Священные предметы христианства. Религия христианство, её основы и суть. Вербное воскресенье, или Вход господень в Иерусалим

Около трети жителей планеты исповедуют христианство во всех его разновидностях.

Христианство возникло в I в. н.э. на территории Римской империи. Среди исследователей нет единого мнения о точном месте возникновения христианства. Некоторые считают, что это случилось в Палестине, которая находилась в то время в составе Римской империи; другие предполагают, что это произошло в еврейской диаспоре на территории Греции.

Палестинские евреи на протяжении многих веков находились под чужеземным владычеством. Однако во II в. до н.э. они добились политической самостоятельности, за время которой расширили свою территорию и немало сделали для развития политических и экономических отношений. В 63 г. до н.э. римский полководец Гней Полтей ввел в Иудею войска, в результате чего она стала частью Римской империи. К началу нашей эры и другие территории Палестины потеряли свою самостоятельность, управление стало осуществляться римским наместником.

Утрата политической самостоятельности воспринималась частью населения как трагедия. В политических событиях усматривали религиозный смысл. Распространялась идея божественного возмездия за нарушения заветов отцов, религиозных обычаев и запретов. Это приводило к усилению позиции еврейских религиозных националистических группировок:

  • хасидеи — правоверные иудеи;
  • саддукеи , которые представляли примиренческие настроения, они были выходцами из высших слоев иудейского общества;
  • фарисеи — борцы за чистоту иудаизма, против контактов с чужеземцами. Фарисеи выступали за соблюдение внешних норм поведения, за что их обвиняли в ханжестве.

По социальному составу фарисеи были представителями средних слоев городского населения. В конце I в. до н.э. появляются зелоты — выходцы из низших слоев населения — ремесленников и люмпен-пролетариев. Они высказывали наиболее радикальные идеи. Из их среды выделились сикарии - террористы. Их любимым оружием был кривой кинжал, который они скрывали под плащом — по латыни «сика». Все эти группировки с большей или меньшей настойчивостью вели борьбу с римскими завоевателями. Было очевидно, что борьба идет не в пользу повстанцев, поэтому усиливались чаяния о приходе Спасителя, Мессии. Именно первым веком нашей эры датируется самая древняя книга Нового Завета - Апокалипсис, в котором так сильно проявилась идея возмездия врагам за несправедливое отношение и притеснения евреев.

Наибольший интерес представляет секта ессеев или эссенов , поскольку их учение обладало чертами, присущими раннему христианству. Об этом свидетельствуют найденные в 1947 г. в районе Мертвого моря в Кумранских пещерах свитки. Общими у христиан и ессеев были идеи мессианизма - ожидания скорого пришествия Спасителя, эсхатологические представления о грядущем конце света, истолкование идеи греховности человека, обрядность, организация общин, отношение к собственности.

Процессы, происходившие в Палестине, были подобны процессам, происходившим в других частях Римской империи: везде римляне грабили и нещадно эксплуатировали местное население, обогащаясь за его счет. Кризис античных порядков и становление новых социально-политических отношений переживались людьми болезненно, вызывали ощущение беспомощности, беззащитности перед государственной машиной и способствовали поиску новых путей спасения. Возрастали мистические настроения. Распространяются восточные культы: Митры, Исиды, Осириса и др. Появляется множество различных объединений, товариществ, так называемых коллегий. Люди объединялись на основе профессий, общественного положения, соседства и т.д. Все это создавало благоприятную почву для распространения христианства.

Источники возникновения христианства

Возникновение христианства было подготовлено не только сложившимися историческими условиями, оно имело хорошую идеологическую основу. Главным идейным источником христианства является иудаизм. Новая религия переосмыслила идеи иудаизма о монотеизме, мессианстве, эсхатологии, хилиазме - вере во второе пришествие Иисуса Христа и его тысячелетнее царство на земле. Ветхозаветная традиция не утратила своего значения, она получила новую трактовку.

Существенное влияние на становление христианского мировоззрения оказала античная философская традиция. В философских системах стоиков, неопифагорейцев, Платона и неоплатоников были выработаны мыслительные конструкции, понятия и даже термины, переосмысленные в новозаветных текстах и трудах богословов. Особенно большое влияние на основы христианского вероучения оказали неоплатонизм Филона Александрийского (25 г. до н.э. — ок. 50 г. н.э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки (ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.). Филон сформулировал понятие Логоса как священного закона, позволяющего созерцать сущее, учение о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Сущем как первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу, о логосах, среди которых Сын Божий — высший Логос, а другие логосы — ангелы.

Сенека считал главным для каждого человека достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Если свобода не будет вытекать из божественной необходимости, она окажется рабством. Только повиновение судьбе порождает невозмутимость и спокойствие духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности. Сенека в качестве нравственного императива признал золотое правило морали, которое звучало следующим образом: «Обходись со стоящим ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обходились стоящие выше». Близкую формулировку мы может найти в Евангелиях.

Определенное влияние на христианство оказало учение Сенеки о скоротечности и обманчивости чувственных удовольствий, заботе о других людях, самоограничении в пользовании материальными благами, недопущении разгула страстей, необходимости скромности и умеренности в повседневной жизни, самоусовершенствовании, обретении божественного милосердия.

