Жизнь после смерти – где живут умершие люди. Как душа умершего прощается с родными и когда уходит из тела Ходит ли душа умершего человека

Тело и душа едины, однако, тело смертно, а душа – нет. Когда умирает человек, его душе предстоит пройти мытарства – своеобразные экзамены. Мы расскажем вам, что представляют собой эти испытания и как долго они длятся.

Те, кто столкнулся со страшным горем, - смертью близкого, наверняка интересуются, что происходит дальше с душой человека, какой путь она проходит и почему 40 дней считаются важными? Мы расскажем вам о том, какие испытании предстоят человеческой душе, сколько они длятся и каким образом будет решаться ее окончательная судьба.

Проживая земную жизнь, наше тело едино с душой, однако, когда человек умирает, его душа отделяется. При этом все страсти и привычки, добрые и плохие дела, характер и привязанности, которые были сформированы на протяжении прожитых лет, эта душа не забывает. И после смерти ей приходится отвечать за все свои поступки и действия.

40 дней после смерти являются самыми тяжелыми для души человека. В православии этот день считается почти таким же трагическим, так и сам день смерти. Все это время душа пребывает в неведении, какая судьба ей уготована. За 40 дней ей суждено пройти немало испытаний и полностью отчитаться за прожитую жизнь.

Если шесть дней до этого душа пребывала в раю, смотрела на блаженную жизнь и праведников, то далее она следует на «экскурсию» в ад. Там начинается самая сложная и ответственная для человеческой души часть - мытарства. Считается, что их двадцать - при этом это не количество грехов, а количество страстей, в которые входят множество разновидностей пороков. К примеру, есть грех воровство. Однако проявляется он по-разному: кто-то напрямую крадет деньги других людей прямо из кармана, кто-то немного подправляет бухгалтерские бумаги, кто-то берет взятки. Со всеми другими мытарствами то же самое. Двадцать страстей - двадцать экзаменов для человеческой души.

Хождения по аду длятся до сорокового дня. Это значительно более долгая прогулка, нежели путешествие по раю, что и неудивительно, ведь человек гораздо больше подвержен таким слабостям как ненависть, гнев, зависть, лукавство и гордость, чем добродетелям. Поэтому и отвечать за свои пороки приходиться гораздо дольше.

Интересно и то, что во время земной жизни у человека есть возможность покаяться за свои грехи и получить прощение - надо всего лишь исповедаться от чистого сердца. В загробном мире такой возможности нет. Более того, если при исповеди человек может скрыть какие-то свои пороки, то здесь этого права он лишен: человек предстает таким, какой он есть на самом деле, со своими целями, стремлениями и тайнами.

Конечно, душа не остается беззащитной перед строгими судьями. В качестве адвоката души выступает ангел-хранитель, который сопровождает человека с самого рождения. Он будет готов на любой грех найти доброе дело. Главное - чтобы было из чего искать. Для того, чтобы избежать мук ада, человек должен проживать свою жизнь максимально приближенно к монашеству. Это крайне сложно в современном мире, полном искушений, однако если при жизни быть верным Богу, творить добрые дела, быть чистым душой и сердцем, причащаться, то пройти каждое уготовленное испытание будет гораздо проще.

Душа после 40 дней последний раз спускается на землю и обходит особо важные для нее места. Многие люди, потерявшие близких, признавались в том, что во снах видели, как умерший в этот день прощается с ними, говорит о том, что уходит навсегда. Немало людей также утверждало, что после 40 дней смерти они перестают чувствовать присутствие умершего рядом: больше не слышно шагов и вздохов, не чувствуется запах человека.

Что же происходит далее, когда 40 дней прошло? На сороковой день душа вновь отправляется к Богу, теперь уже на суд. Только не Господь будет судить человека, не он будет осуждать или корить за его пороки. Человек сам себе судья. Поэтому считается, что, оказавшись перед Святым ликом, душа либо соединиться с этим светом, либо ниспадет в бездну. И принимается это решение не силой воли, а духовным состоянием, которое стало результатом человеческой жизни.

Душа 40 дней ждет решения своей участи, однако, как утверждает церковь, это не последний суд. Будет другой, Страшный Суд, окончательный. Считается, что на нем судьбы многих душ могут измениться.

Остались вопросы? Задавайте их на нашем форуме .

С информацией о похоронных бюро и ритуальных агентах предлагаем ознакомиться в разделе Похоронные бюро нашего справочника

Комментарии

217 комментариев к посту «40 дней после смерти: мытарства души»

    У меня у мужа сегодня 40 дней. Это очень тяжело, не могу его отпустить хоть и надо. Вчера был новый год, я весь день проплакала, потому что он навсегда останется в 2019, и не пойдет со мной дальше.Как это пережить я не знаю, такая боль в душе и сердце это словами не передать. Как с этим жить и когда это хоть чуть чуть стихнет тоже не знаю. Страшно думать что он никогда не придет, не позвонит, никогда не услышу его голос. Пусть земля ему будет пухом...

    3 января будет 40 дней,как нет со мной рядом моего любимого Андрюши. Не могу никак это принять,всё жду,что придёт с работы,поцелует как всегда,обнимет,расспросит детей как день прошел...Как так получилось???Почему??? Столько планов на будущее,жить да жить...Но видно у Бога другие планы...Как же это тяжело...Люблю тебя очень,солнце моё,прошу Господа отпустить грехи твои,прости меня,если что не так было. Очень плохо без тебя....Просто невыносимо...Даже дышать не хочется...

    26 декабря будет 40 дней как нет со мной моей бабушки. Сказать, что мне тебя дико не хватает-ничего не сказать.

    С самого детства для меня ты была самым верным и преданным другом,я тебе доверяла многие тайны,только с тобой мы могли смеяться без устали.Наши игры в карты, просмотры фотографий из сундука, книги которые я тебе читала вслух, шутки по поводу Вика и остальных. ТЫ САМАЯ КЛАССНАЯ БАБУШКА НА СВЕТЕ!!!Мне другой никогда и не нужно было.Так тяжело без возможности тебе позвонить, сообщить новости. Приехать к тебе обнять,поцеловать.

    Раньше меня так бесило что ты рано просыпаешься торохтишь в комнате своими штучками, сейчас не могу спать в нашей комнате без тебя.

    Бабуль, вчера машину новую купила.Ты так хотела на ней прокатиться.Не успела.Ушла от меня.
    Ты знаешь я не верю во всякие эти перерождения, Суды, ангелов, молитвы,да и в Бога я в самого не верю.Ругала меня ты всегда за богохульство.Я всегда говорила" Покажи мне Бога,если он существует".Могу с увернностью сказать, если тебя рядом нет..значит тебя забрал ОН (по твоей версии) соотвественно я его еще больше ненавижу.

    Люблю тебя просто.Прошу забрать с собой меня поскорее, ты не забираешь.Давай я жду приходи за мной.Есть там что-то или нет. Нам вместе будет весело.

    214. Елена @ 10 сен 2019 г. в 19:59

    Всю жизнь я боялась похорон и не понимала, как люди спокойно ходят, поминают и воспринимают такие события, хотя в 16 уже хоронила своих пробабушку и продеда. И вот пришло этот страшный день я потеряла отца, это как будто твоё сердце стало,

    Твёрдый и ноющим от боли, терять близких не восполнимая потеря, остаеться только молиться и держаться может со временем станет легче....

