Третий шиитский имам Хусейн: биография. Любимый внук Посланника Аллаха (мир ему) Кто такие братья хасан и хусейн

Хусейн (да будет доволен им Аллах) родился 5 шабана 4 года (10 январь 626) в Медине. Известен под прозвищем "шахид" (павший за веру). По преданию, ниже груди был сильно похож на своего деда. В день его рождения, Пророк как и старшего брата Хасана, назвал его редким среди арабов того времени именем и при этом прочитал азан на ухо младенца. На седьмой редь рождения Пророк принес жертвоприношение (акика) и по весу волос Фатимы раздал бедным людям серебро. Хусейн вместе с братом Хасаном научились "аль-кираат" (чтение Коран) от Абу Абдаррахмман ас-Сулами; от деда, матери, отца, Умара и некоторых других асхабов перенял восемь хадисов.

Хусейн как и брат Хасан не принимал непосредственного участия в событиях во времена первых двух халифов. Во время Усмана опять вместе с братом принял участие в походе Саида б. Аса (30/651) из Куфы в Хорасан. Впоследствии, когда повстанцы окружили дом Усмана был послан отцом - вместе с братом - охранять халифа и таскать в его дом воду.

Во время халифата отца прибыл в Куфу и занимал место во всех походах. После смерти отца, следуя его завещанию, подчинялся своему брату. Однажды, во время установления договора Хасана с Муавиййей не захотел признавать договор, но после отклонения протеста и вместе с братом вернулся Медину. По прибытии в Медину посвятил себя молитвам. В первых сунитских и шиитских источниках не встречается сведений о присяге Хусейну как имаму после смерти брата или о его деятельности против Муавиййы. Напротив, говорится о непозволении даже подобных попыток. Вместе с этим, вполне очевиден факт изменения доброжелательного отношения Хусейна к Муавиййе после 56 (676) года. Причиной этому можно считать отказ Хусейна и других мусульман присягнут на верность сыну Муавиййы, Йезиду.

В ночь 28 раджаб 60 (4 мая 680) года, несмотря на советы брата Мухаммада б. Ханифиййа о несвоевременности переселения вся семья, за исключением Мухаммада б. Ханифиййа, тронулась в путь в Мекку. Узнав об отбытии Хусейна в Мекку и непризнании власти Йезида некоторые знатные люди Куфы вместе с Шабас б. Рибл и Сулейман б. Сурад написали ему письмо с призывом стать халифом. Для этой цели они отправили к Хусейну отдельную группу, во главе с Абу Абдаллах аль-Джадали. В результате этого Хусейн, чтоб на месте выяснить обстоятельства отправил в Куфу сына своего дяди Муслим б. Акила. Муслим 5 шавваль 60 (9 июль 680) достигнув Куфе стал от имени Хусейна принимать присягу на верность. Говорится, что в первые дни присягнуло 12-30.000 тысяч человек и даже Муслим выступил с открытой речью в мечети Куфа. Узнав о действиях Муслима, Йезид отнял должность наместника Куфы у Нуман б. Башир аль-Ансари и назначил на его место наместника Басры Убайдаллах б. Зийада. Первым приказом новому наместнику было изгнать Муслима из Куфы или убить его. 8 или 9 зу-ль-хиджжа 60 (9 или 10 сентября 680) Муслима взяли в плен и убили. Поэтому Муслим не успел сообщить о неверности слов о присяги Хусейну. Хусейн знал только то, что было в первом письме Муслима - о присяге на верность.

Не имея сведений о последних событиях, Хусейн решил посетить Куфу. Абдаллах б. Умар и Умар б. Абдаррахман б. Харис были категорически против этого похода, а Ибн Аббас посоветовал не идти одному, а взять кого-нибудь с собой. Но Хусейн 8 зу-ль-хиджжа 60 (9 сентября 680), после завершения умры вместе с семьей и некоторыми сподвижниками вышел в путь. Во время встречи с двумя путниками в Са"лабиййе узнав о предательстве жителей Куфы и убийстве Муслим б. Акила и Хани б. Урвы захотел повернуть назад, но в результате настоятельных требований братьев и сыновей Муслима был вынужден продолжить путь. Хусейн предложил сподвижникам вернуться назад, а сам остался, включая семью и семьдесят человек. Таким образом небольшая группа 2 мухаррам 61 (2 октября 680) достигла Кeрбeлы в провинции Нинава.

Наместник Куфы Убайдаллах запланировал создать препятствие для прибежища группы в каменистые и защищенные места и загнать в безводную и незащищенную местность. Вместе с этим приказал наместнику Рейа Умар б. Са"д б. Абу Ваккасу вместе со своей армией выступить против Хусейна и уладить этот вопрос. Умар приказал Амр б. Хаджаджу, позвавшего Хусейна в Куфу, перекрыть все водные пути, потом несколько раз сам скрытно встретился с Хусейном. Детали диалога прошедшего между ними не известны, но предположительно Хусейн предложил вернуться назад, присягнуть в верности Йезиду или заняться одним из условий Ислама джихадом. Умар с намерением избавиться от возложенных на него неприятных обязанностей передал предложение Убайдаллах б. Зийаду с надеждой на соглашение. Вначале Убайдаллаху предложение показалось вполне приемлемым, но по настоянию Шамир б. Зу-ль-Джавшана, который в свое время сражался в рядах войск под руководством Али, о невозможности потери такого случая, приказал находившемуся в безнадежности Хусейну (потеря связи с путями выходящими к реке Ефрат) преклониться перед ними и понести заслуживающее наказание. В результате, Убайдаллах отправил письмо Шамиру и Умару, в котором приказывал Умару немедленно взять Хусейна в плен. Если это не удастся, то вступить в сражение, в противном случае он будет вынужден передать командование Шамиру. Шамир достиг ставки в четверг 9 мухаррама. Умар б. Са"д чтоб не потерять заработанное решил привести в исполнении приказ Убайдаллаха. Хусейн и окружающие провели ночь в молитвах, намазе и покаянии.