Еще одним источником христианства стали процветающие в это время в различных частях Римской империи восточные культы.

Наиболее спорным вопросом в исследовании христианства является вопрос об историчности Иисуса Христа. В решении его можно выделить два направления: мифологическое и историческое. Мифологическое направление утверждает, что наука не располагает достоверными данными об Иисусе Христе как исторической личности. Евангельские рассказы написаны через много лет после описанных событий, они не имеют реальной исторической основы. Историческое направление утверждает, что Иисус Христос был реальной личностью, проповедником новой религии, что подтверждается рядом источников. В 1971 г. в Египте был найден текст "Древности" Иосифа Флавия , который дает основание полагать, что в нем описан один из реальных проповедников по имени Иисус, хотя о чудесах, им совершаемых, говорилось как об одном из многочисленных рассказов на эту тему, т.е. сам Иосиф Флавий их не наблюдал.

Этапы становления христианства как государственной религии

История становления христианства охватывает период с середины I в. н.э. до V в. включительно. В течение этого периода христианство пережило ряд стадий своего развития, которые могут быть сведены к следующим трем:

1 — стадия актуальной эсхатологии (вторая половина I в.);

2 — стадия приспособления (II в.);

3 — стадия борьбы за господство в империи (III-V в.).

На протяжении каждой из этих стадий менялся состав верующих, возникали и распадались различные новообразования внутри христианства в целом, непрестанно кипели внутренние столкновения, которые выражали борьбу за реализацию насущных общественных интересов.

Стадия актуальной эсхатологии

На первой стадии христианство еще не выделилось окончательно из иудаизма, поэтому ее можно назвать иудеохристианской. Название «актуальная эсхатология» означает, что определяющим настроением новой религии в это время было ожидание прихода Спасителя в ближайшее время, буквально со дня на день. Социальной основой христианства стали порабощенные, обездоленные люди, страдающие от национального и социального гнета. Ненависть порабощенных к своим угнетателям и жажда мести находили свое выражение и разрядку не в революционных действиях, а в нетерпеливом ожидании той расправы, которая будет учинена грядущим Мессией над антихристом.

В раннем христианстве не было единой централизованной организации, не было священников. Общины возглавляли верующие, способные воспринять харизму (благодать, сошествие Святого Духа). Харизматики объединяли вокруг себя группы верующих. Выделялись люди, которые занимались разъяснением учения. Их называли дидаскалы — учителя. Для организации хозяйственной жизни общины назначались специальные люди. Первоначально появились диаконы , выполнявшие простые технические обязанности. Позднее появляются епископы — наблюдатели, надзиратели, а также пресвитеры — старейшины. Со временем епископы занимают главенствующее положение, а пресвитеры становятся их помощниками.

Стадия приспособления

На второй стадии, во II в., ситуация меняется. Светопреставления не наступает; напротив, происходит некоторая стабилизация римского общества. Напряженность ожидания в настроениях христиан сменяется на более жизненную установку существования в реальном мире и приспособления к его порядкам. Место эсхатологии, общей в этом мире, занимает эсхатология индивидуальная в потустороннем мире, активно разрабатывается учение о бессмертии души.

Изменяется социальный и национальный состав общин. В христианство начинают обращаться представители состоятельных и образованных слоев населения разных народов, населявших Римскую империю. Соответственно изменяется вероучение христианства, оно становится более терпимым к богатству. Отношение властей к новой религии зависело от политической ситуации. Один император осуществлял гонения, другой проявлял гуманность, если это позволяла внутриполитическая ситуация.

Развитие христианства во II в. привело к полному отрыву от иудаизма. Евреев среди христиан в сравнении с другими народностями становилось все меньше. Необходимо было решать проблемы практически-культового значения: пищевые запреты, празднование субботы, обрезание. В результате обрезание заменили на водное крещение, еженедельное празднование субботы было перенесено на воскресенье, праздник Пасхи перешел в христианство под этим же названием, но был наполнен другим мифологическим содержанием, так же как и праздник Пятидесятницы.

Влияние других народов на формирование культа в христианстве проявлялось в том, что происходили заимствования обрядов или их элементов: крещение, причащение как символ жертвоприношений, молитва и некоторые другие.

В течение III в. происходило формирование крупных христианских центров в Риме, Антиохии, Иерусалиме, Александрии, в ряде городов Малой Азии и других областях. Однако сама церковь не была внутренне единой: среди христианских учителей и проповедников имелись расхождения относительно правильного понимания христианских истин. Христианство изнутри раздиралось сложнейшими богословскими спорами. Появилось множество направлений, по-разному трактовавших положения новой религии.

Назореи (от древнеевр. — «отказываться, воздерживаться») — проповедники-аскеты древней Иудеи. Внешним признаком принадлежности к назореям был отказ от стрижки волос и употребления вина. Впоследствии назореи слились с ессеями.

Монтанизм возник во II в. Основоположник Монтана в преддверии конца света проповедовал аскетизм, запрет повторных браков, мученичество во имя веры. Обычные христианские общины рассматривал как душевнобольных, духовными он считал только своих приверженцев.

