Инквизитор Торквемада — обыкновенный убийца? Торквемада. Испанская инквизиция Сын священника и племянник еврея

А.ВЕНЕДИКТОВ – «Он был жесток как повелитель Ада, великий инквизитор Торквемада» - испанский поэт.

Н.БАСОВСКАЯ – Лонгфелло.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да, да.

Н.БАСОВСКАЯ – Лонгфелло, Генри Лонгфелло.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да.

Н.БАСОВСКАЯ – И справедливо. Добрый день!

А.ВЕНЕДИКТОВ – Добрый день! Наталья Басовская в эфире. Справедливо?

Н.БАСОВСКАЯ – Справедливо. Алексей Алексеевич, Вы как-то в одной из наших передач мягко и интеллигентно упрекнули меня в том, что что-то они у вас, ваши персонажи, такие все в светлые тона покрашенные, солнечные… И в отместку, явно для равновесия, предложили мне образ Торквемады.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Конечно.

Н.БАСОВСКАЯ – Тут хоть надорвись, хоть пусти в ход все самые положительные эмоции, трудно найти светлое пятнышко, и мне…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Я нашел два.

Н.БАСОВСКАЯ – Вы нашли? Очень, вот, мне интересно узнать, потому что я не нашла. И мы это обсудим с Вами. Родился в 1420 году, умер в 1498…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Очень долго.

Н.БАСОВСКАЯ – Долгая жизнь…

А.ВЕНЕДИКТОВ – 78 лет для Средних веков – это…

Н.БАСОВСКАЯ – И для высшего злодея… как там они с Богом поладили, не знаю, может быть, эта жизнь и была наказанием ему? Потому что то, как он жил – детали эти у нас с Вами появятся – вряд ли говорит о безоблачном счастье этого зловещего человека. Темен он, темна его душа, и темна его биография. И нет подробных книг, освещающих его биографию. Потому что все в каком-то полумраке – много предположений, много допущений, гипотез… но, видимо, неизбежно, потому что та самая инквизиция, которую он так энергично и фанатично возглавлял, она была окутана тайной, это было одно из ее средств.

А.ВЕНЕДИКТОВ – А я думал, наоборот, что она публично действовала.

Н.БАСОВСКАЯ – Ни в коем случае. Все секретно. Только вот доносчик должен быть публичен и горд. Прекрасное учреждение. Инквизиция – вообще, в слове зловещего ничего нет, «расследование». Но мы чуть позже о ней скажем. Сначала о Торквемаде. Чем отличался? Достаточно образован – может, это Ваше первое светлое пятно, не знаю.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Нет.

Н.БАСОВСКАЯ – Достаточно образован. А надо сказать, что Пиренейские страны в это время, в XV веке, не были центром интеллектуальной жизни Западной Европы, да и не могли быть, потому что много веков непрерывной войны против завоевателей-арабов, которые еще в VII веке покорили страны… христианские народы Пиренейского полуострова, прежде всего, вестготов. Долгие годы непрерывной войны. Они жили все время в войне и в постоянной внутренней колонизации. Поэтому высокий расцвет культуры здесь едва ли – европейской культуры – был возможен. А та культура, которую сюда принесли арабы, она другая, это другая цивилизация. Полуостров, вообще, пересечение цивилизаций. И Торквемада тем уже мог несколько отличиться – образован, хороший оратор. Выделился на богословском диспуте, где превзошел в ораторском искусстве очень известного доминиканского приора Лопеса из Серверы, и Лопес, известный до этого как оратор и победитель в диспутах, сразу привлек Торквемаду к руководству орденом. Происходил из семьи, в которой было как бы предначертана его будущая странная судьба и страшная судьба. Его отец, молодой доминиканец Иоанн Торквемада, содействовал осуждению Яна Гуса на Констанском соборе 1415 года…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Серьезно? Так это, значит, генетически…

Н.БАСОВСКАЯ – В роду!

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да, в роду было написано.

Н.БАСОВСКАЯ – Это что-то вроде судьбы, что-то фатальное. И… но не сразу, однако, он поддался. Правда, сейчас приведу данные молвы. Не самые надежные, но вокруг таких таинственных личностей неизбежны. Говорили, что в молодости, еще прежде, чем он пошел в строгий орден доминиканцев…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Кстати, в 31 год он только туда пошел.

Н.БАСОВСКАЯ – Да, он не юношей…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Не юношей, не мальчиком.

Н.БАСОВСКАЯ – А юношей путешествовал по Пиренейскому полуострову, по этим красотам, климат, море, солнце… и увлекся некой красавицей, что в юности понятно…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Кто, Торквемада?

Н.БАСОВСКАЯ – Торквемада. Так говорит молва, но она, она, чье имя мне установить не удалось, она предпочла ему того самого мавра, образ которого на Пиренейском полуострове долгие годы есть образ врага. Т.е. человека арабского происхождения. И унеслась с ним в ту, в последнюю область, которая оставалась под властью арабов на юге Пиренейского полуострова. Это может быть травмой. Это может быть оскорблением. Лицо Торквемады, много раз воспроизведенное, с чертами несколько условными: аскетизма, которому он привержен сделался, наверное, после историей с красавицей, мрачности такой, суровости – это все при нем. И возможно, вот этот эпизод – каждый человек ведь по-разному юношеские разочарования переносит. Возможно, он как-то отразился на его судьбе. Но дальше есть данные более надежные, которые позволяют мне сказать о нем… присоединяюсь к стану историков – тут два стана – которые не видят в нем светлых пятен. Те, кто видят в нем светлые пятна – такие тоже есть…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Это я.

Н.БАСОВСКАЯ – (смеется) Нет, Вы сказали, два пункта, два…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Два пятна, да. Мы дойдем, мы дойдем, мы дойдем, да.

Н.БАСОВСКАЯ – Мы их еще узнаем, мы их еще узнаем. Но очень трогательные у него защитники. Во-первых, что все это во имя искренней веры – сомнения в этом я сейчас некие изложу. А во-вторых, что, ну, не 30 же тысяч, а всего 10 тысяч по его личному-то приговору были сожжены. Ну, это…

А.ВЕНЕДИКТОВ – 10 220.

Н.БАСОВСКАЯ – Да, это же все дело меняет! Это где он лично.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, 10 тысяч – это же… сколько же, 10 тысяч – это смешно!

Н.БАСОВСКАЯ – Где он… да, это пустяковина.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Пустяк.

Н.БАСОВСКАЯ – На фоне общих – осуждения 300 тысяч человек, изгнания до 300-200 тысяч человек, приговор сожжения не менее, чем 30 с чем-то… и всего-навсего Торквемада какие-нибудь 10 тысяч. Я решительно не могу присоединиться к этому стану. Но главное, что я могу выразить некое вот это сомнение в его святой вере. Я не одинока, намеки на это есть в литературе. Правда, сначала лучше я сама, а потом…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Наталья Ивановна, что же Вы такое говорите-то?

Н.БАСОВСКАЯ – …с удовольствием прочла… Нет.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Что, не фанатик?

Н.БАСОВСКАЯ – Верить он верил, но настолько ли только верой руководствовался в своей деятельности?

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну а чем же еще он мог быть? Он был известным аскетом, он жил известно…

Н.БАСОВСКАЯ – Политик. Политикан, умеющей бороться за должность и статус, продвинувшийся к этому положению правой руки католических государей. Они получили – Фердинанд и Изабелла – такое прозвание от самого папы. Два слова о них. Еще не объединенная Испания. Она на протяжении Реконкисты несколько раз… там несколько христианских государств то разъединяются, то соединяются – кто захочет подробнее, прочтет. Но выделяются два лидера – Кастилия и Арагон. В Кастилии вокруг престола есть проблемы, такие частые в феодальных кругах. Король Кастилии Энрике IV получил прозвище – народное – бессильного.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Хорошее прозвище.

Н.БАСОВСКАЯ – И в это вкладывается что-то совершенно определенное, не только физическая сила на поле брани. Потому что при этом говорится: у Энрике IV Бессильного не могла родиться законная дочь Иоанна, единственная наследница престола. Значит, она дочь не его. И создается партия сторонников того, чтобы на престол в качестве наследницы укрепить предстоящие права – было ясно, что Бессильный долго не будет править – его сестры. У него есть сестра, Изабелла. А дочь, Иоанну, отодвинуть. Создаются придворные партии. И вот тут начинает суетиться Торквемада. Нам Фома или Томас – по-разному его называют – Томазо, Фома…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, это одно и то же.

