Какой город являлся оплотом католицизма и контрреформации. Ирландия более не является «оплотом католицизма. Взаимоотношения полов, брак и семья в Испании: позиция церкви и общества

Церковная власть в Средние века стала господствующей политической и духовной силой. Жестокие пытки и казни творились ею именем Христа. Проповедуя смирение, бедность и воздержание, церковь богатела, наживаясь на барщине, десятине, индульгенциях . Иерархи церкви жили в роскоши, предаваясь разгулу. Эти процессы встречали осуждение и сопротивление как рядовых верующих, так и некᴏᴛᴏᴩых священнослужителей. В XII-XIII вв. против католической церкви выступили катары и альбигойцы, восстания кᴏᴛᴏᴩых были разгромлены церковью. В конце XIV в. активным обличителем духовного разложения католической церкви и самого папы стал монах-доминиканец Джироламо Савонарола. Он призывал церковь к отказу от богатства и пышности, властолюбия и тщеславия, к покаянию и аскетизму, за что был предан суду и казнен .

Идеи Джона Виклефа

Несмотря на борьбу католической церкви против ересей, их количество не уменьшалось. В конце XIV в. в Англии еретическое движение принимает форму вооруженного восстания. Во главе восстания стоял Уот Тайлер , вместе с ним выступали священник Джон Болл и крупный богослов Джон Виклеф. В положениях, выдвинутых в ходе ϶ᴛᴏго восстания, содержалась почти вся программа Реформации.

Виклеф считал, что папа не должен претендовать на светскую власть, так как Иисус Христос утверждал, что его власть не от мира сего. Денежные и другие платежи в пользу церкви должны носить добровольный, а не принудительный характер. Был поставлен под сомнение обряд причащения. Виклеф считал, что обряд имеет чисто символический характер. Какие бы слова ни произносили над хлебом, он никогда не станет частью Отметим, что тела Христа. Отметим, что каждый человек имеет право знать Священное Писание непосредственно, а не через священников. Виклеф впервые перевел Библию на английский язык полностью.

Идеи Яна Гуса

Чехия в то время была наиболее передовой в технико-экономическом смысле страной в Европе. Здесь идеи Виклефа развивал священник и богослов Ян Гус (1369-1415), выступающий против привилегированного положения духовенства и требовавший уравнения всех христиан перед Богом. Это должно было найти выражение прежде всего в том, что все христиане должны были получить право причащения и Отметим, что телом, и Кровью Христовыми. Как оказалось впоследствии, ϶ᴛᴏ требование сыграло большую роль в борьбе за реформы. Требование секуляризации церковных земель, выдвинутое Яном Гусом, разделялось как крестьянством, так и дворянством. Такой же единодушной поддержкой пользовались и выступления против продажи индульгенций.

Папа неоднократно направлял против гуситов буллы. При этом население Праги было на стороне Яна Гуса, а король не решался занять по отношению к нему твердую позицию. Тогда папа направил буллу, предписывающую прекратить какие-либо богослужения до тех пор, пока Ян Гус не покинет Прагу или не будет выдан властям. Лишь после того, как в Праге закрылись все церкви, прекратилось отпевание умерших и прочие церковные службы, Гуса выслали в провинцию, где он провел полтора года в изгнании, занимаясь переводом Библии на чешский язык.

Когда в Констанце собрался Вселенский собор, Гуса пригласили туда якобы для того, ɥᴛᴏбы обстоятельно обсудить его учение. В Констанце Ян Гус был немедленно взят под стражу и через некᴏᴛᴏᴩое время сожжен на костре. Через несколько месяцев та же участь постигла и сподвижника Гуса Иеронима Пражского. Гибель Яна Гуса и Иеронима Пражского послужила сигналом к развертыванию революционного движения не только в Чехии, но и во всей Центральной Европе. В ϶ᴛᴏм движении, проходившем под лозунгами реформации католицизма, обнаруживалась не только религиозная, но и национально-оϲʙᴏбодительная и социально-политическая сторона.

Восстание было подавлено только в мае 1443 г. При этом было очевидно, что назревал общий кризис католицизма. Во всех странах Европы широко распространилось движение гуманизма, кᴏᴛᴏᴩое подготовило взрыв Реформации.

