХА ТЕЫЙНПУФШ. хРТСНУФЧП, ОБРТПФЙЧ, РТЕДРПМБЗБЕФ ПУМЕРМЕОЙЕ.
-чПМШФЕТ-
~~~~~~~~~

с ОЕ ЪОБА ЙОЩИ РТЙЪОБЛПЧ РТЕЧПУИПДУФЧБ, ЛТПНЕ ДПВТПФЩ.
-м. вЕФИПЧЕО-
~~~~~~~~~

иПФШ РМПИП НОЕ, ОП ЬФП ОЕ РТЙЮЙОБ, ЮФПВ ДПУФБЧМСФШ УФТБДБОЙС ДТХЗЙН.
-ьУИЙМ-
~~~~~~~~~

йУРПМОЙФШ УЧПК ДПМЗ ВЩЧБЕФ ЙОПЗДБ НХЮЙФЕМШОП, ОП ЕЭЕ НХЮЙФЕМШОЕЕ - ОЕ ЙУРПМОЙФШ ЕЗП.
-бМЕЛУБОДТ дАНБ-УЩО-
~~~~~~~~~

чЩУЫБС НХДТПУФШ ДМС ЙНЕАЭЕЗП ЛПНРШАФЕТ - ЙЪВЕЗБФШ ЙЗТ Й УПГЙБМШОЩИ УЕФЕК, ЧП ЙЪВЕЦБОЙЕ ДЕЗТБДБГЙЙ МЙЮОПУФЙ.
- чЙЛФПТ рЕМЕЧЙО -
~~~~~~~~~

оЕТЕЫЙФЕМШОПУФШ ИХЦЕ, ЮЕН ОЕХДБЮОБС РПРЩФЛБ; ЧПДБ НЕОШЫЕ РПТФЙФУС, ЛПЗДБ ФЕЮЈФ, ЮЕН ЛПЗДБ УФПЙФ.
-жЕТОБОДП тПИБУ-
~~~~~~~~~

уМПЧБ ДМС ФПЗП Й УХЭЕУФЧХАФ, ЮФПВЩ УВЙЧБФШ У ФПМЛХ. еУМЙ ЮЕМПЧЕЛ ОЕ НПЦЕФ РТЕДУФБЧЙФШ ЗБМПРЙТХАЭХА МПЫБДШ ОБ РПНЙДПТЕ, ФП ПО - ЙДЙПФ!
- уБМШЧБДПТ дБМЙ -
~~~~~~~~~

дЕМП ОЕ Ч РЕУУЙНЙЪНЕ Й ОЕ Ч ПРФЙНЙЪНЕ, Б Ч ФПН, ЮФП Х ДЕЧСОПУФБ ДЕЧСФЙ МАДЕК ЙЪ УФБ ОЕФ ХНБ.
- б.р. юЕИПЧ. «дПН У НЕЪПОЙОПН» -
~~~~~~~~~

жХФВПМ - ЙЗТБ ДМС МПЫБДЙОПК ТБУЩ Й ЫПХ ДМС ДЕВЙМПЧ.
- чМ. нБСЛПЧУЛЙК -
~~~~~~~~~

оЕ УФТБЫЙФЕУШ УПЧЕТЫЕОУФЧБ - ПОП ЧБН ОЙУЛПМШЛП ОЕ ЗТПЪЙФ.
- уБМШЧБДПТ дБМЙ -
~~~~~~~~~

еУМЙ ЧУФТЕФЙМ НХДБЛБ РПХФТХ, ЪОБЮЙФ, ФЩ РТПУФП ЧУФТЕФЙМ НХДБЛБ. б ЕУМЙ ЧЙДЙЫШ НХДБЛПЧ ЧЕУШ ДЕОШ, ФП ФЩ УБН НХДБЛ.
