Значение слова «уния. Что такое уния? И чем отличалась Флорентийская уния от Брестской? Значение слова уния в религии

Уния

у ния , унии, мн. нет, жен. (от лат. unio - единство).

1. Объединение (книж. , полит. ). Политическая уния Швеции и Норвегии в 19 веке. Личная уния государств (напр. Польши и Литвы в 15 - 18 вв. под властью одного короля).

2. Объединение православной церкви с католическою под властью папы римского, происшедшее частично в украинских областях Польши в конце 16 века и существовавшее до последнего времени (церк. , ист. ).

Политическая наука: Словарь-справочник

Уния

(от позднелат. unio единение)

1) объединение, союз государств: т. н. персональная (личная) уния - под властью одного монарха; реальная уния - на основе договора или одностороннего акта более сильного государства;

2) церковная - объединение православной и католической церквей (Униатская церковь).

Современный экономический словарь. 1999

УНИЯ

1) союз, объединение, общность государств, территорий, международное сообщество;

2) постоянные международные организации технического, информационного, административного характера.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Уния

, и , ж.

Объединение, союз.

* Светлица была убрана во вкусе того бранного трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украине за унию . // Гоголь. Тарас Бульба // *

◘ ПОЛИТИЧЕСКАЯ УНИЯ, ◘ ЦЕРКОВНАЯ УНИЯ.

Словарь экономических терминов

Уния

1) союз, объединение, общность государств, территорий, международное сообщество;

2) постоянные международные организации технического, информационного, административного характера.

Православный энциклопедический словарь

Уния

(лат. - соединение) - насаждаемое католиками принудительное слияние православного и католического вероисповеданий, с сохранением некоторых православных обрядов, но с подчинением папе Римскому. С давних времен активно проводится на территории Западной Украины и Западной Белоруссии. После распада СССР деятельность униатов приняла откровенно агрессивный характер: при финансовой поддержке Запада они ведут яростную антирусскую и антиправославную пропаганду, силой захватывают храмы, изгоняя православных, не останавливаясь даже перед убийством священнослужителей.

Энциклопедический словарь

Уния

(от позднелат. unio - единение),..

  1. объединение, союз государств: т. н. персональная (личная) уния - под властью одного монарха; реальная уния - на основе договора или одностороннего акта более сильного государства...
  2. Уния церковная - объединение православной и католической церквей. См. Униатская церковь.

Словарь Ожегова

У НИЯ, и, ж. (книжн.). Объединение, союз. У. государств. Церковная у.

| прил. унитарный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Уния

  1. ж.
    1. Союз государств под властью одного монарха.
    2. Объединение на основе договора.
  2. ж. Объединение православной и католической церквей с признанием главенства папы римского при сохранении традиционных форм православной обрядности.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Уния

(гос. право). - Под У. разумеют такое соединение государств, при котором два разных государства имеют общего монарха. По самому существу своему, У. мыслима, следовательно, только между монархическими государствами. По характеру связи, существующей между соединенными государствами, различают У. личную и У. реальную. Под личною У. разумеют соединение двух государств, основанное на временном единстве монарха, причем единство это получается в силу случайного совпадения в одном лице прав на престол в двух различных государствах. Прежде, при значительном количестве избирательных монархий, личная У. нередко являлась результатом избрания на престол государя какой-либо другой страны. Нередки также были случаи, когда монарх, вступая в брак с наследницей престола в другой стране, в лице своего сына соединял оба престола, свой и жены: таковы были "счастливые браки" Австрии. В последнее время поводом к образованию личной У. является всего чаще прекращение царствующей династии, когда на престол приглашается монарх другого государства; так, напр., по парламентскому акту 1705 г. на случай бездетной смерти королевы английской Анны преемником ее был назначен на английский престол Георг, курфюрст ганноверский, вступивший на английский престол в 1714 г. При личной У. постоянная общность монарха не обеспечивается законом; коль скоро законы о престолонаследии окажутся в разных государствах различными, единство монарха должно прекратиться. Так напр., личная У., существовавшая между Англией и Ганновером с 1714 г., прекратилась в 1837 г., по смерти бездетного Вильгельма IV: по английским законам престол перешел к дочери следовавшего за ним по старшинству брата (Виктории), а по ганноверским законам престол должен был перейти к ближайшему представителю мужской линии, и на ганноверский престол вступил младший брат Вильгельма, Эрнст-Август. С 1839 г. существовала личная У. между Нидерландами и Люксембургом, прекратившаяся в 1890 г. в силу того, что в этом году в Нидерландах престол перешел в женскую линию (королева Вильгельмина), тогда как в Люксембурге женщины царствовать не могут. Юридически личная У. представляется явлением, для судьбы соединенных государств совершенно безразличным; но на деле общность монарха имеет громадное практическое значение вследствие тесной связи, возникающей между соединенными государствами. В прежние времена, когда личность короля имела несравненно большее значение, чем ныне, личная У. нередко вела к полному слиянию государств, в течение известного промежутка времени находившихся в состоянии личной У.: примеры - Кастилия и Арагон (личная У. с 1479 г.), Англия и Шотландия (личная У. с 1603 по 1707 гг.), Богемия и немецкие земли австрийской короны, Венгрия и Цислейтания (личная У. с 1527 по 1723 г.). Нередко также государи, царствовавшие одновременно в двух государствах, приносили интересы одного в жертву другому. Поэтому большинство конституций или обставляет возможность личной У. известными условиями (Бавария, Баден, Ольденбург), или требует согласия палат (конституции прусская, саксонская, бельгийская, датская, румынская), или даже вовсе запрещает их (греческая конституция). В настоящее время личная У. существует лишь между Бельгией и государством Конго. У. реальная есть такое соединение двух государств, в котором единство монарха устанавливается законом: она предполагает общий закон о престолонаследии и обыкновенно общий закон о порядке избрания монарха в случае пресечения царствующей династии; кроме того, в реальных униях всегда бывают учреждения, общие обоим государствам. Эта общность государственных учреждений может получиться лишь путем взаимного соглашения обоих государств, и, таким образом, реальная уния относится к явлениям международного права. В настоящее время существуют две реальные У.: Австро-Венгрия и Швеция и Норвегия. Реальная У. между Австрией и Венгрией создана так называемой прагматической санкцией Карла III (pactum mutuae successionis - договор об общем порядке престолонаследия 12 сент. 1703 г., принятый венгерским сеймом 1722-1723 гг.). Ныне взаимные отношения этих двух государств определяются тождественными по содержанию конституционными законами Австрии и Венгрии (1867), которыми была улажена распря, долго существовавшая между этими государствами. Кроме общего монарха, Австрия и Венгрия имеют 3 общих министерства: министерство двора и иностранных дел, министерство военное и министерство общих финансов. Общий бюджет вотируется "делегациями", избираемыми австрийским и венгерским парламентами, каждым в числе 60 человек. У. между Швецией и Норвегией создана избранием 14 ноября 1814 г. на норвежский престол Карла XIII, короля шведского, и актом 6 августа 1815 г., который установил соединение на вечные времена Швеции и Норвегии, как двух самостоятельных государств под властью общего монарха. Закон определяет на случай, если король окажется не способным управлять государством, общее регентство. На случай пресечения династии установлен совместный способ избрания короля парламентами обоих государств. Управление обоими государствами совершенно раздельно; лишь функции министра иностранных дел исполняет для обоих государств шведский министр иностранных дел.