Н.БАСОВСКАЯ – … Торквемада, да, это вариации его имени. …замеченный, выдвинувшийся в ордене, как образованный, подготовленный…

А.ВЕНЕДИКТОВ – В ордене доминиканцев.

Н.БАСОВСКАЯ – Доминиканцев. Доминикане… Псы Господни.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Псы Господни, да.

Н.БАСОВСКАЯ – Охранники веры, чистоты веры. Замеченный человек. И ему предлагают разные, довольно привлекательные должности. Возглавить крупный монастырь, там, возглавить приход, богатый, достойный… он отказывается. По благородству ли? Если сопоставить с его одновременно суетой вокруг Изабеллы – она еще совсем юной оказалась в его… он оказался ее духовным отцом, наставником. И ни за что не желает с этим положением – не таким уж пока выгодным – расстаться, но он-то знает, что скорее всего королевой станет она.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Т.е. он стал ее духовником еще до того, как она стала королевой?

Н.БАСОВСКАЯ – Да. Она была совсем девочкой. Но тут началась борьба вокруг ее имени. И он твердо занял положение, предпочитая все тому, чтобы быть ее духовником. Это оправдалось. Он это сделал не напрасно. Именно он почти тайком сумел добиться, что в его личном сопровождении в 1469 году Изабелла венчается, вступает в брак с Фердинандом Арагонским.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Наталья Басовская. Оказывается, политик. Но до светлых пятен Торквемады мы еще не дошли.

НОВОСТИ

А.ВЕНЕДИКТОВ – Наталья Басовская, Алексей Венедиктов в программе «Все так!». Великий инквизитор Торквемада. Еще до того, как он стал великим инквизитором, он стал духовником у юной королевы Изабеллы Кастильской, и…

Н.БАСОВСКАЯ – Да. Поначалу это должность вроде не привлекательная – у Изабеллы никаких шансов на престол не было. Ну, сестра Бессильного Энрике несчастного… он что-то знал, он что-то предвидел. Потому что то, как он вцепился в этот статус, духовника принцессы Изабеллы, и то, как он в дальнейшем, всю оставшуюся жизнь, именно через нее осуществлял свое основное и решающее влияние на политическую жизнь объединившихся Кастилии и Арагона, доказывает его способность к трезвому, жесткому политическому расчету. Почему думать о нем просто как о человеке, охваченном исключительно верой, религией, я бы не стала. В нем был разумный, трезвый, жесткий политический расчет. И потом руками Изабеллы, через влияние на нее, через то, чтобы уломать ее сомнения, он продвигал свои идеи и свои действиях. И теперь об этих идеях, прежде чем подробнее сказать о том, что же такое великий инквизитор. Значит, во-первых, состоялся брак Изабеллы и Фердинанда. Объединены Кастилия и Арагон. И Торквемада – правая рука. 1475 год, Изабелла после смерти брата королева Кастилии и Лиона, Фердинанд – король Арагона, их брак состоялся – вот она, объединенная Испания. Фактически все, кроме самостоятельной Португалии на западе и остающегося под властью мусульман Гранадского эмирата. Это огромная страна, едва объединившаяся. И очень важно, какую же политику она будет вести. Здесь Торквемада сразу оказывается в первых рядах и получает из рук этих государей титул великого инквизитора, верховного инквизитора, верховного судьи по религиозным делам.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Но все-таки папа издал буллу, указ, а не короли.

Н.БАСОВСКАЯ – Да, конечно. Они выдвинули это предложение, кого они хотят, папа утверждает. Сикст. И в итоге он опять играет на той самой чувствительной, самой особенной, характерной именно для Испании точке влияния – именно на роли католической церкви. Потому что здесь, на Пиренейском полуострове, она была особенной, в силу объективной исторической судьбы. Реконкиста, начавшаяся с VIII века…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Это вновь… христианское завоевание.

Н.БАСОВСКАЯ – Постоянное продвижение на юг, шаг за шагом, шаг за шагом возвращая то, что арабы еще в VII веке, будучи в большой силе – мощная такая волна арабских завоеваний – отняли. Сначала отвоевали, а потом построили, построили там свой мусульманский, арабский, восточный мир, принесли очень много другого – другой язык, другую культуру, другую агрокультуру, другое строительство. И в конце концов создали какой-то сплав цивилизаций. Довольно хорошо известно, что произошло некое такое разделение занятий – арабы, прежде всего, занимались строительством, евреи, жившие там с очень давних пор, задолго до арабов – финансы и всякие, все роды финансовой деятельности, христиане – война. И вот в этой войне христиане, конечно, сформировались на Пиренейском полуострове как особенное такое, монолитное сообщество рыцарей, которые дерутся за свои земли. И главным знаменем, единственным знаменем, нормальным для этого времени и для этой исторической ситуации, конечно, стала католическая религия, католическая церковь. Она знамя в течение нескольких веков, и поэтому она, конечно, занимает в обществе совершенно особенное положение.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Я могу порекомендовать нашим слушателям книгу хорошо вам известного Лиона Фейхтвангера «Испанская баллада», которая описывает события, предшествующие вот этой истории, предшествующие. Вот, взаимодействие культуры христианской, иудейской и исламской – вот это то, что было на полуострове – вот это очень интересно.

Н.БАСОВСКАЯ – Там уже намечался некий сплав. И он, в общем-то, был дееспособным. Но военные успехи Реконкисты изменили ситуацию. Христианское рыцарство, одерживая военные победы… трудные военные победы. В XI веке чего стоило взятие Толедо – это, в общем-то, решающий момент Реконкисты. Одерживая эти трудные победы, опираясь на все более широко к ним примыкающие слои населения, новых поселенцев – ведь захватили город, выселили прежних, посадили новых, христианское население новое.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Христиане-ремесленники, да.

Н.БАСОВСКАЯ – Да, короли дают привилегии. Горожане. Крестьяне и горожане.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Горожане.

Н.БАСОВСКАЯ – В сущности, кортесы… это парламент на Пиренейском полуострове, то, что в Англии парламент, во Франции Генеральные штаты и т.д. – орган сословного представительства. В Испании это был единственный пример, когда в кортесах, пусть слабо, пусть не очень надежно, но было представлено и крестьянство. Почему? Да потому, это ясно, они же и воины, они же и колонисты, они же опора…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Колонисты. Колонисты, опора, да.

Н.БАСОВСКАЯ – Вот они столько столетий, не одно столетие, живут в состоянии постоянной колонизации, происходящей прямо здесь, что потом глубоко не случайно они же оказываются в лидерах Великих Географических открытий и колонизации Нового Света. Они умели несколько столетий жить постоянно в условиях колонизации. Для них это было нормально, как дышать.

А.ВЕНЕДИКТОВ – И поэтому они были базой, в том числе, инквизиции, надо сказать.

Н.БАСОВСКАЯ – Безусловно.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Потому что это их знамя, это их знамя. Это не знамя королей, это не знамя ремесленников, это не только знамя королей и не только знамя ремесленников.

Н.БАСОВСКАЯ – Особая роль церкви позволила, конечно, и появление такой фигуры, как Торквемада, в роли… его, как только не называют его сторонники – «лев религии», «лев веры»… я бы сказала «лев злодейства» все-таки, будет точнее. И он их правая рука. Но тут еще один пункт, который я хочу высветить для того, чтобы он не казался уж таким просто фанатиком веры. Еще в 80-е годы XV века он убеждает Фердинанда и Изабеллу, что надо бороться за веру, надо укреплять ее, надо инакомыслие потихонечку изжигать, а потом каленым железом уничтожать. Но в 80-е годы он уже говорит: при этом конфисковывать имущество еретиков. Это правильно, это нужно, это важно – великий инквизитор думает не только о величии веры. А в народе было известно: фанатизм Изабеллы и алчность Фердинанда. У каждого была своя ахиллесова пята. Вот она-то, Изабелла, вероятно, фанатично привержена вере, боится гнева Господня, верует во все, что ей излагает ее духовник. А Фердинанд очень жаден. Он готов был, между прочим, и разойтись с линией Торквемады, когда иудейская община предложила ему огромные деньги…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Отступные?

