Мы с Воскресшим Христом! О неразумном богаче Игумен Феофилакт (Безукладников) Можно ли отречься от мира, не идя в монастырь

Восстановление Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря происходит как научная реставрация. С одной стороны, это обычная практика при восстановлении, когда люди, занятые этим, так или иначе обращаются к истокам, изучая историю начиная с момента возникновения монастыря. И все же Новый Иерусалим – особенный случай.
Как этот монастырь начинался? Как возник один из главных монастырей России, ставший святыней, духовным и культурным достоянием великой страны? В ходе всех работ, которые ведутся в монастыре, мы постоянно помним о том значении, которое несет на себе наш монастырь, о нашей общей и персональной ответственности перед историей и перед потомками и обращаем очень серьезное внимание на это.
Мы ведем археологические раскопки и с каждым годом расширяем в силу своих возможностей их площади на территории монастыря и в его окрестностях. Мы через это узнаем много нового, находим тысячи экспонатов, которые исследуются и описываются учеными. Недавно в ходе таких работ мы нашли клад изразцов, который был спрятан здесь в XVIII веке. И среди найденных изразцов мы обнаружили 2-3 вида, которых раньше не встречалось, которые не присутствовали в научном обороте и их никто не знал. Результатом работы археологов становится подробный и достаточно объемный годовой отчет, который имеет научное значение, но также является уже и частью истории монастыря.
Второе направление нашей научной реставрации – это архивная работа. Нами посылаются запросы в архивы, и мы собираем весь материал, все упоминания о нашей обители. Кроме справочной переписи этих документов, мы пытаемся создать и их электронную версию, сканируя непосредственно архивные документы. Делаем эту работу с той целью, чтобы создать свой монастырский архив и чтобы эти исторические и бесценные для нас и для будущих поколений сведения о Новом Иерусалиме всегда были в монастыре. Сегодня эти архивы, эти документы, эта информация нам интересны с одной стороны, какой-то одной своей гранью, а завтра при новых обстоятельствах, которые откроются со временем, эти документы будут важны с какой-то другой стороны. Каждое слово, каждое упоминание о монастыре – оно просто бесценно.
Треть направление – анализ и обработка проектов и исследований по Новому Иерусалиму, что сделаны были до нас. Здесь всегда работали лучшие архитекторы, в дореволюционное и в советское время. На объект особого величия и значения государство и Церковь направляли лучших из лучших. И то, как они работали, какими были их выводы, для нас сегодня все это тоже чрезвычайно важно.
Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, который является Священноархимандритом нашего монастыря, и Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым нам поставлена задача восстановить исторический облик монастыря, не фантазийный и не какой-то новый, а исторический. Соединяя эти три основных в нашей деятельности направления: археология, архивная работа и аналитическая оценка прежде наработанных материалов, мы получаем полное соответствие проведения научной реставрации Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.
Сегодня мы должны признать, что порученное нам это святое дело оказалось многотрудным, намного тяжелее и сложнее, чем мы предполагали, когда только начинали нашу работу. Некоторые открытия, сделанные нами при обследовании состояния нашей главной святыни, главного объекта реставрации, Воскресенского собора, тяжелые, а где-то и удручающие, но мы оптимисты и все равно твердо уверены, что этот собор можно восстановить. У нас нет другой цели. Одно из величайших чудес Нового Иерусалима или даже самое главное чудо нашего монастыря состоит в том, что его и фашисты взрывали, и много раз он обрушался и горел, но главные его святыни сохранились. Все дошло до нас, до сегодняшнего поколения. И даже то, что сохранилось частично, основные моменты все есть, есть образцы, примеры, откуда мы можем это позаимствовать и почерпнуть для нашей работы по реставрации.
Решая нашу главную задачу - восстановить как было, мы сталкиваемся с проблемой другого толка: какому историческому периоду отдать доминанту? Ведь за всю историю монастыря Воскресенский собор претерпел воздействие разных эпох, разных стилей, разных архитекторов, которые работали над его обликом. И сегодня перед нами стоит наисложнейшая внутренняя задача в выборе приоритетов, в отображении того, что до нас дошло со времен патриарха Никона, того первоначального, исконного облика, и сочетании, там, где это возможно, более поздних работ. Мы совершенно не собираемся рушить, например, XVIII век. Лепнина Растрелли или Бланко - это шедевры мирового уровня, их никто сбивать не будет. Хотя это и не Никоновская эпоха, а на 80–100 лет позже, но на сегодняшний день им уже больше 200–250 лет, это тоже наша история, и это достояние нашей культуры. XIX, XX и даже наш XXI век внесли свое в облик и убранство Воскресенского собора и монастыря в целом. Вот и сейчас, когда мы восстанавливаем монастырь, хотим мы того или нет, тоже оставляем какой-то свой след, что-то свое вносим сюда своими работами. Это огромная ответственность, которая лежит на всех нас: на проектировщиках, ученых, рабочих, и это надо осознавать и понимать, что это большая ответственность. Люди, работающие на реставрации Нового Иерусалима, ни на минуту не должны забывать о том, какую роль как общественный институт, какое огромное значение имеет монастырь в сегодняшней России.
Имея более чем трехвековую историю, Новый Иерусалим связан со всей изначальной историей монастырей той части Церкви, которая желает жить ближе к апостольским временам, к временам раннего христианства, когда появилось монашество, когда писались иноческие уставы и закладывались порядок и принципы богослужебной жизни. Написаны они были действием Духа Святого людьми самыми богопросвещенными, скажем, святителем Василием Великим, Пахомием Великим, и по сей день монастыри живут по этим самым принципам. В монастырь сегодня, как и сотни лет назад, идут те, кто хочет всецело себя посвятить Богу. Надо сказать, что на это способны очень немногие. Даже из верующих. Если взять в процентном отношении, то, может быть, это меньше одного процента, и тут нет ничего удивительного. Это выше естественного жития, это противоестественное житие. И оно должно быть добровольным. Монашество - настолько высокий подвиг, что понуждать к этому никого нельзя. Человек должен сам, добровольно это осмыслить, понять и прийти. Вот этот принцип и определяет, почему, собственно, люди идут в монастырь. По любви к Богу. Имея такую горячую любовь к Богу, они принимают решение посвятить всю свою жизнь без остатка служению Христу.
Какую роль играют монастыри в современной жизни, можно объяснить даже в рамках всего человечества. Люди, уходя из мира, становясь монахами, все равно остаются людьми, они все равно составляют нашу общечеловеческую семью, они все равно являются частью общего живого организма, состоящего из общности всех людей. И вот представьте себе, человек жил в миру, и он идет в монастырь, потому что видит в себе какие-то страсти, пороки, грехи и осознает, что он не может один с ними в миру справиться. Человек уходит в монастырь, чтобы с помощью Божией, с помощью более опытных людей, монахов и настоятелей, победить в себе страсти, пороки, грехи и встать на путь богоугодной, святой жизни. И это - благо для всех. Вот представьте себе, что в организме болит, допустим, палец или зуб, и от этого всему организму плохо. Но когда этот палец выздоравливает, зуб залечен, человек чувствует облегчение. Казалось бы, маленькая часть болит, а всему организму плохо. Так и в рамках всего человечества, когда один человек грешит, нам все становится тяжелее жить, труднее жить. Нам, скажем так образно, тяжелее дышать на Земле. И наоборот, когда кто-то, хотя бы один, оставляет грех и начинает жить более святой, благочестивой, богоугодной жизнью, нам всем становится легче на Земле жить. То есть мы все единый, живой организм. Мы вот, хотим это признавать или не хотим, но от того, как живет кто-то рядом с нами или как мы сами живем, это все накладывает печать на всех остальных. Это неизбежно. Это факт. Поэтому, когда люди приходят в монастырь именно с этой целью -
жить богоугодно, то весь мир получает от этого только благо, только пользу. Это в глобальном отношении.
Монахи, они молятся за весь мир, это назначение монахов. Это было всегда: и раньше, и сейчас. Говорят, что монахи уходят из мира, чтобы служить миру. То есть монахи - это не какие-то духовные эгоисты, которые, даже думая о спасении души, думают только и исключительно сами о себе. «Я пойду, буду заниматься своей душой. Я вот потом после смерти попаду в рай, а вот вы как хотите, значит, так и живите, мучайтесь, страдайте». Нет. Они, приходя в монастырь и исправляя свое житие, тут же прилагают все силы, все возможности, чтобы послужить и ближнему своему. И именно в монастыре есть то многообразие форм служения, которое было раньше и которое есть и сейчас.
Я обращаюсь к читателям журнала как наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского мужского монастыря и приглашаю всех посетить нашу святую обитель, помолиться здесь у тех многочисленных святынь, которые здесь имеются. Именно для этого Святейший Патриарх Никон строил Новый Иерусалим, потому что здесь имеется преображенное подобие всех святынь, которые находятся в Палестине. Приезжайте в Новый Иерусалим поклониться святыням, помолиться у них и за себя, и за нашу святую обитель, потому что нам нужны эти молитвы. Без них нам очень трудно вести процесс реставрации монастыря, святыни земли Русской, восстановление которой – дело общее. Только сообща можно решить вопросы восстановления, вопросы реставрации. Нуждаемся мы и в пожертвованиях на восстановление обители. Сегодня, когда наш монастырь стоит в лесах, когда он где закрыт забором, где затянут пленкой или строительной сеткой, когда монастырю сложно, именно теперь, когда нам очень трудно, мы всех приглашаем посетить нашу святую обитель и помолиться здесь вместе с нами о благопоспешном устроении реставрационно-восстановительных работ. Сегодня, наверное, это самое главное.