На следующей день Хусейн после подготовки к сражению сел на коня, взял на руки мусхаф (Коран) и приблизившись к войскам Умара с просьбой - правильно понять цель его прибытия; вынести справедливый приговор и ненадобности нападения на него; при условии принятия его просьбы готов подчиниться. После этой речи Хур б. Йезид сожалел о сделаном и перешел на сторону Хусейна.

Сражение, начавшение выстрелом двух стрел из полка Умар б. Са"да проходило в трагической форме. Основной причиной этому было неравенство сил. Войско Хусейна состоящее из двадцати трех наездников и сорока пеших солдат молниеносно уменьшалось. К концу, все воины изнемогали от жары и жажды. Храбро сражавшего среди пеших Хусейна, по приказу Шамира, оружили со всех сторон. Синан б. Анас ан-Нахаи ударом сшиб на землю и спрыгнув с лошади отрезал сначало волосы, затем голову. Находившиеся рядом воины противника вытащили все из карманов трупа и устроили погром в шатрах. Больной сын Хусейна избежал смерти благодаря заступничеству Умар б. Са"да (10 мухаррам 61/ 10 октября 680). Тела шахидов только на следующий день были преданы земле сельчанами Гадириййа, которые принадлежали Бани Асаду.

По прибытии пленников и отрезанной головы Хусейна в Дамаск Йезид выглядел сильно опечаленным и проклинал Убайдаллаха б. Зийада. Но нельзя сказать, что его печаль была настоящей. Если бы он на самом деле так сильно расстроился, то хотя бы лишил должности Шамира и остальных. К тому же существует предания, что приказ об убийстве исходил от него самого. Оставшихся в живых сына, дочерей и сестры Хусейна и другие пленные из Бани Талиб проведя несколько дней в Дамаске, в сопровождении охранников, выданных Йезидом отправились в Медину.

Существуют различные предания о месте захоронения головы Хусейна - в Медине на кладбище Баки, в Наджафе возле отца, за пределами Куфы, в Кeрбeле рядом с туловищем, неопределнное место в Дамаске, в Ракке и даже в Каире. Наиболее достоверным является первый вариант.

Из детей Хусейна. Али аль-Акбар вместе с ним пал шахидом в Карбале, от Джафар и Абдаллаха не имеется потомков. Его род продолжается через сына Али Зайналабидина и известны под именем сеййиды. Также у него были две дочери Фатима и Сакина.

В источниках говорится, что Пророк очень любил обоих внуков, без сомнения исполнял все их желания, играл с ними в игры, катал на спине и даже, когда они залезали к нему на спину во время поклона при намазе, ждал пока они слезут. Во многих преданиях говорится о его привязанности к детям. Однажды Пророк находясь на минбаре увидел, что Хасан и Хусейн резвясь вошли в мечеть и тогда прервав свою речь, пошел навстречу внукам, радостно обнял их "Великий Аллах, словами ‘дети и имущетво для вас признак испытания" (Тагабун 64/15) неимоверно прав; увидев их не смог сдержать себя" и только после этого продолжил речь. Любовь мусульман к Ахл аль-бейту не прекратилась и после Пророка и продолжается до сих пор. Например Умар, при распределении помощи выделил им помощь в размере помощи участников Бадрской войны. Все мусульмане всегда любили, окружали заботой и были искренне привязаны к любимому внуку и райхане (букет цветов) Пророка, Хусейну. Поэтому, потерявший в шесть лет деда и мать, он не очень испытывал сиротство. К тому же, вместе с братом Хасаном, как любимые внуки Пророка, они заслужили любовь и почтение во всем Исламском мире. Их имена одни из самых распространенных имен, которые даются детям.

Одним из двух основных течений современного ислама является шиизм. Имам Хусейн входил в число тех людей, с которыми связано зарождение этого религиозного направления. Его жизнеописание может быть довольно интересно как простому обывателю, так и людям, которые связаны с научной деятельностью. Давайте выясним, что же такого принес в наш мир Хусейн ибн Али.

Родословная

Полное имя будущего имама - Хусейн ибн Али ибн Абу Талиб. Он происходил из Хашимитской ветви арабского племени курейшитов, основанной его прапрадедом Хашимом ибн Абд Манафом. К этой же ветви принадлежал основатель Магомет, который приходился Хусейну одновременно дедом (по матери) и дядей (по отцу). Главным городом племени курейшитов была Мекка.

Родителями третьего шиитского имама были Али ибн Абу Талиб, являвшийся двоюродным братом пророка Мухаммеда, и дочь последнего Фатима. Их потомков принято называть Алидами и Фатимидами. Кроме Хусейна, у них был ещё старший сын - Хасан.

Таким образом, Хусейн ибн Али принадлежал к самому знатному, по мусульманским понятиям, роду, являясь прямым потомком пророка Мухаммеда.

Рождение и юность

Хусейн родился на четвертом году Хиджры (632 г.) во время пребывание семьи Мухаммеда и его сторонников в Медине после бегства из Мекки. По легенде, сам Пророк дал ему имя, предрек великое будущее и смерть от рук представителей рода Омейядов. О ранних годах младшего сына Али ибн Абу Талиба практически ничего неизвестно, так как в это время он был в тени своего отца и старшего брата.

На историческую арену будущий имам Хусейн выходит только после смерти брата Хасана и халифа Муавии.

Возникновение шиизма

Теперь давайте подробнее разберем, как возникло шиитское течение ислама, ведь данный вопрос теснейшим образом связан с жизнью и деятельностью Хусейна ибн Али.

После глава мусульман стал избираться на собрании старейшин. Он носил титул халифа и был наделен всей полнотой религиозной и светской власти. Первым халифом стал один из близких помощников Мухаммеда Абу Бакр. Позже шииты заявляли, что он узурпировал власть, обойдя законного претендента - Али ибн Абу Талиба.