Н.БАСОВСКАЯ – Отступные. Чтобы их не преследовали. И он заколебался. Взять, взять эти деньги – так легко, просто, чем возиться с этими процессами. Но для Торквемады это же не потеря денег, это потеря его особого статуса, его правой руки, первого человека при христианнейших государях. И вот, он устраивает сцену, по разному, но близко к тексту описанную разными авторами. Швыряет наземь серебряное распятие с фигурой распятого Христа при королях и говорит: «Вот, однажды он был продан за 30 серебряников, вы готовы продать его за 30, допустим, тысяч, миллионов – не имеет значения!» И эта сцена, как обычно, произвела эмоциональное впечатление именно на Изабеллу. А Изабелла пользовалась влиянием на Фердинанда. Дальше все так по-людски, по-человечески понятно.

А.ВЕНЕДИКТОВ – По семейному.

Н.БАСОВСКАЯ – И принять этот выкуп они отказываются. Вместо выкупа все мощнее полыхают процессы. Тут надо сказать несколько слов все-таки об инквизиции отдельно.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, я просто – теперь вот светлое пятно Торквемады.

Н.БАСОВСКАЯ – Ну наконец! Я дождалась.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Он, да… он навел порядок в допросах. Он выпустил массу инструкций, которыми регулировалось применение пыток. Т.е. выходить за рамки инструкций – это навлечь на себя гнев великого инквизитора.

Н.БАСОВСКАЯ – Об этой инструкции надо поговорить.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Т.е. можно сказать, прозрачность пытания – я бы сказал так. Как называлось, «обмоление членов» это называлось.

Н.БАСОВСКАЯ – Как это… насколько это высветляет его личность?

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну как? Порядок… все-таки порядок некий. Все-таки некие правила.

Н.БАСОВСКАЯ – Это слово при… в третьем Рейхе, при фашистском режиме, слово порядок.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ordnung, да, ordnung.

Н.БАСОВСКАЯ – Сделалось, в общем-то, мрачным и страшным. И в их действиях было очень много подобного Торквемаде – и уничтожение книг, которые запрещены к чтению, и сожжение книг, и преследование инакомыслия. Что было главного в идее инквизиции – про инструкцию я сейчас скажу. Главное в идее инквизиции – это карать не за действия обязательно. За помыслы, за иные… за мысли, которые кажутся подозрительными, за мысли, которые кажутся опасными.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Я процитирую – это у нас руководство знаменитого инквизитора Эмерика, статья 6 – извините, я тоже готовился…

Н.БАСОВСКАЯ – Замечательно.

А.ВЕНЕДИКТОВ – «Суду подлежит, - цитата, - всякий причастный к ереси словом, делом или сочинением». Написать, сказать…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Но при этом каждый инаковерец одновременно превращался во врага строя, во врага государства.

Н.БАСОВСКАЯ – Он уже.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Иновер – он уже враг. Изначальная позиция – он враг.

Н.БАСОВСКАЯ – Если он придерживается иудейской веры или мусульманской веры – а на протяжении нескольких веков все это как-то уживалось – то они по таким инструкциям автоматически попадают во враги.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Во враги государства! Не только веры, религии, но и государства. Враг народа.

Н.БАСОВСКАЯ – Торквемада, в сущности, был орудием абсолютизма испанского. В конце концов, не орудием веры, а орудием абсолютизма. Того самого мрачного, самого жесткого, который при Филиппе II сделается вообще величайшим анахронизмом в западноевропейском регионе. И как пишут некоторые испанские историки, его деятельность, истребление всяких мыслящих людей как можно больше, дурно повлияла на генофонд нации, в конце концов. Они это прослеживают по сей день, что в сущности, отсталость Испании, такая известная в XVI веке, о которой с такой болью объективно, как гениально написал Сервантес, уже в XVII, что какая-то припозднившаяся, отставшая, живущая какими-то мифами – это начиналось здесь. В сущности, объявив всякую иную веру враждебной государству, он подтолкнул первое массовое действие, которым занялась инквизиция – насильственное обращение в христианство начали с иудеев. Насильственное. Часто делалось так: прямо перед лицом костра. Вот тысячи людей, вот здесь сейчас будет аутодафе – формальное название, «акт веры».

А.ВЕНЕДИКТОВ – Сожжение.

Н.БАСОВСКАЯ – Сожжение. Выбирай.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Или туда, или сюда.

Н.БАСОВСКАЯ – И тысячи людей выбирали переход в христианскую веру.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Что их не спасало, кстати.

Н.БАСОВСКАЯ – Нет. Большинство… они еще не знали. Большинство из них делали это, конечно, вероятно, не вполне искренне. Когда перед ликом пламени разгорающегося костра, до какой тут уже искренности? И вот эти «конверсус», вот эти обращенные, новообращенные, отношение к ним христиан уже ясно, потому что очень быстро у них появляется кличка, прозвище – «мараны», а это на староиспанском «свиньи». Т.е. если говорить о разжигании межконфессиональной и межнациональной розни, то Торквемада среди первейших мастеров этого дела, ибо он делал это мастерски. А что касается инструкции, Алексей Алексеевич, о которой Вы совершенно справедливо сказали, то мне кажется… это знаменитая инструкция, которую он ввел – там много-много пунктов, и она очень сложна. Многие пункты ее совершенно туманны, их и расшифровать-то можно так, как захочешь. Она чем и страшна. Прописав, вписав, высветив такой момент: единожды можно применить пытку. Но затем, после пытки – там ограничены часы. Например, знаменитая пытка велья, которую применили к Томазо Кампанелле позже, в XVI веке, в Италии – она длилась 40 часов, не больше. Но это 40 часов медленного опускания человека, сажания его на кол! При чем тут уже ограничения? Это же изуверство, зверство! И самое изуверство в следующем пункте: после проведения этой пытки – здесь для разных пыток разные часы, вполне достаточные, чтобы истерзать человеческое тело до предела – он должен подтвердить свои показания, данные под пыткой. И сохранились документы – хотя инквизиция много уничтожала, засекречивала, скрывала от общества. Но сохранились, найдено кое-что. В том числе, испанскими историками. Французскими, немецкими. Некая женщина, которую подвергли пытке, с нее требуют: повтори свои показания. Она говорит: «Я не помню». И это записывают ей как очередной… очередную попытку увернуться…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Отказ от показаний.

Н.БАСОВСКАЯ – Отказ от показаний. А значит, враждебное религии поведение. А она на самом деле не помнит. Ожесточение нарастало. И если когда-то с XIII века возникшая инквизиция, вообще в Западной Европе возникшая в XIII веке, она всегда была связана с жестокостями. Еще и в XIII веке устами римского папы Иннокентия III знаменитого было сказано в отношении еретиков-альбигойцев…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, это до. Это до.

Н.БАСОВСКАЯ – Спросили, как отличить? Он сказал: «Убивайте всех, а Господь рассудит, кто из них свой».

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да, Господь своих узнает, да.

Н.БАСОВСКАЯ – По этой самой линии нарастает ожесточение. В отношении приверженцев иудейской веры – отрекшихся, не отрекшихся – постепенно нарастает, такая атмосфера создается, что что бы ты ни сделал, ты враг. Пишут современники: стоит надеть в субботу чистую рубашку – отступник, значит, ты придерживаешься иудейской веры. Стоит кому-то на дорогу устроить маленькую пирушку, перед путем и высказать добрые пожелания, доброй дороги – а!!! Это иудейская традиция, ты отступник. Или если женщина, вдруг заметили соседи – а доносы поощряются – почему-то в субботний день не придается истово домашнему хозяйству, значит, она в душе придерживается иудейской веры. Таким образом подвести под отступничество, подвести под преступление против веры, притворное принятие христианства можно практически любого.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Или, например, бегство подозреваемого считалось неоспоримой уликой.

Н.БАСОВСКАЯ – Это уже доказательство.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да. Если бежал, значит, виноват, иначе зачем бежать.

Н.БАСОВСКАЯ – Абсолютное доказательство. Т.е. вот эта система…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Т.е. других не требовалось, грубо говоря.

Н.БАСОВСКАЯ – Система жестокости и безысходности, бесправия абсолютного, она, начавшись с вопросов религиозных, к концу времени Торквемады – фигуры, ставшей нарицательной – она становится тотальной, всеобщей. Общество живет в ужасе. Но в ужасе живет и Торквемада. У него была охрана из 250 человек.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Знаете, в Средние века 250 человек – это, там, не треть армии, конечно…

Н.БАСОВСКАЯ – Это вообще армия!

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да, это армия. Это частная армия.

Н.БАСОВСКАЯ – Он нигде не появлялся без этой охраны. 50 всадников и 200 пехотинцев. У него дом был обставлен, там, костью единорога, еще что-то… считалось, что это от отравления. Он ждал отравления…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да. Надо понять, что у него на столе всегда лежал рог единорога, да.