Гностицизм (от греч. — «имеющий знание») эклектически связывал идеи , заимствованные главным образом из платонизма и стоицизма, с представлениями восточных . Гностики признавали наличие совершенного божества, между которым и греховным материальным миром имеются промежуточные звенья - зоны. К ним относили и Иисуса Христа. Гностики пессимистически относились к чувственному миру, подчеркивали свою богоизбранность, преимущество интуитивного познания перед рациональным, не принимали Ветхий Завет, искупительную миссию Иисуса Христа (но признавали спасительную), его телесное воплощение.

Докетизм (от греч. — «казаться») — направление, отделившееся от гностицизма. Телесность считали злым, низшим началом и на этом основании отвергали христианское учение о телесном воплощении Иисуса Христа. Они считали, что Иисус только казался облеченным в плоть, а в действительности его рождение, земное существование и смерть были призрачными явлениями.

Маркионизм (по имени основоположника - Маркиона) выступал за полный разрыв с иудаизмом, не признавал человеческой природы Иисуса Христа, по своим основным идеям был близок к гностикам.

Новатиане (по имени основоположников — рим. Новатиана и карф. Новата) занимали жесткую позицию по отношению к власти и тем христианам, которые не смогли устоять под давлением властей и пошли на компромисс с ними.

Стадия борьбы за господство в империи

На третьей стадии происходит окончательное утверждение христианства как государственной религии. В 305 г. преследования христиан в Римской империи активизируются. Этот период в церковной истории известен как «эра мучеников». Закрывались места отправления культа, конфисковывалось церковное имущество, изымались и уничтожались книги и священная утварь, обращались в рабство плебеи, признанные христианами, арестовывали и казнили высших членов клира, а также тех, кто не покорился приказу отречься, оказав почести римским богам. Те, кто уступал, быстро выходили на свободу. Впервые места погребений, принадлежавшие общинам, стали на время прибежищем для преследуемых, где они отправляли свой культ.

Однако предпринятые властями меры не возымели действия. Христианство уже укрепилось в достаточной степени, чтобы оказать достойное сопротивление. Уже в 311 г. император Галерии , а в 313 — император Константин принимают указы о веротерпимости по отношению к христианству. Особенно большое значение имеет деятельность императора Константина I.

В ходе ожесточенной борьбы за власть перед решающим сражением с Макенцием Константин увидел во сне знак Христа — крест с повелением выступить с этим символом против врага. Исполнив это, он одержал решающую победу в сражении в 312 г. Император придал этому видению совершенно особый смысл — как знак избрания его Христом для осуществления связи между Богом и миром посредством своего императорского служения. Именно так воспринималась его роль христианами его времени, что позволило некрещеному императору принимать активное участие в решении внутрицерковных, догматических вопросов.

В 313 г. Константин издал Миланский эдикт, согласно которому христиане становятся под защиту государства и получают равные с язычниками права. Христианская церковь уже не подвергалась гонениям, даже в правление императора Юлиана (361-363), прозванного Отступником за ограничение прав церкви и провозглашение веротерпимости к ересям и язычеству. При императоре Феодосии в 391 г. происходит окончательное закрепление христианства как государственной религии, а язычество было запрещено. Дальнейшее развитие и укрепление христианства связаны с проведением соборов, на которых отрабатывалась и утверждалась церковная догматика.

См.далее:

Христианизация языческих племен

К концу IV в. христианство утвердилось практически во всех провинциях Римской империи. В 340-е гг. стараниями епископа Вульфилы оно проникает к племенам готов. Готы приняли христианство в форме арианства, которое господствовало тогда на востоке империи. По мере продвижения вестготов на запад распространялось и арианство. В V в. в Испании его приняли племена вандалов и свевов. в Галин - бургундов и затем лангобардов. Ортодоксальное христианство принял франкский король Хлодвиг. Политические причины привели к тому, что к концу VII в. в большинстве районов Европы утвердилось никейское вероисповедание. В V в. с христианством познакомились ирландцы. К этому времени относится деятельность легендарного апостола Ирландии св. Патрика.

Христианизация варварских народов осуществлялась в основном сверху. В сознании масс народа продолжали жить языческие представления и образы. Церковь ассимилировала эти образы, приспособила их к христианству. Языческие обряды и праздники наполнялись новым, христианским содержанием.

С конца V до начала VII в. власть римского папы была ограничена только римской церковной провинцией в Средней и Южной Италии. Однако в 597 г. произошло событие, положившее начало упрочению римской церкви во всем королевстве. Папа Григорий I Великий направил к англосаксам-язычникам проповедников христианства во главе с монахом Августином. Согласно легенде папа увидел на рынке рабов-англов и удивился сходству их имени со словом «ангелы», что счел знаком свыше. Англосаксонская церковь стала первой церковью к северу от Альп, подчиненной непосредственно Риму. Символом этой зависимости стал паллий (плат, надеваемый на плечи), который присылался из Рима предстоятелю церкви, называвшемуся теперь архиепископом , т.е. высшим епископом, которому делегировались полномочия непосредственно от папы — викария св. Петра. Впоследствии англосаксы внесли большой вклад в упрочение римской церкви на континенте, в союз папы с Каролингами. Значительную роль в этом сыграл св. Бонифаций, выходец из Уэссекса. Он разработал программу глубоких реформ франкской церкви с целью водворения единообразия и подчинения Риму. Реформы Бонифация создали в целом римскую церковь в западной Европе. Лишь христиане арабской Испании сохраняли особые традиции вестготской церкви.

