В какой день взяли христа под стражу. Моление Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Его под стражу. (Глава из "Закона Божия" протоиерея Серафима Слободского). Последние дни земной жизни Спасителя

Иван Дерма Ярцев и Андрей Лаврентьев. Омовение ног. Взятие Христа под стражу. Поругание Христа. 1509 год Фотография Е. В. Гордюшенкова / Новгородский музей-заповедник

Эта трехчастная икона с евангельскими сценами показывает три последова-тельных события. Слева Христос моет ноги ученикам; как говорит Евангелие от Иоанна, Иисус омыл ноги апостолам и сказал: «Итак, если Я, Господь и Учи-тель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:14-17). В память об этом в католической церкви в Великий четверг, перед Пасхой, священник омывает ноги двенадцати прихожанам. В православной церкви ноги омывает архиерей священникам, но обряд совершается редко.

Центральная часть иконы — арест Христа в Гефсиманском саду: Иуда целует своего учителя, указывая стражникам, кого нужно арестовать, а левее апостол Петр отсекает ухо рабу первосвященника, пытаясь защитить Христа (Иисус потом исцелил раба и запретил апостолам сражаться).

Справа — иудеи глумятся над арестованным Христом, танцуют, играют в бубны и трубы. Если приглядеться, у воина на центральном образе и у пяти солдат в сцене поругания на головах надеты шлемы с диагональными прорисями сзади. Это типичные «хохлатые» шлемы, которыми обозначали грешных вои-нов. Такой знак появился на русских иконах как гибрид шишака, непременного элемента воинской амуниции, и вздыбленных волос, которыми обозначали демонов и грешников.

   Совершив Тайную вечерю и причастив Своих учеников, Господь Иисус Христос пошел с ними в Гефсиманский сад. Это было в четверг вечером, за день до иудейского праздника Пасхи. Уютный Гефсиманский сад, густо усаженный оливковыми деревьями, некогда принадлежал праотцу Спасителя, царю Давиду. Находясь на западном склоне Елеонской горы, сад возвышался над Иерусалимом, и с него открывался живописный вид на Храм и окружающие его великолепные постройки. Когда Господь посещал Иерусалим, Он неизменно собирался со Своими учениками в Гефсиманском саду. Зная это, Иуда, один из апостолов (который покинул Тайную вечерю, чтобы предать Спасителя) решил именно сюда привести стражу, чтобы они могли здесь арестовать Христа.
    Зная о приближении воинов, Господь стал готовиться к предстоящему суду у первосвященников и к Своей крестной смерти. Чувствуя необходимость молитвы в этот решающий момент, Господь сказал апостолам: «Сидите тут, пока Я помолюсь». Отойдя на небольшое расстояние, Господь начал скорбеть и тосковать. «Душа Моя скорбит смертельно, – сказал Он находящимся невдалеке апостолам Петру, Иакову и Иоанну. – Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф.26:38). Потом, немного отойдя, Он пал на лице Свое и начал молиться: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия. Впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:36-39). Молитва эта была столь напряженной, что по описанию евангелистов, пот, как капли крови, стекал с Его лица на землю. В это время невероятной внутренней борьбы явился к Иисусу Ангел с Неба и стал укреплять Его.
   Никто не может постичь всю тяжесть скорбей Спасителя, когда Он готовился к крестным страданиям для искупления грешного человечества. Нет надобности отрицать естественный страх смерти, потому что Ему, как человеку, были известны обычные человеческие тягости и болезни. Обычным людям естественно умирать, но для Него, как совершенно безгрешного, смерть была противоестественным состоянием.
   При этом внутренние страдания Христа были особенно невыносимы потому, что в это время Господь брал на Себя все непосильное бремя грехов человечества. Мировое зло всей своей непосильной тяжестью как бы придавило Спасителя и наполнило Его душу невыносимой скорбью. Ему, как нравственно совершенному, было чуждо и омерзительно даже малейшее зло. Беря на Себя людские грехи, Господь вместе с ними брал на Себя и вину за них. Таким образом то, что должен был претерпеть каждый из людей за свои преступления, сосредоточивалось теперь на Нем Одном. Очевидно, что скорбь Христа усиливалась от сознания того, насколько ожесточилось большинство людей. Многие из них не только не оценят Его бесконечную любовь и величайший подвиг, но будут смеяться над Ним и со злобой отвергнут предлагаемый им праведный путь. Грех они предпочтут праведному образу жизни, а людей, жаждущих спасения, они будут преследовать и убивать.
   Переживая это, Господь трижды молился. В первый раз Он просил Отца удалить от Него чашу страданий; во второй раз Он изъявил готовность следовать воле Отца; после третьей молитвы Спаситель сказал: «Да будет воля Твоя»! (Мф.26:42).
   С богословской точки зрения, внутренняя борьба, которую Господь Иисус Христос претерпел в Гефсиманском саду, со всей очевидностью обнаруживает две самостоятельные и цельные сущности в Нем: Божескую и человеческую. Его Божественная воля, была во всем согласна с волей Его Небесного Отца, желающего спасти людей Своими страданиями, а Его человеческая воля естественно отвращалась от смерти как от удела грешников и желала найти другой путь спасения людей. В конечном итоге, укрепленная прилежной молитвой, Его человеческая воля подчинилась Его божественной воле.
   Восстав от молитвы, Господь подошел к апостолам, чтобы предупредить их о приближении предателя. Застав их спящими, Он кротко упрекает их: «Вы все еще спите и почиваете? Вот приблизился час и Сын Человеческий предается в руки грешников» (Мф. 26:45). «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр, плоть же немощна» (Мк. 14:38). Как могло случиться, что ученики уснули в такой решающий момент? Это произошло, очевидно, от чрезмерной печали. Они смутно понимали, что какая-то ужасная трагедия вот-вот произойдет, и не знали, как отвратить ее. Известно, что сильные переживания могут настолько истощить нервную систему, что человек теряет волю к сопротивлению и старается забыться сном.
   Однако Господь убеждает Своих учеников, а в их лице и всех христиан не отчаиваться ни при каких трудных обстоятельствах, а бодрствовать и прилежно молиться. Бог, видя веру человека, не допустит уповающему на Него впасть в искушение сверх его сил, а непременно поможет ему.

