Кто такой святой николай чудотворец. Полная биография святого николая чудотворца. Николай чудотворец— исследование о житии

С вятитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, великий угодник Божий и Чудотворец, глубоко чтим всем христианским миром и особенно у нас в России: почти в каждом русском городе есть Никольский храм и в каждом селе - благодатные иконы святителя Николая.

Святитель был уроженцем города Патары Ликийской области (южное побережье Малоазийского полуострова). Родился он около 280 года в семье благородных и благочестивых христиан Феофана и Нонны. Исполненный благодати Божией, новорожденный младенец без поддержки простоял в крещенской купели три часа, воздавая тем славу Пресвятой Троице. Ему было наречено имя Николай (греч.- «победитель народа»). Еще будучи грудным младенцем, он начал поститься: принимал молоко матери по средам и пятницам только после совершения родителями вечерних молитв.

Благодать Святого Духа укрепляла душу будущего святителя: он уклонялся от детских забав, праздности, хранил целомудрие, любил чтение Священного Писания, часто посещал церковные службы.

Дядя его, епископ Патарский Николай, видя благочестие отрока, посоветовал ему посвятить свою жизнь служению Церкви и возвел его в церковную степень чтеца. Через несколько лет он посвятил святого Николая в сан пресвитера, поручив ему благовествование Слова Божия. Ревностным служением Богу молодой пресвитер был подобен мудрому старцу и снискал за то глубокую любовь паствы.

После смерти родителей святой Николай раздал нуждающимся унаследованное имение. Имея великое милосердие к бедным, он благотворил и тем, кто обращался к нему за помощью, и тем, кто из ложного стыда не просил о ней. При этом он старался благотворить тайно.

Одному разорившемуся человеку такой тайной помощью он помог выдать замуж своих дочерей, которые от отчаяния готовы были встать на преступный путь блуда.

Однажды, когда будущий святитель совершал паломничество во Иерусалим, разразилась сильная буря. По молитве святого море утихло, а корабельщик, который упал с высокой мачты на палубу, встал невредимым. Со слезами молился святой Николай на Голгофе, где Господь наш Иисус Христос искупил грехи всех людей. Он поклонился и другим святыням в Иерусалиме. Двери единственной в то время церкви на Сионской горе сами отворились перед святым Николаем. Он решил уйти в пустыню для безмолвных подвигов, но Господь во сне открыл Свою волю - совершать предназначенное ему служение на родине. На обратном пути корабельщики задумали обмануть святого Николая и направили корабль в другую сторону. Но Господь не оставил Своего угодника: по молитве святого вдруг налетел сильный ветер и понес корабль в нужном направлении.

В Ликии угодник Божий, желая окончить свою жизнь в безвестности, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Но Господь вновь возвестил ему в видении, что ожидает от него не подвигов безмолвия, а пастырского служения людям в миру. Святой Николай, избегая человеческой славы, отправился не в Патары, где все его знали, а в Миры, главный город Ликийской области (ныне небольшое селение в Турции).

В то время в Мирах скончался архиепископ Иоанн, и епископы Ликии собрались для избрания нового архипастыря. Их мнения по этому вопросу разделились, и потому решено было совершить совместную молитву, чтобы Господь Сам указал Своего избранника. Молитва была услышана: старшему из них Господь открыл, что надо посвятить во епископа человека по имени Николай, который первым придет утром в храм. Так святой Николай, по воле Божией, стал первосвятителем Ликийской Церкви.

В новом служении укрепляло подвижника видение, в котором Господь Иисус Христос подавал ему Евангелие, а Пречистая Богоматерь возлагала на него омофор.

В сане епископа святитель Николай остался, как прежде, кротким, смиренным и милосердным, исполняя слово Евангелия: «...да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

Одежды он носил простые, весь день проводил в трудах и только в конце дня вкушал постническую пищу. Для каждого человека - богатого и бедного, старого и юного, здорового и убогого - святитель Николай был неиссякаемым источником благодеяний. Оказывая помощь в житейских нуждах, он более всего заботился об исцелении греховных язв.

В период гонения на христиан, воздвигнутого императором Диоклитианом (284-305), когда пострадали священномученики Анфим Никомидийский (память 3 сентября), Автоном Италийский (память 12 сентября), Петр Александрийский (память 25 ноября) и другие, святитель Николай вместе со многими христианами был заключен в темницу. Он стойко переносил голод и жажду, ободрял узников, убеждал их не страшиться мук и до конца исповедовать свою святую веру. Святитель готовился к мученической смерти, но Господь сохранил Своего избранника для пользы Церкви.

Новый император Константин Великий (324-337) прекратил гонение на христиан и освободил исповедников, даровав Церкви свободу и мир.

Святитель Николай вернулся к своей пастве. Он продолжал мудро управлять ею, а также старался просветить светом христианства язычников, уничтожал капища, сокрушал идолов.

В те годы возникла ересь лжеучителя Ария, дерзнувшего отрицать единосущие Господа нашего Иисуса Христа со Безначальным Его Отцом. Для осуждения лжемудрствования в 325 году был созван в городе Никее I Вселенский Собор. В числе более 300 участников Собора был и святитель Николай. Услышав богохульные речи Ария, святитель Николай, ревностный хранитель чистоты Православия, не стерпел такой дерзости и ударил еретика по щеке. За это отцы Собора сняли с него сан епископа и заключили под стражу. В ту же ночь некоторым участникам Собора было такое же видение, которого сподобился ранее сам святитель Николай: Господь Иисус Христос вручал ему Евангелие, а Пресвятая Богородица возлагала на него омофор. Тогда отцы поняли, что Господу было угодно дерзновение святителя Николая, и, воздав ему честь, возвратили знаки епископского сана.