    8 марта не стало нашей Ирочки.Она так боролась,так надеялась что выиграет эту борьбу с онкологией,но...Спи спокойно родная!Ты так хотела к своей мамочке,которая ушла годом раньше...Я уверена вы встретились и ваши души в покое

    Мой любимый, дорогой папочка... Невозможно выразить всю боль и утрату, как мне тебя не хватает! Ты всегда останешься в моем сердце таким же добрым весёлым, хорошим папочкой. Твоя улыбка и твой голос всегда в моей памяти. Очень хочу верить в то, что тебе будет хорошо там, - на небесах. Спи спокойно, мой любимый папуля.

    Скоро год, как нет моих любимых мужчин - папы и мужа. Говорят, что время лечит, не правда. Очень тяжело и больно. Помогает только молитва. Молитесь за своих близких, будет легче вам и им.

    Завтра, 18.06 будет 40 дней как не стало моей мамочки и ещё ее юбилей, ей исполнилось бы 70 лет. Не могу до сих пор поверить, что ее нет с нами. Сердце болит и плачит за ней ежесекундно. Как мне пережить это? Мне так ее не хватает. Каждый вечер жду, что вот она сейчас зайдет домой с улицы, а ее все нет. На этом свете держат только дети, но так хочется к маме, чтоб она была рядом. Мамочка прости меня за все, я тебя очень люблю, мне тебя очень не хватает.

    Лет 6 назад, уехала в другую страну. Так хотелось заработать, помочь... Первый год приезжала. Когда между странами случился конфликт, ездить стало сложнее, тогда уже звонила домой. Иногда с большими перерывами. В этом году звонила чаще. Обещала все года приехать. Надеялась, что получу гражданство и отношения между странами наладятся... Так хотелось забрать бабушку к себе.

    Собиралась в мае приехать, но, не успела.

    20 мая моя бабушка ушла... На похороны не успела, так как хоронили на следующей день. Приехала только через 5 на 6-й день.

    Через девять дней, приснилась мне бабушка. Песок чистый и океан лазурный, бирюзовый, так красиво. Там мы с бабушкой, она мне говорит "Как хорошо, что ты приехала". И пропадает.

    Была на могилке. Просила прощение, просила явится ко мне во сне, забрать меня к себе. Я так хочу к бабушке, хочу ее вкусного борща, поговорить, обнять... Так больно... Жить не хочется... Делаешь всё на автомате. Такое чувство, будто наблюдаешь за собой со стороны. Бабушка меня растила с рождение, а ей так отплатила...

    Не знаю, как это выразить, словами, но я умерла в тот же день, что и бабушка. Какая то моя оболочка осталась, а души, как и нет. Жить не могу и умереть тоже. Ничего не интересует, все начинает раздражать.


Мы, студенты Института Реинкарнационики, на занятии группы, с чудесным номером 13, провели свои

Тема перехода от земного плана к тонкому миру непростая, поскольку у каждого есть личная история ухода близких людей.

Мы, такие разные, но похожие и увлеченные темой прошлых жизней, хотим рассказать, что происходит с душой после смерти.

Ушедшие с земного плана близкие «не совсем умерли». Часто они продолжают некоторое время общаться, подавать неуловимые нам знаки.

Бывает, что Души не задерживаются и сразу устремляются в другой мир. Тема эта многогранна, каждый случай неповторим.

Смерти не существует

Бутырина Найля

Я помню, когда у меня поменялось отношение к смерти. Я перестала ее бояться, когда взглянула на нее по-другому.

Когда я осознала, поняла и приняла, что смерть — это лишь переход в другую форму существования. Смерти как таковой не существует.

Когда умер мой муж, горечь потери и утраты переполняла меня, не давала жить спокойно. Я начала искать возможность хоть как то подтвердить мои надежды, что он жив.

Не мог он проститься со мной навсегда! Восемь лет назад информации было так мало, что я ее собирала по крупицам.

Но случилось чудо! Я нашла то, что искала или чудо само искало меня. В моей жизни появился институт Реинкарнационики. Теперь с уверенностью могу сказать, что нашла все ответы на мои вопросы.

Представляю вниманию историю одного из своих воплощений, которую я видела глазами своей Души. Это эпизод ухода на охоте. Время палеолита, я — мужчина.

“Мы охотились в лесу. Шли цепочкой полукругом в ширину. И вот появился зверь. Все затаились, приготовились. Я скомандовал, и все ринулись в сторону зверя. Начали метать копья и острые пластины (по типу ножа).

Я был впереди, и чья то острая пластина срезала — срубила мне голову.

Душа резко с выхлопом выскочила из тела! От внезапности она похожа на сгусток неровной формы. Потом расплылась такая плотная невесомость … была синяя, потом стала светлая, полупрозрачная.

Душа стала над телом метрах в трех. Ей не хотелось уходить из этого тела. Она сожалеет: «Не время было, еще рано, не должно было этого случиться».

И она пытается опять зайти в это тело. Душа не знает, что ей делать дальше, она в растерянности. Душа плачет, понимает, что тела нет.

Душа прижимается к ней. Чувство очень нежное и теплое. Жена еще не знает о том, что с охоты никто не вернется. Душа просит прощения за случившееся.

У родителей совсем спокойно, и Душа прощается с почтением, с благодарностью, с уважением и с любовью. Она прижимается к матери, но такой нежности и любви, как к жене, нет.”

Одни более заполненные светом и прозрачные, Души беловатые, одну вижу желтую. Все разные по форме, но форма не постоянная, она меняется.

Размерами тоже побольше и поменьше. Передвигаются кто медленнее, кто спокойнее, а кто быстрее. Есть и такие, кто мечется, будто в панике.

Здесь у них нет контакта, они не пересекаются. Здесь каждый занят своим делом. Это души, которые еще не ушли. Кто-то куда-то перемещается, кто-то высоко уходит – у каждого своя дорога. Время не ощущается.

А в это время в племени принесли мое тело на палках, скрещенных между собой. Крика нет, все происходит спокойно. Жена расстроена, но плакать здесь не принято.

Душа перемещается в следующий день — день похорон. Ритуал погребения. Шаман, старые женщины, бубны или что-то похожее на них. Руками выбивают музыку.

Мое тело в хижине, в виде «шалаша». Голова приставлена к телу. Вокруг тела женщины с одной стороны, мужчины — с другой. Женщины приготовили тело, одели браслеты.

Тело красивое и сильное. Душа находится рядом. Мысль: «Мне пора, все дела переделаны.” Процедура погребения. Тело сжигают на костре. Я смотрю на костер. Всполохи огня. Языки пламени поднимаются к небу.

Душа теперь спокойна и стала правильной формы: красивая, полупрозрачная, полу-белая. Размером с небольшой мячик, как мягкое облачко с ровными мягкими краями. Процессия закончилась.

Я отлетаю вверх по-диагонали. Смотрю на своих близких, жену и детей. Я разворачиваюсь и лечу все быстрее и быстрее.

Труба и мягкий приглушенный серый свет. Впереди две Души, но они далеко. Вылетела из трубы. Я ускоряюсь все быстрее и быстрее и лечу Домой.

Я понимаю, я чувствую, я просто знаю, хочется лететь еще, еще быстрее …!»

Объятия Души

Кальницкая Алина

Увидела умирание в одном из воплощений, где я — престарелая женщина. В этот момент что-то светлое и легкое вышло из груди.

Душа увидела внизу ее неживое тело. Наблюдаю за действиями Души и понимаю, что она смотрит и готова к этому выходу наверх.

