Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям. Дулгер Александр - Да будет украшением вашим… Первое послание петра глава 3

Название: Да будет украшением вашим…
Основная тематика: Нравственность
Выпущено: Интернет-газета "Путь"
Сайты: http://www.asd.in.ua/

Страна: Украина
Дулгер Александр
Дата выпуска: 31.11.2012

Конфессия / Церковь: Адвентисты Седьмого Дня

Язык: Русский
Описание: Взаимосвязь внешнего вида христиан и их духовного роста - очень важный и порой щекотливый вопрос. В этой статье Александр Дуглер постарался помочь его решить с помощью Слова Божьего и трудов Духа Пророчества. Материал для широкой аудитории. Наши текстовые материалы можно читать онлайн бесплатно и без регистрации. Текст статьи помещен ниже.

Допуск: 0000000000800301
Знаков без пробелов: 9467

Лицензия: СС-BY-SA (Creative Commons – Attribution - Share Alike)
Условия использования материала: Имя автора должно быть упомянуто. Активная ссылка на сайт правообладателя должна быть указана. Материал можно использовать и распространять только на тех же условиях.

«Экстравагантность в одежде все возрастает, и это еще не
конец. Мода постоянно меняется, а наши сестры стремятся не
отставать от нее, не считаясь ни со временем, ни с расходами».
(Е. Уайт, Свидетельства для церкви, том 4, стр.630)

Эти слова были написаны около 150 лет тому назад. Вряд ли кто-то будет утверждать, что это пророчество не исполнилось, и с тех пор мода изменилась в лучшую, скромную, сторону, а христианки стали более благочестивыми.
В этой небольшой статье хотелось бы вспомнить, что же открывает Господь через Своих вестников и через Свое Слово по вопросу украшений и внешнего вида христиан вообще и христианок в частности.
Что говорит Дух пророчества?
«Неужели у наших сестер не хватает рвения и нравственного мужества, чтобы без всяких отговорок встать на библейский фундамент? Апостол дал самые ясные указания по этому поводу: «Итак, желаю… чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (2 Тим. 2:8-10).
Собратья, соблюдающие субботу, но поддающиеся влиянию мира, должны быть проверены. Мы живем среди опасностей последних дней. Детей Божьих ожидает испытание, о котором многие из них не догадываются. Искренность их веры будет проверена. Многие наши собратья объединились с людьми мира сего в их гордости, тщеславии и стремлении к удовольствиям и развлечениям, обольщая себя тем, что они могут этим заниматься и оставаться христианами. Но именно прихоти разделяют их с Богом и делают сынами и дочерьми мира сего. Христос не оставлял нам такого примера. Истинными последователями Иисуса считаются только те, кто отвергает себя и живет трезвой, целомудренной, смиренной и святой жизнью. Таковые не могут наслаждаться обществом любителей мира.
Многие из нас одеваются, как мирские люди, желая оказывать влияние на неверующих, но это есть не что иное, как печальное заблуждение. Если они, в самом деле, хотят оказывать на людей спасающее влияние, то должны жить в соответствии со своим исповеданием, показывать свою веру из праведных дел и вести себя так, чтобы разница между христианином и светским человеком была очевидной для всех. Слова, одежда, поступки должны говорить в пользу Бога. Тогда они будут оказывать святое влияние на всех окружающих, и даже неверующие поймут, что они пребывают с Иисусом. Если кто-то хочет оказывать влияние в пользу истины, то должен жить в соответствии со своим исповеданием и тем самым подражать своему смиренному Образцу.
Апостол Павел наставляет христиан не сообразовываться с веком сим, но преобразовываться обновлением своего ума, «чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). Однако многие, называющие себя детьми Божьими, не чувствуют никаких угрызений совести, когда сообразуются с обычаями мира и носят золото, жемчуг и дорогую одежду. А тех, у кого хватает совести, чтобы не носить все это, считают ограниченными, суеверными и даже фанатичными людьми. Но ведь это Бог в Своем снисхождении к нам дает эти советы; они являются выражением безграничной Мудрости, и пренебрегающие ими поступают так к своей собственной погибели, подвергая себя опасности. Те, кто предан украшениям, запрещенным в Слове Божьем, вынашивают в сердце гордость и тщеславие. Они хотят привлечь к себе внимание. Своей одеждой они говорят: смотри на меня и восхищайся мной. Таким образом, тщеславие, свойственное человеческой природе, все время возрастает, ибо ему всячески потакают. Когда человек думает только о том, как угодить Богу, все ненужные украшения перестают для него существовать.
Апостол противопоставляет внешнее украшение кроткому и молчаливому духу, а затем говорит, что именно это «драгоценно перед Богом». Существует непримиримое противоречие между любовью к внешним украшениям и добродетелью кроткого и молчаливого духа. Только тогда, когда мы стремимся во всем сообразовываться с волей Божьей, в душе воцаряются мир и радость» (Свид. для церкви, том 4, раздел 62, гл. 13 «Простота в одежде»).
.Что говорит Библия?
Господь знает, что после грехопадения сердце женщины стало склонно к желанию украшать себя более чем предусмотрено Творцом. Поэтому Слово Божье постоянно напоминает женщинам о той истинной красоте, которая красива не в глазах падших людей с извращенными вкусами, но красива в глазах Бога и Его детей - посвященных христиан.
«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.
Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям» (1Пет. 3:3-5).
«Не внешним должно быть ваше украшение: оно не в ‘искусном’ плетении волос, не в золоте, не в нарядных одеждах. Нет, в глубине сердца ‘ему быть должно’, в нетленной ‘прелести’ тихого и кроткого духа оно. Вот что дорого Богу.
Именно так украшали себя когда-то жены святые, на Бога уповавшие: они мужьям своим повиновались»(1Пет. 3:3-5, совр. перевод М.П. Кулакова).
Осмелюсь предположить, что многого из того, что сегодня является предметом повседневного туалета христианок, определенно не будет в Царстве Божьем: высокие каблуки, броский маникюр, крашеные волосы, вычурные стрижки, макияж и т.п.
Каждой христианке следует периодически задавать себе вопрос: готова ли я к тому, чтобы комфортно и уверенно чувствовать себя на Новой земле безо всех этих привычных для меня деталей туалета? Не будет ли меня тяготить отсутствие лака для ногтей или туши для ресниц в небесных обителях? Ведь перелом в привычках и мышлении не происходит мгновенно. Готова ли я пожертвовать чем-то приятным и привлекательным для моего тела сегодня, чтобы Бог мог преобразовать мой разум, и я могла гармонично вписаться в Царство Божье завтра?

. Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были,

. когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.

. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,

Апостол изложил нравственное учение для всех: для царей, правителей, господ и рабов. Для подначальных поставил законом, чтобы они повиновались царям и правителям, которым должно и в чем должно, и тем показал, что сами правители имеют некоторое предначертание и побуждение к правде в законах, и за все, что ни делают по законам, не будут осуждены, а за все, что учинят вопреки им, беззаконно, несправедливо и самовольно, погибнут. Ибо закон дан им на пользу народов, как говорит апостол Павел (). Подобно законам, и правители даны на некоторую пользу, а не так, как некоторые худо рассуждают, будто существующая на земле власть – от диавола, соглашаясь в этом деле с диаволом, который сказал Господу: «все это предан о мне, и я, кому хочу, даю сие» (); не по воле диавола поставляются цари; ибо они даны для исправления зол, а диавол не заботится ничего такого вводить между людьми. Власти же и правители даны от Бога, с одной стороны, для того, чтобы охранять правого и устроять пользу подчиненных, с другой – для того, чтобы погрешающих удерживать страхом наказания и обличением, наконец – для того, чтобы производить должное наказание причинившим неправду. Показав это, именно, что повиновение властям – добро, а неповиновение – зло, и предписав подобные отношения рабам и господам, апостол обращает теперь речь свою к женщинам. Жены, говорит он, должны быть заняты двумя делами: повиноваться своим мужьям, и удаляться всякого украшения и убранства, подражая святым женам. Ибо они, говорит, знали одно только украшение, то, что повиновались своим мужьям. Какая же польза от этого? Та, что язычники получают доброе понятие о вере и ревность по ней, что производит и наша покорность властям, и ради нас благодарят Христа, а для христиан великая похвала, когда ради нас и ради нашего доброго поведения и язычники благословляют имя Божие. Слова «без слова приобретаемы» значат или то, что приобретаемы бывают без всякого рассуждения и противоречия, или то, что доказательство от дел сильнее слова и искусности, как и святый муж сказал: «Дело, не сопровождаемое словом, лучше слова, не сопровождаемого делом».

. но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого, духа, что драгоценно пред Богом.

Ибо: "Вся слава дочери Царя внутри; одежды ее убраны золотом; испещре́нные» (). То есть сокровенное наше расположение и внешнее положение должны в точности соответствовать одно другому. Убранство золотом означает собой внешнюю деятельность. Называет же одежды убранными золотом и испещренными потому, что и обнаруживаемое изнутри является не как случится, но честно и важно.

. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям.

. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.

. Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.

Здесь украшением называет повиновение, говоря: они украшали себя, повинуясь своим мужьям. Сказав неопределенно «святые жены» , называет их дочерями Сарры или по вере, или по происхождению. Ибо дочери необходимо должны подражать матерям. При украшении, приличном христианкам, убеждает их быть и милостивыми, не опасаясь за то взыскания от своих мужей. Это хочет выразить словами: «не смущаетесь ни от какого страха» . Ибо естественно, что мужья потребуют иногда от них отчета в издержках. Такой возвышенной речью убеждая бережливых и малодушных женщин к тому, чтобы они щедрее раздавали домашние вещи, апостол удерживает и мужей от строгости к ним, и говорит: «мужья, обращайтесь благоразумно с женами» , то есть примите во внимание слабость и склонность женского пола к малодушию и будьте к женам великодушны, не требуя с раздражительностью отчета в том, что вверено им по домашнему хозяйству. Убеждает мужей не взыскивать строго с жен для того, как мы сказали, что они были щедрее в подаянии бедным. А мне кажется, что этими словами апостол сокровеннее и важнее, чем Павел, намекает на пользование правами супружества. Ибо Павел прямо говорит: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» , и проч. (). А Петр, важнее сказав: «благоразумно» и чрез то намекнув на дело, убеждает мужей, так как женский пол и к этому склоннее, не отлучаться от жен с запрещением и строгостью, но сначала снисходительно, как к слабейшим, пользоваться ими, потом с некоторой осторожностью убеждать их привыкать к воздержанию от сего. Ибо на это, то есть на снисходительность, хочет указать словами: «оказывая им честь» . Ибо тому, на кого не обращают внимания, не бывает ни чести, ни пощады. Потом, так должно пользоваться ими в отношении сообщения, как слабейшими, или и как сонаследницами живой благодати. И что мы придали такой смысл предлежащему изречению не без основания, на это указывает дальнейшее прибавление: «дабы не было вам препятствия в молитвах» . Ибо какое препятствие молитве может быть от суровости мужа к жене своей? Между тем как оставление сообщения доставляет во время молитвы большую внимательность и усердие. Такова моя мысль об этом.

. Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры;

. не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.

Связь с предыдущим наставлением такая: наконец, или сказать кратко, будьте все единомысленны и проч., зная, что вы к тому призваны, чтобы благословлять всех. Ибо и Павел говорит: «Благословляйте гонителей ваших» (); поступая таким образом, вы от всех будете слышать наименование вас «благословляющими» (). Ибо Жаждущему вечной жизни не следует никого злословить языком. Посему и Давид тех, которые сильно желают достигнуть истинной жизни, убеждает "удержива ть язык от зла» (). Когда вы так устроите себя, то Всемогущий будет к вам милостив. А в таком случае кто может сделать вам зло? Но если вам и при делании добра и ревности по нем будет нанесено оскорбление, то не горюйте, но радуйтесь, во-первых, потому, что это не зло, а во-вторых, потому, что вы чрез это блаженны. Посему святите в сердцах ваших Бога, а страха человеческого не бойтесь, и не смущайтесь. Иначе. Окончив частные наставления, касающаяся мужей и жен, обобщает убеждение ко всем, мужьям и женам, и говорит: "наконец" . К чему частные наставления? Говорю всем вообще. Ибо это конец, у всех одна цель – спасение, у всех один закон – любовь. Отсюда рождается всякая добродетель, смиренномудрие, сострадание, милосердие, и проч. Из них единомыслие есть совершенное согласие в чем-нибудь. Сострадание – сожаление к страждущим такое же, как и к самим себе. Братолюбие – расположение к ближним такое, какое должно быть к братьям. Милосердие – душевное стремление к благотворению однородным. Дружелюбие – кротость со всеми, как со знакомыми и друзьями. Смирение или смиренномудрие – перенесение хулы от другого, сознание своей греховности, перенесение обвинений, что можно бы назвать благомыслием. Сими-то добродетелями украшайтесь; при чем не поддавайтесь злобе (ругательство есть происходящая от дурной привычки наклонность к злословию), но ревнуйте по добре, проводя жизнь святую и совершенную. Ибо благословляемый всеми есть и ревнитель.

. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей;

. уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему,

Что выводимое им наставление не ложно, в том удостоверяет указанием на слова Давида, и говорит: «кто любит жизнь» , то есть кто преобразовывает себя для истинной жизни и хочет показать ее достолюбезной (ибо на это указывает выражение "любит" , хочет показать ее вожделенной для людей), тот пусть неуклонно держится того, что вместе со мной предлагает и пророческое слово.

. Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли).

. И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?

. Но если и страдаете за правду; то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь.

. Господа Бога святите в сердцах ваших.

Из приведенных им слов пророка делает заключение. Там сказано: «очи Господни на праведных, а лице Господне против делающих зло» (), апостол прибавляет к сему: если будете так жить, то к вам Бог будет благосклонен и милостив. А при таком положении, кто вам нанесет зло? Ибо все в руке Его, «жизнь и смерт ь» (). Но как некоторые почитали злом страдания за веру, то апостол Петр, для исправления такого мнения, говорит: не почитайте этого злом, напротив, почитайте это залогом блаженства. Ибо страх от людей не стоит никакого внимания, но однодневен. Ибо если очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но против делающих зло лице Господне, угрожающее злым погибелью, то, если бы это было зло, Податель благ, без сомнения, за любовь нашу к Нему не воздал бы злом. Ибо зло Он наводит на злых: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» (), посему скорби за благочестие не суть зло. Вместе с Исаией () заповедует святить Господа в сердцах, то есть не превозноситься видимыми делами, но в тайной клети сердца совершать освящение Господа, которое состоит в удалении от скверн, то есть от злых нравов языческих. Так Его святите. А святится Он чрез ваше доброе поведение, когда прочие люди прославляют Его, как и Сам Богочеловек повелевает: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела» ().

. будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.

. Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.

Слова «готовы... дать ответ» и проч. должно соединить с словами: «являть добрую деятельность» ("име ть добрую совесть» ). Ибо когда будете делать это с кротостью и приличием, тогда и сами уверитесь, что вы имеете добрую совесть, и имеющих дурное понятие о вас постыдите. Апостол повелевает верному человеку всегда быть готовым к отчету в вере, чтобы, когда бы ни стали спрашивать нас о вере, мы всегда могли легко отвечать, и делать это с кротостью, как и все вообще, как бы в присутствии Самого Бога. Ибо в присутствии своего господина ни один благоразумный раб не бывает дерзок. Польза от сего та, что неверные узнают, каковы мы, и будут справедливы к нам. Нужно заметить, что эти слова апостола не противоречат изречению Господа. Когда Господь говорит, чтобы мы, когда поведут нас к начальникам и властям, не заботились о том, "что нам отвечать" (), а Петр заповедует теперь готовиться к ответу, то Господь, говорит о свидетельстве, а апостол Петр – об учении. Ибо кто думает, что знает что-нибудь без разумения и исследования, тот вызывает на себя хулу. Ибо знание неразумных – неисследимые слова. Иначе. Поскольку обвиняли нас во многих беззакониях и выставляли надежды наши напрасными, то апостол заповедует готовить обдуманные ответы и иметь жизнь достохвальную, которую и называет совестью.

. Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые;

. потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных,

Представляется причина, не на то впрочем, что перед этим сказано, но на то, что сказано немного выше, именно на слова: «если и страдаете за правду, то вы блаженны» (); потому что лучше терпеть зло за добрые дела, нежели за злые. Если же кто захочет относить причину эту к ближайшей предшествующей речи, то слова «добрые дела» нужно понимать не о благотворительности другому, но вообще о добродетели; так же нужно понимать и слово "злые" . Прибавляет: «если угодно воле Божией» , показывая этим, что с нами ничего не бывает без попущения Божия, но бывает или для облегчения нас от грехов, или для обнаружения и славы нашей, или даже для спасения других. И это двояким образом. Или какой-нибудь праведник терпит зло для уцеломудрения иных грешников, по сказанному: «если праведник едва спасается, то грешный где явится?» (). И отсюда двоякая польза: для страждущего праведника – приумножение праведности чрез терпение, а для грешника – обращение, как сказано. Или праведник страдает и для собственной своей славы и для обращения и спасения других, как и Христос. Посему Петр полагает здесь в пример Христа, потому что и Христос однажды пострадал не за Свои грехи, но за наши; почему и прибавляет: «праведник за неправедных» , ибо Сам Христос «не сделал никакого греха» (), чтобы показать могущество Страдавшего, прибавил "однажды" . А как Он пострадал для того, чтобы привести нас к Богу и Отцу Своему, то и показал, что не все страждущие страдают за грехи. И как Христос и , и Человек, то страданиями Своими доставил нам и благодать двоякую. Умерши, как человек, Он освободил нас от смерти, положив начало нашему воскресению, и в Самом Себе дав пример, что умирающие умирают не без надежды воскресения. Ожив, то есть воскреснув из мертвых силой Божественности (ибо Он воскрес из мертвых не как человек, но как Бог), всех сущих во аде сооживил, совоскресив с Собой. Ибо, по словам евангелиста: «многие тела усопших святых воскресли... и явились многим» (), а о втором свидетельствует все Священное Писание . Отсюда ясно, что Христос сугуб (двоичен) не Лицем, но естеством. "Которым" поставлено вместо «почему». Ибо сказав, что Он умер за нас, неправедных, апостол говорит затем, что Он проповедовал и содержимым во аде. Дойдя до сего, апостол должен был еще объяснить, как Христова полезна была для прежде усопших, и решить вопрос: если вочеловечение Господа было для спасения всех, то какое спасение получили прежде умершие?» Он сразу разрешает то и другое и говорит, что смерть Христова произвела то и другое вместе, надежду воскресения чрез Его воскресение и спасение усопших прежде. Ибо те, которые хорошо провели время своей жизни, и тогда получили спасение чрез сошествие Господа во ад, как думает святой Григорий. Он говорит: «Христос, явившись к находящимся во аде, спасает не всех без изъятия, но одних верующих» . Ибо от произволения каждого зависело (как требовала разумность) не оставаться бесчувственным к богатому дару Творца, но представить самого себя достойным благости Подателя.

. некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.

Это положил в разрешение возражения. Иной мог сказать: «кто же другой проповедовал прежде Христа, и кому непокорившиеся осуждены»? Подобно апостолу Павлу (), он мог бы указать на врожденные нам разумные силы: ибо те, которые созданы способными различать добро и зло и, несмотря на это, не творили добра, достойны осуждения. Но он не указывает на это. Почему? Потому, что это понятно для ума высшего и рассуждения более любомудрого, чем ум иудеев, привязанный к земле. Апостол подтверждает непокорность из Писания, и не со времен пророков, но почти от самого сотворения мира. Отсюда он представил, что спасение проповедовалось людям от начала, но они по наклонности своей к суете пренебрегали им, и в то время, как людей было бесчисленное множество, только восемь душ покорились проповеди и спаслись в устроенном ковчеге. Так как спасение было в воде, то он кстати относит это к святому крещению и говорит, что вода эта указывала на наше крещение, ибо и оно погубляет непокорных бесов, и спасает с верой приходящих в ковчег, то есть в , и как вода смывает нечистоту, так и крещение, только оно производит отложение нечистоты не плотской, а при посредстве внешнего знака производит омытие скверны душевной. Оно есть как бы залог и вручение доброй совести пред Богом.

. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа,

. Который, восшед на небо,

Связь такая: так и нас спасает ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но вопрошение или выпрашивание доброй совести пред Богом. Ибо сознающие за собой доброе, то есть привязанные к жизни непорочной, они-то и прибегают ко святому крещению. Что же делает крещение спасительным? Воскресение Христово. Ибо прежде страданий и воскресения Своего Христос объявил: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (), а по воскресении заповедал крестить все приходящие народы «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (),

пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.

Кому это "ему" ? Принятому Им в единение с Собой человеку.

Святой Церковью читается Первое послание Петра. Глава 2, ст. 21-25; глава 3, ст. 1-9.

2:21. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.

2:22. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.

2:23. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.

2:24. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.

2:25. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.

3:1. Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были,

3:2. когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.

3:3. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,

3:4. но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.

3:5. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям.

3:6. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.

3:7. Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.

3:8. Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры;

3:9. не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.

(1 Петр. 2, 21 - 3, 9)

Дорогие братья и сестры, мы с вами завершили чтение отрывков из Послания апостола Иакова. Мы не прочитали его полностью, но церковный календарь нас переносит к соборному Посланию апостола Петра. У апостола Иакова только одно послание, у Петра - два, еще есть три соборных послания Иоанна Богослова и одно апостола Иуды. Сегодня мы с вами обратились к тексту Первого соборного послания апостола Петра, правда, тоже не с начала, а с середины. Тем не менее мы находим здесь очень интересные, глубокие наставления.

