Карл маркс - биография, информация, личная жизнь. Краткая биография карла маркса Избрание императора, реформы

ге / 18.02.2016 Прикольны отзывы о манифесте. Особенно если учесть что его изучали в 8 классе, когда мозги еще ничего не понимали из устройства общества. Читать надо всем - согласен. Только это не программа для людей, а программа всяких сионистов по мирному захвату мировой власти, что реально мы и видим. В месте с протоколами очень ценное произведение. И некоторым восторженным напомню, что этот дегенеративный коротышка патологически не навидел славян, а своих детей уморил голодом имея средства, да и их однополый брак с богатеньким буратином тоже не наша ценность. оргий

Гость / 13.02.2016 Пройдёт добрая тысяча лет, прежде чем твердолобые Георгии П переведутся и мир приблизится к социальному равенству и справедливости. Для всех, кто сомневается - Карл Маркс - это философ - гений и экон. теоретик, открывший глаза человечеству на суть кап. производства и описавший, как работала машина капитализма в XIX веке в I-ом томе Капитала (продолжение читать не следует, потому что оно добавлено и разбавлено Энгельсом, упростившим экон. теорию Маркса)

ГеоргийП / 12.02.2016 Не зря говорят, что дьявол прячется среди чернил. Несомненно почитать полезно, особенно сионистский манифест, где четко изложена программа мирового господства через экономические инструменты. А отзывы просто восхищают. Маркс патологически ненавидел славян и поклонялся немцам.Сам был ярко выраженный дегенерат, а для мировозренческих наук это важная черта. Руководствуясь его учением Россия была ввержена в кровавую тьму его соплеменниками, но только малая часть человека связана с его физическим телом и игнорируя его духовные части и строя подобие рая без Бога попадешь только в царство тьмы, что и произошло. Восхвалять этого христопродвца - это равносильно праздновать 23.02 803 - это один праздник, раздвоившийся из-за смены календаря и посвящен как раз соплеменницам этого коротышки из ЧК, убивших тысячи наших соплеменников, но годы атеизма сделали свое дело и народ радостно пляшет на гробах своих предков.

Михаил / 11.02.2016 Карл Маркс, без преувеличения, величайший мыслитель не только ХIХ века, но возможно и всей после римско-гречесекой цивилизации. Каждый человек должен ознакомиться с его исполинскими трудами. Хотя бы с "манифестом".

Александр / 2.02.2016 Очень интересно читать Карла Маркса как философа.
Молодые!!! Читайте и не ЖАЛЕЙТЕ НА ЭТО ВРЕМЯ!!!

Доктор / 26.01.2016 Зачем вообще читать первоисточники...Давайте рассуждать о крахе и подъеме Голливуда, не видя ни одного фильма. Давайте сталкивать философов, не читая их работ. Давайте спорить о вкусе устриц и кокосовых орехов с теми, кто их ел. До хрипоты, до драки, воспринимая вкус еды на слух, цвет на зуб, вонь на глаз, представляя себе фильм по названию, живопись по фамилии, страну по «Клубу кинопутешествий», остроту мнений по хрестоматии...

Анатолий / 5.01.2016 Уважая народную мудрость, что "дурной пример заразителен", можно предположить, что не один американский богач в своих сладких снах видел себя сидящим в вашингтонском кремле социалистической америки, умилённо радуясь, как народ покорно обслуживал тараканьи бега его безмозглой задницы. "Марксизм не догма, а руководство к действию" - именно таким путем идут передовые страны запада и Китай в текущем тысячелетии, наполняя новым содержанием безжалостную цифирь прибавочной стоимости. "Учение Маркса всесильно, потому что оно верно" - экономические успехи западной цивилизации, китайского народа подтверждают это. Но верность марксизма следует искать не в идеологии, не в кровавых песнопениях, а как точный инструмент налаживания взаимовыгодного экономического сотрудничества в государстве, а затем и в условиях глобализации.

Александр / 16.11.2015 Манифест Коммунистической партии является последним откровением Господа Бога нашей Цивилизации, данные через Карла Маркса как нам жить,Через социализм прийти к Коммунизму. За невыполнение воли Бога мы были наказаны Первой и Второй Мировой войной. Иисус из Назарета и Карл Маркс были посланниками господа Бога на Земле. Через них напрямую Господь Бог и святые Духи Архангелов давали Откровения и Повеления. Они были связаны сними через голубой луч.

Гость / 6.05.2015 инна! а мне было очень интересно прочесть,и не надо язвить!

Проффесор Лафайет / 6.04.2015 Простым языком про капитал Маркса:
http://youtu.be/IeN8L5y6oAI

Амилиус / 29.04.2013 В 2013 году Карлу Марксу исполняется 195 лет. Юбилей! И его день рождение совпал с православной пасхой. Как мило! Как видно эта личность и её труды не вызывает жаркой полемики на этом сайте. В 2013 году также исполнилось 130 лет со дня смерти этого человека.

Карл Генрих Маркс (нем. Karl Heinrich Marx; 5 мая 1818, Трир - 14 марта 1883, Лондон) - немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт, политический журналист, общественный деятель.

Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике - теорию прибавочной стоимости, в политике - теорию классовой борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название «марксизм». Автор таких работ, как «Манифест коммунистической партии» (впервые опубликован в 1848 году), «Капитал» (впервые опубликована в 1867 году). Некоторые его работы написаны в соавторстве с единомышленником Фридрихом Энгельсом.


Карл Маркс был третьим ребёнком в семье трирского адвоката еврейского происхождения Генриха Маркса (1777-1838), происходившего из рода раввинов.

Родился в Трире по адресу Брюккергассе/Brückergasse, 664 (теперь Brückenstraße, 10 - музей).

15 октября 1819 года их семья переехала в новый дом по адресу Симеонштрассе/Simeonstraße, 8 (теперь на этом месте установлена памятная плита).

Мать - Генриетта Маркс, урожд. Прессбург (или Пресборк, нем. Henrietta Pressburg, нидерл. Henrietta Presborck) (1787-1863), происходила из г. Нимвегена (современный Неймеген, Нидерланды) из семьи раввинов.

Незадолго до рождения Карла, его отец в 1817 году принял христианство (лютеранство), чтобы не лишиться звания судебного советника. Его дети, в том числе сын Карл, крестились в 1824 году, жена приняла христианство в 1824 году после смерти её родителей, которые, как семья раввинов, были против такого шага.

В 1830-1835 годах Карл посещал гимназию Фридриха-Вильгельма (Friedrich-Wilhelm-Gymnasium (FWG)) города Трир, которую закончил в 17-летнем возрасте.

В гимназическом сочинении «Размышления юноши при выборе профессии» в 1835 г. Карл Маркс написал: "Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым учёным, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком".

Окончив гимназию в Трире, Маркс поступил в университет, сначала в Боннский, где проучился два семестра, потом в Берлинский, где изучал юридические науки, историю, историю искусств и философию.

В 1837 году тайно обручился с Женни фон Вестфален (нем. Jenny von Westphalen), 1814 года рождения, происходившей из аристократического рода, которая позже стала его женой. Женни была подругой его старшей сестры Софи.

В 1839 году Карл Маркс написал работу «Тетради по истории эпикурейской, стоической и скептической философии».

В 1841 году Карл Маркс окончил Берлинский университет экстерном, представив докторскую диссертацию под названием «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура». Диссертацию он защитил в Йенском университете из-за материальных трудностей её защиты в Берлинском университете.

По своим взглядам Маркс был тогда гегельянцем-идеалистом. В Берлине он примыкал к кружку младогегельянцев (Бруно Бауэр и др.), которые были склонны делать атеистические и революционные выводы из философии Гегеля. Позднее уже 40-летний Маркс писал Энгельсу: «По части метода обработки материала большую услугу оказало мне то, что я по чистой случайности перелистал „Логику“ Гегеля, - Фрейлиграт нашёл несколько томов Гегеля, принадлежавших прежде Бакунину, и прислал мне их в подарок. Если когда-нибудь снова наступит время для подобных работ, я охотно изложу на двух - трёх печатных листах в доступной обыкновенному человеческому рассудку форме то рациональное, что есть в методе, который Гегель открыл, но в то же время и мистифицировал».

По окончании университета Маркс переселился в Бонн, рассчитывая стать профессором.

Он собирался преподавать вместе с Б. Бауэром философию в Боннском университете, проектировал издание при участии Людвига Фейербаха журнала под названием «Архив атеизма», хотел писать работу о христианском искусстве. Но реакционная политика правительства и семья заставили Маркса отказаться от учёной карьеры. В это время рейнские радикальные буржуа, имевшие точки соприкосновения с левыми гегельянцами, основали в Кёльне оппозиционную газету «Rheinische Zeitung» (начала выходить 1 января 1842 года).

В 1842-1843 годах Карл Маркс работал журналистом и редактором этой газеты, зарабатывая 500 талеров. В начале Маркс высказывался за отмену цензуры, затем перешёл к открытой критике правительства (многие его статьи были либо запрещены цензурой, либо подвергались жёсткой правке).

К началу января 1843 года в своих статьях Маркс почти открыто призывал к революционному свержению прусской монархии и замене её демократией. Это переполнило чашу терпения правительства, и в марте 1843 года газету закрыли. Маркс ещё раньше был вынужден оставить должность редактора, но и его уход не спас газету. Работа в газете показала Марксу, что он недостаточно знаком с политической экономией, поэтому он усердно принялся за её изучение, продолжая работать журналистом.

Летом 1843 года Маркс написал работу «К критике гегелевской философии права», посвященную критике идеалистических взглядов Гегеля на общество.

После попытки прусского правительства подкупить Маркса, предложив ему перейти на прусскую государственную службу, под угрозой ареста молодая семья переезжает в Париж в конце октября 1843 года, где Маркс подружился с и Фридрихом Энгельсом. С последним его до конца жизни связывали узы дружбы и совместная работа. Именно Энгельс обратил внимание Маркса на положение рабочего класса.