Слово «уния» переводится с латыни как «единение». Данным словом чаще всего обозначают проявлявшиеся в истории попытки объединения Римско-Католической и Православной Церквей.

Первой серьезной попыткой подобного объединения (по задумкам, но не по результатам) стала Флорентийская уния, которая произошла в первой половине XV века. К этому времени, как мы знаем из церковной и светской истории, Византийская империя пришла к своему упадку и существовала практически в стенах одной только столицы – Константинополя, в то время как все остальные области были уже во власти турецкого султана.

Византийский император понимал, что единственно возможное средство для спасения Византии – помощь западных европейских государств. Но при этом существовала одна сложность: получить такую помощь можно было исключительно через сою, а точнее – через подчинение Папе Римскому. Последний, естественно, также видел в данном процессе немалую выгоду, ведь в 1433 г. в Базеле состоялся собор, на котором, кроме множества западных епископов, присутствовали представители светской власти во главе с императором Священной Римской Империи Сигизмундом. Одним из существенных положений Базельского собора было то, что собор отверг папский примат и признал свою власть выше власти римского епископа, что, естественно, не могло понравиться Папе, и последний, в свою очередь, не принял решений этого собора.

Таким образом, возможная грядущая уния с Восточной Церковью могла бы укрепить, как думал об этом Папа, авторитет Апостольского Престола и умалить решения Базельского собора. А для того, чтобы делегатов из Константинополя, которых, по замечанию современника, было более 600 человек во главе с императором Иоанном VIII Палеологом и Константинопольским Патриархом Иосифом II, а также полномочными представителями Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского патриархов, не «перехватили» и не переубедили базельцы, Папа даже пообещал взять на себя все расходы по содержанию представителей Восточной Церкви. И византийский император, находясь в затруднительном финансовом положении, принял предложения Папы.

Именно в таких условиях Папой Евгением IV был открыт в 1438 г. собор в Ферраре, который в 1439 г. переместился во Флоренцию. Данный собор начался с того, что на нем были осуждены участники Базельского собора, угрожавшие безоговорочному авторитету Папы Римского. Папа не выполнил обещанные восточным делегатам условия: никакого финансирования они не получили и со временем были даже вынуждены распродавать свои личные вещи для того, чтобы покупать пищу. Именно при таких обстоятельствах, практически в течение 5 месяцев находясь под давлением как Папы, так и Византийского императора и Патриарха, подавляющее большинство восточных делегатов 5 июля 1439 г. подписали определение собора, что, собственно, и вошло в историю под названием «Флорентийская уния». Неподписавших было только пятеро: митрополиты Эфесский Марк, Иверский Григорий (чтобы не подписывать решение собора, притворился сумасшедшим), Нитрийский Исаакий, Газский Софроний и епископ Ставропольский Исаия, который, предчувствуя неладное, тайно бежал из Флоренции.

Согласно Флорентийской унии, Восточная Церковь признавала такие нововведения Церкви Западной, как учение о filioque (исхождение Святого Духа от Отца и Сына), учение о чистилище, учение о примате Папы Римского и др. При этом, однако, была сделана одна небольшая оговорка: Восточная Церковь все же не станет вводить в практику латинские литургические обычаи.

Весьма интересен и тот факт, что столь ратовавший за унию Патриарх Иосиф так и не дожил до ее заключения: он умер через 8 дней после своего письменного одобрения filioque на внутреннем заседании византийской делегации.

В итоге восточная делегация, вернувшись домой без обещанной помощи, была воспринята, мягко говоря, недоброжелательно. Духовенство столицы прекратило поминать императора и не хотело сослужить с теми, кто подписал решения собора. Спустя пару лет практически все восточные делегаты стали открыто отрицать свое согласие с собором, утверждая, что его решения были достигнуты подкупом и угрозами со стороны Папы. Официально на соборе 1442 г. Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская Церкви отвергли Флорентийскую унию. А несколько позже, в 1450 году, в присутствии трех Восточных Патриархов был низложен униатский Константинопольский Патриарх Григорий – и православие вновь восторжествовало.

Спустя практически 150 лет подобные попытки соединения (точнее – подчинения) Православной Церкви власти Папы Римского происходили на соборе в Бересте (нынешний Брест в Беларуси), который состоялся в октябре 1596 г. Данная уния, точно так же, как и Флорентийская, предполагала подчинение римскому Понтифику, а также принятие догматического учения Западной Церкви при сохранении восточной обрядовой стороны. Представители епископата Киевской митрополии приняли такое решение о подчинении Папе по следующим причинам: Ватикан активно поддерживал политику польских феодалов по отношению к православным гражданам и духовенству Украины и Беларуси. В результате же унии православные (точнее – грекокатолики) получали бы равные права в польском правительстве наряду с католиками.

Но опять-таки подобным планам и устремлениям сбыться было не суждено. Перешедшие в унию православные не получили обещанных свобод и полномочий, но само православие в итоге оказалось вне закона.

Таким образом, как Флорентийская, так и Брестская уния – это по большому счету не что иное, как попытки Западной Церкви путем применения политической силы и власти, а также прочих уловок подчинить своему влиянию Церковь Православную. И к чему такие попытки привели, мы также хорошо знаем: сам православный народ отвергал любую возможность унии, несмотря даже на то, что ее насаждали «огнем и мечом».

Андрей Музольф,
преподаватель Киевской духовной академии

ЧТО ТАКОЕ УНИЯ?

Слово «уния» имеет латинское происхождение. Оно означает «союз». В нашем случае это союз Православной Церкви с католической под главенством римского папы на основе искажения православного догматического (1) и канонического (2) вероучения. Таким образом, уния есть смерть Православия.