Взятие Иисуса Христа под стражу

Преобразование в форматы epub, mobi, fb2
"Православие и мир..

Войдя в сад Гефсиманский, Иисус Христос сказал ученикам Своим: "посидите здесь, пока Я помолюсь!" Сам же, взяв с Собой Петра , Иакова и Иоанна , вошел в глубь сада; и начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им: "душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною". И, отойдя от них немного, Он, преклонив колена, пал на землю, молился и говорил: "Отец Мой! если возможно, да минует (пройдет мимо) Меня чаша сия (т.е. предстоящие страдания); впрочем пусть будет не как Я хочу, но как Ты". Помолившись так, Иисус Христос возвращается к трем ученикам и видит, что они спят. Он говорит им: "так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение". И отошедши молился, говоря те же слова.

Потом снова возвращается к ученикам, и опять находит их спящими; глаза их отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.

Иисус Христос отошел от них и молился в третий раз теми же словами. Явился Ему ангел с неба и укреплял Его. Тоска же Его и душевные мучения были так велики и молитва - так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота. Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: "Вы все еще спите? Кончено. Наступил час; и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот приблизился предавший Меня".

В это время в сад пришел Иуда, предатель, с толпой людей, которые шли с фонарями, кольями и мечами; это были воины и служители, посланные первосвященниками и фарисеями схватить Иисуса Христа. Иуда уговорился с ними: "Кого я поцелую, Того и берите". Подойдя к Иисусу Христу, Иуда сказал: "Радуйся Равви (Учитель)!" И поцеловал Его. Иисус Христос сказал ему: "Друг! Для чего ты пришел? Целованием ли предаешь Сына Человеческого?" Эти слова Спасителя были для Иуды последним призывом к покаянию. Потом Иисус Христос, зная все, что с Ним будет, подошел к толпе и сказал: "кого ищете?" Из толпы отвечали: "Иисуса Назорея". Спаситель говорит им: "это Я". От этих слов воины и слуги со страхом отступили назад и упали на землю. Когда же они оправились от страха и поднялись, то в смятении пытались схватить учеников Христовых. Спаситель снова сказал: "Кого ищете?" Они сказали: "Иисуса Назорея". "Я сказал вам это Я", ответил Спаситель. Итак, если Меня ищете, оставьте их (учеников), пусть идут". Воины и слуги, подошедши, обступили Иисуса Христа. Апостолы хотели было защитить своего Учителя. Петр, имея при себе меч, извлек его и ударил им слугу первосвященнического, по имени Малха, и отсек ему правое ухо. Но Иисус Христос сказал Петру: "вложи меч в ножны; ибо все взявшие меч, мечем погибнут (т.е. кто поднимет меч против другого, тот сам погибнет от меча). Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, чтобы Он послал на защиту Мне множество ангелов? Неужели Мне не пить чаши (страданий), которую дал Мне Отец (для спасения людей)?"