В Париже Маркс вступил в непосредственный контакт с рабочими организациями, как французов, так и немецких эмигрантов, познакомился с П. Ж. Прудоном, русскими эмигрантами , В. П. Боткиным. Он завязал широкие знакомства с французскими радикальными кругами, с представителями революционных кругов различных стран, жившими в Париже.

В 1844 году совместно с Арнольдом Руге выпускает единственный сдвоенный номер журнала «Немецко-французский ежегодник», после издания которого расходится с Руге из-за политических взглядов.

В начале февраля 1845 г. Маркс был выслан из Парижа и переехал в Брюссель (куда приехал и Энгельс). В Брюсселе Маркс и Энгельс написали работу «Немецкая идеология», в которой выступили с критикой идей Гегеля и младогегельянцев. Весной 1847 года Маркс и Энгельс примкнули к тайному пропагандистскому обществу, международной организации «Союз справедливых» (был преобразован в «Союз коммунистов»), организованной немецкими эмигрантами. По поручению общества они составили программу коммунистической организации - знаменитый «Манифест коммунистической партии» , опубликованный 21 февраля 1848 года в Лондоне.

После начала февральской революции 1848 г. Маркс был выслан из Бельгии. Он вернулся в Париж, а после мартовской революции переехал в Германию, в Кёльн. Там ему удалось в короткие сроки совместно с Энгельсом организовать выпуск большой ежедневной революционной газеты «Neue Rheinische Zeitung». Первый номер газеты вышел 1 июня 1848 года. В редакционный комитет газеты вошли: Карл Маркс - главный редактор, Генрих Бюргерс, Эрнст Дронке, Фридрих Энгельс, Георг Веерт, Фердинанд Вольф, Вильгельм Вольф - редакторы. Состав редакции определял характер газеты как направляющего и организующего органа Союза коммунистов.

«Neue Rheinische Zeitung» ставила своей целью представлять читателям глубокий анализ важнейших революционных событий в Германии и Европе. Газета прекратила своё существование после поражения майских восстаний 1849 года в Саксонии, Рейнской Пруссии и Юго-Западной Германии и начавшихся репрессий против её редакторов. 19 мая 1849 года вышел последний номер, отпечатанный красной краской.

Карл Маркс был выслан из Германии 16 мая 1849 года и со своей семьёй сначала отправился в Париж, но после демонстрации 13 июня 1849 года был выслан и оттуда. В конечном счете Маркс с семьей переехал в Лондон, где жил до самой смерти и создал свои главные экономические произведения, включая «Капитал».

Условия эмигрантской жизни были крайне тяжелы, Маркс с семьёй жил исключительно за счёт постоянной финансовой поддержки Энгельса, небольших наследств от родственников и случайных заработков от написания статей в газеты.

В одном из писем с просьбой о денежной помощи Маркс пишет: «Женни больна. Моя дочь Женни больна. У меня нет денег ни на врача, ни на лекарства. В течение 8-10 дней семья питалась только хлебом и картофелем. Диета не слишком подходящая в условиях здешнего климата. Мы задолжали за квартиру. Счета булочника, зеленщика, молочника, торговца чаем, мясника - все не оплачены».

Историк Н. И. Басовская отмечает, что в условиях крайней нужды Маркс сделал попытку продать некоторые предметы из семейного серебра фон Вестфален, но был задержан полицией, подозревавшей его в воровстве, и благополучно вызволен своей женой Женни.

В 1850-х годах Маркс приступил к систематической разработке своей экономической теории, интенсивно занимался в библиотеке Британского музея. Наряду с изучением политической экономии, социальной философии, права и других социальных наук, Маркс осваивал огромный фактический материал различных научных дисциплин (вплоть до математики, агрохимии и минералогии).

В Лондоне Маркс вёл активную общественную деятельность. В 1864 году он организовал «Международную рабочую ассоциацию» (International Workingmen’s Association, позднее переименована в Первый Интернационал) - первую массовую международную (секции этого товарищества рабочих были образованы в большинстве стран Европы и в США) организацию рабочего класса.

Вначале организация состояла из анархистов, британских тред-юнионистов, французских социалистов и итальянских республиканцев. Позже острые разногласия между Марксом и лидером анархистов Михаилом Бакуниным о сути коммунистического общества и пути его достижения привели к разрыву с анархистами, которые на Гаагском конгрессе в сентябре 1872 года были изгнаны из организации.

В 1872 году, после разгрома Парижской коммуны и в условиях нарастающей реакции, Первый Интернационал переехал в Нью-Йорк, однако 4 года спустя в 1876 году он был распущен на Филадельфийской конференции.

Все попытки восстановления организации на протяжении последующих 5 лет не увенчались успехом. Однако Второй Интернационал, в который входили левые партии Англии, Франции, Германии, Испании и многих других стран Европы, был учреждён через 6 лет после смерти Маркса, в 1889 году, как преемник Первого Интернационала.

В мае 1867 года вышел в свет первый том «Капитала».

Карл Маркс умер в Лондоне в 1883 году в возрасте 64 лет. Похоронен на Хайгейтском кладбище.