- уБМШЧБДПТ дБМЙ -
~~~~~~~~~

оЕФ ФБЛПЗП ОЕМЕРПЗП ЪБВМХЦДЕОЙС, ЛПФПТПЕ ОЕ ОБЫМП ВЩ УЧПЕЗП ЪБЭЙФОЙЛБ.
-п. зПМДУНЙФ-
~~~~~~~~~

оЕ ВПКФЕУШ ТБУФЙ НЕДМЕООП, ВПКФЕУШ ПУФБЧБФШУС ОЕЙЪНЕООЩНЙ.
-тПВЕТФ рЙТУЙЗ-
~~~~~~~~~~

еУМЙ ЧЩ ИПФЙФЕ, ЮФПВЩ ЦЙЪОШ ХМЩВБМБУШ ЧБН, РПДБТЙФЕ ЕК УОБЮБМБ УЧПЕ ИПТПЫЕЕ ОБУФТПЕОЙЕ.
-в. уРЙОПЪБ-
~~~~~~~~~

йУРТПВХК ЧУЕ ЧПЪНПЦОПУФЙ. чУЕЗДБ ЧБЦОП ЪОБФШ, ЮФП ФЩ УДЕМБМ ЧУЈ, ЮФП НПЗ.
-юБТМШЪ дЙЛЛЕОУ-
~~~~~~~~~~

дЕВЙМЩ Ч РТБЧЙФЕМШУФЧЕ ДЕМБАФ тПУУЙА УФТБОПК ДХТБЛПЧ. зПУХДБТУФЧХ ОЕ ОХЦОЩ ПВ ТБЪПЧБООЩЕ ДЕФЙ, ОХЦОЩ ФХРЩЕ ДЕВЙМЩ, ОЕПВТБЪПЧБООЩЕ ТБВЩ, ЖБОБФЕАЭЙЕ ПФ ЖХФВПМБ Й ОЕ ЪБДБАЭЙЕ ЧПРТПУПЧ.
- у.р. лБРЙГБ -
~~~~~~~~~~

оБРТБУОП ДХНБФШ, ЮФП НХДТПУФШ - ЬФП РТЙЧЙМЕЗЙС УФБТПУФЙ. нХДБЛ У ЧПЪТБУФПН ОЕ УФБОПЧЙФУС НХДТЕГПН - ПО УФБОПЧЙФУС УФБТЩН НХДБЛПН.
- бЛУЙПНБ -
~~~~~~~~~~

«уЮБУФШЕ НХДБЛБ - Ч ЦБТЛЕ ЫБЫМЩЛБ». фХРП УФПС Х НБОЗБМБ - ЦБТЙФ, ЦТЈФ, ЕНХ ЧУЈ НБМП .
~~~~~~~~~~

дЕЖЙГЙФ ИПТПЫЙИ МАДЕК - ОЕ РПЧПД ГЕРМСФШУС ЪБ НХДБЛПЧ.
- нЙИБЙМ нБНЮЙЮ -
~~~~~~~~~~

мХЮЫЕ ВЩФШ ЗПМПЧПК НХИЙ, ЮЕН ЦПРПК УМПОБ.
- ч.у.юЕТОПНЩТДЙО -
~~~~~~~~~~

нХЦЮЙОБ Й ЦЕОЭЙОБ НПЗМЙ ВЩ ЮБЭЕ ЧУФТЕЮБФШУС ЗМБЪБНЙ, ЕУМЙ ВЩ ОЕ УЙУШЛЙ!
- в.о.еМШГЙО -
~~~~~~~~~~

ч ЦЕОУЛПК ЗТХДЙ ЧБЦЕО МЙЫШ ТБЪНЕТ. тБЪНЕТ ФПЗП, ЮФП РПД ОЕК ВШЕФУС.
- лЬФТЙО рТБКУ -
~~~~~~~~~~

оБДП ЦЙФШ ФБЛ, ЮФПВЩ ОБ УПГЙБМШОЩЕ УЕФЙ ОЕ ИЧБФБМП ЧТЕНЕОЙ.
