Индуистских храмах является не чем. Строение индуистского храма. Внутренняя планировка храма

Строительство в кладке из тесанного камня началось в северо-западных районах Индии в I в. новой эры, в центральных районах - в V в., а на крайнем Юге страны - в VII в. При этом вплоть до 13 столетия зодчество из каменных блоков ограничивалось лишь культовыми сооружениями. Индуистские храмы строились преимущественно из мягкого известняка, хотя южноиндийские мастера при строительстве святилищ широко пользовались песчаником и гранитом. Каменные блоки соединялись не на растворе, а с помощью деревянных клиньев, которые забивались в просверленные в камне отверстия, или посредством металлических штырей. Как правило, архитекторы-индуисты перед возведением храмов делали предварительные проекты и специальные масштабные модели.

Все индуисты в древности считали храм жилищем бога, а жрецов - его слугами. Основным культовым действом являлась пуджа, т.е. ритуальное служение божеству. Отправление религиозного культа начиналось с рассветом. К изображению божества (мурти) подходили с приветствиями, подносили ему воду для омовения, одевали, украшали гирляндами цветов и благовониями. В дни праздника жрецы-брахманы выносили изваяние божества из святилища, поднимали его на колесницы-ратхи и совершали вместе с ним религиозное шествие. В это время в храме играла музыка и танцевали танцовщицы, услаждавшие божество ритмико-символическими движениями своего тела.

В храме изображению божества приносили ритуальную еду, зажигали светильники, а с наступлением сумерек готовили мурти ко сну.

В обряд обычно входили магические заклинания - мантры, т.е. набор отдельных слогов, считавшихся священными и пользовавшихся почитанием. Мантры произносились шепотом. В момент молитвы на слогах мантр было сосредоточено все внимание верующих. Внешний обряд индуистами отделялся от внутреннего обряда, который требовал от каждого верующего напряжения всех психических сил. Вера в действенность мантр была в среде индуистов очень сильна.

К магическим заклинаниям примыкали нанесения на тело изображений своего божества. Первоначально это была татуировка, позднее индуизм ввел в практику обычай ритуального выжигания клейма.

Значительное внимание уделялось обетам. Наиболее частой формой обета был пост, подразумевавший почти полное голодание. Посту приписывалось магическое значение. Считалось, что пост угоден божеству и может принести верующему успех в достижении главной цели индуиста - достижению религиозного единства конечного человека с бесконечным богом.

Самые ранние индуистские храмы исчезли бесследно, однако многие архитектурные особенности каменных индуистских храмов, как монолитных, так и созданных из тесанных блоков, возникли под неоспоримым влиянием деревянного зодчества и буддийской архитектурной традиции. Например, зачастую в каменных культовых сооружениях воспроизводятся не только деревянные балки и прогоны, но даже головки гвоздей и соединение настила пола досками в шпунт, т.е. так, что одни каменные плиты имеют в месте шва пазы, а другие - гребни.

Основные части индуистского храма типа нагара таковы:

1) адхиштхсша - высокая цокольная платформа с одним или несколькими лестничными блоками, символизирующая алтарь, на котором собственно храм приносится в жертву божеству; при модульных характеристиках пропорций храма мера цоколя в расчет не принимается; храм мыслится как структурное целое, покоящееся на алтаре-адхиштхане;

2) ардхаманда - входной павильон;

3) мандапам - павильон с пирамидальной крышей, предназначенный для молящихся;

4) антарста - особый зал, ведущий из мандапам во внутреннее святилище;

5) гарбхагриха - прямоугольное внутреннее святилище (святая святых), в котором находится мурти, т.е. изображение бога; мурти размещается на питхе или пьедестале, который ставится на том месте, где зарыт сосуд с девятью символическими предметами, представлявшими девять священных планет; сосуд символизирует плодородное лоно природы, а пьедестал для статуи бога олицетворяет собой гору Меру;

6) шикхара - пирамидальная надстройка над святая святых храма; при возведении шикхары эффект купола достигается за счет горизонтальных членений надстройки (в случае строительства из тесанных блоков) на частые ряды сужающихся кверху слоев кладки камня; шикхара также является аналогом горы Меру.

Гора Меру вообще играет большую роль в индуистской символике. На ее вершине происходит встреча двух сфер - Земли и Неба, образующих священное пространство, в котором пребывают и действуют боги. Это - точка перехода из одной сферы в другую, исполненная разнообразных запретов и достижимая лишь для посвященных. Гора Меру, или, как ее называют, Гора Лотоса, Бриллиантовый пик - краеугольный камень священной географии индуизма. Она стоит в центре концентрически расположенных семи юг. В земном мире Гора Меру связана с истоком всех явлений. На ее пирамидальных склонах реализуются все возможности божественного начала, и находят последовательное выражение многочисленные фазы бытия от самых изысканных до самых грубых. Этот процесс схематически запечатлен в фигуре треугольника, в котором стороны, представляющие противоположности, порождающие множественность, исходят из его вершины, олицетворяющей Единое. Не случайно в основе архитектурной композиции практически всех индуистских храмов лежит форма геометрического треугольника и стереометрической пирамиды.