Концовка второй главы посвящена тому, чтобы мы помнили о том, что призваны идти путем Иисуса Христа. В чем заключается это следование? Ибо вы к тому призваны (то есть призваны идти путем стойкости, быть готовым пострадать за свою верность Христу и за истину, если надо будет), потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших. Последний стих содержит цитату пророка Исаии (53, 4-6). Здесь мысль апостола Петра понятна, хорошо проиллюстрирована. Мы призваны идти по пути Иисуса Христа. Если нас злословят, если нас заставляют страдать, то как раз здесь проверяется наше христианство: ответим ли мы злословием, будем ли укорять наших обидчиков или не будем.

Читая некоторые жития святых, мы видим, что одни мученики благословляют своих мучителей, подобно Христу, а другие желают им зла, пророчат наказание или что-либо подобное. Конечно, нам нужно иметь в виду, что жития все-таки проходили определенную редакцию. Может быть, кто-то из авторов и редакторов тех или иных житийных описаний выражал свое негодование по поводу того, что мучители так издевались над мучениками, влагая в уста самих мучеников какие-то обличения, пожелания чего-то нехорошего. Мы с вами прекрасно понимаем, что сами мученики, будучи истинными христианами, ни в коем случае не могли поступать иначе, чем поступал Христос. А как Христос поступал на вершине Своих мучений, будучи на Кресте? Он молил Отца Небесного о том, чтобы Тот помиловал Его мучителей: «Прости их, Господи, они не знают, что делают». Вот критерий. Последователи Христа тоже следуют путем Самого Христа и имеют то же расположение, о чем здесь пишет апостол Петр.

3-я глава, по крайней мере, прочитанные нами стихи, посвящены отношениям мужчины и женщины, мужа и жены. Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Здесь имеется в виду, что те мужья, которые не покорились слову, не услышали слово Божие, не приняли его в свое сердце, не стали христианами, увидев чистое, богобоязненное житие своих жен, могут быть приобретаемы, то есть могут приходить ко Христу через жизнь своих жен, даже без каких-то убеждений с их стороны, серьезных богословских речей, диспутов.

Действительно, у женщины есть такое орудие: она может без слов, одной своей жизнью, своим отношением очень многое в мужчине изменить. Этого подчас не понимает современная женщина, воспитанная в эмансипированном духе, которая пытается наравне с мужчиной спорить, вести дискуссии, даже может получать для этого какие-то знания, образование. Это не плохо, что женщина может образовываться, но часто женщина забывает, что ее главный аргумент и способ что-то менять в мужчине - это кротость, чистое, тихое житие, внимательное, доброе отношение к мужчине. Когда начинаются такие дискуссии, что «щепки летят», то, конечно, эффект не достигается; эффект может быть только обратным: мужчина может озлобиться, закрыться, видя, что жена пытается разбить его в пух и прах. Блага, добра отношениям это не несет.

Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Какие красивые слова, практически поэзия! Апостол Петр писал это так давно, а мало что изменилось. Соломон был большей частью прав в том, что нет ничего принципиально нового под солнцем. Современная женщина тоже очень любит украсить себя плетением волос (сейчас столько возможностей для этого, салонов красоты), золотыми уборами, то есть красивыми одеждами, в том числе головными уборами, или нарядностью в одежде. Сейчас это целая индустрия. Культура потребления основывается на том, что женщины любят разнообразно, красиво одеваться, иногда чтобы прихвастнуть друг перед другом новым нарядом, даже этикетки сравнивают: где, кто, что купил. Одну и ту же вещь можно купить в разных магазинах за разные деньги, и важно не то, что одно от другого не отличается, а то, что если где-то вещь стоит в несколько раз дороже, значит человек, который там ее купил, выше по статусу и, как говорят в современном мире, «круче». К сожалению, женщин очень часто захлестывает это соревновательность.

Апостол Петр говорит, что вместо этого пусть будет сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа. Вот, дорогие женщины, где ваше главное орудие с точки зрения христианства: кроткий и молчаливый дух. Этим можно горы свернуть, можно многое поменять, на многое вдохновить мужчину, привнося в его жизнь эту кротость, молчаливость, нежность, теплоту. Если мы говорим про каких-то великих мужчин, подвигоположников, свершителей, то действительно, во многом фактором вдохновения, фактором того, что мужчина мог идти по жизни и совершать какие-то деяния, подвиги, блага, была женщина - кроткая, молчалива, любящая, заботливая. Конечно, мы не берем аскетов, которые всегда были одни по жизни, а говорим о людях семейных, рядом с которыми была женщина. И наоборот, бывает, что женщина не обладает качествами, о которых пишет апостол Петр, а ее больше интересует как раз внешнее плетение волос, золотые уборы, нарядность в одежде, и даже сам мужчина ее не очень интересует, разве что как источник приобретения всех этих вещей. Тогда ничем хорошим это не заканчивается, отношения заходят в тупик, и это может быть разрушительно как для женщины, так и для мужчины. Таким образом, Священное Писание содержит много прекрасных, глубоких и мудрых советов на все времена.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Ст. 1-3 Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде

Апостол изложил нравственное учение для всех: для царей, правителей, господ и рабов. Для подначальных поставил законом, чтобы они повиновались царям и правителям, которым должно и в чем должно, и тем показал, что сами правители имеют некоторое предначертание и побуждение к правде в законах, и за все, что ни делают по законам, не будут осуждены, а за все, что учинят вопреки им, беззаконно, несправедливо и самовольно, погибнут. Ибо закон дан им на пользу народов, как говорит апостол Павел (Рим. 13, 4) . Подобно законам, и правители даны на некоторую пользу, а не так, как некоторые худо рассуждают, будто существующая на земле власть - от диавола, соглашаясь в этом деле с диаволом, который сказал Господу: все это предано мне, и я, кому хочу, даю сие (Лк. 4, 6) . Не по воле диавола поставляются цари; ибо они даны для исправления зол, а диавол не заботится ничего такого вводить между людьми. Власти же и правители даны от Бога, с одной стороны, для того, чтобы охранять правого и устроять пользу подчиненных, с другой - для того, чтобы погрешающих удерживать страхом наказания и обличением, наконец - для того, чтобы производить должное наказание причинившим неправду. Показав это, именно, что повиновение властям - добро, а неповиновение - зло, и предписав подобные отношения рабам и господам, апостол обращает теперь речь свою к женщинам. Жены, говорит он, должны быть заняты двумя делами: повиноваться своим мужьям, и удаляться всякого украшения и убранства, подражая святым женам. Ибо они, говорит, знали одно только украшение, то, что повиновались своим мужьям. Какая же польза от этого? Та, что язычники получают доброе понятие о вере и ревность по ней, что производит и наша покорность властям, и ради нас благодарят Христа, а для христиан великая похвала, когда ради нас и ради нашего доброго поведения и язычники благословляют имя Божие. Слова без слова приобретаемы значат или то, что приобретаемы бывают без всякого рассуждения и противоречия, или то, что доказательство от дел сильнее слова и искусности, как и святый муж сказал: «Дело, не сопровождаемое словом, лучше слова, не сопровождаемого делом».

Толкование на Первое послание апостола Петра.

Тертуллиан

Но Тот, кто является главой мужа и красотой жены, Муж Церкви, Иисус Христос - какой венец, спрашиваю тебя, принял Он на Себя за каждый пол? Полагаю, что из шипов и терновников!

О венце.

Иларий Арелатский

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были

Пусть повинуются мужьям, потому что голова жены - это муж. Таким образом, он подчиняет члены голове. Теперь Петр хочет, чтобы жены советовали доброе мужьям, так как многие мужья от жен получают противоположное наставление.

Трактат на семь Кафолических посланий.

Лопухин А.П.

Ст. 1-2 Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие

Сходные по характеру с предыдущими частными наставлениями рабам (1Кор. 2:18) наставления Апостол предлагает теперь женщинам-христианкам; всем им он советует подчинение собственным мужьям, с особенною целью, вероятно, оттеняя понятие подчинения - желая предупредить желание жен-христианок отказаться от повиновения своим мужьям - язычникам или иудеям: примеры таких смешанных браков в первохристианстве были нередки (ср. 1Кор.7:12 след.). Подобно Апостолу Павлу (1Кор.7:16) , Ап. Петр ожидает миссионерского подвига от жены-христианки на мужа - не христианина: кротость, доброе поведение, святость христианской женщины могли расположить к христианству и неверующего мужа. «Язычники получают доброе понятие о вере и ревность по ней, что производит и наша покорность властям, и ради нас благодарят Христа, а для христиан великая похвала, когда ради нас и ради нашего доброго поведения и язычники благословляют имя Божие. Слова «без слова плен мени будут» значат или то, что приобретаемы бывают без всякого рассуждения или противоречия, или то, что доказательство от дел сильнее слова и искусственности, как и святый муж сказал: «дело, не сопровождаемое словом, лучше слова, не сопровождаемого делом» (блаж. Феофил.).

Римма Ким

В этой статье будет рассматриваться вопрос, который волнует многих современных верующих: может ли женщина-христианка носить украшения и пользоваться косметикой? Цель автора – доказать, что Библия не запрещает женщинам-христианкам использовать косметику и украшения, подчеркивая при этом, что главная и настоящая красота женщины – не ее внешность, но ее скромность и богобоязненность.

В данной статье использованы текст Синодальной Библии 1876 года, некоторые комментарии к Библии, книга «Как вести себя верующему» протоиерея Андрея Устюжанина, книга «Этика служителя» Бартона Пирса и некоторые другие источники.

Писание дано нам от Бога и является для нас наивысшим авторитетом: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17).

Каждый христианин нуждается в твердом основании, чтобы вести достойную жизнь. Иисус поясняет, что человек, который поступает так, как Он учит, сможет противостать любой проблеме: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Матф. 7:24-25).

Как выражается наша принадлежность христианской вере в повседневной жизни? В чем заключается смысл слов Иисуса «Вы – свет мира», каким образом и до какой степени мы должны отделиться от мира, в котором живем и который, мягко говоря, не отличается высокой моралью. Мода и мирская система ценностей проникает сегодня в Церковь, что обязывает духовных служителей принимать меры для сохранения благоговения и благопристойности в проведении богослужения, для освящения народа Божия.

С первых веков христианства вопрос внешнего вида является предметом проповедей и постановлений. Нельзя сказать, что первые христианки не пользовались косметикой или украшениями. Женщинам Коринфа, Ефеса и Рима нужны были наставления и увещевания в вопросах внешнего вида.

В своих наставлениях отцы Церкви – Августин, Климент Александрийский, Тертуллиан и другие призывали христианок к скромности, подчеркивая, что гораздо целесообразнее тратить свое состояние на нужды людей, чем на украшения.

В современных Церквах мы видим двоякое отношение к этому вопросу. Некоторые придерживаются строгих норм и конкретных инструкций по длине, форме, цвету одежды, стилю прически и т.д., другие проповедуют так называемую христианскую свободу, игнорируя библейские принципы.

На протяжение всей истории Церкви предпринимались попытки создать определенный кодекс внешнего вида. Сегодня многие Церкви имеют подобные установки и правила внешнего вида и поведения своих членов. Являясь членом определенной поместной Церкви, христианин должен считаться с этими установлениями. Но в то же время мы должны ясно понимать разницу между непреложным библейским принципом и церковной формой, которая постоянно подвергается изменениям, адаптируясь к современному обществу и его вкусам.

Мнение на этот счет православного священника Андрея Устюжанина: «Одежда христианки должна быть однотонная, не цветная или пестрая, не в обтяжку, не обнажающая тела. Неуместны спортивные костюмы, брюки, джинсы, а тем более шорты или платья с глубоким вырезом. Неуместны украшения – серьги, бусы, браслеты. Об украшающей себя женщине можно сказать одно, что она думает не о Боге, а о том, как заявить о себе и привлечь внимание к себе. Недопустимо использование и косметики. Разрисовывание лица берет начало из древних колдовских, жреческих ритуалов. Изукрашенная женщина вольно или невольно подчеркивает, что она поклоняется не Богу, а своим страстям».

Высказывание священномученика Каприана Карфагенского: «Скажи мне, модница, неужели, поступая так, ты не боишься, если Творец твой в день общего воскресения не признает тебя, отринет и удалит, когда явишься за воздаянием и наградою. Скажет строгим голосом: «Это не мое создание. Кожу ты осквернила поддельным натиранием, волосы изменила не свойственным тебе цветом, вид твой искажен ложью, лицо твое чуждо тебя. Ты не можешь видеть Бога, когда глаза у тебя не те, какие тебе дал Бог, но какие подделал дьявол. Ему ты последовала, ты подражала златоцветным и раскрашенным глазам змея, враг убирал твои волосы – с ним и гореть тебе!»

С вопросом «Может ли женщина- христианка носить украшения и пользоваться косметикой?» автор обратилась к служителям одной из ташкентских Церквей. Вот их ответы. С. К.: «Безусловно, да. Во все времена женщины стремились быть красивыми и следили за своей внешностью. Возьмите, как пример, царицу Есфирь. Прежде чем она вошла к царю, ее готовили в течение 12 месяцев (Есф. 2:12): «Когда наступало время каждой девице входить к царю Артаксерксу, после того, как в течение двенадцати месяцев выполнено было над нею все, определенное женщинам, – ибо столько времени продолжались дни притиранья их: шесть месяцев мирровым маслом и шесть месяцев ароматами и другими притираньями женскими, – тогда девица входила к царю».

Во времена Нового Завета тоже использовали ароматические (косметические) вещества (Матф. 26:6-7): «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову…» Думается, что Бог не против того, чтобы мы следили за своей внешностью. Одежда и внешний вид – показатели нашего духовного состояния и наших моральных ценностей, нашего характера. Смиренный христианин желает угодить Христу во всех сферах жизни. Мы не запрещаем пользоваться косметикой, но просим приходить на богослужение более приготовленными внутренне, нежели внешне.

А. Б.: «Человек ничего не может ни прибавить, ни убавить. Для чего христианки красят волосы, выщипывают брови или пользуются косметикой? Им хочется быть красивыми. Когда Ноеминь научила невестку свою пойти на гумно к Воозу, она сказала ей: «… умойся, помажься, надень на себя [нарядные] одежды твои» (Руф. 3:3). Но Бог видел прежде всего ее преданное и смиренное сердце. Также и верующим девушкам и женщинам необходимо прежде искать Царства Божия, но не забывать и следить за собой».

Р. Д.: «Сегодня невозможно представить себе человека, который бы не пользовался косметическими средствами. Каждый из нас стрижется, бреется, моется, чтобы выглядеть аккуратно. В библейские времена большинство мужчин-евреев носили нижнюю и верхнюю одежду и сандалии. Они не очень-то следили за модой, и покрой их платья не менялся на протяжение веков. Мужчины носили драгоценности и украшения. Нередко это был перстень, иногда им запечатывали письма. Женщины носили одежду, сходную с одеждой мужчин. Их одежда была из шерсти, хлопка и льна. Женщины также носили сандалии. Женщины носили множество украшений, включая браслеты на запястьях или выше лодыжек. Они пользовались косметикой, подкрашивали ресницы, делали маникюр и педикюр, пользовались душистыми маслами: ладаном и миррой из Африки, алоэ и нардом из Индии, шафраном из Палестины и т.д. Священное Писание не запрещает пользоваться косметикой и носить драгоценности, но для Бога важно состояние сердца».

Что можно отнести к косметике? Косметика включает в себя туалетные принадлежности и предметы, предназначенные для ухода за лицом и телом. К разряду косметических средств относятся моющие средства: мыло, шампунь, гель, бальзам; средства по уходу за кожей: крем, маска, лосьон, тоник; косметика для лица – крем, пудра, тушь для ресниц, губная помада, румяна; парфюмерия: духи, дезодорант и благовония.

Тем, кто запрещает пользоваться косметикой, следует учесть, что сегодня без нее не обходится практически никто. Мы все купаемся, стрижемся, бреемся, подстригаем ногти и делаем многое другое с целью выглядеть аккуратно и прилично. Разве кто-то может определить, чем можно пользоваться, а чем нет?

Использование косметики уходит своими корнями в древность. Растительные масла использовались для принятия ванн. Такая практика широко была распространена в древней Греции. К 1 веку н.э. египетская, римская, греческая культуры Среднего Востока изобрели и внедрили такие косметические средства, как пудра для отбеливания лица, сурьма для подкрашивания век, ресниц и бровей, румяна для щек и щетки для чистки зубов. Для изготовления всего этого использовались природные ресурсы: миндалевое и оливковое масло, цветы и специи. Косметика для лица, краска для волос, парфюмерия и духи были широко распространены в западной Европе с 13-го века. Африканский континент развивал искусство причесок, Восток – парфюмерное искусство.