Италия — страна, любимая многими. Но это и та страна, где находится еще одна маленькая, но важная — Ватикан. Его независимость была признана в 1929 году. Как и , Ватикан — маленькое государство в государстве, а Италия выступает большим.

Оплот католицизма и Святого Престола — Ватикан, имеет территорию площадью всего 44 га и является наименьшим государством в мире.

Так как Ватикан - это город-государство, то столица носит это же имя. Подданные Ватикана — его население, исчисляется всего 842 человеками.

На географической карте мира Ватикан легко найти просто отыскав Италию, и его центр. Пребывая в Риме, в Ватикан можно добраться всеми видами общественного транспорта: такси, автобусом (остановка Roma San Pietro), трамваем (остановка Risorgimento — San Pietro), метро (остановки Cipro, Ottaviano).
Направление в северо-западную часть Рима, на Ватиканский холм. Рядом — река Тибр, замок Святого Ангела (итал. Castel Sant’Angelo).

Государство Ватикан находится на одном из холмов Рима

Немного истории

Земли современного Ватикана в древние времена не заселялись из-за почитания их святыми. Затем, после 300 г., здесь появилась Базилика Константина и следующие поселения.

В 1929 году 11 февраля, с заключения Латеранского Договора между Святым Престолом и Италией, началась история современного Ватикана.

Все подробности об истории Ватикана вы узнаете из видео:

Архив и библиотека

Многовековые секреты Ватикана хранит знаменитый архив. Создание архива датируется 1610 годом, когда у власти был папа Павел V. Секретный архив Ватикана хранит документы от времен Средневековья до нынешних. Помогают в работе с многочисленными документами, более 1500 ученых, приглашенных их многих стран мира.

Архив и библиотека Ватикана (функционирует с XV века) — самостоятельные единицы. Здесь же организована курсы библиотекарей и лаборатория по реставрации.

В Ватиканской апостольской библиотеке (лат. Bibliotheca Apostolica Vaticana) хранятся рукописные документы времен Средневековья и эпохи Возрождения.

Секретный архив Ватикана хранит документы от времен Средневековья до нынешних

В наши дни в библиотеке насчитывается более 1,5 миллионов книг, десятки тысяч гравюр и манускриптов, карт, монет и медалей.

Внутреннее устройство

Ватикан не зря является государством. Он обладает и флагом Ватикана (желто-белый с изображением герба и двумя скрещёнными ключами под папской тиарой) и другими атрибутами развитой страны.

Армия

Как и у любого другого государства, Ватикан располагает своей армией, которая состоит исключительно из швейцарцев гвардейского корпуса. Они легко узнаваемы из-за специальной формы.

Костюм довольно яркий и необычный для военных: сочетание желто-фиолетовых оттенков, широкие штаны и объемные черные береты.

Сейчас численность гвардейцев насчитывает около 100 военных.

Яркие костюмы — отличительная черта армии Ватикана

Интересен тот факт, что армия Ватикана — старейшая из армий мира. Была создана ещё в 1506 году.
Высший чин в Армии Ватикана — полковник (нем. Oberst).

Банк

Банк Ватикана называется «Институтом религиозных дел» (итал. Istituto per le Opere di Religione). Свою работу начал в 1942 году. В 2012 году официальные данные о прибыли Банка Ватикана раскрыли сумму в 86,6 млн евро.

На территории маленького государства Ватикан есть и свои монеты — Ватиканские евро.

Многие приурочены к каким-либо памятным событиям, о чем говорят изображения на них. На одной из сторон монеты изображается лик Папы Римского.

Правительство

В Ватикане теократическая форма правления. Власть полностью принадлежит Святому Престолу. Сувереном Святого Престола является Папа Римский. Папа избирается до конца своей жизни кардиналами.

Интересно: когда 120 кардиналов избирают Папу Римского в обстановке строжайшей секретности, они вынуждены быть запертыми в отдельной комнате до тех пор, пока не придут к единому решению.
После голосования, выпускается дым из окна комнаты на верхнем этаже Ватиканских кулуаров. Если люди внизу видят черный дым, значит, Папа не избран. Если — белый, значит у верующих есть новый, избранный Папа Римский.