По углам шикхары индуистского храма типа нагара древние мастера возводили ангаишкхары, или урушринги, уменьшенные шикхары, функцией которых было подчеркивание стрельчатой формы надстройки храма, вертикальной направленности святилища. В результате этого горизонтальный план храма, связанный с мирским бытием и многообразием его форм, и вертикальный, соотносимый с онтологической сущностью Вселенной, сливаются в едином и энергичном порыве вверх. Взаимопроникновение центростремительных и центробежных сил создает сильную напряженность внешнего пространства храма и превращает его в эманирующую и имманирующую спираль космической божественной энергии.

Изогнутые контуры шикхары, олицетворяющей купол тварного мира, завершаются каменным барабаном паттикой и амстакой, сегментированным элементом, форма которого напоминает плод водяной тыквы. Паттика и амалака индуистского храма типа нагара вместе моделируют не что иное, как узел Мироздания.

На амалаке сверху расположена калаша, или кумбха - каменный сосуд, символизирующий чашу дотварных вод.

Почти всегда над кумбхой индуистского храма развевается флаг на шесте - знак божественной оси Мироздания, соединяющей Небо и Землю, дотварный и сотворенный миры Вселенной.

В большинстве случаев индуистские храмы типа нагара богато украшены скульптурой. Можно сказать, что аламкара (украшение) - неотьемлемая часть устройства храма. Его задачей является привлечение внимания индуиста к красоте храма, а для духовно продвинутых - к заключенной в нем глубокой символике. Украшения располагаются на храме по определенной системе. Так, например, макара (водное чудовище), фантастические животные, слоны часто изображаются на цоколе-адхишхане, держащем все здание; боги и мифические персонажи - на стенах мандапам, обычно в сочетании с растениями, исполненными жизненных соков. По сторонам шикхары, как правило, изображаются вьялы (фантастические львы) или другие мифические существа, которые одновременно поддерживают и охраняют амалаку и кумбху с четырех сторон света. Преобладание геометрического декора на стенах внутреннего святилища указывает на его связь с сакральным миром.

Стены, скульптура и декор индуистских храмов покрыты слоем белой штукатурки - символом чистоты и духовности, света и радости - и расписаны красками тех цветов, которые олицетворяют аспекты изначальной природной субстанции.

Таким образом, индуистский храм типа нагара понимается верующими как божественное начало, явленное на земле, как эманация энергии от бесконечного в конечное и имманация энергии конечного к бесконечному. Бинду, точка, лежащая на вершине храма над кумбхой, символизирует семя бытия, в котором содержится мир во всех его проявлениях. Он разворачивается от стройных очертаний шикхары, через геометрические и растительные узоры к скульптурным формам на стенах мандапам и внутреннему святилищу, где бинду представлено в виде мурти бога. Символизм храмовой архитектуры может быть прочитан от вершины храма к его цоколю и наоборот: как нисхождение божества и порождение Вселенной; или как восхождение человека и растворение его в бескрайнем космосе Абсолюта.

2. Храм № 17 в Санчи как ранний памятник т.н. "эмбрионального" типа храма

Храм № 17 (Санчи, IV-V вв.) - образец ранней индуистской архитектуры типа нагара из тесанного камня без шикхары. Представляет собой сложенное из квадров святилище кубообразной формы, высотой чуть больше 5 метров, с четырехколонным портиком перед ним и гладкими наружными стенами. Храм имеет плоское перекрытие и апсидное закругление. Он приподнят на цоколе в три ряда каменных блоков.

Храм отличается изяществом пропорций, простотой архитектурных форм, утонченным рисунком декора, тщательностью строительных работ и отделки. Его колонны богато профилированы и имеют сложную капитель, элементом которой является перевернутый лотос в виде колокола. Наружные стены святилища со стороны портика декорированы полуколоннами с пластическим орнаментом того же рисунка, что и колонны храма.

Такой тип храма был развит в более поздний период гуптской эпохи (V-VI вв.), когда храмы небольших размеров строились из кирпичей, соединенных штырями, и снабжались плоскими каменными крышами с выступающими краями. Примерами такого рода являются храмы в Ахичатре и Бхитаргаоне (штат Уттар-Прадеш), храмы Шивы в Бхураме, Парвати в Начна Кутаре и Сирпур в Мадхья-Прадеш.

Индуистские храмы из тесанного камня сохранили и развили традицию маленьких буддийских чайтья, в которых тесное, замкнутое внутреннее пространство с алтарем и находящимся на нем символом или изображением божества было недоступно прихожанам и открывалось к ним лишь небольшим проемом. В индуистской храмовой традиции алтарное пространство не было объединено с залом для верующих. Оно оставалось, как и в буддийские времена, гарбхагрихой - сокровенным «лоном зародыша».

Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. Урок 7 10 класс Древняя Индия Индуистский храм – мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Роль скульптурного декора. Казаретина О. В. В космологии земля представляется плоской, в центре которой расположена гора Меру. На буддийских мандалах её также изображают в центре, в окружении четырёх больших двип (островов), и за ними - восемь малых двипы. Гора состоит из четырёх драгоценностей, а именно, вся восточная сторона её состоит из серебра, южная из лазурита, западная из яхонта, северная из золота. Гора Меру - священная гора в космологии индуизма, где она рассматривается как центр всех материальных и духовных вселенных. Считается обителью Брахмы и других девов. В Пуранах описывается, что её высота составляет 80 000 йоджан (1 106 000 км) и что она располагается на Джамбудвипе - одном из континентов на Земле. Многие индуистские храмы были построены как символическая репрезентация горы Меру. Согласно одной из интерпретаций, гора Меру находится в тонком мире над Северным полюсом. Дева - в индуизме: полубоги, небесные существа, ангелы или божества. Пураны - тексты древнеиндийской литературы на санскрите. Репрезентация - представление объекта, но не прямое (презентация), а опосредованное (т.е. посредством каких-либо идей или образов). Индуисты считают, что на вершине Кайласа находится обитель многорукого Шивы и вход в таинственную страну Шамбалу. Согласно традиции Вишну Пуран, пик является отображением или образом горы Меру, космической горы в центре вселенной. В Индии, право совершить паломничество на Кайлас разыгрывают в национальную лотерею. Иллюстрация индуистского значения горы Кайлас изображает священное семейство Шивы. XVIII в д/фильм: Кора (ритуальный обход) вокруг Кайласа http://anastgal.livejournal.com/659450.html Мистическим аналогом тела-жертвы и горы служит индуистский храм, такой, как храм бога Шивы Кандарья Махадева в Кхаджурахо (X-XI вв.). Гора Кейлас Сакральный план индуистского храма. В основании плана он повторяет прямоугольную священную травяную подстилку, на которую в ведической древности якобы спускались боги, чтобы отведать масла и сомы - напитка бессмертия. Поэтому его сакральный план, в который вписана фигура космического человека, мысленно делится на квадраты, символизирующие нисхождение многочисленных богов на землю. В самых разных языках совпадают понятия "женщина" и "мудрость". Женщина мыслится носительницей высшего знания, над-логического. В абрис храма вписана фигура женщины. Абрис - контур, набросок, очертание предмета, линия, показывающая форму какого-то объекта. Поднятый на высокую платформу и усложненный террасами, обходной галереей, множеством колонн, храм состоит из входного портика, зала для верующих и святилища. Портик - галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание. Святилище венчает конусообразная башня, символизирующая гору Меру - мифическое обиталище богов, а также космическую вертикаль, соединяющую небо и землю. Такие же башни, но меньших размеров, завершают каждый архитектурный объем, воспроизводя горную цепь Гималаев. Прихотливый абрис храма усиливает богатый скульптурный декор, нарастающий вверх по объему. Абрис - контур, набросок, очертание предмета, линия, показывающая форму какого-то объекта. Он выполнен в технике «набухающая форма», которая настолько правдиво передает телесность, что фигуры кажутся живыми, подвижными, наполненными дыханием жизни. Колонны Эффект живой, трепетной плоти скульптур усугубляет резьба. Каменные украшения располагаются в определенной последовательности. Высокий цоколь украшает резьба из животных, птиц, духов природы. Гуси, быки, охотники. Рельеф Слоны - наиболее востребованный образ, поскольку их массивные туши визуально созвучны мощной пластике здания и, кажется, служат ему надежной опорой. Воины и слоны. Барельеф Рельеф нижней зоны органично перерастает в барельеф, изображающий Шиву, Вишну и прочих божеств индуистского пантеона, помещенных в ажурные ниши. Шива. Скульптура в нише Барельеф - низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона менее чем на половину своего объема. Но настоящим пиршеством для глаз является горельеф на колоннах. Горельеф - высокий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема. Одну группу составляют статуи небесных танцовщиц в ленивых позах. Томные изгибы их торса, длинные ноги с точеными лодыжками, пышные формы тела служат ярким воплощением чувственности и грации. Шива и небесные танцовщицы (фрагмент). Горельеф Другая скульптурная группа - любовные пары в тесном объятии или соитии, изображенные с исключительной живостью. Но при откровенно непристойных позах выражения лиц бесстрастны, непроницаемы. В этом скрыт истинный смысл их существования, за которым стоит древняя магическая вера в то, что секс способствует плодородию и защищает от сил зла и разрушения. Вероятно, поэтому сцены оргий расположены на слабейших частях здания - в местах пересечения и стыка архитектурных конструкций. Эротический ритуал рассматривается у индусов и как стремление слиться с Абсолютом, путь к духовному возвышению. Апсары- в индуистской мифологии небесные танцовщицы и куртизанки. Шива, апсары, влюбленные (фрагмент). Горельеф Все эти боги и мифические животные, любовники и аскеты, небесные девы и воины, слоны и гуси сплетены гирляндами тропических растений и цветов в пульсирующий, наполненный жизнью узел. На камень наносился ярко раскрашенный слой гипса. Под прямыми лучами солнца рельеф отбрасывает резкие тени, усиливая и без того выразительную и динамичную пластику храма. Храм, несмотря на массивные пропорции и тяжесть каменной кладки, органично вписывается в окружающую природу, составляя как бы ее часть. От вершины к цоколю он прочитывается как нисхождение божества на землю, к людям. В обратном направлении - как восхождение человеческого духа в божественные сферы. Но в любом случае внешний декор отражает связь с тварным миром. Лингвистический интеллект 1. Соединить слоги, с тем чтобы получились слова, обозначающие архитектурные формы. Как вариант: по первому слогу догадаться о понятии. КАР КОЛЬ ЦО ТОН ФРОН НИЗ 2. Из двух перепутанных слов-понятий вычленить одно за другим. ФКОУНЛОДАННМЕНАТ Лингвистический интеллект 1. Соединить слоги, с тем чтобы получились слова, обозначающие архитектурные формы. Как вариант: по первому слогу догадаться о понятии. КАР КОЛЬ ЦО ТОН ФРОН НИЗ (Карниз, цоколь, фронтон) 2. Из двух перепутанных слов-понятий вычленить одно за другим. ФКОУНЛОДАННМЕНАТ (Фундамент, колонна) Декор же внутри храма с преобладанием в нем геометрических форм указывает на связь с миром божественным. Ансамбль в Кхаджурахо воплощает принцип единства Вселенной. Эту особенность так охарактеризовал знаменитый философ XIX в. Рабиндранат Тагор: «Индия всегда имела один неизменный идеал - слияние со Вселенной».