В преддверии нашего самого главного праздника Пасхи Христовой хотелось бы услышать Ваши рассуждения о предстоящем празднике. Я сейчас вспоминаю, как много лет назад я ходил на пасхальные богослужения в Ново-Иерусалимский монастырь. Здесь было холодно, храм не отап-ливался. Люди с трудом выдерживали эту службу. Но все равно это было радостно. Сейчас обстановка изменилась. Условия более комфортные, храм расцвел. Хотелось бы поговорить и о предстоящем великом празднике, и о том, что происходит в нашем монастыре.

Действительно, по милости Божией меняется облик нашей святой обители Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. Вы правильно подметили, что очень ярко это проявляется в праздник Святой Пасхи. Если мы возьмем не только, скажем, период Вашей молодости, но и, скажем, период дореволюционный, тоже интересно, как писалось об этом в летописях. На праздник Пасхи в соборе ставились баки или чаны с горячими углями и поскольку в апреле или в начале мая в соборе была еще изморозь, было сыро и холодно, то чтобы выдержать Пасхальную службу, люди регулярно подходили к ним, пытаясь согреться, а иначе порой было даже невозможно выдержать эту ночную Пасхальную службу, потому что собор каменный и он за зиму сильно остывал и набирался влаги. Это и мне пришлось испытать здесь в первые годы моего наместничества, когда собор еще не был теплым. Буквально через 20 минут уже начинали слезиться глаза, замерзали руки, надо было скорее выбегать на улицу, на солнышко или бежать в теплое помещение, чтобы немножко отогреться, иначе можно было просто заболеть. Эта холодная сырость пронизывала всего человека, и от нее не было никакого спасения. Но люди все равно старались пережить в таких условиях Пасху. Я думаю, им в этом помогали воспоминания событий ветхозаветной Пасхи. Вы помните, что Пасха - это от еврейского слова песах, то есть проходить мимо. Оно обозначало, что ангел прошел мимо домов, где по повелению Божию заклали пасхального агнца и его ели поспешно с посохом в руках, обутые. Этот агнец запекался с горькими травами, потому что в этот день предстоял им исход из Египта, и они должны были выйти из рабства в Египте в землю Обетованную, которую Господь им давал в наследство, чтобы они были богоизбранным народом, хранителем веры во Единого Истинного Бога. То есть Пасха иной раз сопрягалась с понятием горьких трав и поспешного выхода.

То же самое в Новом Завете. Христос недолго был в пещере. Он быстро воскрес. И мы, входя в Кувуклию, в Гроб Господень, тоже там не должны оставаться надолго, получив там радость о Воскресении Христовом, получив там благодать Божию. Гроб Господень - это самое святое место на земле и там всякий человек впитывает в себя столько благодати, сколько способен воспринять. Мы тоже должны выйти из Гроба Господнего, озаренные светом Воскресения Христова и благодати Божией и поспешить нести эту весть, подобно апостолам.