- нБТЛ гХЛЕТВЕТЗ -
~~~~~~~~~~

йДЙПФБН, ХЧМЕЮЕООЩН ЙЗТБНЙ Ч йОФЕТОЕФЕ, РПНПЦЕФ ФПМШЛП ТБУЮЕФ Й ПРФЙНЙЪБГЙС ФПТПЙДБМШОЩИ ФТБОУЖПТНБФПТПЧ.
- дЦЕЛ оЙЛПМУПО -
~~~~~~~~~~

цБТЙФШ ЫБЫМЩЛЙ Ч ЗПТПДУЛЙИ РБТЛБИ - ЬФП ЧБТЧБТУФЧП, РТПСЧМЕОЙЕ ОЕУПЧНЕУФЙНПК У ТПУУЙКУЛЙНЙ ФТБДЙГЙСНЙ НБТЗЙОБМШОПК ТБУРХЭЕООПУФЙ, ЛПФПТБС РТПЙЪПЫМБ ЙЪ-ЪБ ЧХМШЗБТОПЗП РПОЙНБОЙС ЪБРБДОПЗП ПФОПЫЕОЙС Л ПВЭЕУФЧЕООПНХ РТПУФТБОУФЧХ. тБЪЧЕДЕОЙЕ ЧПОЙ Ч НЕУФБИ ПВЭЕУФЧЕООПЗП ПФДЩИБ - ЕДЙОУФЧЕООП ЧПЪНПЦОЩК Й ОЕПВИПДЙНЩК ДПУХЗ ДМС ХНЙТБАЭЙИ ВЕЪ НСУБ Й ЧПДЛЙ ДЕВЙМПЧ.
- рБЧЕМ оЙЛПОПЧ -
~~~~~~~~~~

дЧБ ВМЙЪЛЙИ НЕЦДХ УПВПК ЦЕМБОЙС, ЛБЛ ДЧБ ОЕЧЙДЙНЩИ ЛТЩМБ, РПДОЙНБАФ ДХЫХ ЮЕМПЧЕЮЕУЛХА ОБД ПУФБМШОПК РТЙТПДПК: ЦЕМБОЙЕ ВЕУУНЕТФЙС Й ЦЕМБОЙЕ РТБЧДЩ.
-чМ. уПМПЧШЈЧ-
~~~~~~~~~~

пРБУБАУШ, ЮФП ПВСЪБФЕМШОП ОБУФХРЙФ ДЕОШ, ЛПЗДБ ФЕИОПМПЗЙЙ РТЕЧЪПКДХФ РТПУФПЕ ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЕ ПВЭЕОЙЕ. фПЗДБ НЙТ РПМХЮЙФ РПЛПМЕОЙЕ ЙДЙПФПЧ.
- бМШВЕТФ ьКОЫФЕКО -
~~~~~~~~~~

нБСЛЙ ОЕ ВЕЗБАФ РП ЧУЕНХ ПУФТПЧХ, ЧЩЙУЛЙЧБС, ЛБЛХА ВЩ МПДЛХ УРБУФЙ, - ПОЙ РТПУФП УФПСФ Й УЧЕФСФ.
-ьОО мБНПФФ-

пТЙЗЙОБМШОБС РПДВПТЛБ: © www.mindraw.org, 2006-2016. рТЙ ГЙФЙТПЧБОЙЙ ПВСЪБФЕМШОБ УУЩМЛБ ОБ УБКФ http://www.mindraw.org

Созерцание спокойного ума.

Вторая главная тема - это освоение проникающего видения (випашьяна). Вы должны сидеть в основной позе, как и раньше. Здесь очень важен способ созерцания. Глаза не должны моргать, двигаться и менять фокус, но должны интенсивно вглядываться с чётким фокусом прямо (и слегка вверх) в пустое пространство перед вами.