Н.БАСОВСКАЯ – Обязательно, да. Фантастического.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Потому что считалось, что при яде рог единорога должен покраснеть.

Н.БАСОВСКАЯ – Да. И он… покажет, что его пытаются отравить.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Пытаются отравить, да.

Н.БАСОВСКАЯ – Он боялся отравления, он боялся ножа. Он жил только в окружении вот этой безумной охраны. Он окружен страшной ненавистью.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Но не только, вот, маранов, но и то же самое с маврами – морисков, которых называли мориски.

Н.БАСОВСКАЯ – Мориски – это обращенные арабы, мусульмане.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Он же… преследовал всех. Вот светлое пятно. Второе светлое пятно.

Н.БАСОВСКАЯ – Номер два.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Он преследовал всех: простых граждан, ученых, чиновников, бедных, богатых, епископов, близких к королю людей. Т.е. для него социальные различия, вот, «мы только будем этих, богатых иудеев и богатых арабов, а богатых испанцев не будем трогать» - нет!

Н.БАСОВСКАЯ – Нет.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Нет.

Н.БАСОВСКАЯ – А это же его конкуренты во власти. Алексей Алексеевич, я на Ваше светлое пятно хочу темную такую каплю бросить.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Но Вы все его притягиваете, что это такой, как бы… такой человек, который абсолютно беспринципный. А я пытаюсь доказать, что у него были принципы, которые он извращенно применял…

Н.БАСОВСКАЯ – А как легко убрать соперника, если ты разработал вот такую систему, и если кто-то…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну кто же у него был соперником, когда он был духовником Изабеллы? Он ее до конца жизни – сколько же лет…

Н.БАСОВСКАЯ – Да.

А.ВЕНЕДИКТОВ – …он был духовником Изабеллы – 40 лет!

Н.БАСОВСКАЯ – Да.

А.ВЕНЕДИКТОВ – 40 лет. Никто не мог его убрать, никоим образом.

Н.БАСОВСКАЯ – Это монополия духовного влияния на королей, которую он не мог уступить никакому епископу, никакому гранду, который мог выдвинуться, никакому отважному воину. Ему надо было сохранить свое монопольное положение. И конечно, апофеоз его деятельности, высшее торжество – это его победа – духовная, физическая, всякая – решение об изгнании всех иудеев из Гранадского эмирата. В 1492 году, после непростой войны, тяжелой войны, испанское королевство завоевывает последнее мусульманское государство, Гранадский эмират, на юге Пиренейского полуострова. И торжествуйте: прекрасно, побежден, Гибралтар пересекли большая часть арабов, многие остались. С ними заключен договор, с этими, особенно морисками, теми, кто приняли христианство. Все будет нарушено, они будут обмануты.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, естественно.

Н.БАСОВСКАЯ – Но пока они остались. Их заверили, что они будут жить. Так надо добиться полного изгнания иудеев. Этого добивается Торквемада и добился. И при этом опять это несветлое пятно: им разрешено… им дают три месяца на то, чтобы покинуть землю, где жили все их предки и они много-много веков. И разрешено вывезти все, кроме – вот это я обожаю – кроме золота, серебра, металлических монет, лошадей и оружия. Так что же им разрешено вывезти? Подушку и одеяло. Т.е. это ограбление в лицемерной, подлой, гнусной форме. В 19… я не оговорилась. В 1992 году король Испании Хуан Карлос…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Нынешний.

Н.БАСОВСКАЯ – Нынешний король Испании принес извинения. Как пишут многие авторы, набрался мужества гражданского – я тоже уважаю такие поступки, безусловно – и принес извинения за эту страшную акцию. Потому что большинство этих людей – беглецом, изгнанников – погибли. Они отправились кто в Португалию, кто во Францию. Как-то чуть-чуть лучше сложилась их судьба в Италии. Многие погибли по дороге – это дети, женщины, старики, которым, мы заметили, что разрешено было вывезти. Это резко обнищавшие люди. И страдания их были велики. Кто-то пытался потом вернуться назад, тонул в море. Это большая трагедия самого конца XV века. Заметим, это происходит в тот самый год, когда Колумб открыл Новый Свет, когда это открытие знаменует переход всей цивилизации европейской на новый уровень. Расширяется горизонт человека, представление его о мире, просветляется разум. Меньше будет химер. А эта страна, прежде всего, по милости всевластия инквизиции, находится абсолютно в плену химер и предательств. Торквемада после этой акции, которая была его апофеозом, действительно, уходит в отставку – сам. Его никто не изгоняет. И проводит еще несколько лет своей жизни – очень преклонные годы – в аскетизме, в монастырской жизни. Что за этим стоит? Не знаю. Возможно, его стали преследовать тени бесконечных жертв.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, я только добавлю еще, Наталья Ивановна Басовская, что не только король Хуан Карлос осудил и принес извинения. Доминиканский орден попросил прощения за нетерпимость Торквемады и гонения на еретиков. Он осудил его, практически, тоже вот сейчас, буквально.

Н.БАСОВСКАЯ – Очень хорошо.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Это при Иоанне Павле II. Это была линия очищения католической церкви и покаяния ее в былых грехах. Но памятник на могиле Торквемады стоит, и его могила привлекает массу туристов.

Н.БАСОВСКАЯ – И у него есть сторонники до сих пор и поклонники.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, между прочим, еще одна такая новость в самом конце: новый римский папа, Бенедикт XVI, долгие годы возглавлял конгрегация священную – так называется сегодня учреждение, которое раньше носило имя святейшей инквизиции.

Н.БАСОВСКАЯ – Инквизиция в Испании была отменена только декретом Наполеона Бонапарта в 1808 году. Казалось бы, ох, хоть в начале XIX века! В 1814, после Венского конгресса, поражения Наполеона, восстановлена, и, наконец, отменена полностью в 1835. Но какие-то тени инквизиционных расследований, методы живут, действительно, увы, по сей день.

Сын священника и племянник еврея

Томас Токвемада родился в начале XV века в семье священника в небольшом испанском городке. Его отец принимал участие в Констанцском соборе, призванном преодолеть раскол католической церкви. Его родной дядя кардинал Хуане Торквемада был потомком крещеных евреев.

Томас Торквемада

Отец дал Томасу хорошее образование. Современники вспоминали о будущем инквизиторе как о смышленом и общительном ребенке. Юноша поступил в доминиканский орден, где поразил всех своими ораторскими способностями и умением ловко трактовать религиозные догмы. Вскоре он стал настоятелем монастыря Санта Крус ла Реал, одного из главных монастырей Сеговии.

Дядя Торквемады был потомком крещеных евреев

В должности приора он выказывал удивительное рвение и ограничивал себя во всем: носил самую простую одежду и вовсе не носил обуви, не ел мяса, даже самые дальние расстояния преодолевал пешком. К подобного рода аскетизму он приучал и собратьев по монастырю.

Духовник Изабеллы Кастильской

Однажды в Санта Крус ла Реал прибыла с визитом Изабелла Португальская. Три года назад она потеряла мужа, и от тоски ударилась в религиозный фанатизм. Познакомившись с Томасом, она попросила монаха стать духовником ее дочери Изабеллы. Торквемада согласился, и принялся с двойным усердием воспитывать инфанту. Он был не просто духовником, но и учителем и ментором девочки.

Торквемада был воспитателем и духовником Изабеллы Кастильской

Неокрепший ум ребенка легко воспринимал фанатические воззрения Торквемады. Однако некоторые историки считают, что его влияние нельзя назвать отрицательным: к моменту замужества Изабелла обладала неплохим багажом знаний и была образованней своего жениха Фердинанда. Брак устроил сам Торквемада. Выдав замуж свою подопечную, он тем самым объединил Испанию.


Изабелла Кастильская

Он был суров, как повелитель ада, великий инквизитор Торквемада

К концу XV века власть Торквемады была почти безграничной. По просьбе Изабеллы и Фердинанда папа Сикст IV основал Трибунал священной канцелярии инквизиции, а в 1483 назначил Томаса Торквемада великим инквизитором.

Торквемада — прототип великого инквизитора из «Братьев Карамазовых»

Своей главной задачей Торквемада считал укрепление положения католической церкви, а других средств, кроме инквизиции, он не видел. В Испании инквизицию учредил еще папа Григорий IX, но широкого распространения она не получила, а во второй половине XV века на территории Кастилии и вовсе не было ни одного инквизитора.