После короткого правления Абу Бакра было ещё два халифа, которых традиционно принято называть праведными, пока в 661 году владыкой всего исламского мира, наконец, не был избран Али ибн Абу Талиб, двоюродный брат и зять самого пророка Мухаммеда, отец будущего имама Хусейна.

Но власть нового халифа отказался признавать правитель Сирии Муавия из рода Омейядов, который приходился дальним родственником Али. Они начали вести между собой боевые действия, которые, впрочем, не выявили победителя. Но в начале 661 года халиф Али был убит заговорщиками. Новым правителем был избран его старший сын Хасан. Понимая, что ему не справиться с опытным Муавией, он передал тому власть, с условием, что после смерти бывшего сирийского наместника она снова вернется к Хасану или к его потомкам.

Впрочем, уже в 669 году Хасан умер в Медине, куда после убийства отца переехал с братом Хусейном. Предполагается, что смерть наступила от отравления. Шииты видят виновникам отравления Муавию, который не хотел, чтобы власть ускользнула от его рода.

Тем временем все больше людей выказывали недовольство политикой Муавии, группируясь вокруг второго сына Али - Хусейна, которого они считали настоящим наместником Аллаха на Земле. Эти люди стали называть себя шиитами, что с арабского переводится как «последователи». То есть поначалу шиизм был скорее политическим течением в Халифате, но с годами он все более принимал религиозный окрас.

Религиозная пропасть между суннитами, сторонниками халифа, и шиитами все больше разрасталась.

Предпосылки противостояния

Как уже говорилось выше, до смерти халифа Муавии, которая случилась в 680 году, Хусейн играл не слишком активную роль в политической жизни Халифата. Но после этого события он справедливо заявил свои претензии на верховную власть, как было ранее договорено между Муавией и Хасаном. Такой поворот событий, естественно, не устраивал сына Муавии Язида, который уже успел принять титул халифа.

Сторонники Хусейна, шииты, объявили его имамом. Они утверждали, что их предводитель - третий шиитский имам, первыми двумя считая Али ибн Абу Талиба и Хасана.

Таким образом, накал страстей между двумя этими партиями нарастал, грозя вылиться в вооруженное противостояние.

Начало восстания

И восстание разразилось. Мятеж начался в городе Куфа, который был расположен близ Багдада. Бунтовщики считали, что возглавить их достоин только имам Хусейн. Они предложили ему стать руководителем восстания. Хусейн согласился взять на себя роль лидера.

Для того чтобы разведать обстановку, имам Хусейн направил в Куфу своего приближенного, которого звали Муслим ибн Акиль, а сам выступил со сторонниками из Медины за ним. По прибытии на место восстания представитель принял присягу от имени Хусейна от 18 000 жителей города, о чем сообщил своему повелителю.

Но администрация Халифата тоже не сидела сложа руки. Для подавления восстания в Куфе Язид назначил нового наместника. Тот сразу же начал применять наиболее жесткие меры, вследствие чего практически все сторонники Хусейна бежали из города. Перед тем как Муслима пленили и казнили, он успел отправить письмо имаму, рассказывающее об изменившихся в худшую сторону обстоятельствах.

Битва при Кербеле

Несмотря на это, Хусейн решил продолжать поход. Он вместе со своими сторонниками подошел к расположенному на подступах к Багдаду городку под названием Кербела. Имам Хусейн вместе с отрядом встретил там многочисленные войска халифа Язида под командованием Умара ибн Сада.

Конечно, имам со сравнительно небольшой группой своих сторонников не мог противостоять целому воинству. Поэтому он пошел на переговоры, предлагая командованию армии противника отпустить его вместе с отрядом. Умар ибн Сад готов был выслушать представителей Хусейна, но другие командиры - Шир и ибн Зияд - убедили его выставить такие условия, на которые имам просто не мог согласиться.

Внук Пророка решил принять неравный бой. Над небольшим отрядом повстанцев развевался красный флаг имама Хусейна. Битва оказалась недолгой, так как силы были неравны, но яростной. Войска халифа Язида торжествовали полную победу над мятежниками.

Смерть имама

Практически все сторонники Хусейна, в количестве семидесяти двух человек, были убиты в этой битве или пленены, а после подвергнуты мучительной казни. Некоторых подвергли заточению. Среди убитых был и сам имам.

Его отрубленную голову отправили сразу к наместнику в Куфу, а затем в Халифата, чтобы Язид в полной мере мог насладиться тожеством победы над родом Али.

Последствия

Тем не менее, именно смерть имама Хусейна повлияла на процесс будущего распада Халифата, причем даже больше, чем если бы он остался жив. Вероломное убийство внука Пророка и кощунственное издевательство над его останками вызвало целую волну недовольства по всему исламскому миру. Шииты окончательно отделили себя от сторонников халифа - суннитов.

В 684 году восстание под знаменем мести за мученическую смерть Хусейна ибн Али разразилось в священном городе мусульман - Мекке. Его возглавил Абдуллах ибн аз-Зубайр. Целых восемь лет ему удавалось удерживать власть в родном городе Пророка. В конце концов, халиф смог вернуть себе контроль над Меккой. Но это было только первое восстание из чреды мятежей, сотрясавших Халифат и проходивших под лозунгом мести за убийство Хусейна.

Убийство третьего имама стало одним из самых знаковых событий в шиитском учении, которое ещё больше сплотило шиитов в борьбе с Халифатом. Конечно, власть халифов продержалась ещё не одно столетие. Но, убив наследника пророка Мухаммеда, Халифат нанес сам себе смертельную рану, которая в будущем привела к его распаду. Впоследствии на территории когда-то единой мощной державы образовывались шиитские государства Идрисидов, Фатимидов, Буидов, Алидов и другие.