Достигнув спокойствия, ум стал, как ясное зеркало. Проникающим видением вы исследуете природу этого зеркала и образов в нём. Способ созерцания для этих двух случаев немного различен. При освоении спокойствия ума глаза должны смотреть прямо вперед, быть расслабленными и сфокусироваными. Для проникающего видения вглядывайтесь более интенсивно и слегка вверх. Это оживляет и обостряет ум. Разница - как между расслабленной и согнутой рукой.

Приведите ум в состояние безупречного спокойствия, в котором он естественно пребывает сам по себе, неискусственный, не сознающий “я”, не тревожимый ничем, и затем немного напрягите его, чтобы он был ясным и живым, и поддерживайте своим вниманием постоянный контроль за тем, чтобы не было блуждания.

Теперь, когда ум пребывает в полном и совершенном спокойствии, скрупулезно исследуйте его природу. Имеет ли он по природе цвет, очертания, форму? Возникает ли он, прекращается, имеет продолжительность или нет? Снаружи он или внутри, или где он покоится? Кроме этого состояния спокойствия, есть ли какое-то ещё сознание, отдельное от него? Является ли он вообще ничем, (полной) пустотой, которую нельзя определить (как “это” или “то”), или в этом состоянии спокойствия есть сознание, которое, хотя его нельзя определить (как "это" или "то"), всё же имеет ясность, первозданную чистоту, блеск, что, однако, просто нельзя выразить словами (как немой не может выразить вкус сахара)? Является ли природа этого спокойного сознания полной чернотой, или это ясный и живой свет?

Всё решающее сводится к тому, чем является (для вас) эта истинная, неизменная природа (ума).

Если вы осознаете истинную природу своего ума, природу Будды, вы пробуждены. Если же вы окутаны тьмой неведения и не знаете её, вы скитаетесь в сансаре и причиняете себе страдание.

Поэтому (когда Гуру спрашивает о вашей медитации), если вы извергаете поток интеллектуальных идей или повторяете, как попугай, описания, которые где-то слышали, или используете высоконаучный “дхармический” жаргон, (который вы не понимаете) или, будучи захвачены восемью мирскими чувствами (и желая произвести впечатление), вы говорите, что имели фантастические вспышки и прозрения, хотя этого не было - если вы отвечаете так, то это всё равно что “втирать очки” самому себе. Вы обманываете только себя. Если же вы получали посвящение, то вы таким ответом нарушаете свой обет не обманывать Гуру вежливым притворством. Поэтому практикуйте добросовестно. Не “притягивайте за уши” (свои переживания) соответственно своим представлениям, но будьте совершенно честны и (говорите исходя из) собственного опыта и видения, которые развиваются в силу практики.

Не волнуйтесь, если ваш рассказ глупо звучит. Если вы в результате созерцания обнаружили, что ваш ум белый, скажите об этом Учителю. Он вам, например, скажет проверить, не жёлтый ли он. Если вы потом придёте к нему и скажете: “Он желтый,” он тогда скажет: “Нет, на самом деле ни то и не другое”. Через такое честное взаимодействие ваш Учитель сможет привести вас к узнаванию природы ума. Когда вы созерцаете или исследуете свой ум с такими вопросами, вы можете не узнать его природу, даже если видите её. Поэтому надо положиться на своего Учителя и быть с ним совершено честным, иначе он не сможет помочь вам. Ставка здесь - ваше освобождение от страданий, Пробуждение и способность помогать другим.

Поскольку это обязательное требование, прилагайте усилия и созерцайте (свой ум). Затем отдыхайте и созерцайте снова. Поскольку необходимо созерцать природу ума, когда он спокоен, надо держать его при этом в ясном, светлом и сияющем состоянии, подобно солнцу в безоблачном небе.