120 кардиналов избирают Папу Римского в обстановке строжайшей секретности

Существует легенда, что однажды Папой была избрана женщина — Папесса Иоанна. Скрывала свой пол под именем Иоанна VIII. Был этот период между 855 и 858 гг. Это один из секретов мини-государства, который до сих пор так и не раскрыт.

Атрибуты государства

В Ватикане есть и другие атрибуты государства:

  • У Ватикана есть даже своя сборная по футболу. Не член FIFA, главный тренер — Джанфранко Гуаданьоли;
  • Из транспортных сообщений Ватикану доступна вертолётная площадка, ж/д путь и вокзал, которые соединены с сетью итальянских ж/д;
  • В Ватикане функционирует ТВ центр — CTV (итал. Centro Televisivo Vaticano) и радио Ватикана, доступно для 47 языков.

Что посмотреть

В государстве Ватикан так много самых ценных достопримечательностей, что за день рядовой турист не сможет осмотреть и половины предложенного. Итак, с чего начать?

Площадь Святого Петра

Начать ознакомление с Ватиканом можно с Площади Святого Петра (итал. Piazza Sant Pietro). Именно на этой площади пролегает граница государства с остальным итальянским Римом. Широкая полоса белого цвета вкруг площади с металлическими столбиками.

Сразу удивляет потрясающая колоннада, сделанная из трех рядов с 284-мя колоннами и 80-ю столбами из травертина из города Tivoli.

Аркада увенчана серией из 140 статуй святых (3.10 м в высоту) и 6 огромными гербами Александра VII Киджи.

В центре Площади Святого Петра высится Египетский обелиск. Высота памятника 35 метров, изготовлен из ценного розового гранита.
На площади есть три фонтана.

Посмотрев видео, вы сможете насладиться видами главной площади Ватикана:

Собор Святого Петра

Потрясающий Собор Святого Петра (итал. Basilica di San Pietro) находится на Площади перед Собором. Великолепие этого мастодонта неоспоримо.

Еще издалека виден Купол Святого Петра — шедевр и в то же время символ Римской Церкви.

Ежедневно большое количество паломников и туристов со всего мира посещают этот проект Микеланджело Буонарроти. Общий вес купола 14000 т, высота (от поверхности дороги до верхней части креста) — 133,30 м, внешний диаметр 58,90 м.
Часы работы купола:

  • Зимний сезон с 1 октября по 31 марта: с 08.00 до 17.00;
  • Летний сезон с 1 апреля по 30 сентября: с 08.00 до 18.00.


Стоимость билета в купол Ватикана:

  • Подняться до уровня террасы и продолжить пешком (320 шагов) — € 8,00;
  • Пешком 551 шагов € 6,00;
  • Детский билет € 4,00.

В саму Базилику вход бесплатный в часы:

  • Зимний сезон: с 07.00 до 18.30;
  • Летний сезон: с 07.00 до 19.00.

Все подробности о Соборе Святого Петра вы узнаете из видео:

Совет: Если приехать в Собор Святого Петра к 6.45 — 7.00, можно избежать длинной очереди, которая образуется к 8.00.
Если желающие прибыли в Собор без экскурсовода, можно воспользоваться аудиогидом на семи языках (итальянском, немецком, польском, английском, испанском и французском и русском).

Музеи Ватикана

Музеи Ватикана, которые учредил Юлий II и обогащаемые с течением времени многими другими папами, являются комплексом исключительных богатств и бесценных работ искусства, в том числе скульптуры, живописи.

Музеи разделены на несколько секторов, которые включают в себя художественные сокровища из каждой эпохи: Древнего Египта, этрусской цивилизации, Греции, классического Рима.

Картины Ватикана и галерея современного религиозного искусства представляют произведения великих мастеров (Джотто, Фра Анджелико, Леонардо, Тициана). В других залах представляются потрясающие, бережно хранившиеся гобелены огромных размеров, необычные, старинные географические карты, подсвечники.
Сайты: http://www.museivaticani.va/,
http://www.roma2000.it/musvat.html,
http://www.liceo-melzocassano.it/progetti/1D/.

Посмотрев видео, вы сможете совершить экскурсию по музеям Ватикана:

Один из самых посещаемых достопримечательностей Ватикана — музей произведений живописи.

Пинакотека Ватикана (итал. Pinacoteca Vaticana) была создана во второй половине 18 века, сейчас доступна всем желающим.