Аутодафе на площади Майор в Мадриде, 1650

При Торквемаде начались массовые сожжения еретиков. Великий инквизитор создает инструкции, по которым можно было вычислить еретика. Отдельно он прописал процедуру допроса, количество и длительность пыток. По разным подсчетам, при Торквемаде были сожжены заживо от двух до восьми тысяч человек, при этом иногда на костер кидали не самого еретика, а его соломенное чучело, поскольку преступники часто убегали. Более 20 тысяч человек были подвергнуты пыткам.

В 1483 Сикст IV назначил Торквемада великим инквизитором

Инквизиция не щадила никого: еретик должен был принять католичество или умереть. Имущество осужденных присваивало государство. Все эти зверства приправлялись гонениями на евреев и мавров. По легенде, когда богатые еврейские купцы предложили Изабелле и Фердинанду деньги, чтобы те прекратили гонения на евреев, Торквемада сорвал с себя нательный крест и воскликнул: «Иуда Искариот предал своего учителя за 30 серебряников, а Ваши Величества хотят продать его за 300 тысяч! Вот Он, берите и продавайте!» И даже осуждение папы Сикста IV не остановило великого инквизитора.


Марлон Брандо в роли Торквемада в фильме «Христофор Колумб: завоевание Америки», 1992

Ничего удивительного, что за 78 лет Торквемада нажил себе немало врагов. Он и в молодости был одинок, а в преклонные годы и вовсе отгородился от людей и окружил себя охраной. 250 человек день и ночь следовали за великим инквизитором, который страшно боялся ножа в спину или подсыпанного в напиток яда. Великий инквизитор умер на исходе XV века, ненавидимый целой страной.

100 знаменитых тиранов Вагман Илья Яковлевич

ТОРКВЕМАДА ТОМАС (ТОМАЗО) ДЕ

ТОРКВЕМАДА ТОМАС (ТОМАЗО) ДЕ

(ок. 1420 г. – ум. в 1498 г.)

Великий инквизитор Испании, добивавшийся религиозного и политического объединения страны. Реорганизовал и расширил деятельность инквизиции. Инициатор изгнания евреев из Испании. Проявлял чудовищную жестокость по отношению ко всем, кто не был католиком или подозревался в этом.

Существует предание о том, что дьявол решил какое-то время провести среди людей и долгое время искал человека, чтобы вселиться в него. Наконец он выбрал Торквемаду и несколько десятилетий сеял зло в свое удовольствие. Говорят, что вселение произошло именно в тот момент, когда монах был назначен Великим инквизитором.

И действительно, личность Торквемады вызывает невольный трепет. Кажется, что в нем не было ничего человеческого. Из всего многообразия исторических злодеев вровень с ним можно поставить разве что Гитлера.

Томас Торквемада был сыном небогатого испанского сеньора, Торквемады, в жилах которого, возможно, была толика еврейской крови. Будущий глава испанской инквизиции родился около 1420 г. в Вальядолиде (по другим источникам – в Сеговии). Его дядя, Иоанн Торквемада, был кардиналом и принадлежал к доминиканскому монашескому ордену. Последнее очевидно предопределило судьбу Томаса. Еще в юные годы он поступил в доминиканский монастырь Св. Павла в Вальядолиде, где с первых же дней обратил на себя внимание суровым благочестием и нетерпимостью к врагам церкви. К нему начали стекаться окрестные жители, желавшие исповедаться.

Много лет прожил Торквемада в монастыре, не желая покидать его стены. Только в 1452 г. он согласился принять звание приора в известном монастыре Санта-Крус в Сеговии. Именно здесь он пришел к выводу, что евреи и мусульмане, даже принявшие католицизм, представляют угрозу для Испании и не дают ей объединиться. Здесь созрела и идея усиления борьбы с еретиками, подрывавшими авторитет церкви.

Монастырь посещала знать и особы королевской крови. Прослышав о праведности монаха и его твердости в вере, инфанта Изабелла пожелала сделать его своим духовником. Это событие на многие десятилетия предопределило будущую политику испанского двора. Но сначала будущему инквизитору пришлось помогать принцессе взойти на престол.

Дело в том, что Изабелла была сестрой правившего в то время короля Кастилии Энрике IV. У того была дочь, в чистоте крови которой сомневалась вся страна. Под этим предлогом духовенство, не любившее Энрике, настаивало на том, чтобы наследницей престола стала Изабелла, а король всячески препятствовал этому. В борьбе претендентов на престол горячее участие принял и Торквемада, уверенный в своем влиянии на королеву и надеявшийся с ее помощью реализовать свои идеи. Ведь Энрике, к которому он не раз обращался, оставался глух к его предложениям.

Именно Торквемада убедил Изабеллу отказаться от брака с королем Португалии и предпочесть арагонского принца Фердинанда. 19 декабря 1469 г. принц и принцесса сочетались тайным браком в Вальядолиде. На венчании присутствовал и Торквемада. Энрике отобрал у сестры престол, но после его смерти в 1475 г. знать отдала предпочтение Изабелле и та стала королевой Кастилии и Леона. Фердинанд же к тому времени тоже стал королем Арагона. В результате оба королевства объединились и составили единую Испанию.

Королевская семья находилась под сильным влиянием духовника королевы. Недаром Торквемаду часто называли «монархом королей». Он сумел убедить королевскую чету в том, что в стране процветает и усиливается испорченность нравов, престиж церкви падает, а на христиан отрицательно влияет соседство с евреями и маврами. Торквемада предложил план борьбы с этими явлениями, используя инквизицию.

В 1483 г. Торквемада был назначен Великим инквизитором Испании. Он сам разработал структуру органов инквизиции, составил ее кодекс, создал процедуру инквизиционного суда и ввел в массовую практику аутодафе – публичное оглашение приговора инквизиции с последующим сожжением жертвы.

Детищем Торквемады стал особый трибунал – Супрема, название которого было произведено от латинского слова «supremus» – наивысший. Он представлял собой совет из духовных и светских людей, деливших власть с Великим инквизитором – главой испанской инквизиции. В ведении членов Супремы находились отдельные трибуналы во всех регионах страны, которые вели расследования и выносили приговоры. С помощью Супремы Торквемада развязал кровавый террор в стране. Уникальная система преследований и уничтожения инакомыслия, а в конечном итоге собственных сограждан, не имеет аналогов в истории. Ересью считалось все: свободная мысль, занятая поисками смысла жизни, научные изыскания, наследие античных времен.

Щупальца Супремы охватывали всю страну, а ее слаженные и целенаправленные действия были результатом мысли, слова и дела жестокого фанатика.

В аппарате, подчиненном Великому инквизитору, в 45 провинциариях Испании насчитывалось 150 тыс. доминиканцев и 20 тыс. фамильяров – членов тайной полиции инквизиции. И это не считая тайной политической полиции Арманд ад ы, которая подчинялась королю и Великому инквизитору. Перу Великого инквизитора принадлежала инструкция из 28 статей, в которой он подробно расписал, как именно следует искоренять святотатство, ересь, прелюбодеяние, отступничество, двоеженство и т. п. У жертвы практически не было шансов оправдаться. Ведь Торквемада благословил пытки, даже если они приводили к смерти. Инструменты, которые использовались в застенках инквизиции, до сих пор вызывают приступы дурноты и обмороки у посетителей музеев.

Деятельность этой огромной бюрократической машины, вооруженной бесчеловечными регламентами, была фактически направлена против всего народа. Инквизиция не оставляла вне сферы своего внимания ни знатных, ни богатых, ни бедных. Так, в ее застенки попал принадлежавший к королевской семье дон Иаков Наваррский, епископы Калагоры и Сеговии. Преследованиям подвергались даже мертвые: прах заподозренных в ереси извлекали из могил и тоже сжигали.

Задолго до Гитлера Великий инквизитор стремился очистить страну от людей, чья кровь отличалась от «коренной». Объектом его фанатичной ненависти стали евреи и мавры.

31 марта 1492 г. евреям повелели креститься или оставить страну. Старый раввин Абарбанел, которого хорошо знали Фердинанд и Изабелла, обратился к ним с мольбой о пощаде. «Возьмите все наше золото и серебро, – говорил он, – возьмите все имущество Израиля, но оставьте нам нашу родину…» Услышав о золоте, Фердинанд заколебался, но Торквемада пришел к королю и королеве с распятием в руках и заявил: «Иуда продал Сына Божия за тридцать сребреников, ваши величества, быть может, хотят продать его за триста тысяч. Он здесь. Вот Он, возьмите и, если хотите, продайте». Он положил распятие и удалился. Для монархов эти слова прозвучали как угроза: инквизиция была силой, которая могла лишить власти и их. Но более всего Фердинанд боялся лишиться огромных средств, поступавших в королевскую казну от конфискации имущества «еретиков». Поэтому приказ об изгнании евреев остался без изменений. Переселенцы могли продать свое имущество, но не смели вывозить ни золота, ни серебра, то есть оставались практически нищими.