Так развивать своё осознавание и прилагать усилия, созерцая его природу - это первый способ для вас прийти к узнаванию (природы ума). Поскольку это так, Гуру должен спрашивать и тренировать учеников соответственно их умственному темпераменту и способностям. Некоторых необходимо неоднократно спрашивать и подталкивать, чтобы увидеть, имеют ли они интеллектуальное понимание, вспышку переживания, прозрение или стабильный опыт, и дать им осознать это, не примешивая притворный “дхармический” жаргон. Со своей стороны, ученик также должен стараться. Это первая практика (в освоении проникающего видения) - созерцание природы (спокойного) ума.

Из книги Развитие сбалансированной чувствительности: практические буддийские упражнения для повседневной жизни (дополненное второе издание) автора Берзин Александр

Создание спокойного, заботливого пространства Традиционная практика садханы для деконструкции собственного негативного представления о самом себе и замены его на более позитивное начинается с того, что мы освобождаем ум от предубеждений и создаем "защитный круг".

Из книги Духовный мир преподобного Исаака Сирина автора Алфеев Иларион

Из книги Чудеса естественного ума автора Ринпоче Тендзин Вангьял

Созерцание Когда все постигается как Будда,Медитация и идея неразрывны.Сама эта медитация есть высшая идея.Будду нельзя ни найти в медитации, ни потерять при отсутствии медитации:Постоянно пребывай в состоянии, свободном от

Из книги Новые семена созерцания автора Мертон Томас

Ум и созерцание В Дзогчен важно понять какой именно тип ума пребывает в состоянии созерцания. Традиция Сутр (Читтаматра) классифицирует типы умов как "прямые" и "непрямые" воспринимающие. Прямое восприятие, которое определяется как бесконцептуальное, может быть четырех

Из книги Махамудра, рассеивающая тьму неведения автора Дордже Вангчук

А это не созерцание Единственный способ избавиться от ложных представлений о созерцании - это испытать его самому. Того, кто не знает на собственном опыте природу этого порыва и пробуждения на новом уровне реальности, не может не вводить в заблуждение то, что обычно

Из книги Поучения старца Фаддея. «Каковы твои мысли, такова и жизнь твоя...» автора Штрабулович Фаддей

Действительное состояние спокойного ума и три блага. Следующее - это способ развить (действительное) состояние спокойного ума и состояние готовности узнать (природу ума). В соответствии с его определением, спокойный ум - это состояние, в котором сознание прекратило любые

Из книги Светоч уверенности автора Конгтрул Чжамгон

Созерцание ума, реагирующего на явления, и созерцание ума по отношению к телу. Затем, чтобы прийти к осознанию неразделимости ума и явлений, надо созерцать (ум), когда он реагирует на явление (в момент непосредственного восприятия). Используя ту же позу тела и способ

Из книги Введение в изучение буддийской философии автора Пятигорский Александр Моисеевич

Созерцание спокойного и движущегося умов вместе. Ещё раз успокойте свой ум до состояния чистой ясности и Пустоты и посмотрите на его природу. Затем заставьте появиться мысль и посмотрите на её природу. Проверьте, природа этих двух - спокойного и движущегося ума - это одно

Из книги Внутренний опыт автора Мертон Томас

Узнавание природы спокойного ума. Если вы таким образом практиковали созерцание природы (ума) в соответствии с устными наставлениями об уме, (вашему Гуру) практически нет необходимости приводить вас к узнаванию (его природы). Она сама откроется вам изнутри. Некоторые

Из книги автора

Узнавание природы спокойного и движущегося умов вместе. Следующее - это знакомство, осуществляемое после созерцания, направленного на то, чтобы увидеть, одно и то же ли спокойный и движущийся умы, или нет. Когда вы проанализировали, являются ли спокойный и движущийся умы

Из книги автора

Созерцание - Когда в человеческое сердце вселится Царство Божие, тогда Бог откроет ему тайны. Вместе с Богом человек «войдет» в сущность вещей и поймет их тайну.Все знание - в Боге, и когда Господь возжелает, тогда по милости Своей открывает человеку тайны. Так и простой,

Из книги автора

СОЗЕРЦАНИЕ Созерцай, что все "очищено до пустотности" посредством творения Свабхава-мантры.Засим ты возникаешь из Пустоты в облике Ваджраварахи, опираясь стопою на труп, [лежащий на] красном лотосе и солнечном диске.Поскольку ты еще не освободился полностью от своей

Из книги автора