Вернувшись в свою епархию, святитель Николай продолжал трудиться на благо Церкви: сеял слово истины, обличал еретиков, врачевал заблуждающихся. Святитель Христов прославился как избавитель от бед и заступник несправедливо обиженных. Некий корыстолюбивый градоначальник приговорил к смерти трех неповинных мужей. Но когда меч был занесен над головами осужденных, на месте казни вдруг появился святитель Николай. Отстранив стражу, он остановил руку палача. Никто не посмел воспрепятствовать святителю. Градоначальник, которого святитель Николай грозно обличил, сознался в своем грехе и просил принять его покаяние. При этом присутствовали императорские военачальники: Непотиан, Урс и Ерпилион. Их вскоре постигла подобная же участь: они были оклеветаны перед императором в измене и осуждены на казнь. В темнице они вспомнили о святителе Николае и со слезами молили его о помощи. Скорый заступник в бедах, великий Чудотворец в ту же ночь во сне явился императору Константину и повелел отпустить невинно осужденных, что и было исполнено.

Милосердную помощь святителя Николая не раз испытывали на себе жители города Миры Ликийские. По молитвам святителя город был спасен от голода. Он явился во сне одному итальянскому купцу и попросил его привезти в Миры пшеницу, дав в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец обнаружил в своей руке монеты и поспешил исполнить просьбу святого.

Много раз святитель Николай спасал бедствующих на море, выводил страждущих из плена и заточения.

Святитель Николай мирно отошел ко Господу в глубокой старости (+ ок. 345-351).

В 1087 году было торжественное перенесение его мощей из Мир Ликийских в итальянский город Бари, где они почивают и доныне в мраморном саркофаге в крипте собора, возведенного в честь святителя в XII веке.

В 1953 году саркофаг этот был открыт. Тщательное исследование, произведенное учеными, позволило восстановить черты лица святителя Николая. Они совпадают с чертами его лика, изображаемого на русских иконах («Журнал Московской Патриархии», 1978, № 7, с. 59).

Нетленные мощи святителя Николая Чудотворца источают целебное миро, помогающее страждущим духовно и телесно.

29 июля Восточная Церковь издревле празднует рождество Святителя и Чудотворца Николая. Особое избранничество святого Николая, скорого помощника и преславного чудотворца, побудило верующих людей праздновать день его славного рождения наряду с рождеством Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

9/22 мая перенесение святых мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в город Бари.



Введение.

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, широко почитается в России, как величайший среди святых. Великого чудотворца и святителя Николая почитают во всем мире, не только православные христиане, но и люди разных конфессий и религий. Известно много примеров, когда с горячей верой в Николая Чудотворца, к нему обращались с мольбой о помощи люди различных религий и, получив помощь, становились православными. Святитель Николай, чудотворец прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу.
Первые письменные свидетельства о деяниях свт. Николая, найденные в записях константинопольского пресвитера Евстратия, относятся к VI веку. К началу VIII века относится похвальное слово святителю и чудотворцу Николаю, произнесенное святым Андреем Критским в соборном храме города Мира. Его автор называет праздник во имя святителя Николая священным и всепразднественным и сообщает, что в этот день происходят многочисленные собрания верующих в храме святителя.
В середине IX века появилось похвальное слово свт. Николаю патриарха Мефодия, главы Константинопольской Церкви, в 860 году - похвальное слово свт. Николаю Иоанна, диакона Неаполитанской Церкви, и в конце IX века - похвала свт. Николаю, написанная византийским императором Львом Мудрым. В начале X века блаженный Симеон Метафраст по приказанию Константина Порфирородного составил из предшествовавших ему источников полное житие свт. Николая, печатающееся в славянском переводе в службе этому святому. Краткие сказания о деяниях свт. Николая с изображением его были внесены в месяцесловы. Все эти греческие источники до начала XVIII века лежали в основе Жития свт. Николая Мирликийского, чудотворца .

Рождество святителя Николая Чудотворца.

11 августа Русская Православная Церковь празднует Рождество Святителя Николая Чудотворца, епископа Мирликийского. Святитель Николай почитался во все времена у многих народов, но точное время установления празднования Рождества Николая Чудотворца, неизвестно. Предполагается, что этот праздник был местным в малоазиатских Ликийских Мирах, где Николай Святитель служил Архиепископом, а так же на родине его родителей – в Патаре. Затем, празднование могло распространиться по всей Никейской Империи и проникнуть на Русь, где этот святой почитался с древности.
Одна из церковных служб, сохранившихся до нашего времени и посвященных этому празднику, была составлена в дни Патриаршества Никона, в 1657 году . Во времена правления Екатерины Великой, общецерковное празднование Рождества Николая Угодника, в России было упразднено.
Восстановили празднование Рождества Николая Угодника в 2004 году, по благословению Светейшего Патриарха Московского и Всея Руси, Алексия II.

Дни памяти Николая Чудотворца.

Русская Православная Церковь чествует память святителя Николая в следующие дни:
- 9(22) мая - Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (этот день в народе получил название - Никола Вешний). Празднование перенесения мощей было установлено еще в 1087 году.
- 29 июля (11 августа) - Рождество святителя Николая Чудотворца, епископа Мирликийского. Празднование Рождества Святителя Николая было возобновлено в 2004 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
- 6(19) декабря блаженное успение святого святителя Николая Чудотворца, епископа Мирликийского (в народе этот день получил название - Никола Зимний).
- Еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.

