Иконы богородицы с младенцем на правой руке. Значение деталей одежды на иконах. Известные иконы Божией Матери «Умиление»

Среди многочисленных образов Пресвятой Богородицы есть один, который можно увидеть преимущественно в русских православных храмах. На Западе он крайне редок. Узнать его можно с первого взгляда по облачению Божией Матери, в цветовой гамме которого преобладают пылающие красные тона. Они и дали название образу? икона Божией Матери «Огневидная».

Сведения о создании и истории этого образа очень скупы и заставляют быть осторожными в каких-либо выводах. История его появления покрыта тайной. Известно только, что ныне утраченный первоисточник был написан в 845 году. Однако есть основания полагать, что по своему иконографическому типу он был тождественен образу «Агиосоритисса», что означает «Заступница и Просительница». Этот древний образ распространён был в Византии в XII-XV веках, на Русь попал, очевидно, из Греции.

Изначальный вариант иконы представлял фигуру Богородицы без Младенца, но державшую в руках свиток. В этом свитке перечислялись прошения о нас, обращённые Пречистой Девой к своему Сыну. Это даёт нам надежду, что «Огневидная» икона Божьей Матери, как и все иные образы Богородицы, поможет и защитит нас от всех бед и невзгод. Поэтому молятся перед иконой обо всём, что выходит за рамки наших сил и нуждается в помощи Божией.

Цветовая гамма иконы

Красное одеяние Богородицы символизирует кровь Иисуса Христа, пролитую Им во имя искупительной жертвы за всех людей. Огненный же цвет? символ очищающего огня, пожигающего в душах наших плевелы зла, посеянные врагом рода человеческого. В православных молитвах и песнопениях нередко Пресвятая Богородица именуется «Подсвечником с огнём Божественным» и «Престолом Херувимского огня». В каноне, написанном в Её честь, Божия Матерь уподобляется «Огневидной Колеснице Слова».

Глядя на икону, нельзя не обратить внимания на взор Богородицы. Он обращён прямо на нас и исполнен кротости и смирения, как бы проникая в душу зрителя. Эта особенность весьма характерна для византийских икон, лишённых внешней эмоциональности. В данном случае эмоциональное воздействие создаётся насыщенным красным цветом.

Какие молитвы возносить перед иконой

Первая упоминаемая в исторических документах икона Божией Матери «Огневидная» была написана в 1812 году. В православные же святцы её внесли тремя годами позже. Этим объясняется, что в Православном молитвослове нет молитвы, составленной специально для этого образа. Акафист иконе Божией Матери «Огневидная» также не существует. Поэтому пред этой иконой возносятся обычные богородичные молитвы.

Чаще всего читают молитву, которая написана для иконы, именуемой «Боголюбская». Она, как и икона Божией Матери «Огневидная», по своему иконографическому типу восходит к иконе «Агиосоритисса» ? «Заступница и Помощница», о которой упоминалось выше. Своё название она получила от имени благочестивого русского князя, который сподобился увидеть во сне Пресвятую Богородицу, держащую в правой руке свиток с прошениями, а левую простёршую к Иисусу Христу.

Благодать, изливаемая по вере

Существует немало сведений о том, что «Огневидная» икона Божьей Матери не оставляла без ответа молитвы, обращённые к ней с верой и смирением. Без этого невозможно получить помощь свыше. Вспоминая евангельские слова Иисуса Христа о том, что всё просимое мы получаем лишь по силе нашей веры, их, несомненно, можно отнести и к благодати, изливаемой через образ, именуемый икона Божией Матери «Огневидная». К ней обращаются за помощью при родах, а также молят о ниспослании исцеления при болезнях детей. Кроме этого, просят о скорейшем прекращении войн и спасении жизней православных воинов.

Неслучайно, что с военной тематикой связывается в нашей стране «Огневидная» икона Божией Матери. Значение её приобретает новый оттенок в связи с тем, что память иконы отмечается 23 февраля, когда наша страна празднует День защитника Отечества. От её почитателей порой приходится слышать слова о том, что на данной иконе отсутствует фигура младенца именно потому, что своими руками Пресвятая Богородица готова принять в объятия всех опалённых войной детей Христовых.

Выводы, основанные на изучении иконы

Изучая иконографические особенности этого образа и пытаясь реконструировать историю его появления, исследователи сталкиваются с любопытным фактом. Из дошедших до нас документов явствует, что его первоисточник, с которого делались все последующие списки, попал в русские земли в 845 году. Так как годом Крещения Руси принято считать 989 год, то, следовательно, икона появилась за полтора века до этого.

Подобный факт может свидетельствовать о том, что христианская вера проникла на Русь задолго до её официального принятия. Очевидно, это произошло в первые годы княжения династии Рюрика. Тем не менее своё распространение в списках и почитание икона Божией Матери «Огневидная» получила лишь в XVIII веке.

В народе давно разграничивают «обязанности» тех или иных святых. То же и с образами Ликов Богородицы. Каждая икона Божией Матери отвечает чаяниям молящихся.

Лики Богородицы

Я расскажу о тех чудотворных иконах, с которыми мне лично приходилось встречаться и силу которых я познал на себе.

В детстве дедушка рассказывал мне, что у Господа много есть помощников – святых и праведных старцев, пророков и сил бесплотных. Но наипервейшую помощь люди получают от Матери Господа нашего Иисуса Христа Девы Марии. Мы подолгу разговаривали с ним о том, как устроен этот мир. Дедушка Николай рассказывал, что всё, что нас окружает, сотворил Господь, и Его за это нужно благодарить.

Дедушка и сам умел чудесные вещи делать. Он реставрировал музыкальные инструменты и картины. Забавно было видеть, как к нему приносили поломанную скрипку, а он оживлял ее, вдыхал в нее жизнь, и через некоторое время она снова пела чудесные мелодии, то смеясь, то плача, и на душе становилось тепло и умиротворенно. И его всегда все благодарили!

Однажды принесли чудную картинку на доске. Красивая женщина с ребенком – будто кто их спеленал вместе в красивых красных одеждах. Очень хотелось мне ее рассмотреть поближе, и, приставив табурет, я полез за ней на книжный шкаф. Пришлось приземлиться на пол вместе с книжками, одна из которых больно ударила по коленке.

Вошедший дедушка усмехнулся в бороду и сказал: «Просить надо Богородицу, чтобы ума тебе прибавила».

Так я впервые познакомился с почитаемым, сегодня редким образом «Прибавление ума» или «Подательница ума».

Это удивительный образ с удивительной историей и загадочной иконографией, привлекающий всех, кто его хоть раз увидел. Появившаяся на Руси еще в XVI веке, эта икона имеет свой древний прообраз. Помощник , апостол Лука был не только евангелистом, но и писал иконы. Он же, по преданию, создал и скульптуру Лоретской иконы Божией Матери, которая и стала впоследствии прообразом иконы «Прибавление ума». Несмотря на то, что потом было установлено, что автор статуи – не апостол Лука, тем не менее, создание им образа неоспоримо до сих пор: «Благослови евангельских тайн благовестника апостола Луку написати пречистого лика Твоего изображение».