Формировались много тысяч лет с учетом традиций множества народностей (более 200) и большого разнообразия стилей. Индуистский храм имеет историю более четырех тысяч лет, но все равно его строительство ведется по определенным архитектурным канонам, известным еще с древних времен.

Древние храмы

В Древней Индии архитектурные строения строились как религиозные, так и светские. Чаще всего для строительства использовали дерево и глину, потому они не сохранились до нашего времени. Из камня начинают строить только в первые столетия нашей эры. При строительстве все строго делалось по ритуальным индуистским текстам. Чтобы ответить на вопрос: каким образом архитектурные формы индуистского храма развивались на протяжении тысячелетий и приобрели тот вид, который дошел до наших дней, следует разобраться в видах храмов.

Архитектура индуистского храма имеет две разновидности:

  1. Дравилийский стиль (Dravida), принадлежностью которого являются высокие башни пирамидальной формы, украшенные резными колоннами с изображениями царей, богов, воинов (стиль южных районов Индии). Ярусы в пирамиде обычно уменьшаются по диаметру вверх, а на вершине располагается купол (шикхара). Такие храмы более низкие по высоте. К таким относятся храм Катармала и Байджнатха.
  2. Стиль Нагара (распространен в северных районах страны) — с башнями в форме ульев (шикхара), сложенных из нескольких слоев архитектурных элементов, завершение которых выглядит как «барабан». Стиль берет свое начало с 5 века н.э. В основе планировки храма — квадрат, однако декоративные элементы внутри разбивают пространство и придают впечатление округлости. В более поздних постройках центральную часть (мандапу) окружают малые храмы, и все сооружение становится визуально похожим на фонтан.

Также существует еще стиль Висара, в котором комбинируются некоторые элементы этих двух стилей.

Самое большое отличие в этих видах храмов — размер ворот: в северных храмах их делали очень небольшого размера, а в южных строили огромные красиво украшенные ворота (Гопурам), открывающие вход во двор индийского храма. Часто такие ворота украшали скульптурами и раскрашивали.

Как строили древние архитекторы

Индуистский храм в Индии строился из материала, который подбирался в зависимости от местных строительных возможностей. Например, храмы периода Хойсала в 12-13 столетиях - с большим количеством святилищ и декоративных элементов - строились из пластичного Благодаря пластичности такого камня у древних скульпторов были большие возможности в создании великолепных декоративных украшений храмов.

И наоборот, в районе Мамалапурама, где храм строился из гранита, было невозможно сделать хорошую детализацию поверхности стен. Храмы, построенные из кирпича, также отличаются своими стилистическими особенностями.

Индуистский храм задумывался и строился как жилище бога, все пропорции и рельефы делались всегда согласно канонам. Особенно интересным является то, каким образом архитектурные формы индуистского храма воспроизводят основные принципы науки Васту-шастр, науки архитектурного проектирования и строительства храмов. Принципы этой науки разработал легендарный архитектор Вишвакарман, которого теперь называют божественным ремесленником.

Разновидности древних храмов

Самые древние храмы по архитектуре можно условно разделить на три группы:

  1. Одноэтажные небольшие в форме круга или квадрата без надстройки.
  2. Храмы, похожие на пещеры, обычно одноэтажные строения с апсидным закруглением.
  3. Высокие здания (6-12 этажей), построенные в виде мировой горы, украшенной надстройкой-шикхарой.

План индуистсткого храма часто представлен в виде мандалы (геометрической диаграммы с потенциальными, но тайными возможностями). Движение верующего в храме должно быть направлено из наружной части во внутреннюю, к центру. Причем верующий проходит не прямо, а окольными путями, через «некие ворота, проходы», и в пути должен отбросить все ненужное, чтобы прийти к основам существования.

Внутренняя планировка храма

Индуистский храм, начиная с 6 века н. э., имеет план, подчиненный канону, регламентирующему все внутреннее убранство и религиозные ритуалы.

Центральное место в храме принадлежит алтарю со святыней (гарбха граха), над которой строилась башня (шикхара). Рядом с алтарем располагается зал собраний, следом - анти-зала и входная часть с портиком.

Важная часть храма — святилище Гарбхагриха, представляющее квадрат, вход в который представлен узким и низким единственным проходом, дверей и окон в этом помещении нет (и очень темно). По центру изображено Божество. Вокруг него находится круговой ход, по которому верующие совершают парикрама.

Проход соединяет святилище с большим залом (Мукхамандапа). Также есть узкий проход Антарала (лаз). Мандапа используется для религиозных обрядов, потому помещение иногда строилось довольно большого размера, чтобы поместить всех верующих.