Память о Хусейне

События, связанные с убийством Хусейна приобрели для шиитов культовую значимость. Именно им посвящено одно из крупнейших шиитских религиозных мероприятий - Шахсей-вахсей. Это дни поста, в которые шииты носят траур по убитому имаму Хусейну. Наиболее фанатичные из них сами наносят себе довольно тяжелые раны, как бы символизирующие страдания третьего имама.

Кроме того, шииты совершали паломничество в Кербелу - место смерти и захоронения Хусейна ибн Али.

Как мы увидели, личность, жизнь и смерть имама Хусейна лежат в основе такого крупнейшего мусульманского религиозного течения, как шиизм, имеющего в современном мире множество последователей.

Хасан ибн Али ибн Абу Талиб (да будет доволен ими обоими Аллах), внук Пророка (мир ему и благословение Аллаха), сын Али ибн Абу Талиба и Фатимы (да будет доволен ими обоими Аллах) – пятый праведный халиф, отказавшийся от власти во избежание кровопролитий и ради окончания смуты в мусульманской умме.

Во время халифата своего отца Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), участвовал в битвах Джамаль и Сиффин. После трагической смерти отца был провозглашен халифом. Однако спустя несколько месяцев Хасан вступил в переговоры с Муавией Ибн Абу Суфьяном(да будет доволен ими обоими Аллах) для того, чтобы передать ему власть. Хасан понял, что если он противопоставит имеющиеся у него силы и средства правителю Шама, который сконцентрировал в своих руках большую власть, это приведет к большому кровопролитию и уничтожению многочисленных мусульман. После своего отречения он уехал со своим младшим братом в Медину.

Ибн Хаджар аль-Хайтами, описывая его недолгое пребывание во главе халифата и передачу власти, в своей книге «Ас-Саваик аль-мухрика» пишет:

«Он является последним праведным Халифом, как об этом свидетельствуют слова его деда Пророка (мир ему и благословение Аллаха). По согласованию с джаматом Куффы он был провозглашен правителем мусульман после того, как его отец пал шахидом от рук хавариджей. Его правление длилось всего шесть месяцев и несколько дней, но он был истинным халифом и справедливым имамом. Он полностью оправдал то, о чем предвещал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) своими словами:

الْخلَافَة بعدِي ثَلَاثُونَ سنة

«После меня халифат просуществует тридцать лет ». (Имам Ахмад)

Поистине, те шесть месяцев и несколько дней, в течение которых халифом мусульман был Хасан (да будет доволен им Аллах), являются завершающим периодом тридцатилетнего праведного правления халифатом. Поэтому его нахождение во главе халифата однозначно является законным. С этим согласился весь джамаат Куффы, и нет никакого сомнения в его подлинности (истинности). Это признал и сам Муавия (да будет доволен им Аллах) и сначала уступил ему. Хасан(да будет доволен им Аллах)сам об этом говорил:

إِن مُعَاوِيَة نَازَعَنِي حَقًا وَهُوَ لي دونه

«Муавия оспаривал то, что по праву принадлежит мне, а не ему ».

По истечении шести месяцев своего правления он с сорокатысячным войском вышел навстречу Муавии. Когда оба войска встретились с глазу на глаз, Хасан (да будет доволен им Аллах) понял, что ни одна из сторон здесь не выйдет победителем, пока большая часть противоборствующей стороны не будет истреблена. Поэтому он написал Муавии письмо, в котором обещал передать ему власть и требовал от него отказаться от всех претензий к жителям Медины, Хиджаза и Ирака по делам, которые были во время правления его отца (Али Ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах)), и погасить все его долги. Муавия принял все эти условия, кроме некоторых. Переговоры продолжались до тех пор, пока Муавия не отправил к Хасану чистый кусок пергамента и сказал ему: «Напиши на нем всё, что ты хочешь, а мы это выполним».

От Хасана аль-Бассри (да будет доволен им Аллах) передаётся:

«Хасан Ибн Али (да будет доволен ими обоими Аллах) встретил Муавию войсками, подобными высоким горам. Тогда Амр ибн аль-Асс (да будет доволен им Аллах) сказал Муавии: «Я вижу эти войска. Ты не станешь правителем, пока не встретишь их такими же войсками».На это Муавия (да будет доволен им Аллах) –поистине,(ваЛлахи) он был лучшим из этих двух людей, то есть он был лучше Амра ибн аль-Асса – ответил ему словами: «Если эти убьют этих, а эти – этих, кто будет заботиться о делах мусульман, кто будет в ответе за их жён, кто будет отвечать за их гибель и за эти потери»?

Затем он отправил к Хасану двух людей из Курейшитов из рода Бану Абд аш-шамс, Абдуррахмана ибн Самурата и Абдуррахмана ибн Амира, и сказал им: Вы идите к этому человеку, поговорите с ним, выслушайте, чего он хочет, и передайте ему наши требования». Они пришли к Хасану (да будет доволен им Аллах) и сказали всё, что им было поручено. Тогда Хасан ибн Али (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал им:

إِنَّا بَنو عبد الْمطلب

دمائهاقد أصبْنَا من هَذَا المَال وَإِن هَذِه الْأمة قد عامت فِي

««Мы – потомки Абдульмутталиба. Поистине, мы, будучи у власти, получили это имущество (они предлагали ему имущество). И поистине, эта умма (оба войска) проливала много крови, и их может сохранить только имущество (если раздать имущество несогласным, этим их можно успокоить)».

Далее послы Муавии сказали: «Вам предлагается (они предлагали обеспечивать каждый год необходимым имуществом, едой и одеждой всех тех, кого он упоминал), от вас также требуется вот это и это, и вас просят вот об этом и этом». Хасан спросил их: «Кто мне за всёэто будет отвечать»? Они ответили: «Мы за это тебе и ответим». Чтобы ни просил Хасан, они отвечали: «Мы гарантируем выполнить это». И на этом они заключили мирный договор». (Бухари)

Возможно, Муавия вначале отправлял к Хасану послов, а Хасан в ответ на это написал ему письмо, в котором изложил вышеуказанные требования.