Гимнография:

Тропарь Николаю Чудотворцу, глас 4.

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашым.

Кондак Николаю Чудотворцу, глас 3.

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Акафист Николаю Чудотворцу.


Иконография.

Существует несколько иконописных традиций изображения Святителя Николая: фрески, круглые иконы, медальоны, житийные иконы (с житийными клеймами), поясная икона, с закрытым Евангелием на левой руке.
Первые иконы Николая Чудотворца на Руси появляются еще до перенесения его мощей. Самое раннее из известных на Руси – в росписях Святой Софии в Киеве (середина XI в.).

Икона с прижизненным изображением Святителя Николая.

Икона из Базилики св. Николая в г. Бари (Италия), которая, как считает церковь, была написана на основе прижизненного изображения Святителя. Эта икона - дар сербского царя Стефана Уроша III, сделанный им в 1327 году в знак благодарности за чудесное возвращение зрения ему Святым. Считается, что эта икона была написана на основе прижизненного изображения Святителя Николая Угодника. Икона из крипты (нижнего храма) Базилики св. Николая в г. Бари. Икона находится за мраморным надгробием, под которым покоятся мощи св. Николая.

Фрески.

Фреска XI в. из Собора святой Софии, (Киев, Украина): святитель изображен в полный рост, с благословляющей десницей (правой рукой) и Евангелием в левой руке; это – первое известное изображение угодника Божьего с раскрытым Евангелием.

Николай родился в 245 г. в городе Патара в шестидесяти километрах от Демре (Турция). Город Демре находится церковь Святого Николая Чудотворца. Она считается третьим по важности религиозным сооружением византийской архитектуры на Востоке. Церковь была построена в начале VI в. на месте древнего храма богини Артемиды, от которого сохранилась мозаика на полу. В церкви Святого Николая Чудотворца прекрасно сохранились настенные фрески XI и XII веков.

Круглые иконы.

Согласно предания, тяжело заболевшему новгородскому князю Мстиславу во сне явился Николай Чудотворец и повелел перевезти из Киева в Новгород свой образ, выполненный на доске круглой формы .
На Ильмень-озере княжеские послы попали в шторм и пристали к острову Липно, ожидая погоды для продолжения пути. На четвертый день увидели приплывшую по волнам икону святителя Николая, которая точно соответствовала описанию. После чудесного исцеления князя образ поместили в Никольском соборе на Ярославовом дворище . Отсюда и произошло название иконы – "Никола Дворищский ". Позже на острове, где обрели образ, был основан Липенский Никольский монастырь.

Житийные иконы (с житийными клеймами).

Традиция изображения сцен из жизни святителя появляется в XI в., а к XIV в. иконы Николая Чудотворца с житийными клеймами широко распространены на Балканах, в Италии и на Руси. К наиболее древним из сохранившихся русских икон Николы Угодника с житийными клеймами относится икона Никола Зарайский с житием (Первая половина XIV века), находящаяся ныне в Третьяковской галерее, Москва. Икона вывезена из села Павлова близ Ростова Великого. Сохранность относительно хорошая. Имеются потертости верхнего красочного слоя и незначительные вставки нового левкаса. Поля опилены, нижнее поле надставлено позднее. Фон средника охряной, фоны клейм белые. Один из самых непосредственных по выражению русских "примитивов".
Житийные клейма объединяются в три основные группы:
- детство Николая Чудотворца (рождение, обучение грамоте);
- посвящение в духовный сан (диаконское, иерейское и епископское);
- помощь в различных обстоятельствах жизни (избавление невинно осужденных от посечения мечного;
спасение утопающих, по морю плавающих люте, имже смерть предстояше вскоре; тайное благодеяние обнищавшему отцу, в отчаянии готовому отдать трех своих дочерей на брак скверный нищеты ради, и многое другое).

Поясная икона, с закрытым Евангелием на левой руке.

Одним из наиболее древних иконографических типов святителя Николая является поясная икона, с закрытым Евангелием на левой руке. Этот иконографический тип получил распространение в Византии в XI-XIII веках. В монастыре святой Екатерины на Синае находится самая ранняя поясная икона, с закрытым Евангелием на левой руке (предположительный возраст – XI - XII в.). Древнейшая из сохранившихся русских поясных икон с закрытым Евангелием на левой руке происходит из Новгорода и относится к концу XII в. Из Новгорода икона была привезена в Москву (в Смоленский собор Новодевичьего монастыря) Иваном Грозным в 1564 году. С 1930 г. икона хранится в Государственной Третьяковской галерее в г. Москва.
На иконе Николай Чудотворец изображен по пояс, с закрытым Евангелием, поддерживаемым окутанной фелонью левой рукой, поверх которой лежит омофор. Большая длинная кисть правой руки с вытянутыми средним и указательным пальцами, и сомкнутыми мизинцем, безымянным и большим пальцами, представлена сбоку, что делает ее жест особенно выразительным. Обращенные влево светлые глаза его широко раскрыты, сдвинутые брови изломаны, припухлые губы маленького рта сжаты. Очертания носа, бровей, век и контуры морщин - красновато-коричневые. Губы темно-красные. Сохранились фрагменты золота на вороте, крестах омофора и крышке Евангелия. Обрез Евангелия киноварный с черными застежками. Первоначальный фон серебряный, такой же как и ассист. Надпись и левкас нимба относятся к XVI веку.
На белых полях поверх чинок левкаса XIII века, особенно хорошо различимых на левом поле, написаны десять святых и етимасия. Вверху поясные Косма и Дамиан в коричневых и синих неярких одеждах. Престол (етимасия) с темно-коричневым по желтому фону орнаментом изображен посредине. На киноварной подушке его, покрытой синей тканью, спускающейся к красному подножию, стоит книга с красным обрезом и желтой, украшенной камнями крышкой. На боковых полях изображены фигуры в рост, в три ряда, попарно по обе стороны от средника. Первыми представлены князья: слева - Борис, справа - Глеб, в синем и коричневом корзнах поверх коричневых и киноварных кафтанов. Ножны мечей и сапоги их красные. Посредине мученики: слева - "Флур", справа - Лавр, в синих и красных одеждах. Внизу слева - преподобная "Овдокия" в коричневой монашеской мантии. Плат и параманд ее - зеленовато-голубые, испод сиреневый с белыми пробелами. Справа - мученица Домна (?) в сиреневом с белыми пробелами мафории и синем исподе. На нижнем поле слева - поясная Параскева (?) в красном мафории, справа - поясная "Фотинниа", в голубом мафории и коричневой одежде. Нимбы у святых на полях желтые с киноварной обводкой, надписи черные.