В 1492 г. Испанию покинули 160–170 тысяч евреев. На чужбине многие из них погибли от голода и болезней. В Испании синагоги были превращены в церкви. Тех же, кто крестился, стали называть маранами. Инквизиция продолжала их преследование. При малейшем подозрении в том, что они по-прежнему следуют старым обычаям, маранов отправляли в застенки инквизиции, и именно они составили основную массу осужденных в ближайшие годы после переселения.

В том же 1492 г., ставшем роковым для испанских евреев, был взят последний оплот арабов на Пиренейском полуострове – Гранада. Торквемада, вместе с Фердинандом и Изабеллой, находился при испанском войске. Он не хотел выпускать монархов из поля зрения, чтобы те, не дай бог, не проявили излишней мягкости к побежденным мусульманам.

Великий инквизитор пытался выступать в качестве не только духовного, но также политического и идеологического руководителя страны. Вполне сознательно народу внушалось его превосходство над остальными европейцами. Строились планы завоевания Европы, а затем всего мира. Предполагалось уничтожение новой, ренессансной европейской философии и писателей-гуманистов, а в конечном итоге – всякого инакомыслия.

Особую ненависть Торквемады вызывали книги. Он велел уничтожать их, даже не подвергая рассмотрению. По его приказу была уничтожена даже библиотека принца Генриха Арагонского, который вынужден был безропотно подчиниться.

Действия Торквемады вызвали острую критику даже в Ватикане. Видимо, князья церкви, сами погрязшие в грехах, опасались, как бы на их страны не распространились порядки, введенные Великим инквизитором. Папа Александр VI, прославившийся развратом и мздоимством, даже намеревался низложить Великого инквизитора, но не захотел ссориться с Фердинандом и Изабеллой. Вместо этого он, под видом заботы о пошатнувшемся здоровье Торквемады, назначил ему в помощники четырех епископов в качестве генерал-инквизиторов с правом участвовать в трибуналах. Таким образом папа стремился сдерживать чересчур ретивого инквизитора. Это, однако, ничуть не умалило его жестокости и фанатизма.

Вся Испания ненавидела Торквемаду. Он знал об этом и боялся покушения, поэтому всегда ездил в сопровождении 50 конных офицеров и 200 пеших воинов. Ночью его дорогу освещали, чтобы никакой злоумышленник не смог подобраться к Великому инквизитору под покровом темноты. А дома Торквемада постоянно держал при себе рог единорога, которому в средние века приписывали свойство противоядия.

К концу 1494 г. слабое здоровье заставило Торквемаду отказаться от личного участия в судах инквизиции, хотя он продолжал руководить ею из монастыря в Авиле. Там он и умер 16 сентября 1498 г.

Результаты безраздельного правления Великого инквизитора, добившегося огромной политической власти в Испании, были чудовищны. На основе документов, сохранившихся до наших дней, установлено, что в десятилетний период правления Торквемады было сожжено живыми свыше 16 тысяч человек, символическому сожжению подверглись почти 7 тысяч человек, брошены в темницу 100 тысяч человек. Число погибших во время великого переселения мавров и евреев остается неизвестным. Всего же в Испании того времени проживало около 8 млн человек.

В целом деятельность Торквемады способствовала материальному и духовному упадку Испании. Экономику страны сильно подорвало изгнание евреев и мавров, и только приток золота в результате открытия в 1492 г. Америки спас положение и позволил избежать серьезных экономических проблем. А вместе с маврами Испания лишилась их высокой культуры и науки, намного опережавшей уровень знаний средневековой Европы.

Тем не менее ужасное детище Торквемады еще многие годы терзало не только Испанию, но и пошедшую по стопам соседки Португалию. Следствием деятельности инквизиции стали и знаменитые процессы ведьм. Известно, что в некоторых населенных пунктах Центральной Европы были уничтожены почти все женщины. Но последнее аутодафе Старого Света состоялось все же в Испании. Последний костер инквизиции погас в 1826 г. в Валенсии.

Из книги Томас Мор (1478-1535). Его жизнь и общественная деятельность автора Яковенко Валентин

Глава VI. Томас Мор как католик Религиозность Мора. – Ее характер. – Поворот к ортодоксальному католичеству. – Полемика с Лютером. – Ответ на «Челобитную бедняков». – Полемика с Тиндаллем. – Казнил ли Мор протестантов?Мор был в высшей степени религиозным человеком от

Из книги Томас Торквемада (“Великий Инквизитор”). Его жизнь и деятельность в связи с историей инквизиции автора Барро Михаил

Глава III. Торквемада, мавры и евреи Торквемада – объединитель Испании. – Мавры и их культура. – Влияние их на испанцев. – Начало освобождения испанцев и нетерпимость. – Торквемада как представитель своей эпохи. – Евреи в Испании. – Начало преследований евреев. –

Из книги Большая Тюменская энциклопедия (О Тюмени и о ее тюменщиках) автора Немиров Мирослав Маратович

Элиот, Томас Стерн Замечательный поэт.Лично я правда, сейчас не имею в голове каких-либо о нем и его творчестве никаких особо увлекательных соображений, но можно просто напечатать какие-нибудь любимые отрывки.Например:О тьма тьма тьма. Все они уходят во тьмуМеценаты,

Из книги Майн Рид: жил отважный капитан автора Танасейчук Андрей Борисович

Томас Майн Рид, эсквайр Жизнь профессионального писателя, интенсивно занимающегося литературным трудом, обычно не слишком богата внешними событиями. И понятно, почему. Большая часть его каждодневного существования происходит не «на улице» - в постоянном

Из книги Воображенные сонеты [сборник] автора Ли-Гамильтон Юджин

46. Сэр Томас Мор?- жене (1535 г.) Мне ведомо, как пламя очага Приветливый уют струит по дому, Как тень скользит по потолку ночному, Как мне улыбка близких дорога. И знаю я, как холодны снега, Как ветер треплет рощу, что солому, Как заметает путь и верховому И пешему жестокая

Из книги 50 гениев, которые изменили мир автора Очкурова Оксана Юрьевна

Эдисон Томас Алва (род. в 1847 г. – ум. в 1931 г.) Величайший американский изобретатель и предприниматель, организатор первой промышленно-исследовательской лаборатории США. Автор свыше 1000 изобретений в области электротехники, лауреат Нобелевской премии (1915 г.).Томас Эдисон

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Томас Алва Эдисон Азбука МорзеТо?мас А?лва Э?дисон (1847–1931) – всемирно известный американский изобретатель и предприниматель.Изобретатель и предприниматель, известный тем, что усовершенствовал лампу накаливания и способствовал появлению электричества в домах, изобрел

Из книги 100 знаменитых американцев автора Таболкин Дмитрий Владимирович

ДЖЕФФЕРСОН ТОМАС (род. в 1743 г. – ум. в 1826 г.) Выдающийся политик, ученый, просветитель. 3-й президент США (1801–1809), государственный секретарь (1790–1793), вице-президент (1797–1801). Главный автор проекта Декларации независимости США. В историю политической деятельности Томас

Из книги Думай, как Стив Джобс автора Смит Дэниэл

ЭДИСОН ТОМАС АЛВА (род. в 1847 г. – ум. в 1931 г.) Величайший изобретатель и предприниматель, организатор первой промышленно-исследовательской лаборатории США. Автор свыше 1000 изобретений в области электротехники, лауреат Нобелевской премии (1915 г.). Томас Эдисон поставил

Из книги Тропа к Чехову автора Громов Михаил Петрович

Томас Эдисон Когда Джобс путешествовал по Индии, ему явилось прозрение, что, возможно, Томас Эдисон на самом деле сделал намного больше, чтобы изменить мир к лучшему, чем Карл Маркс и Ним Кароли Баба [индуистский гуру, который был духовным учителем некоторых американцев в

Из книги Тайная жизнь великих писателей автора Шнакенберг Роберт

Томас Манн Слово о Чехове В 1904 году, когда в Баденвейлере умер от туберкулеза Антон Чехов, я был еще молод и едва вступил в литературу с несколькими рассказами и одним романом, которым был очень многим обязан русскому повествовательному искусству XIX века. Тщетно пытаюсь я

Из книги Мужчины, изменившие мир автора Арнольд Келли

ТОМАС СТЕРНЗ ЭЛИОТ Никто не погружался в пучины человеческого отчаяния с таким изяществом и элегантностью, как Томас С. Элиот. Писатель Виктор Содон Притчет описывал его как «аккуратного человека, полную противоположность богеме, в черном котелке и с зонтиком,

Из книги Американские ученые и изобретатели автора Уилсон Митчел

ТОМАС ПИНЧОН Мы бы и хотели обрисовать кое-какие детали биографии Томаса Пинчона, но боимся последствий. Он настолько озабочен неприкосновенностью своей личной жизни и напускает вокруг себя столько загадочности, что многие даже поверили, что он и есть знаменитый

Из книги автора

Томас Эдисон Томас Алва Эдисон родился 11 февраля 1847 года в городе Майлен, расположенном в американском штате Огайо, а умер восемнадцатого октября 1931 года в местечке Вест-Оранж в штате Нью-Джерси. Томас Эдисон является всемирно известным предпринимателем и изобретателем.