Христианство - одна из самых распространенных религий. Каждый храм или предмет церковной утвари - настоящее произведение искусства, древнейшие из которых стоят баснословных денег. Но не красотой определяется ценность христианской реликвии, а ее религиозной значимостью. Любое косвенное отношение к Христу делает вещь бесценной.


Эксперты всего мира спорят о том, сколько же гвоздей использовали при распятии Христа. Одни утверждают, что три, другие говорят о четырех. Их точное количество неизвестно, но есть несколько так называемых гвоздей Креста Господня, которые почитаются уже много лет. По преданию, император Константин Великий отправил свою мать Елену на поиски Креста в Иерусалим. По возвращении Елена привезла с собой частицы Животворящего Креста и гвозди, которыми был распят Христос.

Один из гвоздей Константин вковал в свой шлем, второй – вставил в уздечку своей лошади. Последний, третий гвоздь, был перекован в так называемую Железную Корону Лангобардского королевства. Кроме того, на территории Европы разбросано ещё около 30 гвоздей, почитаемых, как реликвии. Но, скорее всего, некоторые из них не имеют к Христу никакого отношения.


Венец из тёрна с головы Христа исследуется учёными на протяжении долгого времени, но научных доказательств его подлинности нет. Однако это не мешает миллионам верующих почитать его как святыню. Судьба тернового венца была нелёгкой. В 1238 году император Балдуин II закладывает венец в венецианский банк из-за финансовых трудностей.

Но благодаря королю Франции Людовику Святому, который выкупил венец за огромные деньги, реликвия перевозится в Нотр-Дам де Пари в августе 1239 года, где хранится по сей день. Изначально в венце было 70 шипов, но за века шипы были поделены между французскими королями и византийскими императорами.


Первые письменные упоминания о Туринской плащанице появляются в XIV веке. Реликвия передавалась из рук в руки на протяжении столетий, пока не была помещена в туринском Соборе Иоанна Крестителя в 1578 году. Туринская плащаница – наиболее известная, изученная и одновременно с этим спорная святыня христианского мира . Католическая церковь до сих пор не сделала относительно неё официального заявления о своей позиции.

Согласно данным радиоуглеродного анализа 1988 года плащаница была изготовлена в период между 1260 и 1390 годами. Последующие исследования также показывают, что её возраст гораздо меньше предполагаемого. Хотя некоторые эксперты утверждают, что результаты исследований могут быть недостоверными. В то же время часть верующих со всего мира уверены, что это та самая плащаница, в которую было завёрнуто тело Христа после смерти.

7. Сударь (пелена)


После распятия Иисуса ученики завернули его тело в плащаницу, а сударь (латинское название платка для вытирания пота с лица ) положили на лицо, чтобы отереть его. Сударь - отрез льняной ткани со следами крови и сукровицы . Краткое упоминание о нём, как о погребальном плате, содержится в Евангелии от Иоанна. Большая часть информации, известной о реликвии, была записана в XII веке Пелагием, епископом Овьедо. Немногим ранее, в 1075 году, ларец, в котором хранился сударь, был найден национальным героем Испании, известным под именем Эль Сид Кампеадор.

Сейчас сударь хранится в Овьедо, где паломники могут его увидеть три раза в год. Радиоуглеродные исследования датируют реликвию 700-м годом нашей эры. Это значит, что сударь старше плащаницы, и они не могли быть использованы в одно и то же время. Это также ставит под сомнение его подлинность, если верить результатам анализа.


По легенде, когда Иисус нёс крест Голгофу, благочестивая женщина по имени Вероника подала ему плат, чтобы отереть пот со лба, после чего на ткани появилось изображение лика Христа. Однако, в Библии этот случай не описан. С XVII века плат Вероны считался утерянным. По некоторым данным он был украден из Ватикана.

Не так давно Франк Генрих Фейфер, немецкий священник из ордена иезуитов, преподаватель Грегорианского университета в Риме, обнаружил плат Вероны в маленькой итальянской деревушке Манопелло. Доказать подлинность реликвии сложно из-за возраста и риска повредить. Тем не менее некоторые эксперты и многие верующие склоняются к тому, что этот плат настоящий.


После распятия Христа Иосиф Аримафейский, один из его тайных последователей, вытирает куском ткани кровь с лица Иисуса. По преданию, эта ткань хранилась в Иерусалиме до второго Крестового похода, когда король Балдуин III передал реликвию Тьерри Эльзасскому, графу Фландрии. Когда граф вернулся в родной город Брюгге в Бельгии, он приказал поместить ткань в часовне Базилики Святой Крови.

Святыня хранится там по сей день во флаконе, украшенном золотом и ангелами. Удивительно, но флакон ни разу не открывался . Современные исследования показали, что он изготовлен из горного хрусталя, и предположительно изначально являлся флаконом для духов.

Каждый год в день Вознесения Господня в городе проходит праздник в честь Крови Христа, на который съезжаются туристы со всего мира. Епископ Брюгге проносит по улицам флакон, а за ним идут горожане, воссоздавая библейские события.