Использованы материалы:
1.С веб сайтов:
http://www.molitvoslov.com/text985.htm
http://www.bogoslovy.ru/list_akafist.htm
http://www.nikola-ygodnik.narod.ru/Ikoni.htm
http://www.blagobor.by/article/saint/nikolaj
http://www.baltwillinfo.com/mp12-08/mp-13.htm

Миры - древнейший город, заслуживающий внимания благодаря епископу Николаю, впоследствии ставшему святым и чудотворцем. Мало кто не слышал о великом святителе. Сегодня сюда едут поклониться храму, где он когда-то служил, и походить тропами, на которые ступали его ноги. Этот великий христианин имел горячую веру, нелицемерную любовь и ревность по Богу. Чудотворец - именно так его называют, потому что вряд ли можно сосчитать количество чудес, связанных с именем святого Николая…

Славный город

Точно неизвестно, когда Миры Ликийские образовались, но, опираясь на некоторые записи в летописных книгах, можно предположительно сказать, что это пятый век. Сегодня через город проложена новая дорога Каша — Фенике. В районе Кале на 25 км и стоит славный город. Он известен многими событиями, одно из них - это встреча апостола Павла со своими последователями, когда он направлялся в Рим. Это происходило в 60 году, во времена раннего христианства.

Во II веке н. э. город сделался епархиальным центром. В 300 году н. э. епископом Миры стал Николай, уроженец Патары, где он служил до самой кончины в 325 году. После смерти епископ Николай Мир Ликийских был вскоре признан святым, так как Бог прославил его чудесными явлениями у раки. Теперь город стал местом паломничества для верующих.

Поклонение мощам и достопримечательности

В церкви, названной в честь к гробнице зачастую стоит очередь. Это связано с тем, что паломники, преклоняясь мощам, подолгу загадывают желания. Хотя, согласно православной традиции, не нужно по нескольку минут стоять у раки, задерживая других, достаточно поклониться мощам и мысленно попросить святого о заступничестве и помощи.

Желания не должны быть эгоистичными и корыстными, по большому счету, самое важное для христианина - это спасение души. Все просьбы можно высказать в молитве дома, а у раки с мощами лишь попросить не забыть святого то, о чём было сказано в келейной молитве.

Славный город Миры Ликийские имеет много достопримечательностей. Он входит в конфедерацию древней Ликии. Расположен близко к морю. Согласно легенде, у гавани реки Андрак, под названием Андриаке, пристал к берегу апостол Павел перед тем, как отправиться в Рим. Территориально город располагался вблизи с современным турецким городком Демре (Кале - провинция Анталья).

Остатки античности

Название города Миры Ликийские происходит от слова «мирра» — смола благовоний. Но есть и другая версия: город был назван «Маура» и имеет этрусское происхождение. В переводе это значит «место Матери-богини». Но впоследствии оно претерпело фонетические изменения, в результате чего вышло название - Миры. От античного города сохранились развалины театра (греко-римского) и гробницы, высеченные в скалах, уникальность которых заключается в том, что они находятся на возвышенных местах. Это древняя традиция народов Ликии. Таким образом мёртвые должны иметь лучшвозможность попасть на небо.

Будучи крупным городом, Миры Ликийские со времени Феодосия II был столицей Ликии. В III—II столетиях до н. э. она имела право на чеканку собственных монет. Упадок наступил в VII веке. Тогда город был разрушен при арабских набегах и затоплен грязями реки Мирос. Церковь тоже неоднократно разрушалась. Особенно сильно она подверглась разгрому в 1034 году.

Образование монастыря

После византийский император Константин IX Мономах вместе с женой Зоей дали указания построить вокруг церкви крепостную стену и преобразовали её в монастырь. В мае 1087 года итальянские купцы завладели мощами, которые принадлежат пастырю, и перевезли их в Бари. Здесь Николай Чудотворец Мир Ликийских был объявлен святым покровителем города. Согласно легенде, при открытии мощей итальянские монахи ощутили пряный запах мирры.

В 1863 монастырь был выкуплен Александром II. Начались работы по восстановлению. Но вскоре они были остановлены. В 1963 году на монастырской территории проводились раскопки, в результате которых обнаружили цветные мозаики из мрамора — остатки настенной живописи.