Душе хочется обнять сыновей. Она подлетает к одному, как будто обнимает его. Душе хочется передать ему какую-то силу, подарить тепло, чтобы он был спокоен за Душу матери.

Потом Душа подлетает ко второму сыну. Гладит его и хочет поддержать. Душа знает, что сын не показывает эмоций, но на самом деле в глубине души переживает.

Мысль только одна: попрощаться и уйти.

Ощущения приятные, будто сидишь на облаке, и тебя качает. Мыслей нет, пустота, будто вытянули все проблемы, и ощущение невесомости.

Умирать не страшно

Лидия Хансон

Когда я узнала, что в Институте Реинкарнационики мы будем проходить через , сначала было чувство интереса и настороженности.

Но, пройдя через этот опыт, понимаю, что это было совсем не страшно! То, что происходит потом, просто удивительно! Вот один из моих опытов.

Я — молодая женщина в современной Европе. Ее жизнь оборвалась довольно рано от выстрела солдата. Когда женщину застрелили, Душа вышла из тела и увидела его, одиноко лежащее на полу.

Глядя на свою физическую оболочку, Душа испытывает чувство сожаления: «Жаль … такая красивая и молодая …»

Душа не задерживается, даже не смотрит, что там осталось. Она летит вверх. Ее никто не встречает, она просто начитает потихоньку уходить, постепенно ускоряясь.

Я выгляжу как голубоватое облако, как эфирное тело — голубой переливающийся эфир. Улавливаю мысли своей Души: «Подальше отсюда».

У нее не то чтобы сильная радость. а удовлетворение — все, нет никаких негативных ощущений! Ощущение расслабления и спокойствия, что все теперь будет хорошо.

Он круглый, но границ нет, как-то выделяется по плотности. И Душа двигается в нем не сразу вверх, а будто по наклонной вверх. “Вижу перед собой переливающийся свет, и от него радость.

Я его еще далеко вижу, но меня радость переполняет, и мне хочется туда идти. И я иду туда!”

Душу нужно отпустить

Алена Обухова

Мое мнение такое, что эту сферу не следует сильно шевелить. На то это и загробный мир, чтобы проводить близких со всеми ритуалами, согласно своих конфессий.

А потом с благодарностью отдавать необходимые почести и внимание и вспоминать на праздники. Главное – отпустить.

У нее было достаточно времени попрощаться с близкими. В иных случаях, когда жизнь обрывалась внезапно, когда Душа еще не была готова уходить, ее встречали родственные Души.

Однажды на сложном уходе Душу вышел встречать весь Род. Это было торжественное зрелище. Я была потрясена, когда на внутреннем экране увидела, как неожиданно, из ниоткуда под виртуальный реквием, появляются тени предков – много, много человек.

Они выстраиваются, и берут эту израненную Душу под руки, и помогают ей идти Домой. Я поняла, что ни при каких обстоятельствах ни одну Душу не оставят.

Эти встречающие Сути внешне приобретают вид тех, кому в данном воплощении Душа доверяла, или Духовных Наставников, или членов семьи.

Там, по другую сторону жизни, нет никакого ада. По дороге есть места отдыха, если коридор оказывается длинным и утомительным. Встречи на той стороне всегда доброжелательны.

Я исследовала около 20 уходов и доверяю своему внутреннему миру. Душа возвращается в уютный и знакомый Дом.

Душа решает уйти

Зинаида Шмидт

Значительную часть своего бытия я провела в попытках разобраться со своей этой жизнью.

Ранее я даже обращалась к умершему папе и просила прислать мне любимого, которого я точно знала, что должна встретить в этой жизни! Это я всегда подсознательно знала!

Как и многие другие, недавно пережила уход близкого человека. В семье мы обсуждали эту тему — .

Часто ответы ко мне приходили во снах, которые приоткрывали для меня странички моего прошлого и давали ответы на вопросы. Мне ещё столько всего надо понять, прочесть, и осмыслить!

Вот мое исследование опыта умирания методом Реинкарнационики. Я задалась вопросом, как происходит уход с земного плана после затянувшейся болезни.

Ответ был неожиданным, потому что в тонком мире, как оказалось, все видится немного по-другому. Необычными для меня были и мысли Души.

Просмотрела уход Души в одном из своих воплощений. В комнате мрак, паутина и равнодушие ко всему. Уже не жизнь, а летаргия, много часов неподвижности.

Эта женщина ослабла и постоянно находится в полудреме. Душа размышляет, что дальше оставаться бессмысленно, оставаться не хочется.

Выполнено, что надо, и Душа принимает решение уйти.

Я посмотрела, как Душа отделяется от тела. Это происходит очень легко. Душа отделяется и быстро поднимается. Она даже не хочет оставаться возле этого тела.

Это такая легкая прозрачная субстанция, как облачко неопределенной формы. Она стремится вверх, чтобы побыстрее исчезнуть с земного плана.

Душа думает: «Выполнила все, что нужно в этой жизни, и свобода. Такая свобода!» Душа стремится в звездное небо. Она в свободном парении.

Встреча в Мире Душ

Ольга Малиновская

На занятии, перехода через умирание в пространство между жизнями, я переместилась в прошлое гармоничное, женское воплощение.

Я — женщина преклонного возраста, и осознанно готовилась к этому переходу. Она исповедалась и просто ожидала этот час.

Я увидела и ощутила выход Души из тела. Это было очень легко, без эмоций, без сопротивления и сожаления. Это так просто, как дышать.

Это было естественное умирание, и оно было во сне. Я увидела, как в один момент исчез магнетизм между телом и Душой , как физическое тело вдруг стало безмерно тяжелым относительно тела Души, и она свободно воспарила в более тонкие измерения.

Далее увиденное сложно описать словами. Легче было бы нарисовать. Абсолютно всё - течение, направление энергии, грани и очертания приходящих силуэтов — были словно подчеркнуты или обведены в радужно-преломленном свечении.

Я увидела группу Душ, которая встречала меня. Они были странным образом выстроены в несколько рядов, образуя форму храма.

В центре основания было сильное свечение, как проход и в то же время похожее на полотно, в которое можно было обернуться и освятить тем самым тело Души.

Мир Душ — это очень красивое и не похожее на наш мир пространство, в котором действуют другие законы. Вся увиденная мною материя необыкновенно живая, более живая, чем на этом плане.

Это многомерность, эта другая, не Земная, палитра цветов!

Душа вечна

Валерий Карнаух

Я монах, может быть иезуит или причастен к какому-нибудь другому ордену. Я с кем-то сражаюсь. В руках у меня меч, и у него тоже.

Затем вхожу в тело и в этот момент вижу лезвие меча, летящее мне на встречу. Блеск его на солнце, и он отрубает мне голову.

Мгновенная смерть — ни боли, ни страха, ни понимания. Из образовавшегося отверстия выплывает лёгкая дымка и начинает подниматься ввысь.

Моя Душа освободилась от плоти и стала свободной. Она покидает эту плоть.

Следующее воплощение было в 1388 году в лесу. Молодой идальго пришёл на тайное свидание к своей возлюбленной.

Чувствую, как комок подкатывает к самому горлу, как не хочется расставаться. Мы любим друг друга. Я молод, мне всего только 32 года. Вдруг мгновенная боль сковывает мои плечи.

Я не могу пошевелиться, мне тяжело дышать. Пытаюсь увидеть, что же произошло, но тело всё сковано. Выхожу из тела и вижу её мужа вместе со своими слугами.