По легенде Гай Кассий Лонгин, римский центурион, вонзил копьё в подреберье распятого Иисуса Христа. В мире существует несколько фрагментов копья, претендующих на подлинность. Одно из копий было найдено в 1908 году во время Первого крестового похода в Антиохии обедневшим монахом по имени Петр Варфоломей.

По словам монаха, ему явился апостол Андрей и сказал, что Копьё спрятано под собором Святого Петра в городе. Петр Варфоломей рассказал о своём видении графу Раймонду и епископу Ле Пюи. Епископ отнёсся к его словам скептически, зато граф был воодушевлён. Он приказал своим людям начать копать под собором, но те ничего не нашли.

Тогда Петр Варфоломей спрыгнул в выкопанную траншею и обнаружил металлический предмет, похожий на копье. И хотя не было никаких доказательств, что это Копье Лонгина, крестоносцы, находившиеся в осаде, поверили в находку и нашли в себе силы прорвать блокаду города.


Священный препуций или священная крайняя плоть – самая необычная и ценная реликвия, так как является непосредственно частью тела Христа . Как и все еврейские мальчики, Иисус был обрезан на восьмой день после рождения. Первое упоминание о священной крайней плоти датируется 800 годом нашей эры, и принадлежит Карлу Великому. Король франков утверждал, что получил священный препуций от явившегося ему ангела. Позже Карл Великий передал реликвию папе Льву III, который возложил императорскую корону на его голову. Так Карл получил титул римского императора.

С момента появления реликвии в католической церкви вокруг неё не утихали споры. Более 20 церквей, которые настаивали на обладании священным препуцием. Удивительно, но католическая церковь сделала официальное заявление касательно этого. Папа Климент VII объявил, что настоящая крайняя плоть Христа хранится в аббатстве Шару. Между тем теологи утверждают, что существование священного препуция невозможно, так как Христос вознёсся на Небеса, а, значит, и все части его тела больше не находятся в мире людей.


Спас Нерукотворный или чудотворный Мандилион – изображение Христа, происхождение которого остаётся спорным . Общепринятая версия гласит, что царь Эдессы Абгар отправил слугу Анания с письмом к Иисусу. В письме он просил Христа прийти и вылечить его от проказы. Христос отклонил просьбу, но благословил царя и пообещал прислать ученика, способного его вылечить.

По одной из версий Ананий был художником и нарисовал портрет Христа, а по другой – Христос дал Ананию полотенце, которым только что отёр лицо, и его изображение осталось на ткани. С этим Ананий вернулся к Абгару, и король Эдессы обрел священное изображение Христа.


Что бы ни говорили Монти Пайтон и Дэн Браун, Святой Грааль – всего лишь чаша, из которой Христос пил на Тайной вечере, и в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь из ран распятого Иисуса . В христианстве распятие и кровь Христа имеют особое значение, поэтому Грааль вызывает большой интерес у верующих и исследователей.

Существует несколько чаш, претендующих на подлинность. Самая известная – чаша из кафедрального собора Валенсии, имеющая сертификат подлинности с 262 года нашей эры. Утверждают, что чашу использовали первые 22 пап, начиная со святого Петра до папы Сикста II, который передал её святому Лаврентию.

Культура

Религия, независимо от того, насколько она придерживается принципов бедности, является матерью некоторых самых великолепных памятников архитектуры в истории человечества.

В ниже представленном списке собраны здания и храмы самых распространенных религий.


10. Православное христианство

Базилика Святого Петра находится в Ватикане и была расположена в центре католической церкви с самого начала своего существования. В первом веке нашей эры Святой Петр был похоронен на этом месте после его распятия. Из-за того, что Святой Петр был первым Папой, ранние христиане помнили и чтили это место. В 4 веке была построена первая базилика Святого Петра, которая в 16 веке подверглась тотальной реставрации по проекту Донато Браманте, Микеланждело, Карло Мадерно и Джан Лоренцо Бернини.


Это один из самых больших (если не самый большой) памятников архитектуры эпохи Возрождения существующий по сегодняшний день. Вопреки распространенному мнению, это здание не является официальной папской базиликой – эта честь принадлежит базилике Святого Иоанна Латеранского.

9. Мировая религия ислам

Масджид аль-Харам – это огромная мечеть в Мекке, Саудовская Аравия. Она является самой крупной в исламе, а также это дом Кааба. Это конструкция в виде черного квадрата, в котором мусульмане должны молиться каждый день. Кааба, как полагается, содержит камень со следом Авраама, а также черный камень, который по верованию мусульман, был упавшим на землю метеоритом, который показал Адаму и Еве где строить алтарь.


Строение этой мечети началось в 630 году нашей эры, когда Мухаммед одержал территориальную победу и стал устанавливать свои порядки.

8. Индуизм в Индии

Храм Каши Вишванат занимает лидирующую позицию среди священных храмов индусов. Он расположен в Варанаси, Индия (город упоминается в индуистских писаниях в качестве дома Бога Шивы). Каждый индус, как правило, хотя бы раз в жизни должен побывать в этом месте, также в идеале они должны рассеивать пепел своих умерших членов семьи в протекающей там реке Ганг.


Индусы верят в то, что этот город является самым старым городом в человеческой истории. Стоит отметить, что в храме расположен 15-ти метровый шпиль из золота.