На Руси первые списки Лоретской иконы Божией Матери появились после возвращения послов князя Василия от папы Климента VII, который стремился распространить свое влияние и на русские княжества. И уже здесь был написал новый образ, который в народе стали называть «Прибавление ума».

Сказывают, что некий неизвестный художник заинтересовался исправленными книгами Патриарха Никона, в результате чего помешался рассудком. Когда болезнь отступала, он молил Пресвятую Богородицу о прощении и просил послать ему исцеление. Еще сказывают, что Пресвятая Богородица несколько раз являлась художнику, и он создал Ее образ, после чего болезнь отступила, вернулся рассудок и здравие.

Икона была написана в непривычной на то время манере. Пресвятая Богородица и Иисус Христос изображены окутанными пурпурным богослужебным облачением. На их головах венцы, в верхних углах иконы – лампады, под аркой – звездное небо. Именно облачением, скрывающим фигуры Пресвятой Богородицы и Младенца Христа, икона напоминает свой прообраз – статую Лоретской Богоматери. Архитектурные детали в виде арки в верхней части образа и светильников – это изображение богато украшенной ниши, в которой помещается скульптурный образ Лоретской Богоматери. Под ногами Богоматери и над Ее головой изображены херувимы с распростертыми крыльями.

Так ли это было или только вымысел народный, доподлинно неизвестно, а вот то, что многие от этой иконы получили помощь и вразумление – свидетельств более чем предостаточно.

У иконы Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» просят о вразумлении неразумных, об удачной учебе, экзаменах, успокоении сумасшедших, исцелении недугов, связанных с мозгом.

Лично я верю, что именно благодаря молитве у этой иконы я поступил в художественную школу и на всю жизнь связал себя с искусством.

Икона эта редкая. В Киеве я знаю только один храм, где находится список образа Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» – в Храме Рождества Христове на Оболони.

Икона Божией Матери «Отрада или Утешение»

От Ватопедской чудотворной иконы Божией Матери «Отрада или Утешение» получали исцеления многие люди. Происходят чудеса и сейчас – по молитвам у точных списков этого образа.

История иконы такова: образ Божьей Матери был написан изначально в виде фрески. Существовал обычай, когда монахи, выходившие из собора после молитвы, прикладывались к иконе, после чего игумен вручал ключи от монастыря привратнику, чтобы тот открывал ворота обители.

Однажды игумен услышал от иконы предостережение не открывать ворот, а остаться в монастыре и обороняться от пиратов. Старец посмотрел на икону и увидел, как младенец Иисус простирает руку, чтобы заградить уста Пресвятой Богородицы, но Она, взяв руку Христа, повторила те же слова. Монахи не посмели ослушаться приказа Богородицы, в результате монастырь был спасен от нашествия пиратов.

С тех пор монахи Ватопеда поддерживают неугасимой лампаду перед этой чудотворной иконой. Такой сюжет мы и видим в иконографии образа Пресвятой Богородицы «Отрада или Утешение». Лицо Богоматери исполнено сострадательной любви и материнской нежности, а лик маленького Христа, напротив, суров и грозен.

Многие свидетельствуют, что не могут насмотреться на этот дивный, поистине нерукотворный образ, созданный Божьей, который дарит умиротворение и покой.

Перед иконой Пресвятой Богородицы «Отрада или Утешение» молятся и просят о помощи в бедствиях, при нападении врагов, об избавлении от болезней и несчастий, а также об устроении мира в конфликтных ситуациях и во всех жизненных делах.

Пресвятую Богородицу просят заступиться перед Господом нашим Иисусом Христом и простить грехи человеческие, спасти от бед. К Ней обращаются, когда безвинно оклеветали, втянули в скандальную ситуацию, просят укрепить дух и волю, помочь справиться с трудностями, пережить и преодолеть кризис.

Икона Божьей Матери «Отрада или Утешение» – список, хранящийся в одноименном женском монастыре

Точная копия Ватопедской чудотворной иконы Божией Матери «Отрада или Утешение», написанная на Афоне, передана в дар одноименному женскому монастырю на Киевщине.

Икона Богоматери «Троеручица»

В Ионинском монастыре в Киеве находится чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». Этот образ был написан в середине ХІХ века по заказу преподобного Ионы и был у него келейным. Икона находилась со старцем Ионой и в Никольском монастыре, и затем в Выдубецком монастыре, а когда был устроен Ионинский, заняла место на правой колонне храма.

Икона Богоматери «Троеручица» – любимый образ преподобного Ионы Киевского

Образ прославился многими случаями и исцелений и чудотворений, его особенно почитал старец Иона.

Вот один из впечатляющих случаев. В 1918 году, когда Киев несколько раз переходил из рук в руки между разными политическими революционными силами, в то время, когда у власти было правительство гетмана Скоропадского, на оружейных складах на Зверинце, расположенных в непосредственной близости от обители, произошел страшный взрыв. Взорвались склады боеприпасов всего Юго-Западного фронта времен .

Сейчас уже не установить, была ли то диверсия или просто небрежность хранения смертоносных материалов. Но во время взрыва пострадало множество людей, было разрушено огромное количество домов и строений. И икона «Троеручица» предупреждала киевлян о грядущем трагическом событии. Накануне взрыва во время вечернего богослужения и братия монастыря, и многочисленные прихожане видели икону плачущей. И только на следующий день, после взрыва, люди уразумели, о чем скорбела Пресвятая Богородица.

И сегодня братия монастыря и прихожане надеются, что Божья Матерь, Которая любит всех, Которая молится о тех, кто нуждается в Ее помощи, помилует и Киев, мать городов русских, и Украину, и защитит верных Господу людей от скорбей, и те тяжелейшие испытания, которые выпали на его долю, благополучно прекратятся.

Чудотворная икона Божией Матери «Троеручица» написана в характерном стиле украинской иконописи середины XIX века. Если внимательно ее рассмотреть, увидим, что на полях написаны так называемые клейма с изображениями небесных покровителей преподобного Ионы и его родителей. Они написаны очень тщательно, профессионально и с любовью. Это свидетельствует о том, что икона была написана в одной из монастырских иконописных мастерских Киева. Увидеть икону и приложиться к ней можно на том же самом месте, где сто лет назад ее расположил преподобный Иона.

У «Троеручицы» в Киевском Троицком Ионинском монастыре

Вообще «Троеручица» – одна из самых прославленных и широко почитаемых в православном мире Богоматери типа Одигитрии. Это святыня сербского монастыря Хиландар на Афоне. Отличается от других подобных икон левосторонним изображением Младенца Христа (сидит на правой руке Богоматери).

С этим образом связано несколько преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука, и о том, как икона оказалась на Святой горе .

Согласно одному из преданий, благодаря молитве у этого образа исцелил свою руку, отрубленную по навету врагов, защитник и гимнограф Иоанн Дамаскин. В благодарность он принес в дар чудотворной иконе серебряное изваяние исцеленной руки, которое было привешено к иконе, за что она и получила наименование «Троеручица».

Согласно другому преданию, иконописец дважды стирал с нее изображение третьей руки, а оно снова и снова проявлялось на доске. И лишь потом во сне явилась Пресвятая Богородица и повелела оставить образ без изменений, «чудотворения ради, а не по естеству».