В их руках луки и арбалеты, а у меня между лопаток торчит стрела. Девушка прикрыла рот ладонью, в глазах ужас и слёзы.

В этот момент вижу, что мое тело падает на землю. Из тела выходит дымок в виде морского конька. Не осознанно понимаю, что это я и есть. Мне совершенно безразлично, что происходит с телом. Я Душа лёгкая и свободная, и я улетаю ввысь.

Я думаю, что отработанное тело подлежит оставлять, а не плакать по нему.

Это как дискета с информацией. Институт Реинкарнационики помогает открыть доступ и дает инструменты для считывания информации, которая находится на этой дискете.

В процессе обучения студенты учатся пользоваться этими инструментами, а также передавать знания другим.

Знаки любимым

Александра Элькин: Какая важная тема для меня! После внезапной смерти мамы, горечь утраты терзала мою Душу долгие годы.


В первых девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего христианского учения. На Западе подлинное христианское учение об Ангелах, воздушном царстве падших духов, о природе общения людей с духами, о небе и аде было потеряно или искажено, в результате чего имеющие место в настощее время "посмертные" опыты получают совершенно неверное толкование. Единственным удовлетворительным ответом на эту ложную интерпретацию является православное христианское учение.

Настоящая книга имеет слишком ограниченный объем, чтобы изложить полностью православное учение о потустороннем мире и посмертной жизни; наша задача была куда более узкой – изложить это учение в той мере, в какой было бы достаточно, чтобы ответить на вопросы, поднимаемые современными "посмертными" опытами, и указать читателю на те православные тексты, где содержится это учение. В заключении мы здесь специально даем краткое изложение православного учения о судьбе души после смерти. Это изложение состоит из статьи, написанной одним из последних выдающихся богословов нашего времени, архиепископом Иоанном (Максимовичем) за год до его смерти. Его слова напечатаны более узким столбцом, а объяснения к его тексту, комментарии и сравнения напечатаны как обычно.

Архиепископ Иоанн (Максимович)

"Жизнь после смерти"

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.

(Никейский символ веры)

Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем". Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. IX, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.

Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное.

Обращаясь в письме к своей умирающей сестре, епископ Феофан Затворник пишет: "Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая" ("Душеполезное чтение", август 1894).

После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены. Св. Амвросий Медиоланский учит: "Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза" (св. Амвросий "Смерть как благо").

Преп. авва Дорофей суммирует учение ранних отцов по этому вопросу: "Ибо души помнят все, что было здесь, как говорят отцы, и слова, и дела, и мысли, и ничего из этого не могут забыть тогда. А сказано в псалме: В той день погибнут вся помышления его (Пс. 145, 4); это говорится о помышлениях века сего, т. е. о строении, имуществе, родителях, детях и всяком деянии и поучении. Все сие о том, как душа выходит из тела, погибает... А что она сделала относительно добродетели или страсти, все то помнит и ничего из этого для нее не погибает... И ничего, как я сказал, не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но все помнит по выходе из тела, и притом лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела" (авва Дорофей. Поучение 12).

Великий подвижник V века преп. Иоанн Кассиан ясно формулирует активное состояние души после смерти в ответе еретикам, верившим в то, что душа после смерти бессознательна: "Души после разлучения с телом бывают не праздны, не остаются без всякого чувства; это доказывает евангельская притча о богатом и Лазаре (Лук. XVI, 19-31)... Души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т. е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать... они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога. И действительно, если, рассмотрев свидетельства Священного Писания о природе самой души по мере нашего смысла, несколько порассудим, то не будет ли, не говорю, крайней глупостию, но безумием – хоть слегка подозревать, что драгоценнейшая часть человека (т. е. душа), в которой, по блаженному апостолу, заключается образ Божий и подобие (1 Кор. XI, 7; Кол. III, 10), по отложении этой дебелости телесной, в которой она находится в настоящей жизни, будто становится бесчувственною – та, которая содержит в себе всякую силу разума, своим причастием даже немое и бесчувственное вещество плоти делает чувствительным? Отсюда следует, и свойство самого разума требует того, чтобы дух по сложении этой плотской дебелости, которая ныне ослабляется, свои разумные силы привел в лучшее состояние, восстановил их более чистыми и более тонкими, а не лишился их".

Современные "посмертные" опыты сделали людей потрясающе осведомленными о сознательности души после смерти, о большей остроте и быстроте ее умственных способностей. Но самой по себе этой осведомленности недостаточно, чтобы защитить находящегося в таком состоянии от проявлений внетелесной сферы; следует владеть ВСЕМ христианским учением по этому вопросу.

Начало духовного видения

Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие.

Этот опыт умирающих наблюдался в течение веков, и сегодня подобные случаи с умирающими – не новость. Однако, здесь следует повторить сказанное выше – в гл. 1, ч. 2: только в благодатных посещениях праведных, когда появляются святые и Ангелы, мы можем быть уверены, что это явились действительно существа из другого мира. В обычных же случаях, когда умирающий начинает видеть почивших друзей и родственников, это может быть лишь естественное знакомство с невидимым миром, в который он должен войти; подлинная же природа образов почивших, появляющихся в этот момент, известна, возможно, одному лишь Богу, – и нам нет нужды вникать в это.

Ясно, что Бог дает этот опыт как наиболее очевидный способ сообщить умирающему, что потусторонний мир не есть совсем незнакомое место, что жизнь там также характеризуется любовью, которую человек питает к своим близким. Преосвященный Феофан трогательно излагает эту мысль в словах, обращенных к умирающей сестре: "Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им и наши передай приветы, – и проси попещись о нас. Тебя окружают твои дети с своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь".

Встреча с духами

Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе ей по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече.

Здесь нам снова серьезно напоминают, что потусторонний мир, хотя и не будет совершенно чужим для нас, но не окажется просто приятной встречей с любимыми "на курорте" счастья, а будет духовным столкновением, которое испытывает расположение нашей души во время жизни – склонялась ли она больше к Ангелам и святым через добродетельную жизнь и повиновением заповедям Божиим или же, путем нерадения и неверия, сделала себя более годной для общества падших духов. Преосвященный Феофан Затворник хорошо сказал (см. выше конец гл. VI), что даже испытание на воздушных мытарствах может оказаться, скорее, испытанием искушениями, чем обвинением.

Хотя сам факт суда в загробной жизни стоит вне всякого сомнения – как Частного Суда сразу по смерти, так и Страшного Суда в конце света, – внешний приговор Божий будет только ответом на внутрреннее расположение, которое душа создала в себе по отношению к Богу и духовным существам.

Первые два дня после смерти

В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.

Здесь архиепископ Иоанн просто повторяет учение, известное Церкви с IV века. Предание сообщает, что Ангел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского, сказал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день по смерти: "Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих" ("Слова св. Макария Александрийского о исходе душ праведных и грешных", "Христ. чтение", август 1831).

В православном чине погребения усопших преп. Иоанн Дамаскин ярко описывает состояние души, расставшейся с телом, но все еще находящейся на земле, бессильной общаться с любимыми, которых она может видеть: "Увы мне, яковый подвиг имать душа, разлучающаяся от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! ко Ангелам очи возводящи, бездельно молится: к человекам руце простирающи, не имать помогающаго. Тем же, возлюблении мои братие, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость" (Последование погребения мирских человек, стихира самогласна, глас 2).