7. Буддизм в мире

Самым важным местом в буддизме считается храм Махабодхи, построенный на месте, которое является, по мнению буддистов, "Пупом Земли". Именно здесь находилось дерево Бодхи, под которым первый Будда, как утверждается, достиг своего просветления примерно в 528 году до нашей эры.


Храм находится в штате Бихар в Индии. К сожалению, в последние годы служители храма все чаще обвиняются в мошенническом использовании пожертвований и в продаже священных предметов.

6. Сикхизм

Шри-Хармандир Сахиб – это главная святыня сикхизма. Храм расположен в индийском штате Пенджаб и был построен в 1574 году нашей эры. В нем хранятся святые писания сикхов Гуру Грант Сахиб, состоящие из множества стихов, гимнов и религиозных предписаний.


Храм также зачастую называют "золотым", потому как его верхние этажи покрыты настоящим золотом.

5. Иудаизм как религия

Очевидно, что еврейского храма нет, поэтому в этот список попала Большая Синагога в Будапеште. Она является самой крупной синагогой в Европе и пятой по величине в мире.


Здесь находится музей Холокоста, школа и кладбище. Синагога была построена в 1854 году и вмещает три тысячи человек.

4. Храм Бахаи

В то время, как это не основная святыня Бахаи, храм Лотоса в Индии – это новое сооружение, однако безусловно, самый интересный по архитектуре. Он построен в виде цветка лотоса, поэтому задумку удалось реализовать на все 100 процентов.


Храм был построен в 1986 году, что делает его новейшим строением в этом списке. В него разрешен вход приверженцам всех религий, однако, запрещены проповеди, разрешена музыка, но запрещены музыкальные инструменты.

3. Китайская философия конфуцианства

Храм Конфуция в Цюйфу, Китай, является самым важным храмом конфуцианства. Это было самым первым сооружением данной религии, оно по-прежнему является крупнейшим, а также является в настоящее время объектом всемирного наследия.


Это самый большой культурный объект в современном Китае, и так как он прошел через капитальный ремонт из-за пожара сразу после строительства Запретного Города, он обладает очень похожими чертами с ним.

2. Джайнизм

Шри-Дигамбар – это крупнейший и старейший храм джайнов, расположенный в столице Индии Дели. Его возвели в 1656 году. Для того, чтобы в него войти нужно соблюдать несколько правил: никакой еды, никакой кожаной одежды и никаких женщин с менструацией.


В этом регионе также находятся и другие важные исторические памятники, поэтому стоит задуматься над тем, чтобы посетить эти места.

1. Римское язычество

На самом деле, на первом месте этого списка должна была оказаться религия Синто из-за наименьшего количества последователей, но, увы, синтоистские святилища невероятно скучны. Вместо них на первом месте расположился храм, построенный в честь всех богов Древнего Рима.


Пантеон представляет собой потрясающее строение, сооруженное в 27 году до нашей эры. Оно существует по сей день во многом благодаря тому, что было принято как католическая церковь, когда римское язычество постепенно начало сходить на нет. Хотя в храме присутствует большое количество христианских изменений, которые были сделаны для того, чтобы храм был пригоден для христианского богослужения, он по-прежнему сохраняет свои оригинальные языческие элементы, в том числе числовые и символические элементы в дизайне. Он, как и следовало ожидать, расположен в Риме.

Христианские реликвии - свято хранимые и почитаемые христианами предметы, мощи и объекты, связанные с событиями прошлого, с атрибутами жизни святых, пророков или Бога. Все христианские реликвии освящены церковью и являются объектами поклонения, разной степени важности в зависимости от значимости события или святого. Поклоняясь святым мощам, христиане тем самым чествуют самого святого.

Почитание реликвий имеет огромное значение в христианстве, главным образом в католицизме. Православная церковь в большей степени уделяет внимание , а не реликвиям.

Реликвии в Католицизме

Первой христианской реликвией считается плащаница с тела апостола Павла, которую использовали для исцеления страждущих. Во время крестовых походов в Европу хлынул целый поток реликвий, но Католическая церковь утвердила поклонение реликвиям только на Тридентском соборе 1545 -1563. Наиболее ценными христианскими реликвиями в католичестве считаются фрагменты , на котором был распят Христос.

Реликвии в Православии

Православная церковь ранее уделяла основное внимание поклонению иконам, а не реликвиям. Позже начинает развиваться в различные страны мира для поклонения святыням, хранителями которых ныне являются представители иных христианских церквей. Как правило, православным паломникам предоставляется для этого разрешение и оказывается любезное содействие. Стремясь создать образ «Второго Иерусалима» и «Третьего Рима», православные государи и патриархи собирали христианские святыни , которые доступны верующим в большинстве храмах Православной церкви. В России большая часть реликвий находится в музеях Кремля - Оружейной палате, Успенском соборе. Среди главных святынь - частицы Ризы Христовой, Гвоздь из Креста Господня, частицы Ризы Богоматери. Уникальной реликвией является ковчег Дионисия Суздальского с частицей древа Животворящего Креста Господня и еще 16-тью святынями, среди которых - частицы хитона Христа, тернового венца, ароматы, которыми помазывали тело Спасителя перед погребением.

Реликвии в Протестантизме

Протестанты признают только Библию. Культ священных реликвий, святых и Богоматери упразднены. Протестантские реформаторы XVI в. единодушно осудили поклонение мощам.