Увидеть коллекцию шедевров величайших художников в истории итальянской живописи от Джотто и Фра Анжелико до Мелоццо да Форли и Перуджино, от Рафаэля и Леонардо до Тициана и Веронезе, от Караваджо до Креспи можно в 18 залах музея. Залы сформированы в зависимости от века создания 460-ти полотен, начиная с XII и до XIX века. Время посещения: с 9:00 до 18:00. Сайт: http://www.museivaticani.va/content/museivaticani/it/collezioni/musei/la-pinacoteca.html

Сикстинская Капелла

Cикстинская Капелла (итал. Cappella Sistina) в Ватикане — просторный зал с высоким сводом. Был построен между 1477 и 1480 гг Сикстом IV (отсюда часовня берет свое название). Зал служил для избрания пап и других официальных государственных церемоний. Стены расписаны сценами из жизни Моисея и Христа.

Самое главное в Сикстинской Капелле Ватикана — расписанный купол Микеланджело (более 300 кв.м), над которым он работал в первый раз с 1508 до 1512 гг.
Результатом этой каторжной работы (в люльке на высоте 21 м), стала одна из величайших картин в мире. Микеланджело на потолке часовни создал необыкновенную галерею персонажей (более 300 рисунков), которые отражают жизнь всей человеческой истории, от сотворения до пришествия Христа.

Полюбоваться красотами Сикстинской Капеллы вы сможете, посмотрев видео:

Во второй раз, два десятилетия спустя, Микеланджело был вновь призван работать над Сикстинской капеллой по приказу Павла III. С 1533 по 1541 гг. он написал Страшный суд на стене позади алтаря.

Это композиция с большой выразительной силой: в центре фигура Христа в окружении святых и ангелов, которые объявляют Судный день.

Любопытная деталь: обнаженные тела, написанные Микеланджело, посчитали «скандальными». В 1566 году художнику Даниеле да Вольтерра было поручено покрыть тела вуалью, драпировками и накидками, которые вошли в историю под названием «braghettoni» (как бриджи или брюки, популярный термин для некоторого типа брюк/штанов).

Сайт: http://www.museivaticani.va/content/museivaticani/it/collezioni/musei/cappella-sistina.html
Капеллу можно посетить: с понедельника по субботу с 9:00 до 18:00 (последний вход в 16:00 ч.) и каждое последнее воскресенье месяца с 9:00 до 14:00 (последний вход в 12:30ч.).

Станцы Рафаэля в Ватикане (итал. Stanze di Raffaello). В то время как Микеланджело расписывал фресками Сикстинскую капеллу, Рафаэль, в свои 25 лет, был вызван в Рим папой Юлием II, чтобы украсить его новые апартаменты.
Это четыре комнаты, построенные при Николо V (1447-1455 гг).

Станцы Рафаэля в Ватикане украшают апартаменты Юлия II

Были расписаны художником и его учениками в течение десяти лет фресками на религиозные темы:

  • Спор в Евхаристии (итал. Disputa del Sacramento);
  • Освобождение Св. Петра (итал. Liberazione di S. Pietro);
  • Афинская школа (итал. Scuola di Atene);
  • Пожар в борго (итал. L’incendio di borgo).

Сады Ватикана

Еще одно уникальное место для просмотра — Ватиканские Сады (итал. Giardini Vaticani). Ухоженная садово-парковая территория, с уникальными растениями (у каждого табличка с названием). Повсюду встречаются скульптурные композиции, старинные каменные скамейки.
На территории есть древние Башня Иоанна, Башня Ветров и Башня Галлинара.
В Садах Ватикана, во время экскурсии можно встретить каких-либо животных: лисиц, белок, кроликов. Местные стаи попугаев довольно экзотичны.

Ватиканские Сады — ухоженные парки с уникальными растениями

Экскурсии в сады Ватикана можно приобрести на веб-сайте заранее. Стоимость в 32 евро включает в себя и цену билетов в музеи Ватикана.

Это очень удобно для желающих посетить как можно больше мест Ватикана без отстаивания очередей.