2-й (1885) и 3-й (1894) тома «Капитала» были изданы Энгельсом после смерти Маркса, который, готовя их к печати, писал: «я работаю над неструктурированными рукописями второго, третьего тома „Капитала“, я почти ничего не понимаю, работаю с трудом».

Дети Карла Маркса:

Маркс и Женни фон Вестфален (1814-1881) прожили в браке почти 40 лет и имели 7 детей, четверо из которых умерли в детском возрасте:

Женни (1844-1883), жена Шарля Лонге;

Лаура (1845-1911), жена Поля Лафарга;

Эдгар (1847-1855);

Генри Эдвард Гай («Гвидо») (1849-1850);

Женни Эвелин Фрэнсис («Франциска») (1851-1852);

Элеонора (1855-1898), жена Эдуарда Эвелинга;

Один ребёнок, который родился в 1857 году, умер до того, как ему дали имя.

Две дочери Маркса покончили жизнь самоубийством.

Также существует версия, что Маркс был отцом ребёнка, которого родила в 1852 году хозяйка-экономка его семьи Елена Демут («Ленхен»). Историк Н. И. Басовская отмечает, что причиной этих разговоров стало незамужнее положение Ленхен и её проживание в семье Маркса с ранних лет. Отцовство ребёнка, названного Фредди, взял на себя Энгельс. Через некоторое время мальчик исчез, поскольку вероятно был отдан на воспитание в другую семью.

Работы Карла Маркса:

Тетради по истории эпикурейской, стоической и скептической философии (1839)
Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура (1841)
К критике гегелевской философии права (1843)
Экономическо-философские рукописи (1844)
Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании (1844)
Тезисы о Фейербахе (1845)
Немецкая идеология (1846)
Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона (1847)
Наемный труд и капитал (1847)
Заработная плата (1847)
Манифест коммунистической партии (1848)
Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта (1852)
Очерк критики политической экономии (Grundrisse) (1857-1858)
Статьи об отмене крепостного права в России (1858)
К критике политической экономии (1859)
Статьи о Гражданской войне в США (1861)
Заработная плата, цена и прибыль (1865)
Капитал, т. 1. (1867)
Гражданская война во Франции (1871)
Критика Готской программы (1875)
Капитал, т. 2. (1885)
Капитал, т. 3. (1894)
Капитал, т. 4. (1905-1910)
Математические рукописи (изданы в СССР в 1968 г.)


МАРКС, КАРЛ (Marx, Karl) (1818–1883), создатель системы мышления, называемой марксизмом. Основные социальные и политические идеи Маркса получили широкое распространение после его смерти. Еще в конце 1980-х годов почти половина населения земного шара проживала в странах, режимы которых называли себя марксистскими.

Карл Генрих Маркс родился 5 мая 1818 в семье среднего достатка в немецком городе Трире (в прирейнской Пруссии). Его предками по материнской и отцовской линии были целые поколения раввинов, его отец, хотя и был типичным рационалистом, согласился на крещение в евангелической церкви, чтобы не потерять должность (1824). Карл был крещен в шестилетнем возрасте. В 17 лет поступил в Боннский университет на юридический факультет и окунулся в атмосферу романтизма , особенно после помолвки с Женни фон Вестфален, отец которой, барон фон Вестфален, видный гражданин Трира, пробудил у Маркса интерес к литературе романтизма и утопическому социализму последователей Сен-Симона.

Спустя год отец Маркса направил его в более престижный Берлинский университет, где Карл проучился четыре года. В Берлине он оставил романтические взгляды и испытал влияние философии Г.В.Ф.Гегеля , а позднее Л.Фейербаха . Много времени Маркс проводил в компании левых гегельянцев во главе с Бруно Бауэром, стремившимся обратить мировоззрение Гегеля против религиозного, политического и философского status quo. Представив докторскую диссертацию о различии натурфилософии Демокрита и Эпикура , Маркс рассчитывал получить место преподавателя в университете (в 1841 он получил степень доктора в Йенском университете). Но когда Бауэра уволили за неортодоксию (1839), Маркс обратился к журналистике и сотрудничал в кёльнской «Рейнской газете» («Rheinische Zeitung»), оппозиционном издании, основанном рейнскими промышленниками-либералами. Вскоре Маркс стал редактором газеты, однако в мае 1843 она была закрыта властями после публикации статьи о бедственном положении виноделов долины Мозеля, что заставило Маркса (по свидетельству Энгельса) от чистой политики перейти к изучению экономики и далее к социализму. Летом 1843 он женился на Женни фон Вестфален. В том же году Маркс написал большую работу с решительной критикой гегелевского оправдания современного немецкого государства. Не найдя работы в Германии , он решил эмигрировать в Париж .