Несмотря на противоречия в возникновении образа Богоматери «Троеручицы», смысл необычной иконографии раскрывается при обращении к тексту тропаря в честь иконы. В нем говорится о том, что двумя руками Богоматерь держит Божественного Младенца, а еще одна рука символизирует покров и защиту, которые Она дарует молящимся: «Образ бо Святыя Троицы являеши трие руце: двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, третиею от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши».

Икона Божьей Матери «Троеручица» защитит от врагов, угрожающих благополучию в доме и всем, живущим в нем. Перед ней молятся об исцелении и здоровье близких, об излечении заболеваний рук, ног, глаз.

По молитве перед «Троеручицей» отступает тоска и горестные мысли. Также этот образ Богородицы особенно почитают те, кто занимаются ремеслами.

Икона «Не рыдай Мене, Мати»

В скором времени все мы будем поклоняться еще одной дивной иконе. Божия Матерь изображена рыдающей над полагаемым во гроб Спасителем. Иногда образ называют по-гречески – «Пиета», но более он известен под названием «Не рыдай Мене, Мати».

Икона относится к страстным и участвует в богослужении только один раз в год. На , чаще всего в пятницу, ее выкладывают на аналой.

Название взято из ирмоса девятой песни канона на Великую Субботу: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына, восстану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия». Так Сам Христос утешает Мать, говоря Ей о грядущем Воскресении, сквозь скорбь слышится весть о .

Икона «Не рыдай Мене, Мати» в Никольском храме

Дивный список именно этого иконографического сюжета повстречал я недавно в Никольском храме в городе Васильков на Киевщине. Он написан еще в 1870-х годах по благословению игумена Никона, служившего в этой церкви, и подарен прихожанами храму.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Не рыдай Мене, Мати» молятся о страждущих, а также о близких родственниках и детях.

Существуют в православном мире иконы, количество которых очень невелико. И среди них икона Божией Матери «Августовская».

Написана в память явления Божией Матери в 1914 году русским солдатам перед Варшавско-Ивангородской операцией (15 сентября – 26 октября 1914 г.), битвой под городом Августов Сувалкской губернии Российской империи (ныне территория Восточной Польши).

По рассказам солдат, в ночь с 7 на 8 сентября они увидели на небе Божию Матерь с младенцем Иисусом Христом. Богородица рукой указывала на запад. И последующее большое сражение под Августово ознаменовалось полной победой. Причем в этом сражении ни один из свидетелей явления не погиб. Сообщение об этом было опубликовано в церковной и светской печати и вызвало воодушевление в войсках.

С 1915 года появляются первые иконописные изображения этого события. Святейший Синод рассматривал вопрос о явлении Богородицы около полутора лет и 31 марта 1916 года принял решение: «Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери, о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам…»

Почти каждая икона уникальна и, без преувеличения можно сказать, имеет огромную историческую ценность, поскольку, как правило, связана с теми или иными историческими событиями. Вот и это изображение Божьей Матери сродни народному лубку и самодеятельному примитиву, который, кстати, никогда не умирал в иконописной практике, и только в начале XX века был признан как уникальная форма искусства. В результате получилось редкое оптимистическое соединение высокой иконографической формы и простого народного творчества.

Я повстречал эту уникальную икону недалеко от Киева, в чисто-белом намоленном сельском храме. Там всё просто, по-домашнему, без суеты и вычурности. Местный настоятель, батюшка Гурий, всегда всех принимает с радостью – независимо от социального происхождения и материального благополучия, и долго потом еще живут в памяти теплые воспоминания об этих встречах.

У «Августовской» иконы

Вот и на этот раз седые ветераны получили заряд бодрости и надежды и возвращались в столицу с шутками и улыбками на лицах, сильно контрастировавшими среди серой массы столичного народа. Не раз и не два Богородица улаживала распри, проявляла чудодейственную силу. Вот и едут к ней опаленные войной ветераны просить помощи и заступничества у Господа за своих родных и близких, за народ, за прекращение гражданского противостояния и чудесного спасения сынов наших.

У Матери Божьей просят вразумления те, у кого неладно в семейных отношениях, кто не может найти выход из, казалось бы, тупиковых жизненных ситуаций.

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

История этой иконы связана с одним из афонских монастырей, а именно Дохиаром, где и явлена была благодатная сила этого чудотворного образа. Предполагают, что фреска, послужившая прообразом иконы, была написана еще в X веке при основателе Дохиарской обители преподобном Неофите. Она находилась в нише наружной стены, перед входом в монастырскую трапезную.

В 1664 году трапезарь Нил, проходя в ночное время в трапезную с горящей лучиной, услышал от иконы голос: «Впредь не приближайся сюда с зажженной лучиной и не копти Моего образа». Инок вначале испугался, но потом, решив, что это шутка кого-то из братии, скоро забыл об этом случае. Через некоторое время, когда Нил проходил вечером мимо иконы, раздался тот же голос: «Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?!» После этих слов монах Нил был поражен слепотой и расслаблением тела. Раскаявшийся инок упал перед иконой на колени и всю ночь, до прихода братии, молил Пресвятую Деву о прощении. Когда иноки узнали о произошедшем чуде, сразу же затеплили неугасимую лампаду и с благоговением пали перед чудотворной иконой.

Нил же в надежде на великое милосердие Божией Матери остался возле иконы и решил не уходить от нее, пока не получит . Через некоторое время, стоя на коленях перед иконой, он опять услышал знакомый голос: «Нил! услышана твоя молитва, ты прощен, и зрение снова дается очам твоим. Когда получишь ты эту милость от Меня, возвести братии, что Я – их покров, промышление и защита их обители, посвященной Архангелам. Пусть они и все православные христиане обращаются ко Мне в нуждах, и Я не оставлю никого; всем с благоговением ко Мне прибегающим буду предстательство, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим, ради Моего ходатайства пред Ним, так что с этой поры будет именоваться сия Моя икона Скоропослушницею, потому что скорую всем притекающим к ней буду являть милость и исполнение прошений».

На Руси списки с чудотворной афонской иконы «Скоропослушница» всегда пользовались большой любовью. Многие из них прославились чудесами.

В знак единства во Христе и молитвенного общения Дохиарского Архангельского монастыря и возрождающейся Архангело-Михайловской обители на Зверинецких пещерах в Киеве была написана точная копия этой древней чудотворной иконы.

У иконы Божьей Матери «Скоропослушница» в Архангело-Михайловском Зверинецком монастыре

В первую очередь перед иконой Божией Матери «Скоропослушница» молятся о духовном прозрении, когда человек пребывает в растерянности и не знает, как поступить, а также во всех случаях, когда нужна особенно скорая и действенная помощь.

Пресвятая Богородица через Свою икону «Скоропослушница» дарует помощь в излечении от различных заболеваний, даже онкологических. Перед Ее святым образом возносят молитву за детей и о помощи в родах – о рождении здорового ребенка, перед различными операциями и совершении особо важных дел.

Не раз и не два приходилось и мне испытать на себе чудесную помощь Пресвятой Богородицы.