У нас в Новом Иерусалиме много было разных периодов строительных, реставрационных для Воскресенского собора, но мне запомнился один из периодов, когда вокруг Кувуклии были на полу изображены лучи, которые от нее исходили. Они были выложены белым камнем и чередовались с кирпичом. Как бы было показано, что от Кувуклии изливается свет во все стороны земли. И эти лучи как раз исходили от святых апостолов, которые были раньше и сейчас изображены в нишах в наружном иконостасе около Гроба Господня. Это показывало, что апостолы пошли от Гроба Господня, когда убедились, уверились, что Господь воскрес, с проповедью о воскресшем Христе по лицу всей земли. Причем у них было огромное желание даже умереть и кровь пролить за проповедь о воскресшем Христе. И вот мы должны, подражая апостолам, такими же вдохновленными выходить из Гроба Господня с желанием идти свидетельствовать о воскресшем Христе не только словами, но прежде всего, нашей жизнью.

Что касается сегодняшней жизни монастыря, то вы правильно подметили, что действительно, он несколько изменился за последние 8 лет. Уже проведена реставрация Воскресенского собора, и в прошлый год в Неделю Антипасхи, в неделю Фомину, Святейший Патриарх Кирилл возглавил великое Патриаршее освящение Воскресенского собора и была отслужена первая Божественная литургия в новоосвященном храме. Это было для нас своего рода кульминацией праздника. Так получилось, что даже в таком плотном, тесном графике Святейшего Патриарха все равно образовалось это окошко, что через неделю после Пасхи Патриарх смог сюда приехать. И мы при согласовании этой даты с протокольными службами премьер-министра, Патриарха и других высокопоставленных лиц были удивлены, что такое событие произошло 8 мая. Даже возложение венка к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду из-за этого события перенесли на день раньше и совершили его 7 мая, с тем, чтобы 8 числа сюда мог прибыть и Святейший Патриарх, и премьер-министр Дмитрий Анатольевич Медведев с супругой, и Виктор Алексеевич Зубков, и министры, и губернатор Московской области, и другие члены Попечительского совета и Совета Фонда смогли здесь на месте молиться, участвовать в этом важном событии освящения Воскресенского собора и первой Божественной литургии в новоосвященном храме. Таким образом, в жизни Нового Иерусалима произошел важный исторический, эпохальный момент. И поэтому у нас в этом году будет первая Пасха уже в освященном Патриархом соборе после реставрации. Мы к ней готовимся с трепетом, с чувством благоговения и, прежде всего, думаем о том, чтобы каждому из нас в Пасхальную ночь не быть бы посрамленным тем, что, может быть, недостойно провели Великий пост или не во всем покаялись, не полностью очистили свою совесть или провели этот Великий пост нерадиво. Очень хочется, чтобы эта Пасхальная радость была полной, как широкая река полноводной, и чтобы она нас всех охватила, и мы смогли бы достойным образом праздновать праздник Светлого Христова Воскресения.

Нам приятно, что с каждым годом число паломников в этот день возрастает. Что люди начинают ценить то, что у нас тоже есть в России Новый Иерусалим, где главная святыня - это Воскресенский собор и можно сказать, в России - это главное место, где нам надо быть на праздник Святой Пасхи. С каждым годом здесь пребывает все больше и больше людей и все стараются и встретить Светлое Христово Воскресение, и помолиться, и исповедоваться, и причаститься Святых Христовых Таин. Для нас это отрадно. Мы стараемся все сделать, чтобы людей встретить достойным образом и чтобы этот праздник у нас стал общим и от этого он стал еще радостнее, потому что когда мы делимся радостью Светлого Христова Воскресения, то у нас эта радость увеличивается и умножается. Мы так и подходим к этому празднику.

А ведь многие люди и не знают, что Святейший Патриарх Никон, созидая этот монастырь, хотел создать проекцию Святой Земли на русской земле и очень многие люди, которые не могут поехать на Святую Землю в силу различных причин, наверное, не прогадают и получат большую благодать, если приедут именно сюда, в Новый Иерусалим.

Святейший Патриарх Никон строил этот Новый Иерусалим, эту святыню не как какой-то китч и совсем не для того, чтобы прославить себя, свое имя, но именно по любви к своей пастве. Он видел, какое важное значение имеет Гроб Господень, все святыни Святой Земли для русского христианина. Это, по сути, пятое Евангелие - то, что нам досталось после Христа, то что связано с Его земной жизнью, и мы видим, что, к сожалению, во все века не так просто было попасть на Святую Землю. Скажем, в том же XVII веке, чтобы туда сходить пешком, а другого способа и не было, требовалось 11 лет жизни этому посвятить, необходимо было пройти пять государств, которые были в основном мусульманские. Это было даже небезопасно для жизни, но человек хочет поклоняться этим святым образам, перед ними предстоять, молиться, проникаясь этим духом. Поэтому-то Святейший Патриарх Никон для них и устраивает Ново-Иерусалимский монастырь, в который собирает все основные святыни, связанные с земной жизнь Господа и нашего Спасителя Иисуса Христа.