Уния так же всегда является политическим торгом . Во всех известных истории попытках заключения унии присутствовал момент политической выгоды. Православные участники унии продавали Православие ради получения военной помощи или гражданских прав и удобств. Римские первосвященники, которые имели светскую власть, диктовали условия, на которых эта помощь будет оказана. Во всех случаях на церковных иерархов оказывалось сильнейшее давление со стороны государственной власти.

Например, Лионская и Ферраро-Флорентийская унии были заключены константинопольским церковным священноначалием под давлением византийских императоров ради получения военной помощи Запада против турок и прочих врагов империи.

Методы насаждения унии это ложь, обман, шантаж, угрозы, насилия, пытки, темничные заключения, казни. Например, во время Ферраро-Флорентийского собора папа, который взялся оплатить проезд и проживание греческой делегации в Италии, стал задерживать выплату денег после того, как греки не хотели принимать еретические догматы. Многие из них голодали, их заключали в темницу. Император Иоанн V-й Палеолог объявил иудами – предателями всех греческих иерархов, которые не примут унию, ибо из-за них якобы погибнет империя.

Борьба против унии всегда сопряжена со страданием за Христа , которое часто увенчивается мученичеством.

Можно привести два примера из истории Лионской и Брестской унии. После объявления унии в 1274 году латиняне высадились на Святую Гору Афон. Они стали захватывать монастыри, скиты, а так же кельи и принуждать православных монахов к принятию католической ереси. Тогда многие святогорцы сподобились принять мученическую кончину за Христа. Монахи болгарского монастыря Зограф заранее получили извещение о грозящей опасности через одного отшельника. Братия, не готовая к мученическому подвигу укрылась в горах и дебрях. А монахи во главе с игуменом Фомой, решившиеся пострадать за Христа остались в монастыре и закрылись в пирге (башне). Латиняне долго уговаривали принять их католическую ересь, а когда не успели в своем богопротивном намерении, то зажгли пирг. Так пострадали двадцать шесть преподобномучеников Зографских.

Другой пример – из истории Брестской унии. Преподобномученик Афанасий Брестский родился в Бресте в 1597 году уже после заключения унии. Он получил хорошее образование, изучил писания святых отцов и православное вероучение, так что мог успешно отстаивать Православие перед лицом его врагов. Афанасий был игуменом мужского монастыря в родном городе. Несколько раз по откровению Пресвятой Богородицы через чудотворную икону Ее Купятицкую он пытался на сеймах отстаивать право православных жить по Вере своих отцов, но польское правительство не хотело, а иногда и не могло удовлетворить его ходатайство. После второго выступления преподобного Афанасия взяли под стражу. В 1648 году вспыхнуло восстание под предводительством Богдана Хмельницкого. Игумен Афанасий был в это время в Бресте. Однажды ночью пришли униаты, арестовали его по ложному обвинению, что якобы он хранил оружие для восставших. Потом, когда обвинения не подтвердились, католики закричали: «Он выступал против святой унии». Этого было достаточно, чтобы Афанасию вынесли смертный приговор. Всю ночь его пытали, заставляя отречься от Православия и принять католическую ересь, но избранник Христов остался непоколебим. Под утро застрелили и еще живого закопали в могилу. Нетленное тело его Господь прославил многими чудесами.

О исповедническом подвиге святителя Марка Эфесского будет сказано ниже.

Церковная история знает три унии:
1. Лионская (1274 г.).
2. Ферраро-Флорентийская (1438-1440 г.г.).
3. Брестская (1596 г.).

ЛИОНСКАЯ УНИЯ

Предыстория: Византийский император Михаил Палеолог в 1261 г. отнял Константинополь у латинян. В то же время он находился в состоянии войны с сербами, болгарами и турками. Положение Византии было критическим. Потому в надежде поправить политическое положение империи он решил обратиться за военной помощью к главе западного мира папе римскому, предложив ему торг. Он подчиняет понтифику Православную Церковь, а тот оказывает ему военную помощь против врагов империи. Папа согласился, хотя потом и обманул Палеолога.

В 1274 г. Михаил объявил о заключении унии между Православной Церковью и католической. Некоторые царедворцы, церковные иерархи и духовенство из страха перед императором и ради земного благополучия приняли унию. Но большинство клира и народа оказали императору сильное сопротивление. Даже в царском роду нашлись исповедники Православия: Андроник и Иоанн Палеологи, а так же Мануил и Исаак Раули. Последние двое за Христа были ослеплены.

Но особенно сильное сопротивление ему оказали святогорские монахи. Они направили императору послание, в котором доказали, что ни первенство папы, ни прибавление к Символу Веры, ни прочие отступления латинян не могут быть терпимы. Отцы назвали Палеолога еретиком и призвали его к покаянию.

Михаил не внял отеческим обличениям святогорцев, а наоборот всеми мерами принялся насаждать унию. Противников унии лишали гражданских прав, имущества, мучили, заключали в темницу, казнили. Особенно зверствовал Палеолог против монахов.
А папа выставлял ему требование за требованием, чтобы как можно сильнее подчинить себе Православную Церковь. И хотя император исполнял все его требования, но тот все равно отлучил его от своей лже-церкви.
Военная же помощь католиков заключалась в том, что они грабили и убивали греков. Тогда же они разорили Святую Гору Афон: монастыри и кельи разрушили, много монахов поубивали.

Во время военного похода против Иоанна Дуки князя Епирского в декабре 1282 г. Михаил Палеолог умер. Ненависть к нему была столь велика, что сын не решился похоронить его с царскими почестями. Отсупника закопали ночью в одном из близлежащих монастырей.
Вдовствующая Царицы Феодора принуждена была обнародовать исповедание, в котором обещалась перед Церковью никогда не поминать усопшего супруга. Так вместе с Палеологом, отлученным как от Православной Церкви, так и католической, сгинула и богопротивная Лионская уния.

ФЕРРАРО-ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ

В XV веке Византия переживала свой закат, постепенно разрушаясь под ударами турок османов. Своих сил для борьбы с османами у императора Иоанна V Палеолога не было. Он обратился за помощью к Западу. А папа Евгений IV условием помощи поставил соединение церквей Православной и католической под своей властью. В конце 1437 г. греческая делегация во главе с императором и патриархом отправилась на собор в Феррару. Среди участников делегации был Марк (Евгеник) митрополит Эфесский, который прославился на соборе твердым стоянием в Православии.