Сказав это, Иисус Христос, прикоснувшись к уху Малха, исцелил его, и добровольно предал Себя в руки Своих врагов. В толпе слуг были также и начальники иудейские, Иисус Христос, обращаясь к ним, сказал: "как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день бывал Я в храме, сидел там с вами и учил, и вы тогда не брали Меня. Но теперь ваше время и власть тьмы". Воины же, связав Спасителя, повели Его к первосвященникам. Тогда апостолы, оставив Спасителя, в страхе разбежались. Только двое из них, Иоанн и Петр , издали следовали за ним.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Еванг.; от Матфея, гл. 26, 36-56; от Марка, гл. 14, 32-52; от Луки, гл. 22, 40-53; от Иоанна, гл. 18, 1-12.

Галина Толова

Евангельские сюжеты в зеркале искусства

Ты вечно новой, век за веком,
За годом год, за мигом миг,
Встаешь - алтарь пред человеком,
О Библия! о книга книг!

В.Я.Брюсов

Страсти Христовы

Взятие Христа под стражу
Отречение апостола Петра
Суд над Иисусом
«Ecce homo»

Иконография Страстей Христовых, как уже отмечалось в предыдущем материале, состоит из несколько сюжетов, основанных на Писании и апокрифах.

Евангелисты единодушны в повествовании об аресте Иисуса: «зная все, что с Ним будет» , он не скрывался от стражи, вышел к толпе.

Его более волновала судьба учеников, еще не готовых к страданиям. Им предстояло продолжать проповедь, потому Иисус сказал: «оставьте их, пусть идут» .

Вначале ученики пытались защитить Иисуса, Петр даже отсек мечом ухо рабу по имени Малх. Но Иисус исцелил раба и произнес слова, аналогичные некогда звучавшим в одной из проповедей: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» .

А.Дюрер. 16век И.Босх. 16 век

Согласно евангелиям, ученики скрылись, лишь Петр последовал за учителем, но потом отрекся от него.

Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был приведен к Иисусу своим братом - апостолом Андреем Первозванным. Сильный духом, преданный учителю в вере, он удостоился имени Петр (Камень) и особого приближения к Господу. На этом камне Петровой веры Христос вознамерился создать Церковь свою.

Сюжет об отречении Петра встречается во всех четырех Евангелиях (Мф.26:69-75; Мк.14:66-72; Лк.22:55-62; Ин.18:15-18, 18:25-27 ).

О том, что Пётр от него отречётся, Иисус Христос поведал ученикам еще во время Тайной Вечери. «Он [Пётр] отвечал Ему: Господи! с Тобой я готов и в тюрьму и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня». (Мф.26,34).

Так и случилось.

«Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько». (Мф.26:69-75)

Р.Лейнвебер. 20век

Пётр никогда не забывал своего предательства и всю оставшуюся жизнь при полуночном пении петуха становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Господь простил его и вновь восстановил в апостольском достоинстве троекратно (по числу отречений).

Ситуация отречения может интерпретироваться психологически и символически. Во-первых, сквозь призму внутреннего состояния апостола, как всякого человека, находящегося в мучительном положении беспомощности и скрывающего свою любовь и душевные муки.

Караваджо. 16 век

Во-вторых, служанки, уличающие Петра, воплощают человеческую немощь и бездуховность, «приличествующую рабам».

Геррит ван Хонхорст. 17 век

Петух же, приводящий апостола в чувство, является, по мнению христианских толкователей, «словом Христовым» , не дающим человеку расслабляться, «пробуждающим» его.

В христианском искусстве атрибутами апостола Петра стали петух, ночной костер, ключи от рая.

Впоследствии Петр проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Малой Азии, Египте, Греции, Испании. В конце жизни прибыл в Рим, где принял мученическую смерть через распятие вниз головой.