Реликвии связанные с Иисусом

Множество реликвий, связанных с Иисусом востребованы и почитаемы на протяжении всей истории христианства. Некоторые люди верят в их подлинность, другие сомневаются. Например, в XVI веке католический теолог Эразм Роттердамский с сарказмом писал по поводу количества зданий, которые могли бы быть построены из дерева, по утверждению являющимся частью креста на котором распяли Христа. Кроме того, пока эксперты вели дебаты о том был ли Христос распят тремя или четырьмя гвоздями, их стало насчитываться по крайней мере тридцать.

Некоторые реликвии более почитаемые чем прочие. Так реликвия, почитаемая как Терновый венец Господа, привлекает меньше паломников, чем такая реликвия как Туринская плащаница.

Туринская плащаница

Является наиболее известной реликвией. Это ткань, в которую было завернуто тело Иисуса Христа после его смерти. На ней остались кровавые следы от ран тела Христа. Кроме того, ученые на ней сумели обнаружить лик Иисуса Христа и восстановить его образ. Своим же названием «Туринская» она обязана городу Турину, Италия, в котором она хранится. Часть верующих убеждена, что на плащанице - подлинные отпечатки Лика и Тела Христа, отчего Туринская плащаница ценится как одна из важнейших реликвий христианства. Католическая церковь официально не признаёт плащаницу подлинной, однако считает её важным напоминанием о Страстях Христовых. Православная церковь не имеет официальной позиции по вопросу её подлинности; ряд церковных деятелей считает её подлинной.

Популярность: в 2010 году реликвия впервые в новом тысячелетии была открыта для паломничества, и за 45 дней ее увидели 2,1 млн человек.

Терновый венец

Венец, возложенный на главу Господа (27:29). По мнению большинства толкователей, был сделан из белого терновника, росшего в изобилии в окрестностях Иерусалима.. До наших дней сохранилось описание реликвий страстей Христовых, сделанное Николаем Месаритом - ризничим государева храма. Оно было составлено в 1200 году, то есть ровно за четыре года до разграбления Константинополя крестоносцами. Он отмечает, что венец чудесным образом зацветает и как бы сохраняется нетленным, что он «гладкий и нежный» и не имеет острых колючек, а скорее напоминает цветы. В конце XIX в. венец был запаян в кольцеобразную стеклянную колбу, и научное исследование растений никогда не проводилось. Примечательно, что отсутствие реальных шипов не мешало французским королям отправ­лять в качестве особо ценного дара реликвии «шипов от тернового венца» в разные страны христианского мира. Реликвия находится в Париже, в соборе Нотр-Дам де Пари, а отдельные шипы во многих церквях мира.

Популярность: каждую первую пятницу месяца, а в католический Великий пост - каждую пятницу и в Страстную пятницу, реликвию выносят к верующим, и каждый раз посмотреть на нее собираются тысячи человек.

Ясли Христовы

Ясли - кормушка для домашних животных в которую, согласно евангельского рассказа, Богородица как в колыбель положила новорожденного младенца Иисуса. Известны две реликвии, отождествляемые с яслями Христовыми - в Вифлееме и в Риме.

Реликвии Страстей

Эти и другие реликвии относятся к событиям Страстей Христовых и особенно важны в Христианстве как напоминания о физических и духовных страданиях в последние дни и часы земной жизни Иисуса. Реликвии Страстей - , особо сохраняемые церковью для почитания и использования в обрядах.

Реликвии включают в себя часть Орудий страстей как инструментов мученичества. Наиболее известные и почитаемые реликвии:

  • - четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, завернул тело Иисуса Христа после Его Крестных страданий и смерти ( );
  • , который согласно , был возложен на голову Иисуса римскими воинами во время Его ;
  • , на котором был распят Иисус;
  • - по одной из легенд, именно этим копьём римский центурион , ударил распятого Иисуса Христа между 4 и 5 ребром. В различных церквях мира хранится несколько реликвий, которые считаются копьем Лонгина, либо его фрагментом. Среди них:
  • - табличка со словами «Иисус Назорей, Царь Иудейский » написанными по указанию ( );
  • - название описанного в Евангелии от Иоанна погребального плата с головы Иисуса Христа ( );
  • , которым, согласно Евангелиям, апостол Пётр, во время взятия Христа под стражу отсёк ухо рабу первосвященника;
  • - чаша, в которую, по преданиям, собрали кровь Иисуса Христа;
  • - Иисуса Христа, которое, по преданию, появилось на платке, который дала Иисусу Христу, когда он нёс свой на , чтобы он вытер лицо;
  • - бесшовный , полученный по жребию одним из воинов, бывших при распятии Иисуса Христа ( );
  • - является, как утверждается, тем столбом, к которому был привязан Христос во время в доме Пилата;
  • - по легенде эта лестница была привезена в из и происходит из дворца Понтия Пилата и что по ней поднимался на Иисус Христос;
  • Гвозди, которыми тело Иисуса было прибито к Кресту;
  • Губка, с которой Иисуса напоили ;
  • Лестница, с помощью которой сняли тело мёртвого Иисуса с Креста;
  • Клещи, которыми вынимали гвозди.