Святитель Марк Эфесский (1392-1444 г.г.) был образованнейшим человеком столицы, глубоко изучив писания святых Отцов, а так же всю греческую классическую науку и философию. Он носил почетное звание вотарий риторов, что в современных категориях соответствует ученой степени академика или доктора богословия.

Познав суету мира, молодой ученый оставил мир и удалился в монастырь на остров Антигон под руководство величайшего из наставников того времени игумена Симеона. Под его руководством он обучился умному деланию, достигнув значительного преуспеяния. Со временем он был посвящен в сан диакона и священника.
Поскольку Марк был известен императору, перед Флорентийским собором в срочном порядке состоялось возведение его в сан архимандрита и хиротония во епископа Эфесского. В греческой делегации он был ведущим богословом.

9 апреля 1438 г. собор был открыт. Первым вопросом для обсуждения православных и католических богословов явился лжедогмат римской церкви об исхождении Святого Духа не только от Отца, как учит Православная Церковь, но и от Сына. Далее обсуждался вопрос и чистилище и прочие вероучительные вопросы, в которых Православное учение отличается от католического.

Первое же заседание показало, что католики не намерены честно и беспристрастно обсуждать вероучительные разногласия. Они были настроены на победу любой ценой. А победой они считали заключение унии и подчинение Православия под ноги папы. Поэтому они использовали различные запрещенные методы ведения диспута: представляли подложные писания, совершенно игнорировали доводы и доказательства оппонентов. Потом несговорчивых греческих епископов стали морить голодом и заключать в темницу. Видя, что все уже решено, что богословский диспут всего лишь формальность, митрополит Марк устранился от участия в дискуссиях и углубился в себя. Он так же был подвергнут темничному заключению и пытке голодом, но, имея с собой помощь Божию – плод молитвенного делания, оказался в состоянии вынести все испытания.

Когда в Ферраре вспыхнула чума, собор переместился во Флоренцию. В конце концов, почти все греческие иерархи во главе с патриархом Иосифом согласились на унию. Торжественное подписание соборного определения состоялось 4 июня 1439 г. Когда папе Евгению принесли акт, он спросил:
– А подписался ли Эфесский? Ему ответили:
– Нет.
– Тогда мы ничего не сделали.

Но и среди подписавших унию архиереев и кардиналов не было согласия. Патриарх отказался поцеловать туфлю у папы, греческие епископы отказались причаститься за мессой, а кардиналы – за Литургией.

1 февраля 1440 г. униаты вернулись в Константинополь. Шел Великий Пост, но храмы были пусты. Народ и клир отказались с ними служить. Ревнители Православия сгруппировались вокруг святителя Марка. Уния сошла на нет, когда в 1457 году османы захватили Константинополь и Византия прекратила свое существование. Причину падения Византии современники видели в измене Православию императора и большинства ее епископата.

БРЕСТСКАЯ УНИЯ

В результате татаро-монгольского погрома Малая и Белая Россия оказались под властью католической Польши. Польские короли под жесточайшим давлением иезуитов, а иногда и в силу своей фанатичной приверженности к католической ереси прилагали все усилия к тому, чтобы окатоличить эти православные области. В этом они видели залог государственной стабильности и только при изменении веры своих православных подданных надеялись сохранить эти исконно русские территории за собой.

Брестская уния готовилась постепенно. Согласно польским законам, назначение православных епископов на те или иные кафедры совершалось только с разрешения католического государя. Таким образом, король мог проводить удобную ему кадровую политику и внедрить в православный епископат своих агентов. Как правило, это были беспринципные шляхтичи. Епископские кафедры им давали за боевые заслуги. Постригаясь в монашество они не оставляли мирского образа жизни, содержали боевые подразделения, вели междоусобные стычки, предавались пирам и т.д. Но конечно были тогда еще и ревностные архипастыри, которые мужественно отстаивали Православие.

В Киеве иезуитам удалось заставить малодушного митрополита Михаила (Рогозу) обратиться в Рим за помощью от насильственного окатоличивания православных в западных регионах Малороссии и путем признания унии (главенства Папы) улучшить положение гонимых православных. В октябре 1596 года в Бресте состоялся собор для церковного решения вопроса об унии. Несмотря на нажим польских властей, уния была отвергнута собором, а предатели-епископы во главе с Рогозой лишены своих кафедр. Польский король Стефан Баторий, игнорируя соборное постановление, утверждает унию (3) . Православие в Польше объявлено вне закона. Присутствовавший на соборе экзарх греческого патриарха иеродиакон Никифор схвачен поляками «как турецкий шпион» и удавлен в Мариенбургской крепости.

По приказу короля началось насильственное насаждение унии пытками, казнями, шантажом, угрозами. Православным епископам король не давал разрешения рукополагать новых епископов, и православная иерархия через некоторое время прекратила свое существование (4) . Иезуиты организовали лихорадочную школьно-просветительскую деятельность. Проходя через эти школы, дети православных родителей становились фанатичными католиками. Часть православной шляхты, возлюбив славу и суету века сего, также приняла унию. Православное духовенство и миряне были фактически поставлены вне закона. Храмы у них отбирались, они были лишены гражданских прав и судебной защиты, пользуясь этим, униаты и католики устраивали различные провокации, заводили судебные тяжбы и сажали православных в тюрьмы или предавали казням.

Желая нажиться на чужой беде, иудеи выкупили у шляхты право на распоряжение над действующими православными храмами. За каждую требу, даже едва ли не на каждую свечку они установили налог. Был запрещен колокольный звон, запрещено было совершать погребение на умершими. Приходилось покойников хоронить по ночам.

Некоторые православные пастыри и миряне, не вынося такой жизни, принимали унию. Другие, более стойкие группировались вокруг православных вельмож. Главным покровителем Православия в Польше был влиятельный князь Константин Острожский. Король не мог не считаться с его значительными боевыми заслугами и огромным состоянием.

Городские мещане самоорганизовывались в православные братства, для совместного выживания, обучения детей и борьбы за Православие. Многие мещане и крестьяне так же уходили в казачью вольницу – Запорожскую Сечь.

Не раз православные делегаты на сеймах законным способом пытались добиться права беспрепятственно исповедывать свою Веру, однако все их законные усилия оставались практически без результата. Тогда народ под предводительством запорожских казаков поднимал восстания. Плохо тогда приходилось иудеям и польской шляхте. Польское правительство жестоко расправлялось с восставшими. Их сажали на кол, жгли, четвертовали и предавали другим бесчеловечным казням. Так был казнен казачий атаман Иван Сирко, возглавивший одно из восстаний.