Надо сказать, что это актуально и сегодня. Сегодня, хотя конечно, можно в Иерусалим попасть довольно быстро - на самолете три с половиной часа, и ты уже там, на Святой Земле. Но посмотрите, и сегодня многих людей, например, по причине санкций, введенных против них многими странами, удерживают от этого паломничества, или им не рекомендован выезд из страны в силу их обязанностей, их профессионального или воинского долга. Такие люди себя иногда чувствуют окраденными или лишенными этой пасхальной радости, возможности помолиться у этих святынь и поэтому их тоже всех ждет Новый Иерусалим. Тех, кто не может поехать на Святую Землю, приезжайте, приходите в Новый Иерусалим и здесь вы получите по вашей вере такую же благодать, как и на Святой Земле. Именно для этого Святейший Патриарх Никон и создал эту святую обитель. К примеру, он рассматривал Крест Христов. Ведь это единственный крест, который освящен кровью Христа. Но посмотрите, Церковь на этом не останавливается. Она изготавливает множество крестов, их освящают епископы или священники, читая при этом молитвы, кадя фимиамом, окропляя святой водой, и, когда люди после этого берут крест, его лобызают или перед ним преклоняются, то крест их спасает и сохраняет. Эти слова и начертаны на наших нательных крестиках. То же самое иконы. У нас, конечно, есть известные, очень чтимые чудотворные иконы. Смотрите позицию Церкви, не только Русской Православной Церкви, но и позиции других Поместных Православных Церквей. Что они делают? Они делают списки этих икон, причем делают их во множестве. Их тоже освящают епископы или священники, кадя фимиамом, читая молитвы, окропляя святой водой и после этого каждая такая икона, список с того первого образа тоже становится источником Божественной благодати. Поэтому люди могут иметь этот список у себя в храме или в монастыре, или даже у себя в кельи, или у себя в доме, в частной квартире, кто какой хочет образ святого или образ Божией Матери, чтобы перед ним преклоняться и получать эту Божественную благодать. Как бы от этой иконы у них течет ручеек этой Божественной Благодати и чем больше икон, тем больше этих ручейков.
То же самое Патриарх Никон хотел эту мысль продлить и далее, и он создает образ Кувуклии - Гроба Господня, созидает Святую Голгофу с Крестом. Древо кипариса для этого креста было принесено из Иерусалима, а монастырский мастер вырезал крест точно в ту меру креста, на котором был распят Христос. Также Патриарх Никон устрояет и место Обретения Креста Господня, и Темницу Спасителя, где Он томился последние часы перед распятием. И даже видимым образом Господь подтверждает явление благодати своей на этих святых местах. Патриарх Никон, устрояя место, где был найден на Святой Земле Крест Господень, хотел первоначально по своему замыслу сделать здесь престол в честь Обретения Креста Господня. Но произошло чудо. Как и там, в Иерусалиме, на этом месте забил источник воды. То есть у него не получилось сделать основание престола, потому что забил святой источник, и Святейший Никон пил воду только из этого источника. И этот источник бьет и сегодня, то есть произошло сугубое чудо - там, на Святой Земле, и у нас это чудо повторилось.

В период, когда монастырь был закрыт с 1919 по 1994 года, вода в этом источнике иссохла, источник стал пуст, но когда блаженнопочивший Святейший Патриарх Алексей II вместе с членами Священного Синода приняли решение о возобновлении монашеской жизни и богослужебной жизни в Новом Иерусалиме, начались первые службы и освящение воды, то вода стала появляться. Спустя эти годы и десятилетия, это чудо повторяется, и мы видим, что на Новосионский холм, который высотой 19 метров возвышается над всей округой, опять пришла вода, и этот источник опять стал функционировать. Он опять ожил. По началу воды было не так много, а сейчас там люди берут воды неограниченно. Народ берет, а она все пополняется и пополняется, прибывает и прибывает, и мы уже не ограничиваем никакой мерой. Кто хочет, тот канистрами может эту воду наливать и увозить с собой, то есть это видимый знак того, что Господь дает благодать не мерою. Была бы только наша вера. То есть когда здесь прекратилась молитва, то вода ушла, а как только опять возобновилась жизнь монашеская, богослужебная жизнь, опять появились люди верующие, появились монахи, вода опять пришла, опять этот источник функционирует. Мы многократно освящаем здесь воду на протяжении всего года и эту воду раздаем всем желающим.

То же самое, может быть, невидимым образом, но мы также получаем и на Голгофе у святого Креста. Этот Крест у нас в Новом Иерусалиме почитается чудотворным. Он благоухает и из него тоже выделяется порой маслянистое миро. Люди об этом тоже свидетельствуют. То есть это для нас величайшая святыня, к которой все относятся с глубоким уважением.

Так же самый камень Помазания. У нас лежит тот камень, который положил сам Святейший Патриарх Никон еще тогда, 365 лет назад. И по сей день люди также приходят, преклоняются и молятся перед ним и получают Божию благодать.

То же самое касается и Кувуклии, Гроба Господня. Это главная святыня в Новом Иерусалиме. Я как наместник могу свидетельствовать, что нам очень приятно видеть, что здесь формируются порой такие же очереди, как на Святой Земле, то есть поток людей такой, что стоит дежурный, чтобы поддерживать порядок. И людям порой, чтобы попасть в Гроб Господень и там помолиться, приходиться стоять не один час в этой очереди. И они чувствуют эту благодать Божию. Ведь к пустому, сухому колодцу человек не пойдет, а сюда люди приходят и здесь молятся, получают просимое, получают от Господа вразумление, как им дальше жить, как им дальше себя вести, как им дальше относиться к своей жизни. И они об этом свидетельствуют другим, и поэтому поток людей здесь возрастает не только за счет средств массовой информации, но именно, когда один человек об этом свидетельствует другому человеку. Эта народная молва ширится и она самая надежная в нашей церковной жизни, когда человек говорит: «Я свидетель, я свидетельствую о том, что это было, и что я пережил, что я ощутил». Это все и происходит в Новом Иерусалиме.

Батюшка, еще хотелось бы вспомнить волнующий момент для каждого православного человека - это схождение Благодатного Огня. Я сейчас вспоминаю 1992 год, когда после многих десятилетий безвременья мой друг, великий русский скульптор Вячеслав Клыков возобновил эту традицию принесения благодатного огня из Иерусалима в Москву. И я помню, как лампада с этим Огнем была установлена у подножия памятника святым Кириллу и Мефодию, который освятил Святейший Патриарх Алексий. В своем слове он сказал такую фразу, которая запала мне очень глубоко в душу: «необходимо, чтобы во главе всех процессов в России стояла духовность».

Очень верно. Сошествие Благодатного Огня - это тоже явное чудо, как и то, о котором мы сейчас уже говорили - как живоносный источник, - которое каждый год подтверждает Воскресший Господь. Он исходит по церковному Юлианскому календарю именно на нашу православную Пасху, подтверждая истинность того, где благодать Божия живет, в какой Церкви и где есть спасение. В образе этого Благодатного Огня является благодать Божия накануне главного праздника, праздника всех праздников - Светлого Христова Воскресения. Действительно, это идет с первых лет после Воскресения Христова. Это чудо никогда не прекращается. Вернее сказать, в один год, в 1923, Благодатный Огонь не сходил, когда все Поместные Православные Церкви приняли Новый стиль. Господь как знак показал, что это неугодное действие, и, слава Богу, что Предстоятели Поместных Православных Церквей и весь епископат одумались и исправили эту ситуацию.