А после того, как между ними был заключен мир, Хасан написал к Муавии другое письмо следующего содержания:

«Во имя Аллаха, милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том свете. Это то, на чем заключили мирный договор между собой Хасан ибн Али и Муавияибн Абу Суфьян (да будет доволен ими всеми Аллах).Они договорились, что Хасан передаёт ему власть над мусульманами с условием, что он будет править согласно Книге Аллаха, Сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сире праведных халифов. Муавия не имеет права назначать никого своим преемником, а правителя после него выберет Шура (совет) мусульман, посоветовавшись между собой. Также договорились, что в будущем всех людей, где бы они ни находились, на земле Аллаха, в Шаме, Ираке или в Хиджазе, он оставит в безопасности и проявит к ним милость. Также договорились, что соратникам Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах)и его сторонникам предоставляются гарантии безопасности их самих, их имущества, женщин и детей, где бы они ни находились. Также договорились, что Муавия ибн Абу Суфьян берёт на себя перед Аллахом обязательство не причинять тайно или явно никакого зла Хасану, его брату Хусайну и никому из числа Ахль аль-байт – родственников Пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы не испытывал страха никто из них в любой точке земли. Об этом свидетельствуют такой-то и такой-то, сын такого-то, и достаточно Аллаха этому свидетелем».

После того, как был заключен мирный договор, Муавия попросил Хасана поговорить с собравшимися людьми и объявил им, что он присягнул Муавии и передал ему власть. Хасан принял его просьбу, поднялся на минбар (кафедру), воздал хвалу Всевышнему Аллаху, потом благословил Его пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и далее сказал:

«О люди, поистине, самой лучшей проницательностью является богобоязненность, а самым худшим безумием является разврат…», а закончил свою речь словами: «…вы знаете, что Всевышний Аллах посредством моего деда вёл вас по правильному пути, спас вас от заблуждений и невежества и возвысил вас после того, как вы были унижены, Аллах также его посредством увеличил вашу численность после того, как вы были малочисленными. Поистине, Муавия оспорил то, что по праву принадлежит мне, а не ему. Но я увидел, что, хотя вы присягали мне на верность, для сохранения Уммы и прекращения смуты будет лучше оставить в покое того, кто меня не беспокоит, и воевать против того, кто будет со мной воевать. Я посчитал, что будет лучше, если я помирюсь с Муавией и прекращу войну, которая была между нами. Поистине, я присягнул ему и считаю, что это будет лучше, чем кровопролитие. И этим я не желал ничего, кроме вашего исправления и сохранения».

Прекратив смуту и заключив мирный договор, Хасан выявил еще один муджизат нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Произошло событие, о котором он предвещал в своих словах:

(إِن ابْني هَذَا سيد وسيصلح الله بِهِ بَين فئتين عظيمتين من الْمُسلمين)

«Этот мой сын– саййид (господин), посредством него Аллах примирит две большие группы мусульман ». (Бухари)

Ад-Дулаби также передает от Хасана Ибн Али:

إِن كَانَت جماجم الْعَرَب بيَدي يسالمون من سالمت ويحاربون من حَارَبت فتركتها ابْتِغَاء وَجه

الله وحقن دِمَاء الْمُسلمين

«Поистине, в моих руках была власть над арабами, и они были готовы на мир с тем, с кем я мирно живу, и воевать с тем, с кем я воюю, но вместе с этим я оставил это ради Аллаха и сохранения мусульман от кровопролития ».

И эти события, при которых Хасан Ибн Абу Талиб (да будет доволен ими обоими Аллах) передал власть Муавии (да будет доволен им Аллах), произошли в сорок первом году хиджры в месяце Раби уль-Авваль. Есть и другое мнение, что это происходило в месяце Джумада уль-Авваль. Когда он отказался от власти и заключил мирный договор, его сподвижники говорили ему: «Какой позор для мусульман!» А он на это отвечал:

– «Аль-ар хайр мин ан-нар» – «В любом случае позор лучше огня».الْعَار خير من النَّار

Дело дошло до того, что один человек сказал ему: «Ассаламу алайка – мир тебе, о тот, который унизил мусульман». На это он ответил:

«Я не являюсь человеком, унизившим мусульман, но я не пожелал убивать вас ради власти».

После этого он оставил столицу халифата Куффу и поселился в Медине. Прожив в Медине девять с половиной лет, старший внук пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) Хасан ибн Али(да будет доволен ими обоими Аллах)перешёл в мир иной. Он пал шахидом, отравленный ядом, от рук врагов ислама в 51 году хиджры. Джаназа-намаз по нему делал Саид Ибн Аль-Асс, так как он был наместником Муавии в Медине. Он похоронен рядом со своей бабушкой Фатимой бинт Асад (да будет доволен ими обоими Аллах). Он прожил на этом свете сорок семь лет, из которых семь прожил вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), потом тридцать лет – со своим отцом Али ибн Абу Талибом (да будет доволен им Аллах), далее шесть месяцев он был халифом, а остальные девять с половиной лет провел в Лучезарной Медине, да будет доволен им Аллах».

Мухаммад Султанов

«Святые реликвии» - миф и действительность

С.А. Арутюнов, Н.Л. Жуковская

Глава 1: ШАХ ХУСЕЙН, ВАХ ХУСЕЙН!

Ночь накануне 10 мохаррама 61 года хиджры по мусульманскому календарю (что по нашему летосчислению соответствует 10 октября 680 г.) Хусейн, сын убитого халифа Али, внук пророка Мухаммеда, провел в молитвах. Накануне он составил завещание. Плакали женщины, спали измученные дети, лагерь готовился к сражению.