Этому способствовали интерес к проблемам социализма и перспектива издания журнала, соединяющего немецкую теорию с французскими политическими идеями («Немецко-французский ежегодник», «Deutsch-französische Jahrbücher»). Париж был идеальным местом для начинающего социалиста. Опубликовав две статьи, Маркс вскоре порвал с другом и соредактором журнала А.Руге, увлекшись коммунистическими идеями и общением с немецкими и французскими рабочими. За лето он написал несколько работ, известных как Экономическо-философские рукописи 1844 года (Ökonomisch-philosophische Manuskripte aus dem Jahre 1844 , опубл. в 1932). В сентябре того же года Маркс познакомился с Ф.Энгельсом, который благодаря отцу – компаньону в текстильной фирме в Манчестере – снабжал Маркса практическими сведениями о капиталистическом производстве и оказывал постоянную финансовую поддержку. Прочная дружба с Энгельсом согревала Маркса всю его жизнь.

После высылки из Парижа осенью 1844 Маркс три года провел в Брюсселе и совместно с Энгельсом написал в 1844 изданное во Франкфурте-на-Майне Святое семейство (Die heilige Familie , 1845), содержавшее критику Б.Бауэра, и в 1845–1846 трактат Немецкая идеология (Die deutsche Ideologie , опубл. в 1932). В 1847 в Брюсселе вышла работа Маркса с критикой взглядов Прудона – Нищета философии (Misere de la philosophie ). Там же Маркс организовал международную сеть комитетов для связи между немецкими, французскими и английскими коммунистами и социалистами и обмена информацией. В 1847 во время поездки в Англию он встретился с лидерами Лиги справедливых, полулегальной группы главным образом немецких эмигрантов-ремесленников, и вступил в члены этой организации. В 1847 на основе Лиги был образован международный Союз коммунистов, и его 2-й конгресс поручил Марксу и Энгельсу составить программу Союза.

Манифест коммунистической партии (Manifest der Kommunistischen Partei , 1847–1848) был только-только составлен, как начались революции во Франции , Италии и Австрии . Маркс был выслан из Бельгии и вернулся в Париж по приглашению либерального временного правительства. К марту 1848 революция достигла Пруссии, и Фридрих Вильгельм IV был вынужден даровать народу парламент, свободную прессу и созвать ассамблею для принятия конституции. Маркс выехал в Кёльн и начал энергичную журналистскую деятельность в «Новой рейнской газете» («Neue Rheinische Zeitung»), призывая к конституционной демократии и войне с Россией . После поражения революции Маркс был отдан под суд, а затем выслан из Германии. Он вернулся в Париж, однако в июле 1849 был вновь выслан и в августе отправился в Англию. Анализ революции был проведен в его блестящей работе 18 брюмера Луи Бонапарта (Der Achtzehnte Brumaire des Louis Napoleon , 1852) и в серии статей, написанных с 1848 по 1849 (опубл. в 1850 в «Новой рейнской газете»; расширенное издание было выпущено в 1895 Энгельсом под названием Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 (Die Klassenkämpfe in Frankreich 1848 bis 1850 ).

Первые годы в Лондоне были отмечены глубокой хронической бедностью: Маркс не только не имел необходимых средств к существованию, но и не умел распоряжаться деньгами, когда они появлялись. Вскоре после прибытия в Англию у Женни родился четвертый ребенок, а затем еще два малыша. Трое детей в семье умерли, и вырастить удалось только трех дочерей (кроме того, у Маркса был еще незаконнорожденный сын от служанки, что хранилось в тайне вплоть до кончины Энгельса). В 1856 Маркс писал Энгельсу: «Моя жена больна, моя маленькая Женни больна... я не могу вызвать врача, так как не имею денег на лечение. Восемь дней я кормил семью хлебом и картофелем...». Это было одно из многих писем о помощи. В 1856 благодаря небольшому наследству семья переехала в новый дом, однако упорное стремление Маркса поддерживать видимость благополучия вскоре вновь привело к финансовым затруднениям. В 1864 наследство, доставшееся от матери, и деньги, завещанные В.Вольфом, принесли облегчение семье. Однако тогда же ухудшилось здоровье Маркса.

По прибытии в Лондон Маркс присоединился к Союзу коммунистов и возобновил журналистскую деятельность. Изучение экономики убедило его, что «новая революция возможна только вследствие нового кризиса», и он отошел от активной политической деятельности и посвятил себя исследованию «законов движения капиталистического общества». Регулярным источником средств в 1850-х годах (кроме денежных переводов Энгельса) были статьи в «Нью-Йорк трибюн» («New York Tribune»), радикальной (фурьеристской) газете, выходившей в США (почти 500 статей). Однако сам он считал главной своей целью исследование экономики. Первой опубликованной работой по экономике была его книга К критике политической экономии (Zur Kritik der politischen Ökonomie , 1859), вышедшая в Берлине. Результаты всей работы по исследованию экономических отношений в виде многочисленных рукописей были опубликованы посмертно, но довести до конца удалось лишь опубликованный в Гамбурге первый том Капитала (Das Kapital , 1867, второй и третий тома, отредактированные Энгельсом, были опубликованы в 1885 и 1894, четвертый том – «Теории прибавочной стоимости» – был опубликован К.Каутским в 1902). Капиталу , по признанию Маркса, он принес в жертву здоровье, счастье и семью.