Реликвии связанные с Богородицей

Пояс Пресвятой Богородицы

Реликвия, которую, по преданию, Дева Мария перед вознесением передала вместе с ризой двум иерусалимским вдовам (в католической традиции - апостолу Фоме). В честь реликвии в Православной церкви установлено празднование - «Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы», совершаемое 31 августа (по юлианскому календарю). В Католической церкви почитаемым является пояс находящийся в кафедральном соборе Св. Стефана в Прато.

Популярность: Поклониться реликвии, привезенной из Греции в Россию на месяц, пришли более 2,5 млн россиян в 15 городах.

Риза Богородицы

Реликвия почитаемая в Православной церкви представляет собой одежду, принадлежавшую, по преданию, Деве Марии. В честь реликвии установлено празднование - «Положение честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне» (Ризоположение), совершаемое 2 июля (по юлианскому календарю).

Реликвии связанные со святыми

Голова Иоанна Крестителя

Иоанн Креститель был обезглавлен Иродом Антипой из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. По преданию, хранившуюся у Иродиады голову вынесла из дворца одна из ее служанок, после чего святыню тайно погребли. Православная церковь празднует три Обретения главы Иоанна Предтечи. Католическая считает единственной подлинной голову, которая хранится в церкви Сан-Сильвестро-ин-Капите в Риме. Последователи ислама, в свою очередь, утверждают, что голова Иоанна Крестителя находится в мечети Омейядов в Дамаске. Однако есть еще несколько мест, в которых, как считается, тоже хранится голова: Амьен, Антиохия и Армения.

Популярность: общее число паломников, ежегодно стремящихся увидеть голову Иоанна Крестителя во всех названных местах, исчисляется сотнями тысяч.

Десница Иоанна Крестителя

Реликвией является нетленная правая рука святого пророка Иоанна Крестителя. Одна из самых почитаемых святынь христианского мира , так как согласно Библии Иоанн Креститель возложил правую руку на голову Иисуса Христа во время Крещения. Реликвия хранится в Цетинском монастыре Черногории.

Вериги святого Петра

Цепи (вериги), которыми, по преданию, был скован апостол Пётр во время своих арестов. В Православной церкви установлено празднование поклонения честным веригам апостола Петра, которое совершается 16 января (по юлианскому календарю).

Меч святого Петра

Меч святого Петра - реликвия, отождествляемая с мечом, которым, согласно Евангелиям, апостол Пётр, движимый горячей любовью и преданностью, во время взятия Христа под стражу отсёк правое ухо рабу первосвященника - Малху. Это происшествие упоминается во всех четырёх евангелиях, хотя лишь одно Евангелие от Иоанна позволяет уточнить имена персонажей. Хранится в музее архидиоцеза (Познань). Точная копия меча святого Петра (работы Богдана Пухальски) хранится в Базилике святых Петра и Павла в Познани.

В то время как воины явились ночью в Гефсиманский сад с целью взятия Иисуса под стражу, лишь один ученик вступился за Господа - апостол Пётр. Выхватив меч, он отрубил ухо одному из пришедших, но Спаситель, даже в предсмертный Свой час, исцелил раба. Применение Петром оружия и реакция Христа послужили основой для дальнейших околорелигиозных светских дискуссий о том, был ли Господь пацифистом.

Меч сделан из цельного куска железа, только гарда была выкована отдельно. Его длина составляет 70,2 сантиметра, причём изначально меч был на 1 или 2 сантиметра длиннее. Ширина - до 9,4 сантиметров. На рукоятке меча - отверстие диаметром 0,4 сантиметра и глубиной 10,3 сантиметра. На мече было выгравировано «В начале было Слово».

Сцена, в которой Апостол Пётр отрубает ухо рабу Малху, послужила мотивом для многих произведений европейских живописцев и нередко сопутствует главному эпизоду взятия Христа под стражу, а также присутствует в барельефах и росписях многих соборов и храмов, как католических, так и православных. В частности, сцену можно увидеть среди росписей Церкви Фёдора Стратилата.

Мощи святых

В Христианской религии Мощи являются носителями благодатных сил, которые могут подаваться Богом верующим через останки святых. Традиция поклонения мощам исходит с первых времен христианства, когда христиане собирали останки мучеников. Платки, пропитанные кровью, косточки, хранимые христианами, укрепляли их веру.

(18 голосов : 4.4 из 5 )

Богослуже́бные предме́ты - предметы, используемые при совершении богослужения.

– четвероугольный стол, утвержденный посреди алтаря, особенным чином освященный и облаченный в священные одежды (срачица и индития).

(греч. – приношение) – небольшой круглый хлебец, состоящий из двух соединенных частей, символизирующих две природы Иисуса Христа: божественную и человеческую. На верхней части просфоры специальными печатями делают оттиски изображений креста, Божией Матери или святых.

(греч. – веер, небольшое опахало) – принадлежность архиерейского богослужения, представляющая собой серебряный или золоченый круг на длинной рукояти, внутри круга – изображение лика шестикрылого серафима.

– особый светильник из семи ветвей на одной подставке, с чашечкой и лампадой на конце каждой ветви.

– переносной подсвечник с тремя свечами, используемый во время архиерейской службы.

– священные знамена церкви, с изображением Спасителя, Божией Матери, особо чтимых святых и праздников.