Уже десять дней Хусейн с небольшим отрядом всего в 300 человек, состоявшим в основном из его родственников: сводного брата Аббаса, племянника Касема и членов их семей, стоял в окрестностях Кербелы против войска халифа Язида из дома Омейядов. Человек решительный и смелый, Хусейн, уверовав в свою «богоугодность» (аррида), пожелал восстановить историческую справедливость и занять трон халифа сам. Сторонники убитого Али, недовольные Омейядами, обещали свою поддержку. Казалось, при такой ситуации нет ничего проще, чем одержать победу над Язидом. Решили начать с Куфы, где было немало единомышленников Хусейна, взяв ее штурмом или осадой. Однако военачальник халифа Омар ибн Сад не стал дожидаться ни того ни другого, вышел со своей армией навстречу повстанцам, встретил их в местечке Кербела и первое, что сделал,- перекрыл канал, по которому вода из Евфрата поступала в лагерь Хусейна. Некоторое время отряд еще держался, даже была сыграна свадьба Касема, племянника Хусейна, взявшего в поход свою невесту. Но когда через день у другого участника похода родился сын, не оказалось воды, чтобы омыть его. Жажда мучила всех. Решили дать бой, чтобы умереть хотя бы в бою. Надеялись на чудо, но оно не произошло.

Утром 10 мохаррама под плач женщин и детей отряд Хусейна выстроился против армии халифа. Однако у измученных жаждой людей почти не было сил драться. Войска халифа тоже не спешили, выжидали: шутка ли, поднять руку на внука пророка. Наконец ринулись в бой. Это была не битва, а резня. На теле мертвого Хусейна оказалось 33 колотые и 34 рубленые раны. Отрубленную голову Хусейна отослали халифу в Дамаск. Тот притворно и долго выражал свое сожаление по поводу столь страшной развязки.

Этот день в памяти всех мусульман-шиитов и поныне считается днем всеобщего траура. В календарь мусульманских дат он входит под названием «ашура», в литературе же более известен как «шахсей-вахсей». Это десятый день первого лунного месяца мусульманского года, посвященный памяти мученика Хусейна. К моменту смерти Хусейна в исламе уже было три мученика - «праведных» (по суннитской традиции) халифа: Омар (убит в 644 г.), Осман (убит в 656 г.) и Али (убит в 661 г.). Смерть этих «заместителей посланника божьего» (так трактуется термин «халиф») положила начало культу мучеников и святых. Первый «праведный» халиф Абу Бекр мучеником не был, так как благополучно умер своей смертью. Впрочем, шииты чтят лишь Али, а также его детей Хасана и Хусейна и их потомков, которых называют имамами, что значит «глава общины».

Как видно, не принесла проповедь Мухаммеда мир племенам Аравии. Личность незаурядная, соединявшая в себе черты племенного вождя, военного предводителя, арбитра в племенных спорах, оратора, поэта и, наконец, в глазах его приверженцев, пророка, способного получать откровения от божества ", Мухаммед призывал своих соотечественников, жителей города Мекки, и всех арабов верить только в одного бога - Аллаха, вести праведную жизнь, готовить себя к грядущему божьему суду. Его проповедь привлекла часть мекканцев, но вызвала протест и ненависть городской верхушки, увидевшей в ней угрозу их власти, освящавшейся старыми традициями и верованиями. Мухаммеду и его сторонникам пришлось в 622 г. бежать в Медину, где он окончательно оформил свое учение.

ГЕНОЦИД СЕМЬИ ПРОРОКА

(Из Википедии)

Аль-Хусейн ибн Али аль-Кураши(араб. الحسين بن علي‎; 8 января 626, Медина — 10 октября 680, Кербела) — второй сын Али ибн Абу Талиба и Фатимы; третий шиитский имам. День его гибели во время сражения близ Кербелы с войском омейядскогохалифа Язида I отмечается шиитами как траур ашура.

Фото из сайта: http://pix2pix.org/

Хусейн почти не принимал активного участия в общественно-политической жизни Халифата вплоть до смерти Омейядского халифа Муавии I (680) После назначения Муавией своего сына Язида халифом, Халифат превратился в монархию. Этот процесс был встречен в обществе весьма неоднозначно. Против монархии Омейядов в Медине выступили несколько влиятельных сподвижников пророка Мухаммеда, в числе которых был и Хусейн.

В это же время, жители Куфы подняли восстание против халифа Язида и пригласили Хусейна к себе. Хусейн откликнулся на эту просьбу и, вместе со своей семьей и приближенными, выехал в направлении Куфы для того, чтобы возглавить жителей этого города. Для изучения обстановки в городе, Хусейн послал туда своего представителя Муслима ибн Акиля, который приехал в Куфу и отправил Хусейну послание, в котором сообщал, что около 18 тысяч куфийцев уже присягнули на верность Хусейну и ждут его приезда.

Халиф Язид сместил наместника Куфы и назначил туда Убайдуллаха ибн Зияда, отличавшегося суровым характером и жестокостью. Приехав в Куфу Убайдуллах публично объявил о том, что будет убивать всех, кто выступит против Омейядов. Привлекая на свою сторону основной части населения и местных лидеров, Убайдуллах смог подавить это восстание. Когда Муслим ибн Акиль попытался выступить против него, то оказалось, что все бывшие сторонники Хусейна разбежались и он остался один. Муслима выдали властям и казнили.

Муслим ибн Акил

Перед смертью Муслим ибн Акиль успел отправить послание Хусейну, где он не рекомендовал ему въезжать в Куфу, но Хусейн продолжил движение в сторону города и подошел к местечку Кербела. Возле Кербелы с ним встретились халифские войска, которые были укомплектованы, в том числе, и из числа куфийцев, которые совсем недавно сами приглашали его в город. Во время переговоров Хусейн попросил отпустить его и его приближенных, но его противники выдвинули для его освобождения такие условия, которые он не мог принять. Тогда войска халифа двинулись против небольшого отряда Хусейна и полностью разгромили его. Хусейн и ещё 72 человека, из которых 23 были его родственниками, погибли в битве. Хусейну отрубили голову и отправили вначале к Убайдуллаху ибн Зияду, а затем в Дамаск к халифу Язиду.