В 1864 Маркс начал энергичную деятельность в Международном товариществе рабочих (более известном как 1-й Интернационал). В течение восьми лет он был самым влиятельным членом Генерального совета, откликаясь на важнейшие события политической жизни: поддерживал стремление Польши к независимости и идею ирландского Гомруля, призывал к сокращению рабочего дня, выступал за передачу земли в общественную собственность. После кровавого подавления Парижской коммуны Маркс написал опубликованный в Лондоне памфлет Гражданская война во Франции (Civil War in France , 1871). Раскол в Интернационале между сторонниками Маркса и анархистами во главе с М.Бакуниным (которого Маркс считал русским агентом, а тот в свою очередь называл Маркса «авторитарным коммунистом») привел к ослаблению организации после переезда ее штаб-квартиры в Нью-Йорк (1872), а затем и к роспуску в 1876.

Последние десять лет жизни Марксу уже не нужно было заботиться о хлебе насущном. Проданная Энгельсом доля в манчестерском хлопчатобумажном бизнесе обеспечила Марксу приличное содержание. Однако после того, как в 1873 с Марксом случился удар, его творческие способности ослабли. Впрочем, он продолжал работать над новым изданием Капитала и внимательно следил за развитием немецкой социал-демократии (в частности, за деятельностью Ф.Лассаля). К этому периоду относится его работа Критика Готской программы (Kritik des Gothaer Programms , 1875). Смерть жены в 1881 и старшей дочери в 1883 лишила его всякого желания продолжать жизнь. Умер Маркс 14 марта 1883 в Лондоне.

Сам Маркс характеризовал свою концепцию как «материалистическое понимание истории» и утверждал, что ключом к постижению человеческой культуры и истории является производственная деятельность, труд. В Капитале суммирован взгляд на труд как инструмент самосозидания человека. Идеи и понятия – политические, философские или религиозные – вторичны. История – не результат случайности, не плод действий великих личностей или влияния сверхъестественных сил; история есть творение человеческой деятельности в целом и подчиняется вполне определенным законам. Стала классической принадлежащая Марксу краткая формулировка сути исторического материализма: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому способствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Маркс особенно интересовался переходом от феодализма к капитализму. Некоторые из самых ярких страниц Капитала посвящены т.н. первоначальному накоплению, создавшему буржуазию – класс, который монополизировал собственность на общественно значимые средства производства. Ключ к пониманию капиталистической системы, по мнению Маркса, заключается в том, что обмен деньгами и услугами между капиталом и трудом является неравным обменом. Существенно то, что капиталист эксплуатирует рабочих, которые должны работать больше, чем требуется для простого возмещения стоимости жизни – пищи, одежды, жилища для них и их семей. Норма прибыли капиталистов тем не менее имеет тенденцию к понижению, так как конкуренция вынуждает их заменять человеческий труд машинами, которые обходятся дешевле, но не производят прибавочной стоимости. В результате усиленной эксплуатации доходы рабочих относительно (а возможно, и абсолютно) уменьшаются, а конкуренция постоянно угрожает безработицей. И наконец, предсказывает Маркс: «Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют».

Однако процесс разрушения капиталистической системы не является автоматическим, он требует революционного акта, в котором пролетариат свергнет существующее государство и упразднит частную собственность и классы. Существенную роль должна сыграть именно политическая революция, поскольку государство – главный институт капиталистического общества. Политическая власть, по Марксу, – организованная сила одного класса для подавления и угнетения другого. «Современная государственная власть – не что иное, как комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии». В ходе истории каждый способ производства – античный, феодальный и капиталистический – порождает соответствующие политические организации для защиты интересов правящего класса. Крупная промышленность и всеобщая конкуренция современного капитализма создали современное либерально-демократическое государство, позволившее буржуазии наиболее эффективно проводить в жизнь свои классовые интересы.

Сам Маркс ожидал, что пролетарская революция произойдет в индустриализованных странах Западной Европы, хотя в конце жизни предположил, что Россия может миновать капиталистическую стадию развития и построить коммунизм на базе традиционной крестьянской общины. Такая революция должна быть насильственной, хотя некоторые страны (Великобритания или США), по его мнению, могли бы прийти к социализму и мирным путем. Хотя Маркс неоднократно подчеркивал, что не намеревается писать «рецепты для кухни будущего», он все же набросал грубыми штрихами свою концепцию посткапиталистического общества. Коммунизм невозможно осуществить сразу после революции, поскольку «между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата».

После смерти Маркса многие его произведения были подготовлены к печати и опубликованы Ф.Энгельсом. Взгляды основателя марксизма легли в основу социалистического движения и государственной политики многих стран и сохраняли влияние вплоть до конца 20 в.

Будущий философ родился 5 мая 1818 года в семье этнических евреев Генриха Маркса и Генриетты Маркс в немецком городе Трире. Родители принадлежали двум крупным семействам раввинов. Отец Карла занимался юриспруденцией и ради карьеры стал приверженцем лютеранского вероисповедания. Мать вместе с детьми покрестилась через семь лет после мужа, в 1824 году. Карл Маркс был третьим ребенком в многодетной семье. Большое влияние на воспитание мальчика оказал отец, поклонник идей эпохи просвещения и кантовской философии.