Как-то попросили отснять интерьеры храма Архангело-Михайловского Зверинецкого монастыря, где находится тот самый точный список афонской иконы «Скоропослушница». Сам храм небольшой, камерный; условия съемки таковы, что нужно снимать короткофокусными объективами и без дополнительного освещения. Кто ни пробовал, ни у кого на то время не получалось. Обратились ко мне. А у меня как раз было обострение болезни позвоночника – давала о себе знать застарелая травма после серьезной аварии. Да неудобно было владыке Ионе отказывать, и я, превозмогая боль, поехал.

Да вот незадача: ни один объектив не захватывал потолок. Тогда я лег на пол и стал фотографировать, лежа на спине. За окном – зима, мороз, в храме не топлено, а я в одном свитерке лежу на бетонном полу и холода совсем не чувствую…

«Скоропослушница» в Киевском Архангело-Михайловском Зверинецком монастыре

Полтора часа ушло на съемку, и фотографии получились! Довольный работой, я возвратился домой и только тогда почувствовал, что боли в спине, которые мучили несколько месяцев, прошли. Видимо, не зря звала меня Пречистая Мати Богородица к Себе!

Слава Богу нашему Иисусу Христу и Пречистой Матери Его, о всем людском роде пекущейся, за неусыпную заботу о нас, грешных. Да святится имя Ее ныне и присно и во веки веков!

> икона Божьей Матери Нечаянная Радость

На чудотворной иконе Богородицы «Нечаянная Радость» в точности отображается история, произошедшая с грешником в рассказе «Руно орошенное» Дмитрия Ростовского. Композиция образа в мельчайших деталях воссоздает это событие.

В левом углу иконы изображается молящийся грешник, стоящий на коленях перед образом святой Одигитрии. Младенец, сидящий на коленях Богородицы, на композиции облачен в рваные одежды, а тело его покрыто кровоточащими язвами. Под иконой размещены начальные слова рассказа из «Руна орошенного» или же молитва иконе. От грешника может быть изображена исходящая лента с молитвенным обращением к Богородице.

В 1963 году Дмитрием Ростовским был написан рассказ «Руно орошенное». Произведение святителя посвящено Богородице и чудесам, происходившим пред ее иконой. Одно из повествований начинается такими словами: «Человек некий беззаконный…», в этом эпизоде Дмитрий Ростовский рассказывает о том, как некий грешник каждый день молился Богородице, но при этом продолжал порочный образ жизни. Однажды перед выходом на грешное дело он решил помолиться и увидел страшное видение - на руках, на ногах и боку сидящего на коленях у Богородицы Младенца открылись язвы, и потекла кровь. На вопрос грешника «Кто это сделал», был дан скорбный ответ, что он и ему подобные. Стал тогда молить грешник Богородицу о заступничестве и прощении грехов. И лишь на третье обращение Пресвятой к Сыну Своему получил грешник прощение и впредь стал вести богоугодную жизнь. Это прощение грехов стало «нечаянной радостью» для него и дало название иконе, появившейся на основе рассказа.

Икона Богородицы «Нечаянная радость», находящаяся в храме Илии Пророка, считается одной из важнейших московских святынь. О том, как икона оказалась в храме, точных сведений нет, имеется только предположительная информация. С этого старинного образа было написано множество списков, которые попали в различные храмы страны. Первый список иконы Богородицы «Нечаянная радость» был создан в XVIII веке. С момента его написания, произошло много различных чудес, связанных с иконой «Нечаянная радость»: исцелялись больные, особенно часто – страдающие глухотой (самый известный случай – возращение слуха в 1838 году вдове Анисье Степановой); отчаявшимся родителям Пресвятая помогла вразумить и наставить на путь истинный детей, свернувших греховную дорогу.

Молитва пред иконой «Нечаянная Радость» помогает получить все, о чем мы мечтаем и чего давно желаем, но уже отчаялись получить; икона может даровать такую радость, которую можно в прямом смысле назвать «нечаянной». Родителям она поможет наставить детей на путь истинный, если они ступили на дорогу порока. Молящий пред «Нечаянной радостью» о прощении его прегрешений – получает прощение. Тому, кто потерял близких? икона помогает в их нахождении. Приходят с молитвой к этой иконе и те, кто желает исцелиться от недуга глухоты. Также «Нечаянная Радость» помогает в обретении душевного равновесия. Богородица защищает от любых бед и напастей всех обращающихся к ней с молитвой.

Иконы есть не только в храмах, но и в домах. Образ Божьей Матери считается одним из самых сильных, но важно знать для чего предназначен каждый из образов.

К иконе Божьей Матери обращаются за помощью, за защитой и утешением. Перед ее образом молятся, чтобы сберечь себя и своих близких от всех бед. Поэтому существует такое разнообразие образов Богородицы.

Те, кто хотят сберечь свой дом, держат у себя икону Богородицы . Известно, что молящиеся ей защищены духовно и физически от любого зла. С давних времен над входом вешают образ и просят у него защиты. Всего существует более 800 наименований образов. Те, где на руках ребенок, избавляют от недугов, помогают прозреть душой. Молитва доходит только в том случае, если шла от сердца и с добрыми намерениями.

Виды

Всего существует четыре вида икон Божьей матери:

1 Знамение. На этих иконах Богородица молится. Пишут ее по пояс или в полный рост. На ее груди изображение еще не рожденного Христа. Эта икона символизирует непорочное зачатие;

2 Одигитрия. Встречается чаще всего. Основная идея – Богородица направляет к вере. Изображается в полный рост, по пояс или по плечи. На руках у нее младенец. Одной она показывает на него. Иисус благословляет мать и верующих;

3 Елеуса. На иконах этого вида Божья Матерь всегда изображается с ребенком на руках. Символ единения матери и сына;

4 Акафистные. На них Богородица изображена без ребенка. Считается собирательным образом матерей, которые беспокоятся о своих детях.

Истоки

Первое изображение Богородицы было найдено во втором веке нашей эры в катакомбах.

Ее образы наносили на сосуды для благовоний. В 5 веке за Марией было утверждено право зваться Богородицей. На образах, что сохранились она держит на руках ребенка и сидит на троне. Ее изображения были выложены мозаикой в старых храмах, например, в церкви Санта Маджоре и в церкви Панагия Ангелоктиста . Образы Марии создавались в Византии . Одна из икон была привезена в Россию. Позднее была названа Владимирской и стала считаться эталоном иконописи. Копией византийских икон является Новгородская икона.

Как молиться

Иконы Божьей Матери считаются действительно чудотворными и к ним верующие обращаются за помощью. Богородица защищает. Если обратиться к ней с чистыми намерениями, то она исполнит просьбу. Простое чтение молитв не действует, поможет только искренняя вера. Молиться можно дома или в храме после службы. Самые частые:

  • От голода. Урожай увеличивается, доход повышается;
  • От недугов. Чаще просят о зрении;
  • От пьянства. Пьяница станет трезвенником навсегда;
  • От скорби. Успокаивается душа;
  • Для защиты дома. Недоброжелатели не пройдут.