Мы каждый год с трепетом ожидаем этого чуда. Как только Благодатный Огонь сходит, эта весть моментально распространяется везде, особенно сейчас, благодаря техническим достижениям, средствам массовой информации, люди друг другу звонят, рассказывают об этом, у всех уже радость. Господь еще дает милость, поскольку существует предание, что в тот год, когда не сойдет Благодатный Огонь, это может обозначать Пришествие в мир уже антихриста, последние годы перед кончиной мира с совершением всех апокалиптических событий. Поэтому мы молимся, чтобы благодать Божия над нами пробавилась, чтобы еще Господь дал нам время для покаяния, для нашего исправления, если возможно.

В Ново-Иерусалимском монастыре, конечно, главный праздник - это праздник Воскресения Христова. Само название монастыря - Воскресенский, касается Воскресения Христова, и главный собор наш Воскресенский и у нас престольный праздник - это Пасха. В отличие от других храмов и монастырей наш престольный праздник длится семь дней - всю пасхальную седмицу, то есть семь дней как один день проходит. Мы этому очень рады и очень счастливы, что у нас такой престольный праздник, на котором можно ликовать, праздновать целую неделю.

Поэтому всю неделю идут крестные хода, мы тоже стараемся их сделать и по стенам монастыря, и за стенами, и к Скиту Патриарха Никона. Ходим всю неделю, везде кадим фимиамом, окропляем святой водой, совершаются пасхальные песнопения, чтение Евангелия о Воскресении Христовом, чтобы через это освящалась наша святая обитель, освящалось все вокруг и освящало нас самих. Это самое главное.

Как апостол Павел говорит, если Христос не воскрес, то тщетна наша вера, напрасны наши упования. Поэтому праздник Воскресения Христова имеет прямое значение для каждого из нас и, конечно, особый для насельников святой обители. Мы все стремимся, чтобы в душе, в сердце каждого из нас Христос бы воскрес, чтобы мы, когда произносим вслух слова «Христос воскресе» не лицемерили, что Он действительно у нас воскрес, чтобы это было нашей реальностью, нашим смыслом, той целью, ради чего мы когда-то приняли таинство Святого Крещения и ради чего мы находимся в Церкви. Мне очень нравятся слова святых отцов, что не наступит время антихриста, пока у нас сохранится хоть один архиерей, который почитает Воскресение Христово. Надо сказать, что это касается не только архиереев, но и священников, и монахов, и мирян, потому что архиерей - это возглавление той общины, которая реально существует. Поэтому все мы должны празднество этого Светлого Христова Воскресения праздновать светло. Так, как это, например, указывается в правилах шестого Вселенского собора, что надо всю пасхальную седмицу, как один день и утром, и вечером пребывать в храме и причащаться Святых Христовых Таин. Мы собираемся духовно, мы мобилизуемся, напрягаемся во время Великого поста и ходим в храм, и делаем поклоны и дома, и в церкви, и наши молитвословия становятся более продолжительными, а когда наступает Пасха, мы как бы расслабляемся, мы как бы себе говорим: «Христос Воскрес, что еще надо? Все хорошо, все в порядке!» Но при этом мы немножко сами себя расслабляем, и люди уже начинают просто праздновать, не ходя в церковь, не участвуя в богослужениях, не причащаясь Святых Христовых Таин. А дьявол только этого и ждет. Человек после Великого поста уменьшает молитву, меньше времени находится в храме, а это ему и на руку. И он пытается людей порой поссорить, какие-то возникают смущения, недоумения, поэтому мы должны быть богомудрыми и после напряженного времени Великого поста не должны ослабевать в молитве, но, напротив, стараться как можно чаще посещать на Пасхальной седмице Божий храм и причащаться Святых Христовых Таин.

Это сейчас более подробно прописано в положении о Таинстве Причащения, о том, как надо причащаться, о том, что в период Светлой седмицы Церковь делает некоторые послабления в правила подготовки ко Святому Причащению, когда вместо трех канонов и акафистов надо прочитать один канон пасхальный и канон ко Причастию, а, скажем, вместо вечерних и утренних молитв достаточно прочитать Час Пасхи. То есть Церковь идет нам навстречу, говоря, что ради такой великой радости вам можно где-то уменьшить, но именно несколько уменьшить, а не совсем забросить молитву, не совсем забросить участия в церковных богослужениях. Нам надо понять, что и во время ликования и радости, надо все равно быть в единении со Христом, с Церковью и друг с другом.

Хочется пожелать, чтобы наши храмы, начиная, например, с понедельника Светлой седмицы не пустели, чтобы люди посещение храмов не меняли на дачи, на которых просто жарят шашлыки. Мы не запрещаем это делать, но надо все-таки посещать церковные богослужения и держаться этой радости, причащаясь в эти дни Святых Христовых Таин. Именно в этом и состоит Пасха, что мы с Воскресшим Христом. Это хотелось бы пожелать всем вашим читателям, хоть в электронной версии, хоть в печатном варианте, чтобы нам на Пасхальной седмице сохранять это ликование.

- Спаси Вас Господи, дорогой батюшка!

Беседовал Андрей ПЕЧЕРСКИЙ

Служение золотому тельцу в разгаре


Веками сложилось в православной церкви убеждение, что монахи должны жить в монастыре. ХХ век внес свои коррективы - монахи теперь служат на приходах в городах, активно занимаются стяжанием денег, постоянно общаются с женщинами. При этом уверяют себя и верующих, что не испытывают никакого соблазна. И вот что самое удивительное - мир их любит! Вспоминается случай из жизни первых монахов-пустынников. Один молодой монах спросил у старца: “Отче, должен ли я теперь полностью отречься от мира?” - “Не беспокойся, - отвечал старец, - если твоя жизнь действительно будет христианской, мир сам немедленно отречется от тебя!”