Смерть внука пророка Мухаммада вызвало возмущение народа и привело к новому восстанию в Мекке. Восстание возглавил Абдуллах ибн аз-Зубайр, которому удалось на короткое время захватить власть (с 684 по 692 гг.). Это восстание было последней попыткой ветеранов исламского движения не допустить превращения Халифата в абсолютную монархию и возродить модель правления Праведных халифов. Все эти события привели к падению суфьянитской ветви Омейядов и вхождению на престол побочной, марванитской ветвью.

Гибель Хусейна ещё больше сплотила сторонников семьи пророка Мухаммеда и повлияла на дальнейшие политические события. Многие политические движения в Арабском халифате против тирании властей проходили под лозунгами отмщения за кровь Хусейна.

Гробница Хусейна в Кербеле стала объектом паломничества шиитов.

Абдулла ибн Хусейн (Али Асгар)

Абдулла ибн Хусейн ибн Али ибн Аби Талиб (ар. - عبد الله بن الحسین) - сын Имама Хусейна (а), более известный как Али Асгар, который пал мученической смертью в Кербеле от стрелы, выпущенной Хармалой ибн Кахилем. Согласно убеждениям шиитов он обладает возвышенной степенью пред Аллахом, несмотря на свой малолетний возраст.

Родословная и рождение

Абдулла - сын Имама Хусейна (а) и Рубаб дочери Амру Кейса. Дата рождения Абдуллы ибн Хусейна доподлинно неизвестна, однако исторические источники указывают на то, что в момент смерти в Кербеле он был грудным ребенком.

В ранних суннитских и шиитских источниках сказано, что этот младенец носил имя Абдулла. Однако в более поздних шиитских источниках он получил известность как Али Асгар. Книги «Макталюль-Хусейн» Ахтаба Хаварезма и «Манакибу али Абу Талиб» Ибн Шахра Ашуба относятся к первым источникам, которые, описывая мученическую смерть малолетнего сына имама, назвали его по имени Али. Последующие исторические источники, следуя им, также называли павшего мученической смертью младенца именем Али Асгар (младший Али), а Имама Саджада (а) в большинстве случаев эпитетом Али Аусат (средний Али).
Но эти же источники, перечисляя имена детей Имама Хусейна (а), упомянули в их числе и сына по имени Абдулла, но не указали, как он умер. Подобные несоответствия берут свое начало в том, что в ранних и поздних источниках имеются разные мнения о количестве сыновей Имама Хусейна (а), носящих имя Али.
К числу хадисов, называющих имена сыновей Имама Хусейна (а), относится хадис, переданный Кулейни. Согласно этому хадису, когда Марван спросил о том, почему Имам Хусейн (а) назвал двоих своих сыновей именем Али, он услышал в ответ, что даже если бы у него было сто сыновей, он хотел бы дать им всем имя Али.

Мученическая смерть

В исторических источниках приводятся разные хадисы по поводу мученической смерти Али Асгара (а). Шейх Муфид передает: После того, как унесли тело Касима - сына Имама Хасана (а), Имам Хусейн сел перед шатром возле тел других мучеников. После к нему принесли Абдуллу (Али Асгара) и имам посадил его на свои колени. В это время мужчина из племени Бани Асад выпустил стрелу, которая поразила его. Имам вынул свою руку из-под горла младенца, и она была наполнена кровью. Он вылил кровь на землю и сказал: «Господи! Если ты забрал помощь неба, то установи её для того, что лучше, и отомсти за меня этим несправедливым!» Затем он унес тело младенца и уложил возле других убитых.
Согласно другой передаче, Имам Хусейн (а), после того, как пали смертью все его сподвижники и помощники, и перед тем, как самому вступить на поле битвы, в последние мгновения своей жизни подошел к шатрам для того, чтобы попрощаться со своей семьей. После прощания с ними он заключил в объятия Абдуллу (Али Асгара) и поцеловал его. Внезапно человек из племени Бани Асад выпустил стрелу в Абдуллу и этим предал его мученической смерти. Человек, выпустивший стрелу, упомянут по имени Хармала ибн Кахил.

Джалалуддин Хамаи:
Страдаю я в печали младенца, который вместо молока наполнил рот кровью из-за преступления Хармалы.
Младенца, который пил воду в источнике непорочности, а жжение жажды охватило все его тело.
Если бы не было расцветшего бутона красного тюльпана, то как бы окрасилась кровью его одежда.
Бутона, который пророс на лугу Захры, и от острия стрелы его тело стало подобно цветку с сотней лепестков.
Расцвел цветник на поле несчастья, бутоном его стал Асгар, а цветами Касим и Акбар.
Умер жаждущим тот почтенный младенец, изрезанный кинжалом и стрелой, и чей саван пришит к его телу.
И жду я, что тот, чей взгляд исцеляет каждый недуг, взглянет на меня краем глаза.