В противовес иезуитским школам и коллегиям православные тоже начали открывать свои школы. Митрополит Петр (Могила) основал в Киеве первую православную Киево-Могилянскую коллегию. По ее образцу и в других городах стали возникать православные духовные школы. Так возникли прототипы духовных семинарий, основная задача которых была готовить православных проповедников, которые могли бы успешно обличать и опровергать еретические латинские и протестантские басни. Впрочем, из этих духовных школ выходили не только проповедники, но и просто верные чада и защитники Церкви. Таким был гетман Петр Канаш Согайдачный. Он много сделал для защиты Православия в Киеве и на всей Малой Руси. Иезуиты при нем опасались хозяйничать в столице Малой Руси.

Бесконечные внутренние войны и восстания православных против католиков прекратились лишь после присоединения Малороссии к Великой России в 1654 г.
В царствование Императора Николая I усилиями униатского митрополита Иосифа (Семашко) при заботливом покровительстве Правительства около трех миллионов белорусов было воссоединено с Православием. Однако униаты существую до сих пор, как на Украине, так и в Белоруссии.

СОВРЕМЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В УНИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ВАТИКАНА

После раздела Польши в XVIII и XIX веках уния сильно поколебалась в своих основаниях. Лишь с падением в XX веке Самодержавной Православной Российской Империи униаты подняли голову. Особенно ярко они проявили себя во время Великой Отечественной Войны и после нее, когда открыто выступили на стороне фашистских оккупантов. После окончания войны Сталин при помощи МГБ и милиции практически уничтожил униатство, однако некоторые последователи унии сохранились в подполье.

В конце XX века, когда Михаил Горбачев и Борис Ельцин развалили Советский Союз, униатское движение на Украине возродилось. Выползли из нор недобитые бендеровцы. Вернулись из заграницы эмигранты, поддержанные западными спецслужбами. Им удалось взять власть на Украине. Началось повторение событий XVI-XVII веков. Православных начали выгонять из храмов, церковное имущество конфисковать, епископат и духовенство бить и убивать. Боевики УНА УНСО помогали чеченским головорезам во время первой чеченской войны воевать против русских. В настоящее время Ющенко готовит создание новой национальной церкви, которая якобы будет независимой ни от Москвы, ни от Ватикана. Однако все-таки это будет ватиканская в конечном итоге «церковь».

С зарождением в XIX веке экуменического движения Ватикан загорелся идеей поставить его на службу своей униональной политике. Особенно активно «экуменический диалог» между католической ересью, а так же отдельными Православными Церквами, протестантскими сектами, инославными вероисповеданиями и даже идолопоклонниками стал вестись после II Ватиканского собора.

Используя экуменическую риторику, папа преследует все те же цели, которые были у римских понтификов в средние века: достичь господства над всеми христианскими, а теперь уже и не христианскими Церквами и религиями. Особое место в вожделениях римского первосвященника отводится Русской Православной Церкви, которая объединяет до 80% всех православных христиан.

В настоящее время внутри РПЦ есть силы, которые так же готовят новую унию с Ватиканом. Они не называют ее «уния» а выражаются более корректно «стратегический альянс». Основными поборниками этого движения являются митрополит Иларион (Алфеев) и другие иерархи, архиепископы и епископы, ученики и последователи митрополита Никодима (Ротова) – основоположника экуменической ереси в России.

Таким образом, мы живем в эпоху новых гонений на Церковь, новых попыток уничтожения Православия через совращение его в ересь. Молитвами преподобномучеников Зографских, святителя Марка Эфесского, преподобномученика Афанасия Брестского и всех мучеников и исповедников от униатов пострадавших да укрепит нас Господь в твердом исповедании Православной Веры.

Примечания:

(1) Догмат это богооткровенная истина, которую верующему необходимо принять на веру. Догматы не подлежат изменению. Изменение догмата и вообще изменение или искажение православного вероучения является ересью. Основные догматы Православной Церкви выражены в Символе Веры.

(2) Каноны или правила Церкви есть церковное законодательство, своего рода церковный законодательный кодекс. Они даны Церкви святыми Апостолами, святыми Отцами Вселенских и Поместных Соборов. Архиереи и священники при хиротонии дают присягу, что будут свято соблюдать православное вероучение и каноническое учение Церкви. В настоящее время еретики ведут войну против канонического учения Церкви, ибо каноны обличают их отступление. Все, желающие наследовать Жизнь Вечную должны стараться об исполнении канонического учения Церкви, так же, как и заповедей Божиих.

(3) Православные подписанты полностью сохранили за собой восточный обряд богослужения, признав лишь власть папы римского.

(4) Иерусалимский патриарх Феофан, проезжая на интронизацию патриарха Филарета (Романова), тайно восстановил православную иерархию, рукоаположив в сан епископа несколько ревностных борцов против унии. Король не признал эти хиротонии, но был вынужден согласиться на открытое рукоположение других православных епископов.

Уния

Уния (от латинского unio - единый) - союз, соединение или объединение государств. К этой форме сотрудничества государств относятся федерации, конфедерации и объединения монархических государств в форме личной или реальной уний.

Личная уния возникает при непреднамеренном совпадении независимых друг от друга прав на корону в нескольких государствах, наступающих в результате различных порядков вступления в престолонаследие. Она может продолжаться до тех пор, пока эти правомочия персонифицированы в одном лице. Политическое значение такого союза оказывает влияние на все стороны объединяемых государств.

Реальная уния - форма соглашения между государствами, в результате которого предусматривается общий монарх. В то же время государства остаются независимыми, без ущерба степени своего суверенитета; отсутствует общая территория; нет единого подданства; продолжает оставаться раздельным государственный бюджет; система законодательства остается различной (с учетом необходимых модификационных процессов, отражающих сущность состоявшегося союза). Они прекращают свое действие при переходе власти, изменении интересов, расстановки внутриполитических сил или международной обстановки (унии между Норвегией и Швецией в 1815 г., Австро_Венгерский союз).

Своеобразной формой конфедерации являются унии-монархии, в которых под властью единого монарха объединены самостоятельные, независимые государства. Последние из конфедераций-уний - Австро-Венгрия до 1918 года и Швеция и Норвегия до 1905 года.

Уния - это сообщество, союз, общность государств, политических организаций, религиозных конфессий. Чаще всего употребляется в смысле монархического единения нескольких держав под началом одного правителя.

Реальная уния - союз, который заключают монархии, одновременно принимая единый порядок наследования престола. Наследник является будущим монархом для всех стран-участников соглашения.