Перед входом в храм обычно располагается животное (скульптура или флаг с изображением), которому данный храм посвящен. Это может быть бык (храм Шивы), лев (храм Богини-Матери), человек с головой птицы (в храмах Вишну). Храм, чаще всего, окружали невысокой стеной. Внутри ограды могут располагаться святыни божеств.

Религия индуизма

Индуизм — очень древняя объединяющая традиции и философские школы Индии. Согласно этой религии, мир (сансара) представляет собой череду перерождений, состоящий из обычного и повседневного, а за его пределами находится реальность, где правит Абсолют.

Любой человек в индуизме пытается как бы вырваться за пределы мира и объединиться с Абсолютом, причем единственный способ достижения этого — самоотречение и аскеза. Карма — это поступки в предыдущем перерождении (и хорошие, и плохие), и деление на касты также соотносится с определенной кармой.

Из множества постепенно вышли на главное место три основных:

  • который создал и правит миром;
  • бог Вишну, который помогает людям при различных бедствиях;
  • грозный бог Шива, носитель созидающей и разрушающей космической энергии.

Храмы, вырезанные в пещерах

Индуистский храм, вырезанный целиком из природной скалы, — пример самого высокого мастерства и разнообразия художественных и архитектурных приемов. Искусство резной архитектуры возникло в связи с геологическими особенностями рельефа местности. Самым ярким представителем храма-монолита является храм Кайласанатха в Эллоре, который посвящен Шиве. Все части храма были вырублены в толще скал за несколько лет. Предположительно процесс вырезания храма был проведен сверху вниз.

Этот храм и находящиеся рядом 34 монастыря называют в длину эти сооружения занимают 2 км. Все монастыри и храм высечены в базальтовых скалах. Храм является ярким представителем дравидийского стиля. Пропорции здания и резные каменные скульптуры, украшающие храм, являют собой пример высшего мастерства древних скульпторов и ремесленников.

Внутри храма находится двор, по сторонам которого располагаются 3-этажные аркады с колоннами. На аркадах вырезаны скульптурные панели с огромными индуистскими божествами. Ранее существовали также мосты из камня, соединявшие галереи между центром, но под действием тяжести они упали.

Внутри храма расположены два строения: храм быка Нанди Мандапа и главный храм Шивы (оба 7 м высотой), нижняя часть которых украшена каменной резьбой, а в основании находятся слоны, поддерживающие на себе оба строения.

Каменные скульптуры и барельефы

Роль скульптурного декора индуистского храма (изображающего мир животных и обычную жизнь простого народа, сцены мифологических преданий, религиозные символы и богов) состоит в напоминании зрителю и верующим об истинной цели их жизни и существования.

Внешний декор храма отражает его связь с окружающим миром, а внутренний указывает на связь с божественным миром. Если смотреть на декоративные элементы сверху вниз, то прочитывается это как снисхождение божественного к людям, а в направлении от цоколя к вершине — восхождение духа человека в божественную высь.

Все скульптурные украшения являются значительным культурным и религиозным достижением и наследием Древней Индии.

Буддийские храмы

Буддизм за последнее тысячелетие распространился по всему миру, но зародилось это религиозное течение именно в Индии. Буддийские храмы построены таким образом, чтобы воплотить сразу «Три сокровища» (сам Будда, его учение и буддийская община).

Буддийский храм — постройка, являющаяся местом паломничества и обитания монахов, которая полностью защищена от любых внешних воздействий (звуков, запахов, зрелищ и др.). Вся его территория полностью закрыта за мощными стенами и воротами.

Центральная часть храма — «золотой зал» (кондо), где находится статуя или изображение Будды. Также есть пагода, где хранятся останки земного тела Будды, состоящая обычно из 3-5 ярусов с главным столбом по центру (для останков под ним или наверху). Монументальные сооружения буддийских храмов украшены большим количеством арок, колонн, рельефов — все это посвящается Будде.

Самые популярные в Индии расположены в штате Махараштре:

  • Аджанта (пещерный комплекс монастырей).
  • Эллора, где соседствуют рядом буддийские, индуистские храмы (из 34 пещер: 17 - индуистские, 12 - буддийские).
  • Махабодхи (где по легенде произошло перевоплощение Гаутама Сидхартха в Будду) и др.

Большую популярность в Индии имеют Буддийские ступы — сооружения, являющиеся памятником какому-либо культовому событию буддизма, в которых хранятся останки выдающихся людей. По преданиям ступы несут в мир гармонию и процветание, влияют на поле Вселенной.

Самый большой индуистский храм в Индии

Это храм Акшардхам в Дели, являющийся грандиозным комплексом, посвященным индуистской культуре и духовности. Этот современный храм был построен из розового камня в 2005 году по древним канонам. В его строительстве участвовали 7000 ремесленников и мастеров.

Храм венчают 9 куполов (высота 42 м), он украшен колоннами (всего 234), на которых изображены фигуры из индийской мифологии, а по периметру расставлены 148 слонов из камня, а также другие животные, птицы и фигуры людей. Его огромные размеры позволили включить его в Книгу рекордов Гиннеса.

Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. Урок 7 10 класс Древняя Индия Индуистский храм – мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Роль скульптурного декора. Казаретина О. В. В космологии земля представляется плоской, в центре которой расположена гора Меру. На буддийских мандалах её также изображают в центре, в окружении четырёх больших двип (островов), и за ними - восемь малых двипы. Гора состоит из четырёх драгоценностей, а именно, вся восточная сторона её состоит из серебра, южная из лазурита, западная из яхонта, северная из золота. Гора Меру - священная гора в космологии индуизма, где она рассматривается как центр всех материальных и духовных вселенных. Считается обителью Брахмы и других девов. В Пуранах описывается, что её высота составляет 80 000 йоджан (1 106 000 км) и что она располагается на Джамбудвипе - одном из континентов на Земле. Многие индуистские храмы были построены как символическая репрезентация горы Меру. Согласно одной из интерпретаций, гора Меру находится в тонком мире над Северным полюсом. Дева - в индуизме: полубоги, небесные существа, ангелы или божества. Пураны - тексты древнеиндийской литературы на санскрите. Репрезентация - представление объекта, но не прямое (презентация), а опосредованное (т.е. посредством каких-либо идей или образов). Индуисты считают, что на вершине Кайласа находится обитель многорукого Шивы и вход в таинственную страну Шамбалу. Согласно традиции Вишну Пуран, пик является отображением или образом горы Меру, космической горы в центре вселенной. В Индии, право совершить паломничество на Кайлас разыгрывают в национальную лотерею. Иллюстрация индуистского значения горы Кайлас изображает священное семейство Шивы. XVIII в д/фильм: Кора (ритуальный обход) вокруг Кайласа http://anastgal.livejournal.com/659450.html Мистическим аналогом тела-жертвы и горы служит индуистский храм, такой, как храм бога Шивы Кандарья Махадева в Кхаджурахо (X-XI вв.). Гора Кейлас Сакральный план индуистского храма. В основании плана он повторяет прямоугольную священную травяную подстилку, на которую в ведической древности якобы спускались боги, чтобы отведать масла и сомы - напитка бессмертия. Поэтому его сакральный план, в который вписана фигура космического человека, мысленно делится на квадраты, символизирующие нисхождение многочисленных богов на землю. В самых разных языках совпадают понятия "женщина" и "мудрость". Женщина мыслится носительницей высшего знания, над-логического. В абрис храма вписана фигура женщины. Абрис - контур, набросок, очертание предмета, линия, показывающая форму какого-то объекта. Поднятый на высокую платформу и усложненный террасами, обходной галереей, множеством колонн, храм состоит из входного портика, зала для верующих и святилища. Портик - галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание. Святилище венчает конусообразная башня, символизирующая гору Меру - мифическое обиталище богов, а также космическую вертикаль, соединяющую небо и землю. Такие же башни, но меньших размеров, завершают каждый архитектурный объем, воспроизводя горную цепь Гималаев. Прихотливый абрис храма усиливает богатый скульптурный декор, нарастающий вверх по объему. Абрис - контур, набросок, очертание предмета, линия, показывающая форму какого-то объекта. Он выполнен в технике «набухающая форма», которая настолько правдиво передает телесность, что фигуры кажутся живыми, подвижными, наполненными дыханием жизни. Колонны Эффект живой, трепетной плоти скульптур усугубляет резьба. Каменные украшения располагаются в определенной последовательности. Высокий цоколь украшает резьба из животных, птиц, духов природы. Гуси, быки, охотники. Рельеф Слоны - наиболее востребованный образ, поскольку их массивные туши визуально созвучны мощной пластике здания и, кажется, служат ему надежной опорой. Воины и слоны. Барельеф Рельеф нижней зоны органично перерастает в барельеф, изображающий Шиву, Вишну и прочих божеств индуистского пантеона, помещенных в ажурные ниши. Шива. Скульптура в нише Барельеф - низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона менее чем на половину своего объема. Но настоящим пиршеством для глаз является горельеф на колоннах. Горельеф - высокий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема. Одну группу составляют статуи небесных танцовщиц в ленивых позах. Томные изгибы их торса, длинные ноги с точеными лодыжками, пышные формы тела служат ярким воплощением чувственности и грации. Шива и небесные танцовщицы (фрагмент). Горельеф Другая скульптурная группа - любовные пары в тесном объятии или соитии, изображенные с исключительной живостью. Но при откровенно непристойных позах выражения лиц бесстрастны, непроницаемы. В этом скрыт истинный смысл их существования, за которым стоит древняя магическая вера в то, что секс способствует плодородию и защищает от сил зла и разрушения. Вероятно, поэтому сцены оргий расположены на слабейших частях здания - в местах пересечения и стыка архитектурных конструкций. Эротический ритуал рассматривается у индусов и как стремление слиться с Абсолютом, путь к духовному возвышению. Апсары- в индуистской мифологии небесные танцовщицы и куртизанки. Шива, апсары, влюбленные (фрагмент). Горельеф Все эти боги и мифические животные, любовники и аскеты, небесные девы и воины, слоны и гуси сплетены гирляндами тропических растений и цветов в пульсирующий, наполненный жизнью узел. На камень наносился ярко раскрашенный слой гипса. Под прямыми лучами солнца рельеф отбрасывает резкие тени, усиливая и без того выразительную и динамичную пластику храма. Храм, несмотря на массивные пропорции и тяжесть каменной кладки, органично вписывается в окружающую природу, составляя как бы ее часть. От вершины к цоколю он прочитывается как нисхождение божества на землю, к людям. В обратном направлении - как восхождение человеческого духа в божественные сферы. Но в любом случае внешний декор отражает связь с тварным миром. Лингвистический интеллект 1. Соединить слоги, с тем чтобы получились слова, обозначающие архитектурные формы. Как вариант: по первому слогу догадаться о понятии. КАР КОЛЬ ЦО ТОН ФРОН НИЗ 2. Из двух перепутанных слов-понятий вычленить одно за другим. ФКОУНЛОДАННМЕНАТ Лингвистический интеллект 1. Соединить слоги, с тем чтобы получились слова, обозначающие архитектурные формы. Как вариант: по первому слогу догадаться о понятии. КАР КОЛЬ ЦО ТОН ФРОН НИЗ (Карниз, цоколь, фронтон) 2. Из двух перепутанных слов-понятий вычленить одно за другим. ФКОУНЛОДАННМЕНАТ (Фундамент, колонна) Декор же внутри храма с преобладанием в нем геометрических форм указывает на связь с миром божественным. Ансамбль в Кхаджурахо воплощает принцип единства Вселенной. Эту особенность так охарактеризовал знаменитый философ XIX в. Рабиндранат Тагор: «Индия всегда имела один неизменный идеал - слияние со Вселенной».