В письме к мужу упоминавшейся выше своей умирающей сестры св. Феофан пишет: "Ведь сестра-то сама не умрет; тело умирает, а лице умирающего остается. Переходит только в другие порядки жизни. В теле, лежащем под святыми и потом выносимом, ее нет, и в могилу ее не прячут. Она в другом месте. Так же жива, как теперь. В первые часы и дни она будет около вас. – И только не проговорит, – да увидеть ее нельзя, а то тут... Поимейте сие в мысли. Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отрадное. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась. Она смотрит и, верно, дивится тому ("Душеполезное чтение", август 1894).

Следует иметь в виду, что это описание первых двух дней после смерти дает общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций. Действительно, большинство процитированных в этой книге отрывков из православной литературы не подходит под это правило, – и по вполне очевидному соображению: святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже и к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо. Другие же, подобно К. Икскулю, начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божия Провидения. С другой стороны, все современные "посмертные" опыты, как бы они не были фрагментарны, не подходят под это правило: внетелесное состояние есть лишь начало первого периода бесплотного странствия души к местам ее земных привязанностей, но никто из этих людей не пробыл в состоянии смерти достаточно долго, чтобы даже встретить двух Ангелов, которые должны сопровождать их.

Некоторые критики православного учения о посмертной жизни находят, что подобные отклонения от общего правила "посмертного" опыта являются доказательствами противоречий в православном учении, но такие критики понимают все слишком буквально. Описание первых двух дней (а также и последующих) ни в коем случае не является какой-то догмой; это просто модель, которая лишь формулирует самый общий порядок "посмертного" опыта души. Многие случаи как в православной литературе, так и в рассказах о современных опытах, где мертвые мгновенно являлись живым в первый день или два после смерти (иногда во сне), служат примерами истинности того, что душа действительно остается вблизи земли на некоторое короткое время. (Подлинные явления мертвых после этого краткого периода свободы души куда более редки и всегда бывают по Божьему Произволению с какой-то особой целью, а не по чьей-то собственной воле. Но к третьему дню, а часто и раньше, этот период подходит к концу.)

Мытарства

В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых "мытарств", на каждом из которых истязуется тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с Небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на Небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.

В шестой главе приведен ряд святоотеческих и агиографических текстов о мытарствах, и нет нужды добавлять здесь еще что-либо. Однако и здесь мы можем отметить, что описания мытарств соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, а индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (Частный Суд), где подводится итог той "невидимой брани", которую она вела (или не вела) на земле против падших духов.

Продолжая письмо мужу умирающей сестры, епископ Феофан Затворник пишет: "У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Там нужна ей помощь! – Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль ее к вам: "Помогите!" – Вот на что вам надлежит устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю – самое действительно засвидетельствование любви будет – если с минуты отхода души, вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь, где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии, о ее неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу – ей о помощи, в продолжении шести недель – да и далее. В сказании Феодоры – мешец, из которого Ангелы брали, чтобы отделываться от мытарей, – это были молитвы ее старца. То же будет и ваши молитвы... Не забудьте так сделать... Се и любовь!"

Критики православного учения часто неправильно понимают тот "мешок золота", из которого на мытарствах Ангелы "платили за долги" блаженной Феодоры; иногда его ошибочно сравнивают с латинским понятием "сверхдолжных заслуг" святых. И здесь также такие критики слишком буквально читают православные тексты. Здесь имеется в виду не что иное, как молитвы об усопших Церкви, в частности, молитвы святого и духовного отца. Форма, в которой это описывается, – вряд ли есть даже необходимость говорить об этом – метафорическая.

Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях (см. некоторые цитаты в главе о мытарствах). В частности, Церковь особо излагает это учение всем своим умирающим чадам. В "Каноне на исход души", читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари:

"Воздушнаго князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напраснаго сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли" (песнь 4).

"Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу бесчестнаго и смраднаго и мрачнаго бесов образа" (песнь 6).

"Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице" (песнь 8).

Так умирающий православный христианин приготовляется словами Церкви к предстоящим испытаниям.

Сорок дней

Затем, успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа на протяжении еще 37 дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых.

Конечно, нет ничего странного в том, что, пройдя мытарства и покончив навсегда с земным, душа должна познакомиться с настоящим потусторонним миром, в одной части которого она будет пребывать вечно. Согласно откровению Ангела преп. Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усопших на девятый день после смерти (помимо общего символизма девяти чинов ангельских) связано с тем, что до сего времени душе показывали красоты рая и только после этого, в течение остальной части сорокадневного периода ей показывают мучения и ужасы ада, прежде чем на сороковой день ей будет назначено место, где она будет ожидать воскресения мертвых и Страшного Суда. И здесь также эти числа дают общее правило или модель послесмертной реальности и, несомненно, не все умершие завершают свой путь согласно этому правилу. Мы знаем, что Феодора действительно завершила свое посещение ада именно на сороковой – по земным меркам времени – день.

Состояние души до Страшного Суда

Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв.

Учение Церкви о состоянии душ на Небе и в аду до Страшного Суда более подробно изложено в словах св. Марка Эфесского.

Польза молитвы, как общественной, так и частной, о душах, находящихся в аду, описана в житиях святых подвижников и в святоотеческих писаниях.

В житии мученицы Перпетуи (III век), например, судьба ее брата была открыта ей в образе наполненного водой водоема, который был расположен так высоко, что он не мог дотянуться до него из того грязного, невыносимо жаркого места, куда он был заключен. Благодаря ее усердной молитве на протяжении целого дня и ночи, он смог дотянуться до водоема, и она увидела его в светлом месте. Из этого она поняла, что он избавлен от наказания ("Жития святых", 1 февраля).

Подобных случаев много в житиях православных святых и подвижников. Если кто-то склонен к излишнему буквализму в отношении этих видений, то следует, наверное, сказать, что конечно, формы, которые принимают эти видения (обычно во сне), – не обязательно "фотографии" того, в каком положении находится душа в ином мире, но, скорее, образы, передающие духовную правду об улучшении состояния души по молитвам оставшихся на земле.

Молитва об усопших

Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой Святого, который сказал ему: "Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей"; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. "Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?" – спросил иеромонах. – "Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв".

Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной Литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение "о иже в аде держимых".

Св. Григорий Великий, отвечая в своих "Собеседованиях" на вопрос, "есть ли нечто такое, что могло бы быть полезно душам после смерти", учит: "Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни. Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена Литургия... Естественно, надежнее самим при жизни делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Лучше совершить исход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях. Поэтому мы должны от всего сердца презирать этот мир, как если бы его слава уже прошла, и ежедневно приносить Богу жертву наших слез, когда мы приносим в жертву Его священную Плоть и Кровь. Только эта жертва имеет силу спасать душу от вечной смерти, ибо она таинственно представляет нам смерть Единородного Сына" (IV; 57, 60).

Св. Григорий приводит несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию об их упокоении или благодарящих за это; однажды также один пленный, которого жена считала умершим и по ком она в определенные дни заказывала Литургию, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей – именно в те дни, когда за него совершалась Литургия (IV; 57, 59).