Христос, представший перед Синедрионом (высший судебный орган), был осужден на смерть, но для исполнения приговора требовалось согласие римского правителя.

И.Босх. 16 век

В то время им был Понтий Пилат.

Пилат, созвав первосвященников, начальников и народ, сказал им: «вы привели ко мне этого Человека, как развращающего народ; и вот я не нашел Его виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его. Я посылал Его к Ироду, и Ирод также ничего не нашел в Нем достойного смерти. Итак, лучше, я накажу Его и отпущу».

Я.Мостарт. 16 век Я.Тинторетто. 17 век

Пилат сказал народу: «есть у вас обычай, чтобы я одного узника отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?» Тогда народ, наученный старейшинами, стал кричать: «отпусти нам Варавву!», хотя Варавва был разбойником и убийцей. Тогда Пилат спросил их: «что же хотите, чтобы я сделал с Иисусом, называемым Христом?» Они закричали: «да будет распят!»

О. Домье. 19 век

Тогда Пилат, думая вызвать у народа сострадание к Иисусу, велел воинам бить его. Воины отвели Христа во двор и, раздев его, жестоко били. Потом надели на него багряницу (короткую красную одежду без рукавов), возложили на голову венец из колючего терна и дали ему в правую руку трость вместо царского скипетра. И стали насмехаться над ним: становились на колени, кланялись ему и говорили: «радуйся, Царь Иудейский!»; плевали на него и, взявши трость, били по голове и по лицу Его.

Облачение Иисуса в багряницу, возложение тернового венца и обращение к нему «радуйся, Царь Иудейский!», пародирующее обращение к императору, являются надругательством над царским достоинством Христа.

Когда вышел Иисус Христос в терновом венце и в багрянице, Пилат сказал им: «Вот человек!» (Ecce homo). Иконографический тип изображения Христа в терновом венце и в окружении стражников получил название «Ecce homo». Он часто встречается в европейской живописи.

К.Массейс. 16 век А.Мантенья. 16 век

Пилат желал освободить Иисуса Христа. Но иудеи кричали: «если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю». Пилат, услышав такие слова, решил лучше предать на смерть неповинного Человека, чем самому подвергнуться царской немилости. Тогда Пилат вывел Иисуса Христа, сам сел на судное место и сказал иудеям: «вот Царь ваш!» Но они кричали: «распни Его!»

К.Массейс. 16 век

Пилат, видя, что ничего не помогает, а смятение увеличивается, взял воды, умыл свои руки перед народом и сказал: «неповинен я в пролитии крови этого Праведника; смотрите вы», тем самым возложив вину на иудеев. Пилат отпустил разбойника Варавву, а Иисуса Христа предал им на распятие. (В Евангелиях от Матфея: гл. 27, 15-26, от Марка: гл 15, 6-15; от Луки: гл. 23, 13-25; от Иоанна: гл. 18, 39-40; гл. 19, 1-16).

Казнь распятием на кресте считалась иудеями самой позорной, но Христово распятие стало искупительной жертвой за грехи всех людей.

Страсти Христовы, как и другие евангельские сюжеты, легли в основу многочисленных произведений искусства. Вряд ли найдется мастер классических эпох, не обращавшийся к теме страданий Иисуса. Это могли быть отдельные произведения (как приведенные выше) и объемные циклы (например, у Дуччо, Джотто и др.).



Джотто. Фрески капеллы Скровеньи. 14 век

4.8.1. Поцелуй Иуды и взятие Христа под стражу

Окончив молитву, Христос подошел к спящим ученикам: «Вы все спите и почиваете! Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня » (Мк. 14: 41). Спаситель вышел навстречу приближающейся толпе. Люди были вооружены: одни из них держали палки и колья, другие – мечи и копья; среди народа были воины из отрядов храмовой стражи, а также старейшины.

Евангелист Иоанн говорит, что Господь не только пошел навстречу толпе, но и спросил их: «Кого ищете? » – и после ответа: «Иисуса Назарея », – предал Себя им, сказав: «Это Я » (Ин. 18: 3–5). Толпа, услышав это, упала на землю, пораженная силой слова Христова. Эта ситуация, уже в трагических обстоятельствах Гефсиманского ареста, показывает, что все произошедшее – это не несчастный случай. Господь добровольно передает Себя в руки грешников. «Сила Его была неизреченна, что не могли бы и распять Его, если бы Он Сам не предался добровольно. Господь не только ослепил глаза их, но и поверг их на землю одним только вопросом Своим. То, что пришедшие на Иисуса пали, было знаком всеобщего ниспадения этого народа, которое и постигло его впоследствии, после смерти Христовой, как и Иеремия предсказал: дом Израиля пал, и нет восстановляющего ».