Методическая разработка урока по программе Л.Г.Емохоновой 10 класс

Тема

Цель урока: познакомиться с культурой Древней Индии.

Задачи:

ü Научиться анализировать содержание, образный и символический язык явлений культуры, определять средства выразительности.

ü Учиться устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне художественных образов

ü Формировать навыки работы с информацией.

Чтобы не ухудшать качество, презентация разбита на части, после скачки можно составить в одну.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : Культура Древней Индии. Индуистский храм.

Цель урока: познакомиться с культурой Древней Индии.

Задачи:

  • Научиться анализировать содержание, образный и символический язык явлений культуры, определять средства выразительности .
  • Учиться устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне художественных образов
  • Формировать навыки работы с информацией.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер.

ЦОР: презентация «Культура Древней Индии»


Подписи к слайдам:

Культура Древней Индии

Карта Древней Индии Учитель МХК Бакутина Е.И.

Дом в Мохенджо-Даро. Реконструкция III тыс. до н.э. Учитель МХК Бакутина Е.И. В глубокой древности на территории Индии существовала высокоразвитая цивилизация, названная Хараппской по основному месту раскопок.

Большая купальня III тыс. до н.э. Из Мохенджо-Дар Учитель МХК Бакутина Е.И. В долине Инда сохранились руины городов бронзового века (2500–1500 гг. до н. э.) со строгой планировкой улиц, системой водоснабжения, дворцами и общественными зданиями.

Богиня-мать III тыс. до н.э Из Мохенджо-Даро Терракота Учитель МХК Бакутина Е.И. индуизм

Богиня реки Ганг V в. Северная Индия Терракота Учитель МХК Бакутина Е.И.

Бог Брахма – (один из богов ариев) создатель и правитель мира. Он дал людям законы Отвечает за вечный калейдоскоп природных форм. Учитель МХК Бакутина Е.И. Пантеон индуизма

Бог Шива - грозный носитель космической энергии, которая и созидает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти. Учитель МХК Бакутина Е.И. Шива.VIII-IX вв. Штат Химачал-Прадеш, Индия Латунь. «Танцующий бог Шива». Бронза. 11–12 вв.

Бог Вишну - хранитель спасает людей от разных бедствий, например от потопа. Вишну неоднократно принимал земные воплощения, аватары, всякий раз ради того, чтобы спасти Вселенную от катастрофы. Учитель МХК Бакутина Е.И. Вишну VII в. Пакистан Бронза

Храм - модель Вселенной. Из этой жертвы, полостью принесённой, Гимны и напевы родились… Быки родились из неё, Из неё родились козы и овцы… из головы развилось небо, из ног – земля, стороны света – из уха, Так она устроили миры. Веды. «Гимн о первозданном человеке» Мистическим аналогом тела – жертвы и горы служит индуистский храм, такой как храм Шивы Кадарья Махадева в Кхаджурахо. Учитель МХК Бакутина Е.И.

Кхаджурахо в Центральной Индии – место, где расположен огромный храмовый комплекс. Он был построен в 950-1050 гг. и включает свыше 80 сооружений. Храмы (их сохранилось лишь 24) воздвигнуты по воле могущественных правителей династии Чанделла. Они пожелали украсить свою столицу сооружениями, в которых соединялись бы лучшие черты индуистской архитектуры. После падения династии (XII век) храмы, окруженные искусственными водоемами, пришли в запустение и в течение семи веков зарастали джунглями. Систематические раскопки были начаты в 1906 году. Учитель МХК Бакутина Е.И.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учитель МХК Бакутина Е.И. В каждом храме в основании высокой, украшенной орнаментом башни было устроено пещерообразное святилище, в недрах которого хранилось изображение божества. Здание сложены из золотистого песчаника и густо покрыты резными узорами – сплошные полосы рельефов поднимаются от зала мандапа к высокой главной башне шикхаре.

Храмы были обнаружены в 1838 году инженером Британской армии при картографировании этой местности. . Храмы не использовались для богослужений, т. к. были осквернены в свое время мусульманскими захватчиками. Несмотря на то, что найденные храмы поразили инженера своей красотой, широко известными в то время они так и не стали. Это произошло по религиозным соображениям... Всемирная известность пришла к храмам только в 20-м веке. Учитель МХК Бакутина Е.И.