Почитание Мир Ликийских чудотворца Николая

Для христиан город имеет особое значение. И этим он обязан православному памятования которого отмечают 19 декабря. Это великий чудотворец, известный своим скорым заступничеством и покровительством для детей. Особенно сирот, путешествующих и моряков. Многим он являлся воочию либо для наставления, либо для помощи. Немало известно историй о чудесах, связанных со святым.

Ещё при жизни пастырь спас одну девушку от позорного замужества из-за долгов отца. А вскоре и её сестёр. Он подкинул мешок с золотыми монетами в окно, когда была ночь. Счастливый отец смог решить все насущные проблемы и уберечь дочерей от замужества ради денег.

Множество людей исцелилось у раки святого. Известен случай усмирения морской бури Николаем и спасения от потопления корабля.

В России случилась история под названием «Стояние Зои». Она произошла во времена СССР. Но здесь Святитель Николай Мир Ликийских проявил себя как строгий ревнитель православия.

Обычаи и современность

В западной традиции святой Николай стал прообразом для создания сказочного героя Санта-Клауса. Его воспринимают как заступника детей, которым он приносит подарки в ночь на Рождество.

Конечно, с точки зрения верующего человека это кощунство над образом святого, который стал чудаковатым, живёт в Лапландии, снимается в рекламе кока-колы и носит красную тужурку. А большинство туристов, посещающих даже не подозревают, что находятся всего в двух часах езды от святого места, где можно помолиться и попросить о самом сокровенном, причем ни одна просьба не останется без внимания.

От былого святого города мало что осталось, ведь современная туриндустрия накладывает мощный отпечаток на все, превращая даже тихие места в своеобразный Диснейленд. Уже на подступах к храму, где служил когда-то архиепископ Мир Ликийских Чудотворец, туристов встречает большой пластиковый Санта, напоминая о новогодних праздниках. Уже дальше, ближе к церкви, стоит фигура Николая Угодника Божия, выполненная в каноническом стиле.

Тихими и умиротворенными эти места можно увидеть в холодное время года. Церковь святого вызывает ощущения вечности. Жаль, что мощи Николая Угодника находятся в Бари.

Экскурсию в Миры предлагают в каждой гостинице на побережье. Стоимость составит 40-60 долларов. Большинство туров предполагает обед и катание на корабле к о. Кекова для просмотра древних развалин.

Личность святого

Сам Николай появился на свет в городе Патары. Его отец и мать — Феофан и Нонна - выходцы из аристократов. Семья Николая была достаточно зажиточной. Но, несмотря на возможность роскошного существования, родители святого были приверженцами богоугодной христианской жизни. До глубокой старости они не имели детей, и лишь благодаря горячим молитвам и обещании посвятить дитя Богу Господь дал им радость быть родителями. В крещении младенца назвали Николай, что значит с греческого — побеждающий народ.

По преданию, с первых дней младенец постился по средам и пятницам, отказываясь от материнского молока. В отрочестве будущий святой показал особое расположение и способность к наукам. Его не занимали пустые развлечения, свойственные сверстникам. Все худое и греховное ему было чуждо. Большую часть времени молодой подвижник проводил за чтением Святого Писания и молитвой.

После смерти родителей Николай стал наследником большого состояния. Однако оно не приносило радости, подобной той, которая присутствует при общении с Богом.

Священничество

Приняв сан священника, Святитель Николай Мир Ликийских Чудотворец проводил ещё более строгую жизнь подвижника. Свои благодеяния архиепископ желал делать тайно, как заповедано в Евангелии. От этого поступка в христианском мире пошла традиция, по которой детки в рождественское утро находят подарки, тайно привезённые ночью Николаем, которого на западе называют Санта-Клаус.

Несмотря на высокую должность, пресвитер Николай оставался образцом смирения, любви и кротости. Одежда Пастыря была простой, без всяких украшений. Еда святителя была постной, и принимал он её раз в сутки. Пастырь никому не отказывал в помощи и совете. Во времена служения святителя были гонения на христиан. Николай так же, как многие другие, подвергся мучениям и был заточен в темницу по приказу Диоклетиана и Максимиана.

Научный подход

Радиологические исследования подтвердили наличие на мощах признаков, указывающих на то, что Святитель Мир Ликийских находился долгое время в сырости, холоде… И также при радиологических исследованиях останков мощей Николая Чудотворца (1953-1957) было выяснено, что иконографический образ и портретное изображение совпадают с обликом, реконструированным по черепу из гробницы в Бари. Рост чудотворца составлял 167 см.

В достаточно преклонном возрасте (около 80 лет) Николай Чудотворец отошёл к Господу. По старому стилю этот день выпал на 6 декабря. А по-новому — это 19. Храм в Мирах существует и сегодня, но власти Турции разрешают совершать богослужения только один раз в год: 19 декабря.

19 декабря Православная Церковь празднует день святителя Николая Мирликийского. Мы собрали некоторые факты о святом чудотворце.