Формально епископом Москвы считается Святейший Патриарх Алексий II, но по сути рулит духовной и материальной жизнью столицы владыка Арсений, его викарий. Сегодня в столице около 600 храмов. Первопрестольная разделена на благочиния - их 15. Во главе каждого - священник или монах. Благочинные отчитываються перед владыкой Арсением. Недавно он почувствовал себя ущемленным. В беседе с близким священником признался: “Какой-то ставрополец (так называют в церковных кругах епископа Ставропольского и Чеченского Феофана) давно владеет роскошной квартирой на старом Арбате, выстроил дачу на Николиной Горе. А я вынужден ютиться в квартирке на Олимпийском проспекте да коротать дни в патриаршей резиденции в Переделкине”.
Эта жалоба немедленно достигла благочинных. Раз в полгода являются они к владыке с отчетами и пухлыми конвертами. Каждый приносит как минимум полмиллиона российской валюты. Как распоряжается владыка Арсений этими приношениями - никто не знает. Говорит, что все идет на нужды патриархии. Никаких расписок, ни подобия учета денег владыка не ведет. Кроме этого существует жесткая такса. Если провинциальный священник хочет получить в Москве приход, он должен принести сребролюбивому владыке от 25 до 50 тысяч американских рублей. Так что бедным его никак не назовешь. Недавно владыка приобрел квартирку на старом Арбате (Староконюшенный переулок, д. 41), пока на подставное, довольно симпатичное женское лицо. И досталась она всего-навсего за 750 тысяч долларов. Необходимо вложить в ремонт еще тысяч триста. Но это уже мелочи.
Безукладный приход
В конце 80-х годов к патриарху обратился главный нарколог Москвы Эдуард Дроздов с предложением восстановить храм в честь иконы Божией Матери “Отрада и Утешение” на Ходынском поле. Он был выстроен великой княгиней Елизаветой Федоровной после убийства мужа - великого князя Сергея Александровича. Просьба Дроздова была удовлетворена. Зарегистрировали общину. Архитектор Эдуард Наседкин подготовил необходимую документацию и в течение 15 лет руководил восстановлением храма-памятника. Понадобилось 9 лет, чтобы поднять его из руин. В 1999 году он был освящен патриархом. Несколько членов общины удостоились церковных наград. Началось восстановление больничного храма святых бессребреников и целителей Космы и Дамиана при Боткинской больнице. Но тут настоятеля отправили на Север России поднимать разоренную епархию.
Владыка Арсений не упустил шанса и назначил нового настоятеля - игумена Феофилакта Безукладникова. Принесло его в Москву откуда-то с дальнего Севера, и попал он поначалу в Оптину пустынь. Когда московская интеллигенция задумала передать храм в музее-усадьбе Шереметевых Русской церкви, то его настоятелем стал 28-летний иеромонах Феофилакт. Поначалу вел себя тихо. Потом вошел в силу и потребовал выделения гектара земли для нужд подворья. И отхапал ее у музея. Первая акция, прославившая ретивого игумена, - разграбление реставрационных мастерских музея в мае 1998 года. Музейщики долго ходили по судам, но поскольку мастерские находились на храмовой земле, то действия Феофилакта были признаны законными.
Тогда-то я начал присматриваться к Феофилакту. Оказывается, Гриша (мирское имя монаха) с детских лет проявлял жгучий интерес к женскому полу. Но родители готовили его к высокой епископской карьере. Широкая натура Гриши (сверстники звали его Распутиным) полностью развернулась, когда он стал настоятелем Останкинского храма. Не пропускал ни одних крестин, выбирал молодых женщин и заставлял их раздеваться догола. Жалобы сыпались на женолюбивого иеромонаха, но он нашел подход к владыке Арсению. Вскоре стал игуменом и был в 2000 году награжден президентом Ельциным медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени - “За большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций”.
Быть может, президенту стало известно, что Гриша-Феофилакт наконец-то остановил свой выбор на красавице Жанне, которая родила ему очаровательную дочку. Владыка Арсений сделал Феофилакта настоятелем второго храма и благочинным Всехсвятского округа. И раньше-то его не просто было найти. Став благочинным и семейным человеком, он неуловим. Приезжает как-то священник за получением миро, а благочинного нет. Отвечают ему: “Крестит”. Приезжает второй раз. Ему говорят: “Нетути. Отпевает”.
А в новом храме сказал прихожанам: “Я вас всех разгоню!” И действительно, в январе этого года прошла ревизионная проверка. Никаких нарушений не обнаружено, но разогнаны все, кто в течение 15 лет самоотверженно восстанавливал храм. Несмотря на растоптанные судьбы строителей храма и преданные поруганию полученные ими патриаршие награды, действия Феофилакта опять признаны законными. Настоятель приезжает вечерком для того, чтобы опустошить церковную кружку. Забыто восстановление больничного храма. Священники следуют примеру настоятеля и куют деньгу. Благо, что рядом открылся морг. В храме отсутствует дежурный священник - он теперь дежурит в морге. А Феофилакт нацелился на Тульскую кафедру. Собирает деньги для того, чтобы пробиться в епископы.
Больное православие
Это проблемы не только Русской церкви. Первой оказалась поражена Греческая церковь. Греческие священники давно и легально занимаются коммерческой деятельностью. Второй скандал разразился в Иерусалимской церкви. В начале лета был смещен за коррупцию патриарх Ириней. Глава Элладской церкви архиепископ Христодул заявил, что “были приняты все необходимые меры для самоочищения и для защиты священного института Церкви”. Были отправлены на покой два скандальных митрополита и несколько архимандритов.
В России же тишь да гладь. Постоянным членом Священного синода по-прежнему остается митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Свои первые миллионы он сделал на табачных аферах в середине 90-х годов. Недавно поведал любимой газете “Радонеж” о невинных увлечениях. Вилла в Швейцарии дает возможность заниматься горными лыжами, а уединенный коттедж в Финляндии - плаванием. Владыке скоро 60 лет - важно сохранить хорошую физическую форму для борьбы за патриарший престол. Состояние Гундяева перевалило за миллиард долларов.
Увлекшись служением золотому тельцу, епископы забыли о мудрых словах апостола Павла: “Те же, кто хочет разбогатеть, впадают в искушения и попадаются в капкан множества глупых и вредных желаний, которые тащат людей в пучину крушения и гибели. Корень всех зол - любовь к деньгам. Есть люди, которые в погоне за ними сбились с истинного пути веры и отдали себя во власть неисчислимых терзаний”.