При посещении садов, рекомендуется взять аудиогид, на русском языке имеется в том числе.
Попасть в сады Ватикана можно только с гидом, в составе утренней группы. Возможно два способа посещения садов Ватикана: пешая экскурсия и тур на автобусе.
Купить билеты он-лайн можно на сайте Ватиканских музеев: https://biglietteriamusei.vatican.va/musei/tickets/

Заключение

Только побывав в Италии, Риме и Ватикане, можно понять, что же это такое — Ватикан?
Это не только оплот верующих, безграничная власть, огромное влияние на политической арене мира.

Это — несметные богатства в виде мирового наследия живописи, скульптуры и артефактов, которым нет равных нигде в мире.

Это — нераскрытые веками секреты и тайны. Это — архивы, объясняющие оккультные науки и предположения о конце человечества.

Итак, побывать однажды в Ватикане — огромная удача. Получить массу различных эмоций и культурный шок от увиденного, абсолютно точно удастся любому из туристов или паломников.

Католической Церкви в Ирландии. В этот же день на сайте агентства Zenit был дан обзор выступления архиепископа Дублина Дермута Мартина, содержащего анализ ситуации в этой некогда «самой католической» стране Европы.

Архиепископ Дублина Дермут Мартин надеется, что Международный Евхаристический Конгресс, который пройдет в Ирландии в следующем году, поможет местной Католической Церкви на путях обновления. Об этом он заявил в четверг 2 июня 2011 г., выступая перед членами Оргкомитета этого мероприятия.
«Ирландская Церковь испытывает жгучую нужду в обновлении, — сказал, в частности, иерарх, — причем это обновление должно совершаться по преимуществу ее же собственными силами. Однако присутствие на Евхаристическом Конгрессе паломников со всего земного шара оказало бы нам огромную поддержку в этом деле. Мы надеемся, что христиане всего мира приедут в Дублин, чтобы выразить свою солидарность с Церковью в Ирландии, оказать ей поддержку, что они объединятся с нами в молитве о ее обновлении».

Далее 66-летний архиепископ обрисовал трудную ситуацию Ирландской Церкви. Он прямо говорил о «революции религиозной культуры», происходящей в стране.
«Многие люди заграницей всё еще считают Ирландию оплотом традиционного католицизма, — сказал высокопреосвященный Дермут Мартин. – Они, наверное, очень удивятся, когда обнаружат, что в некоторых районах Дублина на воскресную Мессу ходит порядка 5% католического населения, а еще в иных – даже меньше 2%. В целом по Дублинской митрополии воскресную Мессу посещает около 18% католиков».
Архиепископ отметил, что процент практикующих католиков в Дублине – значительно ниже, чем в любом другом регионе Ирландии, однако приведенные цифры свидетельствуют о многом, как и тот факт, что в текущем году, во второй раз с 2004 г., когда Дермут Мартин возглавил Дублинскую митрополию, в ней не будет ни одного священнического рукоположения. Едва ли лучшей выглядит ситуация и на ближайшие годы. «У нас есть лишь крошечная струйка новых духовных призваний», — признал архиепископ Мартин.

С особой тревогой он отметил растущее отчуждение между Церковью и молодежью. «С довольно раннего возраста молодые люди начинают уклоняться от любого контакта с Церковью, — заявил Дублинский первоиерарх, — в том числе, перестают посещать воскресную Мессу. Разумеется, показатель посещения воскресной Мессы – это отнюдь не единственная статистическая величина, характеризующая связь людей с Церковью и миссией Иисуса Христа. Но, с другой стороны, едва ли можно оставаться христианином, годами не имея никакого контакта с Евхаристией. Как раз по этой причине Евхаристический Конгресс так нужен нам: мы надеемся на его существенный вклад в наше обновление».

Далее архиепископ Мартин высказал мнение, что Церковь в Ирландии напрасно старается решать актуальные проблемы, используя традиционные пастырские инструменты, пусть даже они и были эффективны вчера. «Многие наши пастырские институты и стратегии более не годятся, — сказал он, — ведь они подразумевают, что страна живет культурой массового католицизма, а на самом деле это уже не так».
«То, что ныне происходит в Ирландии – это трагедия, — добавил он, — причем я имею в виду не только ужасы сексуальных злоупотреблений. Я имею в виду и тот факт, что мы потерпели провал в попытке передать нашу веру будущим поколениям».