1. Родился около 260 года в городе Патаре Ликийской области. Был единственным сыном благочестивых Феофана и Нонны, давших обет посвятить ребенка Богу. Мать после родов исцелилась от болезней. Новорожденный младенец во время крещения сам простоял на ногах три часа. Начал постится сразу же, принимая молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз.
2. Стал архиереем в возрасте 35-40 лет. До этого его дядя епископ Патарский Николай посвятил в чтецы, затем возвел в сан священника. Проживал на территории современной Турции.
3. Был крепким мужчиной, ростом примерно 1 м 68 см, с высоким лбом, выступающими скулами и подбородком, носом, «стремящимся к орлиному», карими глазами и смуглой кожей (По данным Манчестерского университета, ученые которого в 2009 году реконструировали по мощам внешность).
4. В Патарах отца трех дочерей нужда привела к ужасной мысли — пожертвовать их честью, чтобы появились деньги и можно было выдать девушек замуж. Святитель Николай через окно бросил три мешочка с золотом и освободил семейство от духовной гибели. А по другим версиям — высыпал деньги в обувь или в трубу, откуда они попадали в три развешенных носочка.

6. Совершая паломничество в Иерусалим успокоил разбушевавшееся море. По его молитве воскрес корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.
7. Дал оплеуху епископу перед императором Константином. За то, что Арий нес ересь и отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия и учил, что Христос есть только высшее творение. На I Вселенском Соборе участвовало 318 епископов, среди которых был Николай Чудотворец.
8. Один вор ставил святому свечи и просил помощи в воровстве. Удачу он приписывал помощи Николая. Но однажды удача отвернулась и убегая от людей он увидел труп лошади на которой ползали черви и из которой тёк гной. В страхе вор забрался в гниющее чрево. Преследователи ушли. А вору явился святитель Николай: «Как тебе здесь?» «Я едва жив от смрада!» — ответил несчастный. На что святой сказал: «Вот так мне смердят твои свечи».
9. Удержал меч палача и спас от смерти трех невинно осужденных.
10. В IV веке Ликия была доведена до разорения и голода. По просьбе святителя император уменьшил подать в 100 раз и подписал соответствующую грамоту. Тут же чудесным образом грамота оказалась в Мирах и была обнародована. На следующий день, когда император попытался изменить указ, святитель сказал, что он уже вступил в силу. От Ликии от Константинополя было 6 дней пути. Через две недели посланники подтвердили, что грамота императора была в Ликие в день, когда была подписана.


11. Отошел к Богу в возрасте 70-80 лет и был погребен в соборной церкви города Миры. В 1087 году итальянские моряки украли мощи святителя Николая. Так появился праздник Николы Летнего. Это событие называют перенесение в город Бар (Бари), празднуют 9 (22) мая. Мощи нетленнымы и источают миро, от которого исцелилось множество людей. В Венеции хранится та часть святых останков, которых не хватает в Бари.
12. Прославился как скорый помощник и великий угодник Божий, поэтому в народе его называют Николаем Угодником. Покровитель путешественников и мореплавателей. Защитник простых людей, торговцев, опекун бедных, сирот и маленьких детей.
13. Первое чудо свт. Николая на Руси связано с образом Николы Мокрого — спасение святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышал скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника. Младенца живым и невредимым нашли утром на хорах храма святой Софии перед чудотворным образом святителя Николая. Древняя икона находилась в Киеве в Никольском приделе. В 1943 году она исчезла. Образ Николы Мокрого через Польшу попал в Америку и находится в Троицком храме в Бруклине.

14. В подражание помощи трем девушкам, которых святой Николай помог выдать замуж, в XVI веке в Северной Германии и Нидерландах возникла традиция делать рождественские подарки детям. Считалось, что их подбрасывает святитель Николай, именуемый на Западе Санта-Клаусом.
15. Иконы Николы «зимнего» и «вешнего» различаются. Николай I заметил, что его небесный покровитель изображен на иконе без головного убора. С тех пор на некоторых иконах Николай Чудотворец изображается в епископской митре — это Никола Зимний.

16. На Полтавщине в ХVII веке, на пне, в лесу, явилась икона святителя Николая. Святую находку трижды переносили в церковь, но она вновь возвращалась. В 70-х годах XVII ст на месте обретения воздвигли Никольскую церковь, а в 1794-м — каменную. Древний пень, на котором была обретена Диканская чудотворная икона, и сегодня находится под престолом. А образ хранится в фондах Полтавского краеведческого музея.
17. Чумаки своим покровителем считали святого Николая. Весной они отправлялись в путь, а вернуться старались до 6 декабря, до Дня Святого Николая по старому стилю.
18. В Киеве при немецкой оккупации в одной семье умерла мать. Остались трое детей, поклали маму на стол. Что дальше делать — не знают. Знали дети, что по покойникам читать псалмы надо. Псалтири не было, взяли акафист святителю Николаю, стали у мамы в ногах и читают. «Радуйся, неповинных от уз разрешение. Радуйся, и мертвецов оживление…» На этих словах женщина открыла глаза и ожила.
19. Широко известно чудо под названием «Стояние Зои». Юная Зоя в Новый год, оставшись без пары, решила потанцевать с иконой Николая Чудотворца и словно окаменела. Она оставалась живой, ее сердце билось. Зоя простояла с иконой до Пасхи — четыре месяца. В дом пришел старец, спросил: «Устала стоять?» и исчез. Очевидно это был сам Николай Угодник.

Имя: Николай Чудотворец (Николай Мирликийский)

Дата рождения: 270 г.

Возраст: 75 лет

Дата смерти: 345 г.

Рост: 168

Деятельность: архиепископ, православный святой

Семейное положение: не был женат

Николай Чудотворец: биография

Самый почитаемый святой в православии, чудотворец, покровитель моряков, путешественников, сирот и заключенных. Со дня почитания Николая Чудотворца в декабре начинаются новогодние праздники. От него ожидают рождественских подарков дети, ведь святой стал прототипом Деда Мороза и Санта-Клауса. Согласно житию святителя, он родился в 270 году в ликийском городке Патара, в то время греческой колонии. Сегодня это территория турецких провинций Анталия и Мугла, а местностью расположения Патары называют окрестности поселка Гелемиш.