Чудо

Многие образы считаются чудотворными. Из московских:

  • Милостивая. Находится в Зачатьевском женском монастыре. Она дарует женщинам материнство;
  • Тихвинская. Дает защиту. Интересно, что при коммунизме церковь с этой иконой не была закрыта;
  • Владимирская из храма Святителя Николая. Есть легенда, что она сберегла трижды Русь от врагов. Чтят эту икону в июне-июле и сентябре.
  • Казанская Богородица. Первым чудом было ее спасение из пожара – она осталось нетронутой. Исцеляет и защищает.

Никто не знает, почему мироточат иконы. Обычно это происходит перед трагическими событиями. Интересно, что это явление появляется только на иконах, выполненных на дереве. Иконы мироточили перед событиями в Грузии, Беслане и Украине. Семистрельная икона мироточит уже 20 лет.

Значение

Иконы Божьей Матери символизируют единство Бога и человека.

Ее образ является собирательным – мать, что прощает своего ребенка, понимает и защищает его. Поэтому много икон и праздников, посвященных этому образу. Священнослужители наставляют, что нет больше боли, чем смерть собственного ребенка. Богородица прошла через эти муки и учит смирению верующих. Она жила в терпении, осиротела. Божья Матерь вышла за вдовца, его дети не любили ее.

Чтение молитв без веры и равнодушные визиты в храм не принесут ничего. Богородица учит людей оставаться добродетельными, быть смиренными в трудные минуты своей жизни и знать, что все может обернуться к лучшему.

Традиции

Трон принято рисовать в Греции и Италии. Богородицу на нем или в полный рост в России изображали обычно на фресках или иконостасах – на масштабных полотнах. Иконописцы больше писали ее по пояс или по плечи. Она – заступница и оберегает просящих.

В русской традиции икона – спутник . Ее брали с собой, молились перед ней и передавали своим потомкам. Считается, что чем больше лет образу, тем более могущественнее он. В России принято иметь больше одной иконы дома, а также в храмах их несчетное количество. Многие образы Матери Божьей считаются чудодейственными.

Каноны

В православной иконописи для изображения Богородицы используются следующие детали :

  • Туника синего цвета;
  • Чепец голубой;
  • Мафорий;

Каждый элемент на иконе имеет смысл.

Звезды на мафории означают стадии жизни: зачатие, рождения и смерть. Кайма – прославление. Платок символизирует материнство, божественную принадлежность. Голубой цвет – символ девственности, чистоты. Иногда традиция нарушается, чтобы подчеркнуть определенную деталь. Божья Матерь без мафори я также считается отходов от церковных канонов. В православии венец пишется поверх платка. Само изображения венца пришло с запада. В ранних иконах Богородица была только в мафории.

Праздники

Более двухсот образов зафиксированы в религиозном календаре.

Один из важных праздников – Покров Богородицы. Он назван в честь одноименной иконы. На ней Матерь Божья изображена во весь рост. В руках у нее материя с изображением Иисуса, иногда она изображена без нее. Одна из наиболее чтимых икон – Торжество Пресвятой Богородицы.

Семистрельная

Этот образ от других отличает деталь: ее пронзают 7 стрел, иногда на их месте мечи.

Что же это значит? Как правило, у правого плеча три стрелы, а у левого четыре . Встречается образ с симметрией – по три с каждой стороны и одна снизу.

Значение

Когда на сороковой день жизни Иисуса принесли его к иерусалимскому храму, мудрец Симеон благословил его и сказал Богоматери, что «оружие пройдет душу». Он предсказал страдания матери о своем сыне. Считается, что семь стрел – символ грехов. Кроме того, число семь означает полноту, в этом случае полноту материнского горя. Неизвестна дата ее происхождения. Некоторые считают, что ей пять веков, кто-то считает, что больше. По легенде образ был найден в первой половине 19 века на обычной деревянной доске.

Божья Матерь обращается к своему сыну, чтобы заступился за искренне просящих. Однако, она видит грехи каждого из молящихся и это пронзает ее как стрелы.

Помощь

Этот образ – один из самых сильных. Молитвы у этой иконы помогают тем, у кого появились злые люди в окружении: завистники и недоброжелатели. Она помогает смягчать сердца, пробуждать в людях сочувствие и желание делать добро. Тот, кто болен, получит помощь Божьей Матери.

Были засвидетельствованы чудеса:

  • Хромой, что нашел икону на лестнице колокольни излечился;
  • Избавление Вологодской губернии от эпидемии холеры.

Считается, что если поставить икону Божьей Матери дома, то он будет защищен он дурного воздействия, а жители обретут физическую и духовную гармонии.

Кому она помогает:

  • Тем, кто воюет. Она бережет их жизни;
  • Тем, у кого есть завистники или враги;
  • Больным каким-либо недугом.

Те, кто повесят дома или в кабинете эту икону, могут не беспокоиться за безопасность, так как она отводит зло и уберегает от конфликтов. Можно вешать маленький образ над дверью дома или на рабочем столе.

Где купить

Многие задаются вопросом: где покупать икону? Этот образ достаточно распространен, поэтому находится легко. Можно купить в церковной лавке. Они есть в практически любом торговом центре. Однако, перед тем, как разместить у себя дома, нужно освятить в церкви. Некоторые продавцы могут утверждать, что ничего не подделано, и продукция освящена, но лучше не рисковать.

Почему предпочтительнее покупать иконы в храме:

  • Все иконы освящены;
  • Нет подделок;
  • Покупая в храме, вы поддерживаете его и позволяете ему развиваться.

Некоторые люди, кто увлекаются рукоделием, вышивают икону нитками или бисером, а также рисуют.

Где вешать

Обладатели этой иконы говорят, что домочадцы становятся мягче характером, спокойнее.

Сам дом становится благополучнее, поэтому ее хотят приобрести все верующие. Лучше всего размещать икону там, где будет удобно молиться.

Иконы – не декор, поэтому есть несколько полезных советов:

  • Поблизости от икон не должно быть рядом таких предметов как косметика, статуэтки, украшения и другие нерелигиозные атрибуты;
  • Не разрешается ставить иконы вместе с неиконописными изображениями и неканоническими атрибутами: картины по библейским сюжетам, календари, книги;
  • Не стоит ставить недалеко от иконы изображения идолов современности: фанатские постеры различного наполнения или фотографии;
  • Иконы обычно вешают на восточной стороне, чтобы приходила положительная энергия. Обратите внимание, чтобы перед ней было свободное место;
  • Рядом с иконой разрешено держать религиозную литературу, свечи и другие религиозные атрибуты;
  • Чтобы дома сделать иконостас, уместно использовать полку, специальную конструкцию или киот. На гвозди они обычно не вешаются;
  • Если ставятся несколько ликов, то нужно следить за иерархией: по центру два старших лика, а слева и справа рядом ниже младшие;
  • Часто вешают над дверью;
  • Место, где стоит икона, держат в чистоте.

Как молиться

Священнослужители говорят, что если человек не знает молитв, но верит, то он может молиться Богородице, и она примет его просьбы.

Молиться стоит каждый день, особенно, перед выходом из дома. Помыслы обязательно должны быть самыми искренними иначе она не услышит молящего о помощи. Просьбы об исцелении, о прекращении ссор и конфликтов то, в чем может помочь Семистрельная .