С ними шел Иуда, который быстро приблизился к Спасителю, чтобы поздороваться с Ним и этим указать воинам, Кого нужно схватить. Господь кротко спросил Иуду: «Друг, для чего ты пришел ?» (Мф. 26: 50). Трижды в Евангелии используется это обращение «друг», и каждый раз оно имеет уважительное, но не собственно дружеское значение (в притче о брачном пире так обращается царь к дурному человеку, не пожелавшему надеть брачную одежду – см. Мф. 22: 12: «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал », а в притче о работниках в винограднике так обращается хозяин к человеку, недовольному уравнением заработка – см. Мф. 20: 13: «Друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? »). Вопрос Христа можно назвать риторическим, потому что и для Спрашивающего, и для человека спрашиваемого был очевиден ответ. Это обращение Христа к Иуде напоминает вопросы Бога Адаму после грехопадения (Быт. 3: 9, 11) и показывает, что можно через покаяние уклониться от погибельного пути, как бы далеко по нему человек ни зашел. Но Иуда отверг и эту возможность и, наклонившись к Иисусу, сказал: «Радуйся, Равви! » – и поцеловал Его, дав условленный знак воинам. Христос, показывая Иуде, что знает цену этого поцелуя, спросил: «Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк. 22: 48).

Митр. Антоний (Храповицкий) предполагает, что целование Иудино нужно было не только для того, чтобы в темноте не произошло ошибки и взяли Того, Кого хотели, но и в соответствии с нормами Закона. Иуда выступает в роли официально предающего (передающего) Христа в руки Синедриона, как ответственный свидетель вины, но не решается, как требовалось, сам возложить руки на Христа и препоручает это другим: «Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его » (Мк. 14: 44, 46).

Этот арест – первый шаг последующего незаконного осуждения, и Господь сразу указывает на это. Арест был произведен без предварительного следствия. А его не было, что видно из судорожного ночного поиска начальниками хоть каких-нибудь свидетелей, готовых выступить с обвинением против Иисуса из Назарета. Следствие по делу Спасителя велось не обычным порядком (см.: Втор. 19: 15–21): донос свидетелей (не менее двух-трех) – публичное слушание обвиняющих и обвиняемого – тщательная проверка судом свидетельств – суд (при наличии оснований для суда). Арест производился в случае предполагаемого сопротивления или бегства обвиняемого (см., например: Втор. 19: 11–12); в большей же части случаев, пока вина не доказана, человек считался невиновным и даже необвиняемым. В данном случае причин для ареста, тем более ночного, не было, на что и указывает Спаситель, когда говорит схватившим Его: «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня, но теперь ваше время и власть тьмы » (Лк. 22: 52–53).

Суд над Христом был устроен по замыслу (заговору) Синедриона и тем самым совершенно выпал из законных границ по содержанию, при этом внешнюю форму легитимности начальники попытались хотя бы отчасти соблюсти, что мы увидим далее.

Порывистый апостол Петр, желая защитить Христа, вынул меч и отсек ухо рабу (Мф. 26: 51; Мк. 14: 47; Лк. 22: 50; Ин. 18: 10). Христос сразу же исцелил раба и запретил Петру вмешиваться, напоминая о добровольности Своих страданий: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? » (Мф. 26: 52–53). В словах Спасителя есть и напоминание известной ветхозаветной нормы: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию » (Быт. 9: 6). Иудеи, желавшие смерти Христовой и предавшие Его в руки римлян, во время Иудейской войны сами были истреблены мечом римлян.

Стража связала Христа, вывела из Гефсиманского сада и повела в Иерусалим. Ученики, опасаясь за свою жизнь, разбежались, как и было предсказано: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада » (Мф. 26: 31). Из Двенадцати только апостолы Петр и Иоанн последовали за Христом на расстоянии вплоть до дома первосвященника. Ап. Иоанн, будучи знаком первосвященнику, имел возможность пройти во внутренний двор, а ап. Петр, по просьбе Иоанна, был впущен служанкой во двор внешний (см.: Ин. 18: 15–16).