Протестанты обычно считают, что церковные молитвы за усопших несовместимы с необходимостью обрести спасение в первую очередь в этой жизни: "Если ты можешь быть спасен Церковью после смерти, тогда зачем утруждать себя борьбой или искать веру в этой жизни? Будем есть, пить и веселиться"... Конечно, никто из придерживающихся таких взглядов никогда не достигал спасения по церковным молитвам, и очевидно, что такой аргумент является весьма поверхностным и даже лицемерным. Молитва Церкви не может спасти того, кто не хочет спасения или кто никогда сам при жизни не приложил для этого никаких усилий. В известном смысле можно сказать, что молитва Церкви или отдельных христиан об усопшем есть еще один результат жизни этого человека: о нем бы не молились, если бы за свою жизнь он не сделал ничего такого, что могло бы вдохновить такую молитву после его смерти.

Св. Марк Эфесский также обсуждает вопрос о церковной молитве за умерших и облегчении, которое она им доставляет, приводя в качестве примера молитву св. Григория Двоеслова о римском императоре Траяне – молитву, вдохновленную добрым делом этого языческого императора.

Что мы можем сделать для умерших?

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих".

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.

Как только кто умер, немедленно зовите священника или сообщите ему, чтобы он мог прочитать "Молитвы на исход души", которые положено читать над всеми православными христианами после их смерти. Постарайтесь, по мере возможности, чтобы отпевание было в церкви и чтобы над усопшим до отпевания читалась Псалтирь. Отпевание не должно быть тщательно обставленным, но совершенно необходимо, чтобы оно было полным, без сокращения; думайте тогда не о своем удобстве, но об умершем, с которым вы навеки расстаетесь. Если в церкви одновременно несколько покойников, не отказывайтесь, если вам предложат, чтобы отпевание было общим для всех. Лучше, чтобы отпевание было отслужено одновременно о двух или более усопших, когда молитва собравшихся близких будет более горячей, чем чтобы последовательно было отслужено несколько отпеваний и службы, из-за отсутствия времени и сил, были сокращены, потому что каждое слово молитвы об усопших подобно капле воды для жаждущего. Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба. Хорошо также послать пожертвование в память усопшего монастырям, а также в Иерусалим, где в святых местах возносится непрестанная молитва. Но сорокадневное поминование должно начаться сразу же по смерти, когда душе особенно нужна молитвенная помощь, и поэтому поминовение следует начать в ближайшем месте, где есть ежедневная служба.

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. V, 7).

Воскресение тела

Однажды весь этот тленный мир придет к концу и наступит вечное Царство Небесное, где души искупленных, воссоединенные со своими воскресшими телами, бессмертные и нетленные, будут навеки пребывать со Христом. Тогда частичная радость и слава, которую даже ныне знают души на Небе, сменится полнотой радости нового творения, для которой был создан человек; но те, кто не принял спасения, принесенного на землю Христом, будут мучиться вечно – вместе с их воскресшими телами – в аду. В заключительной главе "Точного изложения православной веры" преп. Иоанн Дамаскин хорошо описывает это конечное состояние души после смерти:

"Верим же и в воскресение мертвых. Ибо оно истинно будет, будет воскресение мертвых. Но, говоря о воскресении, мы представляем себе воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное воздвижение упавшего; души же, будучи бессмертными, каким образом воскреснут? Ибо, если смерть определяют как отделение души от тела, то воскресение есть, конечно, вторичное соединение души и тела, и вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа. Итак, само тело, истлевающее и разрешающееся, оно само воскреснет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале произвел его из праха земли, может снова воскресить его, после того, как оно опять, по изречению Творца, разрешилось и возвратилось назад в землю, из которого было взято...

Конечно, если только одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она и будет увенчена. И если одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказана. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости то и другое вместе получат и воздаяние...

Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, т. е. антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы в огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворшая благая, как солнце, воссияют вместе с Ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь" (стр. 267-272).

Невероятные факты

Через неделю после Пасхи каждый из нас вспоминает своих умерших близких. Это время называется Радоница.

Мы посещаем могилы усопших родственников, вспоминая о том, какими они были, какую роль сыграли в нашей судьбе при жизни и продолжают играть после своей смерти.



Один из самых сложных этапов жизни – это момент, когда умирает любимый человек. Мы скучаем по его физическому присутствию, объятиям и голосу - короче говоря, тем физическим атрибутам, которые мы связываем с нашей семьей, друзьями или близкими родственниками.

Трудно, принять тот факт, что от нас навсегда уходит близкий человек и переходит на следующий этап существования. Но жизнь совершает новый поворот и предлагает вам возможность увидеть другую сторону смерти.

У вас появляется шанс осознать, что ваш умерший родственник был намного больше, чем просто телесным образом: кожей, мышцами и костями. Речь идет о духовной, а не физической составляющей человека.

Ведь тело являлось лишь его земной оболочкой, внешней маскировкой, в которой некоторое время находилась нерушимая сущность человека.

Смерть ваших близких, помимо страдания и горя, приносит вам новое открытие и понимание, вам предоставляется возможность укрепить ваши отношения, связанные с душой близкого вам человека.

Это понимание поможет вам пробудиться и осознать то, что ваши ушедшие близкие это гораздо больше, чем просто физическая оболочка.

Вот 8 важных вещей, которые вы должны понимать про смерть своих близких.

После смерти близких


© KatarzynaBialasiewicz / Getty Images Pro

Многочисленные клинические и научные исследования говорят, что после смерти вас ждет воссоединение с вашими ушедшими близкими.

Многие люди, пережившие клиническую смерть, входили в контакт с умершими близкими. Некоторым также удалось испытать это во время сна, используя обычные или более эфирные чувства.

К сожалению, испытать подобный опыт удается лишь единицам. Что нужно делать, чтобы войти в контакт с умершими родственниками? Четкого ответа нет.

Больше молитесь, чтобы суметь почувствовать присутствие ваших близких; медитируйте, чтобы стать спокойным и умиротворенным, таким образом вы сможете почувствовать их едва уловимое присутствие; уединяйтесь с природой, ведь их души везде, где есть тишина и покой.

Проанализируйте всё, что вы знаете о душах умерших и о контакте после смерти с умершими людьми. Вы думаете, такое возможно? Или же вы и сами испытали нечто подобное один или даже несколько раз.


© Motortion / Getty Images

Если у вас есть некоторые сомнения, помните о том, что "духовный" или нефизический контакт всегда невесомый, кратковременный и едва ощутимый, в отличии от контакта физического, который является для нас более привычным и обыденным.

Теперь сделайте несколько глубоких вдохов. Если представится такая возможность, обязательно посмотрите киноленту "Разговаривая с небесами" (Talking to Heaven). Одна из сцен этого чудесного фильма, основанного на книге Джеймса Ван Прага, изображает эпизод с умирающим стариком и его воссоединение с любимыми людьми и домашними животными. Эта волнительная и очень трогательная сцена не может не трогать сердца.

Смерть в разных культурах

2. Празднование, ведь они завершили свою земную жизнь!


© MiloszGuzowski

Многие культуры отмечают смерть родственника, как самый настоящий праздник, ведь их близкий человек завершил земную жизнь и переходит в лучший мир.

Они также понимают, что рано или поздно произойдет долгожданная встреча с ним, потому что принимают тот факт, что жизнь духовная в отличие от физической, бесконечна.

Такое понимание заставляет испытывать печаль и боль, связанную со смертью близкого, но в то же время почувствовать радость от того, что они закончили земное существование и отправились на небеса.

Если объяснить это более доступным языком, то всё это похоже на сладостно-горькие чувства, как когда молодой человек заканчивает школу: он счастлив, что закончил школу, но грустит потому, что покидает место, ставшее ему вторым домом.