Друг Генриха Людвиг фон Вестфален познакомил юного Карла с философией античности, литературой Возрождения. В 1835 году юноша закончил Трирскую гимназию Фридриха-Вильгельма, в которой получил основы знаний математики, латинского, немецкого, греческого и французского языков. После чего поступил в университет города Бонна, а затем перевелся в Берлин. На лекциях студентам преподавали философию, юриспруденцию и историю. Самостоятельно изучив труды мыслителей прошлого, Маркс взял за основу собственного мировоззрения учение Гегеля, в котором юношу привлек атеистический и революционный аспекты.


Под руководством Людвига фон Вестфалена Карл Маркс в 24 года создает диссертацию на тему изучения философских теорий Эпикура и Демокрита. Помимо классической философии Карл Марк особое внимание уделял работам Фейербаха, Смита, Рикардо, Сен-Симона и других мыслителей современности.

Общественно-политическая деятельность

В начале карьеры Маркс намеревался стать профессором Боннского университета, но реакционное правительство в конце 30-х годов уже начало чистку среди преподавательского состава вуза, чтобы уничтожить ростки левого движения на корню. Вслед за Людвигом Фейербахом был уволен профессор Бруно Бауэр, поэтому Маркс отказался от идеи преподавания.


Через год выходит книга Маркса «К критике гегелевской философии права». Молодой человек устраивается на работу в «Рейнскую газету», где ведет политическую колонку. Философ выступал с резкой критикой правящего режима. В конечном итоге со страниц издания Маркс стал призывать к свержению существующего режима, чем навлек на себя гнев правительства. Во время работы редактором газеты Карл понял, что слабо представляет себе структуру политической экономии, поэтому углубился в изучение интересующего вопроса.


Молодого журналиста-философа, который получает поддержку у населения Пруссии, правящая верхушка пытается привлечь на свою сторону. Но Маркс не соглашается на компромисс с полицейским режимом. За такое решение молодого мыслителя принуждают к депортации. Осенью 1843 года Карл Маркс вместе с родными в спешном порядке покидает родину и переселяется в столицу Франции.

В Париже философ знакомится с будущим соратником , а также с немецким поэтом Генрихом Гейне. Два года реформатор вращался в радикальных кругах Франции. Маркс знакомится с идеями основоположников анархизма П. Прудона и М. Бакунина.


После 1845 года Карл Маркс переезжает в Бельгию. Вместе с Энгельсом философ становится участником тайного международного общества «Союз справедливых», который был организован в Брюсселе гражданами Германии. Подпольщики поручили двум деятелям создать текст программы коммунистического общества. В результате совместного труда Маркса и Энгельса был написан «Манифест коммунистической партии», который выпустили ограниченным тиражом на лондонской типографии в начале 1848 года.


В этом же году бельгийские власти вынуждают Маркса покинуть страну, и теоретик коммунизма на месяц переезжает в Париж, откуда отправляется обратно в Германию. В Кельне под руководством Маркса и Энгельса начинает работу революционное издание «Neue Rheinische Zeitung», но в течение года его выпуск прекращается в связи с поражением рабочих восстаний в Саксонском, Рейнском и Юго-западном округах Германии. Начинаются репрессии.

Лондонский период

Работа в политическом издании компрометирует Карла перед властями, и ученый вместе с семьей в начале 50-х эмигрирует в Лондон. Именно в Великобритании в 1867 году появился главный труд в биографии Маркса - «Капитал». Философ много работает над изучением различных областей науки, среди которых особое внимание Маркса привлекли социальная философия, политическая экономия, математика, агрохимия и минералогия. Первое время семья Маркса в Лондоне крайне бедствовала, но в скором времени на помощь философу пришел друг Энгельс, который безвозмездно финансировал большое семейство.


В 1864 году под руководством Маркса открылась «Международная рабочая ассоциация» или Первый Интернационал. Первоначально костяк организации составляли анархисты, французские социалисты, итальянские республиканцы, тред-юнионисты. В связи с разгромом Парижской Коммуны в 1872 году организация Маркса переехала в Нью-Йорк, но через 4 года сообщество прекратило существование и в Америке. И только в 1889 году начал работу Второй Интернационал, продолжатель идей Первого Интернационала.

Марксизм

Идеологические принципы Карла Маркса сформировались в середине 40-х годов. В основу мировоззрения ученого легли идеи Людвига Фейербаха, с которым Маркс вначале был в согласии, а затем вступил в полемику. В собственном труде философ обобщил взгляды учений немецкой, английской и французской философско-политических школ. На основе изученного материала Карл Маркс создал последовательную, цельную систему взглядов на материализм, научный социализм и на рабочее движение.