СОЗЕРЦАНИЕ ВАДЖРАСАТТВЫ [Этот текст созерцания Ваджрасаттвы уровня Крийя Тантры дал своим европейским ученикам в Непале достопочтенный Гебшей Тхубтэн Йешей. Он же одобрил и проверил европейский перевод. Согласно Его словам, когда Шакйямуни Будда достиг Всецелого

Из книги автора

Из книги автора

1. Созерцание и богословие Большинство не-христиан и, вероятно, многие протестанты полагают, видимо, что настойчивая забота ранних отцов Церкви о нюансах догмата о Воплощении была простым упрямством, не имеющим существенного объективного значения. Между тем тонкости

Из книги автора

2. Созерцание и Евангелие Обратимся теперь к евангельским текстам, касающимся нашей темы. Прежде всего, Иисус прямо объявил, что Он и Отец – одно и что Он Сын Бога в самом строгом и буквальном смысле, за что и был предан смерти."Я и Отец – одно. …Я Сын Божий… Если Я не творю

Оставайся в середине круга, и пусть все вещи следуют своим путем.
-Лао-Ц зы-

Я поставил своей целью правду, сделал своим помощником добродетель, нашел себе опору в человечности и обрел свое отдохновение в искусствах.
-Конфуций-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Некто спросил: “Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?” Учитель сказал: “А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро - добром”.
-Конфуций-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Жаловаться на неприятную вещь - это удваивать зло; смеяться над ней - это уничтожать его.
-Конфуций-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Благородный муж думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно.
-Конфуций-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Не происходит изменений лишь с высшей мудростью и низшей глупостью.
-Конфуций-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Интеллект - это способность к образованию понятий.
-И. Кант-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Мудрость лишь в истине.
-И. В. Гё те-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Самое важное - это то, что невидимо.
-А. Сент-Экзюпери-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами
Только тени, только отблеск,
От незримого очами?

-Вл. Соловьёв-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

В нашей власти не столько предохранить себя от ошибок, сколько не упорствовать в заблуждении.
-П. Гассенди-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Убеждение - это не начало, а венец всякого познания.
-И.В. Гё те-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Человек должен в ерить, что непонятное можно понять; иначе он не стал бы размышлять о нё м.
- И. В. Гё те-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Я убеждён, что чем больше будут понимать Библию, тем прекраснее она будет казаться.
-И.В. Гёте-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Созерцание кристаллов обостряет ум и возвышает душу.
-И.В. Гёте-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Каждый хочет быть выше окружающего мира и считает себя лучше его. Тот, кто на самом деле лучше, лишь выражает этот мир лучше других.
-И.В. Гёте-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Познание истины является наградой за мудрое недоверие самому себе.
-К. Гельвеций-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Познание начинается с удивления
-Аристотель-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Правильно в философии рассматривать сходство даже в вещах, далеко отстоящих друг от друга.
- Аристотель-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней.
-Пифагор-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Загляните в свои собственные души и найдите в них искру правды, которую боги поместили в каждое сердце и из которой только вы сами сможете раздуть пламя.
-Сократ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Высшая мудрость - различать добро и зло
-Сократ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть
-Сократ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Кто хочет - ищет способ, кто не хочет - ищет причину
-Сократ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить.
-Сократ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.
-Сократ-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Философия Сократа представляет собой единое целое с его жизнью.
-Гегель-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.
-Пифагор-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Ничто так не обманывает нас, как наше мнение.
- Леонардо да Винчи-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни.
-Леонардо да Винчи-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок.