© AnkiHoglund / Getty Images

К сожалению, реакция многих людей на уход близкого вполне предсказуемая: сильная боль, страдания и грусть. Мало кому придет в голову испытывать радость, ведь он потерял родного человека.

Согласитесь, радоваться смерти близкого как-то противоестественно и нелогично. Вспомните моменты, когда вы чувствовали противоречивые эмоции и как вы справились с этим.

Совершенно точно одно: в вопросах восприятия смерти человек находится на довольно низком уровне развития, он еще не научился мыслить с духовной точки зрения и воспринимает смерть как физиологический процесс, а не духовный.

Для более глубокого понимания можно привести еще один пример. Представьте себе, как ужасно болели бы ваши ноги после ходьбы весь день в неудобных ботинках. Теперь подумайте, как прекрасно было бы в конце дня скинуть ненавистную обувь и поместить ваши ноги в ванну с теплой водой. Нечто подобное происходит и с телом после смерти, особенно когда человек старый, больной или немощный.


© Kharchenko_irina7 / Getty Images Pro

Помните о том, что сейчас ваш умерший близкий находится в лучшем мире. Конечно же, при условии, если это не Гитлер или другой подлый злодей, который совершил много плохого при земной жизни.

Вспомните ваши самые лучшие дни, самые счастливые, здоровые и энергичные моменты, а затем умножьте их на миллион. Примерно такие ощущения испытывает на небесах душа ушедшего человека, если при земной жизни он не совершал зла.

Согласитесь, в подобном ключе смерть не кажется уже такой страшной. Душа чувствует себя настолько хорошо, что сливается с этим светом и той чистой энергией, которую излучает другой мир.

Возможно, звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой. А ведь порой при земной жизни мы привыкли бороться и испытывать множество разочарований, что, как правило, ждем новых плохих новостей.

Вот почему так важно принимать то, что душам наших умерших родственников в загробной жизни живется намного лучше и спокойнее, чем на земле. Они наслаждаются тем светом и той свободой, которую им дали небеса.


© Kristendawn / pixabay

Вот еще одна грустная история, которая, все же, имеет очень глубокий смысл. Мать, потерявшая единственного сына, решила исцелить свое горе, помогая другим людям.

Каждую неделю она выносила бездомному человеку миску супа, и каждый раз, помогая бездомному, молча, повторяла имя своего покойного сына и представляла себе дорогое лицо. Она сосредотачивала свои мысли на тех счастливых временах, которые они провели вместе.

Вместо того, чтобы предаваться печали и боли, она решила помогать нуждающимся и вспоминать радостные моменты, тем самым облегчая боль потери.

Как принять смерть близкого

4. Вы можете сосредоточиться на трех важных элементах: на ожидании с нетерпением, радости и благодарности


© Nastco / Getty Images Pro

При потере близкого человека попробуйте сосредоточиться на этих эмоциях. Они помогут вам отвлечься от горя и боли и предаться более добрым чувствам.

Вы можете с нетерпением ждать того момента, когда снова встретитесь со своим любимым человеком, который покинул этот мир. Вы также можете испытывать радость от осознания того, что душа дорогого человека находится в лучшем мире.

Представьте себе, что она находится на красивых зеленых пастбищах и свободна от испытаний и невзгод, которые она терпела при земной жизни.

И вы также должны испытывать благодарность за все то чудесное время, которое вы провели вместе и за все те прекрасные воспоминания, которые у вас остались. Поэтому, когда ваша грусть становится слишком сильной, постарайтесь сосредоточиться на трех этих ощущениях.

Сосредоточение внимания на этих позитивных чувствах облегчает ваше горе и страдания, а также помогут вам вспомнить о том, что жизнь и любовь вечны.


© BaronVisi / Getty Images Pro

Подумайте о глубокой потере или разочаровании в вашей жизни и о том, как вы могли применить эту тройную формулу в своей жизни.

Вот еще одна история убитой горем матери: Рэйчел потеряла сына менее года назад.

"Прошедшие одиннадцать месяцев были периодом величайшей боли, скорби и страданий, но и самым большим ростом, который я когда-либо испытывала". Удивительное утверждение, не правда ли?

Однако, именно так и получилось в жизни Рейчел. После смерти любимого сына она стала помогать другим детям, у которых нет родителей. Более того, по её утверждению, её собственный сын помогает ей в добрых делах, находясь в другом измерении.

5. Ваши умершие близкие иногда пытаются вам что-то сказать


© brenoanp / Pexels

Каждый из нас слышал, что иногда происходит так, что душа нашего умершего близкого старается передать нам, живущим на земле, какое-то важное послание.

Как же его услышать и правильно растолковать?

Если вы хотите получить сообщение от своих близких, конечно же, вы можете посетить экстрасенса. Есть люди, которые являются посредниками между миром живых и миром мертвых.

Однако, очень многие пользуются тем, что безутешные родственники хотят пообщаться с умершими близкими. Аферисты выдают себя за магов, колдунов и экстрасенсов и просто делают на этом большие деньги, никак не помогая, а наоборот, усугубляя ситуацию.


© SteveBjorklund / Getty Images

Вы также можете сэкономить время, деньги и нервы, и не ходить к экстрасенсам. Ведь, по сути, все сообщения, которые нам отсылают души умерших родственником, примерно одинаковые: они просто хотят, чтобы вы были счастливы; знайте, что они живы и здоровы; не беспокойтесь о них; наслаждайтесь жизнью на Земле; и будьте уверены в том, что рано или поздно вы встретитесь с ними снова.

Прежде всего, освободите себя от любого чувства вины, связанного с ушедшим человеком. Возможно, когда-то вы поступили с ним не слишком хорошо, сделали ему что-то плохое или, напротив, не сделали что-то, чтобы ему помочь, не сказали слова любви.

Не вините себя в этом, отпустите чувство вины.

Каждая душа покидает земную жизнь в свое время и не стоит винить себя в чем бы то ни было. Так вы делаете хуже и себе, и любимому человеку, который уже покинул этот мир.

Если вы чувствуете какую-либо вину, освободитесь от этого чувства, которое вас просто пожирает и не приносит никакой пользы ни окружающим, ни вашей собственной душе.

Столь низкие энергетические эмоции могут помешать возникновению более мощных и позитивных энергетических потоков, тем самым отравляя вашу жизнь.


Кроме того, существует множество фильмов на подобную тематику. Примером такой киноленты может быть замечательная картина "Привидение" с Деми Мур в главной роли.

Вспомните, как героиня фильма общалась с духом своего умершего возлюбленного, и как на протяжении всей ленты он пытался раскрыть ей тайну своей смерти.

Постарайтесь освободиться от различных переживаний, связанных с жизнью и смертью. Поверьте, только смотря на смерть, как на очередной этап бесконечной саги жизни, можно почувствовать облегчение и жить дальше.


© Myriams-Fotos / pixabay

Мы все задавались вопросом: "Почему мы должны умереть? Почему люди не живут вечно?" Ответ прост: на самом деле мы не умираем, а просто меняем внешнюю форму своего существования.

Это изменение выглядит как страшный конец существования для тех людей, кто смотрит на жизнь только как на земное существование.

Также представьте себе, насколько скучным и удушающим было бы постоянное однообразие. Вот вам простой пример: вспомните какой-нибудь любимый фильм и спросите себя: "Хочу ли я смотреть его каждый день на протяжении целой вечности?" Ответ очевиден: конечно же, нет. Так же и с жизнью.