Учитель МХК Бакутина Е.И. Храм Лакшмана (Lakshman Temple) - самый старый храм западной группы. Построен он был приблизительно в 950 году н.э.

Основание храма лежит на массивной плите украшенной интересными барельефами, повествующими о военных походах армии великой Чандельской династии. Учитель МХК Бакутина Е.И.

Барельефы храма Учитель МХК Бакутина Е.И. В центре барельефа изображен Вараха - одно из воплощений Бога Вишну.

Барельеф посвященный Ганешу Ганеша, сын Шивы и Парвати, в индуизме, считается богом мудрости и благополучия. Обычно он изображается в виде полного человека с головой слона и одним бивнем. Учитель МХК Бакутина Е.И.

Очень искусно выполненные, водостоки храма Учитель МХК Бакутина Е.И.

Внутри храма атмосфера волшебная. Из небольших окон храма струится рассеянный свет. Он выхватывает из мрака прекрасно сохранившиеся фигуры небесных танцовщиц и богов. Эти барельефы притягивают взгляды и завораживают посетителей этого священного места. Учитель МХК Бакутина Е.И. «Человек –лев» – р е нкарнаци я Вишну

Вепря когда-то обнимала Притхви, богиня Земли, от которой следы на теле вепря: рука на шее кабана и пара ступней. Потолок над статуей выполнен в виде резного изображения лотоса. Археологи предполагают, что Вараха старше окружающих его храмов и был доставлен сюда из какого-то другого места.

Самой крупной и знаменитой постройкой является храм Кандарья-Махадева, посвященный Шиве – одному из трех верховных богов. Построен он был в XI в. 31-метровый в высоту храм Шивы олицетворяет собой священную гору Меру, окруженную многочисленными колоннами-шпилями (всего 84). В святилище находится особое изображение бога – Шива-Линга, сделанное из мрамора. Поднятый на высокую платформу храм состоит из портика, зала для верующих и святилища.

Храм Шивы Кандарья-Махадева

Архитектура храма Святилище венчает самая высокая башня, олицетворяющая гору Меру. Огромная золотая гора считается центром земли и Вселенной; на ней живут высшие боги (Индра, Брахма, Вишну, Шива и другие).Это космическая вертикаль, соединяющая небо и землю. В Кхаджурахо есть шиваистские, вишнуитские и джайнские храмы.

Главная шикхар а.– возвышается над землей на 35,6 метров. Небольшие храмы-святилища пониже, но они тоже производят впечатление величественных сооружений. Высота цоколя, на котором стоят шикхара и святилища, составляет 4 метра. Малые башни. главную башню окружают 85 маленьких, повторяющих ее силуэт. Они словно вырастают друг над другом, составляя целостную композицию, воспроизводящую горную цепь Гималаев.

Скульптурный декор нарастает вверх по объёму(«набухающая форма)очень правдиво передаёт форму, фигуры кажутся живыми, эффект усиливает резьба. Украшения располагаются в определённой последовательности:многоступенчатый цоколь украшают резные полосы из цветов и растений, животные, птицы, духи природы.

Слоны – наиболее вocтpeбованный образ, поскольку их массивные туши визуально созвучны мощной пластике здания и, кажется, служат ему надежной опорой.

Любовные сцены связаны с тантрийскими верованиями, в основе которых лежат представления о животворящей силе единения женского и мужского начал. На стенах храмовых построек они символизировали благополучие и плодородие. Откровенные эротические изображения, живые и утонченные, шокировали английских археологов, приступивших в начале XX века к раскопками.

Внутренний декор

Над входом в храм изгибается, вырезанная из единого куска камня, гирлянда. . С обеих сторон портика вырезаны крокодилы, глядящие друг на друга с небольших колонны. Скульптуры соединены мелкими фигурками, богато украшенными тонкой резьбой. При возведении каменного храма строители воспроизводили конструкции древних деревянных храмов.

При возведении блоки из песчаника вытачивали и собирали на земле, а затем поднимали и осторожно устанавливали. Камень украшали резьбой как на земле, так и после установки. На камень наносился ярко paскpaшенный слой гипса. Под прямыми лучами солнца рельеф отбрасывает резкие тени, усиливая и без тoгo выразительную и динамичную пластику храма. Храм, несмотря на массивные пропорции и тяжесть каменной кладки, органично вписывается в окружающую природу, составляя как бы ее часть.

От вершины к цоколю он прочитывается как нисхождение божества на землю, к людям. В обратном направлении – как восхождение человеческого духа в божественные сферы. Но в любом случае внешний декор отражает связь с тварным миром. Декор же внутри храма с преобладанием в нем гeoмeтрических форм указывает на связь с миром божественным.

Источники: Ранние цивилизации Древней Индии // Уколова В.И., Маринович Л.П. История Древнего мира Индия и Иран // А. Княжицкий, С. Хурумов. Древний мир. Мировая художественная культура От первобытности до Рима http://mgteplo.livejournal.com/3132.html#cutid1 http://www.arhitekto.ru/txt/2razv9.shtml http://www.liveinternet.ru/users/zvezda_vd/post201377621/ http://school.xvatit.com/index.php?title=%