Тем не менее, архиепископ Дермут Мартин, завершая свое выступление, заявил, что остается оптимистом. «Процесс восстановления идет медленно, но определенные проблески надежды всё же есть, — отметил он. – Нам необходимо помнить, что надежда, которую столь многие люди желают видеть в своей жизни, – это не наше и не их творение. Надежда происходит от действия Божией благодати в жизни людей. Христиане живут надеждой, находясь во власти тех же фактов, которые других ввергают в безнадежность. И это – только благодаря присутствию Божией благодати, которая дает нам отвагу надеяться даже перед лицом нашей очевидной беспомощности».

Как происходила реформация церкви в различных странах западной европы, кальвинизм во Франции, реформация в Англии, что такое Орден иезуитов и Тридентский собор, католическая реформация.

Широкое распространение в Европе получило также другое направление в протестантизме - кальвинизм, основоположником которого стал французский проповедник Жан Кальвин (1509-1564).

Жан Кальвин родился на севере Франции. Уже в годы своей учёбы в университете он остро ощутил наступление религиозного кризиса. «Я видел, что Евангелие заглушено суеверием, что Слово Божие намеренно утаивается от сынов церкви», - писал Кальвин. Поэтому он, «видя расстройство церкви, поднял старое знамя Иисуса Христа». Преследования протестантов во Франции вынудили его бежать в швейцарский город Базель, где в 1536 г. вышли в свет его «Наставления в христианской вере». Сформулированные в книге французского реформатора принципы представляли собой наиболее разработанную богословскую систему из всех созданных протестантскими мыслителями.

Кальвин учил, что никто не знает своего жизненного предназначения. Жизнь даётся человеку для того, чтобы выявить заложенные в нём Богом способности, а успех в земных делах представляет знак спасения. Он провозглашал новые моральные ценности - бережливость и расчётливость в сочетании с неустанным трудом, умеренность в быту, дух предпринимательства. Фактически провозглашалось новое отношение к труду: из наказания он превращался в высшую форму самовыражения человека. Кальвин был убеждён, что евангельское послание призывало к преобразованию не только церкви, но и всего общества и земного мира в целом.

Кальвин пошёл далее Лютера, не ограничиваясь лишь реформой церкви и стремясь преобразовать все общественные отношения. Именно поэтому французский реформатор считается одним из величайших деятелей в истории человечества.

Основная деятельность Жана Кальвина развернулась в Женеве - франкоязычном имперском городе, который незадолго до его появления там присоединился к Швейцарской конфедерации. Французский реформатор сумел не только обратить в свою веру жителей города, но и превратить Женеву в протестантскую столицу мира. Постепенно идеи Кальвина превзошли по влиянию па души людей лютеранское учение. Под его руководством в Женеве было установлено новое церковно-политическое устройство, которое изменило всю жизнь города.

Жизнь в Женеве совершенно преобразилась: торжественное духовное настроение заменило собою прежнюю шумную светскую жизнь, великолепие в одеждах исчезло, маскарады, танцы и увеселения были запрещены, трактиры и театры опустели, церкви же, напротив, заполнились людьми. Из церквей убрали все украшения, их посещение становилось обязательным. Нарушители установленного порядка жестоко наказывались. Это «Женевское Божье государство» представляло собой самоуправляющуюся религиозную общину, а за Кальвином как за её лидером утвердилось прозвище «Женевский папа».

За пределами Швейцарии кальвинизм прежде всего оказал воздействие на родину реформатора. Последователей Кальвина во Франции называли гугенотами. Они заняли влиятельное положение во французском обществе и во многом стали определять пути его развития.


Особенности Реформации в Англии

Англия вступила в эпоху Реформации в период правления короля Генриха VIII (1509-1547). Английский король, имевший богословское образование, откликнулся на выступление Лютера критическим памфлетом, за что удостоился от папы почётного титула «защитник веры».

Однако очень скоро Генрих превратился в одного из самых яростных противников папства. Объяснялось это семейными делами короля, который тщетно пытался добиться согласия Рима на расторжение своего брака с Екатериной Арагонской. Она была дочерью «католических королей» Фердинанда и Изабеллы и тётей Карла V, поэтому Папа Римский, находившийся тогда в сильной зависимости от германского императора, не решился дать согласие на развод. В конце концов Генрих развёлся с помощью главы английской церкви архиепископа Кентерберийского, но поскольку отношения с римским престолом были окончательно испорчены, он решил воспользоваться этим поводом для проведения церковных преобразований.