Дни празднований

Иконы разные, но так как они относятся к одному виду, то чествовать их решили в одни дни. Это происходит:

  • 13 августа;
  • После Пасхи на 9 воскресенье;
  • После дня Святой Троицы первое воскресенье.

Известные списки

В Москве есть две иконы, которые мироточат. Одна находится в храме Архангела Михаила, а другая в деревне Бачурино.

Ее делали на заказ, но когда хозяйка заметила, что икона мироточит, немедленно отдала ее церкви. После этого икона была признана чудотворной и ее вывозили за рубеж и показывали в городах России. Другая икона расположена в церкви Святого Лазаря, что находится в Вологде. Была привезена после войны. Два раза в год к ней приходят паломники.

Еще одна икона находится в венецианской часовне. Ее нашли итальянские солдаты во время Второй Мировой Войны. Икона была найдена в разрушенном доме и передана священнику. Итальянские силы были разбиты, а священник спасся. Затем в Венеции построил часовню для иконы. Говорят, что до войны эта икона принадлежала мужскому монастырю.

Казанская

Считается, что Казанская Богоматерь оберегает от врагов и лечит недуги.

Те, кто попали в беду, могут попросить у нее помощи и защиты. Эту икону можно ставить дома или дарить. Этот образ относится к виду «Одигитрия», то есть, ее цель – направить человека на истинный путь.

История

В 16 веке в Казани случился пожар. Святой лик обнаружила маленькая дочь купца Матрона. Во сне к ней явилась Божья Матерь и сказала ей достать икону из пожарища. На удивление, образ не пострадал и выглядел новым. На месте обнаружения иконы был возведен женский монастырь. Икону отдали на хранение в Успенский собор. Однако, в 20 веке икона была украдена, а затем уничтожена. Сохранились лишь копии образа. После основания храма, Матрона и ее мать стали игуменьями.

Даты празднований

В честь этого лика принято праздновать дважды в году:

  • 21 июня. В этот день девочка увидела видение Богородицы. Празднуется с 16 века;
  • 4 ноября. Москва была освобождена Мининым и Пожарским осенью 1612 года.

Перед решающим боем люди молились и просили заступничества. После революции 4 ноября перестал быть праздником, в 2005 стал Днем народного единства. В эти дни проводится одна и та же служба.

Расположение иконы

В ранние годы она располагалась в Третьяковской галерее. Ее копия хранится в домовом храме Московского Патриаха. Эта копия – подарок Римской Католической церкви в честь завершения соперничества между церквями. Наиболее приближенная копия к оригиналу хранится в Князь-Владимирском соборе , что в Санкт-Петербурге.

Значение

Казанская Божья Матерь помогает людям осознать и найти свой истинный путь по жизни.

Ей молились во времена Смуты и благодаря ее защите войска отбили Москву от польских захватчиков. Петр I молился ей перед Полтавской битвой. В Отечественную войну 1812 года она помогла солдатам одержать несколько побед. Богородице молился Кутузов, перед тем, как направиться в армию.

С ней связаны чудеса, которые случались во время крестных ходов:

  • Неизвестный паломник излечился от своего недуга;
  • Невестка знатного человека избавилась от болезни ног;
  • Новорожденный прозрел;
  • Из нескольких женщин вышли бесы.

После этого к иконе поспешили все страждущие.

На защиту Казанской Богоматери могут уповать не только военные или политические деятели, но и простой народ. Если просить от чистого сердца, то она дарует свое покровительство каждому просящему.

Чем помогает

Казанская Богородица помогает всем , кто верит и просит помощи:

  • Обращаются, чтобы Казанская Божья Матерь благословила брак молодых;
  • К ней обращаются семейные пары с просьбой обрести гармонию в их отношениях и избавить от несчастий
  • Больше всего она благосклонна к детям: оберегает их от несчастья, злых людей и помогает на жизненном пути;
  • Молят ее о помощи солдатам и защите родной земли;
  • Она помогает найти верное решение и избежать неудачи. Свидетели рассказывают, что к ним она приходила во снах и говорила, что и как нужно делать, а от чего стоит отказаться. Таким образом, человек избегает беды;
  • Ей молятся в трудные времена, когда не хватает сил, чтобы бороться. В скорби она утешит просящего и даст ему наставления;
  • Она помогает при ослабевающей веры в душе, лечит недуги. Ее просят вернуть зрение. Помогает духовно прозреть.
  • Оригинальная икона была небольшого размера – примерно 26х22 сантиметров;
  • Было две ризы – для праздников и повседневная. Праздничная была из золота, а сверху надевался оклад с драгоценными камнями. Повседневная из жемчуга;
  • Наиболее часто у нее просят избавления от недуга глаз, нападений, или помощь в тяжелые времена;
  • В честь Казанской Божьей Матери был возведен Казанский собор на средства Пожарского;
  • В 17 веке икона стала святыней государственного уровня;
  • Первый оклад из драгоценностей приказала сделать императрица Анна Иоанновна. Она же приказала построить церковь и перенести туда икону;
  • В ее честь в Санкт-Петербурге был построен кафедральный собор;
  • Во время теракта в Зимнем дворце икона не пострадала, хотя помещение, где она находилась, было полностью разрушено;
  • Иконе приписывают помощь в победе в Великой Отечественной Войне. Говорят, что сам Жуков возил ее по фронтам;
  • Самые известными Казанскими иконами являются: московский/петербургский списки и явленная икона. Однако, московский список и явленная икона были утрачены;
  • В начале 20 века явленная икона была украдена, позднее в печи вора были найдены сожженные иконы, предположительно, она также была уничтожена;
  • Есть легенда, что игуменья монастыря меняла икону на точный список перед тем как идти спать, чтобы обезопасить святыню от воров. Поэтому считается, что настоящая икона не была украдена;
  • Список Москвы был украден в начале прошлого века, где он находится сейчас – неизвестно;
  • Список Петербурга уцелел потому, что настоятель заявил большевикам, что этот список не имеет никакой ценности;
  • Один из списков был вывезен из России, чтобы спасти от большевиков. Хранился у Папы Римского, спустя много лет список вернулся в Казань;
  • Эта икона считается венчальной;
  • Список иконы отправился в 2011 на МКС;
  • Ей посвящены монастыри и храмы не только в России, но и в Беларуси, Финляндии и на Кубе.
  • ВИДЕО: Заступница. Казанская икона Пресвятой Богородицы

    Заступница / Казанская икона Пресвятой Богородицы

    В центре сюжета картины - Ватиканский список Казанской иконы Божией матери - главная православная святыня Казани.

    Иверская

    Свое название икона получила от монастыря, в котором находится. Он стоит на священной горе Афон. Люди зовут ее Привратницей.

    В основном она помогает в избавлении от болезней, защите дома от нежеланных гостей. Монахи рассказали, что она предупреждает о негативных событиях, которые произойдут в мире в скором времени.

    Где хранится

    Впервые упоминается в 9 веке. В тот период над изображениями святых издевались, и они подлежали уничтожению. По легенде образ был спасен вдовой, но об этом узнали. Воины ворвались в дом женщины и проткнули образ, он закровоточил. Женщина помолилась Богородице и пошла к воде. Когда икона коснулась воды, то поплыла вертикально. Слух об этом дошел до горы Афон. Сын вдовы стал монахом на горе.