-Леонардо да Винчи-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Как хорошо прожитый день дает спокойный сон, так с пользой прожитая жизнь дает спокойную смерть.
-Леонардо да Винчи-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Кто светит, тот и видеть лучше будет.
-Уильям Шекспир-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Религиозный опыт имеет абсолютный характер. Он не подлежит спору и дискутированию. Обладающий этим опытом обретает сокровище, которое приносит уверенность и мир.
-К.Г. Юнг-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Динамический элемент первобытной культуры следует искать скореев сфере непосредственного религиозного опыта, чем в сознательных рациональных поисках.
-К. Даусон-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Все мы невежды, только в разных областях.
-У. Роджерс-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Античный мир, не удовлетворённый идеалами искусства и идеями философии, обоготворил Кесаря.
-Вл. Соловьёв-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Притязание человеческого "я" на центр мироздания является предпосылкой открытия Бога.
-Томас Манн-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Объект религии, падая с неба духовного переживания в плоскость рассудка, неминуемо раскалывается тут на аспекты, исключающие друг друга.
-П. Флоренский-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Человек - это материализованная мысль; он есть то, что он думает. Чтобы изменить свою природу от смертного до бессмертного состояния, он должен изменить способ мышления; он должен перестать цепляться в своих мыслях за то, что иллюзорно и подвержено исчезновению, и держаться за то, что вечно.
-Парацельс-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

…настоящая правда всегда неправдоподобна… Чтобы сделать правду правдоподобнее, нужно непременно подмешать к ней лжи. Люди всегда так и поступали.
-Ф.М. Достоевский-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Научиться мудрости так же невозможно, как научиться быть красивым.
-Генри Уилер Шоу-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Тысячи путей ведут к заблуждению, только один к истине.
-Жан-Жак Руссо-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Мудрость, подобно черепаховому супу, не всякому доступна.
-Козьма Прутков-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Мудрость состоит в том, чтобы знать, как поступать в следующий момент, добродетель состоит в самом поступке.
-Д.Джордан-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет.
-Неизвестный автор-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Светоч истины часто обжигает руку тому, кто его несет.
- П. Буаст-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Мудрость существует в единственном числе и имеет точные границы, а глупостей тысячи и все они безграничны.
-Генрих Гейне-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Настоящий признак, по которому можно узнать истинного мудреца - терпение.
-Г.Ибсен-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Без противоположности ничто не обнаруживается.
-Я. Бёме-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Человек не может получить свободу извне больше той, которой он обладает изнутри.
-Т. В. Мурановский-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Мудрость - это ум, настоянный на совести.
-Фазиль Искандер-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Увеличивается же подобное за счет подобного.
-Анаксагор-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.
-Конфуций-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Того, кто не задумывается о далё ких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.
-Конфуций-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Не поговорить с человеком, который достоин разговора, значит потерять человека. А говорить с человеком, который разговора не достоин, - значит терять слова. Мудрый не теряет ни людей, ни слов.
-Конфуций-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Мудрость приходит со временем. Иногда время приходит одно...
-Неизвестный автор-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Неразумные спорят с другими людьми, мудрые - с самими собой.
-О. Уайльд-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Век живи - век учись! И ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь.
-Козьма Прутков-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Господи, дай мне душевный покой, чтобы принять то, что я не могу изменить, дай силы изменить то, что могу, и мудрость, чтобы отличить одно от другого.
-Католическая молитва-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Каждый получит лишь то, к чему стремится сам.
-"Коран"-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу.
-О. Генри-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Люди, гонимые желанием, бегают вокруг, как бегает перепуганный заяц. Связанные патами и узами, ониснова и снова в течении долгого времени возвращаются к страданию.
-Дхаммапада, 342-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Мудрено пишут только о том, чего не понимают.
-В.О. Ключевский-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости, не приобретаемой в книгах.