Еврейские женщины использовали косметику, которую делали сами. Черной пудрой, смешанной с маслом, они красили ресницы. Губной помадой служила красная паста, которой натирали губы. Ногти на руках и ногах окрашивали хной. Благовониями пользовались только богатые женщины Палестины. В Иерусалиме существовала гильдия парфюмеров, которая строго хранила тайны своего ремесла.

Поговорим об украшениях. Украшения – это предметы одежды или аксессуары, используемые в декоративных целях. Их применение старо, как история. К украшениям относятся предметы из золота и серебра, драгоценные и полудрагоценные камни. С древних времен украшения считались показателем состоятельности и зажиточности. В Писании мы часто видим, что украшения являлись признаком благосостояния, радости и счастливой жизни: «И дал тебе кольцо на твой нос и серьги к ушам твоим и на голову твою прекрасный венец» (Иез. 16:12). Желание украшать себя естественно для женщин: «Забывает ли девица украшение свое и невеста – наряд свой?» (Иер. 2:32).

Еврейские женщины отращивали волосы, заплетая их в несколько косичек или носили распущенными. Иногда они закручивали волосы вокруг головы и украшали их монетами и драгоценными камнями. Замужние женщины украшали себя своим приданым, которое они в виде монеток носили на чепце, – это являлось признаком зажиточности семьи. Им нравилось носить браслеты на руках и лодыжках. Иногда они носили головное украшение из золотых цепочек. Богатые мужчины и женщины носили кольца. Мы имеем представление об их украшениях из списка того, что израильтяне пожертвовали на строительство скинии: «… и приходили мужья с женами, и все по расположению сердца приносили кольца, серьги, перстни и привески, всякие золотые вещи, каждый, кто только хотел приносить золото Господу» (Исх. З5:22).

Читая Ветхий Завет, трудно не заметить пышность и красоту скинии, храма и одежд священников. Бог через Моисея дал подробные указания, как изготовлять многочисленные предметы скинии и одежды. Одежда священника состояла из украшенного вышивкой хитона, поверх которого надевался ефод, вышитый чистым золотом. Поверх ефода надевали стяжной хитон, а сверху – нагрудную пластину, украшенную двенадцатью большими драгоценными камнями. Это были красивые, дорогие одежды и украшения.

Современные проповедники, как и многие отцы Церкви, говоря об одеждах и украшениях, ссылаются на два места Писания, которые схожи между собой. Можно предположить, что они являются частью тогдашнего кодекса поведения и одеяния женщин: (1 Тим. 2:9-10) «… чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию»; (1 Петра 3:3-5) «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям».

«Плетение волос» считалось искусством и было популярно среди римских и греческих дам. Заплетенные волосы возвышались на несколько сантиметров над головой и были переплетены золотыми цепочками или нитками жемчуга. Сегодняшним эквивалентом будет являться изысканная, дорогостоящая и экстравагантная прическа.

Апостолы Павел и Петр ясно показали, что женщине-христианке следует стремиться к красоте духа и характера. Ее целью должно быть желание угодить Богу. Однако это не исключает возможности следить за собой и выглядеть опрятно.

Итак, какая же внешность – «правильная»? Сегодня мы не имеем права просто отмахнуться от этого вопроса, сославшись на то, что внешний вид – вопрос личного предпочтения.

Следует учитывать, что понятия о скромности, приличии и украшениях в разных народах различны. Если европейский христианин войдет в африканское племя, где девушкам за каждый год жизни надевают на шею обруч, и начнет проповедовать необходимость отказа от украшений, то эти женщины просто умрут от перелома шейного позвонка. Поэтому необходимо предлагать именно библейский принцип скромности.

Многие ссылаются на 1 Цар. 16:7 : «Я [смотрю не так], как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце», чтобы оправдать свой внешний вид. Этот отрывок не поддерживает ни тех, кто проповедует вседозволенность во внешнем виде, ни тех, кто выступает за запреты и ограничения. Господь смотрит на сердце – цели, мотивы и обстоятельства, побуждающие нас к каким-либо поступкам. Если в сердце человека есть желание своим внешним видом показать превосходство над другими, завоевать расположение или признание, то Господь осуждает их – не за новый галстук, машину или губную помаду, а за тщеславие и гордость.

Несомненно, внешняя реформа является результатом внутренней перемены, а не установленными рамками и правилами «правильного» вида. Если человек пользуется только рамками и правилами, возникает опасность лицемерия и наблюдается манипуляция Писанием, которое ни в Ветхом, ни в Новом Завете не запрещает украшения.

Почему же вопрос внешнего вида во все времена волновал многих? Почему он и сегодня является полем битвы? История одеяний и украшений иллюстрирует борьбу человечества между гордостью, похотью и жадностью, с одной стороны, и смирением, скромностью и щедростью – с другой. Можно достоверно сказать, что духовное пробуждение и упадок Церкви отражались и на внешнем виде христиан – либо в виде напыщенности, откровенности и экстравагантности, либо в виде жестких реформ и правил.

Господь желает, чтобы Его народ был Его украшением: «Ибо, как пояс близко лежит к чреслам человека, так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин, говорит Господь, чтобы они были Моим народом и Моею славою, хвалою и украшением…» (Иер. 13:11). Писание призывает к скромности во всех сферах жизни – от поведения и имущества до внешнего вида. Это принцип, применение которого может принимать различные формы в зависимости от времени, культуры и ситуации. Один проповедник сказал, что косметикой должны пользоваться именно христианки, а не мирские женщины. Христианки просто делают свою внешность соответствующей красоте их духа, а мирские женщины тщетно пытаются отобразить то, чего на самом деле нет.


30 марта 2009 г.