    Недалеко от нее сотни лет назад причалил корабль с Марией. В 5 веке была создана обитель. Однажды монахи увидели столб огня из воды. Они пытались приблизиться к образу, но он отплывал по мере их приближения. Монахи молились Богу, чтобы он подарил икону им. Спустя некоторое время старцу привиделась Матерь Божья и сообщила, что отдаст им икону. Но для этого он должен явиться к ней по морю.

    Братья разместились на берегу и начали молиться, пока старец шел по воде. После получения три дня ее держали в часовне и молились. После этого ее переместили в храм, а на месте, где она была, появился источник. Потом она появилась над воротами, ее снимали и возвращали на место, но образ опять появлялся над воротами.

    Богородица снова явилась старцу и сообщила, что охранять ее не нужно, она сама будет хранительницей обители. Монахи построили церковь над вратами и образ до сих пор там находится. Чтят ее во вторник Светлой седмицы. Тогда совершается крестный ход к месту, где старец получил святыню.

    Иконы, словно раскрытые книги, которые говорят лучше слов – надо только научиться читать их. И тогда любая, даже незаметная деталь иконы – бахрома, застежка плаща или нашитая на одежду полоска – раскроет перед нами глубокие богословские тайны, укрепит в вере и научит истинам Православия .

    Иконы Спасителя. Господь Иисус Христос, как Царь царей и Господь господей, традиционно изображается в одеждах, которые носили знатные сановники Римской Империи: хитоне , напоминающем длинную рубашку, игиматии , верхней одежде (по сути, это прямоугольный отрезок ткани, наброшенный поверх хитона в качестве плаща). В хитоны и гиматии облачены на иконах многие святые ветхозаветных и евангельских времен, но одеяние Спасителя имеет некоторые особенности.

    Господь - Вседержитель

    На правой стороне хитона Господа Иисуса Христа изображается клав - нашивная вертикальная полоса, символ царской власти византийских императоров. В иконографии Спасителя клав – знак царственности, чистоты и совершенства человеческой природы Христа.

    На иконах хитон Спасителя пишут обычно в красных тонах, а гиматий - в синих. Эти два цвета символизируют человеческую и Божественную природы Христа. Синий цвет, символ чистоты и непорочности, напоминает нам о Небе. Красный же - о крови, пролитой Господом ради нашего спасения. Одеяние такого цвета – это и указание на царственное достоинство Спасителя. В древности пурпурные, красновато-фиолетовые одежды, порфиры, могли носить только царственные особы. Это одеяние было окрашено чрезвычайно редким красящим веществом - пурпуром, который добывался из пурпурных желез морских моллюсков. Пурпур был настолько дорогим, что даже самые знатные римские граждане могли позволить себе только пурпурные полоски на своих одеждах. А когда изнашивалась царская порфира, окрашенная пурпуром, ее не уничтожали, а разрезали на небольшие лоскутки, которые раздавали как награду отличившимся государственным деятелям.

    Иногда Спасителя изображают и в одеждах другого цвета, чтобы подчеркнуть Его Божественные свойства. Так, на иконе «Спас в Силах» Господь изображен в одеждах золотого цвета, напоминающих нам о сиянии Его небесной славы.


    Преображение

    На иконе «Преображения» Спаситель облачен в белые одежды, в соответствии с Евангельским описанием преображения Господня : «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк. 9, 3). Белый цвет, как и золотые лучи, символизирует нетварный Божественный свет.


    Икона Пресвятой Богородицы из деисисного чина.

    Иконы Богородицы. Пресвятую Богородицу принято изображать в мафории - четырехугольном плате или накидке, который носила Божия Матерь по обычаю замужних иудейских женщин того времени. Этот плат надевался поверх другой одежды и был так велик, что покрывал не только голову, но и почти все тело. Подлинный мафорий Пресвятой Богородицы с 474 года хранился во Влахернском храме в Константинополе. В иконографии тонa плата Богородицы темно-красные – в напоминание о царственном происхождении Пречистой и о перенесенных Ею страданиях. Кроме того, багряный «царский» цвет мафория знаменует, что Богородица - Матерь Царя Христа.


    Икона Божией Матери «Знамение.

    По краям мафорий отделан золотой каймой (лента с золотыми нитями) и бахромой. Такой цвет выбран не случайно: золотая кайма - знак прославления Царицы Небесной – символизирует пребывание Ее в Божественном свете и Ее причастность к славе Господней. Прикрытый мафорием голубой или синий цветтуники , нижней одежды, и чепца символизирует девство Богоматери, Ее небесную, совершенную чистоту.


    Владимирская икона Божией Матери

    Мафорий Пресвятой Богородицы на иконах украшается тремя символическимизвездами - на челе (символ девства в момент рождества Спасителя), на правом плече (символ девства до рождества), на левом плече (символ девства после рождества). Вместе с тем три звезды являются еще и символом Пресвятой Троицы. На некоторых иконах фигура Богомладенца закрывает одну из этих звезд, знаменуя вочеловечение Сына Божия - Второй Ипостаси Пресвятой Троицы.

    Есть в одеянии Божией Матери еще одна деталь, на первый взгляд незаметная, но также важная. Это поручи , которые символизируют сослужение Богородицы - а в Ее лице и всей Церкви - Главе Церкви, Первосвященнику Господу Иисусу Христу.


    Сщмч. Иларион, архиепископ Верейский

    Святители , то есть прославленные Церковью архиереи, например, святые Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий и другие, изображаются в богослужебном епископском облачении. На голове у святителей может быть митра - особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями. Архиерейская митра символизирует терновый венец Спасителя.


    Святитель Тихон Задонский

    Отличительная деталь облачения святителей – саккос , который знаменует собой багряницу Господа. На плечах у архиереев омофор - широкий лентообразный плат, украшенный крестами – обязательная часть облачения епископа: без него он не имеет права совершать богослужение. Например, святитель Тихон Задонский изображен на иконе в традиционном святительском облачении: саккосе, омофоре и митре. Омофор – символ заблудшей овцы, то есть каждого человека, а облаченный в омофор епископ изображает собой Христа, Доброго Пастыря, Который взял заблудшую овцу на плечи и отнес в дом Отца Небесного.

    Святители Василий Великий и Иоанн Златоуст

    Иногда на иконах святители, например святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, изображаются не в саккосе, а в фелони – длинном и широком одеянии без рукавов, в которое в наше время облачаются при совершении богослужений иереи. Особенность этих фелоней в том, что они украшены множеством крестов, отчего и называются полиставрии (с греческого «многокрестие»). Дело в том, что в древности именно полиставрий был облачением архиереев, а саккос стал постепенно заменять его только в XV столетии, и поэтому архиереев, проводивших свою жизнь до этого времени, часто изображают в древнем одеянии.