ИКОНА СВЯТОЙ ЗЕМЛИ


Пятнадцать лет назад в Воскресенском Ново-Иерусалимском ставропигиальном мужском монастыре под Москвой после 75-летнего перерыва началось возрождение богослужебной и монашеской жизни. Еще одной важной точкой отсчета в его новейшей истории стал прошлый год, когда Священноначалие Русской Православной Церкви и высшее руководство Российского государства приняли решение о проведении масштабных работ по восстановлению Ново-Иерусалимской обители. Сделаны первые шаги к возвращению Ново-Иерусалимскому монастырю прежнего духовного значения, к воссозданию былой красоты и благолепия этого уникального памятника русского церковного зодчества. Год назад сменилось руководство обители. Наместником монастыря был назначен известный московский священник игумен Феофилакт (Безукладников). Недавно в Ново-Иерусалимской обители с ним встретились и побеседовали сотрудники журнала «Русский инок». Предлагаем вниманию читателей запись беседы с игуменом Феофилактом.

Почему восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря придается сейчас такое большое значение?

— Ново-Иерусалимский монастырь заслуживает особого отношения к себе. Но не потому, что он лучше других монастырей. А потому, что в основе его создания лежит особый замысел. Святейший Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович обнаружили, что местность, где впоследствии расположилась Ново-Иерусалимская обитель, очень напоминает Святую Землю. Их заслугой было то, что они увидели здесь Русскую Палестину. Святейший Патриарх Никон очень часто проезжал мимо этих мест, когда направлялся на Валдай, в Иверский монастырь, строительством которого он руководил в тот период. В пути Святейший Патриарх Никон довольно часто останавливался в селе Воскресенском — теперь это город Истра.

Село Воскресенское с одноименной церковью стояло на пересечении Московской, Звенигородской и Волоколамской дорог, а в его окрестностях находились села с древними деревянными храмами в честь Рождества Христова, Преображения Господня и Вознесения Господня. Патриарх обратил внимание на то, что Промыслом Божиим эти села располагались по отношению к селу Воскресенскому в соответствии с топографией Святой Земли, то есть так, как располагаются по отношению к Святому граду Иерусалиму Вифлеем, Галилея и Елеон. А протекающая здесь с севера на юг узкая и быстрая река Истра очень походит на Иордан. Все эти промыслительные совпадения знаменовали богозданность, предуготованность Русской Палестины. Поэтому именно здесь Патриарх Никон учредил святую обитель, в которой были воссозданы основные святыни христианской Палестины и храма Гроба Господня.

Новый Иерусалим создавался как пространственная икона Святой Земли. Не буквальное ее повторение, а икона, образ тех святых мест, где Христос Спаситель совершил Свой Крестный подвиг.

Патриарха Никона побудили к этому и другие серьезные причины. Триста лет назад очень немногие православные русские люди могли побывать на Святой Земле — и за дальностью расстояния, и потому, что там часто шли войны. Но они жаждали поклониться святыням, связанным с земной жизнью Спасителя. Святейший Патриарх Никон дал им возможность сделать это в Русской Палестине.

Мы знаем, что обретен Животворящий Крест Господень, освященный самой Кровью Христовой. Но, помимо него, есть великое множество крестов, которые освящены молитвой, святой водой, каждением. И каждый из этих крестов спасает, сохраняет и ограждает нас от козней диавольских. Наряду с огромным количеством чудотворных икон существует и великое множество списков с них. Но и списки с икон, прославленных чудотворениями, после того, как их освятят молитвой, святой водой, каждением, становятся источниками благодати.

То же самое можно сказать и о святынях Ново-Иерусалимского монастыря. Верующим людям, которые испытывают глубокое религиозное чувство благоговения, почтения, преклонения перед ними, Господь дарует благодать Божию. В Ново-Иерусалимском монастыре и в окрестностях его совершалось и совершается множество чудес, например, в Силоамской купели, на источнике, который бьет в середине Сионского холма, поблизости от обители. До революции издавались целые тома с записью чудес, зафиксированных в этом месте.

Еще одно чудесное событие. Предание гласит, что на месте обретения Честного Животворящего Креста Господня в древнем Иерусалиме забил источник. Такое же чудо произошло и в Новом Иерусалиме. Когда Святейший Патриарх Никон построил здесь подземную церковь, он захотел на месте, соответствующем тому, где в Иерусалиме был закопан Крест Христов, создать придел в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Когда началось сооружение придела, на этом месте тоже забил источник. Пока Святейший Патриарх Никон жил в Ново-Иерусалимском монастыре, он пил воду только из этого источника. Вода в нем не иссякает и до сих пор.

Вот почему, когда мы говорим об отношении к Новому Иерусалиму, нужно иметь в виду, что этот монастырь стоит не в общем ряду российских обителей. Мы преклоняемся перед монастырями, где обитали такие великие подвижники, как преподобные Сергий Радонежский или Савва Сторожевский. Вокруг них собралась братия, поблизости начали селиться миряне. Возникли поселения, а потом и целые города.

В Новом Иерусалиме мотив был иной. Надо сказать и о том, что Святейший Патриарх Никон хотел превратить этот монастырь во всемирный центр Православия. Он думал устроить здесь 365 приделов, по числу дней в году, так чтобы в монастыре каждый день отмечался храмовый или престольный праздник. Причем устроить их так, чтобы эти приделы были освящены в честь святых угодников Божиих разных Поместных Православных Церквей. Цель заключалась в том, чтобы священники или миряне других Церквей могли здесь славить Господа на разных языках мира и чувствовать себя здесь не как в гостях, а как дома.

Наконец, Святейший Патриарх Никон хотел отобразить здесь тот священный момент, когда, согласно Апокалипсису, в конце времен с неба сойдет новый град, Новый Иерусалим, в котором праведники обретут вечную жизнь и спасение. Опираясь на Священное Писание и на творения святых отцов, он постарался воплотить этот замысел в архитектуре.

Все эти моменты объясняют, почему Ново-Иерусалимская обитель заслуживает особого отношения. Родилось оно не сегодня. Это не следствие какого-то импульсивного решения. До революции наш монастырь посещали практически все царственные особы. По традиции здесь было царское богомолье. В монастыре устраивали приделы в честь рождения наследников или восшествия их на престол. Так что к Ново-Иерусалимскому монастырю и раньше было особое отношение.

— И вот теперь снова к Ново-Иерусалимскому монастырю проявляют интерес самые высокие представители светской власти.