Подобная уния - крепкая, надежная - может быть расторгнута только в случае, когда один из участников меняет форму правления на республиканскую. Отмена монархической власти в одном или во всех государствах-членах влечет за собой распад союза или уменьшение его количественного состава.

Личная уния - это соглашение, которое заключается случайно, если один человек становится монархом в нескольких государствах в результате его родственных связей с двумя или тремя правителями или в случае необходимости. В странах-участниках не меняется и не унифицируется процедура престолонаследования. Такая уния обречена на распад. Рано или поздно претендент на трон воцарится в одном государстве, а в другом это может быть невозможно из-за особенностей законодательства. Церковная уния - тип соглашения, который заключается между конфессиями.

Часто такую форму объединения приравнивают к конфедерации. Стоит отметить, что такое отождествление не является правильным. Во-первых, уния может возникать только с участием монархических государств. В этом ее главная особенность. Что же до конфедерации, то в такой союз могут вступать и республиканские государственные образования.

Существование унии не требует тесного политического или экономического сотрудничества. Не обязательными являются союзные договоренности. Иначе обстоят дела с конфедерацией. Подписывая соглашение, ее члены имеют друг перед другом определенные обязательства. Участники унии не теряют государственный суверенитет. Единый правитель-монарх приумножает свою власть.

После подписания унии он является носителем суверенных прав каждой страны, входящей в союз. Важная деталь юридического аспекта подписания договора о конфедерации - наличие соглашения с прописанными взаимными обязательствами. Это гарантирует политическое единение. А уния - это сообщество, которое может быть заключено без договора. Важная особенность касается и ведения военных действий между участниками соглашения. Государства-члены унии не могут воевать друг с другом, поскольку правитель - единый, поэтому, объявляя войну внутри союза, он обязуется напасть сам на себя.

История знает множество случаев заключения подобных союзов. Один из наиболее ранних, известных и значительных - Кревская уния. Литва и Польша выступили сторонами договора. Как и многие другие союзы, этот был скреплен династическим браком, который заключили королева польская Ядвига и великий литовский князь Ягайло. Кревская уния Уния 1385 года, подписанная в замке Крево, вносила определенные изменения в устройство обеих стран-участниц.

Причины заключения союза - ослабление обоих государств и давление, которое оказывалось на них извне: со стороны Тевтонского ордена, Московии, Золотой Орды. Еще до Кревской унии Литва подписала несколько договоров и с московским князем, и с тевтонцами, которые должны были существенно повлиять на ход событий, но реализованы не были.

Согласно договору, Ягайло становился королем Польши. Это налагало на него ряд обязательств: Новый правитель обязался распространить в Литве латиницу. Ягайло должен был выплатить герцогу Австрии Вильгельму компенсацию за нарушенный брачный договор, согласно которому последний должен был взять в жены Ядвигу. В Литве необходимо было ввести католицизм. Ягайло должен был вернуть Польше земли бывшей Руси и наращивать территории королевства. Уния литовская и польская обязала его увеличить количество пленных. Проще говоря, Ягайло становился единым правителем для Литвы и Польши, но при этом раздельными оставались денежная система и казна, законодательство, таможенные правила, существовала граница, были отдельные армии для каждого государства-члена соглашения. Кревская уния вызвала несогласие со стороны знати Литвы и бывшей Руси, но послужила базой для союза в Люблине. Территория Польши увеличилась.

Многие годы после подписания договора в Крево велись споры между литовцами и польской шляхтой за права и уровень влияния в стране. В процессе нарастания землевладения менялась и структура привилегированного сословия в обеих странах. Для двух государств существовали различные особенности развития класса феодалов: польская шляхта была однородной, все ее представители были наделены равными правами, а все различия были ликвидированы; литовские магнаты - поляризированное сословие.

Под «полюсами» подразумеваются два вида знати: Крупные землевладельцы (магнаты), которые обладали практически неограниченными правами и привилегиями. Они не подлежали местным судам - только суду Великого Князя. Кроме того, они могли занимать важнейшие должности в государстве.

Кроме огромного количества земель, в их власти были значительные резервы рабочей силы. Мелкие и средние землевладельцы. У них не было таких политических и экономических рычагов влияния, как у первой группы (меньше земель, рабочей силы, возможностей).

Кроме того, они часто становились жертвами жадности крупных магнатов, поскольку зависели от них. По причинам жажды справедливости (или большей власти и влияния), представители второй группы добивались равенства, какое должно было быть среди шляхты. Но проблема заключалась не только в борьбе магнатов - представители Польши и Литвы не всегда могли договориться об общих военных походах, что делало оба государства уязвимыми. Польская верхушка боялась потерять земли Литвы, поскольку правящий в то время Сигизмунд-Август был последним представителем Ягеллонов - смена монаршего рода могла вызвать отделение некоторых территорий.

Как договаривались литовцы и поляки? Люблинская уния - первое соглашение между Польшей и Литвой, которое было тщательно спланировано в качестве конституционного акта. Главной идеей была инкорпорация Литвы в состав Польши. Длительное время велись переговоры, которые должны были урегулировать все неточности. Объединительная уния 1569 года должна была быть подписана в ходе зимнего польско-литовского сейма. Переговоры были тяжелыми, единства достичь не удалось. Причиной кризиса стали требования литовской стороны: коронация должна была состояться в Вильно, правителя нужно было выбирать только на общем сейме, а в Литве государственные чины должны были занимать только местные уроженцы. Польша не могла принять такие требования. Кроме того, литовцы, недовольные происходящим, покинули сейм. Но им пришлось в скором времени вернуться и продолжить переговоры.

Существовало множество причин, которые толкали Литву искать поддержку в лице Польши: Страна многое потеряла в ходе Ливонской войны. В государстве нарастало недовольство землевладельцев. Литва вела войну с Московским царством, в которой не была сильнейшей стороной. Чтобы быстрее «уговорить» литовцев, польский король аннексировал Волынь и Подлясское воеводство и пригрозил отобрать привилегии у отступников. Все снова собрались в Польше. Литовская сторона присягнула на верность Сигизмунду-Августу. Снова начала готовиться к подписанию уния. Польша возлагала большие надежды на это соглашение. Подписание соглашения уния 1569 Сейм возобновил работу в июне 1569-го, а в первый день июля участники заключили союз.