-Н.В. Гоголь-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Есть книги, которые надо только отведать, есть такие, которые лучше всего проглотить, и лишь немногие стоит разжё вать и переварить.
-Ф.Бэкон-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.
-А.Франс-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Человек ответственен за качество своего мышления, ибо оно или творит или разрушает.
-Рерих-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Сомнение - полпути к мудрости.
-Публилий Сир -
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Мудрый человек требует всего только от себя, ничтожный же человек - всего от других.
-Китайская пословица-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

-Омар Хайям-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимания.
-У. Джеймс-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Кто имеет знания и делает вид незнающего, тот на высоте. Кто без знаний и делает вид знающего, тот болван.
-Лао-Цзы-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать.
-Аристотель-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Избегнув одной неприятности, попадаешь в другую; однако в том и состоит мудрость, чтобы взвесив все возможные неприятности, наименьшее зло почесть за благо.
-Никколо Макиавелли-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Глупость и мудрость с такой же легкостью передаются, как и заразные болезни. Поэтому выбирай себе товарищей.
-Уильям Шекспир-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Что сделалось смешным, не может быть опасным.
-Вольтер-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Мудрость - это когда уже не считаешь себя умнее всех, а стараешься быть не глупее других.
-Борис Крутиер-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Источник нашей мудрости - наш опыт. Источник нашего опыта - наша глупость.
-Саша Гитри-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Мудрость заключается не в том, чтобы быть умнее других, а в том, чтоб другие об этом не догадались.
-Веселин Геогиев-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Человеку свойственно рассуждать мудро, а поступать глупо.
-Анатоль Франс-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Настоящий трагизм жизни заключается в том, что старыми становятся слишком рано, а мудрыми - слишком поздно.
-Бенджамин Франклин-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Не иди по течению, не иди против течения, иди поперёк его - если хочешь достичь берега.
-Дань Шань-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Благоразумие состоит в том, чтобы не разрушать расположения других и сохранять его ради его самого.
-Гегель-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Свободен лишь тот, кто потерял все, ради чего стоит жить.
-Э. Ремарк-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Свобода - это ответственность. Вот почему все её так боятся.
-Дж.Бернард Шоу-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Писать дО лжно либо о том, что ты знаешь очень хорошо, либо о том, чего не знает никто.
-Братья Стругацкие-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Никогда не поздно посадить дерево: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения.
-Константин Паустовский-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Большая часть бед во всем мире происходит от того, что люди недостаточно точно понимают свои цели.
-И.В. Гёте-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Где глупость - образец, там разум - безумие.
-И.В. Гёте-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации.
-И.В. Гёте-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Твё рдость есть применение мужества ума; она предполагает просвещенную решимость. Упрямство, напротив, предполагает ослепление.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.
-Б. Спиноза-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Испробуй все возможности. Всегда важно знать, что ты сделал всё , что мог.
-Чарльз Диккенс-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

К Сократу прибежал человек и говорит:
- Послушай я должен тебе сказать, что твой друг..
- Подожди, подожди - говорит Сократ - просеял, ли ты то что хочешь сказать, через три сита?
- Какие?
- Первое - это сито правды. Ты хочешь сказать, это правда?
- Не знаю, я так слышал.
- Достаточно! А просеял, ли ты это через сито доброты? Действительно то, что ты мне хочешь сказать - это что-то созидающеее или доброе?
- Не знаю, наверное нет.
- Тогда просеем через ещё одно сито, так ли необходимо, что бы ты мне об этом сказал?
- Нет, необходимости в этом нет.
- А, значит, если в этом нет ни необходимости, ни правды, ни доброты, не обременяй ни меня ни себя.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Два близких между собой желания, как два невидимых крыла, поднимают душу человеческую над остальной природой: желание бессмертия и желание правды.
-Вл. Соловьёв-
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Маяки не бегают по всему острову, выискивая, какую бы лодку спасти, - они просто стоят и светят.
-Энн Ламотт-
~~~~~~~~~~~~~~~~