— Это очень радует. В прошлом году глава Российского государства Дмитрий Анатольевич Медведев обратился к Святейшему Патриарху Алексию II с вопросом, в восстановлении какой из святынь Русской Православной Церкви Его Святейшество посоветовал бы поучаствовать новоизбранному Президенту. Святейший Патриарх Алексий II выбрал Ново-Иерусалимский монастырь. Глава Российского государства и Предстоятель Русской Православной Церкви сошлись во мнении о важности и необходимости восстановления этой обители, дабы Ново-Иерусалимский монастырь обрел прежнее благолепие и смог выполнять свое великое предназначение. Святейший Патриарх Никон создавал этот монастырь как проповедь христианства в камне. Здесь все имеет глубокое символическое значение. Здесь все исполнено тайны, которая открывается не всем и не сразу.

В Вашей прежней жизни были какие-то точки соприкосновения с Ново-Иерусалимским монастырем?

— До назначения на должность наместника я приезжал в этот монастырь дважды. Первый раз — с участниками паломнической поездки, организованной приходом московского храма Живоначальной Троицы в Останкине, где я был и продолжаю быть настоятелем. Мы привезли в монастырь воскресную школу — более 40 детишек. Экскурсию для нас провели верующие люди из числа сотрудников музея. Такие были в прошлом и сейчас есть. Мы посетили скит, где я отслужил водосвятный молебен. Все — и взрослые, и дети — искупались в Иордане. Домой приехали в приподнятом, праздничном настроении. Это было, хорошо помню, на второй неделе Великого поста, незадолго до возвращения обители Русской Православной Церкви. В нынешнем году исполняется 15 лет со дня возобновления монастыря.

Во второй раз я приезжал сюда несколько лет назад. Это было в те дни, когда в Москве находился чудотворный образ Божией Матери «Тихвинская». Священник и члены его семьи, которые хранили эту икону 60 лет, попросили показать им святые места Москвы и Подмосковья. Меня послали их сопровождать. Мы посетили несколько святынь и в том числе Ново-Иерусалимский монастырь. Нас очень тепло встретили тогдашний наместник монастыря архимандрит Никита (Латушко), мой предшественник, насельники обители, сотрудники музея. Все, кто нас принимал, были исполнены благодарности священнику и его семье за то, что они сохранили икону в годы лихолетья. Оба приезда глубоко запечатлелись в моей памяти.

Было ли у Вас какое-то предчувствие, что Ваша жизнь потом окажется связанной с этим монастырем?

— Такого предчувствия у меня не было. Стараюсь всегда предавать себя на волю Божию. Как Господь рассудит, как Он считает нужным, так пусть и ведет меня по жизненному пути.

В каком состоянии находится сейчас монашеская жизнь обители?

— Монашеская жизнь, я бы сказал, соответствует тому положению, в котором сейчас пребывает монастырь. В настоящее время братия обители насчитывает пять человек. Богослужения совершаются ежедневно утром и вечером, а в воскресные дни и по большим праздникам совершаются две Божественные Литургии. Это мы считаем нашим основным послушанием. В монастырь приезжает очень много паломников. Все насельники обители принимают живое, непосредственное участие в приеме паломнических групп и ознакомлении их с монастырем. Обитель имеет подсобное хозяйство, где тоже трудятся братия монастыря. Хозяйство это, правда, пока небольшое.

Насельников монастыря могло бы быть больше. Есть желающие поступить в нашу обитель. Но пока нас сдерживает то, что монастырю передан в пользование только один корпус. Мы не имеем возможности разместить в нем больше пяти человек.

Все остальные помещения монастыря относятся пока к музею, который обосновался здесь с 1919 года. Он занимает одиннадцать с половиной тысяч квадратных метров монастырской площади. Это самый крупный музей в Московской области, он располагает 183 тысячами экспонатов. Здесь трудятся 235 сотрудников. Подготовлен график поэтапного выведения музея с территории монастыря, но это займет несколько лет. Пока музей остается здесь, говорить о масштабных реставрационных работах весьма сложно.

Но какие-то работы все же ведутся?

— Ведутся. Святейший Патриарх Алексий II и Президент выразили желание соединить усилия Церкви и государства в воссоздании Ново-Иерусалимского монастыря. Летом 2008 года Его Святейшество и Президент находились в обители четыре часа: два часа они осматривали монастырь, а потом еще два часа обсуждали, каким образом необходимо провести восстановление святой обители. Было принято решение создать Попечительский совет, в котором они стали сопредседателями. Создан благотворительный фонд по восстановлению монастыря во главе с Первым заместителем Правительства Российской Федерации Виктором Алексеевичем Зубковым. Фонд зарегистрирован и уже функционирует.

В настоящее время в монастыре проводятся первые неотложные работы. В ротонде Воскресенского собора, например, пришла в негодность кровля. В храм и зимой, и летом стекает вода. Некоторые окна, расположенные на высоте 50-60 метров, выпадают. Это прямая угроза для тех, кто может оказаться внизу. В настоящее время устанавливаются леса, будут проводиться противоаварийные работы. И не только противоаварийные. Предполагается осуществить тщательное обследование всех сооружений. Прежде чем непосредственно приступить к восстановительным работам, нужно исследовать все материалы по реставрации монастыря за последние десятилетия. В советское время кое-что в этом направлении делалось, но ни одна наработка не была доведена до конца. Мы должны дать научную оценку сделанного. Только после этого мы сможем идти вперед. Создан экспертный совет, к участию в котором привлечены лучшие специалисты. Им предстоит разработать концепцию восстановления обители. В Ново-Иерусалимском монастыре, как мы видим, соединены несколько стилей, свойственных разным эпохам. Поэтому специалистам придется ответить на целый ряд сложных вопросов.

А на территории, прилегающей к храму, будут проведены восстановительные работы? На монастырском кладбище?

— Захоронения производились и внутри собора, и вне его. В некоторых местах гробницы располагаются в три яруса. Об одних захоронениях сведения есть, о других — нет. Придется привлекать археологов.

Большая нагрузка лежит на Вас. Притом Вы по-прежнему являетесь настоятелем московского храма.

— Нагрузка лежит не только на мне. Для того и создан фонд, чтобы организовать восстановительные работы. Это большое и очень сложное дело. Но оно достойно такого внимания.

Беседовали В.М. Вальков и Н.А. Свердлова