Люблинская уния провозглашала образование единого государства Речи Посполитой. Послы Литвы и Польши в торжественной обстановке подписали договор. Через 3 дня соглашение дополнительно подтвердил король. Однако принятие союза не решило всех проблем, и сейм продолжился. Отдельные вопросы урегулировались в течение месяца после официальной процедуры подписания и ратификации. Была решена задача распределения полномочий, создан сейм, состоящий из двух палат. Уния закрепила то, что было начато Кревским соглашением.

Главные идеи союза в Люблине: В государстве должен быть единый правитель - король, которого выбирал сейм. Денежная система, сенат и сейм были общими для польской и литовской территорий. Уравнивались в правах польские и литовские шляхтичи. Литва сохранила часть символов своей государственности - печать, герб, армию, администрацию.

Литовцам удалось сохранить язык, законодательную систему и ряд признаков государственности. Польша усилила влияние и увеличила размер территорий. Речь Посполитая несколько веков была сильным противником на мировой арене. Кроме того, удалось распространить католицизм и создать культурную польскую общность. Негативными моментами оказались разрастание бюрократического аппарата и увеличение коррупции. Выборность короля порождала активную борьбу внутри сейма, что за несколько веков привело Речь Посполитую к краху. Отрицательные черты полнее всего проявились в вопросах религии. У населения Литвы не было возможности выбирать веру - католицизм насаждался практически насильно.

Православие запрещалось. Противники католицизма были «вне закона» - их лишали всех прав, подвергали гонениям. На украинских территориях, которые находились под властью Речи Посполитой, начали возникать братские школы. И в то же время уравнивалась в правах шляхта, были проведены реформы в политической, законодательной, экономической сферах. Так что последствия Люблинской унии нельзя оценивать однозначно.

История христианства знает немало попыток вернуть целостность религии. Напомним, что в результате раскола 1054 года образовались католицизм и православие. Они стали отдельными ветвями христианства. Практически тогда же были предприняты первые попытки унии - объединения. Католицизм и православие имеют разные традиции, обряды. Согласия достичь не смогли. Главная причина - отказ православных подчиниться Папе Римскому. Католики не могли принять условий, выдвигаемых оппонентами: православные требовали отказа Папы Римского от верховенства в церковной иерархии. С годами православие ослабело, и понадобилась поддержка католицизма в борьбе с различными угрозами. В 1274 году было подписано Лионское соглашение, направленное на общую борьбу против татаро-монгол, а в 1439 году - Флорентийская уния. На этот раз союз был направлен против турков. Эти соглашения были непродолжительными, но «движение за унию» приобретало все больше и больше поклонников. Предпосылки Брестского союза Брестская уния - соглашение, которое породило новую конфессию и многие века вызывает споры.

В XVI веке православную церковь нельзя было назвать образцом морали и духовности - она переживала серьезный кризис. Появление традиции патроната, когда храм был фактически собственностью магната-покровителя, привнес в религию многие светские черты. В дела церкви вмешивались даже мещане.

Имеются в виду братства - городские организации, которые имели право контролировать даже епископов. Церковь утратила влияние и репутацию защитника прав верующих. Униатское движение возобновилось из-за активизации иезуитов в Польше. Появляются полемические тексты о пользе унии. Их авторами были проповедники и философы - Венедикт Гербест, Петр Скарга и многие другие. Активизировались униаты после «календарной реформы» Григория XIII - в результате религиозные праздники православных и католиков разошлись во времени. Это ущемляло права православного населения, проживавшего на территории Речи Посполитой. В результате комплексного влияния этих причин была подписана Брестская уния.

В 1590 году в городе Белз был проведен церковный съезд. На нем с призывом заключить унию выступил Гедеон Балабан. Его инициатива была поддержана многими епископами. Через 5 лет необходимость союза признал Папа Римский. Берестейская уния должна была быть подписана в 1596 году. Но распри не прекращались. Съезд, который собрался для подписания договора, раскололся. Одну часть составляли поклонники православия, другую - униаты. Камнем преткновения выступила необходимость подчиняться Папе Римскому. В конечном итоге унию подписала только часть собрания.

Православное же духовенство союз не признало. Подписание договора состоялось под руководством митрополита Михаила Рогозы.

Условия: Униаты признавали подчинение Папе Римскому. Духовенство имело равные права с католическими церковными иерархами. Догматы веры - католические, обряды - православные. Таким образом, результатом попытки объединения стал еще больший раскол. На основе православия и католицизма появилась еще одна вера.

Теперь униатство навязывали силой - православные оказались в еще худшем положении, чем до Берестейского (Брестского) соглашения. Напоследок добавим: уния - это фактор объединения, но, как показывают исторические факты, не всегда союз шел на пользу всем сторонам-участникам.

В. последовал полный разрыв между церквами Восточной и Западной. Вместо прежних мирных отношений между ними установились отношения неприязненные. Жестокостями и поруганием греческих святынь во время крестовых походов латиняне сделали эти отношения даже враждебными. Греки ненавидели латинян как еретиков и своих притеснителей: латиняне, в свою очередь, ненавидели греков как схизматиков (как они их называли) и как людей двоедушных и коварных. Вражда нередко выражалась в кровавых столкновениях.

Несмотря на это, греки и латиняне часто предпринимают попытки к соединению церквей. Были особые причины, которые побуждали их искать церковного союза. Папы и по разделении церквей не теряли надежды подчинить своей власти Греко-восточную церковь. В этих видах они всеми силами стремились восстановить общение церквей Восточной и Западной, понимая под восстановлением общения не союз церквей, а подчинение Восточной церкви Западной, или, что то же, папе.

Греки по расчетам политическим со своей стороны также иногда помышляли о соединении церквей. Политическое положение Византийской империи начиная с XII в. было крайне затруднительно. Одряхлевшая империя под ударами турок и крестоносцев склонялась к падению. Рассчитывая при содействии пап защитить империю от многочисленных врагов и предохранить ее от падения, Византия искала союза с Римом; а так как пап ничем нельзя было расположить в свою пользу, как только изъявлением готовности к соединению церквей, с подчинением Восточной церкви Западной, то византийское правительство во всех переговорах с Римом на первый план выдвигало вопрос о соединении церквей.

Таким образом, с обеих сторон главную роль в обоюдных попытках играл расчет, и уже одно это не обещало им успеха. Непрочность попыток к соединению церквей обусловливалась еще и тем обстоятельством, что они не имели характера всеобщности, по крайней мере на Востоке. Со стороны греков главным образом хлопотали о соединении церквей императоры, греческая же иерархия в большинстве и народ всегда были против соединения, так как видели в нем подчинение Восточной церкви папе.