    Фрагмент иконы «Учители умного делания». Святитель Игнатий (Брянчанинов)

    Нередко встречаются изображения святителей и в архиерейской мантии . У плеч и спереди внизу на мантию нашивают скрижали – платы, на которых могут быть изображены кресты, херувимы, иконы Спасителя и Божией Матери, символические изображения евангелистов, вензель архиерея. Например, на иконе «Учители умного делания» на архиерейской мантии святителя Игнатия (Брянчанинова) внизу изображены скрижали с вензелем «Е» - епископ и «И» - Игнатий.


    Сщмч. Петр, митрополит Крутицкий.

    По традиции епископов и архиепископов изображают в мантиях лилового цвета, митрополитов – в голубых мантиях, а патриархов – в зеленых. Мантия, сама по себе символизирующая особое Божественное покровительство, имеет на себе еще один символ – так называемые источники , или струи . Три ряда красных и белых полос, во имя Святой Троицы, символизируют струи Божественной мудрости, припадая к которым церковный иерарх черпает мудрость и благодать Божию, чтобы передавать их своей пастве.


    Вмчч. Димитрий Солунский и Георгий Победоносец. Фрагмент иконы.

    Мученики и благоверные князья нередко изображаются на иконах в одеждах воинов , подобных тем, какие носили в Византии и Древней Руси. Хитон воины носили короткий, назывался он тельник , на него одевали латы, защищавшие воина от вражеского оружия. На иконах угодников Божиих латы напоминают о том, что благодать защищает воинов Небесного Царя от невидимых врагов. Латы бывают нескольких видов, но чаще всего на иконах изображают кольчуги – кольчатые «рубахи» с короткими рукавами и чеканным щитком на груди. Одеяние воинов на иконах полностью совпадает с древними одеждами. Например, если мученики изображены в рост, то на ногах у них обычно бывают ноговицы – они соответствуют современным брюкам, и кампаги – обувь византийских воинов, напоминающая сапоги.


    В центре иконы - благоверный князь Александр Невский.

    Кроме того, воины облачаются в плащ – в Римской Империи он называлсяхламида или лацерна, а закрепляется он фибулой (она называется еще запона или аграф) – застежкой, украшенной орнаментом и драгоценными камнями. Увидев на плаще воина фибулу, каждый понимал, что ее обладатель служит царю – и на иконах эта небольшая деталь символизирует, что мученики и другие угодники Божии, изображаемые в воинских одеждах, принадлежат воинству небесному и служат своему Царю – Господу Иисусу Христу. Как победоносные воины, повергающие невидимых врагов, эти святые на иконах имеют оружие: меч, иногда – лук и колчан со стрелами и копье.


    Вмц. Ирина Македонская

    На иконах всегда можно узнать равноапостольных, мучеников, страстотерпцев, благоверных князей и княгинь, которые имели царское достоинство . На главе своей они имеют венец или корону, к которым у цариц и мучениц прикрепляются низанные украшения из жемчуга и камней – рясно .


    Царственные Страстотерпцы

    Далматика – длинная верхняя одежда, которую носили поверх туники, с широкими рукавами, имеет у царственных святых богато украшенные оплечье, передник и подольник . Далматика хорошо видна, например, на иконе Царственных Страстотерпцев у царевны Ольги и цесаревича Алексия.


    Равноапостольная княгиня Ольга

    Плащ царских особ напоминает императорскую багряницу. Все эти детали подчеркивают высокое достоинство царей – помазанников Божиих, которые благодаря своим добродетелям стали подражателями Господа-Вседержителя.


    Преподобный Сергий Радонежский

    Преподобные имеют особенные одеяния - хитон , мантию, клобук . Эта монашеская одежда, непохожая на мирскую, символизирует новое одеяние правды и радования, нетления и чистоты – одеяние, сотканное из добродетелей, в которое облекается человек, отрекшийся от мира и всего, что в мире. Каждая из монашеских одежд имеет особое значение: хитон напоминает о терпении добровольной нищеты, тесноты и скорбей, за которыми следует неземная радость. Мантия, длинная без рукавов накидка, застегнутая на вороте, у первых христиан была символом отречения от идолопоклонничества, а затем стала облачением исключительно монашествующих.


    Преподобный Серафим Саровский

    Мантия знаменует обретение монахом Божия покровительства, напоминает о строгости и подвижничестве монашеской жизни, благоговении и смирении. Как мантия не имеет рукавов, так и у монаха «нет рук» для мирской суеты и греховных поступков, его руки и другие члены как бы мертвы для порока. По толкованию святого Германа, патриарха Константинопольского, монашеская мантия символизирует крылья ангелов – монах, как ангел, должен быть готов ко всякому Божьему делу. С этим толкованием согласны слова современного подвижника благочестия, молитвенника и исповедника архиепископа Антония (Голынского-Михайловского): «Люблю, чтоб все бегом, быстро. Монашество - это ангелы. Они должны летать!» Святые отцы сравнивают мантию еще и с воинским плащом. Как по плащу с легкостью можно было определить, что воин служит императору, так и мантия показывает, что монах служит и старается во всем уподобляться своему великому Царю-Христу.

    Если мантия напоминает плащ, то клобук – шлем, тот самый, о котором апостол Павел говорит «И шлем спасения восприимите» (Еф. 6, 11). Клобук свидетельствует о смирении монахов, их нелицемерном послушании и о хранении своих глаз от всего греховного и суетного.


    Икона «Учители умного делания»

    Преподобные Нил Сорский, Василий Поляномерульский, Зосима Верховский изображены в кукуле и аналаве , называемом иначе схимой . Эти одеяния монахов, имеющих постриг в великую схиму, также глубоко символичны. Кукуль - остроконечный головной убор - напоминает одежду младенцев, потому что монашествующие должны уподобляться в смирении детям. К тому же кукуль напоминает о том, что благодать покрывает и согревает угодников Божиих, охраняя их чистоту и простоту от демонов так же, как шапочки греют головы младенцев. Кукуль обшит вокруг крестами, чтобы этим царственным знамением отгонять врагов спасения, отовсюду нападающих на нас. Аналав, четырехугольный плат, который надевается на плечи, украшен крестами и означает крестоношение, следование за Спасителем, совершенное умерщвление миру.


    Вмц. Анастасия Узорешительница

    Святые жены: мученицы, праведницы, жены-мироносицы на иконах изображаются с покрытой головой - в соответствии со словами апостола Павла о том, что молящейся женщине следует покрывать свою голову, ибо она должна иметь «знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор. 11, 10). Таким образом, покрытая голова свидетельствует о их пребывании в молитве и о их душевном расположении к смирению.


    Прп. Мария Египетская

    Но иногда святых жен изображают и с непокрытой головой. Например, так пишут преподобную Марию Египетскую в напоминание о том, что она лишилась своих одежд за время долгого пребывания в пустыне - они истлели. Непокрытая голова – это знак полного отречения святой Марии не только от мирских удовольствий, но даже и от того, что необходимо для жизни, знак исключительной аскетически-покаянной жизни этой преподобной, восшедшей из глубины греха на непостижимую высоту святости.


    Мц. Вера

    Кроме того, с непокрытой головой изображают отроковиц и юных дев – например, мученицу Веру и младших Великих Княжон на иконе Царственных Страстотерпцев – Марию и Анастасию.