Материалистическая история

Впервые понятие "материалистическая история" появилось в совместном труде Маркса и Энгельса «Немецкая идеология». Дальнейшие разработки этой теории развивались в «Манифесте Коммунистической партии» и «Критике политической экономии». Маркс логическим путем вывел знаменитую формулу: «Бытие определяет сознание». По мнению ученого, основой каждого общества являются производственные силы, на которых настраиваются остальные общественные институты: политика, юриспруденция, религия, искусство.


Главная задача общества - сохранение баланса между производственными силами и производственными отношениями, которые при противоречии приводят к социальной революции. В теории материалистической истории Карл Маркс различает особенности рабовладельческого, феодального, буржуазного и коммунистического строя. Коммунизм делиться на две ступени, низшая из которых - социализм, а высшая - собственно коммунизм с упразднением всех финансовых институтов.

Научный коммунизм

Карл Маркс в рамках концепции прогресса истории человечества выделял классовую борьбу как движущую силу развития общества. Пролетариат Маркс и Энгельс считали тем классом, который свергнет капитализм и приведет к установлению нового международного бесклассового порядка. Для этого нужна будет мировая революция.

«Капитал» и социализм

Карл Маркс в труде «Капитал» наиболее полно раскрыл собственную концепцию экономики капитализма. Первый том вышел за 6 лет до смерти ученого, следующие два вышли только после кончины философа, при содействии друга Фридриха Энгельса. Четвертым томом труда Карла Маркса стала книга «Теории прибавочной стоимости», которая была написана за 5 лет до выпуска первого тома «Капитала».


Карл Маркс за работой над "Капиталом"

В тексте сочинения раскрываются вопросы сферы производства капитала, закона стоимости. Формулируются понятия формулы капитала, рабочей силы, постоянного капитала, переменного капитала, абсолютной (количественной) и относительной (качественной) прибавочной стоимости. Согласно теории Карла Маркса капитализм постоянным несоответствием переменного и постоянного капитала провоцирует экономические кризисы, что в конечном итоге приводит к подрыву строя и постепенному упразднению частной собственности, которая заменяется общественной собственностью.

Личная жизнь

В студенческие годы Карл Маркс познакомился с молодой девушкой, первой красавицей города Трира. Графиня Женни фон Вестфален была старше молодого мыслителя на 4 года, но это не помешало бурному роману. Аристократка отвергла ряд представительных женихов ради юного студента. На протяжении 6 лет молодые люди были тайно обручены, так как немецкое аристократическое семейство, к которому принадлежала невеста, негативно относилось к начинающему философу и писателю еврейского происхождения. Но это не помешало влюбленным сыграть свадьбу в 1843 году в городе Кройцнахе.


Впоследствии сводный брат Женни, который прослужил на посту министра внутренних дел Пруссии 8 лет, преследовал семью Маркса и поспособствовал их окончательному выдворению из страны. К слову, внучатый племянник жены Карла Маркса Людвиг фон Крозиг был министром финансов, а затем последним премьер-министром Третьего рейха.


Брак Маркса оказался на редкость крепким и долгим. Супруга философа не только была ему верной женой, но и соратницей. Женни помогала Карлу Марксу в написании книг. В семье у любящих супругов родилось семеро детей, но четверо из них скончались в детстве. Известными стали три дочери писателя. Старшая Женни - политическая деятельница, журналистка, супруга Поля Лафарга. Лаура - французская социалистка, жена Шарля Лонге. Элеонора - супруга Эдуарда Эвелинга. Историки приписывают Карлу Марксу отцовство ребенка экономки семьи Елены Демут. После смерти философа опеку над мальчиком взял Энгельс.

Смерть

В 1878 году жена Маркса умерла после продолжительной болезни. Женни несколько лет боролась с раком. Потеря сломила Карла, и он скончался от плеврита 14 марта 1883 года. Маркса похоронили рядом с супругой на Хайгетском кладбище.


На процессии присутствовало 10 человек, соратники Маркса. Большое влияние на распространение идей Карла Маркса оказал Фридрих Энгельс, который стал редактором неизданных трудов философа.

Память

Имя Карла Маркса было прославлено после победы Октябрьской революции 1917 года. На территории СССР в каждом населенном пункте появилась улица или проспект Карла Маркса. На родине идейного вождя международного пролетариата был основан округ Карл-Маркс-Штадт, во время образования ГДР. После падения Берлинской стены, когда Демократическая республика была упразднена, округ прекратил существование.


В советское время практически в каждом населенном пункте открывались памятники Карлу Марксу. Первый монумент появился в городе Пенза в 1918 году. Некоторые библиотеки и научные центры посвящались имени Карла Маркса.

Библиография

  • Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура - 1841
  • К критике гегелевской философии права - 1843
  • Экономическо-философские рукописи - 1844
  • Тезисы о Фейербахе - 1845
  • Немецкая идеология - 1846
  • Наемный труд и капитал - 1847
  • Заработная плата - 1847
  • Манифест коммунистической партии - 1848
  • К критике политической экономии - 1859
  • Заработная плата, цена и прибыль - 1865
  • Капитал, т. 1. - 1867
  • Капитал, т. 2. - 1885
  • Капитал, т. 3. - 1894
  • Капитал, т. 4. - 1905