Из книги автора

Томас Эдисон «Электромагнитный шунт… изобретенный мистером Эдисоном для моментального изменения направления электрического тока при выключении батареи, заслуживает премии, как важный шаг в совершенствовании телеграфной связи».Мистер Эдисон, который удостоился этой

Происхождение.
Родился Томас Торквемада в семье служителя Доминиканского ордена Иоанна Торквемады, который участвовал в знаменитом Констанцском соборе (16 ноября 1414 года – 22 апреля 1418 года) в городе Констанце, на котором посодействовал осуждению Яна Гуса. Единомышленники в какой-то степени… Очень интересно, что его родной дядя Хуан де Торквемада (1388 – 1468), кардинал и теолог, был крещённым евреем, то есть и сам Томас Торквемада, уничтоживший впоследствии тысячи крещённых евреев, имел еврейские корни. Говорят о еврейских корнях Адольфа Гитлера, но доказательств этому нет, а вот у другого обидчика этой нации Торквемады, еврейская кровь точно была.

Детство и юношество.
Томас Торквемада родился и вырос в Вальядолиде, Кастилия, город на севере от Мадрида. Так как его отец был служителем церкви, то с образованием у Томаса проблем не возникло, а ребёнком он был одарённым, в чём потом многие убедятся. Но в орден Томас Торквемада вступает, когда ему уже был 31 год. До этого времени Томас путешествовал по Испании и за это время имел даже какие-то романтические истории, но это как утверждает молва.

Пёс господень.
Начав же служение в ордене (а это 1451 год) Торквемада сразу выделяется – его ораторские выступления приносят ему известность. Недолго пробыв аскетом, он становится приором монастыря Святого Креста (Convento de Santa Cruz la Real) в Сеговии. Сеговия расположена между Мадридом и Вальядолидом и сравнительно недалеко от небольшого местечка Аревало, где как раз в то время подрастала инфанта кастильского трона Изабелла. Она воспитывалась под надзором своей матери Изабеллы Португальской, довольно мрачной и помешанной на религии женщины. Изабелла Португальская вместе со своей дочерью бывали в монастыре, настоятелем которого был Томас Торквемада. А Изабелле как раз подыскивали духовного наставника.

Духовник Изабеллы Кастильской.
Томас Торквемада был на хорошем счету в Католической церкви Испании, считался хорошим богословом. Именно он стал духовным наставником инфанты. Стоит отметить, что Изабелла воспитывалась под влиянием матери, которая просто была помешана на религии и отчасти переняла у неё эту фанатичность. А Торквемада ухватился за это и пробыл в этой роли до конца своей жизни. Безусловно, что влияние на Изабеллу он имел сильнейшее, будучи фанатичной католичкой, Изабелла Кастильская видела в Томасе Торквемаде нечто большее, чем просто монаха, инквизитора или священнослужителя.
Уже когда он был наставником Изабеллы, Торквемада отказывался от любых постов и назначений. Он хотел сохранить за собой влияние на Изабеллу. Он принимает живейшее участие в организации её брака с Фердинандом II Арагонским. В 1469 году лично сопровождает её в Вальядолид на тайное венчание, улаживает все шероховатости и препятствия к этому.

Воцарение Изабеллы Кастильской, Фердинанда Арагонского и Томаса Торквемады.
11 декабря 1474 года умирает законный монарх Кастилии, родной брат Изабеллы, Энрике IV Бессильный. Придворная борьба за трон была выиграна Изабеллой Кастильской, и она становится королевой. Вскоре умирает отец Фердинанда Арагонского и тот становится королём Арагона, и Испания номинально объединяется. Вот тут власть получает и Торквемада – он становится великим инквизитором.

Возрождение инквизиции в Испании.
Роль в возрождении инквизиции в Испании (той, которую мы знаем) полностью принадлежит лично Томасу Торквемаде. Инквизиция в Испании существовала с 1232 года, когда она была учреждена папой Григорием IX. Но влияние её было не велико. Как только Торквемада получил власть и высокое положение, он начал твердить Изабелле о плохом положении церкви, о том, какую низкую роль играет католическая церковь в жизни государства. Укреплять же положение церкви кроме как через инквизицию Торквемада и не думал. В самом деле, до него инквизиция хоть и существовала, но как-то очень уж слабенько, во второй половине на территории Кастилии вовсе не было ни одного инквизитора.
И вот он становится великим инквизитором, выдвинутую Изабеллой и Фердинандом кандидатуру своей буллой утверждает папа Сикст IV. Само учреждение этой организации, с бюрократической точки зрения, велось без столь сильного участия Торквемады. В этом преуспевали как папа Сикст IV, так и испанские доминиканцы, причём папа советовал, кого именно назначить судьями, то есть старался усилить своё влияние в Испании, у него это не совсем получилось. Главным действующим лицом суждено было стать именно Торквемаде, потому что именно он был ближе всех к королеве Изабелле I Кастильской. Реконкиста, начавшаяся в Испании в VIII веке – совершенно особенный процесс, потому что он всегда был под флагом христианства. Отвоевание Пиренейского полуострова у мавров, шедшее до 1492 года (год взятия Гранады – последнего оплота мавров на Пиренейском полуострове), было не просто войной за земли, а отчасти и борьбой с иноверцами. Учреждение инквизиции – продолжение этого процесса уже внутри Испании.
Инквизиция способствовала усилению абсолютистской власти католических королей, как нарёк Изабеллу и Фердинанда папа Сикст IV. Это и деньги, причём огромные, требовавшиеся новому объединённому государству для завершения реконкисты и для последующих великих географических открытий.

Томас Торквемада в роли великого инквизитора Испании.
Не сразу начались массовые сожжения еретиков. Томас Торквемада постепенно начинает говорить Изабелле и Фердинанду о том, что надо бы получше бороться за веру, прочнее её укреплять, преследовать еретиков. И самое интересное, что он говорит и о конфискации их имущества – то есть какой-то корыстный умысел, либо политический расчёт.
Прежде всего, Торквемада вводит множество правил и инструкций: кого именно считать еретиком, как допрашивать, продолжительность пыток, всё досконально прописано. Инквизиция карала за помыслы. Помыслы эти вытягивали из людей на пытках – никто не мог устоять перед пытками инквизиции. Изначально инквизиция преследовала ересь внутри христианской веры и её полномочия не распространялись на иудеев и мусульман, но потом они стали врагами. Начали с иудеев, их заставляли принимать христианство, кто не хотел этого делать добровольно – принуждали силой, прямо перед костром давали выбор: либо принимай христианство, либо мы тебя сейчас сожжём на костре. Естественно, многие принимали христианство лишь бы спасти себе жизнь. До этого многие тысячи евреев просто покидали территорию Испании, опасаясь за свою жизнь. Но просто так они уехать не могли. Все деньги конфисковывались, с собой они могли брать только жалкий домашний скарб. Тоже самое произошло и с мусульманским населением.
Обращённые мусульмане получили прозвище мориски, а обращённые евреи – мараны (на староиспанском означает «свиньи»). Если бы они знали, что для них приготовил Торквемада, то они бы ещё раньше уехали из Испании. Начали преследовать морисков и маранов. Основным обвинением было, что они только с виду христиане, а на самом деле придерживаются своей веры. Арестованные под пытками подтверждали это обвинение. Действия инквизиции в Испании достигло огромного размаха, люди, спасаясь от неё, бежали в Португалию, на север Африки. Римский папа Сикст IV указывал Испании недопустимость таких действий, но колесо уже закрутилось в полную силу.
Как только началось преследование иудеев, то еврейская община собрала огромную сумму, чтобы откупиться от преследования. Они предложили её Фердинанду. Тот был не против принять деньги. И вот здесь произошёл знаменитый эпизод. Узнав об этом, Торквемада вошёл к королям и швырнул перед ними распятие, закричав, что однажды уже Иуда предал Христа за 30 серебряников, теперь же вы хотите его предать снова. Набожная Изабелла приняла это очень близко к сердцу. А так как Фердинанд не имел полноценной власти и считался с мнением супруги, то и здесь Торквемада победил.