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Предательский поцелуй Иуды. Мф. 26: 45-56; Мк. 14: 41-52; Лк. 22: 45-52 Ин. 18: 2-12 Окончив молитву, Христос подошел к спящим ученикам. «Вы все еще спите и почиваете! - сказал Он им, - Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Моление Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Его под стражу Войдя в сад Гефсиманский, Иисус Христос сказал ученикам Своим: "посидите здесь, пока Я помолюсь!" Моление о чашеСам же, взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, вошел в глубь сада; и начал скорбеть и тосковать.

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

22:39-53 Моление о наше и взятие Иисуса под стражу (см.: Мф. 26:36-56; Мк. 14:32–50; Ин. 18:1–11) Гефсиманский сад располагался у подножия Елеонской горы. Зная об искушениях, подстерегающих их всех, Иисус побуждал учеников молиться. Затем Он удалился и стал молиться о том, чтобы, если

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Взятие Христа под стражу (Матф. 26:47-56; Мк. 14:43-52; Лк. 22:47-53 и Ин. 18:2-12). Все четыре Евангелиста согласно рассказывают о предании Господа, причем каждый лишь привносит свои подробности, которые дополняют картину. По св. Иоанну, Иуда привел целую спиру, то есть часть легиона,

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

47. Взятие под стражу 47. И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. (?к. 14:43; Лк. 22:47; Ин. 18:3). Синоптики все повторяют выражение "один из двенадцати". Как будто это казалось им

Из книги Православие и творчество (сборник) автора Николаева Олеся Александровна

Поцелуй Иуды Самая великая история любви в истории человечества – это история любви Бога к людям. Самое чудовищное предательство в истории мира – это предательство Бога человеком.О том, что случилось с Иудой, спорят богословы и каждый из нас: вечное «как можно было?» и

Из книги Жизнь Исуса Христа автора Фаррар Фредерик Вильям

ГЛАВА LVII Гефсимания. Последняя борьба и взятие под стражу Путь их проходил через одни из городских ворот, вероятно, через те, которые соответствуют нынешним воротам св. Стефана, вниз по ступеням рва, через Вади Кедрон, который лежит на сто футов ниже, а затем по красивому

Из книги Беседы на Евангелие от Марка, прочитанные на радио «Град Петров» автора Ивлиев Ианнуарий

в) Поцелуй Иуды и арест. 14.43-52 - «И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите

Из книги Евангелие в памятниках иконографии автора Покровский Николай Васильевич

Глава 4 ОМОВЕНИЕ НОГ. ВЗЯТИЕ ИИСУСА ХРИСТА В САДУ ГЕФСИМАНСКОМ. СУД НАД ИИСУСОМ ХРИСТОМ. ПОРУГАНИЕ ЕГО. ОТРЕЧЕНИЕ АП. ПЕТРА. РАСКАЯНИЕ И СМЕРТЬ ИУДЫ. НЕСЕНИЕ КРЕСТА Омовение ног (Ин. XIII, 4-12) в древнехристианской скульптуре повторяется только три раза: на саркофагах -

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Поцелуй Иуды Однако тревожное ожидание внезапно закончилось с прибытием вооруженных людей, которых послали священники. Иуда привел их в то место, где должен был находиться Иисус, место, известное Иуде, но не властям. Именно теперь в ночной тишине Иисуса можно было взять,

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Взятие под стражу Окончив молитву, Христос подошел к спящим ученикам. «Вы все спите и почиваете! Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня» (Мк. 14.41).Внезапно сад осветился фонарями и факелами и

Из книги Библейские рассказы автора Шалаева Галина Петровна

Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина Петровна

Поцелуй Иуды Не успел Христос ещё этих слов сказать, как в саду между деревьями замелькали огоньки фонарей и появилась целая толпа людей с оружием и палками.Это были солдаты и слуги, которых враги послали схватить Христа. Их вёл Иуда. Он говорил им:– Кого я поцелую, тот

Из книги Толковая Библия Лопухина.Евангелие от Матфея автора

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

XXVII Определение синедриона о взятии Христа хитростью; предательство Иуды. Умовение ног, Тайная вечеря и прощальная беседа с учениками. Молитва Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие его воинами Когда праведники спали, нечестивые злой совет замышляли. В ночь на