В биографии-житии Николая Чудотворца говорится, что его родители были состоятельными христианами, давшими сыну приличествующее III веку образование. Семья Николая Мирликийского (еще одно имя святого) была верующей, дядя – епископ Патарский – заметил религиозность племянника и поставил его чтецом на общественном богослужении.

Юный Николай дни проводил в обители, а ночи посвящал изучению Священного Писания и молитвам. Мальчик отличался удивительной отзывчивостью и рано понял, что посвятит жизнь служению . Дядя, видя усердие племянника, взял подростка в помощники. Вскоре Николай получил священнический сан, и епископ доверил ему поучать верующих мирян.


Памятник Николаю Чудотворцу в Ейске

Молодой священник, испросив благословения у дяди-епископа, отправился в Святую Землю. По дороге в Иерусалим Николаю было видение: дьявол, вышедший на корабль. Священник предсказал бурю и крушение судна. По просьбе экипажа корабля Николай Чудотворец усмирил взбунтовавшееся море. Поднявшись на Голгофу, ликиец вознес благодарственные мольбы Спасителю.

В паломническом путешествии, обойдя святые места, взошел на Сионскую гору. Знаком милости Господа оказались распахнутые двери закрытого на ночь храма. Преисполненный благодарности Николай решил уединиться в пустыне, но голос с небес остановил молодого священника, велев ему вернуться домой.


В Ликии Николай вступил в братство Святого Сиона, чтобы вести безмолвную жизнь. Но ему явились Всевышний с Богоматерью и вручили Евангелие и омофор. По преданию, ликийским епископам было знамение, после которого они решили на соборе сделать молодого мирянина Николая епископом Миры (город Ликийской конфедерации). Историки и религиоведы утверждают, что для IV столетия назначение было возможным.


После смерти родителей Николай вступил в права наследства и раздал причитающееся ему богатство бедным. Служение епископа Мир Ликийских выпало на трудные времена гонений. Римские императоры Диоклетиан и Максимиан преследовали христиан, но в мае 305 года, после императорского отречения, занявший престол Констанций прекратил гонения в западной части империи. На востоке они продолжались до 311 года римским императором Галерием. После периода притеснений христианство в Мире Ликийской, где был епископом Николай, стремительно развивалось. Ему приписывают разрушение языческих капищ и храма Артемиды в Мире.


Исследователи жития Николая Чудотворца говорят о соборном суде, на котором его подвергли разбирательству. Греческий митрополит Навпактский в книге «Сокровище» утверждает, что судили будущего святого за пощечину Арию во время Никейского собора. Но исследователи склонны считать пощечину клеветой. Они говорят, что Николай назвал еретика «безумствующим богохульником», за что и стал объектом соборного суда. К помощи Чудотворца Николая прибегают оклеветанные, так как считается, что святитель избавит их от печальной участи.

Чудеса

За помощью к Святому Николаю обращаются путешественники и моряки, попавшие в шторм. В жизнеописаниях святого говорится о неоднократном спасении мореплавателей. Во время путешествия в Александрию на учебу судно Николая накрыло штормовой волной. Моряк сорвался со строп и погиб. Чудотворец Николай, тогда еще молодой человек, воскресил умершего.


В житии святого описывается случай спасения чести трех сестер из бедной семьи, которых отец, чтобы избежать голода, намерился отдать на блудодеяние. Девушек ждала незавидная судьба, но Николай под покровом ночи подбросил в дом мешочки с золотом, обеспечив девушек приданым. По католическому преданию, мешочки с золотом попали в чулки, которые сушились перед камином. С тех пор появилась традиция оставлять детям подарки «от Санта-Клауса» в красочных рождественских чулках (носках). Чудотворец Николай мирит враждующих и защищает невинно осужденных. Обращенные к нему молитвы избавляют от внезапной смерти. Поклонение святителю стало массовым после его кончины.


Рождественские чулки символизируют дар Николая Чудотворца

Еще одно упоминание о чуде, совершенном Чудотворцем Николаем, связано со спасением князя Новгородского Мстислава Владимировича. Заболевшему вельможе приснилось, что его спасет икона святого из киевского Софийского собора. Но посланцы не добрались до Киева из-за разразившейся на реке Мсте бури. Когда волны улеглись, рядом с кораблем, на воде, посланцы увидели круглую икону, на которой изображен Чудотворец Николай. Больной князь, прикоснувшись к лику святого, выздоровел.


Верующие христиане называют чудом акафист Николаю Чудотворцу. Они уверены, что эта молитва способна изменить судьбу к лучшему, если ее читать 40 дней кряду. Верующие утверждают, что все молитвы о помощи в работе и о здравии святитель слышит. Молебен святому угоднику Николаю помогает девушкам благополучно выйти замуж, голодающим – насытиться, а страждущим – избавиться от житейских проблем. Молящиеся в церкви отмечают, что Николай Чудотворец без промедления откликается на искреннюю молитву, произнесенную у его иконы при зажженных свечах.