Заседавший с 1529 по 1536 г. «парламент Реформации» принял целый ряд законов, полностью преобразовавших английскую церковь и выводивших её из-под власти Рима. Важнейшее значение имел Акт о супрематии (верховенстве) 1534 г., объявлявший короля главой английской церкви. Жертвой этого закона стал великий английский гуманист Томас Мор, казнённый за отказ признать церковные полномочия короля.

Обновлённая церковь получила название англиканской. Она заняла промежуточное положение между католичеством и протестантизмом. Освободившись от подчинения Риму и перейдя с латыни на английский язык, англиканская церковь во многом сохранила католическую догматику и церковное устройство. Прежде всего была сохранена ведущая роль епископов в церковной организации.

Важнейшим следствием Реформации в Англии стало распространение грамотности. Библия была переведена на английский язык. У англичан того времени практически не было других книг, Библия представляла собой их главное чтение. В ходе Реформации было закрыто около трёх тысяч монастырей, которые владели почти 1/4 всех обрабатываемых земель в стране. Это был крупнейший передел собственности в новой истории Англии, имевший огромные социальные последствия. Реформация превратилась таким образом в один из самых мощных факторов преобразования английского общества.


Королева Мария Тюдор (1553-1558), убеждённая католичка, попыталась повернуть вспять английскую Реформацию. Церковное законодательство её отца Генриха VIII было отменено; начались массовые казни протестантов. Королева получила прозвище Марии Кровавой. Её брак с испанским королём Филиппом II сопровождался вовлечением Англии в войну с Францией, в ходе которой англичане потеряли свой последний оплот на континенте - г. Кале. Однако её кратковременное царствование не могло остановить распространение Реформации в Англии, что показало правление её сестры Елизаветы, убеждённой протестантки. В 1559 г., после восшествия на престол Елизаветы I, парламент подтвердил верховенство короны в делах церкви.


Поскольку англиканская церковь сохраняла многие элементы католичества, в Англии под влиянием кальвинизма зародилось движение пуритан. Их название произошло от английского слова, означающего «чистый», так как пуритане требовали полного очищения своей веры от католического наследия. Последователям этого религиозного направления суждено будет сыграть огромную роль как в судьбе своей страны, так и в истории английских колоний в Северной Америке.

Католическая реформация

В ходе острого противоборства с протестантизмом внутри католицизма произошло частичное обновление, которое позволило приостановить распространение нового вероучения. Этот процесс внутреннего обновления получил название католическая реформация, или «контрреформация».

Главным оплотом католической веры являлась Испания, где в ходе Реконкисты она превратилась в национальную религию, способствовавшую единению страны в борьбе с мусульманами. Основным орудием укрепления традиционной веры в Испании стал особый церковный суд - инквизиция, учреждённый в этой стране ещё в 1480 г. Мрачную память о себе оставил Великий инквизитор Торквемада, отправивший на костёр почти две тысячи последователей Христа, обвинённых в отступничестве от веры. Казни еретиков превратились в торжественные зрелища, проводившиеся при большом стечении народа. Они получили название аутодафе - буквально «акт веры». В период Реформации инквизиция резко активизировалась. В 1570 г. в Испании были сожжены последние протестанты.


С избранием папы Павла III (1534-1549 гг.) католическая реформация приобрела последовательный характер и общеевропейский размах. Им была издана булла о реорганизации инквизиции, которая превращалась в общий для всего католического мира институт, призванный бороться с ересью по всей Европе. Вслед за тем была введена предварительная цензура всей издававшейся литературы. Позднее появился Индекс запрещённых книг, в который были включены многие выдающиеся произведения эпохи Возрождения и Реформации.

Орден иезуитов и Тридентский собор

Важнейшим орудием католической реформации стал Орден иезуитов (названный по имени Иисуса Христа). Его основателем был дворянин из Испанской Наварры, участник Итальянских войн Игнатий Лойола (1491-1556).


Ранение, полученное при обороне Памплоны от французов, не позволило Лойоле продолжить службу, и он обратился к размышлениям на духовные темы. Паломничество в Святую Землю укрепило его в правильности избранного пути. В 1534 г. Лойола с группой единомышленников основал Общество Иисуса, имевшее целью всемерную защиту католической церкви от её врагов, а в 1540 г. Павел III утвердил устав Общества Иисуса. Постепенно в обиход вошло другое неофициальное его название, «Орден иезуитов».