Торквемада – фанатик или политик?
Многие считают Томаса Торквемаду настоящим фанатиков веры, совершившим все свои многочисленные преступления во имя бога. Но прослеживая его жизнь в этом можно усомниться. Во-первых, то, как он держался Изабеллы, был не самым последним участником её воцарения в Кастилии, всячески способствовал устроению брака с Фердинандом. Во-вторых, обязательная конфискация имущества у арестованных инквизицией. Конфискация тоже не просто так нужна была: то ли корысть здесь, то ли понимание, что Фердинанд не согласится на такие действия, не видя выгоды. В любом случае – это уже расчёт, а не голый религиозный фанатизм.

Томас Торквемада прожил достаточно долго – 78 лет. И почти всю жизнь был одинок. И хотя власть его была велика, но и страх его был велик. Личная охрана Торквемады составляла 250 человек: 200 пехотинцев и 50 всадников! Невообразимо, но без этой охраны он нигде не появлялся. Его дом напоминал крепость, сам он постоянно ждал ножа в спину или подсыпанного яда. Его ненавидела вся страна и он знал это. И так до самой смерти…

То, что устроил Томас Торквемада во второй половине XV века в Испании – настоящая трагедия, последствия которой до сих пор ещё чувствуются. Торквемада наверно самый страшный и зловещий инквизитор за всю историю этой ужасной организации. И у него по сей день есть поклонники…

Томас Торквемада - один из самых известных инквизиторов католической церкви. Даже сегодня его имя вспоминают с долей страха, так как совершенные им деяния воистину ужасны. И все же многие уверены в том, что именно он соединил воедино враждующую Испанию, тем самым сделав ее самой влиятельной страной того времени. Итак, кем же на самом деле был Черный инквизитор: ярым фанатиком или расчетливым политиком?

Томас Торквемада: биография ранних лет

16 ноября 1414 года в семье католического священнослужителя Иоанна Торквемады родился мальчик. Забегая наперед, следует отметить, что в жилах маленького Томаса текла еврейская кровь, пускай и смешенная с испанской. Однако в будущем Великий инквизитор будет отрицать любые заявления о том, что имеет хоть малейшее родство с «Божьим» народом.

Из-за высокого положения отца семья католиков могла жить вполне обеспеченной жизнью. Благодаря этому Томас сумел получить хорошее образование, что неоднократно помогало ему в решении трудных задач. Естественно, лучше всего юноша разбирался в католических канонах, ведь их ему растолковали отец и родной дядя.

К слову, брат Иоанна Хуан был не менее известной личностью. Благодаря своей вере и знаниям он сумел дослужиться до сана кардинала. Его рукой был написан не один десяток теологических текстов, послуживших основой для обучения богословию.

В поисках себя и Бога

Несмотря на глубокую веру и традиции семьи, Томас Торквемада не сразу стал священнослужителем. Достигнув совершеннолетия, он отправился путешествовать по Европе в надежде найти свое призвание. Больше всего его возмущал тот факт, что его страна никак не могла подняться с колен и воссиять величием. Уже тогда молодой Торквемада задумывался над тем, как же можно изменить текущее положение вещей.

Однако куда важнее то, что именно в этот период юноша встретил свою первую любовь. История умалчивает о том, как звали прекрасную девушку, укравшую сердце будущего инквизитора, но доподлинно известен другой факт. Любовь была безответной: молодая дама не только не обратила внимания на ухаживания Томаса, но и обвенчалась с мавром. Это предательство навсегда отразилось на мировоззрении инквизитора и его будущих планах.

Судьбоносная встреча

Неудача на любовном фронте привела к тому, что Томас Торквемада решает покинуть Испанию и поселиться в Италии. Подобный выбор был вполне очевиден, так как именно в этой стране находилось сердце католической веры. Однако на пути к Риму случилось то, что навсегда изменило судьбу Томаса, а вместе с ней и всю историю человечества.

Так, остановившись на ночь в Сарагосе, Торквемада стал свидетелем яростного спора между доминиканцами и простым людом. Сердце молодого теолога не позволило ему остаться в стороне, и он выступил с красноречивой речью, подтверждающей доводы отцов церкви. Воодушевленные его талантом, доминиканцы предложили Томасу присоединится к их ордену. Но будущий инквизитор наотрез отказался служить их идеалам и продолжил свой путь.

В рядах римско-католической церкви

Однако спустя некоторое время Томас Торквемада пересмотрел свои убеждения и все же вступил в один из Примечательным является то, что на знамени его монастыря была изображена собака, несущая в своей пасти горящий факел. Спустя годы этот символ станет основой для метафоры «псы Господни», обозначающей самых фанатичных последователей церкви.

Что касается Томаса Торквемады, то он был весьма одаренным человеком. Его проповеди и наставления завораживали людей, заставляя беспрекословно подчиняться воле священнослужителя. Благодаря этому новоиспеченный монах очень быстро продвигался по духовной лестнице. И уже в 1459 году он избирается приором в монастыре Санта-Крус ла Реал.

Рост влияния Торквемады

Будучи настоятелем монастыря, Томас Торквемада становится духовным наставником Изабеллы Кастильской, законной наследницы престола Кастилии и Леона. И вот, под чутким надзором священнослужителя молодая дева становится одной из самых преданных последователей католической церкви.

Более того, в конце 1969 года Торквемада помогает Изабелле занять трон, тайно обручив ее с Фердинандом Арагонским. А после смерти родителей супруги заполучили власть над всей территорией Испании, фактически объединив ее в одно целое государство.

Инквизитор Томас Торквемада

Официально инквизиция существовала в Испании еще с 1232 года. Однако ее влияние было настолько незначительным, что местные жители с нею попросту не считались. Томас Торквемада счел такое положение вещей неподобающим, а посему решил взять борозды правления в свои руки. Но для этого ему нужно было разрешение папы Сикста IV.

Просить о таком напрямую было слишком Поэтому Торквемада обращается с просьбой о помощи к Изабелле I Кастильской. Учитывая все прошлые заслуги священнослужителя, королева с радостью соглашается помочь своему покровителю. И вот, в 1478 году особым приказом папы Сикста IV в Испании основывается собственный Трибунал священной канцелярии инквизиции. А в 1483 году Томас Торквемада становится его официальным лидером.

Правление Черного инквизитора

Изначально Великий инквизитор показал себя как весьма сдержанный правитель. Однако уже совсем скоро его безумие вырвалось наружу. А началось все с того, что он выдал свод талмудов, в которых подробно описал, кто такие истинные христианине, а кто лишь скрывается за обличием веры.

При этом всех еретиков ожидала одна участь - пытки. Под их давлением тысячи людей признавались в том, чего на самом деле не совершали. И если вначале эти меры применялись лишь к христианам, то вскоре инквизиция переключилась на иудеев и мусульман. При этом их заставляли отрекаться от собственной веры, а альтернативой была смерть. В конечном счете «псы Господние» смогли изгнать из своих земель большинство инаковерующих, а те, кто остался, вынуждены были принять христианство и жить в постоянном страхе за свою жизнь.

Сквозь призму истории

И все же, кем в анналах истории остался Томас Торквемада? Цитаты, взятые из хроник того времени, описывают его как амбициозного и кровавого лидера, погрузившего Испанию в пучину ужаса. Согласно летописям, он сжег на костре более 8 тыс. человек, не говоря уже о том, сколько душ было загублено в подвалах инквизиции.

Однако историки, помимо убийцы, видят в нем и гениального политика. Ведь благодаря его действиям Испания из отсталой страны превратилась в настоящего экономического гиганта. Более того, именно в тот период была отправлена первая морская экспедиция, открывшая миру Новый Свет.

Что касается самого Великого инквизитора, то он умер в полном одиночестве. До самого последнего дня он боялся, что кто-то перережет ему глотку, и держался вдали от людей.