Души любят разнообразие, пространство и приключения, а не застой и рутину. Жизнь подразумевает вечные перемены. Это отличная установка, когда вы освобождаетесь от страхов и понимаете, что на все есть свои причины.

Признайтесь честно, вы когда-нибудь хотели остановить время? Это естественная мысль, особенно когда, наконец, всё, кажется, начинает идти хорошо. У вас возникает желание остановить это время.


© welcomia

Но небольшое размышление об этом поможет вам понять, насколько это желание неудачное. Если вам нужно больше доказательств, просто посмотрите фильм "День сурка", когда определенные события повторяются снова и снова.

А вот еще одна грустная, но поучительная история: у Марлы умерло трое детей. Казалось бы, женщина должна была впасть в глубочайшую депрессию, но вместо этого она задалась следующим вопросом: " Как я могу помочь другим пережить смерть собственного ребенка?"

Сегодня эта женщина возглавляет группу "Помощь родителям, потерявшим детей". И это является прекрасной демонстрацией того, как мы всегда можем выбрать высокий правильный путь, даже пережив страшное несчастье -потерю близкого человека.

7. Используйте и делитесь дарами, которые вам посылают души умерших близких


© SUWANNAR KAWILA

В некоторых культурах считается, что когда умирает близкий человек, он посылает вам духовный дар. Многие люди заметили значительнее перемены в своей личности или энергетике после того, как умер кто-то из их близких.

Невозможно знать кого-то хорошо, не получая от него подарков. Мы энергичные существа, живущие в энергетической Вселенной. Все наши взаимодействия приводят к буквальному обмену физическими молекулами и энергетическими узорами.

Представьте себе, что души умерших близких могут передавать свою любовь, идеи, вдохновение тем, кто остался на Земле и кого они очень любят.


© DAPA Images

Принимайте эти подарки, используйте их, чтобы облегчить своё горе и улучшить себя и окружающий мир.

Этот пункт является особенно важным для понимания некоторых вещей, связанных со смертью любимого человека. Оглянитесь назад, повлияла ли на вас как-то смерть близкого человека, с той точки зрения, что вы стали как-то совершеннее или изменили в себе что-то в лучшую сторону?

8. Возможность положиться на других


© Villamilk / Getty Images

Если не всегда, то хотя бы время от времени нам нужно опираться друг на друга и чувствовать поддержку окружающих.

Несмотря на то, что после потери близкого человека люди часто испытывают сильную боль и горе, некоторые из них "не хотят беспокоить других своими проблемами и слезами".

Возможно, вы будете удивлены, но многие, наоборот, будут рады и даже счастливы помочь тому, кто в этом нуждается. Кроме того, когда вы вновь встанете на ноги и ощутите вкус жизни, вы сможете отплатить той же монетой и помочь кому-то другому.

Это простая истина способна облегчить боль потери, а также позволит проявить ваши лучшие качества, такие как доброта и милосердие по отношению к другим.

Существует множество организаций и благотворительных фондов, кто действительно, нуждается в вашей помощи.


© CasPhotography / Getty Images Pro

Важный совет: если у вас умер близкий человек, очень важно разделить это горе с кем-то, не замыкаться в себе. С кем лучше разделить горечь утраты? Конечно же, в первую очередь, речь идет о родных и близких. Кто как не члены вашей семьи помогут вам справиться с горем? Это также могут быть близкие друзья, знакомые. Некоторым в такой ситуации помогает работа и общение с коллегами.

Ну а если у вас нет рядом близкого человека, с которым можно разделить своё горе, можно обратиться к психологу. Это именно тот случай, когда к нему можно и нужно обращаться за помощью.

Хочется надеяться, что усвоив эти 8 пунктов, человек, потерявший близкого, почувствует себя спокойнее.

Нам очень сложно принять смерть любимых людей, однако, мы можем смягчить боль утраты, поменяв своё отношение к смерти. Не стоит воспринимать её только, как физический процесс, но постарайтесь относиться к ней, как к духовному переходу нашей душу к вечной жизни.

Будьте осторожны и терпеливы к самому себе, когда скорбите и грустите об ушедшем в мир иной родственнике. Постарайтесь сохранить более широкую перспективу понимания и восприятия жизни и смерти, как это описано выше. Это облегчит ваше горе и сделает жизнь светлее и чище.

Хочу рассказать вам несколько историй из моей жизни. Они нестрашные, но думаю, многие из вас с таким в своей жизни сталкивались. Существует поверье, что когда человек отходит в мир иной, то его душа на сороковой день приходит прощаться с родными. Такие случаи имели место быть и в моей жизни.

Когда у моей подруги умер муж, а если быть точной, то он покончил жизнь самоубийством, всё было спокойно до последнего дня. В день похорон я освятила дом, где это случилось, и всё было тихо и спокойно. Немного отступлю. Я жила тогда у неё, так как она боялась быть одна, да и сынишке было 5 лет.

Легли мы спать перед сороковым днём все вместе. Мы с подругой по краям кровати, а мальчонка в середине. Просыпаюсь я посреди ночи, смотрю: в прихожей свет горит (кто знаком с деревенскими домами, меня поймёт), и кто-то щелкает кнопками магнитофона (помните советские?). Ну, думаю, такой день, подруге не спится, воспоминания и всё такое. Подняла голову, посмотрела да и дальше спать, решила её не тревожить. Думаю, пусть посидит, мысли погоняет. А утром спрашиваю её: «Что не спалось ночью, думы думала?». А она смотрит на меня с удивлением и говорит, что думала на меня, что это я бессонницей страдаю.

Как оказалось, она тоже в это время проснулась, но вставать не стала, думая, что я там сижу. Вот так, спали на одной кровати, а чтобы посмотреть на ближнего в постели, не догадались. Хотя это и к лучшему, страха зато не было.

Следующий случай был на сороковой день моей мамы. Легли мы с мужем спать, а не спится. Слышу, на кухне кто-то табуретку передвигает. И тяжело так её передвигает, что скрежет на весь дом стоит. Мы замерли, так как в доме кроме нас ещё папа был, но он уже спал. Говорю супругу, мол, сходи посмотри, а он один не хочет. Пошли вместе смотреть. А табуретка на месте стоит. Раньше мама любила, когда сидит за кухонным столом, чтобы эта табуретка рядом стояла.

А когда мы ехали с кладбища, за нами увязалась рыжая собака. Уже немолодой пес. Пришёл к дому и не уходит. Стала я его тогда подкармливать, он и прижился. Быстро научился понимать, кто свой, а кто чужой. И вот, когда мы с мужем собрались от папы в город переезжать, мне снится сон. Снится мама, а во сне просит меня, чтобы я её с собой в город забрала. Я ей говорю: «Ты же, мама, умерла, как я смогу тебя с собой забрать?». А она знай своё твердит, что забери. Ну, мы этого пса и взяли. А уже в городе снится опять сон, что мама с нами в доме живёт.

А когда умерла моя бабушка, на тот момент мне всего 8 лет было, но помню я всё отлично. Какое-то время всё тихо и спокойно было, а потом она стала к нам ходить. Беспокоила постоянно. То кровать заскрипит, словно на ней человек ворочается взрослый, то в двери стучит, то с улицы зовёт кого-нибудь по имени. Мама с моей сестрой боялись, когда она себя проявляла, а папа над ними посмеивался. Мне тоже было нестрашно, но я думаю, что это в силу возраста. А когда провели обряд, то всё стихло и пропало. Больше беспокоить она нас не стала.