Генерал Ордена подчинялся только Папе Римскому, а рядовые члены были обязаны беспрекословно повиноваться своему генералу. Железная внутренняя дисциплина, активная общественная и политическая деятельность, миссионерство в далёких странах позволили иезуитам в короткие сроки добиться впечатляющих успехов. К концу 1540-х гг. миссионеры-иезуиты добрались даже до Бразилии и Японии. Особое внимание они уделяли системе образования, создавая образцовые для того времени учебные заведения, где давались не только хорошие знания, но и вполне светское воспитание.


Центральное место в истории католической реформации занял Вселенский собор, проходивший в тирольском г. Тридент и заседавший с перерывами с 1545 до 1563 г. Первыми решениями Тридентского собора стали декреты о признании источником веры не только Священного Писания, но и Священного Предания, а также о толковании Писания. В Триденте был впервые выработан систематизированный свод предписаний, чётко регламентировавший религиозную жизнь католиков. Решения Тридентского собора положили начало настоящему возрождению католицизма.

Ради спасения своей репутации обновлённая церковь отказалась от продажи индульгенций. Подготовкой образованных священников занялись специальные учебные заведения - семинарии. Вся система воспитания в духе церкви была реорганизована на основе традиционных ценностей. Одновременно с религиозными реформами проводилось укрепление Папского государства, его администрации и финансов. По сравнению с эпохой Возрождения резко изменился образ жизни пап. В 1568 г. завершилось строительство крупнейшего католического храма в мире - римского собора Святого Петра, ставшего символом обновлённой церкви. В 1582 г. папа Григорий XIII осуществил реформу календаря, который мы теперь знаем под названием григорианский.



Итоги Реформации в Европе

Реформация представляла собой величайший переворот в духовной жизни европейцев, которая в ту эпоху почти полностью определялась религией. Она произвела настоящую революцию в сфере сознания, привела к полному перевороту в мыслях, убеждениях и религиозной практике миллионов людей.

Главным следствием Реформации стало возвращение к авторитету Священного Писания, прямое обращение верующих к Божественному откровению без посредников в виде многочисленной церковной иерархии. Принципиальные изменения произошли в отношении к человеческому труду. В противовес прежним взглядам на него, как на наказание, мирской профессиональный труд получил моральное оправдание и обрёл высокий религиозный смысл.

По признанию историков, «самый лучший плод, принесённый Реформацией, - это улучшение и размножение школ».

На развитии изобразительных искусств Реформация в целом отразилась отрицательно. В то же время она дала толчок развитию ряда новых направлений. В живописи это были пейзаж, натюрморт, изображение бытовых сцен. Появились также новые архитектурные формы, новые виды художественных ремёсел.

В результате Реформации произошло колоссальное, невиданное ранее в Европе перераспределение собственности, прежде всего земельной. Возникли целые категории новых собственников.

В эпоху Реформации в европейских странах создавались и укреплялись национальные церкви, происходило усиление светской власти и становление централизованных государств современного типа.

Важнейшим следствием Реформации стал раскол Европы по религиозному принципу. Это предопределило многие трагические события в её последующей истории. Религиозные войны, вызванные Реформацией, происходили во многих странах, а религиозные противоречия между ними сыграли важнейшую роль в происхождении крупнейшего общеевропейского конфликта - Тридцатилетней войны.

Из книги Игнатия Лойолы «Духовные упражнения»

«Если церковь утверждает, что то, что нам кажется белым, есть чёрное - мы должны немедленно признать это!»

«Хотя весьма похвально служить Богу из чистой любви, тем не менее нужно усердно рекомендовать также и страх перед божественным величеством, и не только тот страх, который мы зовём сыновним, но и тот страх, который называется рабским».

«Кто хочет посвятить себя Богу, тот должен отдать ему, кроме своей воли, свой разум; в этом заключается третья и самая возвышенная степень повиновения: нужно не только хотеть так, как хочет начальник, нужно чувствовать так же, как он, нужно подчинить ему своё суждение настолько, чтобы благочестивая воля могла покорить разум».

Использованная литература:
В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века