Данешноме Имам Хусейн

В других источниках упоминается, что Зейнаб принесла этого младенца к своему брату (Имаму Хусейну), чтобы он попросил воды у вражеского войска. Имам встал с младенцем напротив войска и сказал: «О, сборище. Вы убили моих последователей и мое семейство. Остался этот младенец, который уже корчится от жажды. Дайте ему глоток воды». И в это время, когда Хусейн (а) разговаривал с ними, мужчина прицелился в младенца, выпустил стрелу и убил его.
Но более всего известен хадис Ибн Джаузи от Хишама ибн Мухаммада Калаби, который говорит: Когда Абу Абдулла Хусейн (а) увидел, что войско Куфы упорствует в желании пролить его кровь, он взял в руки Коран, открыл его, возложил на свою голову и крикнул, обращаясь к воинам войска Куфы: «Пусть между мной и вами судят Книга Аллаха и мой дед Мухаммад (с) - Посланник Аллаха. О, люди! Почему вы считаете дозволенным пролитие моей крови?» В это время взгляд Имама Хусейна (а) упал на младенца среди маленьких детей, который плакал от жажды. Он взял его на руки и сказал: «О, сборище! Если вы не проявляете милосердия ко мне, то проявите милосердие к этому грудному младенцу». Тогда из войска Куфы мужчина (Хармала ибн Кахил Асади) выстрелил в горло младенца и предал его смерти. Имам Хусейн, увидев эту сцену, заплакал и сказал: «Господи! Рассуди Сам между мной и этими людьми, которые пригласили нас, чтобы помочь нам, но убивают нас». Затем Имам (а) расположил руку под горлом своего сына, а когда рука наполнилась его кровью, он брызнул ее в направлении неба и сказал: «Эти низведенные трудности облегчает для меня лишь то, что все они пред взором Аллаха». От Имама Бакира (а) передается, что ни одна капля той крови не упала обратно на землю.
Имам (а) отнес к шатрам бездыханное тело Али Асгара (а) и, после погребения его в землю, вернулся на поле битвы.
Некоторые пишут, что после смерти своего сына Имам Хусейн (а) сказал: «О, Аллах! Мученическая смерть этого младенца пред Тобой не меньше убийства верблюдицы Салиха. О, Аллах! Если сегодня Ты удержал от нас победу и Свою помощь, то установи их в том, что будет лучше для нас».

Погребение

Передается, что Имам Хусейн (а) своим мечом вырыл могилу и предал земле младенца. Другие историки пишут, что Имам (а) вернулся с ребенком в запачканных кровью пеленках и передал его Зейнаб (а). Также пишут, что он принес его тело и положил его рядом с телами других мучеников.

Врата нужд

Многие шииты называют Абдуллу ибн Хусейна (Али Асгара) вратами нужд. Это указывает на то, что по их убеждениям он обладает высокой степенью пред Аллахом, несмотря на то, что в момент мученической смерти он был грудным младенцем.

Литература

Данешнаме Имам Хусейн (а), Мухаммад Рейшахри, т.10, перевод: Мухаммад Муради, Кум, Даруль-хадис, 1430 год хиджры.
Муфид, Аль-иршад, Муассисату Алюль-бейт (а) ли тахкикит-турас, Бейрут, Даруль-Муфид, 1414/1993 года

https://shiizm.ru

Махатма Ганди (духовный лидер Индии): "Ислам обязан своим расцветом ни воинственности, а бесподобной самоотверженности Имама Хусейна. Я научился у Имама Хусейна, как одновременно быть угнетенным и победителем".

Эдвард Гиббон, 1737—1794
Знаменитый английский историк

«В отдалённом веке и состоянии общественного мнения трагическая сцена смерти Хусейна пробудит сочувствие даже холодного читателя» («Истории упадка и разрушения Римской империи», Лондон, 1911, т. 5, с. 391—392).

Томас Карлайл, 1795—1881
Британский писатель, публицист, историк и философ

«Хусейн и его товарищи по оружию своей несломленной верой в Господа и достойными делами доказали, что количество оружия перед моральной силой не играет никакой роли. Меня восхищает победа Хусейна над злом, несмотря на малое количество бойцов» («Жизнь четырнадцати непорочных», Кермани, с. 183).

Виктор Гюго, 1802—1885
Французский писатель, глава и теоретик французского романтизма

«Принципы революции Хусейна стали близки каждому мятежнику, который жаждет вернуть свои права у своих угнетателей».

Чарльз Диккенс, 1812—1870
Английский писатель, романист и очеркист

«Если Хусейн сражался ради личной цели и богатств, то почему он отправился в Кербелу вместе со своей семьёй, сёстрами и малолетними детьми? На это разум даёт лишь один ответ: он пошёл на такой риск лишь ради ислама» («Имам Хусейн и его друзья», с. 52).

Эдвард Гранвил Браун, 1862—1926
Британский писатель и востоковед

«Есть ли такое сердце, которое не услышало бы о трагедии Кербелы и не заплакало бы? Даже немусульмане не могут оспорить чистоту мучеников, погибших там» («Жизнь руководителей», с. 83).

Махатма Ганди, 1869—1948
Один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании

«Я не принёс для народа Индии новых идей. Лозунг „Свобода или смерть“ вытек из моего изучения героя Кербелы — Хусейна, и этот лозунг я подарил всем индусам. Если мы хотим спасти народ Индии, то мы должны последовать примеру Хусейна ибн Али» («Хусейн как руководитель народа», т. 30).

Дьёрдь (Георг) Лукач, 1885—1971
Венгерский философ-неомарксист

«Принципы Хусейна были сосредоточены на свободном характере и были направлены на то, чтобы сделать людей своего народа счастливыми в их жизни, чтобы быть в состоянии противостоять радикальным правителям, которые поработили их, и которым Хусейн противостоял со всей силой и решимостью».

Фрея Маделин Старк, 1893—1993
Британская путешественница и писательница

«Шииты во всём исламском мире возрождают память об Аль-Хусейне и его убийстве и оплакивают его в первые десять дней месяца Мухаррам… Там он разбил свой лагерь, в то время как его враги окружили его и перекрыли доступ к воде: подробности живы сейчас, как и тогда, 1257 лет назад… Не может кто-либо с большой пользой посещать эти святые города, если он не знает что-либо из истории, для кого эта трагедия встроена в самое их основание. Это одна из немногих историй, которую я не могу читать без плача».

Роберто Боланьо Авалос, 1953—2003
Чилийский поэт и прозаик

«Убийство Хусейна Язидом является величайшей политической ошибкой, совершённой Омейядами, которая забылась, и исчез её всякий знак или детали».

Антуан Бара, 1943
Христианский писатель из Ливана

«Нет сражения в современной и прошлой истории человечества, которое снискало бы больше симпатии и восхищения, а также преподавшего больше уроков, чем мученичество Хусейна в битве при Кербеле» («Хусейн в идеологии христианства»).