После смерти

Точная дата кончины Николая неизвестна. Называют 345 год. После ухода в мир иной тело святого замироточило и превратилось в объект паломничества. В IV веке над могилой Николая Чудотворца появилась базилика, а в IX веке в турецком Демре, ранее известном как Мира, воздвигли церковь, двери которой распахнуты и в XXI столетии. До 1087 года останки святителя покоились в Демре. Но в мае торговцы из Италии похитили 80% мощей, оставив в спешке их часть в могиле. Перевезли украденное сокровище в город Бари – столицу итальянского региона Апулия.


Через девять лет венецианские торговцы украли оставшиеся в Демре мощи Чудотворца Николая и перевезли их в Венецию. В наши дни 65% мощей святого находятся в Бари. Их разместили под алтарем католической базилики Святого Николая. Пятая часть священных останков покоится на венецианском острове Лидо, над престолом храма. В барийской базилике в гробнице Николая Чудотворца сделано отверстие. Каждый год 9 мая (день, когда к берегу причалил корабль с мощами, день города Бари) из гроба вынимают миро, которому приписывают чудотворные свойства, исцеление от смертельных болезней.


Две экспертизы, проведенные в середине и в конце 1990-х, подтвердили, что мощи, хранящиеся в двух городах Италии, принадлежат одному человеку. Антропологи из Британии в 2005 году реконструировали по черепу внешний облик святого. Если верить воссозданному облику, то Николай Чудотворец был ростом 1,68 метра, имел высокий лоб, смуглую кожу, карие глаза и резко очерченные скулы и подбородок.

Память

Весть о перенесении мощей Николая Чудотворца в Италию облетела всю Европу, но поначалу праздник перенесения святых мощей отмечали лишь барийцы. Греки, как и христиане Востока и Запада, приняли новость о переносе останков с печалью. В России почитание Святого Николая распространилось в XI столетии. После 1087 (по другим данным, 1091) года православная церковь установила 9 (по юлианскому календарю 22) мая днем празднования перенесения мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари.


Так же широко, как в России, праздник отмечают православные Болгарии и Сербии. Католики (кроме барийцев) не празднуют 9 мая. Русский православный месяцеслов называет три даты праздников, посвященных Николаю Чудотворцу. 19 декабря – день его кончины, 22 мая – прибытие святых мощей в Бари и 11 августа – рождение святителя. В православных храмах Чудотворца Николая поминают песнопениями каждый четверг.


Вторая группа праздников, связанных с памятью самого почитаемого на Руси святителя, связана с чудотворными иконами с его ликом. 1 марта 2009 года в Бари во владение Русской православной церкви передали храм 1913 года и Патриаршее подворье. Ключи от них принял президент России .

В России количество написанных икон и построенных храмов Николая Чудотворца второе после Богородицы. До начала двадцатого столетия имя Николай было одним из самых популярных в стране. В XIX-XX столетиях почитали Чудотворца так, что встречалось мнение о вхождении святителя Николы в святую Троицу. По славянским верованиям (сохранилась легенда белорусского Полесья), Николай сменит Бога на престоле как «старший» из святых.


Западные и восточные славяне приписывают Николаю Чудотворцу владение ключами от неба и функцию «переправки» душ в мир иной. Южные славяне называют святителя «начальником рая», «волчьим пастырем» и «истребителем змей». Говорят, Николай Угодник – покровитель земледелия и пчеловодства.

Православные христиане выделяют в иконографии «Николу зимнего» и «Николу вешнего». Изображение на иконах отличается: «зимний» Чудотворец изображен в митре епископа, у «вешнего» голова непокрыта. Примечательно, что Николая Чудотворца почитают калмыки и буряты, исповедующие буддизм. У калмыков святого называют «Микола-бурхан». Он покровительствует рыбакам и считается хозяином Каспийского моря. Буряты отождествляют Николая с Белым старцем – богом долголетия.


Николай Чудотворец – прообраз Санта-Клауса, от имени которого детям вручают подарки. До Реформации святителя почитали 6 декабря, но потом перенесли празднование на 24 декабря, поэтому он ассоциируется с Рождеством. В Британии XVII века Николай был обезличенным «отцом Рождества», но в Голландии его зовут Синтерклаас, что переводится как Святой Николай.

В Нью-Йорк голландцы, основавшие город, привезли и традицию праздновать Рождество с Синтерклаасом, который вскоре стал Санта-Клаусом. От церковного прототипа у героя осталось лишь имя, в остальном образ подвергся основательной коммерциализации. Во Франции к детям приходит Рождественский Дед, к финским малышам – Йоулупукки, ну а в России и странах постсоветского пространства Новый год невозможен без Деда Мороза, прообраз которого – любимый в России святой.

Мощи в России

В феврале 2016 года состоялась встреча патриарха Кирилла и папы римского Франциска, на которой было достигнуто соглашение о переносе части мощей святого из Бари в Россию. 21 мая 2017 года мощи Николая Чудотворца (левое ребро) были помещены в ковчег и доставлены в московский Храм Христа Спасителя, где их встретил российский патриарх. Поклониться мощам желающие смогли с 22 мая по 12 июля. 24 мая в храме побывал президент России . 13 июля ковчег перевезли в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. Мощи были открыты до 28 июля 2017-го.


К мощам Николая Чудотворца в Москве и Санкт-Петербурге выстраивались километровые очереди паломников, из-за чего ввели особый режим доступа в храмы. Люди писали записки святому, прося помощи в исцелении. Организаторы доступа к святым мощам попросили не делать этого, напомнив, что у православных иные формы обращения к святым – чтение акафистов, молитв и песнопения. Частицы мощей Николая Чудотворца хранятся в церквях десятков храмов русской епархии, в монастырях Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга.