Как кальвинисты относились к церкви. Кальвинистская церковь. Почему появилось кальвинистское учение

Одним из признаков современности является рост влияния церкви на людей. Наряду с церквями православными и католическими в России все чаще появляются так называемые протестантские. Одной из наиболее устойчивых в этом отношении является кальвинистская церковь. В этой статье вы сможете почерпнуть информацию о ее основателе Ж. Кальвине, узнать о кальвинистском вероучении, понять, в чем его основные отличия и как проводятся обряды.

Как произошло разделение вер

Предпосылкой исторического разделения вер можно считать борьбу между существующим в Западной Европе феодальным строем и зарождающимся капиталистическим. Церковь во все века играла в политической жизни государств немаловажную роль. Противостояние, приведшее к разделению людей путем религии и вероисповедания, проявилось в лоне

Началось все с выступления Мартина Лютера, известного доктора богословия из Виттенбергского университета, которое состоялось в конце октября 1517 года. Он обнародовал «95 тезисов», в которых предъявил претензии к канонам Критике предавались:

  • образ жизни католических священников, погрязших в роскоши и пороках;
  • продажа индульгенций;
  • отрицалось католиков, права церквей и монастырей на земельные наделы.

Реформаторы, являющиеся сторонниками Мартина Лютера, считали ненужной иерархию католической церкви, а также духовенство.

Почему появилось кальвинистское учение

Ряды реформаторского движения ширились, но это не значит, что сторонники во всем были согласны с основоположником противоречащего вероисповедания. В результате возникали разные направления в протестантизме. Как один из самых ярких примеров можно рассматривать кальвинизм. Его часто сравнивают с новыми жизненными силами Реформации.

Это вероучение было более радикальным. Мартин Лютер в основу Реформации ставил необходимость очистить церковь от всего, что противоречит Библии и ее основополагающим принципам. А учение Кальвина предполагает, что нужно убрать из церкви все, что Библия не требует. Также данное вероисповедание культивирует суверенитет Бога, а именно, его полную власть везде и во всем.

Кто такой Жан Кальвин (немного биографии)

Что же представлял собой ставший всемирно известным основатель кальвинизма? Это движение, собственно, и получило название в честь своего руководителя. А возглавил его Жан Кальвин (1509-1564 г.).

Он родился на севере Франции в городе Нуайоне в июле 1509 и был довольно образованным человеком для своего времени. Учился в Париже и Орлеане, после чего мог заниматься как юридической практикой, так и теологией. Приверженность идеям реформаторства не прошла для него бесследно. Юноше в 1533 году запретили находиться в Париже. С этого момента начинается новая веха в жизни Кальвина.

Он полностью посвящает себя богословию и проповедованию протестантства. К этому времени Жан серьезно занялся разработкой основ вероучения кальвинистов. И в 1536 году они были готовы. На тот момент Жан Кальвин проживал в Женеве.

Побеждает сильнейший

Между сторонниками и противниками Кальвина велась постоянная яростная борьба. Победу в итоге одержали кальвинисты, и Женева стала признанным центром кальвинистской Реформации с безграничной диктатурой и неоспоримым авторитетом церкви во всех вопросах власти и правления. А самого Кальвина с этого момента, учитывая его заслуги в создании новой ветви религии, называли не иначе как Женевский Папа.

Скончался Жан Кальвин в возрасте 55 лет в Женеве, оставив после себя главный труд «Наставление в христианской вере» и мощную армию последователей из многих стран Западной Европы. Его учение получило широкое развитие в Англии, Шотландии, Нидерландах и Франции и стало одним из основных направлений протестантизма.

Как организована кальвинистская церковь

Представление о церкви, соответствующей этому вероучению, у Кальвина сложилось не сразу. На первых порах он не ставил своей целью создать церковь, но позже для ведения борьбы с контрреформацией и разными ересями необходима была церковная организация, которая была бы построена на республиканских основах и имела бы авторитет.

Устройство кальвинистской церкви виделось Кальвину изначально как объединение общин во главе с пресвитером, которого избирали из светских членов общины. Обязанностью проповедников было ведение проповеди религиозно-нравственной направленности. Обратите внимание: они не имели священнического сана. Пресвитеры и проповедники ведали религиозной жизнью общины и решали участь ее членов, совершивших аморальные и антирелигиозные проступки.

Позже консистории, которые состояли из пресвитеров и проповедников (министров), стали руководить всеми делами общины.

Все, что касалось основ кальвинистского вероучения, выносилось на обсуждение собрания министров - конгрегации. Затем они преобразовались в синоды, чтобы бороться с ересью и защищать вероучение и культ.

Организация кальвинистской церкви позволила сделать ее более боеспособной, сплоченной и гибкой. Она отличалась нетерпимостью к сектантским учениям и с особой жестокостью расправлялась с инакомыслящими.

Строгость в быту и воспитании - основа кальвинизма

Что касается главенствующей роли государства или церкви, то вопрос решался однозначно в пользу последней.

Ведущее предусматривало чрезмерную строгость в нравственном воспитании и в быту. Ни о каком стремлении к роскоши и праздному образу жизни не могло быть и речи. Только труд кальвинистская церковь ставила во главу угла и рассматривала как приоритетную форму служения Творцу. Все доходы от трудовой деятельности верующих должны сразу пускаться в оборот, а не откладываться на черный день. Отсюда и произошел один из главных постулатов кальвинизма. Его кальвинистская церковь кратко трактует следующим образом: «Судьба человека полностью и во всех проявления предопределена Богом». Судить об отношении Всевышнего к нему человек мог исключительно по своим успехам в жизни.

Обряды

Кальвин вместе со своими последователями признавали лишь два обряда: крещение и евхаристию.

Кальвинистская церковь считает, что благодать никак не связана со священнодействиями или внешними знаками. Исходя из учений Ж. Кальвина, отметим, что таинства не имеют ни символического, ни благодатного значения.

Один из обрядов, признаваемый кальвинистской церковью - это крещение. Проводится оно путем окропления. Учение Кальвина на крещение имеет свой взгляд. Некрещеный человек не может быть спасен, но и крещение не является гарантией спасения души. Оно не освобождает человека от первородного греха, он остается и после обряда.

Что касается евхаристии, то люди вкушают благодать, но это не является вкушением от Тела и Крови Христовых, а воссоединиться со Спасителем можно и читая Слово Божие.

Евхаристия в этой церкви проводится единожды в месяц, но необязательна, поэтому на обряде может вообще отсутствовать.

Интерпретация Библии по Кальвину

Кальвинизм относится к протестантскому вероисповеданию, а это значит, что основополагающие его правила как бы протестуют против того, как воспринимают Библию православные христиане и католики. Интерпретация Библии по Кальвину, возможно, многим будет непонятна, но в созданную им позицию веруют многие люди и по сей день, поэтому их выбор нужно уважать. Например, Кальвин был уверен, что человек изначально существо порочное и никоим образом повлиять на спасение своей души не может. Также в его учении утверждается, что Иисус принял смерть не за все человечество, а лишь чтобы снять грехи с неких избранных, «откупить» их у дьявола. Отталкиваясь от этих и вытекающих из них позиций, сформировались основные каноны кальвинизма:

  • абсолютная порочность человека;
  • избранность Богом без оснований или условий;
  • частичное искупление грехов;
  • непреодолимая благодать;
  • безоговорочная безопасность.

Если говорить на простом языке, то это можно объяснить следующим образом. Появляясь на свет от греха, человек уже порочен. Он абсолютно испорчен и самостоятельно исправиться не может. Если же он будет по какой-то причине избран Богом, то его благодать будет надежной защитой от грехов. И в этом случае избранный находится в полной безопасности. Следовательно, человеку, чтобы избежать ада, нужно сделать все, чтобы его своей благодатью отметил Господь.

Развитие продолжается

Кальвинистская церковь и ее сторонники все чаще появляются в Восточной Европе, что наглядно демонстрирует расширение географических границ учения. На сегодняшний день кальвинисты не столь радикальны и более толерантны.

В кальвинизме вероучительных книг очень много. Собственные символические книги имеют не только разные ветви кальвинизма, но даже и отдельные поместные толки одного и того же исповедания.

Главнейшими символическими книгами кальвинистов являются следующие:

Первый катехизис" Кальвина (1536) является переработкой основного богословского труда Кальвина "Наставления в христианской вере"; положен также в основу упоминавшегося выше Исповедания веры".

Целью написания "Наставления" было систематизировать из­ложение уже определившихся идей протестантизма и положить юнец беспорядочности учения и строя среди единомышленников.

при этом Кальвин далеко превзошел попытки своих предшественников по ясности, сжатости, силе изложения. В его учении протестантизм принимает сухой, рационалистический характер с четкими логическими рассуждениями и ссылками на текст Писания.

"Наставление" несколько раз переделывалось и расширялось втором и в наиболее известном последнем издании 1559 г. явилось суммой всего догматического и церковного учения кальвинизма.

Женевский катехизис" Кальвина (1545) отличается от "Первого катехизиса" вопросно-ответной формой изложения.

"Женевское соглашение" (1551) составлено Кальвином, содержит особо заостренную редакцию учения о предопределении. Принято кантональным советом Женевы.

148. "Галликанское исповедание", иначе "Исповедание веры фран­цузских Церквей" (1559) принято кальвинистами Франции. В основе своей оно тоже является произведением самого Кальвина.

Перечисленные вероопределения публиковались на француз­ском и латинском языках.

Большим уважением у реформатов пользуется также "Гейдельбергский катехизис" (1563), составленный кальвинистами Германии на немецком языке.

Учение кальвинизма о Церкви и таинствах

Кальвинизм, как и лютеранство, является плодом реформационных движений XVI в. Так же, как лютеране, кальвинисты представляют собой религиозное общество, лишенное непрерыв­ной апостольской преемственности в историческом и сакрамен­тальном смысле, поэтому в учении кальвинистов о Церкви тоже не может быть твердой веры в непрерывное пребывание Церкви на земле и в непрерывное стояние исторической Церкви в истине.

Согласно учению Кальвина, всякое соединение людей, в кото­ром раздается проповедь слова Божия и совершаются таинства (Крещение и Причащение), есть Церковь.

Несмотря на непримиримую вражду с католицизмом учение Кальвина о Церкви приближается к средневековому и заключает в себе много элементов теократии.

В то же время Кальвин принял основные положения люте­ранской экклезиологии* Но картина анархии, в которую повергло протестантизм учение Лютера о всеобщем пастырстве, заставила Кальвина подумать о необходимости поднять авторитет и значе­ние пастырей и церковной организации. Кальвин даже стремился государство втянуть в орбиту Церкви (Лютер скорее готов был допустить обратное: подчинить Церковь государству).

"Галликанское исповедание" всячески старается поднять автори­тет новообразовавшейся Церкви и укрепить церковную дисциплину.

Таким образом, в ответе на вопрос, что же такое Церковь, Кальвин не поднимается выше Лютера. "Следуя слову Божию, мы говорим, что она есть общество верующих, согласившихся следовать этому слову" (ст. 27).

О таинствах кальвинисты учат, подобно лютеранам, в туман­ных выражениях, как о "знаках", "печатях" и «свидетельствах» .

149. В учении о Евхаристии Кальвин занимает среднее, колеблю­щееся, положение между Лютером, который признавал телесное присутствие Христа в Евхаристии, и Цвингли, который такое присутствие отвергал. Кальвин учил, что хлеб и вино - лишь знаки нашего духовного общения с Телом и Кровью Христа, но что в действительности вкушает их лишь избранник, благословенный истинной верой.

Покаяние не имеет в кальвинизме сакраментального значения. Пренебрегая вместе с лютеранами учительной ролью Церкви, Кальвин считал библейские книги единственным правилом веры. Ни указы, ни декреты, ни видения, ни чудеса не должны быть противопоставлены этому Священному Писанию" ("Галликанское исповедание", ст. 5).

Впрочем, кальвинисты придают некое значение и церковной традиции: древним символам веры (в частности, Никео-Цареградскому), Соборам и отцам Церкви. "Признаем то, что было определено древними Соборами и отвращаемся от всех сект и ересей, отвергнутых святыми учителями, как-то св. Иларием, св. Афанасием, св. Амвросием, св. Кириллом" (там же, ст. 6).

Учение Кальвина о спасении и безусловном предопределении

В основе учения Кальвина о предопределении (предестинации) лежит идея безусловного господства воли Божией, избирающей людей лишь" орудиями своими". Это полностью исключает мысль о человеческих заслугах, даже само представление о возможности свободы выбора в решениях людей. Сама по себе эта идея не нова и была развита еще блаженным Августином в начале V - конце IV в. и в основном разделялась всеми реформаторами XVI в., но в учении Кальвина она получила наиболее четкое и глубокое выражение. По его учению, предназначенные к вечному спасению составляют небольшую группу, избранную Богом в силу непостижимого решения, помимо всякой их заслуги. С другой стороны, никакие усилия не могут спасти тех, кто осужден на вечную гибель.

Здесь небезынтересно проследить ход рассуждений, приведших Кальвина к его учению о безусловном предопределении. В вопросах сотериологии Кальвин согласен с Лютером в том, о природа падшего человека совершенно искажена грехом. Все дела человека, даже лучшие, внутренне являются злом. "Все, что ходит от него, совершенно справедливо осуждается (Богом) и вменяется в грех ("Наставление"). Человек потерял свободу воли после падения он творит зло не свободно, а по необходимости.

150 Последовательно развивая таким образом эти положения, Кальвин дошел до учения о безусловном предопределении Богом - одних людей к вечному спасению, других к вечной гибели - главному положению своей сотериологии "Учение о предопределе­нии носит на себе печать особенного духовного склада самого Кальвина, его сурового и жестокого характера, холодного и раци­оналистического подхода к богословским вопросам.

Сотериологическое учение Православной Церкви коренным образом отличается от взглядов Кальвина и Лютера. Оно исхо­дит из изложенного в Священном Писании Божественного пре­допределения, вытекающего из Божественного предведения. Их же предуведе, тех и предустави. - (Рим. 8, 29).

Кальвин же учит о предопределении безусловном, которое со­вершается независимо от духовного состояния человека и его об­раза жизни, и говорит о нем в самых решительных выражениях. Отвергнув свободу человека, он доходит до утверждения, что зло совершается по воле Божией, и в своих высказываниях на эту тему иногда производит впечатление одержимого.

"Когда мы не понимаем, как это Бог хочет, чтобы происходи­ло то, что Он же запрещает, вспомним о своем бессилии и нич­тожестве, а также о том, что свет, в котором живет Бог, не на­прасно назван неприступным, ибо он окружен тьмою" ("Настав­ление", кн. I). И далее: "Что бы ни предпринимали люди и даже диавол. Бог всегда держит в руках руль".

Закон Бога предписывает безвольному человеку "непосильное для него, чтобы убедить человека в его собственном бессилии" ("Наставление").

Кальвин сожалеет, что святые отцы (исключая Августина) не учат о потере человеком свободы воли. Кальвин недоволен, в ча­стности, тем, что Иоанн Златоуст "возвеличивает силы челове­ческие".

По природе человек способен только на зло. Добро - дело благодати. Не от нашего усмотрения, по словам Кальвина, зави­сит повиноваться действию благодати или противиться.

Так же, как Лютер, Кальвин отвергает участие человека в деле своего спасения (синергизм). Так же, как Лютер, он учит, что человек оправдывается верой в свое спасение.

151. О добрых делах в "Наставлении" говорится следующее: "Хотя Бог, совершая наше спасение, возрождает нас для благо­творения, мы исповедуем, что добрые дела, которые мы совершаем под водительством Св. Духа, не играют роли в нашем оправ­дании".

Верующий, по учению Кальвина, должен быть безусловно уверен в своем спасении, ибо спасение совершается Богом неза­висимо от дел человеческих.

Кальвин возражает святым отцам, которые "держали людей в страхе и неуверенности", так как ставили спасение в зависимость от дел.

"Бог однажды в Своем вечном и неизменном совете решил, кого Он желает привести к спасению, а кого желает предать по­гибели". "Когда спрашивают, почему Бог так делает, надо отве­чать: потому, что Ему так угодно".

Вот как далеко заходит Кальвин в развитии мысли Лютера о том, что человек - это соляной столб. Кальвин как бы совсем забывает, что, по словам Священного Писания, Бог всем челове­ком хощет спастися (I Тим. 2, 4), и как бы не замечает того, в каком резком противоречии находится все его учение с духом Евангелия.

Подводя краткий итог православной оценке кальвинистской доктрины о безусловном предопределении, можно сказать следу­ющее: Священное Писание ясно свидетельствует об условности предопределения Божия. Об этом говорят, например, представления будущего Страшного Суда в Евангелии (Мф. 25, 34-36, 41-43). О благодати как силе Божией, спасительной для всех людей, а не для некоторых только, читаем у того же апостола Павла, на ко­торого ссылался Кальвин: Явилась благодать Божия, спаситель­ная для всех человеков... (Тим. 2, 11-12).

Обойти текст Священного Писания, сохранив при этом убедительность суждения, нельзя, поэтому кальвинисты и толкуют те и иные места Священного Писания аллегорически: что момент благодатного попечения рассматривается как попечение о мире в целом, которое Спаситель дал для всех человеков в том плане, спасительно для человечества. А для рода человеческого спасительно и полезно, чтобы одни погибли, а другие спаслись. Поэтому путем такого рода истолковательной экзегезы можно принять и такое место.

152. Еще одно известное место из Первого Послания к Тимофею (2, 4): Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания тины. Таким образом, предопределение Божие имеет в виду лишь спасаемых. Нигде в Священном Писании не говорится о предопределении к погибели. Предопределение к спасению следует понимать как выражение непреклонной воли Божией „, сделать все необходимое для спасения тех, кто хорошо пользуется своей свободной волей: "...Со страхом и трепетом совершайте свое спа­сение" (Фил. 2, 12); "Кто ищет благодати и свободно покоряется ей" (Окружное послание восточных патриархов, 1848 г.). Еще одна цитата из "Точного изложения православной веры" препо­добного Иоанна Дамаскина: "Предопределение Божие есть пред­видящее, но не принудительное". И в завершение этого раздела - цитата богослова XX в. Николая Никаноровича Глубоковского. В своем известном труде о Посланиях апостола Павла он писал:

"Предопределение говорит единственно то, что есть в мире гре­ховное человечество, не окончательно погибшее и поэтому удоста­иваемое Божеского милосердия".

Что же касается учения Кальвина о безусловном предопреде­лении, то оно было осуждено Иерусалимским Собором восточных патриархов (1672) и его проповедники преданы анафеме. И ник­то ее пока не отменял. Однако нельзя не учесть то, что нынеш­ние кальвинисты и реформаты не делают особого акцента на уче­нии о предопределении, то есть оно не выдвигается ныне как ос­новной момент доктрины. Но и никакого тайного или авторитет­ного отказа от него ни одной из ветвей нынешнего кальвинизма декларировано не было. Поэтому, хотя на практике того акценти­рования (прямо-таки упивания у Кальвина этой жестокостью Божией) на делении на спасаемых и погубляемых ныне, конечно, в реформатстве нет, однако и осуждения или отказа от этой докт­рины также не было.

КАЛЬВИНИЗМ, одно из основных течений протестантизма, названное по имени его основателя Ж. Кальвина.

История кальвинизма берёт начало в середине 16 века. Кальвин, получивший в Париже, Орлеане и Бурже хорошую подготовку в области теологии, права и литературы, под влиянием М. Лютера и других протестантских деятелей включился в борьбу за реформирование католической Церкви. Вынужденный покинуть Францию, Кальвин переехал в Базель, где в 1536 издал на латинском языке своё основное теологическое сочинение «Наставление в христианской вере», которое многократно переиздавалось с вносимыми автором изменениями и дополнениями. В этом труде, задуманном как своего рода введение к Библии, провозглашались принципы Реформации в их понимании Кальвином, давалось изложение важнейших догматических положений кальвинизма. В том же 1536 году Кальвин переехал в Женеву, где впервые были реализованы его реформаторские идеи. Во 2-й половине 16 века кальвинизм получил распространение в Южной Франции [смотри в статье Религиозные (гугенотские) войны], Швейцарии, Нидерландах (смотри в статье Нидерландская революция 16 века), ряде областей Германии (Рейнский Пфальц, Гессен, Бремен), Шотландии, Англии (смотри в статье Пуритане), Венгрии. В конце 16 - начале 17 века с кальвинизмом слилось цвинглианство, оказавшее на него значительное влияние. Доктрины кальвинизма были зафиксированы с небольшими вариациями в нескольких исповеданиях: Галликанском (1559), Бельгийском (1561), Втором Гельветическом (1566), Вестминстерском (1647), а также в Гейдельбергском катехизисе (1563) и других документах. В начале 17 века от кальвинизма откололось учение Я. Арминия (арминианство), осуждённое последователями строгого кальвинизма на Дордрехтском (Дортском) синоде 1618-19. В 17 веке в связи с гонениями на кальвинистов во Франции, Великобритании, некоторых германских землях начинается их эмиграция в другие страны Европы (прежде всего в Нидерланды и Швейцарию), а затем и за её пределы. С 1620-х годов кальвинизм распространяется в Северной Америке (смотри Новая Англия), со 2-й половины 17 века - в Африке (в Капской колонии). В 18-20 веках благодаря дальнейшей эмиграции из Европы, а также активной миссионерской деятельности значительное число последователей кальвинизма появилось в ряде стран Северной и Южной Америки, Африки, Азии и Океании.

Об истории кальвинизма в России смотри в статье Реформаты.

В основе кальвинистского вероучения лежит предложенная Кальвином интерпретация Библии. Священное Писание, слово Божие, являющееся откровением Бога человеку, записанное людьми по наитию Святого Духа, в кальвинизме, как и в других течениях протестантизма, считается единственным непогрешимым руководством в вере и жизни. Центральное место в теологии кальвинизма занимает принцип всевластия Бога над миром, в котором всё определяется только Его ничем не ограниченной волей. Она непостижима для человеческого разума, поскольку грехопадение коренным образом изменило природу человека, превратив её в сугубо греховную, лишённую свободы воли. Всё, что делает падший человек, - греховно и ведёт к неизбежной гибели, даже если внешне его поступки выглядят как добрые дела. Из этих положений в кальвинизме логически выводится доктрина абсолютного предопределения, согласно которой Бог ещё до грехопадения человека и даже до Сотворения мира определил одних к спасению, других - к вечным мукам в аду. Кальвинизму чужда характерная для некоторых других христианских конфессий (например, православия) идея синергии, соучастия Божией благодати и человеческой воли в деле спасения человека. С точки зрения кальвинистов, искупительная жертва Христа открыла путь к спасению грешникам, но не всем, а лишь избранной их части. При этом спасение возможно только через благодать, действие которой на избранных столь же неодолимо, как и действие греха на осуждённых. Таким образом, вера и благочестивая жизнь рассматриваются не как основание для спасения, а как признак избранности человека. Часто в качестве указания на предопределённость к спасению рассматривается и успех в делах (в том числе материальный).

В догматическом учении о Едином в трёх Лицах Боге кальвинизм унаследовал западнохристианский принцип filioque (латинский - «и от Сына»), согласно которому Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Большинство кальвинистов признаёт Апостольский, Афанасьевский и Никейский (Никео-Константинопольский с filioque) Символы веры, а также выработанное на Халкидонском соборе (смотри в статье Вселенские соборы) понимание Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека в одном Лице.

В соответствии с учением о предопределении к спасению трактуются в кальвинизме и церковные таинства как не имеющие сами по себе спасительной силы. Таинств в кальвинизме два - крещение и Вечеря Господня (причащение). Крещение считается инициационным знаком членства человека в Церкви и его освобождения от грехов, которое даёт веру в Христа. Допускается крещение младенцев верующих родителей как членов «общины спасённых». Своеобразно понимается кальвинистами и причащение. Кальвин, в отличие от Лютера, считал, что во время Евхаристии Тело и Кровь Христа присутствуют в элементах причастия не физически, а духовно. В настоящее время многие кальвинисты приняли несколько отличную от точки зрения Кальвина трактовку причащения, предложенную У. Цвингли, согласно которой причащение рассматривается лишь как увековечивание памяти о Вечере Господней, воспоминание об искупительной жертве Христа.

Церковная иерархия в кальвинизме практически отсутствует. На основе идеи о всеобщем священстве верующих в кальвинизме признаются как установленные Богом 4 чина церковных служителей: пасторы (священники), доктора (учители), старейшины (пресвитеры) и диаконы. Пасторы проповедуют и являются служителями таинств, доктора преподают богословие, старейшины заботятся о дисциплине, диаконы ведают благотворительностью. Часто доктора и диаконы рассматриваются как вспомогательные служители, а пасторы и старейшины - как основные. В некоторых кальвинистских церквах (например, в Венгрии) имеются епископы, но только как должности церковных руководителей, а не как особая степень священства. В каждой общине (конгрегации) присутствуют пастор и несколько старейшин, образующие сессию, или консисторию. Церкви управляются либо пресвитериями (церковными советами), куда входят пасторы и старейшины из нескольких соседних общин, либо непосредственно собраниями конгрегаций. Подобно другим протестантским деноминациям, кальвинизм отвергает принятый в католичестве целибат духовенства, а также монашество. В некоторых церквах к пасторскому служению допускаются женщины.

Современный кальвинизм существует в 3 формах: реформатство, пресвитерианство (смотри Пресвитериане) и конгрегационализм (смотри Конгрегационалисты). Первые две мало отличаются друг от друга: реформатство возникло в континентальной Европе (Франции, Швейцарии, Германии), пресвитерианство - на Британских островах. Конгрегационализм отличается от реформатства и пресвитерианства тем, что в нём отсутствуют пресвитерии и каждая конгрегация вполне самостоятельна. Термин «кальвинизм» сами кальвинисты, как правило, не используют, отказываясь связывать себя с каким-либо другим именем, кроме Христа. Иногда термин «кальвинистский» понимается расширительно: его относят не только к кальвинистскому течению протестантизма, но и ко всем другим церквам, принимающим кальвинистскую доктрину об абсолютном предопределении, например к большинству баптистских церквей (смотри Баптизм).

В целом для кальвинистских церквей характерны открытость к развитию, постоянное обновление, отсутствие привязанности к строгой конфессиональной идентичности. Большую часть кальвинистов объединяет Всемирный альянс реформатских церквей (пресвитериан и конгрегационалистов), созданный в 1970 году в результате слияния Всемирного союза реформатских церквей (пресвитерианского устройства) и Международного конгрегационалистского совета. В начале 21 века в альянс входило более 200 церквей. Руководящие органы - в Женеве. Многие кальвинистские церкви активно участвуют в деятельности Всемирного совета церквей.

Культовая практика в разных кальвинистских церквах несколько различается, но в целом для неё характерно существенное упрощение богослужения не только по сравнению с православием, католицизмом, англиканством, но даже по сравнению с лютеранством. Важное место в литургии отводится проповеди, которая, как и Слово Божие, считается основным средством получения благодати. Как и лютеране, кальвинисты отказались от почитания святых, реликвий и мощей; но если лютеране, удалив из церквей иконы, допускают там настенную живопись, то кальвинисты отвергли любые изображения, считая их идолопоклонством. Церковные помещения отличаются непритязательностью, отсутствуют какие-либо специальные облачения для духовенства, во время богослужений не зажигаются свечи. В храмах нет алтаря, крест не считается обязательным церковным символом. Церковные службы совершаются на языках верующих.

Согласно доктрине Кальвина, культовая музыка может быть только вокальной и одноголосной. В 1539 в Страсбурге под наблюдением Кальвина были изданы «Некоторые псалмы и гимны для пения» («Aulcuns pseaulmes et cantiques mys en chant»). В 1562 в Женеве была опубликована полная Псалтирь, так называемая Женевская, или Гугенотская, содержащая 125 простых мелодий, написанных малоизвестными композиторами (в отношении многих мелодий авторство не установлено); в дальнейшем она была переведена на другие европейские языки. Вскоре после смерти Кальвина в богослужение проникло многоголосие. Композиторы сочиняли мотеты на тексты и мелодии Женевской Псалтири (а также и на свои собственные мелодии) не только в простом гомофонном, но и в развитом полифоническом стиле; среди авторов - К. Гудимель, Я. П. Свелинк. В современном кальвинизме исполняются как традиционные одноголосные, так и многоголосные песнопения (главным образом композиторов 16-17 века).

Кальвинизм не ограничивается богословием. Это также религиозно-философская система, включающая определённые взгляды на общество, науку, культуру и государственность. Сам Ж. Кальвин настаивал на автономии Церкви от светской власти, но на практике создал в Женеве своеобразную модель теократического государства. Кальвинистские церкви являлись государственными в ряде стран (Нидерланды, большая часть швейцарских кантонов, американские штаты Новой Англии и др.), но ныне они утратили прежний статус, лишь Церковь Шотландии сохранила положение «национальной» Церкви, хотя и она является официально отделённой от государства. В современном кальвинизме признаётся необходимость полной свободы вероисповедания (за исключением антигосударственных по своей сути учений) и равенства всех конфессий перед государством.

Общая численность последователей кальвинизма в мире около 75 миллионов человек (2008). В Европе они представлены в Нидерландах (2,97 миллионов человек, около 20% всего населения, часть голландцев и фризы), Швейцарии (2,5 миллионов человек, 36% населения, причём доля кальвинистов велика как среди германо-швейцарцев, так и франко-швейцарцев), Германии (около 2 миллионов человек), Венгрии (1,6 миллионов человек), Великобритании (1,4 миллионов человек, преимущественно шотландцы и ольстерцы). Имеются кальвинисты в Румынии (696 тысяч человек, главным образом венгры), Франции (469 тысяч человек), Украине (130 тысяч человек, в подавляющем большинстве венгры), Чехии (125 тысяч человек), Словакии (120 тысяч человек, в основном венгры) и других странах.

Значительные группы сторонников кальвинизма существуют в Америке: в США (6,9 миллионов человек, лица голландского, шотландо-ирландского, шотландского, швейцарского, венгерского, корейского и другого происхождения), Канаде (3,3 миллиона человек), Мексике (1,2 миллиона человек), Бразилии (769 тысяч человек) и других странах.

В Азии кальвинисты имеются в Южной Корее (свыше 6 миллионов человек), Индонезии (5,7 миллионов человек, преимущественно в восточных районах страны), Индии (свыше 1 миллиона человек, главным образом на северо-востоке: кхаси, мизо и др.), Республике Филиппины (свыше 1 миллиона человек), в Пакистане (свыше 0,5 миллионов человек) и других странах.

В Африке последователей кальвинизма много в ЮАР (свыше 6 миллионов человек, 15% населения, большинство африканеров и многие банту), Нигерии (5,6 миллионов человек, игбо и др.), Кении (около 3 миллионов человек), Республике Мадагаскар (свыше 2,5 миллионов человек), в Камеруне (около 2,5 миллионов человек), Демократической Республике Конго (свыше 2 миллионов человек), Эфиопии (свыше 2 миллионов человек), Замбии (около 1,5 миллионов человек) и других странах.

Кальвинисты составляют высокий процент населения в ряде стран Океании: Новой Зеландии (613 тысяч человек, свыше 16% населения, в основном лица шотландского происхождения), Французской Полинезии (97 тысяч человек, 39% населения), Западной Самоа (70 тысяч человек, 40%), Вануату (66 тысяч человек, 31%), Кирибати (28,3 тысяч человек, 34%), в Республике Маршалловы Острова (42,5 тысяч человек, 70%) и других странах. Имеются кальвинисты также в Австралии (около 600 тысяч человек).

Лит.: Виппер Р. Ю. Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI в. М., 1894; Meeter Н. Н. Calvinism; an interpretation of its basic ideas. Grand Rapids, 1939; McNeill J. Т. The history and character of Calvinism. 2nd ed. L.; Oxf., 1967; Leith J. Introduction to the reformed tradition. Atlanta, 1981; International Calvinism 1541-1715 / Ed. М. Prestwich. Oxf., 1985; Encyclopedia of the Reformed faith / Ed. D. К. McKim. Louisville; Edinburgh, 1992; Маграт А. Богословская мысль Реформации. Од., 1994; Митер Х. Г. Основные идеи кальвинизма. [М.], 1995; Busch Е. Der Freiheit zugetan: christlicher Gla ube heute - im Gespräch mit dem Heidelberger Katechismus. Neukirchen-Vluyn, 1998; idem. Reformiert. Profil einer Konfession. Z., 2007; Wolgast Е. Reformierte Konfession und Politik im 16. Jahrhundert. Studien zur Geschichte der Kurpfalz im Reformationszeitalter. Heidelberg, 1998; Reformierte Bekenntnisschriften / Hrsg. G. Plasger. Gött., 2004; Rauhaus А. Kleine Kirchenkunde. Reformierte Kirchen von innen und außen. Gött., 2007.

Кальвинизм - протестантское направление, ведущее свое начало от Кальвина. К середине XVI в. католическая церковь стала возрождаться и организовала сильную реакцию, охватившую всю Европу. Это изменило задачу протестантизма: надо было ввиду грозящей опасности подняться над разрозненными усилиями реформы в отдельных странах и охватить пропагандой весь Запад, принять резкие и ясные церковные формы и организоваться для борьбы на жизнь и смерть. Эту задачу принял на себя кальвинизм, который является романским типом Реформации. Выступая всего резче против католичества, кальвинизм был, однако, сильно проникнут средневековыми католическими принципами: нетерпимостью, безусловным подчинением отдельных личностей церкви, почти аскетическим кодексом нравственности. С другой стороны, ни одно протестантское направление не настаивало так резко на безусловном и исключительном следовании Библии, на изгнании из культа и учения "суеверий" и "язычества" (т. е. внешних символов). Стремясь восстановить древнюю христианскую общину, кальвинизм проводил в церкви народное начало; в интересах борьбы, однако, руководителям общин - пасторам и старейшинам - дается сильный авторитет и отдельные общины тесно скрепляются в союзы с общим выборным управлением (пресвитериальное и синодальное устройство).

Жан Кальвин

Силою вещей кальвинизм тесно сплетается с политическими движениями и вырабатывает определенные политические принципы. Последователям кальвинизма пришлось выступать в эпоху, когда представители светской власти по большей части действовали в духе церковной реакции. В столкновениях с властями кальвинизм скоро принимает по преимуществу народное, антимонархическое направление, сближается с республиканскими и конституционными партиями. Из принципа "Бога надо слушаться больше, чем людей" кальвинисты выводят теорию сопротивления нечестивой и вообще тиранической власти, учение о скрепленном Богом договоре между народом и королем; республиканские формы церковного устройства переносятся на политическую жизнь. Кальвинист XVI и XVII вв. представляет собой резко очерченный тип человека, глубоко уверенного в правоте своего учения, сурового и тяжелого, враждебного светской жизни и удовольствиям, республикански-простого по внешности, вечно с молитвой или благочестивым текстом на устах. кальвинизм выставляет большую воинствующую литературу, в которой встречается и богословская полемика, и сатира, и политические памфлеты, и трактаты.

Помимо небольшого уголка романской Швейцарии, где действовал Кальвин с ближайшими сотрудниками, кальвинизм распространяется в Германии, преимущественно на З. (в Рейнской области и Гессене - под названием реформатской церкви), в Нидерландах, во Франции (под названием гугенотства), в Шотландии и Англии (под общим названием пуританизма) и в Польше. Его ученым центром долго остается Женева.

Реформаторы-кальвинисты Женевы: Гийом Фарель, Жан Кальвин, Теодор Беза, Джон Нокс

"Стена реформаторов" в Женеве

В Германии кальвинизм не играл первенствующей роли: кальвинисты не были включены в условия Аугсбургского религиозного мира (см. Реформация), признавшего за князьями право менять веру. Вражда кальвинистов с лютеранами разгорелась до крайности: последние находили, что "лучше паписты, чем кальвинисты". Этот разлад оказался вредным для дела протестантизма в эпоху Тридцатилетней войны; лютеране остались большей частью чужды предохранительной унии (1609), заключенной кальвинистскими князьями. Вестфальский мир (1648) распространил условия терпимости и на кальвинистов. В XVII в. кальвинизм был принят могущественным бранденбургским курфюрстом. Его преемники, прусские короли, заняли примирительное положение в отношении двух исповеданий. В XIX в., ко времени юбилея Реформации (1817), со стороны Пруссии была сделана попытка их слияния (см. Евангелическая церковь).

В Нидерландах (Бельгии и Голландии) кальвинизм выразился в очень энергичной форме. После подавления при Карле V лютеранской реформации в этих областях, кальвинизм стал здесь распространяться в 50-х и 60-х гг. XVI в., первоначально среди низших классов, особенно в городах. Суровые меры правительства придали ему с самого начала революционный характер: народ сходился толпами в несколько тысяч человек, чтобы слушать проповедь, и собрания обыкновенно охранялись вооруженными людьми; осужденных на сожжение проповедников силою освобождали. В 1566 г. по самым крупным городам прошла страшная буря иконоборства. Около того же времени дворяне представили правительнице (Маргарите Пармской) протест против инквизиции, составленный кальвинистом Марниксом де-Сент-Альдегонд (см. Гезы). Прибытие испанского войска под начальством Альбы, казни, которым подверглись видные лица в среде аристократии (Эгмонт, Горн), еще более сблизили политическую оппозицию дворян с кальвинистами; многие перешли в протестантизм - между прочим, главный противник Филиппа, Вильгельм Оранский, - многие эмигрировали. Нидерландские кальвинисты завели сношения с французскими гугенотами. Первые попытки вооруженного сопротивления кончились неудачей; испанцы господствовали почти над всей страной, когда несколько эмигрантов - "морские гезы" - захватили приморский город Бриль. С этого момента сопротивление пошло успешнее, и северные области, в которых преобладали кальвинисты, отложились. После смерти преемника Альбы, Реквезенса (1576), Вильгельму Оранскому удалось привлечь к восстанию и южные штаты (Гентская пацификация), но уния была непрочна вследствие национального и религиозного различия: большинство населения Бельгии оставалось верным католичеству. Политическими уступками испанцам удалось удержать южные области под своей властью, а семь северных, верных кальвинизму провинций составили независимую Голландскую республику (1581). С этой поры Голландия делается убежищем гонимых в других странах протестантов; на протестантской основе здесь развивается замечательная политическая литература (Гуго Гроций, Салмазий). Церковное устройство, исходившее от кальвинистского начала самоуправления отдельных общин, приладилось к федеративному устройству с его самостоятельностью провинций и городов: религиозные дела предоставлены были усмотрению каждой такой политической группы. В среде нидерландских кальвинистов скоро образовался раскол: от рьяных кальвинистов, принимавших предопределение и отличавшихся нетерпимостью, - так наз. гомаристов - отделились умеренные, арминиане (см.), отвергавшие суровое учение Кальвина о предвечном избрании и склонные к большей мягкости в отношении других исповеданий. К религиозному спору примкнула борьба партий республиканско-аристократической и демократо-монархической, с Оранским домом во главе. Первая, державшаяся арминианства, была побеждена, и вожди ее сложили головы; учение арминиан было осуждено на национальном синоде в Дордрехте (см.).

Историю кальвинизма во Франции см. Гугеноты. Французский кальвинизм в учении и строе церкви стоял всего ближе к родоначальнику направления. В 1559 г. парижский синод представителей кальвинистских общин утвердил обширный план церковной организации, которая должна была охватить всю Францию: соседние общины соединялись в коллоквии, коллоквии - в провинции; каждая группа имела свои собрания, свои консистории, своих выборных пасторов и старейшин, которые утверждались высшей группой; представители общин сходились в провинциальные, представители провинций - в генеральные собрания. С переходом гугенотов на почву политической борьбы принципы этой организации легли в основу политического устройства партии. Выработка этого устройства относится ко времени наиболее ожесточенного столкновения гугенотов с правительством и католическим большинством после Варфоломеевской ночи (1572). На Ю. и З. Франции гугеноты находят себе поддержку в сепаратистских стремлениях части дворянства и горожан и вырабатывают федерацию областей с представительными учреждениями. Талантливые их публицисты и историки (Hotman во "Franco-Gallia", Languet в "Vindiciae contra tyrannos", неизвестный автор "Réveille-Matin des Franςais", Agrippa d"Aubigné в "Histoire universelle") развивают республиканские и конституционные теории, доказывают исконность представительных учреждений во Франции. К своему королю, Генриху Наваррскому, гугеноты относились как к государю конституционному. Нантским эдиктом (1598) политическая организация их была признана; король старался лишь урегулировать ее и контролировать ее деятельность, посредством своих комиссаров. Интерес к политическим собраниям охладевает у гугенотов в первое 20-летие XVII в., вместе с развитием в их среде веротерпимого и свободомыслящего направления. В начале 20-х годов XVII в. политическая организация гугенотов рушилась, а через несколько лет (1629), после разрозненного сопротивления, политические права были у них отняты Ришелье.

В Шотландии кальвинизм стал распространяться в 50-х гг. XVI в., во время регентства Марии Гиз, управлявшей за малолетнюю дочь свою, Марию Стюарт. Развитие протестантизма стоит здесь в тесной связи с политической оппозицией против династии Стюартов, в особенности сильно выражавшейся у дворянства. Вождем протестантов с самого начала является энергичный Джон Нокс, ученик Кальвина, похожий на него характером и настроением, но в то же время политический агитатор и народный трибун. Беспощадно бичуя в проповедях "идолослужение" двора, Нокс направил недовольную аристократию к составлению "Христовой конгрегации", потребовавшей от регентши введения "божественной формы первоначальной церкви". Отказ повел к иконоборству, сопровождавшемуся разрушением монастырей (1559). Регентша была низложена, причем Нокс доказывал цитатами из Ветхого Завета, что низвержение нечестивых государей угодно Богу. В следующем году постановлением парламента была отобрана церковная собственность, доставшаяся по большей части дворянству, и в Шотландии введен кальвинизм под названием пресвитерианской церкви: эта церковь имела синодальную организацию и предоставляла значительный авторитет священникам, избиравшимся не непосредственно народом, а церковными советами. Кальвинизму в Шотландии пришлось еще раз выдержать борьбу в правление Марии Стюарт, возвратившейся из Франции в 1561 г. Несмотря на обличения Нокса, Мария не желала отказаться от католического богослужения, и строгие законы, изданные против католиков в ее отсутствие, не исполнялись. С низложением Марии пресвитерианство достигает в Шотландии полного торжества: наследника престола, будущего Иакова I Английского, отдают на воспитание кальвинистскому публицисту и историку Букэнэну. В XVII веке Иаков I и Карл I, правившие одновременно в Шотландии и Англии, пытались ввести в Шотландии англиканскую церковь, с саном епископа и некоторыми нововведениями в культе в духе католичества (политика архиепископа Лода). Результатом этих попыток было восстание, слившееся с английской революцией.

В Англии кальвинизм развивается после введения реформации государственной властью и вследствие этого в оппозиции не к католицизму, а к официальной протестантской церкви, к англиканству. Строй этой церкви, введенный при Эдуарде VI (1547-1553) и утвержденный Елизаветой (1558-1603), не удовлетворял более последовательных приверженцев протестантских принципов, как слишком еще проникнутый католическими чертами. Все считавшие необходимым дальнейшее очищение церкви от "суеверий" и "идолослужения" получили название "пуритан". С точки зрения официальной церкви, они были "нонконформисты", т. е. отвергавшие единообразие учения и культа (они назывались также диссентеры, т. е. разногласные). Одного целого пуритане не составляли; между ними можно было различить несколько градаций. Наиболее умеренные готовы были помириться с верховенством короля в церкви, но отрицали епископат и католические остатки в культе; другие, приближаясь к шотландскому кальвинизму, принимали республиканско-аристократическую организацию пресвитерианства, с национальным синодом во главе; наконец, в конце XVI в. стало развиваться направление броунистов (от основателя их, Броуна) или индепендентов, которые вносили в церковное устройство начало демократическое и самоуправление общин. Оппозиция пуритан носила вначале чисто религиозный характер. Парламент издавал против них постановления, Елизавета преследовала их как мятежных подданных, но, сидя в тюрьмах, подвергаясь наказаниям, они молились за королеву, тем более что она поддерживала их единоверцев в Шотландии, Голландии, Франции. Положение изменилось в XVII в., при Стюартах: с одной стороны, англиканство стало приближаться к католичеству и пуритане подверглись еще более тяжким гонениям, с другой - короли стали ограничивать привилегии парламента. Религиозная и политическая оппозиция соединились, и пуритане стали передовыми борцами за политическую свободу при Иакове I и Карле I; церковные представления их были перенесены на политическую почву и обратились в конституционные и республиканские теории; не допуская королевского верховенства в церковных делах, они боролись против абсолютизма в государстве. Тяжелые испытания в начале этой борьбы заставили многих выселиться во вновь основанные колонии в Сев. Америке; здесь, на свободе развились многочисленные секты, на которые распался английский кальвинизм (о дальнейшем см. Долгий парламент, Революция в Англии, Индепенденты, Квакеры, Пуритане). После героической эпохи XVII в. пуританство, или диссентерство, достигнув фактической терпимости и распавшись на умеренные и крайние толки, затихает, утрачивает свое влияние и внутреннюю силу. Его возрождение в Англии относится к концу XVIII в. и происходит в так назыв. веслеянстве, или методизме (см.). В настоящее время значительная часть английских протестантов - диссентеры; Валлис почти сплошь заселен ими.

В Польше кальвинизм сыграл преходящую роль. Ранее его здесь распространялись лютеранство (среди немецкого населения городов) и учение чешских братьев. Кальвинизм с его республиканско-аристократической организацией подошел в особенности к стремлениям шляхты, которая, господствуя на сеймах, старалась провести политическую реформу в своих интересах и сильно враждовала с духовенством. Сношения между Кальвином и видными людьми в Польше возникли в начале правления Сигизмунда II (конец 40-х, начало 50-х гг. XVI в.). Вскоре (1556-60) организатором кальвинистической церкви в Польше (под назв. "гельветического исповедания") явился Ян Лаский, обращавшийся и к правительству с предложением произвести реформацию (1554). Кальвинизм не вызвал, однако, большой ревности. В среде протестантов здесь скоро развилось под влиянием Италии рационалистическое направление, обратившееся к антитринитаризму (отрицанию Троицы) - так назыв. социнианство (см.), вовсе не отличавшееся свойствами энергичной церкви. Сильная католическая реакция с 60-х гг. встретила в Польше лишь разрозненное сопротивление протестантов, и влияние кальвинизма было скоро в конец разрушено.

Литература

Филиппсон. Западная Европа в век Филиппа II, Елизаветы и Генриха IV

Поленц. История французского кальвинизма

Кервин де Леттенхов. Гугеноты и гёзы

Вайнгартен. Церковная революция в Англии

Кареев Н. И. Очерк истории реформационного движения в Польше

Любович Н. История Реформации в Польше

В данном параграфе мы кратко рассмотрим историю возникновения и распространения феномена европейской Реформации. Ознакомимся с наиважнейшими ее персоналиями и краткими основами их учений. В частности будет рассмотрена история появления и развития такого протестантского направления как кальвинизм, который вслед за остальными протестантскими деноминациями также отрицал иконы в своей богослужебной практике.

XVI век оказался переломным веком для Европы. В течении буквально нескольких десятилетий европейских континент, доселе объединенный одной церковью, оказался разделен в религиозном отношении на два непримиримых лагеря. Подобные последствия оказались побочным следствием начавшейся т. н. «Реформации».

Что же это такое? Как пишет об этом В. П. Слободин Реформация (от лат. Reformatio - преобразование) – это широкое социально-политическое и идеологическое движение против католической церкви, охватившее в XVI веке большинство стран Западной и Центральной Европы. 45

Как гласит легенда, хмурым днем 30 октября 1517 года Мартин Лютер, бывший в то время священником Виттенбергской церкви, прибивает к воротам своей церкви некий текст, состоящий из 95 тезисов, направленный, якобы, против индульгенций и лично папы Римского. С этого неприметного события и ведет свою история Реформация, в будущем расколовшая европейскую цивилизацию на два враждующих лагеря. Но это всего - лишь легенда.

В действительности же у Реформации, как и у любого другого культурно значимого феномена имелась и своя длинная предыстория, и свои мыслители, предвосхитившие ее, но ныне не известные широкому кругу. Но даже, несмотря на всю предысторию, европейскую Реформацию по сложившейся традиции, продолжают отсчитывать от 1517 года и рассматривать деятельность Мартина Лютера как ее зачинателя.

Мы будем двигаться в стезе сложившегося порядка вещей, поэтому историю Реформации тоже будем начинать в XVI веке, рассмотрев деятельность основных реформаторов этого периода - Мартина Лютера, Ульриха Цвингли и Жана Кальвина.

Мартин Лютер родился в 1483 году и происходил из семьи зажиточных бюргеров, выходцев из крестьян. «Вопреки воле отца, прочившего ему карьеру адвоката, в 1505 году Лютер отказался от путей мирянина, вступив в монашеский орден августинцев. Обратившись к изучению источников христианской веры, Лютер своими изысканиями обратил на себя внимание руководителей Ордена и был направлен в университет Эрфурта и затем Виттенберга с целью более углубленного изучения теологии». 46 В 1507 году его посвящают в священники, а в 1512 году он становится доктором и профессором теологии Виттенбергского университета.

Лютер не был спокойным человеком, он во всем искал твердой опоры, твердой истины, на которую мог бы опереться всей душей, всем своим сердцем. Поступив в монастырь, он прилежно и добросовестно исполнял все возложенные на него обязательства. Однако, несмотря на ревностное исполнение монастырских правил, душа его не знала успокоения, Мартин все время ощущал свою греховность. Эта скрытая внутренняя жизнь, а точнее борьба, августинского монаха, не давали ему внутреннего покоя, к которому он так стремился, что и провоцировало его на постоянный духовный поиск. Масла в огонь подлило паломническое путешествие в Рим, совершенное в 1510 году, где Лютер увидел вовсе не образец благочестивого города и впервые столкнулся с продажностью и развращенностью клира Церкви.

Путем внутреннего озарения Мартин Лютер приходит к своим выводам, отличным от официального католического учения. «Лютер осознал, что на прежнем пути тщательного соблюдения предписаний монастырского устава, совершения «добрых дел» просто невозможно обрести душевный покой и спасение. Непременное условие спасения и оправдания – вера, она является Божьим даром, и тот, кто лишен самодовольства, правдив и требователен к себе, тот уже небезнадежен и может надеяться на спасение». 47

Открыв для себя это спасительную истину, Мартин Лютер постепенно начинает разрабатывать эту идею, которая в дальнейшем получит наименование «оправдание верой».

В тот же период в Саксонии появился монах Иоганн Тецель, который абсолютно беззастенчиво, обманом и хитростями, продавал индульгенции, доход от которых должен был идти на возведение храма Св. Петра в Риме.

В католической традиции индульгенция понимается как частичное или полное освобождение от тех временных страданий, которые душе причитается вынести для удовлетворения (сатисфакции) за те грехи, которые ей уже прощены в таинстве покаяния. Освобождение от наказания дается Церковью во имя преизобилующих заслуг Иисуса Христа, который, согласно католической сотериологии, принес большую, чем нужно было, жертву правосудию Божию.

Этот неисчислимый преизбыток заслуг Спасителя, а также заслуги Пресвятой Девы Марии и сверхдолжные заслуги святых, якобы откладываются в виде особого капитала или запаса и составляют то, что называют «Сокровищем Церкви». Церковь черпает из него и распределяет между немощными членами, восполняя недостаток их заслуг.

Акт предоставления индульгенций не был чем-то из ряда вон выходящим, потому что индульгенция не была действительна без предварительной исповеди в том или ином грехе. Но со временем выдачей индульгенций стали злоупотреблять, продавая их за деньги и утверждая, что только с помощью индульгенций и можно заслужить спасение. Именно с этим и столкнулся Мартин Лютер, наблюдая за деятельностью Тецеля.

Участились случаи игнорирования таинства исповеди прихожанами его церкви, которые мотивировали это тем, что грехи им уже отпущены при помощи индульгенций.

Как достаточно образованный и начитанный человек Мартин Лютер не мог оставаться в стороне. Он подготовил текст «95 тезисов об индульгенции» в котором разбирал с богословской точки зрению практику продажи индульгенций. В данных тезисах, предназначенных к неторопливому обдумыванию в узких кругах, нежели к прокламациям на улицах, Лютер довольно мягко критикует верхушку римской церкви, перекладывая всю ответственность за превышение на продавцов индульгенций. Несмотря на умеренный тон в данном документе уже проглядывается его будущая теология «оправдания верой». Он пишет что: «Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное освобождение от наказания и вины, уготованное ему даже без индульгенций». 48 В последующем этот тезис (Sola fide (лат.) - «Только верой») получит всестороннее развитие и станет одним из краеугольных камней протестантской доктрины.

Лютер отослал тезисы на теологический факультет Эрфуртского университета, однако никакого отклика не последовало. Имел ли место факт прибивания этих тезисов к воротам своей церкви, или не имел, доподлинно не известно. Но, несмотря на это «95 тезисов» внезапно получили чересчур широкое распространение. Благодаря налаженной системе книгопечатания их несколько раз переиздавали только в 1517 году. Общество услышало то, о чем раньше говорили лишь вполголоса. Лютер не ожидал подобной известности и поначалу был весьма напуган фактом моментального распространения своих измышлений по всей Европе.

«Тезисы Лютера оживи надежды самых разных сословий. Князья увидели в них подспорье в стремлении прибрать к рукам церковные имущества. <…> Бюргерство было радо избавится от начинавших казаться ему бесполезными церковных поборов». 49

Реакция римской церкви на эти тезисы была резко негативной не только из-за вопроса возможности или невозможности индульгенций, но и из-за того что материальная жизнь церкви, в то время очень сильно зависела от материальных вливаний, которые по большей части приносили именно индульгенции.

Инквизиторы обвинили Лютера в ереси, но в дело вмешался известный и уважаемый ученый того времени Эразм Роттердамский. Он написал письмо курфюрсту Фридриху III Мудрому с просьбой поддержать своего подданного. Последний, будучи сторонником реформы Священной Римской Империи в сторону увеличения прерогатив князей, решил воспользоваться «казусом» в собственных целях. В чисто церковный вопрос все больше и больше начало вливаться политических фигур, которые преследовали свои интересы.

Лютер категорически не хотел признавать свою «еретичность». Он продолжает дальнейшую разработку своей системы, которая станет основой для всего протестантизма. Усугубление разрыва Лютера с церковью стало происходить в 1519 году. На одном из диспутов между ним и его оппонентами он высказал идею что Церковь наличествует всюду, где проповедуется и исповедуется Св. Писание. Лютер отстаивал мнение, что церковные соборы могут погрешать против истины и заблуждаться, а Св. Писание стоит выше соборов и папских декретов. 50 В дальнейшем безусловный примат Св. Писания над Св. Преданием и опора именно на Библию в формировании своей системы богословских взглядов станет базисом для будущих протестантов и получит наименование Sola Scriptura (лат.) - «Только Писание». И хотя Мартин Лютер еще остается в лоне римской церкви и надеется на ее изменение изнутри, ситуация меняется. Нарастающее недопонимание с обеих сторон и откровенное нежелание прислушаться к чужой точке зрения приводит к тому, что в январе 1521 года папа римский издает буллу «Decet Pontifex Romanus» (Учит Римский Первосвященник), в которой бесповоротно отлучает Лютера от церкви.

Как справедливо замечает В. П. Слободин: «Чем дальше шла интеллектуальная борьба между курией и Лютером – тем более на поверхность выплывали вопросы уже не отношения бога и человека, а вопросы церковного устройства и власти папы. Лютер доходит до идеи всеобщего священства, все миряне обладают правом на священство, каким прежде обладало только католическое духовенство. Он отвергал неприкосновенность папы и его прелатов, требовал четкого разграничения прерогативы двух властей – светской и духовной, как и сферы действия двух прав – светского и церковного. Причем светскому праву он придавал первостепенное значение. В произведении «О вавилонском пленении церкви» он подверг сокрушительной критике учение церкви о семи таинствах, признав на основе Священного Писания из семи таинство только три (позже – лишь два, крещение и причащение). Отныне компромисс между Лютером и Римом стал невозможен. Новая теология превратилась в знамя общественной оппозиции». 51

Часть дворянства, а также многочисленные плебеи поддержали Лютера. Это вылилось в Крестьянскую войну 1524 - 1525 годов. Причина ее – налоговый гнет крестьян и непомерные налоги. До этих событий крестьяне фактически не принимали участия в реформационном движении. Но последнее пропагандой идеи «всеобщего священства» и мотивацией принципов «естественного права» и особенно – «божьей справедливости» оказало влияние на пробуждение сознания и рост общественной активности крестьян. 52 Лютер призывал народ к миру, не восставать против своих господ. И хотя восставшие потерпели поражение, эта война ярко показала, что религиозные идеи теперь попали на чересчур плодородную почву политики. Противостояние между одиночкой - богословом и римским двором становится уже противостоянием между различными классами и политическими группировками. Начинается религиозный раскол Европы, который ширится не по дням, а по часам.

Несмотря на острую социально-религиозную борьбу, которая шла в немецких землях, в Швейцарии, параллельно и независимо от деятельности М. Лютера, начиналась своя Реформация, связанная с именем Ульриха Цвингли.(1484-1531). Он был священником и происходил из семьи зажиточных крестьян. Цвингли получил хорошее образование и был дружен со многими гуманистами, (в частности с Эразмом Роттердамским), уважал таких мыслителей как Марсилио Фичино и Пико дела Мирандола.

Как и Лютер, Цвингли опирался на авторитет Священного Писания и отвергал Священное Предание, резко критиковал схоластическое богословие, исповедовал принципы «оправдания верой» и «всеобщего священства», идеализировал раннехристианскую церковь. Цвингли высказывался против путешествий к святым местам, поклонения иконам, указывая что Бог всюду, рядом с человеком и к нему можно обращаться в любое время. В 1516 году он в открытую стал заявлять, что не находит в Библии рациональных оснований для существования института папства. 53 С 1519 года Цвингли приступил в Цюрихе к систематической пропаганде собственного евангельского учения, излагая и комментируя Священное Писание. За основу было взято учение об «оправдании верой», то есть отрицание необходимости посредничества католической церкви, индульгенций, икон, мощей, монашества, целибата, пышности ритуала и т.д. Свои основные идеи Цвингли высказал в программных 67 тезисах (1523) и работах «О божественной и человеческой справедливости» (1523), «Об истинной и ложной вере» (1525), а также в «Изложении христианской веры» (1531).

Цвингли стал отрицать мистический характер евхаристии, что разделило его богословие и богословие Лютера, который держался более традиционного взгляда на это таинство. Швейцарский реформатор считал что причащение - это всего лишь воспоминание об историческом событии - основании Церкви, в то время как Лютер считал, что это в таинстве пресуществления хлеб и вино действительно изменяют свою сущность.

В отличии от реформационной деятельности Мартина Лютера преобразования Цвингли не сразу стали объектом критики местных вышестоящих чинов римской церкви. Благодаря этому Ульрих добился значительных успехов в деле реформации Швейцарии.

Общество реформированной Швейцарии привыкало не только по новому верить, но и по новому жить. Обновление мышления влекло за собой изменения быта. «В Цюрихе Цвингли навел порядок. В городе был введен надзор за нравственной стороной жизни граждан. Не поощрялись танцы в парах мужчин и женщин, даже игра в шахматы и кегли. Священники носили теперь повседневную одежду». 54

Цвингли погиб в сражении с католиками в 1531 году, не успев полностью покорить Швейцарию своему учению. Но в той же Швейцарии суждено взойти новой звезде реформационного движения Европы - Жану Кальвину.

Появление кальвинизма придало новый импульс всей Реформации и в целом вывело реформационное движение на новый уровень. Вот как об этом пишет исследователь Ерохин: «В лице кальвинизма Реформация обрела доктрину, способную распространиться в любой национальной среде. В соответствии с кальвинистскими принципами община верующих могла организовываться вне зависимости от политического строя данной страны. Жан Кальвин дал Реформации доктрину, следуя которой протестантам можно было отстоять свои права во взаимоотношениях со светской властью». 55

Также кальвинизм способствовал новой трудовой дисциплине, качественно изменив категорию труда человека, освятив ее божественным постановлением. Кальвинизм исходит из того, что жизненное предназначение, иначе говоря, призвание Божие, во многом реализуется в повседневном труде. 56 В дальнейшем это положение, как справедливо подметил социолог М. Вебер, способствовало развитию европейского капитализма.

Жан Кальвин родился в 1509 году во французском городе Нуайон в обеспеченной семье. Он получил хорошее теологическое и юридическое образование. Был замкнутым и нелюдимым, но все это компенсировалось его умом. Во время учебы способный ученик часто подменял профессоров на лекциях. Нам остаются неизвестны мотивы его перехода в лагерь протестантов, лишь достоверно известно, что в 1532 году он окончательно принимает протестантизм и примыкает к радикальному крылу французских реформаторов. Впоследствии противостояний с католической властью Кальвин бежит из Франции, и в 1536 году он анонимно выпускает «Наставления в христианской вере», написанные первоначально на латинском языке и предназначавшиеся для узкой прослойки образованных людей. В этой книге была систематически представлена протестантская догматика и теория взаимоотношений между протестантскими общинами и светской властью.

Кальвин хотел уехать в Базель, но в Базель тогда ему можно было безопасно добраться только через Женеву. До Реформации это был богатый город с богатым духовенством и развитой экономикой. В городе стабильно росла преступность и падали нравы. Но постепенно в Женеву стали проникать реформаторские идеи, что привело к своему результату. В городе начинает свою деятельность протестантский проповедник Гийом Фарель. Окончательно же Женева становится протестансткой лишь благодаря политической воле ее правителей. Политические пертурбации вынуждают высший правящий орган города - Городской совет, отринуть католицизм ради сохранения независимости города. Это происходит в 1532 году.

Фарелю с этого момента оказывают чрезвычайное уважение; его представления и проекты называются «божественными». В сельских округах решительно проводится реформация <...> от всех без исключения граждан требуется посещение проповеди. 57 Однако энтузиазма Фареля не хватало и он, узнав, что в Женеве остановился по пути автор знаменитых «Наставлений» упрашивает Кальвина остаться именно в Женеве.

Встав во главе реформации, Кальвин сразу же приступает к активным действиям. В частности, ужесточается законодательство. «Прелюбодеяние начало наказываться смертной казнью, ругательства и проклятия были запрещены. Смертная казнь угрожала также за богохульство». 58

Однако через восемнадцать месяцев его вместе с Фарелем по политическим мотивам изгоняют из Женевы. Кальвин уезжает в Страсбург. Но политическая ситуация снова меняться и представители Женевы упрашивают Кальвина вернуться. И хотя по своему возвращению он избегает резких шагов, вскоре Женева сделалась образцом пуританской строгости. Под запретом оказались игры, музыка, танцы, празднества. Преступность была искоренена, возросло благосостояние граждан.

Положение Ж. Кальвина не было прочным, ибо власть в Женеве постоянно переходила от его сторонников к его противникам и поэтому его статус постоянно менялся. И хотя он не был «диктатором», его авторитет оставался велик.

К 50-60 годам XVI века Женева превратилась в самый твердый оплот европейской Реформации. В 1559 году Кальвин открыл академию для подготовки проповедников, которую возглавил Теодор Беза. В типографиях Женевы десятками тысяч экземпляров печатались протестантские книги для всей Европы. Кальвин стал признанным авторитетом и главой протестантского мира, значение Виттенберга перешло к Женеве. 59

Кальвин умер 27 мая 1546 года. Преемником Кальвина в Женеве стал Теодор Беза, который продолжил развивать основные идеи Кальвина.

Кальвинизм начал активно распространяться по Европе, становясь действенным фактором внутриполитической жизни ряда европейских стран. Характерная для кальвинизма склонность к участию в политической борьбе нашла выражение в том, что его берут на вооружение разного рода оппозиционные силы в обществе, в основном дворянство и буржуазия. Практически везде он был принят оппозиционными элементами в обществе как идеология. В некоторых странах, таких как Франция и Польша, он исчез с арены политической борьбы, в некоторых, таких как Швейцария, Шотландия и Нидерланды - одержал победу.

В качестве примера удачного распространения кальвинизма рассмотрим этапы его распространения и победы в Нидерландах. Кальвинизм там начал укреплять свои позиции с пятидесятых годов XVI века. Распространение кальвинизма происходило из города Эмден, что находился на северо-западе Германии. Какое-то время в конце XVI века его даже называли «Женевой севера». Эмден выполнял роль «материнской церкви» для кальвинистских общин стран северной Европы, в особенности Нидерландов. 60

В самих Нидерландах католические власти немедля стали преследовать приверженцев «ереси», в результате чего многие кальвинисты стали приходить на проповеди вооруженными, что только усиливало градус конфронтации. Приобретая последователей в среде городского населения, кальвинизм становился знаменем антииспанской оппозиции. В 1562 году на сторону кальвинистов перешла часть аристократии, во главе с принцем Вильгельмом Оранским, потребовавшая от испанского короля вывода испанских войск и отмены законов против еретиков. В 1563 году возник «Союз дворян», выдвинувший схожие требования. В ответ на это испанские власти учреждают в Нидерландах инквизицию. В обществе стала складываться взрывоопасная ситуация, которая нашла свой закономерный выход в виде массового восстания.

Нидерландская буржуазная революция началась 10 августа 1566 года в Западной Фландрии как иконоборческое восстание. Подстрекаемые кальвинистскими пасторами крестьяне, горожане и присоединившиеся к ним дворяне громили католические церкви и монастыри, уничтожали иконы и статуи святых, предметы церковного культа. В ответ на это, в восставшие провинции была послана карательная армия герцога Альбы.

Историк Виппер пишет об этом периоде: «Множество людей, разоренных или преследуемых за веру, бежало из страны; частью они бросились на родную стихию нидерландцев, море, и обратились в пиратов. Эти «морские гезы» захватили несколько прибрежных мест и оттуда жестоко обрушивались на католиков, как испанцев, так и своих единоплеменников; они вешали священников, издевались над церковными святынями; некоторые носили шляпы с полумесяцем и надписью: «лучше будем турками, чем папистами»». 61

В 1572 году наступил новый этап революции, когда вспыхнуло восстание против испанцев в северных провинциях страны. На собрании штатов Голландии, куда прибыли участники восстания, принц Оранский был назван верховным статхаудером, то есть наместником короля. Из конфискованных церковно-монастырских имуществ и других поступлений был создан фонд для оплаты военных расходов. В частности, в сфере религиозной жизни была провозглашена свобода совести. В 1576 году в г. Гента собрались Генеральные штатаы и обьявили о взятии власти в свои руки.

Однако только с принятием 23 января 1579 году Утрехтской унии борьба кальвинистов против испанской короны и ее наместников приняла необратимый характер. В 1581 году штаты, собравшиеся в Гааге, объявили Филиппа II низложенным. Новое государство стало называться Соединенными Провинциями или просто республикой Голландией – по имени самой многолюдной и богатой из семи провинций, составивших союз.

Итогом многолетней борьбы кальвинстских штатов с испанской короной стало не просто образование нового государства на карте Европы. «С достижением политической независимости республика Соединенных провинций становится, пожалуй, самой свободной для протестантов страной в Европе. В городах здесь действовали кальвинистские консистории. В Нидерландах находили убежище английские пуритане, другие протестанты из разных европейских стран. Здесь, в Лейдене, жили также и английские конгрегационалисты, которые впоследствии, в сентябре 1620 года отправились на судне «Мэйфлауэр» в Северную Америку». 62

Мы рассмотрели довольно краткий, но очень важный исторический период европейской истории, который был ознаменован появлением новой религиозной конфессии внутри христианского мира. Мы увидели что стихийно начавшаяся Реформация, возникнув вначале как внутрицерковный сухой догматический спор сразу же привлекла к себе внимание широких кругов, которые, воспользовавшись удобным поводом, включились в борьбу за свои интересы. Практически везде распространение реформационных идей не было мирным и часто приводило к политической борьбе и радикальным переворотам в обществе. С появлением протестантизма началась новая веха в общественном и политическом развитии Европы, что продолжает оказывать непосредственное влияние, в том числе и на современный мир.