Из множества попыток к соединению церквей, вообще неудачных, особенно замечательны три, доведенные всевозможными хитростями и насилиями до конца и сопровождавшиеся печальными последствиями для Православной Церкви, это:

  1. Флорентийская уния ()

Уния и униатская церковь в пределах Польши и России

Уния в Австро-Венгрии

Среди народов Австро-Венгрии, придерживающихся унии, первое место принадлежит в численном отношении русинам (украинцам, малороссам), соплеменным с населением юго-западной России. В австрийской половине монархии они - почти единственные представители унии, хотя и не все к ней принадлежат; в венгерской половине они составляют значительную часть униатов.

Территория, приобретенная Австрией в 1772, имела около 2700 тыс. жителей, большинство из которых составляли русины, т.е. униаты. Национальная и религиозная обособленность большинства населения от поляков была новостью для австрийского правительства. Это обстоятельство было благоприятно для правительственной политики относительно польской шляхты. С другой стороны, австрийское правительство и независимо от этого должно было заняться церковной жизнью новых подданных.

Результатом четырехвековой (религиозной, культурной и национальной) борьбы русинов с поляками было то, что при переходе Галиции под власть Австрии греко-католическая церковь находилась в крайнем упадке. По всей территории были рассеяны «латинники» и разные их церковные учреждения. Униатское духовенство находилось в полном духовном, материальном и даже социальном уничижении. Это вызвало со стороны австрийского правительства ряд реформ. Оно уничтожило, прежде всего, обязанность украинского сельского духовенства наравне с крестьянами отбывать барщину ().

Плохое материальное положение униатского клира было главным образом следствием крайней дробности приходов. Правительство произвело т.н. концентрацию приходов, но проводило ее в таких размерах, что русины начали протестовать, особенно ввиду одновременной децентрализации латинских приходов. Кроме того, правительство назначало денежные субсидии из специально учрежденного () фонда беднейшим священникам и высшему духовенству.

Было урегулировано право патроната, в смысле ограничения зависимости духовенства от помещиков (). Более всего позаботилось правительство о поднятии образования в среде греко-католического духовенства. Прежде доступ в это сословие был очень легкий, даже для людей едва грамотных. В Мария Терезия учредила при церкви св. Варвары в Вене т.н. «Императорскую генеральную греко-католическую семинарию» для униатов всей монархии, в преподаватели которой были приглашены главным образом русины из Венгрии .

Этот «Барбареум», как обыкновенно называли семинарию, имел во все время своего существования большое значение для униатской церкви в Австро-Венгрии. Почти все наиболее замечательные представители тамошнего украинского духовенства были воспитанниками этого заведения. Они вынесли отсюда не только знания, но и дух реформы, которым был одушевлен имп. Иосиф II.

И униатское духовенство приобрело тогда право надзора над народными и средними школами; но оно не особенно ревностно пользовалось своими полномочиями, между тем как латинское духовенство кроме религиозной пропаганды занялось распространением полонизации в Галиции и Буковине .

В национально-политическом отношении униатское духовенство отличалось тогда узостью взглядов, заскорузлостью и застоем, что стало обозначаться словом «рутенство». И в обрядовом отношении униаты стали мало-помалу приближаться к латинству (введение праздника Тела Христова в ). Стремление римской курии обратить в унию православный Восток заставило, наконец, украинское духовенство в Галиции приняться за очищение восточного обряда от латинских примесей. Возникла горячая борьба, которая в течение двух десятилетий наполняла всю духовную жизнь галицких русинов. Часть духовенства стала даже прямо заявлять о своей симпатии к православию. Наделавшее в этом смысле много шуму дело Ольги Грабар () побудило римскую курию и австрийское правительство приняться за реформы с целью приближения униатского духовенства и обряда к католицизму.

Реформа базилианских монастырей была передана в руки иезуитов (). Митрополит Иосиф Сембратович , бывший противником этой меры, должен был удалиться. При его преемнике Сильвестре Сембратовиче , получившем сан кардинала, реформы продолжались в том же духе, особенно в области обрядов.

В Венгрии греко-католическая церковь ничем не связана с австрийской; русины составляют в ней лишь меньшую часть общего количества униатов. Они приняли унию в и составляли одну мукачевскую (Munkacs) епархию, подчиненную латинскому архиепископу в Эгере. Австрийское правительство и здесь в последней четверти XVII в. проводило реформы в смысле улучшения материального быта и просвещения духовенства.

«Барбареум» и львовская генеральная семинарии были некоторое время общими для всей монархии учреждениями. Когда в России была уничтожена униатская митрополия, возникла мысль учредить общую для всех русинов митрополию в Мукачеве , но когда митрополия была установлена во Львове, к ней не присоединили венгерских униатов ввиду неприязненного положения, занятого мадьярами, и мукачевская епархия осталась в соединении с латинской митрополией.

В ее разделили на две, создав новую, прешевскую (Eperjes). В каждой из них возникли отдельные семинарии. До некоторое число духовных доставляла в обе епархии венская генеральная семинария, пока мадьяры не положили этому конец. И в Венгрии с середины XIX в. духовенство стояло во главе национально-политического русинского движения, но автономия Венгрии (), разрыв с Галицией, преобладание католицизма и недостаток ясных национальных идей довели до того, что украинское (угрорусское) духовенство в Венгрии почти совершенно омадьярилось и оторвалось от народа.

Наибольший контингент греко-католиков составляют в Венгрии румыны , преимущественно в Трансильвании . Половина венгерских румын приняла унию с Римом в . Другая часть венгерских румын принадлежит православной церкви. Греко-католики Австро-Венгрии образовали значительное число колоний в Америке (в Соединенных Штатах, в Канаде, в Паране).

Литература

  • Бантыш-Каменский, Историческое известие о возникшей в Польше У., 1-е изд., 1805, 2-е изд., 1866;
  • М. Коялович, Литовская церковная У., СПб., 1859 (здесь дана в примечаниях обширная библиография и приведен хронологический список полемической литературы, современной У.);
  • Митр. Макарий, История Русской церкви, т. 8 и след.; С Т. Голубев, Петр Могила и его сподвижники;
  • В.Б. Антонович, Монографии по истории Западной России, т. 1; В.Г. Василевский, Очерк истории города Вильны; Костомаров, Подготовка церковной У. («Монографии», т. 3); его же, О значении У. в Зап. России, 1842;
  • Флеров, О православных церковных братствах;
  • А.А. Рапков, Очерк истории западнорусских православных братств;
  • И.А. Кулиш, История воссоединения Руси;
  • И. Сливов, Иезуиты в Литве;

Источники

  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.